д. Так как пасхальный агнец евреев закалался 14-го числа месяца нисана, и вечером того же дня съедался, следовательно тот четверг соответствовал, как почти всюду утверждается, 14-му нисана, следующий день – распятия было следовательно пятница 15 нисана, т. е. в первый день Пасхи евреев. Поразительное показание синоптиков» (первых трех Евангелистов), замечает автор, – „что Иисус Христос .заказал пасхального агнца в первый день опресночный, что резко противоречит тому обстоятельству, что евреи никогда не закалывали и не Ели пасхального агнца в первый день Пасхи, а всегда накануне этого дня, толкователи священного Писания объясняют тем, что под этим» (должно быть – под первым днем опресночным – первые три Евангелиста) „понимали именно 14-е, т. е. тот день, в который закалывали пасхального агнца. Но мы дальше докажем, что это объяснение совершенно ложно и положительно невозможно». Таким замечанием, снова затянув узел вопроса, говорит: „перейдем теперь к известиям Евангелия св. Иоанна. Там сначала говорится: гл. 13, ст. 1. 4: „Пред праздником пасхи (προ δ τς ορτς το πσχα), Иисус, зная», и прочее, – „встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, и взяв полотенце, препоясался»... и т. д. – о умовении ног. Далее, тойже 13 главы стихи 21 – 29 содержат предсказание Спасителя (за тайною вечерию) о предательстве Иуды, с замечанием Евангелиста, что когда Иисус Христос сказал предателю: „что делаешь, делай скорее», – то некоторые думали, что Он говорит ему: купи, что нам нужно к празднику (ст. 29).» Гл. 18-я рассказывает о взятии Иисуса Христа (в ночь, после тайной вечери) и о Его суждении, потом 28-й стих гласит: „от Каиафы повели Иисуса в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху». Гл. 19, ст·. 13 – 14, гласит: „Пилат услышав эти слова, вывел вон Иисуса – сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: Се Царь ваш.» – Потом рассказывается о распятии и о смерти Иисуса Христа, и 31-й стих гласит: „Но как тогда была пятница; то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, (ибо та суббота была день великий), просили Пилата, чтобы перебить у них голени, и снять их».

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Далее у евангелиста Иоанна следует замечание: «Многие из иудеев узнали, что Он там; и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради его многие из иудеев приходили, и веровали в Иисуса» ( Ин. 12:9–11 ). Затем в Евангелии от Иоанна говорится о входе Господнем в Иерусалим: «На другой день, множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли Ему на встречу, и восклицали: «осанна, и проч. ( Ин. 12:12–18 ). После обстоятельного изложения сказаний каждого из четырех евангелистов о помазании Спасителя миром, обратимся к рассмотрению различных мнений об этом предмете, касательно того: 1) где именно и у кого совершено было то или другое помазание; 2) кем оно совершено; и 3) сколько раз, и когда именно был помазан Господь? 1. Мы видели, что евангелисты Матфей и Марк прямо и определенно говорят, что Господь был помазан в доме Симона прокаженного, в Вифании. По сказанию евангелиста Луки, еще прежде помазаны были ноги Спасителя – тоже в доме Симона, который однако же именуется не прокаженным, а фарисеем; притом у евангелиста Луки не говорится прямо, в каком это было городе, хотя по ходу его повествования надобно полагать – это было в одном из городов галилейских, и можно думать – в Наине. У евангелиста Иоанна находим, что помазание совершалось в Вифании, но в чьем доме, – определенно не сказано: говорится лишь, что там служила Господу Марфа, сестра Лазаря и Марии. Спрашивается: один ли это и тот же Симон прокаженный, упоминаемый евангелистами Матфеем и Марком, и Симон фарисей, упоминаемый евангелистом Лукой; и не в его ли также доме служила Христу и Марфа, – тогда как сестра ее помазывала ноги Его, по сказанию евангелиста Иоанна? Блаженный Августин 425 и некоторые другие из древних толкователей святого Писания 426 – полагают, что было два Симона: один фарисей, о котором говорится у евангелиста Луки, а другой – прокаженный, о котором говорят евангелисты Матфей и Марк. Такое мнение они основывают на том, что 1) событие описанное евангелистом Лукой наверное произошло в Галилее, а описанное Матфеем и Марком – в Вифании, близ Иерусалима, т.е. в Иудее. – 2) Упоминаемый при первом случае Симон называется фарисеем, а при последнем, – прокаженным, в отличие от фарисея. 427

