Чистота сердца, по слову Христову, есть единственное условие для того, чтоб удостоиться созерцания Бога, а это составляет высочайшую цель не только религиозно-нравственного воспитания и всех благочестивых упражнений, но и всей жизни христианской. «Душевная чистота, – говорит св. Афанасий Великий , – достаточна к тому, чтобы, как в зеркале, изображать в себе Бога» 100 . «Если видеть царя земного, – рассуждает один из просвещённейших наших отечественных пастырей, – и особенно видеть не по случаю, а по данному доступу, почитается счастием, то какое блаженство зреть Царя царствующих и Господа господствующих, которого и не можно увидеть по случаю, но единственно по Его благоволению и благодати!» 101 Кто взыдет на гору Господню? – вопрошает св. царь и пророк Давид, – или кто станет на месте святем Его, чтобы зреть красоту Господню? – и ответствует: неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему! Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего ( Пс. 23:3–5; 26:4 ). Приводя вам на память сии слова царственного Пророка, мы призываем ныне напутственное благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, в твёрдом уповании на милость Божию, что оно почиет на вас во все дни живота вашего и низведёт для вас от Господа и временные, и вечные блага, – при вашем неусыпном старании, чтобы в ком из вас не было сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго, но чтобы иметь мир со всеми и святость, без которых никто не увидит Господа ( Евр. 3:12; 12:14 ). Помните же: за что и для чего любит вас Христос, Сын Божий единородный, которого и вы, ещё не видев, любите ( 1Пет. 1:8 )? – Христос возлюбил вас, и предал Себя за вас, очистив банею водною посредством слова, – чтобы представить вас Себе славною церковию, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы вы были святы и непорочны ( Еф. 5:25–27 ). Возлюбленные, – говорит нам св. апостол Иоанн Богослов и друг Христов, – возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист ( 1Ин. 3:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

[, что]: Илию зовет Он (οτος)! 9. Оцет и смерть. а. Напоение уксусом. После сего Иисус, ведая, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд полный уксуса. [Они же (воины), напоив уксусом губу, и возложив на иссоп, поднесли к устам Его]. И тотчас, побежав из них, и взяв – и наполнив (γεμσας) наполнив (πλσας τε) уксусом, наложив [же (τε)] на трость, поил Его, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его; а другие говорили: постой; посмотрим придет ли Илия спасти Его. б. Последнее возглашение, и предание Богу Отцу духа. Когда же Иисус вкусил уксуса; сказал: совершилось! Иисус же, опять возопив (κρξας) [и возгласив (φωνσας)] громким голосом, [испустив (φεις) громкий голос], [Иисус]сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, и преклонив главу, предал испустил (φκε) дух (τ πνευμα) [испустил дух, εξπνευσεν]. 10. Знамение. Сотник. Жены. а. Раздрание завесы в храме, землетрясение, и воскресение усопших. раздралась завеса во храме – раздралась по полам (μσον) – надвое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни разселись; И гробы отверзлись; и многия тела усопших святых воскресли; И вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святый град, и явились многим. б. Уверование во Христа сотника и бывших с ним при кресте. Видев же сотник (Мк. κεντυρων, Лк. εκατνταρχος), стоявший напротив Него, происходившее, – что Он после такого вопля испустил дух, сказал, – прославил Бога, говоря: точно (ντως) истинно (ληθως) человек сей праведник был, – Сын был Божий. (И не только) Сотник ( δ κατνταρχος, – но) и с ним стрегущие Иисуса, увидев землетрясение, и все бывшее, устрашились весьма, и говорили: истинно, Божий Сын был Сей! в. Возвращение с Голгофы народа, с сокрушением сердца. И весь народ, сошедшийся смотреть сие, видев происходившее, возвращался, бия себя в грудь. г. Знакомые Господу и Мироносицы у Креста Христова. Все же знакомые Его стояли вдали, – Были [же] многие женщины, издали смотревшие (θεωρουσαι), – которые следовали за Иисусом

