Архив Пн Делегация Синодального отдела по тюремному служению приняла участие в сборах тюремного духовенства Украинской Православной Церкви 2 мая 2012 г. 16:55 26-27 апреля 2012 года в Киево-Печерской лавре прошли ежегодные сборы тюремного духовенства Украинской Православной Церкви. В сборах приняли участие делегация Синодального отдела по тюремному служению во главе с председателем Отдела епископом Красногорским Иринархом , а также делегация Белорусского экзархата , которую возглавил председатель Отдела по тюремному служению Белорусской Православной Церкви  архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий . Открывая пленарное заседание, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и другими военными формированиями Украины  архиепископ Львовский и Галицкий Августин  зачитал приветствие Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира . С докладом «Повышение эффективности духовно-пастырской работы тюремного священника с заключенными в местах принудительного содержания и после выхода их на свободу» выступил епископ Иринарх. Он представил перечень практических методов по организации духовно-пастырской деятельности священнослужителя, осуществляющего окормление лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Владыка обратил внимание присутствующих на необходимость тщательной проработки правового обеспечения деятельности тюремного духовенства, статуса храмовых сооружений и правового положения приходов на режимной территории. По завершении пленарного заседания участники сборов посетили выставку производственных изделий областных органов и учреждений, исполняющих наказания, на территории Государственного выставочного центра в Киеве. Затем в здании Государственной пенитенциарной службы Украины прошел круглый стол «Эффективность сотрудничества тюремного духовенства с администрацией учреждений исполнения наказаний после подписания Соглашения о соработничестве УПЦ и ДПСУ от 26 августа 2011 года». Архиепископ Витебский Димитрий рассказал о деятельности тюремных капелланов в пенитенциарных учреждениях Беларуси, работающих на штатной основе и получающих государственное жалование.

http://patriarchia.ru/db/text/2196684.ht...

Он еще более утвердился в своей заранее предначертанной мысли, что к цели предстояло идти неуклонно, шаг за шагом, и с величайшею осмотрительностью. Итак, наш прозорливый кормчий предпочел тихое плавание по основательно изученным им размерам и ватерлинии самого корабля». По возвращении в Петербург, первою заботою Иосифа было испросить посвящение в викарные епископы для обширнейшей Литовской епархии (800 церквей) ректора Литовской семинарии Антония Зубки и члена коллегии архимандрита Иосафата Жарского. Жарский, поступивший в базилианское монашество из римско-католиков, по воспитанию своему был предан латинству и полонизму; но, видя невозможность борьбы с ходом обстоятельств, согласился действовать в пользу России и православия. 83 Зубко и Лужинский, как происходившие из белого духовенства и воспитывавшиеся в Главной семинарии, издавна известны были Иосифу преданностью православию и оба дали расписки в своей готовности во всякое время присоединиться к православной церкви. Такая же расписка дана была и Жарским. 84 Жарский был рукоположен в сан епископа Пинского, Зубко – Брестского, а Лужинский – Оршанского. 85 Василий Лужинский , по мнению Иосифа, наиболее способен был, по своему характеру, изгладить неприятное впечатление, произведенное на униатов быстрым и энергическим присоединением к православию некоторых униатов вновь назначенным в Полоцк православным епископом Смарагдом. 86 Еще в 1832 году в Белоруссии, в имениях русских помещиков, а также в казённых, смежных с русскими губерниями, стали происходить, по указанию православных архиереев и при содействии гражданских чиновников, частные обращения в православие некоторых униатских приходов. Священники же, затаив в себе злобу, обыкновенно оставались в унии. Прибыв в Полоцк 9 июля 1833 года, преосвященный Смарагд в течение одного месяца присоединил к православию до 4 тысяч душ. Увлеченный таким успехом, преосвященный Смарагд писал, от 9 июля, к обер-прокурору Святейшего Синода Нечаеву, что «напрасно полагают, якобы униаты могут чинить беспокойства при обращении их в православие; по крайней мере по Витебской губернии нашел он униатов, совершенно приготовленных к тому и слышал, что если бы скорее последовало воззвание от Синода, то все оставили бы унию, которая поддерживается только вредными для отечества ксендзами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