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. II 117 Да будет с вами благодать, милость и мир, от Бога Отца, и от Господа Иисуса Христа Сына Отча, во истине и любви ( 2Ин. 1:3 ) Таким благожеланием возлюбленный ученик Христов приветствовал избранных своих чад о Господе, которых он, по собственному его выражению, любил воистину. Не другими благожелательными словами и мы напутствуем вас, возлюбленные о Христе чада и сестры, на предстоящее вам поприще жизни, «из усердия к вам», по выражению другого Апостола, «восхотев предать вам не только благовествие Божие, но и души свои, потому что вы стали нам любезны» ( 1Фес. 2:8 ). Призываем на вас Божественную благодать, да будет она с вами вовек, потому что без этой спасительной силы Божией вы не в состоянии исполнить священного своего призвания – послужить к пользе и утешению ближних во славу Божию. Как просвещённые христианки, чем лучше понимаете вы свои обязанности, тем живее должны сознавать свою немощь и тем глубже чувствовать необходимость небесной помощи – Божией благодати. Примите же смиренномудрым умом и верующим сердцем этот неоценённый дар, приобретённый для нас от Бога заслугами единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа! Вы знаете и не забудете, чего ожидают от вас Бог и люди в воздаяние полученного вами воспитания, а зная и помня это, не смущайтесь при мысли о предстоящих вам трудах и подвигах, но с глубочайшим смирением совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым ( 1Пет. 1:13 ), аще пребываете в вере основани и тверди, и неподвижими от упования благовествования, еже слышасте ( Кол. 1:23 ). С Божественною благодатию призываем на вас и милость Господню. Как бы ни старались вы при помощи Божией исполнить свой долг, благоугождая Господу, сколько бы ни приносили пользы и утешения ближним, вы должны знать, что благотворные последствия такого образа вашей жизни и ваших действий ещё здесь, на земле, зависят единственно от милости Божией. Это потому что, хотя мы несомненно уверены, что Бог, Отец наш небесный, и бесконечно благ, и бесконечно справедлив, но пути Его, которыми Он ведёт нас к вечному воздаянию за веру и верность Ему до смерти, – непостижимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

евангелист Лука, – возвратились в Галилею, в город свой Назарет» ( Лк. 2:39 ). Как восточная православная Церковь , так и западная издревле принимают за достовернейшее то, что это последнее событие, Сретение Господне, совершилось после поклонения волхвов. Но позднейшие толкователи священного Писания и, главным образом, протестанты 119 следуют той мысли, что поклонение волхвов было после Сретения Господня. Такому мнению с некоторых пор стали следовать и многие из современных нам отечественных излагателей новозаветной священной истории. Посмотрим же, каким образом соглашают своё воззрение на предмет с текстом св. евангелистов древние изыскатели слова Божия и как относится к этому тексту мнение новейших? Из древних обстоятельнее всех, подлинными словами Евангелия излагает порядок сказанных евангельских событий блаженный Августин , именно в следующем виде: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя, Иисус, нареченное Ангелом, прежде зачатия Его во чреве ( Лк. 2:21 ). И вот волхвы с востока пришли в Иерусалим… 120 И получив во сне откровение, не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою ( Мф. 2:1–12 ). Когда же они отошли ( Мф. 2:13 ), когда исполнились дни очищения Матери… 121 И когда они совершили всё по закону Господню ( Лк. 2:22–39 ), се, Ангел Господень во сне явился Иосифу, и говорит: встань…» и проч. ( Мф. 2:13 ) 122 . У св. Златоуста читаем следующее: «Иосиф (по возвращении из Египта) приходит в Назарет, как во избежание опасности (от Архелая), так и по желанию жить в отечестве. Для большого же ободрения получает о сем извещение от Ангела. Но Ев. Лука не говорит, чтобы Иосиф пошёл туда вследствие сего извещения; по словам его, они возвратились в Назарет, исполнивши всё по закону очищения. Что ж на это сказать? То, что Ев. Лука говорит сие, повествуя о том времени, которое было прежде путешествия в Египет. Ибо Ангел не повёл бы туда прежде очищения, чтобы не было никакого нарушения закона, но он ожидал, пока совершится сие очищение и они пойдут в Назарет, тогда-то велел идти в Египет, а по возвращении оттуда – в Назарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Его слушайте! Во время сего гласа остался Иисус один. е. Страх и ободрение учеников, конец славного преображения. И услышав ученики, пали на лица свои, и очень испугались Но Иисус приступив, прикоснулся к ним, и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведши же (Апостолы) очи свои, И тотчас взглянув (περιβλεψμενοι), они уже никого не увидели, кроме (Мф. ε μ, Мк. λλ) одного Иисуса. с собою. ж. Запрещение сказывать о сем событии, до воскресения Христова. Когда же они сходили с горы, приказал (Мф. νετελατο, Мк. διεστελατο) им Иисус, чтобы никому не рассказывали, что видели, – говоря: никому не сказывайте видения, – пока (Мф. ως ο, Мк. ε μ ταν) Сын человеческий не воскреснет из мертвых. