Говорит же это тем, кои будут терпеть голод истины; они будут смотреть на небо вверх, и на землю вниз, и будут в стеснении, во тьме и скорби, так что не будут видеть до той поры, пока сами не обратятся ко Господу. Места эти требуют пространного толкования. Но мы стесняемся писать большие книги, чтобы не утомить читателей. Мы только отчасти коснулись этих мест по переводу LXX, который значительно отличается от еврейского. Назареи же место это объясняют так: когда скажут вам книжники и фарисеи, чтобы вы слушали их, делающих все ради чревоугодия и подобно волшебникам шепчущих наговоры свои: то вы должны отвечать им так: неудивительно если вы следуете своим преданиям, когда каждый народ обращается к своим идолам; потому и мы не должны у вас мертвых вопрошать о живых: Бог дал нам закон и свидетельства Писаний, которым если вы не захотите следовать, то не будете иметь света, но постоянно будет угнетать вас мрак, который пройдет по земле вашей и учению, так что, когда обольщенные вами увидят что они находятся в заблуждении и терпят голод истины, то будут досадовать или злиться и проклянут вас, которых считали как бы богами и царями своими, и напрасно будут смотреть они на небо и землю, когда они постоянно находятся во тьме и не могут освободиться от козней ваших. Гл. IX. Ст. 1–2. В первое время облегчена была земля Завулонова и земля Неффалимова, а в последнее время отягчен приморский путь, страна Заиорданская Галилея языческая. Народ, ходящий во тьме, увидел свет великий; живущим в стране тени смертной свет возсиял им. LXX: Это прежде выпей, скоро сделай ты, страна Завулонова, земля Неффалимова и прочие находящиеся при море за Иорданом, Галилея языческая. Народ ходивший во тьме увидел свет великий, и вам, живущим в стране и тени смертной, свет возсияет вам. Мы представили оба издания, так как свидетельство употребительно и приведено евангелистом Матфеем, представили чтобы было видно и различие и сходство в переводе. И прежде всего нужно заметить, что это свидетельство евангелист Матфей привел не по LXX-mu, а по еврейскому тексту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Господи! Господи, слава Твоему долготерпению! Слава милосердию Твоему к нам, Господи! В последнюю мировую войну в одном концентрационном лагере был такой разговор. Пленный еврейского происхождения с горечью говорил своему другу, русскому: – Наш народ страдает за Сына Марии. – А наш народ, – ответил русский, – страдает за Христа-Мессию. – Наши отцы отвергли Его, – сказал человек еврейского происхождения. – А наши отцы приняли, – сказал русский, – но мы – дети их – от неразумения отвергаем Его… Вот где они, парадоксы истории печальной… непостижимости Божией. СВЯТОЙ ВЕЛИКИЙ ИОАНН, ПРЕДТЕЧА ГОСПОДЕНЬ Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу прямыми сделайте стези Ему ( Мф. 1:3 ). Последним и самым славным пророком из ветхозаветного периода является Иоанн Креститель. Он встретил лицом к лицу долгожданного Мессию-Христа, беседовал с Ним и даже крестил Его в водах иорданских. Но какой нужен был суровый подвиг Иоанну Крестителю, чтобы встретиться с Христом? С отроческих лет и до годов зрелости святой Иоанн был в безлюдной пустыне. Он жил в жгучей заиорданской местности, среди раскаленных солнцем камней и среди диких зверей. Целых тридцать долгих лет святой Иоанн готовился к своему великому пророческому подвигу. Питался он самой скудной пищей и носил пустынную одежду из шкур зверей. Его пламенная речь на берегу Иордана также не обошлась без обличения. – Порождения ехиднины! – говорил святой Иоанн Предтеча начальникам, фарисеям, саддукеям. – Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния! Уже и секира при корне дерева лежит, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф. 3:7–10 ). Стыдно было священникам и старцам слышать эти обличения. Но они притворно молчали и не делали зла Иоанну, потому что боялись народа. – Я крещу вас водой, но Идущий за мною сильнее меня: я недостоин понести обувь Его ( Мф. 3:11 ). Так ясно, так ощутимо говорил святой Иоанн о Христе, что народ плакал от радости, а фарисеи содрогались от страха, но все же многие из них крестились от Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Господь Иисус ответил им, что Ему должно сегодня, завтра