С 1771 г. по 1775 год Новая Днепровская линия с крепостями и слободами входила в состав Белгородской епархии, а затем вместе с другими местами, находившимися под прикрытием этой линии, отошла в состав Славянской епархии. Постройка новой Днепровской линии во время войны с Турцией с 1770 – 1774 гг. положила начало конца вольностям запорожских казаков. В 1775 г. 5 июня запорожские казаки лишились своей матери – Сечи, батька- кошевого с куренными атаманами и всего военного строя. 976 После уничтожения Новой Запорожской Сечи часть запорожцев ушла в Турцию, другая часть, после 18-летнего скитания, получила земли на острове Фанагории и между Кубанью, Азовским и Черным морями; она стала известна с именем черноморских казаков. 977 Падение Запорожской Сечи сопровождалось ослаблением прилива в Запорожье населения из малороссийских и слободско-украинских губерний. Причиной ослабления служила боязнь вечного закрепления «вольных» поселенцев на ранговых дачах вельможам. Такие закрепления были обычны на обеих сторонах Днепра. Так государевы слободы Консководовка, Краснокутовка и др. на рр. Конке и Кушугуме, населенные большей частью запорожцами, после 1775 г. перешли в ранговую дачу светлейшему князю Потемкину. 978 По церковному управлению они поступили в Славянскую епархию. Таким образом, с половины 70 гг., после падения Новой Запорожской Сечи, области нижнего бассейна Днепра совершенно вышли из ведения Киевского митрополита. IV С образованием Славянской епархии в области Новороссийской и Азовской губерний пределы русской церкви дошли до естественных границ на юге – Азовского и Черного морей. Одновременно с этим территория Русской Церкви расширилась на северо-западе, в области многострадальной Белоруссии, где господствовали латиняне и униаты. В 1772 году произошел первый раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией. 979 По этому разделу к России отошла Белоруссия и белорусский епископ со своей епархией теперь оказался в пределах русского государства. Новоприобретенная, точнее возвращенная, область заключала в себе, так называемую, Польскую Лифляндию, часть Полоцкого воеводства, лежавшую на правом берегу Западной Двины, верхнюю часть воеводства Минского, часть поветов Оршанского, Речицкого и целые воеводства Витебское и Могилевское. 980 Эти места длинной и широкой полосой тянулись по правобережью Двины от Якобштадта и по Верховьям Днепра с его притоками Друтом и Сожью до впадения Сожи в Днепр, так что Днепр с его правым притоком Друтом и Западная Двина сделались естественными границами русских владений в Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Из полоцкой академии он поступил в главную семинарию при виленском университете; здесь удостоен был степени кандидата богословия, потом магистра и, наконец, доктора. Кроме наук богословских, Василий изучил у иезуитов высший курс наук философских и физико-математических, науки естественные и языки: русский, греческий, латинский, еврейский и французский, уже не говоря о польском. Еще будучи воспитанником виленского университета, он исправлял должность префекта главной виленской семинарии и здесь посвящен был, в 1819 г., в священники Судиловицкой архиерейской церкви. По возвращении из Вильны в Полоцк, Лужинский был назначен префектом полоцкой семинарии (1820), с правами ректора, членом духовной консистории, богословом adlatus и комиссарием по епархиальному управлению полоцкого архиепископа. Из Полоцка его в 1824 г. снова перевели в Вильну, в должность префекта главной Императорской семинарии, а на следующий год произвели в полоцкие кафедральные каноники. При семинарии он, между прочим, занимался обучением греко-униатских клириков церковному пению по греко-восточному обряду. В 1830 году он был уволен от должностей по главной семинарии и определен членом белорусской духовной консистории (1830 г.), а вслед за тем, с Высочайшего соизволения, и асессором греко-униатской духовной коллегии; в 1834-ж году посвящен в епископа оршанского, викарного полоцкой епархии. В 1838 г., пред эпохою воссоединения униатов, Василию поручено было обозреть униатские приходские церкви, духовенство и монастыри в епархиях: витебской, могилевской и, частью, минской и курляндской, причем он успел собрать до 600 подписок униатских священников с изъявлением добровольного желания возвратиться к православию. В том же году, по смерти митрополита Булгака, ему было вверено управление полоцкою епархией, а в 1841 году он получил сан архиепископа. Кроме деятельного и живого участия в деле воссоединения униатов, Василий отличался еще и обращением раскольников беспоповщинской секты. С живым и горячим характером, с легкими убеждениями и не совсем безукоризненными правилами, Василий вынес из школы иезуитов искусство притворяться, лицемерить и вкрадываться в доверие других; любящий