– последние шесть считались одновременно и в епархии Белорусской 232 . Украинские заграничные монастыри почти все числились в Переяславской епархии 233 : Матронинский Святотроицкий 234 , Мошногорский Вознесенсенский 235 , Ирдынский Виноградский Успенский 236 , Терехтемировский Крестовоздвиженский 237 , Богуславский Николаевский 238 , Корсунский Онуфриевский Уляницкий 239 , Бершадский Преображенский 240 , Ржищевский Преображенский 241 , Лисянский Троицкий 242 , Каневский Успенский 243 , и Манковский Преображенский 244 . Когда после первого раздела Польши 245 Белорусская епархия вошла в состав Российской Империи, отошедшие из польских пределов православные монастыри и церкви распределены были таким образом, что находившиеся в бывших провинциях Полоцкой, Витебской и Двинской были причислены к Псковской епархии, а бывшие в провинциях Могилёвской, Оршанской, Мстиславской и Рогачевской – остались в Белорусской епархии 246 . Все же прочие, оставшиеся под Польшей, распределены были следующим образом: числившиеся ранее в Переяславской епархии одиннадцать монастырей и четыре протопопии – Басанская, Бориспольская, Золотоношская и Переяславская, – в ней и остались 247 ; пять православных приходов: по Днепру – в Речице, Лоеве 248 и Деражичах 249 и при двух монастырях – Дисненском 250 и Якобштадтском 251 (вероятно, тоже по прежнему) относились к Могилёвской епархии 252 ; все же остальные монастыри и церкви, которых, по отзыву митрополита Киевского в 1773 году, «едваль до ста наберётся» 253 – отданы были св. синодом в ведение Киевского митрополита 254 . Находясь в зависимости от Киева, православные церкви западной России, бывшие в пределах польских, у Киева и искали помощи в трудные минуты. И действительно, помощь из Киева шла в западную Россию непрерывно, как материальными средствами, так и духовными. Последняя помощь – живыми деятелями – имела особенную важность, потому что собственные просветительные средства западной России к описываемому времени совершенно оскудели. В Слуцке существовала «семинария», которая едва ли превышала объёмом своего курса начальное духовное училище – так называемый «российский класс», судя по тому, что она имела всего лишь одного учителя 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Братья по крови не могли не стать снова единомышленными братьями по вере. Какое здесь место насилиям и кому же.... женщинам??? – Нужно удивляться безрассудному риску, выдумывать небывалые насилия и предавать прессе подобный выдумки. Злоумышленная ложь не могла не обнаружиться всеобъясняющим временем. Общественное мнение Европы, возбужденное этими выдумками, осведомившись, как нагло оно обмануто, конечно, не может не обрушиться всею тяжестью негодования на обманщиков. Что касается монахинь, будто бы высланных в Полоцкую епархию из Минска, для увещаний к принятию православия, то в Минске существовало самостоятельное отдельное Грекоунитское Епархиальное Управление. Тамошний Епископ Антоний Зубко 123 , наравне с Преосвященным Иосифом Семашко , и Преосвященным Василием Лужинским 124 , бывший первым органом воссоединения, ни в каком случае не уронил бы себя пред паствою высылкою монахинь своей епархии в другую для увещаний. Поэтому никаких монахинь не было высылаемо из Минска в Витебск, ни из Витебска в Минск, для увещаний. Насилия в отношении к ним – наглая выдумка. Высокопреосвященнейший Иосиф Семашко , в промежуток времени 1838–1840 г. приезжал из Петербурга или Вильны раза четыре на весьма короткое время, с разрешения Высочайшего. Самое продолжительное пребывание его собственно в Полоцке было в 1839 г. именно: с 31 января по 27-е марта. В этот промежуток времени состоялся соборный акт о воссоединении Греко-унитов с православною церковию (12 февраля). Никаких распоряжений, относительно духовных лиц здешней епархии, он непосредственно от своего лица никогда не делал, потому что власть каждого Преосвященного, по канонам церкви и основанным на оных законам гражданским, не простирается далее пределов его епархии. Литовская епархия и Белорусская, а ныне Полоцкая, были отдельными и самостоятельными, и в административных распоряжениях архиереи сих епархий действовали один от другого совершенно независимо. Никакой Греко-унитской церкви в г. Витебске ни существовавшей, ни вновь построенной, Преосвященный Семашко, не только в период 1838–1840 г., но и ни прежде, ни после, не освящал. Никакого духовника монахинь базилианского Ордена Михайловича вовсе не было. Каждый монастырь – Полоцкий, Витебский и Оршанский имели своих духовников, но не особых, а из местного приходского или заштатного духовенства. В Витебской обители духовником монахинь был сперва Копецкий, а потом Ропчевский – оба они были духовниками и Преосвященного Василия; а прежде них до воссоединения иеромонах Вениамин из Тадулинского, в Витебской губернии, монастыря (а не из Минска); Иванова также вовсе не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

