И далее мы слышим в сегодняшнем Евангелии, что «когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи». Это было Его последнее прощание с Галилеей, ибо Он никогда уже не возвращался в нее – до Своего Воскресения. «Он пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною», чтобы и у живущих там людей был день Божия посещения, как в Галилеи, ибо и они принадлежали к погибшим овцам дома Израилева. «За Ним последовало много людей». Когда Христос уходит от нас, самое лучшее для нас – следовать за Ним. Господь продолжает творить добро. «Он исцелил их там». Те, кто не получил исцеление от Господа в Галилее, после испытания в вере не лишился его. «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился». Некоторые приводили к Нему своих детей, чтобы Он исцелил их, а эти дети были здоровы, но их родители желали, чтобы Христос благословил их. Хорошо нам самим приходить ко Христу и приводить к Нему наших детей – прежде чем мы будем приведены к Нему нуждою и бедою. Возложение рук – знак отеческого благословения. Любовь и сила и власть Отца Небесного преподается нам только через нашего Спасителя. Никто не может сделать ничего лучшего для своих детей, чем привести их ко Христу. И вот, мы видим, что «ученики возбраняли» приходящим к Нему. Благо нам, что у Христа больше любви, чем у лучших Его учеников. И мы должны услышать сегодня слово Христово: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». Может быть, самое большее преступление – не давать детям приходить ко Христу. Потому что это означает лишение их жизни земной и вечной. И мы видим, в каких масштабах, и на какой глубине совершается это у нас сегодня. «Господь возложил руки на них» и благословил. Подлинно верующий человек живет не столько тем, что ему дано достичь Христа, как говорит Апостол, сколько тем, что Христос уже достиг его. И это может быть дано самым малым детям. Пусть младенцы не могут даже еще руки протянуть ко Христу, он возлагает на них Свои пречистые руки. И делает их Своими, Божиими.

http://pravoslavie.ru/3478.html

И Библия, и записи Феглафелласара описывают политический хаос, ставший итогом кампании в Самарии: И составил заговор Осия, сын Илы, против Факея, сына Ремалии, и поразил его, и умертвил его, и воцарился вместо него ( 4Цар. 15:30 ). Израиль (землю Амврия) ... всех его жителей, их имущество я увёл в Ассирию. Они свергли своего царя Факея, а я поставил вместо него Осию i (ANET 284). 1 Новый царь Израиля Осия стал вассалом Ассирии и платил ей дань. Он правил 10 лет (732–722 гг. до Р.Х.), став последним царём Северного царства (карта 7–6). Ассирийская кампания привела к массовым депорта- циям. Многие израильтяне из захваченных земель были уведены в плен в Ассирию ( 4Цар. 15:29 ). Библия говорит, что за этим изгнанием стоял Господь: Тогда Бог Израиля возбудил дух Фула, царя ассирийского, и дух Феглафелласара, царя ассирийского, и он выселил рувимлян и гадитян и половину колена Манассии, и отвёл их в Халах, и Хавор, и Ару, и на реку Гозан, – где они до сего дня ( 1Пар. 5:26 ; карта 7–4). Географически, территория Израиля уменьшилась до центральных гор Ефрема и Манассии (тёмно-красная пунктирная граница). Земли, отнятые у Израиля, стали провинциями Ассирии (карта 7–6). Исаия ссылается на: духовную тьму, опустившуюся на эти области в связи с ассирийским господством, но также смотрит в будущее, когда эта тьма будет удалена: Прежде Он сильно подавлял... Приморский путь, Заиорданскую сторону и Галилею языческую. Но народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной воссияет свет ( Ис. 9:1–2 ; перевод автора). Новый Завет связывает служение Иисуса Христа в этих регионах с пророческими надеждами Исаии ( Матф. 4:12–16 ). 3. Завоевание Дамаска, 732 год до Р.Х. Пророчество о Дамаске: «Вот, Дамаск исключиется из числа городов и будет грудой развалин» ( Ис. 17:1 ). И пошёл царь ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил ( 4Цар. 16:9 ). Пророк Исаия призвал иудейского царя Ахаза не бояться угроз со стороны Израиля и Дамаска. Он пророче- ствовал, что прежде чем младенец научится говорить: «Отец мой, мать моя», т.е. в течение двух лет «богатства Дамаска и добычи самарийские понесут перед царём ассирийским» ( Ис. 8:4; 7:14–16 ). В течение двух лет после пророчества Исаии Израиль стал вассалом Ассирии. Дамаск превратился в груду развалин, остаток сирийцев был переселён в Кир (местонахождение неизвестно, ср. Ам. 1:5; 9:7 ), а его бывший царь Кир был убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