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Что св. евангелист Матфей в указанном месте под именем первого дня опресноков разумеет именно тот день, в который надлежало приготовить и вкусить пасху, а не тот, который следовал за ним и был великим, нарочитым, первым целодневным из семи дней опресночных, – это совершенно ясно подтверждается параллельными местами Евангелий св. Марка ( Мк. 14:12 ) и Луки ( Лк. 22:7 ). Сии Евангелия оба написаны после Матфеева, и потому, естественно, представлялось нужным точнее изложить в них то выражение евангелиста Матфея о дне пасхальном, какое неодинаково употребляемо было в древнейшие и в Апостольские времена. И вот, евангелист Марк прямо говорит об этом дне: в первый день опресноков, когда закаляли пасхального агнца·, а евангелист Лука (писавший после ев. Марка), еще точнее выражается: настал день опресноков, – не говорит: первый, чтобы кто не подумал, что речь идет о том первом дне опресноков, который так называется в книгах Моисеевых, – настал день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца. Следует обратить внимание на то, что в этом последнем свидетельстве не просто сказано: закалали, – как в Евангелии св. Марка, а выражено: надлежало закалать пасхального агнца. Это выражение удостоверяет в том, что по убеждению учеников Христовых, которое, без сомнения, разделяли с ними весьма многие современные им израильтяне, и особенно – соплеменники-галилеяне, пасху в год крестной смерти Иисуса Христа надлежало закалать именно в тот день, в который они, по повелению Господа, закалали и ели. Такое замечание весьма важно в том отношении, что, как видно из дальнейших повествований тех же Евангелистов, другие израильтяне, и особенно все иерусалимляне – совершали в этот год пасху уже на другой день после ее вкушения Иисусом Христом, в самый день Его распятия. Об этом, – что именно в день совершения иудеями пасхи, последует Его распятие, – предрек сам Христос, который, по свидетельству евангелиста Матфея ( Мф 26:1–2 ), за день до своей последней пасхальной вечери, – то есть, в среду, сказал ученикам своим: вы знаете что чрез два дня (в пятницу) будет Пасха: и Сын человеческий предан будет на распятие. С чем вполне согласно и свидетельство евангелиста Марка ( Мк. 14:1 ) о том же: чрез два дня была Пасха и опресноки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

епископ Виталий (Гречулевич) (13.01.1822–28.05.1885) Сборники епископ Виталий (Гречулевич) Епископ Могилевский и Мстиславский. Духовный писатель, магистр богословия, экзегет. Биография Родился в семье священника местечка Тульчин Подольской губернии. В 1843 году окончил Подольскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1847 году со степенью магистра, защитил диссертацию «О молитве Манассии» (СПб., 1848) По окончании академии почти до хиротонии во епископа был законоучителем в различных женских учебных заведениях. Даже будучи архимандритом, некоторое время безмездно преподавал Закон Божий в Петербургском епархиальном женском училище. 7 августа 1849 года рукоположён в сан священника. В 1860 году он основал журнал «Странник» и был издателем этого журнала. Впоследствии издавал и другие духовные журналы: «Современный листок» и «Мирское слово», через которые сообщал пастве свои назидательные наставления. 13 апреля 1862 года возведён в сан протоиерея. В 1864 году на собранные им пожертвования открыл на своей родине в местечке Тульчине училище для девиц духовного звания. 9 мая 1875 года избран членом Петербургского Цензурного комитета. 8 октября 1876 года пострижен в монашество с именем Виталий. 22 октября того же года возведён в сан архимандрита. 