1.6. Жертвенник заиорданских колен После того как уходят заиорданские колена, они сооружают у себя жертвенник, тем самым видимым образом нарушая распоряжение о том, что жертвенник у израильтян должен быть единый, общий. То есть получается, что они собираются устроить у себя собственный культ, собственные жертвоприношения. И это событие вызывает такой резонанс, что чуть не возникает гражданская война между западными и восточными коленами. Однако все разрешается тем, что заиорданские колена объясняют, что для памяти потомкам своим они поставили этот жертвенник; не для совершения на нем жертв, но как памятник и символ единства с теми, кто живет непосредственно в Палестине. 1.7. Завещание Иисуса Навина В последних двух главах описывается кончина Иисуса Навина. Иисус Навин напоминает собравшимся к нему израильтянам о том, что Господь исполнил все то, что обещал израильтянам: Господь изгнал от них хананеев, Господь дал им землю и дает им владеть этой землею и «посему всячески старайтесь любить Господа Бога вашего. Если же вы отвратитесь и пристанете к оставшимся из народов сих, которые остались между вами, и вступите в родство с ними, и будете ходить к ним, а они к вам, то знайте, что Господь Бог ваш не будет уже прогонять от вас народы сии, но они будут для вас петлею и сетью, бичом для ребер ваших и терном для глаз ваших, доколе не будете истреблены с сей доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш» (Нав. 23:11-13). И, собрав весь народ в Сихеме, который надолго стал одним из важнейших культовых центров для Израиля, Иисус Навин напоминает им обо всех благодеяниях, начиная с Авраама и до его дней, и предлагает им снова обновить завет с Богом, снова дать Богу обещание быть Ему послушным. «И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!» (Нав. 24:16). Иисус Навин вписывает, как сказано, эти слова в книгу закона Божия и ставит большой камень под дубом, как памятник об этом обновлении завета. После этого говорится, что Иисус Навин умер, и похоронили его на горе Ефремовой.

http://sedmitza.ru/lib/text/431039/

Мать его была блудница из Галаада, в заиорданском полуколене Манассиином, и он, лишенный своими сводными братьями наследства в доме своего незаконного отца, удалился в вольную землю Тов и там, собрав около себя праздных и бездомных людей, сделался начальником шайки грабителей. Но со своею вольницей Иеффай не забыла и патриотического долга, и потому он делал нападения на врагов своей страны, отбивая у них стада и караваны. Отвага и храбрость его обратили на него внимание старейшин Галаада. особенно страдавшего от нападений аммонитян, и они пригласили его стать во главе их для борьбы с врагами. Иеффаю тяжело было принимать приглашение от старейшин города, где он потерпел страшную обиду и несправедливость. Но любовь к родине превозмогла, и он, выговорив себе условие главенства в народе в качестве судии, принял предложение. Став во главе быстро образовавшегося отряда, он двинулся против неприятеля, но сначала попытался уладить дело мирным путем и вступил с аммонитянами в переговоры для определения прав двух враждующих народов на заиорданские области. При этом Иеффай обнаружил тонкое знание всей предыдущей истории завоевания земли израильской, и, опираясь на исторические данные, требовал удаления аммонитян. Когда же аммонитяне гордо отвергли всякие мирные предложения, заявив свои притязания на все заиорданские области, то Иеффай вынужден был добиваться своего права оружием. Сильный собственным мужеством и одушевлением народа, он выступил в поход, но пред этим, по обычаю древнего времени, дал обет Господу, говоря: «если Ты предашь аммонитян в руки мои, то, по возвращении моем с миром от аммонитян, что выйдет от ворот дома моего на встречу мне, будет Господу, и вознесу сие во всесожжение». Поход был успешен, неприятель разбит и усмирен. С торжеством победитель возвратился в свой город Массифу и направился к своему дому. «И вот дочь его выходит на встречу ему с тимпанами и ликами», его единственная дочь, хотевшая более всех отпраздновать победу своего отца-победителя. «Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего» я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Мысль будет яснее, чем по принятому тексту. Вторая половина ст. 19-го по нашему тексту читается: и завладеют полем Ефрема и полем Самарии, а Вениамин завладеет Галаадом. – Поле Ефрема, или