И видим самое решительное отрицание этого кощунственного их маневра. Но они, по-видимому, не считали дела поконченным. Вступая в постоянные пререкания со Спасителем, они поставили Ему окончательный вопрос: не перейдет ли Он на их сторону, отказавшись предварительно от Своего начертания Царства Небесного. Случай этот рассказывается в Ев. Иоанна (X гл.) так. В праздник обновления Иудеи окружили Христа и приступили к Нему с вопросом: «долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо». Спаситель им отвечает, что Он уже говорил им об этом, но они не верят. А не верят они потому, что они не Его овцы, у Него же есть Свои овцы; они веруют в Него и никто не исхитит их от Него, ибо Он получил их от Своего Отца. А Он и Отец – одно. Иудеи взяли камни, чтобы побить Его, но Он обращается к ним и говорит: много добрых дел сделал Я вам во имя Отца Моего, за какое же собственно из них вы теперь хотите побить Меня? Очевидно, в смущении они ответили, что не за доброе дело хотят побить Его, а за богохульство, за то, что Он, человек, называешь Себя равным Богу. Иисус Христос в Свое оправдание ссылается на слова 81 псалма, и если там названы богами простые люди, и это не богохульство, то Он даже с их точки зрения без богохуления может назвать Себя также; а как находящийся в Отце и сотворивший столько чудес Он есть Сын Божий не в образном, а в действительном смысле. Тогда снова взяли Иудеи камни. Иисус Христос ушел от них в заиорданскую страну. Суть рассматриваемой беседы состоит в том вопросе, который предложили Иисусу Христу Иудеи: долго ли Ты будешь держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо. Такой вопрос мог быть предложен в двояком смысле. Во 1-х в буквальном, с целью узнать, действительно ли Он Мессия. Но мог быть и другой смысл вопроса – субъективный. Иудеи тонко, политично могли спрашивать собственно о том: согласен ли Спаситель рассматривать Себя как Мессию Христа в их традиционном, а также и в партийном смысле. Возможность этого последнего смысла едва ли подлежит каким сомнениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

И действительно, здесь поселились колена, у которых было особенно много скота и которые впоследствии преимущественно предались этого рода занятиям. Но так как пастушеская жизнь, особенно в местах, где стадам постоянно угрожает опасность то от хищных зверей, то от хищных людей, каких за Иорданом всегда водилось много, сопровождается различными приключениями и требует вообще бдительности и находчивости: то, естественно, между заиорданскими пастухами было не мало людей, не похожих на наших русских пастухов, и многие из них славились своими подвигами и воинственностью, так что на жителей Галаада смотрели, как на народ воинственный ( Быт. 49:19 ; Суд. 11:5–7 ; 1Пар. 12:8–18 ). Совсем нельзя этого сказать о северной и средней частях западной Палестины. Мягкий климат и роскошная природа скоро изнежили обитателей этих стран, ослабили в них энергию и любовь к воинским подвигам. Нужны были особенно вдохновенные и энергичные личности для того, чтобы пробудить и в них чувство самосознания, любовь к национальной и нравственной свободе, которой они очень мало пользовались. Обращая свой взор на южную часть Палестины, мы с различием в природе местности замечаем различие в характере и наклонностях ее обитателей. Почти сплошное и высокое плоскогорье, мрачные ущелья, громадные и обрывистая скалы воспитывали суровый и храбрый дух их обитателей, располагали к подвигам и лишениям. И действительно, здесь покоился и обитал лев иудин, здесь воспитались грозные обличители еврейских царей и народа, здесь же проводили свою молодость и знатные воины евреев от Саула и Давида до Маккавеев и Варкохбы. – Но, при разнообразии своей природы, Палестина отличалась также своими естественными богатствами, плодородием почвы и прекрасным климатом. В Библии много говорится о плодородии палестинской почвы. Моисей, побуждая евреев к исполнению заповедей закона, чтобы они оставались жить в обетованной земле, так описывает ее: «Господь Бог твой ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой, и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни – железо и из гор которой будешь высекать медь» ( Втор. 8:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