13 мая 1879 года хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. С 6 октября 1882 года — епископ Могилевский и Мстиславский. Епископ Виталий — образованнейший человек своего времени. Он получил известность как истинный поборник и распространитель религиозного просвещения в духе Православной Церкви среди интеллигенции и простых людей. Благодаря неутомимой деятельности в этой области, им за два года открыто 268 школ и подготовлено к открытию ещё 340. Своими поучительными проповедями, личной добротой и способностью к доброму назиданию других еп. Виталий бдительно охранял религиозно-нравственные основы общественной жизни. Скончался 14 мая 1885 года в Могилёве, в Печерске — загородном архиерейском доме. Погребен в Спасской церкви этого дома около северной стены храма под солеёю. 26 июля 2014 года в городе Мстиславль состоялась II Международная научно-практическая конференция «Концепт святости в историческом контексте». Форум был посвящён основателю и первому редактору журнала «Странникъ», православному богослову, духовному писателю и просветителю епископу Виталию (Гречулевичу).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

23.07(05.08)1936 08(21)04.1937 Виктор Пьянков в/у ТАПАСКАЯ 06(19)02.1990 12(25)03.1990 ТАПАСКАЯ 12(25)03.1990 07(20)07.1990 ПОДОЛЬСКАЯ 07(20)07.1990 06(19)07.1999 Виктор Садковский ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 09.06.1785 12.04.1793 МИНСКАЯ 13.04.1793 13.05.1796 ЧЕРНИГОВСКАЯ 13.05.1796 11.11.1803 Виктор Святин ШАНХАЙСКАЯ 24.10(06.11)1932 02.1933 ПЕКИНСКАЯ 02.1933 18(31)05.1956 ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 18(31)05.1956 05(18)08.1966 в/у СТАВРОПОЛЬСКАЯ 03(16)11.1962 Викторин Беляев в/у ПЕРМСКАЯ 18(31)05.1973 21.05(03.06)1973 ПЕРМСКАЯ 21.05(03.06)1973 21.08(03.09)1974 ВЕНСКАЯ 21.08(03.09)1974 28.02(13.03)1975 АЛЕКСИНСКАЯ 28.02(13.03)1975 29 05(11.06)1977 ТУЛЬСКАЯ 29.05(11.06)1977 28.03(10.04)1978 ВИЛЬНЮССКАЯ 28.03(10.04)1978 28.03(10.04)1989 Викторин Любимов ЧЕБОКСАРСКАЯ 03.11.1868 07.12.1874 ВИТЕБСКАЯ 07.12.1874 06.03.1882 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 06.03.1882 21.08.1882 Виссарион кн. Дадиани I МИНГРЕЛЬСКАЯ 30.08.1824 16.07.1828 Виссарион кн. Дадиани II МИНГРЕЛЬСКАЯ 12.01.1875 12.06.1885 АЛАВЕРДСКАЯ 12.06.1885 06.06.1898 ИМЕРЕТИНСКАЯ 06.06.1898 04.08.1900 Виссарион Зорнин (Зорин) ОМСКАЯ СИМБИРСКАЯ 17(30)09.1924 09(22)12.1925 УЛЬЯНОВСКАЯ, григ. 09(22)12.1925 САРАТОВСКАЯ, григ. 1927(?) ВОРОНЕЖСКАЯ, григ. МОСКОВСКАЯ, григ. ЯРОСЛАВСКАЯ, григ. Виссарион Нечаев ДМИТРОВСКАЯ 30.07.1889 14 12.1891 КОСТРОМСКАЯ 14.12.1891 30.05.1905 Виссарион Стретович в/у КОРОСТЕНЬСКАЯ 16(29)07.1992 10(23)08.1992 КОРОСТЕНЬСКАЯ 11(24)08.1992 09(22)06.1993 ОВРУЧСКАЯ 09(22)07.1993 Виссарион, кн. Чичуа МИНГРЕЛЬСКАЯ 01.01.1863 15.12.1864 Виталий Борисов-Жигачев ХАРЬКОВСКАЯ 28.02.1826 12.03.1832 АСТРАХАНСКАЯ 12.03.1832 04.12.1840 Виталий Введенский ЕПИФАНСКАЯ 02(15)08.1920 05.1922 ЕПИФАНСКАЯ, обн. 05.1922 06(19)08.1922 ТУЛЬСКАЯ, обн. 06(19)08.1922 27.04(10.05)1930 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ, обн. МОСКОВСКАЯ, обн. 27.04(10.05)1930 МОСКОВСКАЯ, обн., паки 27.04(10.05)1941 ТУЛЬСКАЯ ДМИТРОВСКАЯ 12(25)03.1950 Виталий Вертоградов ТОМСКАЯ 10.01.1865 24.11.1866 Виталий Гречулевич ОСТРОЖСКАЯ 13.05.1879 06.10.1882 МОГИЛЕВСКАЯ 06.10.1882 14.05.1885

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изъяснив таинственный смысл некоторых принадлежностей суда над Господом Иисусом Христом, блаж. Иероним делает такое заключение: «подобно тому, как Каиафа сказал, что одному надлежало умереть за всех, не ведая, что говорил, – и они», все вообще соучастники в осуждении Спасителя, «что бы ни делали, хотя и с другим намерением делали, однако ж нам верующим представили нечто таинственное» 50 . Подобным образом, и мы, показав значение суда над Господом Иисусом Христом, можем сделать из сказанного справедливое заключение, что, действительно, тогда как виновники осуждения Иисуса Христа, прикрываясь личиной законности, на самом деле допускали беззаконие за беззаконием, – они же, сами не ведая, творили то, что должно было совершиться и совершилось по премудрым законам благодати Божией, от вечности предопределившей даровать оправдание грешному человеку, через осуждение единого Всеправедного! Протоиерей Василий Гречулевич Дозволено цензурой С.