по LXX: oroV Efraim, «гора Ефрема» – то же, что поле Самарийское, т. е. область десятиколенного царства. Подлежащим при глаг. завладеют по рус. т. служат стоящие в первой половине стиха 19-го слова которые к югу и которые в долине. Смысл выражения по рус. т. тот, что иудеи займут область израильского царства, а Вениамин, в то же время, завладеет Галаадом, т. е. областью заиорданской. Должно заметить, что сл. завладеет после имени Вениамина добавлено рус. переводчиками, в подлиннике его нет. Во второй половине ст. 19-го возбуждает недоумение упоминание о Вениамине ввиду того, что ранее назван уже весь дом Иакова, включающий и Вениамина. LXX устранили это недоумение, признав слово Вениамин, как и слово Галаад, не подлежащим, а дополнением при глаг. vejarschu ( завладеет); отсюда в слав. т. вторая половина ст. 19-го читается: «и возмут гору Ефремову, и поле самарийско, и Вениамина, и Галадитиду». Мысль получилась еще более темная. Новейшие комментаторы полагают, что 1) подлежащим во второй половине ст. 19-го, как и в первой, должно считать слова ст. 19-го дом Иакова и дом Иосифа; 2) слова поле Самарии должны считаться приложением к предшествующим – полем Ефрема; 3) вместо имени Вениамина в первоначальном тексте должно предположить название страны, по отношению к каковому названию слово Галаад является приложением, – именно название заиорданской области ( veabarhajarden). Вторая половина ст. 19-го, в таком случае, будет читаться: «и завладеют полем Ефрема – полем самарийским, и страною заиорданскою – Галаадом» (Гоонакер). Пророк выражает ту мысль, что новое теократическое царство не только заимеет прежние пределы, но будет еще расширено (ср. Uc LIV:1 ). При этом, пророк указывает расширение границ отдельно для дома Иакова (для иудеев) и для дома Иосифа (для израильтян). Авд.1:20 И переселенные из войска сынов Израилевых завладеют землею Ханаанскою до Сарепты, а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не предпринимая пока ничего по отношению к коленам по сю сторону Иордана, находившимся под властью филистимлян, он обратил внимание на независимые заиорданские колена, Иевосфей, сын Саулов, по-видимому, еще не был признан царем за Иорданом, положение было неопределенное. Но известие о поступке жителей Иависа Галаадского (погребение останков Саула и детей его), которым они засвидетельствовали свою благодарную память и приверженность к Саулу, уже успело дойти до Хеврона. Поэтому Давид решился, прежде всего, узнать мысли и расположения мужественных и честных жителей Иависа. Он послал к ним послов с поручением сказать следующее: «благословенны вы у Господа за то, что оказали эту милость господину своему Саулу и погребли его и Ионафана, сына его. И ныне да воздаст вам Господь милостью и истиной, и я сделаю вам благодеяние за то, что вы это сделали. Ныне да укрепятся руки ваши и будьте мужественны, ибо господин ваш, Саул, умер, и меня помазал дом Иудин царем над собой». Это было деликатным и осторожным предложением со стороны Давида признать его власть. Давид, очевидно, пробовал почву, чтобы узнать, может ли его власть беспрепятственно распространиться за пределы Иудина колена 158 . Для этого он обратился, прежде всего, к жителям Иависа, обнаружившим свою глубокую преданность Саулу, и ожидал, как они отзовутся: питают ли они к нему (Давиду) вражду или же, наоборот, и они чувствуют на себе обаяние его личности. Неизвестно, как отнеслись бы к этому предложению жители Иависа, а с ними и вся заиорданская страна, если бы не подоспело противоположное влияние Авенира, который выдвинул права Иевосфея. Мужественный Авенир, взявший под свое покровительство сына Саула, утвердил его царем в Маханаиме, крепком по своему местоположению городе гористого Галаада. Вся заиорданская страна признала Иевосфея своим царем. Северные колена по сю сторону Иордана, рабствовавшие филистимлянам и возлагавшие надежды на Иевосфея, или вернее, на его предприимчивого военачальника, тоже согласились считать Иевосфея своим царем, хотя фактическая власть над ними, без сомнения, принадлежала филистимлянам, охранные отряды которых Авениру по-видимому не удалось изгнать, как об этом можно судить по относительной слабости Иевосфеева царства, несмотря на его обширность 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Основная идея этого рассказа: единому Богу можно приносить жертвы на одном-единственном алтаре 