И из незваных вышли избранные Но как не раз говорили уже мы, братие, – Евангелие не историческая книга, а книга жизни, книга, вечно раскрывающая пред нами нашу жизнь. И особенно чувствуем мы это в только что прочитанной нами притче о званых и избранных. Ведь, и мы – званые. Званые на трапезу Божественного Жениха, в Его светлый и святейший Чертог нескончаемого ликования и радости. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ев. Иоан. 3:16 ). И не только «не погиб,» но и вошел в радость и сделался Божьим другом – «вы друзья Мои,» говорит Господь ученикам Своим на Тайной Вечери. Но разве чувствуем мы радость небесного «звания,» разве тоскуем по трапезе мира и благодати? Увы, христианский мир наших дней утратил святую тоску по горнему граду и весь погряз в царстве какого-то духовного хаоса. Кто мы? Куда мы идем? Что ждем от нашего христианского упования? Едва ли многие из нас, «званых,» способны дать ответ на эти вопросы. И святая Церковь, носящая образ своего Небесного Жениха и Хозяина Божественной Вечери, зовет нас быть не только наследниками, но и обладателями вечных спасения и радости. Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Божие, – звучал некогда в Заиорданской пустыне, мощный, как порыв бурного ветра, призыв Предтечи. «Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Божие, – обращается и к нам ныне Святая Церковь, подготовляя нас к наступающим праздникам Рождества Бога-Слова, пришедшего в мир. Христианский праздник – праздник любви и благодарения. Праздник живого обращения к Богу и сострадательного отношения к ближнему. Принесем же и мы, братие, в наступающий праздник, дожить до которого да сподобит нас Господь, не наши обильные трапезы и праздное провождение времени, а живую и богоугодную жертву служения Богу и страждущему ближнему своему. Только в этом откроется нам истинная радость христианского праздника. Только в этом увидим мы свет Вифлеемской звезды, услышим славословие ангелов. И только тогда вместе с святителем Иоасафом Белгородским , каждый из нас от чистого сердца своего сможет воскликнуть: «да будет благословен день и час, в который Господь наш Иисус Христос родился меня ради!»

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

– И, несмотря на то, что Он любил это семейство, по получении вести о болезни Лазаря, пробыл на том месте, где находился, еще два дня. Потом, по прошествии двух дней, говорит ученикам: – «пойдем опять в Иудею». – Ученики говорят Ему: «Равви! недавно Иудеи искали побить Тебя камнями; и Ты опять идешь туда?» Иисус Христос отвечал: – «не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет, который освещает этот мир; другое дело, кто ходит ночью, тот спотыкается, потому что света нет при нем». – Этой притчей Иисус Христос хотел вразумить, что, каким образом никакая сила не в состоянии сделать день более или менее двенадцати часов, так никто не в силах сократить время, определенное Промыслом для Его действования; и, пока этот день Его длится, Он будет беспрепятственно совершать Дела пославшего Его Отца. Сказавши это, Иисус Христос говорит потом: – «Лазарь, друг наш, уснул: но Я иду разбудить его». Ученики, подумавши, что Он говорит о сне обыкновенном, который мог быть признаком благотворного перелома болезни, сказали на это: «Господи! если уснул, то выздоровеет». Тогда Иисус Христос сказал им прямо: – «Лазарь умер. И радуюсь за вас, что Меня там не было (иначе, Я исцелил бы его, а теперь перед вами совершится дело всемогущества Божия), дабы вы уверовали (что Я – Божий Сын). Но пойдем к нему». Иисус Христос пошел вперед, но ученики выказали нерешительность. Тогда Фома, иначе, Близнец, сказал соученикам: – «пойдем и мы, умрем с Ним (то есть, разделим опасность, угрожающую нашему Учителю). 10. Иисус Христос разрешает спорный вопрос о разводах (Мф. 19:1–12; Мк. 10:1–12) Наконец, Иисус Христос, проходя заиорданской стороной, пришел в пределы Иудейские. И опять сошлось к Нему множество народа. Он опять, по обыкновению Своему, учил и исцелял их. Тут приступили к Нему Фарисеи, с намерением выведать Его мысли об одном спорном, в то время, предмете. Они спросили: – «может ли муж развестись со своей женой под каким бы то ни было предлогом?» Он отвечал: – «разве вы не читали, что в начале сотворения, Бог сотворил мужа и жену? И сказал: «сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будет оба в плоть едину» ( Быт. 1:27, 2:24 )? А потому, они уже не двое, но одна плоть (один человек).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