-Петербург, 9 марта 1867 г. Извлечено из духовного журнала «Странник» за Апрель, 1867 г. 2 О сем пророчественном месте, а равно и о всех последующих местах, на которые указываем здесь, довольно заметить, что все они взяты из чтений (Часов и паремий) во св. вел. пяток, и, следовательно самой Церковью прилагаются к Иисусу Христу. 5 Делаша евр. «харешу» выражает собственно биение кузнецов молотом по наковальне, или еще значит избороздить землю оранием: таково было бичевание! 11 Признавая суд над Иисусом Христом «искупительным», мы не думаем через это утверждать, что наше искупление совершилось единственно, или даже главным образом через суд над Иисусом Христом: сила нашего искупления, по учению апостольскому, – в крестной смерти Иисуса Христа. А суд, совершенный над Ним, имеет искупительную силу и значение потому самому, что он есть непосредственное предуготовление, и даже начало самых крестных страданий Спасителя. Посему-то, если бы надлежало вполне показать значение рассматриваемого события в догматическом отношении, то мы должны были бы взять его в связи с другими важнейшими истинами христианского вероучения. Здесь же мы ограничились той лишь стороной его, с которой оно может быть рассматриваемо отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Если уподобление мира павлину есть подражание евангельской притче о детях ( Мф.11:16 ), а уподобление Церкви заре является аллюзией на евангельские подобия горчичного зерна или закваски, то объяснение облака как облачения, «ибо оным небо, как бы в ризу, облачается», отстоит от евангельских и псаломических аналогов, но уже является чистой аллегорией [Сильвестр 1799, 54]. Искренняя вера в способность аллегорий, как живых образов, объяснить суть окружающих явлений, породила богатую церковную литературную традицию. Достаточно вспомнить «Новую скрижаль» архиепископа Вениамина (Краснопевкова), изданную в 1803 году и зачастую основанную на тех же аллегорических приемах толкования богослужения [Вениамин, III]. Архимандрит Сильвестр сам пользуется аллегорическо-притчевым языком как своим собственным и потому понимает и чувствует притчу намного тоньше и убедительнее более поздних толкователей, таких как архимандрит Виталий (Гречулевич) [Виталий] или Н. И. Виноградов [Виноградов 2], примитивно-репрезентативный (в первом случае) и механическо-рациональный (во втором случае) подход которых выдает абстрагирование их от предмета изучения и лишь формальное понимание его внутренней сути. Аллегорическим стилем мышления архимандрит Сильвестр пользуется как одним из основных инструментов или методов познания Бога и мира, и потому Священное писание для него – это лучший источник вдохновения. Этот стиль позволяет легко объединить в одно смысловое и языковое пространство весь текст Священного писания. Необходимо признать, что работы архим. Сильвестра (Лебединского) представляют большой интерес не только для истории библеистики, но и для истории богословского языка и метода мышления русских богословов рубежа XVIII–XIX веков, которые можно охарактеризовать как самобытный опыт аллегорического прочтения изучавшихся ими текстов и явлений. Такой подход применительно к изучению притч Христовых был одним из наиболее удачных хотя бы потому, что принцип притчевого мышления, находившийся в центре внимания библеиста, был ему самому близок и применялся им при толковании притч.