450 . Пройдут долгие века, пока эта истина утвердится в сознании израильтян. Для Оригена в этом событии сокрыта великая тайна. «Первый народ – обрезанные – представлен в Рувиме, который был первородным», – говорит александрийский проповедник. Заиорданские колена – образ ветхого Израиля; колена, живущие в Обетованной земле – образ Израиля нового, Христианской Церкви. Алтарь иудеев и до пришествия Христа не был истинным. «Если они и имели алтарь прежде пришествия Спасителя, они были полностью убеждены, что этот алтарь был не истинным алтарем, но изображением и фигурой будущего алтаря, истинного. Они знали, что истинные жертвы, те, которые могут снять грехи, не приносились на алтаре, принадлежащем первородному народу, но на том, где был Иисус: именно на нем приносятся небесные жертвы, истинные» 451 . Иисус Навин здесь, как и везде у Оригена – это Иисус Христос. Где Иисус, там и истинные жертвы. Заиорданские колена могли приносить жертвы на жертвеннике в Силоме. Точно так же и евреи должны признать истинным не свой жертвенник, который был всего лишь прообразом, свидетелем, а жертвенник христиан, и на нем должны приносить «жертвы истинные, то есть духовные, приносимые нами там, где строится храм Божий из камней живых, который есть Церковь Бога Живого, там, где истинный Израиль, во Христе Иисусе» 452 . Подобно заиорданским коленам, признававшим построенный ими жертвенник свидетельства неистинным, «и нынешним иудеям надлежало знать и говорить, что алтарь их не был истинным жертвенником, а прообразовал только истинный жертвенник», – подтверждает толкование Оригена блаженный Феодорит 453 . Смерть Иисуса и Елеазара (24:29–33) Книга заканчивается смертью Иисуса Навина, бывшего вождем Израиля на протяжении двадцати пяти лет 454 , и первосвященника Елеазара, сына Ааронова. После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень 455 , будучи ста десяти лет. И похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша (24:29–30). В LXX имеется обширное добавление к 24:30 456 : И положили там с ним во гробе, в котором похоронили его, каменные ножи, которыми Иисус обрезал сынов Израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта 457 , как повелел Господь; и они там даже до сего дня (24:30а [LXX: 24:31а]). Древние церковные писатели уделяют большое внимание объяснению этого стиха Септуагинты, именно упоминанию о каменных ножах (t¦j maca…raj t¦j petr…naj).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

После речи o добром пастыре, произнесенной в притворе Соломоновом, к И. Христу подошли иудеи с решительным вопросом: «долго ли Тебе держать нас в недоумении и ожидании? Если Ты Христос, скажи нам это прямо“. Христос довольно ясно и прямо отвечает, что Он есть Мессия Христос, как Он и говорил им всегда. В то же время, напоминая им речь о добром пастыре, Он обличает неверие иудеев, говоря, что Он и словом Своим, и делами подтвердил это свидетельство о Себе. Следовательно, если ври всем том они остаются в неверии, то значит, они не принадлежат к числу призванных ко спасению, которые по духовно-нравственному своему состоянию способны того, чтобы Бог Отец призвал их к Сыну своему. Ибо если бы таково было внутреннее состояние их, то Его слово нашло бы отголосок в их сердцах, и тогда Он сохранил бы их пред всеми искушениями; данных Ему Отцом никакая сила вражеская не может похитить из Его рук, ибо могущественнее Бога нет никого, а Он – един по существу с Богом: Аз и Отец едино есма следовательно, един с Ним я по могуществу. Так именно поняли Христа и иудеи, т. е. о единстве Его как Сына Божия, с Богом Отцом по существу. Иудеи упрекают Его в богохульстве, которое видят в Его названии Себя Богом. Христос сначала устраняет этот упрек, a потом доказывает, что Он един со Отцом, что Он есть Сын Божий. Доказательства Моего единства с Богом Отцом, говорит Господь, даны вам в Моем учении и делах. Если первому не верите, то должны верить последним, что Отец, во Мне и Я в Нем. Последние слова снова производят гнев негодования на Него, как на богохульника, и Его хотят схватить, но Иисус Христос уклоняется от их рук и удаляется за Иордан из Иерусалима, на то место, где крестил Иоанн (см. Ин.10:40–42 ). Сколько времени Он там остается, ничего определенного сказать нельзя. На обратном пути из страны Заиорданской Иисус Христос поучал следовавший во множестве за Ним народ разным предметам и давал