" И посмотрят, " говорит, " на землю " , так что, вследствие совершенных грехов, они стали несмелыми. И " се скудость, теснота, " и " тма " и сокрушение, " якоже не видети " . Но Акила не говорит: " якоже не видети " , но нравы развращенные; другие же переводчики говорят, что они будут с открытыми очами видеть мрак, т.е. их затемненные очи лишатся способности видеть. " Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел " , т.е. эти бедствия имеют продолжаться определенный период времени, чтобы вы познали негодность идолов.   Объяснение св. Иоанна Златоуста на последующие главы книги пророка Исайи начиная с 11-й ст. VIII-й гл. до LXIV-й гл. включительно, на греческом языке не сохранились, по крайней мере учеными патрологами не найдено, но сохранилось на армянском языке и было издано в Венеции в 1887 г. мекитаристами в латинском переводе. По переводу и изданию мекитариство сделан и наш перевод в этой части объяснения св. Иоанна Златоуста на книгу пророка Исайи. На полях указаны соответствующие страницы латинского перевода мекитаристов. 11. Глава 9.   Ст. 1-2. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую , части Иудеи. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет . Сперва, говорит, потерпи наказание; это получается до­рогой ценой Иерусалима. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий . Какой же это свет ?   3. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою . Так как они были бег­лецами, то Христос пришел в их страну, и излил на них радость, не как на виновных в преступлении и постыдных беглецов. И правильно (пророк) сказал: Ты умножишь народ ; из числа их уверовало много язычников, ко­торые жили вместе с ними и вблизи их и также были объяты радостью. Смотри, откуда рождается свет: на каком же осно­вании язычники стали причастниками его? С пришествием Хри­ста, свет родился в Вифлееме, и отсюда воссиял языкам; с самого начала все гнали Его из Иудеи, и Он, удаляясь, перешел в Египет, так что свет заблистал языкам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И прекрасно говорит, что погребением осла он будет погребен, указывая, другими словами, что он не будет погребен, что, то есть, он будет растерзан дикими зверями и птицами. Ибо таково погребение осла. Ст. 20–23. Взойди на Ливан и кричи, и на Васане дай голос твой, и кричи к проходящим мимо; ибо сокрушены, все любовники твои. Я говорил к тебе во время изобилия твоего; а ты сказала: не послушаю. Таков путь твой от юности твоей, что ты не слушала гласа Моего, Всех пастухов (или любовников) твоих упасет ветр, и любовники (или друзья) твои пойдут в плен. И тогда ты придешь в смятенье и покраснеешь от стыда за всю злобу твою. Сидящая на Ливане и гнездящаяся на кедрах! Как ты возстенала, когда приступили к тебе боли, как-6ы боли рождающей. Посредством метафоры Ливана и Васана, областей и гор Заиорданских, речь обращается к Иерусалиму, что он напрасно надеялся на Египет, или к самому Иоакиму, царствовавшему в то время в Иерусалиме и поставленному на царство Египтянами, что он напрасно надеется на помощь Египтян, и что и они сами будут побеждены царем Вавилонским и отведены в плен ( 4Цар. 24 ) Словами: Я говорил к тебе, т. е. Сам Бог чрез пророков, или: они говорили к тебе, – подразумевается: пророки Мои, – а ты в изобилии твоем сказала: не послушаю, –обличает его в гордости и в том, что множеством богатства он злоупотребил в оскорбление Бога. И повествует, что не только в это время, но с самого начала, когда он выведен был из Египта, он не слушал гласа Божия; посему и все пастыри и князья его разсеены по разным местам и подклонили выи под иго Вавилонское. Словами же: сидящая на Ливане и гнездящаяся на кедрах и пр. порицает высокомерие, которое возросло от изобилия всех благ, и говорит, что к нему, как к женщине – родильнице, придет внезапная боль и неожиданный плен. Поставленное нами: кричи к мимо проходящим, что в Еврейском meabarim, Семьдесят и Феодотион перевели: за море, Симмах: напротив, в обозначение того, что голос пророка должен достигать из Иерусалима до горы Ливана и