и в последующий день идти по направлению к Иерусалиму, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Тогда Он пошел в пределы иудейские заиорданскою стороною. В это время к Нему опять собирается народ и Он, по обычаю Своему опять учил их ( Мк. 10:1 ). Его шествие становится отселе открытым и даже торжественным. Этому прежде всего способствовало то, что Он послал семьдесят учеников пред лицом Своим в те места, куда Сам хотел идти. Затем Им торжественно были совершены чудеса исцеления иерихонского слепца и воскрешения Лазаря, и таким образом был подготовлен торжественный вход Его в Иерусалим. Для нас теперь важно посмотреть, чему продолжал Господь учить Своих учеников во время тайного пребывания с ними в Галилее, а также позднее во время торжественного путешествия к Иерусалиму. Когда Он сходил с горы преображения, ученики спрашивали Его о пришествии Илии, которым, по мнению книжников, должно быть предварено пришествие Мессии. Господь ответил, что Илия уже пришел в лице Иоанна Крестителя, с которым иудеи поступили, как хотели; так, добавил Он, и Сын человеческий пострадает от них. Эта речь, таким образом, непосредственно примыкала к тому, о чем с Ним беседовали на горе Моисей и Илия. Господь Иисус как бы повторял ученикам эту беседу, останавливал их внимание на том значении, какое она придавала преображению, уяснял смысл этого события, направляя мысли учеников к тому, что Божие, к духовному царству Отца Небесного. Равным образом, исцелив у подножия горы бесноватого отрока, когда все дивились всему, что творил Иисус, Он снова говорит Своим ученикам о грядущих страданиях Сына человеческого. К этому направлялось и вообще Его уединение с учениками в Галилее. Проходя чрез Галилею, Он не хотел, чтобы кто узнал, ибо учил Своих учеников, и говорил им, что Сын человеческий будет предан в руки человеческие, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет ( Мк. 9:3031 ). И позднее, уже во время торжественного шествия в Иерусалим, Он снова подзывает к Себе двенадцать и говорит им о Своих грядущих страданиях ( Мк. 10:3234 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

.... Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву ... Иисус Навин называется служителем Моисея не в смысле обыкновенного слуги, а в смысле ревностного исполнителя вдохновенных предначертаний Моисея, разделявшего с ним, до некоторой степени, правительственную власть в народе Божием 22 . Из истории древних героических времен мы знаем, что при особах великих людей состояли, обыкновенно, служители, которые, однако же, в свою очередь, были сильнейшими и сановнейшими людьми 23 . И в дальнейшей Священной Истории – Елисей называется служителем Илии пророка, однако же, этот служитель, подававший воду на руки Илии 24 , был сам величайшим пророком. Ст. 2–3. …Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею… Хотя еще при жизни Моисея все привыкли видеть ему преемника в лице верного его служителя Иисуса Навина, на которого сам Моисей возложил, некогда, руки перед народом в знак передачи ему своей власти 25 ; однако же, новый вождь возводится в свое высокое достоинство еще раз от самого Господа Бога – для ограждения его авторитета от разных честолюбцев и искателей власти, вроде Корея, Дафана и Авирона, дерзнувших восстать на самого Моисея. Свое назначение и повеление вести народ Израильский за Иордан, Иисус получил, конечно, перед скинией, в присутствии старейшин Израильских. Но не видно из писания, чтобы Господь для этого торжественно являлся перед скинией и изрекал Свою волю вслух народа. Сию волю как народ, так и Иисус, узнали, конечно, через первосвященника Елеазара. Достойно примечания, что еще при первом своем избрании в достоинство вождя Израильского, при жизни Моисея, Иисус получил прямое повеление от Господа обращаться к первосвященнику Елеазару во всех наиважнейших делах, о которых сей последний будет узнавать, посредством Урима (камни на наперснике) пред Господом (т. е. пред ковчегом) 26 . Ст. 4. Отдавая вождю Израильскому всю землю Ханаанскую, Господь точно определяет и ее границы. Сими границами земли Обетованной Господь полагает – на юге пустыню, т. е. пустыню Син; на севере – горы Ливанские; на востоке – реку великую Евфрат; на западе же – море великое, т. е. Средиземное. Землю Ханаанскую, при сем случае, Господь называет землею Хеттеев, конечно, потому, что из всех Ханаанских племен, Хеттеи ближе всех находились тогда к заиорданскому стану Евреев, и с ними первыми Евреям приходилось начинать военные действия по переходе через Иордан.