2 февраля 2003 г., в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил хиротонию архимандрита Георгия во епископа Нижегородского и Арзамасского. Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий. Учитывая значение Нижегородской епархии в жизни Русской Православной Церкви и во внимание к усердному служению Церкви Божией епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий 24 февраля 2006 г. удостоен возведения в сан архиепископа. Награды: Церковные: Светские: Место работы: Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского(Председатель правления фонда)  Нижегородская и Арзамасская епархия(Правящий архиерей) Пост всегда являлся неотъемлемой частью жизни христианина. Различия между древнехристианской и современной практиками пощения весьма велики. Однако духовная и практическая значимость поста остается неизменной. Обращаясь к развитию экклесиологических идей богословами XX века, Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий о том понимании поста, которого не достает сегодня церковному сознанию. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/person/1242918

В день празднования 350-летия Нижегородской епархии сонм архиереев Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию 12 мая 2022 г. 17:44 12 мая 2022 года, в день проведения торжеств, посвященных 350-летию Нижегородской епархии , в кафедральном соборе в честь благоверного князя Александра Невского в Нижнем Новгороде сонм архиереев совершил Божественную литургию. Богослужение возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий , архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий , епископ Муромский и Вязниковский Нил , викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия и епископ Дальнеконстантиновский Филарет , епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , секретарь Нижегородской епархии и ключарь собора протоиерей Сергий Матвеев, настоятели монастырей, благочинные церковных округов, руководители отделов Нижегородской епархии, духовенство епархий Русской Православной Церкви. За Божественной литургией вместе с прихожанами молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря Нижнего Новгорода игумения Филарета (Гажу), настоятельница арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница нижегородского архиерейского подворья храма равноапостольных Кирилла и Мефодия инокиня Алипия (Андрейко), настоятельница архиерейского подворья арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), настоятельница женского монастыря в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, ( Читинская епархия ) игумения Ольга (Василькова), студенты Нижегородской духовной семинарии, педагоги и директора православных гимназий Нижегородской епархии. На богослужении присутствовали заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Игорь Паньшин, заместитель председателя Законодательного Собрания Нижегородской области Дмитрий Краснов и президент Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ) имени Кузьмы Минина Лев Шапошников.

http://patriarchia.ru/db/text/5925062.ht...

20 дек. 1934 г. вышло постановление Российского обновленческого синода, согласно к-рому Украинский и Белорусский синоды ставились в подчиненное положение, т. о., упразднялась автономия Белорусской обновленческой церкви. 26 янв. 1935 г. на заседании Российского синода был заслушан доклад «митрополита Белорусского и Минского» Даниила Громовенко, пытавшегося отстоять автономию белорус. раскольников. За неподчинение решению Российского синода Даниил был освобожден от обязанностей председателя Белорусского синода и исключен из списков епископов обновленческой церкви. Обязанности председателя Белорусского синода были возложены на «Витебского архиепископа» Сергия Добромыслова. После возвращения в Минск Даниил продолжал служить в кафедральном соборе, 13 марта 1935 г. вместе с сослужившими ему обновленческими священниками был арестован. Ему предъявили обвинение в том, что, «будучи секретным сотрудником УГБ и зная о контрреволюционной деятельности, проводившейся отдельными лицами, он не только не сообщал об этом в УГБ, но наоборот, дезинформировал органы и сам проводил контрреволюционную деятельность». «Митрополит» Даниил Громовенко был приговорен к заключению в концлагерь на 5 лет, из лагеря не вернулся. 30 янв. 1935 г. на Белорусскую митрополию был назначен «Сибирский митрополит» Петр Блинов, сохранивший за собой Сибирскую кафедру. В Минске Блинов возглавлял единственную обновленческую общину при Александро-Невской ц. на Долгобродском кладбище. В марте 1938 г. было сфабриковано дело о «шпионско-диверсионной организации» под его управлением (по мнению НКВД, орг-ция имела группы, в которые входили местные священники, в Оршанском, Лепельском, Могилёвском, Мозырском, Слуцком и Толочинском р-нах). 25 мая 1938 г. «митрополит» Петр Блинов был приговорен к высшей мере наказания и 1 июля расстрелян в Минске. Прот. Димитрий Шилёнок Старообрядчество Старообрядцы появились в пределах совр. Минской обл. после 1-й (1735) и 2-й (1764) «выгонок» Ветки . В 1864 г. в Минской губ. проживали более 4 тыс.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Могилевская епархия Дата создания: 1632 г. Описание: Входит в состав  Белорусского экзархата В 1632 году постановлением сейма Речи Посполитой в Могилеве учреждена особая православная епархия в связи с отказом повиноваться перешедшему в унию Полоцкому архиепископу, к юрисдикции которого ранее относился Могилев. С 1632 г. — Мстиславская и Могилевская епископия. В 1634-1650 гг. — Мстиславо-Оршанско-Могилевская епископия. С 1650 г. — Витебская, Мстиславская, Оршанская и Могилевская епископия. С 1672 г. — Могилевская, Оршанская, Мстиславская и Белорусская епископия. С 1772 г. — Могилевская, Оршанская и Мстиславская епископия. С 1795 г. — Могилевская и Полоцкая епископия. С 1797 г. — Белорусская и Могилевская епископия. С 1803 г. — Могилевская и Витебская епископия. С 1833 г. — Могилевская и Мстиславская епископия. С 1920 г. — Могилевская и Гомельская епископия. В 1922-1935 гг. и с 1989 г. — Могилевская и Мстиславская епископия. В 2004 г. из Могилевской епархии была выделена Бобруйская епархия . Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Могилевской области Белоруссии: Белыничский район, Горецкий район, Дрибинский район, Климовичский район, Костюковичский район, Краснопольский район, Кричевский, Круглянский район, Ленинский район г. Могилева, Могилевский район, Мстиславский район, Октябрьский район г. Могилева, Славгородский район, Хотимский район, Чаусский район, Чериковский район, Шкловский район. Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: женские: Епархиальные СМИ Страна: Белоруссия Город: Могилев Адрес: 212030, Республика Беларусь, г. Могилев, ул. Первомайская, 75 Телефон: (+375-222) 70-89-08 Факс: (+375-222) 74-42-10 Web-caйm: http://mogeparhia.by E-mail: mogeparhia@mail.ru Правящий архиерей: Софроний, архиепископ Могилевский и Мстиславский (Ющук Степан Петрович) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244360...