Васана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И при всем этом, по смерти Саула в течение семи с половиною лет Давид царствует в Хевроне только над коленом Иудиным ( 2Цар.5:5 ). Холодность к Давиду, открывающаяся из этого, становится яснее из следующего. Ставши царем иудейским, он пытается напомнить о себе и своем воцарении над Иудою заиорданским коленам. Именно, узнавши, что жители Иависа, города, освобожденного некогда Саулом от позорного рабства царю аммонитскому ( 1Цар.11:1–11 ), похоронили Саула, он отправляет к ним посольство поблагодарить их за «эту милость господину своему Саулу», ободрить их в настоящих трудных обстоятельствах, обещать им свое благоволение и искусно сообщить им о том, что дом Иудин помазал его царем над собою. «Да воздаст вам Господь милостию и истиною», должны были сказать, между прочим, послы Давида от его имени жителям Иависа; «и я сделаю вам благодеяние за то, что вы сделали. Ныне да укрепятся руки ваши, и будьте мужественны; ибо господин ваш Саул умер, а меня помазал дом Иудин царем над собою» ( 2Цар.2:5–7 ). Пожелай жители Иависа, а также и другие израильтяне уже теперь признать его своим царем, он без сомнения согласился бы на это, как и согласился позднее, и выступил бы против филистимлян. Но этого согласия на этот раз не последовало, хотя слава о доброй памяти Давида, царя иудейского, о прежнем царе Сауле могла распространяться в народе и располагать его в пользу Давида. 216 Холодность народа к Давиду и как бы забвение с его стороны о нем были бы еще разительнее, если бы было справедливо предположение некоторых, что израильтяне не признают его своим царем и после смерти Иевосфея в течение пяти с половиною или около того лет. Но контекст речи в том месте ( 2Цар.2:8–10 ), на которое опирается это предположение, говорит в пользу другого предположения, – именно, что пять с половиною лет прошли со времени смерти Саула до (фактического) воцарения Иевосфея над всем Израилем, кроме Иудина колена. 217 Как бы то ни было, но Давид, еще при жизни Саула считавшийся его преемником, становится царем только над коленом Иудиным: другие колена не признают его, хотя некоторым из них он и делает напоминание о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иер. 40:7–16 7. И егда услышаша вси воевды силы же на сел, и силы ихъ, к поставилъ есть црь сна [властелина] над землею, и к предад ем мжы и жены и дти, и убогихъ земл, иже не преведени быша в Вавлнъ: 7. Когда все военачальники, бывшие в поле, они и люди их, услышали, что царь Вавилонский поставил Годолию, сына Ахикама, начальником над страною, и поручил ему мужчин и женщин, и детей, и тех из бедных страны, которые не были переселены в Вавилон; 8. к в Массифаъ снъ и и снъ и Сареа снъ анаемеовъ, и снове ф, же бша из Нетфаы, и снъ Махаы, и мжи ихъ. 8. Тогда пришли к Годолии в Массифу и Исмаил, сын Нафании, и Иоанан и Ионафан, сыновья Карея, и Сераия, сын Фанасмефа, и сыновья Офи из Нетофафы, и Иезония, сын Махафы, они и дружина их. Ст. 7–16. Воевды силы же на сел, и силы ихъ, суть те войска с их предводителями, которые во время осады Иерусалима халдеями находились вне осажденного города и, вероятно, по своему незначительному количеству, также как войско иудейское и в стенах Иерусалима, не могли предотвратить рокового для иудеев исхода осады. Из военачальников только об Исмаиле, сыне Нафании, открывается из дальнейшего повествования, что он был из царского рода ( Иер. 41:1 ). О его замыслах см. также ниже. О прочих лицах сведений не дается в других местах Библии . Иезония, сын Махафы, так называемый по слав. и русскому переводам, в евр. тексте и в греч. переводе 70 толковников поименован сыном Маахафитянина (, ις το Μωχαϑ), вероятно известного современникам лица, родом из сирийской области Маахи, прилегавшей к заиорданской части израильского царства с севера (из Втор. 3:14 ; Нав. 12:5, 13:11 ; 2Цар. 10:6 ). Сыновья Офи из Нетофафы. По месту своего происхождения (Нетофафа), Офи причисляется к тем нетофафянам, о которых упоминается в 1Пар. 2:54 ; 1Ездр. 2:22 ; Неем. 7:26  – каждый раз рядом с вифлеемлянами, и которые притом с этими последними представляются в указ. м. 1Пар. потомками одного лица (Салмы). Отсюда можно вывести то заключение относительно местоположения Нетофафы или Нетофы, что она находилась недалеко от Вифлеема.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010