различные наставления, каковы: о малом числе спасающихся ( Лук.13:22–30 ), о самоотвержении ( Лук.14:25–35 ) и др. Вообще, это путешествие Иисуса Христа из страны Заиорданской обратно в Иудею описывается у ев. Луки в главах 13–14-й. Притчи, произнесенные И. Христом по поводу ропота на Него фарисеев за обращение с мытарями и грешниками (Лук.15:1–32)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», и тема сегодняшней беседы: Нерасторжимость брака и безбрачие. И мы будем читать Евангелие от Матфея 19 -ю главу с 1-го по 12-й стих. И мы читаем 1-й стих 19-й главы: Мф.19:1 . «Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною». Слова « в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною » означают область, называемую Переей, через нее обычно паломники, не желая проходить через Самарию, шли в Иерусалим. Истолковывая этот стих, Блаженный Феофилакт пишет: « Господь снова приходит в Иудею, чтобы неверующие из жителей Иудеи не имели предлога оправдывать себя тем, что Он чаще посещал галилеян, чем их ». То есть Христос считал Себя должным и жителям Галилеи и жителям Иудеи. Сам о Себе Сын Божий учил, говоря что: «…Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ). Так же и апостолы понимали свою миссию, что не люди должны приходить к ним, а они должны выходить навстречу ко многим. Так, например, апостол языков Павел свидетельствует о себе, говоря: «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам» ( Рим.1:14 ). «Должен», то есть осознаю свою ответственность за каждого человека, встречающегося на моем пути. К сожалению, современные христиане не считают себя ничем и никому обязанными. И если мы и общаемся с людьми, то только ввиду некоторой выгоды для себя. Апостол Павел писал христианам Коринфа: «Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши…» ( 2Кор.12:14–15 ). То есть он был человеком для других людей и лишь потом и для себя. Иногда характер его жертвенного служения доходил и до крайних пределов любви, когда он сам был готов находиться в аду, только бы видеть сродников своих иудеев обретшими дар спасения. Однажды он и воскликнул: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян…» ( Рим.9:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Скачать epub pdf Глава 19 Христос в пределах Иудеи ( Мф.19:1–2 ). Разговор с фарисеями о нерасторжимости брака ( Мф.19:3–9 ) и с учениками о безбрачии ( Мф.19:10–12 ). Благословение детей ( Мф.19:13–15 ). Разговор с богатым юношею ( Мф.19:16–22 ) и с учениками об опасностях богатства ( Мф.19:23–26 ). Награды ученикам и последователям Христовым ( Мф.19:27–30 ) Мф.19:1–2 . Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. «Вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские»: см. прим. к Мф.2:22–23 . – «Заиорданскою стороною»: по восточную сторону Иордана, путем Переи или древнего Галаада. По сю, т.е. западную, сторону Иордана, между Галилеею и Иудеею, была Самария, и чрез нее был путь в Иудею; но в настоящий раз Христос не пошел этим путем, хотя в другие времена ходил им ( Ин.4:3–4 ; Лк.17:11 ), а избрал другой путь: перешедши из Галилеи Иордан, Он Перейским берегом шел вниз и потом, опять перешедши Иордан (вероятно, близ Иерихона), вступил в пределы собственно Иудеи. Мф.19:3 . И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? «Искушая Его, говорили» и пр.: думая поставить Его в затруднение, или даже обвинить Его за ответ. «Спрашивают: «позволительно» ли (по всякой причине разводиться с женою), думая, что Он забыл Свои слова (в нагорной беседе, Мф.5:31–32 ), и готовясь обратить против Него собственные Его слова и сказать: для чего же Ты говорил прежде не так, если бы Он стал утверждать, что должно отпустить жену, и – противоположить Ему закон Моисеев, если бы Он стал говорить то же, что говорил прежде» (Злат. ср. Феофил.). Сверх сего, фарисеи и народ в то время держались разных мнений относительно этого предмета (ср. прим. к Мф.5:31–32 ). Одни, следуя учению раввина Гиллела, говорили, что разводиться можно по всякой причине, по которой жена не нравится мужу, какая бы то причина ни была. Другие, следуя учению раввина Шаммаи, утверждали, что развод может быть дозволен только в случае прелюбодейства со стороны жены, по всякой другой причине развод не законен. Предлагая этот вопрос, фарисеи ожидали, какое мнение выскажет Иисус Христос, чтобы возбудить против Него приверженцев противоположного мнения, особенно при легкомыслии толпы относительно этого пункта учения. В законе Моисевом ( Втор.24:1 ) позволяется дать жене разводное письмо, если она после брака «не будет иметь благоволения в глазах мужа, потому что он находит в ней что-нибудь срамное».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