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Для того, чтобы яснее представить положение нагорной страны, необходимо иметь в виду то, что Палестина во дни земной жизни Иисуса Христа разделялась на четыре части: на севере была Галилея, откуда вышла Пресвятая Дева, на юге находилась Иудея, посередине между ними располагалась Самария, на востоке же лежала Перея или, иначе, Заиорданская страна. Иудея же, в свою очередь, разделялась горным хребтом с севера на юг и состояла, таким образом, из двух частей: горной и равнинной. Горная часть и была тем местом, где находился город Иудин, под которым Святые Отцы разумели город Хеврон, старый священнический город, в котором проживали праведные Захария и Елисавета. Когда Пресвятая Дева вошла в дом Захарии, то с радостью приветствовала Елисавету. Это приветствие у иудеев выражалось словами мир тебе, но в устах Пресвятой эти слова имели особенную, необыкновенную силу. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк. 1, 41). Как только она услышала приветственные слова, тотчас взыграл младенец во чреве ее . Под словом взыграл Святые Отцы понимают необыкновенно радостное движение младенца во чреве, которое последовало от воздействия Духа Святаго, Которого праведная Елисавета в то время исполнилась. По действию Святаго Духа узнала она в Пречистой Деве Матерь Божию. И воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк. 1, 42-44). Праведная Елисавета по вдохновению Святаго Духа приветствует Пресвятую Деву не как бедную девицу, которую она знала, но как истинно Матерь Божию. Называя Ее благословенною в женах, она тем самым повторяет слова святого Архангела Гавриила, что не могло не удивить Деву Марию. Когда же она сказала: благословен плод чрева Твоего , то тем более удивила Пресвятую Деву, потому что никто кроме Нее не знал этой тайны, возвещенной Ей Архангелом. Ликуя, в чувстве радости, праведная родственница вопрошает Ее, за какие же это заслуги или добрые дела удостоилась она такой милости, что к ней пришла Матерь Господа?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

Долго ли Спаситель пробыл в этих странах, и в каких местах останавливался, неизвестно. Удаление Его оттуда было ускорено тою гласностью, которою сопровождалось это чу­до и которая лишала его желанного покоя. Поэтому Он предпочел поискать уединения опять за озером Галилейским. На пути туда Он совершил два великих чуда, именно исцелил глухого косноязычного, у которого по слову Спасителя: «еффафа, т. е. отверзись» (сопровождавшемуся некоторыми внешними действиями, как вложением перстов в уши, плюновением и прикосновением к языку больного), «тотчас отверзся слух, разрешились узы языка и стал он говорить чисто». «И чрезвычайно дивились все и говорили: все хорошо делает: и глухих делает слышащими, и немых говорящими». Чудо это собрало к Спасителю опять множество народа, жаждавшего послушать его слова и воспользоваться Его чудесами, и на берегу озера Галилейского Христос еще раз повторил чудо насыщения народа, именно, насытив семью хлебами и пятью малыми рыбами четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. После этого уже Спаситель вступил в страну Десятиградия. Это была заиорданская область, представлявшая союз из десяти вольных городов, с сбродным полуязыческим населением. Спаситель уже раньше бывал в пределах этой области и тут между прочим исцелил бесноватого гадаринца, сделавшегося ревностным проповедником царства Божия в этой темной полуязыческой стране. Проповедь его видимо была небезуспешно. Полуязычники, некогда просившие Христа уда­литься из их пределов, теперь встретили Его с радостью и спешили воспользоваться Его чудесами. И Спаситель ознаменовал свое пребывание здесь великими делами милосердия. Так около Вифсаиды Юлииной Он исцелил приведенного в Нему слепого. Исцеление это совершилось не сразу, а постепенно. Взяв слепого за руку, Иисус вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему, и велел ему взглянуть. И он исцелел, и стал видеть все ясно». Об исцелении этом Спаситель запретил рассказывать в селении, и это дало Ему возможность найти наконец желанный отдых, чтобы наедине побеседовать с своими учениками. XVII. Исповедание ап. Петра и предсказание Господа Иисуса об ожидающих Его страданиях и смерти в Иерусалиме. Преображение Господне