Витебская епархия Дата создания: 11 июня 1992 г. Описание: Входит в состав  Белорусского экзархата Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Витебской области Белоруссии: г. Витебск, г. Орша, Витебский, Бешенковичский, Городокский, Дубровенский, Лепельский, Лиозненский, Оршанский, Сенненский, Толочинский, Чашникский и Шумилинский районы. Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: женские: Учебные заведения Епархиальные СМИ Страна: Белоруссия Город: Витебск Адрес: 210026, Республика Беларусь, г. Витебск, ул. Чехова, 19 Телефон: +375 212 26-52-05, +375 29 216-09-87 Факс: +375 212 26-52-05 Web-caйm: http://vitprav.by E-mail: vitebsk_eparhia@mail.ru Викарный архиерей: Евсевий, епископ Друцкий, викарий Витебской епархии (Тюхлов Константин Дмитриевич) Правящий архиерей: Димитрий, архиепископ Витебский и Оршанский (Дроздов Николай Григорьевич) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244354...

О выставке Экспозиции СМИ Витебская и Оршанская епархия Входит в состав Белорусского экзархата Основана в 1563 г. Объединяет приходы и монастыри на территории восточных районов Витебской обл. Кафедральный город — Витебск. Кафедральные соборы — Свято-Покровский (Витебск), Михайловский (Орша). Благочиннические округа: Бешенковичский, Витебский, Городокский, Дубровенский, Железнодорожный, Лепельский, Лиозненский, Оршанский, Сенненский, Толочинский, Центральный, Чашникский, Шумилинский, Южный. О выставке Экспозиции СМИ © 2011 Патриарший совет по культуре © 2011 Православие.Ru

http://expo.pravoslavie.ru/expo/eparchie...

Архиепископ Витебский Димитрий защитил диссертацию на тему «Витебская епархия: история и современность» в Киевской духовной академии 15 июня 2010 г. 15:37 9 июня в Киевской духовной академии состоялась защита диссертации архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия на соискание научной степени кандидата богословия по теме «Витебская епархия: история и современность». Научным руководителем работы выступил управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан . Решением Ученого совета Киевской духовной академии от 9 июня 2010 года (журнал 93) архиепископу Димитрию присвоена степень кандидата богословия. Труд владыки Димитрия затрагивает период со времени принятия христианства до начала XXI века. В работе проведен анализ отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в период от начала Брестской унии 1596 года до вхождения Витебщины в состав Российской империи в 1772 году. Особый интерес представляет раздел по истории епархии ХХ века. Основу этого раздела диссертации составили воспоминания очевидцев, материалы закрытых ранее архивов НКВД, документы времен фашистской оккупации, а также статистические данные советского периода о количестве верующих и рапорты о разрушенных и закрытых храмах епархии. В ближайшее время на основе диссертации планируется издание книги по истории Витебской епархии . Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/551368.htm...

Полоцкая епархия Дата создания: 992 г. Описание: Входит в состав  Белорусского экзархата Основана в 992 году, восстановлена в 1989 году. В 1992 году решением Синода Белорусской Православной Церкви, (утверждено  Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 11 июня, Священным Синодом Русской Православной Церкви 17 июля) были образованы Витебская епархия с титулом правящего архиерея «Витебский и Оршанский» и Полоцкая епархия с титулом у правящего архиерея «Полоцкий и Глубокский». Объединяет приходы и монастыри на территории Браславского, Верхнедвинского, Глубокского, Докшицкого, Миорского, Полоцкого, Поставского, Россонского, Ушачского и Шарковщинского районов Витебской области. Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри женские: Епархиальные СМИ Страна: Белоруссия Город: Полоцк Адрес: 211404, Республика Беларусь, Витебская обл., г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 80 Телефон: (+375214) 43-92-78 (канцелярия епархии) Web-caйm: www.eparhia992.by E-mail: polotsk_eparh@telegraf.by Правящий архиерей: Игнатий, епископ Полоцкий и Глубокский (Лукович Игорь Иванович) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244366...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010