вино и женщин, он в жизни своей представляет скорее вивера-аббата и роскошного сенсуалиста-кардинала, чем православного архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1607 году Царь и Великий Князь Василий Иоаннович основал особенную, доныне продолжающуюся, Епархию Астрахани из церквей, отделённых от Казанской Епархии. Сперва были там Архиепископы, потом, с 1667 года, Митрополиты, а с начала XVIII века Епископы и ныне же Архиепископы. В прежние времена именовалась они Астраханскими и Терскими; потом, с 1728 года, начали называться Астраханскими и Ставропольскими, а с 1799 года – Астраханскими и Моздокскими, с 1803 года – Астраханскими и Кавказскими. В 1621 году началось Архиепископство Сибирское. Архиереи Епархии сей до 1768 года сохраняли достоинство Митрополитанское и именовались Сибирскими и Тобольскими, а потом, как и ныне, – Тобольскими и Сибирскими, но с 1768 года там уже Архиепископы. В 1639 году в город для оставшихся непреклонными к Унии и православных Христиан, завоёванных Поляками, по силе постановления Польского же Сейма, учреждено православное Епископство под именем Оршанского, Мстиславского и Могилёвского, после Епископы сии с 1755 года назывались Могилёвскими, Мстиславскими и Оршанскими, с 1795 года – Могилёвскими и Полотскими, а с 1797 года – Белорусскими и Могилёвскими, с 1803 года – Могилёвскими и Витебскими. В 1663 году Царь и Великий Князь Алексей Михайлович основал Епархию Вятскую и Велико-Пермскую, в которой после первого Епископа были два Архиепископа, а с 1719 года Государь Царь Пётр Алексеевич указал быть по-прежнему Епископам. Прежние Архиереи все именовались Вятскими и Велико-Пермскими, а с 1799 года именуются Вятскими и Слободскими. В 1672 году уставлена была Митрополия в Нижнем Новгороде и продолжалась по 1719 год. После были туда определяемы разные Архиереи, которые сперва именовались Нижегородскими и Алаторскими, а с 1799 года – Нижегородскими и Арзамасскими. В 1682 году Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич основал Епархию Холмогорскую и Важскую, в которой после Архиепископов были поставляемы Епископы, именовавшиеся сперва Холмогорскими и Важскими, потом, с 1731 года, Архангельскими и Холмогорскими, а с 1787 года Архангельскими и Олонецкими, а с 1799 года – по-прежнему доныне Архангельскими и Холмогорскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В «Записках» пр.Василия события 1837 и 1838 гг. изложены хронологически неточно. Так пр.Василий сообщает, что в 1837 г. им были обревизованы церкви пяти уездов Минской губернии. Борисовского, Игуменского, Речицкого, Мозырского и Бобруйского, и что он побывал в самом г.Минске у пр.Никанора, что из Полоцка он выехал 2-го июня, что при ревизии ему давались, по распоряжению губернатора, 14 обывательских лошадей, что в доме Ошторпа (предводителя дворянства) он услышал о появлении в Витебске, на Перковатике, известного камня с изображением св.Иосафата, что, наконец, в этом же году состоялась известная петиция 111 униатских священников (131–151 стр.). Что было в 1837 г., мы уже знаем. Действительно бывшее в этом году по непонятной причине совершенно опущено пр.Василием и оказавшаяся пустота 1837 г. заполнена перечисленными фактами и событиями, которые все без исключения, как увидим далее, относятся в 1838 г. Укажем еще на следующие неточности: Семашко в 1837 г. прибыл в Полоцк не 14-го (Зап.В.Л., 133 стр.), a 24-го мая (Зan.U.C.,m.II, 42); Лужинский не мог со 2-го июня ревизовать церкви (Зап.В.Л., 135) потому что 5-го числа он еще был в Полоцке и имел продолжительный разговор с Семашкой (Зап.И.С., II, 46); обывательскими лошадьми в 1837 г. он не мог пользоваться, потому что право на прогоны ему было дано только 25-го декабря 1837 г. К 1838 г. пр.Василий в «Записках» относит ревизию лишь Климовичского, Чериковского, Мстиславского и Оршанского уездов Могилевской губернии, закончившуюся в конце августа, после чего он, будто бы, постоянно оставался в своем Борисоглебском имении (Зап.155–156) и ревизию Скрипицина. Последней преосвященный придал довольно странный характер. Хотя знаменитая петиция, по его словам, была подана еще в предыдущем году, Скрипицин, назначаясь на ревизию, не получает никаких указаний относительно этой петиции, направляется в мае в Литовскую епархию и, пробыв там неимоверно длинный срок – до ноября, заезжает в Полоцк и, как бы случайно, занимается разбором знаменитого дела (Ibid). Тут Лужинский спутал две ревизии Скрипицина, последняя из которых была в январе 1839 г. и имела специальной целью разбор дела «ста одиннадцати». Таким образом, происшедшее в 1838 году Лужинским отнесено к двум годам –1837 и 1838, а по местам и фактически неверно изложено.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