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

«Дубы» в Васане (заиорданская область) отличались своей крепостью. «Башни» строили для наблюдения за приближением вражеских войск цари Озия и Иоафам; они же возводили стены Иерусалима ( 2Пар.26:9 ; 2Пар.27:3 ). «Корабли Фарсисские» – это большие морские суда, на которых можно было ездить в Фарсис (финикийская колония в Испании) и в другие отдаленные страны ( 3Цар.9:26–28 ). «Украшение» кораблей – дорогие вещи, которые доставлялись на кораблях в Палестину ( 3Цар.10:22 ). Озия, как известно ( 4Цар.14:22 ), завладел эланитской гаванью Чермного моря, которая потом при Ахазе опять была утрачена иудеями ( 4Цар.16:6 ). Ис.2:17 . И падет величие человеческое, и высокое людское унизит­ся; и один Го­с­по­дь будет высок в тот день, Ис.2:18 . и идолы совсем исчезнут. Ис.2:19 . И войдут люди в рас­селины скал и в про­пасти земли от страха Го­с­по­да и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Ис.2:20 . В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных сво­их идолов и золотых сво­их идолов, которых сделал себе для по­кло­не­ния им, Ис.2:21 . чтобы войти в ущелья скал и в рас­селины гор от страха Го­с­по­да и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Иудеи перестанут надеяться на помощь своих идолов и забросят их, или упрячут в темные норы, где живут нечистые кроты да летучие мыши (ср. Ам.4:3 ). Ис.2:22 . Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? Нечего иудеям надеяться и на сильных людей, которые могут быстро потерять свою жизнь (или дыхание), как скоро Господь решит отнять у них эту жизнь. По мнению библеистов гл. 2–4 принадлежат к первым годам служения Исаии, потому что в них отражается именно характер этого времени. Вторая глава, представляет собой цельную и независимую пророческую речь (ее следовало бы начинать с 28 ст. 1-й гл.). Положение вещей, изображаемое с 6-го ст. 2-й гл., как нельзя лучше соответствует благополучному времени последних лет Озии, и большая часть толкователей относят эту речь к 740-му г. (год смерти царя Озии).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Евангелист Иоанн о содержании этих речей Господа делает лишь краткое замечание, что Он дал иудеям разуметь, какою смертью Он умрет, и тем отнял у них последнюю надежду на внешнее царство, подобно тому как раньше по насыщении пяти тысяч человек Он в капернаумской беседе отказал иудеям в таком питании на будущее время; иудеи же, как тогда, так и теперь, несмотря на столько чудес, сотворенных Христом, не веровали в Него ( Ин.12:3237 ). Но первые три евангелиста более подробно передают содержание бесед Господа Иисуса с иудеями в последнее пребывание Его в Иерусалиме, в первый день или в первые два дня после торжественного входа в Иерусалим. Беседы были начаты Его врагами. Еще во время Его путешествия в пределы иудейские заиорданскою стороною они враждебно окружали Его и старались уловить Его в слове. Так они, искушая, спрашивали Его, по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею. Во время входа в Иерусалим они приступают к Нему и требуют, чтобы Он запретил ученикам сопровождать Его возгласами. На другой день, когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: «какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть?» На этот вопрос Он ответил тоже вопросом: крещение Иоанново откуда было – с небес, или от человеков? Вопрос ставил иудеев в затруднение, так как они Иоанну не поверили, а все почитали его за пророка. Если бы они дали ответ, что крещение Иоанново было с небес, то сами осудили бы себя за неверие, а если бы ответили, что оно было от человеков, то вооружили бы против себя народ. Они отказались отвечать. Но затем Господь Иисус Христос раскрыл им смысл того ответа, который они должны были дать. Он сказал им притчу о двух сыновьях, из которых первый на приглашение отца работать в винограднике сначала отказался, а потом раскаявшись пошел, а второй согласился, но не пошел. Объясняя притчу, Господь уподобил первому сыну, исполнившему волю отца, мытарей и блудниц, а второму иудеев – первосвященников, старейшин народа и книжников, и сказал им: «мытари и блудницы вперед вас идут в царство Божие».