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Если бы я решился в настоящие минуты коснуться разнообразных моих служебных отношений, в продолжение всех минувших лет, то сколько вызвано было бы самых трогательных для меня, утешительных и поучительных воспоминаний, налагающих на меня долг неизменной признательности! Но, преисполненная скорбию о предстоящей разлуке душа моя, может быть, слишком была бы взволнована, и ваши чувствительные души, и без того слезящие, еще более были бы растроганы, – что не составляет цели настоящего прощального слова. Поэтому упомяну лишь кратко, что, начиная с первого моего вступления под мирный кров этого благословенного дома, – которое было встречено с таким внимательным и даже предупредительным радушием и с такою христианскою любовию, какие были свойственны редкой душе приснопамятной начальницы, и соучастием ее достойных сподвижниц в деле воспитания, – и до настоящего моего выхода отсюда, при нынешнем, столь же кротком, мудром и истинно добром управлении, возымевшем незабвенное для меня попечение, как об окончательном устройстве моей семьи, так и об обезпечении меня самого в летах преклонных Монаршими щедротами, – все мое служебное поприще представляет собою непрерывный для меня ряд несомненных свидетельств искреннего участия во мне, и, что всего дороже, всегдашней готовности – вспомоществовать своим содействием успеху того высокого и святого дела, для которого мы призваны. Это дело так велико и необъятно, как по своей задаче, так и по своим последствиям, что похвалиться вполне достойным исполнением его мог бы только тот, кто смотрел бы на него слишком поверхностно. Я же, в глубоком сознании своих немощей и своего недостоинства, хотя и мог бы, – не для похваления себя (о себе же не похвалюся, токмо о немощех моих. ( 2Кор. 12:5 )), а для некоторого внушения вам доброй памяти о себе, – указать и на благолепие святого храма сего, отчасти и по нашему неотступному старанию возникшее, и на эти живые, более или менее благолепные, храмы живущего в них Святого Духа ( 1Кор. 6:16 ), в которых проницательное око какого нибудь прозорливца, может быть, усмотрела бы неизгладимые следы и нашего посильного о Христе делания, – хотя и мог бы пред очами всевидящего Отца небесного засвидетельствовать, как всегда близко принимал к сердцу ваше духовное благо, и нередко, желая послужить ему, по своему крайнему разумению, не щадил себя, – хотя оставляю, наконец, среди вас и некоторые письменные памятники своих посильных, душеполезных трудов, – сознаюсь, однакоже, что всего этого, – что при помощи Божией, сделано, особенно в сравнении с тем, чего не сделано с моей стороны для вас, мало, слишком мало для того, чтобы можно было без трепета и содрогания помыслить о том неумытном суде Христовом, на который всем нам некогда нужно будет предстать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Благо тем родителям и воспитателям, которые, быв проникнуты духом Христовым, умеют внушить своим благорожденным детям и питомцам, чтобы они достоинство своего происхождения оправдывали истинным благородством своих мыслей и теплотою искренней любви к ближним, а особенно – живою верою и любовию к Христу Спасителю, – теми незаменимыми качествами христианского благочестия, которые должны составлять неотъемлемое преимущество достойных членов Церкви Христовой, наследников царствия небесного. В противном случае, под влиянием превратных понятий, их может постигнуть такое же разочарование относительно будущего положения их в обществе и, что всего важнее, относительно вечной судьбы их, какое постигло тех неразумных иудеев, которые воображали, что имеют наследственное право на участие и в земном и в небесном царстве Мессии, и воспользуются им, каким бы ни предавались суетам мирским, – хотя бы даже освободили себя от искренней заботы о благочестии. Но вот мы видим во времена Христовы толпящихся вокруг Иисуса Христа и, повидимому, чрезвычайно внимательных к Нему, однако совершенно чуждых Ему по духу, фарисеев, которые, не довольствуясь своим происхождением от Авраама, считали себя первейшими членами грядущего царства Мессии – именно по преимуществам усвоенного ими себе благочестия. Оно заключалось у них в строгом