10–11. Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его. Поникнут гордые взглядычеловека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. (И ныне внидите в камение и скрыйтеся в землю от лица страха Господня и от славы крепости его, егда востанет сокрушити землю. Очи бо Господни высоцы, человек же смирен: и смирится высота человеческая, и вознесется Господь един в день оный). Многочисленные идолы, множество коней и колесниц, несчетное количество золота и серебра, все это не избавит и не искупит жителей Иерусалима от кары страшного гнева Божия, когда Господь откроет над ним свой грозный суд. Когда Господь поведет на Иудею сильное иноземное войско с целью наказать гордый народ, то люди, теперь с открытым взором и гордой поступью, спокойно расхаживающие по улицам Иерусалима, тогда должны будут поспешно оставить свои пышные покои и по глухим тропинкам бежать в горы, скрываться в утесистых ущельях диких скал, и оттоле с рабским страхом высматривать приближение преследующих врагов. Так унижается гордость! 12–16. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено, – и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их. (День бо Господа Саваофа на всякаго досадителя и горделиваго, и на всякаго высокаго и величаваго, и смирятся: и на всяк кедр Ливанский высоких и превознесенных и на всяко древо желудя Васанска, и на всякую гору высокую и на всякий холм высокий, и на всякий столп высок и на всякую стену высокую, и на всякий корабль морский и на всяко видение доброты кораблей). Высочайшие кедры на склонах гор Ливанских, крепчайшие дубы в заиорданской области – Васане; горы, холмы, крепостные башни и стены, тяжело нагруженные корабли из Фарсиса, все эти предметы наглядно и картинно представляют высоту, славу, силу, гордость, крепость, отвагу, защиту и богатство – царей, князей, судей, военачальников, старейшин, вельмож и купцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

179. Robinson, Palast III, s. 477). Некоторые же исследователи, принимая во внимание направление в движении сирийских войск (с северо-востока), видят здесь Афек заиорданский (Onomast. 180), где теперь местечко Фик, в начале вади Фик, спускающейся к озеру Тивериадскому, по дороге к Дамаску (Robinson. Palast. III, 512. Kittel. Die Bucher der Konige, s. 167 168. И. Помяловский, Прав. Палест. Сборн. вып. 37-й, с. 179. Примеч. ). Снова сирийские войска представляли громадную армию пред ничтожными по числу отрядами израильскими: последние, в сравнении с первыми, казались как бы двумя малыми стадами коз (ст. 27). Однако пророк Божий ободряет израильского царя, говоря, что именно ради обличения суеверия сирийцев (ст. 23, 25), а еще более для утверждения Израиля в вере в Иегову, Он дарует Израилю победу над огромным полчищем сирийцев (ст. 28). Действительно, в 7-й день (ср. Нав. 6:15 ) произошла решительная битва, в которой победа осталась за израильтянами (ст. 29): число 100 тысяч или (по греч. коддексу 19, 64, 71, 82, 93, 108, 158 у Гольмеса, в Комлютенской, Альдинской Библиях, славянском тексте) 120 тыс. побитых израильтянами сирийцев означает, вероятно, общее число сирийского войска или является испорченной датой. Остатки сирийской армии вместе со своим царем Венададом скрылись в Афеке, но там рушившаяся (чудом или от подкопа жителей) стена дала смерть многим из войска: 27 тыс. – цифра, вероятно, испорченная. Венадад же от страха спрятался в самой внутренней комнате одного дома (евр.: хедер-бехадер, LXX: ες τν οκον το κοιτνος, ες τ, ταμεον; слав.: " в дом ложа, в чертог» (ст. 30) по И. Флавию (Иуд. Древн. VIII, 13, 4) – в подземной пещере. 3Цар.20:31 .  И сказали ему слуги его: мы слышали, что цари дома Израилева цари милостивые; позволь нам возложить вретища на чресла свои и веревки на головы свои и пойти к царю Израильскому; может быть, он пощадит жизнь твою. 3Цар.20:32 .  И опоясали они вретищами чресла свои и возложили веревки на головы свои, и пришли к царю Израильскому и сказали: раб твой Венадад говорит: «пощади жизнь мою».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010