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Его связывают естественно с Мессией. Вот слова апостола Матфея, который передает слова Господа, цитируя пророка Малахию: «Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». ( Мф. 11:9-10 ). Второй Ангел здесь не упоминается. В Евангелии от Марка повествование сразу начинается с проповеди Христовой. О том, что Господь Иисус Христос, возвещен Сыном Божиим, говорит знаменитый 2й мессианский псалом Давидов: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2:7 ). Эти слова формально не цитируются в Благовестии, но они произнесены не на Иордане, а на горе Фавор, произнесены Богом Отцом, «глас Отчий» произносит фактически эти слова. О том, что Господь Иисус Христос начнет проповедовать в Галилее говорит тот же пророк Исаия в 9й мессианской главе: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову (образ расселения этих двух колен на севере, на территории Галилеи – авт.); но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» ( Ис. 9:1-2 ). Эти слова приводятся Евангелистом Матфеем при выходе на проповедь Господа Иисуса Христа. У пророка Исаии эти слова приводятся для того, чтобы утешить насельников этой области в преддверии ассирийского завоевания. Этой области, как толкуют это место, грозило в конце VIII века завоевание Ассирией, и пророк изрекает утешение. Фактически это прообраз для того Просветителя, который последует в Галилее, просвещение от Единого Просветителя в подлинном смысле этого слова. Вот что прообразует, по мнению Евангелиста Матфея, это место. Второзаконие говорит о том, что Господь Иисус Христос – особенный Пророк. В последней книге Пятикнижия содержатся противоречивые свидетельства. Вот первое, это слова Моисея: «Пророка из Среды тебя (обращается он к Израилю – авт.), из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» ( Втор.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

Здесь приступили к Нему Фарисеи и саддукеи, и начали спорить с Ним; и, искушая Его, требовали от Него показать им знамение с неба. На это Он отвечал им: – «(иногда) вы гадаете с вечера: – завтра хорошая погода, потому что небо красно; – или (замечаете) поутру: – сегодня ненастье будет, потому что небо багрово. – Лицемеры! вы умеете распознавать лицо неба: от чего же знамений настоящего времени не узнаёте? Для чего и по самим себе не судите, чему быть надлежит?» – Потом глубоко вздохнул и сказал: – «для чего этот лукавый и прелюбодейный род знамения ищет? Истинно говорю вам: знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка!» – И с этими словами оставил их. Он сел опять в лодку, и отплыл на другую сторону озера, опять в Перею. На этот раз, ученики Его забыли запастись хлебом, и больше одного хлеба не имели с собою. А Он, между тем, сказал им: – «смотрите, берегитесь закваски Фарисейской, и саддукейской, и закваски Иродовой». – Они, было, подумали про себя: «Он, верно, делает нам намек, что мы хлебов не взяли». Но Иисус Христос, уразумевши то, сказал им: – «зачем вы думаете, маловерные, что хлебов не взяли? вы все еще не вникаете, и не вразумитесь? неужели ваш ум так ожестел? Есть глаза – и не видите? есть уши – и не слышите? и не помните? Когда пять хлебов Я преломил на пять тысяч человек; сколько коробов наполнили вы собранными кусками?» – Говорят Ему: «двенадцать». – «А когда семь хлебов на четыре тысячи: сколько корзин наполнили вы собранными кусками? – Они сказали: «семь». И сказал им: – «как же не разумеете, что Я не о хлебе сказал вам, предостерегая вас от закваски Фарисейской и саддукейской?» – Тогда поняли, что Он говорил им не о закваске хлебной, а о лицемерном благочестии, к которому приучали Фарисеи, о неверии в Провидение Божие и бессмертие души, которое внушали саддукеи, и притворстве, которое во всем своем поведении выказывал Ирод. 27. Исцеление слепого (Мк. 8:22–26) Приходит Иисус Христос в заиорданскую Вифсаиду. Здесь приводят к Нему слепого, и просят прикоснуться к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010