исполнении наружных обрядов религии, в точном соблюдении отеческих преданий, в открытых пред всеми делах благотворений. – Увы! Божественный взор Христа Спасителя во всей этой благочестивой внешности усматривал не выражение их внутренних благочестивых расположений, – как бы следовало ожидать, – а один только образ благочестия ( 2Тим. 3:5 ), под которым суетность этих людей надеялась скрыть внутреннее свое нечестие и пороки. Это, сказал Сердцеведец Христос, настоящее „подобие гробов окрашенных, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф. 23:27 ). И такие-то люди считали себя праведниками высокими, недосязаемыми для презренных грешников. Мало того, суетность их всячески домогалась, чтобы и народ признавал их такими. И действительно, делая все на показ, они успевали в этом: обманутый их внешним поведением, народ считал их набожными, милостивыми, в делах веры многосведущими, и, предоставляя им в общественных собраниях передния места, приветствовал их восклицаниями: учитель! учитель! – Но Бога обмануть нельзя: Христос Спаситель, обличая их суетное лицемерие, сказал им прямо: вы есте оправдающе себе пред человеки; Бог же весть сердца ваша: яко еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом ( Лк. 16:15 ), – и возвестил неминуемое горе ( Мф. 23:23 ) тем, которые, единственно по своей суетности, обещали себе всевозможные блага в царстве Христа, в действительности же сделались ужаснейшими его врагами, и погибли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Сказав это, я остановился, и, смотря на больную, слушавшую меня с напряженным вниманием и несводившую с меня глаз, подумал: „Господи, что это я? Ведь она еще не умирает; в ее взорах еще столько жизни. Правда, она очень слаба, но не слышно ее стонов, не видно особенных страданий, какие обыкновенно испытывают умирающие. Ну, все равно, – придется же ей когда нибудь умереть, – тогда пригодится слышанное ею теперь». Так думал я; а что думала больная, – это выразила она такою же кроткою улыбкою, какою приветствовала меня при самом входе, и – тем, что с особенным чувством приняла от меня благословение при выходе от нее. Прощаясь с нею, я сказал, что иду в людской лазарет (он находился в том же доме, в другом только этаже), и зайду к ней еще минут через двадцать. Выхожу на корридор, – встречаюсь с доктором, и спрашиваю его: „Что, как вы находите Македонову (фамилия трудно больной)?» – „Плохо, батюшка!» – „А что?» – „Часы ее сосчитаны». – „Помилуйте», говорю, „да у нее столько еще видно энергии и в глазах и в голосе! Я просидел у нее минут с десять, и не заметил признаков смертельного томления». – „Да у нее, батюшка, поражение началось с нижних оконечностей, и все шло вверх; сначала стали мертвы ноги, а теперь – только голова и осталась жива!» – Проговорив это, врач стал торопить посланного за лекарством в аптеку. Тогда я спросил: „если вы полагаете, что часы больной сосчитаны, то на что ей ваше лекарство?» – „На то», отвечал он, „чтоб облегчить ее страдания, чтоб успокоить, и, может быть, – помочь; потому, что из тысячи умирающих в данном случае один остается жив, и выздоравливает!» Последние слова врача подавали некоторую надежду; но, возвращаясь из людского лазарета, меньше чем полчаса спустя, я был встречен словами: „Македонова приказала вам долго жить; и лекарства не успели принести». Помолясь Богу об упокоении души новопреставленной, немало изумлялся я тайне судеб Божиих. Тогда только я вполне убедился, что сказанное мною ей в самый час ее кончины – было совершенно благовременно, и что мы, недостойные слуги Христовы и строители таин Божиих ( 1Кор. 4:1 ), при отправлении наших священных обязанностей, бываем только орудием действующей в нас благодати Божией, и самый язык наш – тростию книжника скорописца ( Пс. 42:2 ), – Утешителя, Духа истины, наставляющаго на всякую истину ( Ин. 16:7–13 ). III раздел

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010