приходов Кавказской губ. и Закавказья, существовавший в 1802-1805; свой деканат имели армяно-католики Подолии и Волыни, к-рые формально подчинялись Могилёвскому архиепископу и при этом, согласно договоренности, сохраняли каноническую связь с Львовским армяно-католическим архиепископом, ответственным за подготовку клириков в Львовской армяно-католической ДС и за рукоположение духовенства). В 1808 г. к Могилёвскому архидиоцезу были присоединены 6 деканатов Белостокского архидеканата, из Оршанско-Смоленского деканата был выделен Бабиновичский деканат (при сохранении единого декана), из Рогачёвского - Быховский деканат; в то же время неск. деканатов были объединены. К 1826 г. М. к. а. состояло из 32 деканатов (Бабиновичский деканат был присоединен к Витебскому) и 10 префектур (впосл. они должны были стать основой для создания новых деканатов). В 1806 г. для армяно-католиков, проживавших гл. обр. в юго-зап. губерниях, был назначен временный администратор Иосиф Криштофович (в 1810 рукоположен в титулярного епископа Арки Финикийской in partibus infidelium). С 1809 по 1828 г. существовал викариат (суффраганат) для армяно-католиков с центром в Могилёве-Подольском. Следующий архиепископ-митрополит Могилёвский К. К. Цецишовский (1828-1831) из-за проблем со здоровьем не стал переезжать в С.-Петербург; его постоянная резиденция находилась в Луцке, там временно располагалась и митрополичья консистория. В 30-40-х гг. XIX в. мн. католич. обители в М. к. а. были упразднены, гл. обр. за поддержку Польского восстания 1830-1831 гг. В связи с причастностью к восстанию преподавателей был закрыт Виленский ун-т (1832). Главная семинария и богословский фак-т были объединены; на их базе образована Римско-католическая ДА. В 40-х гг. она была переведена в С.-Петербург (Императорская Римско-католическая ДА действовала до 1918). В 1846 г. в М. к. а. (без подчиненных диоцезов) насчитывалось 10 мон-рей, 288 приходов, 592 тыс. католиков. Из подчиненных Могилёвскому архиепископу-митрополиту еп-ств крупнейшим было Виленское католич.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

Патриарший визит в Белоруссию. День третий. Возложение цветов к мемориалу 100 тысячам жертвам нацизма на месте бывшего концлагеря «Пятый полк» в Витебске. 27 сентября 2009 года 27 сентября 2009 года в ходе Первосвятительского визита в Беларусь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Витебск. У въезда в город Святейший Патриарх Кирилл посетил мемориальный комплекс памяти 100 тысяч жертв нацизма на месте бывшего концлагеря «Пятый полк». У мемориала Его Святейшество встречали архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий , председатель Витебского городского исполнительного комитета В.П. Николайкин, главы районных администраций города, представители ветеранских организаций, бывшие узники концлагеря. Святейший Патриарх Кирилл возложил цветы к обелиску, установленному в 1964 году на насыпном холме. Надпись на обелиске гласит: «Здесь погребены десятки тысяч советских граждан, зверски замученных и расстрелянных фашистами в лагере смерти 1941-1944 гг.» Предстоятель помолился об упокоении погибших и направился к Поклонному кресту, где возложил венок. После церемонии возложения венков Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с кратким словом. «Я рад видеть вас всех. Место скорбное, но лица ваши радостные. Это говорит о том, что Господь помогает нам и, несмотря на исторические трудности, ведет Своим путем», — сказал Святейший Патриарх. Предстоятель благословил жителей Витебска, их родных и близких. Была возглашена «Вечная память» жертвам нацизма. Затем на территории мемориального комплекса Святейший Патриарх посадил памятное дерево. Мемориальный комплекс «Долина памяти и скорби» создается на месте бывшего концентрационного лагеря «5-й полк» на окраине Витебска для увековечения памяти 100 000 человек, погибших в концлагере. В период оккупации в Витебске немецко-фашистскими захватчиками было устроено пять крупных лагерей смерти. На территории бывшего 5-го железнодорожного полка (ныне ул. Титова) лагерь смерти возник в 1941 году как лагерь для военнопленных. Располагался он по обе стороны оврага, где стояло несколько полуразрушенных, непригодных для жилья бараков, обнесенных колючей проволокой.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

В тридцатых годах минувшего столетия латинско-польская партия на территории, занимаемой Белорусской епархией, представляла громадную и для православия страшно опасную силу. В общем население этой территории было очень разноплеменно, а в религиозном отношении – разрозненно. Кроме представителей великорусского, белорусского и малорусского племен, здесь были и поляки, и латыши, и масса евреев. Наряду с православными здесь жили и протестанты, и раскольники в числе очень значительном, и католики. Но исторические обстоятельства сделали здесь то, что поляки – по вере католики – захватили всю власть не только над свободой, но и над умами обитателей этого края. В этом отношении наиболее печальным было положение некоторых уездов Витебской губернии: Дриссенского, Лепельского, Полоцкого, Люцинского, Динабургского и Режицкого; Дисненского – Минской, Оршанского и Сеннинского – Могилевской губернии. Здесь поляки были господствующей нацией, а католицизм – преобладающей религией. Масса имений, разбросанных по этим уездам, принадлежала исключительно римско-католикам, полякам 25 . Последние держали, таким образом, в своих руках все православное крестьянское население этого края; от них зависело состояние приходских церквей, от них зависело такое или иное материальное обеспечение духовенства, а до 1833 г. – года отмены ктиторства и самый выбор священников. Часто полные индифференты в религии, они всячески поддерживали католицизм, потому что видели в нем опору своих сепаративных польских стремлений, и защищали от православных унию, так как считали ее переходной к католицизму формой и выгодной для себя силой, на которой держалась их полная власть над темным крестьянским людом. Такие соображения заставили минских помещиков еще в 1785–1786 гг. противодействовать воссоединению тамошних униатов; они же вызвали в 1834 году протест белорусского дворянства против воссоединения униатов. Но, защищая унию от православных, помещики сами не стеснялись притеснять униатов, чтобы сделать их католиками. Множество дел, производившихся в присутственных местах, свидетельствует, как помещики-католики возбраняли своим униатам-крестьянам соблюдать праздники, униатской церковью принятые, принуждали их в те дни к господской работе, заставляли следовать обрядам римско-католической церкви, насильно обращали их в римско-католическое исповедание, преобразовывали униатские церкви в римско-католические костелы и пр. 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Димитрий (Дроздов), архиеп. Витебский и Оршанский. Фотография. 2006 г. Димитрий (Дроздов), архиеп. Витебский и Оршанский. Фотография. 2006 г. (Дроздов Николай Григорьевич; род. 22.01.1953, г. Бобруйск Могилёвской обл.), архиеп. Витебский и Оршанский. Из семьи служащих. В 1968 г. поступил в Бобруйский лесотехнический техникум, после окончания которого в 1972 г. работал мастером, затем сменным инженером на Ивацевичском деревообрабатывающем заводе (Брестская обл.). В 1972-1974 гг. служил в Советской Армии. В 1974-1975 гг. инженер-конструктор Бобруйского филиала завода «Гомсельмаш». В 1975-1978 гг. обучался в Московской ДС, в 1978-1982 гг. в МДА. С 1977 г. послушник в ТСЛ, нес послушание иподиакона у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена . 30 марта 1978 г. пострижен в монашество с именем Димитрий. 29 апр. 1978 г. ректором МДА Дмитровским архиеп. Владимиром (Сабоданом ; в наст. время митрополит, предстоятель УПЦ) рукоположен во диакона. 15 апр. 1984 г. ректором МДА Дмитровским еп. Александром (Тимофеевым) рукоположен во иерея. В 1984-1989 гг. нес послушание гостиничного ТСЛ. В 1986 г. возведен в сан игумена. 6 июля 1989 г. Д. определено быть еп. Полоцким и Витебским. 23 июля 1989 г. Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IV возглавил его хиротонию в Свято-Успенском соборе Жировицкого мон-ря. 7 июля 1992 г. в связи с восстановлением Витебской епархии (путем выделения из Полоцкой и Витебской епархии) назначен епископом Витебским и Оршанским. 19 февр. 1999 г. возведен в сан архиепископа. На момент восстановления в 1992 г. в Витебской и Оршанской епархии насчитывалось 9 храмов и 12 священнослужителей. За последующие годы в епархии количество приходов увеличилось до 138, а число священнослужителей - до 152. Были возрождены 5 мон-рей: муж. Кутеинский оршанский в честь Богоявления (1992), жен. оршанский в честь Успения Пресв. Богородицы (1997), муж. Марков витебский во имя Св. Троицы (2000), жен. витебский в честь Сошествия Св. Духа (2001), жен. толочинский в честь Покрова Пресв. Богородицы (2004), 5 братств и 26 сестричеств. 26 сент. 2003 г. в Витебске Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил восстановленную Свято-Благовещенскую ц. XII в. Ремонтируются и реставрируются Свято-Успенский кафедральный собор, Свято-Воскресенская ц. и др. храмы - памятники архитектуры. В Витебске число действующих храмов достигло 19, строятся еще 4.

http://pravenc.ru/text/178157.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010