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели. 2. Ответ на вопрос о пришествии Илии. а. Недоумение учеников о значении слова: воскреснет из мертвых. И остановились они на сем слове, и спрашивали друг друга: что значит, воскреснуть из мертвых? б. Вопрошение Господа о пришествии Илии прежде открытия славного царствия Христова. И спросили (Мф. πηρτησαν, Мк. πηρτων) Его ученики Его, говоря: [что (τι)] как же (τ ον,=что же это) книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? в. Решение вопроса. сказал им в ответ: правда, Илии должно придти прежде, и устроить (Мф. ρχεται κα ποκαταστσει, Мк. λθν ποκαθιστ) все; и как писано о Сыне человеческом, надобно, чтоб Он много пострадал и был уничижен. Я говорю вам, что уже пришел (λθε) приходил (λλυθε), и не узнали его, но поступили (ποησαν) с ним (Мф. ν ατ, Мк. ατ), как (σα) хотели, – так как писано о нем: так и Сын человеческий пострадает от них. г. Илиею назван Иоанн Креститель. Тогда ученики поняли, что Он говорил им о Иоанне крестителе. 1. Ученики не смогли исцелить бесноватого. а. Сшествие с горы Фавора; спор книжников с учениками. В следующий (после преображения Господня) день, когда они (Иисус Христос с Петром, Иаковом и Иоанном) сошли с горы (по преданию – Фавора), пришедши к (прочим) ученикам, увидел (Господь) множество народа около них, и книжников спорящих с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Если бы автор внимательно прочитал в Евангелии Иоанна ( Ин. 11:46–57 ) все, что там сказано о совещании синедриона, бывшем вскоре после воскрешения Лазаря, и сличил с ним то совещание и то определение синедриона, которое, по сказанию евангелистов Матфея ( Мф. 26:1–6 ) и Марка ( Мк. 14:1,2 ), последовало за два дня до Пасхи; то он наверное не стал бы утверждать, что эти два события – одно и то же, и что евангелист Иоанн только указывает известному событию его настоящее место. Напротив, у самого евангелиста Иоанна находим явный намек на то, что после первого совещания должно было последовать и второе. На первом, еще за несколько времени до торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим, первосвященники и фарисеи прямо «положили: убить Его“ ( Ин. 11:53 ), и, так как они, по их словам, – которые, без сомнения, постарались распространить, – будто бы действовали из попечения о благе народа, и для предотвращения опасности со стороны римлян; то, еще не опасаясь большого сопротивления в своем деле со стороны народа, открыто «дали приказание, что, если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его» ( Ин 11:57 ). И после этого глаголаху: что мнится вам, яко не имать ли приити в праздник ( Ин. 11:56 )? «В Пасху злоумышляли, – замечает святитель Златоуст на сии слова, – и время праздника делали временем убийства. Здесь, говорят, Ему должно попасть в наши руки, так как теперь (праздничное) время призывает Его сюда. 491 Но когда, спустя нтсколько времени, послтдовал торжественный вход Иисуса Христа в царственный город Давидов, и много народа, пришедшего в праздник, восклицали: «осанна, благословен грядущий во имя Господне, Царь израилев» ( Ин. 12:12,13 )! – фарисеи говорили между собой: «видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним ( Ин. 12:19 )!“ Поэтому они убедились, что народ мало им верит, и что открытой силой действовать против Иисуса Христа им нельзя. И вот оказалось нужным опять сделать, и сделали – совещание, на котором изыскивали, «как бы взять Его хитростью, и убить“; но говорили: «только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе». В таком именно виде и представляют это последнее совещание евангелисты Матфей ( Мф. 26:4,5 ) и Марк ( Мк. 14:1,2 ), и причина решения его особенно очевидна после того, что изложено сими евангелистами в предыдущих главах ( Мф. 21 ; Мф. 22 , и Мк. 11 ; Мк. 12 ) – о действиях фарисеев против Господа во время Его входа и после входа в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

желая видеть Тебя, – ища говорить с Тобою. β. Усвоение Иисусом Христом достолюбезных имен своим слушателям. Он же, ответствуя, сказал сказавшему ему то, – и отвечал им (вообще говорившим Ему о Матери и братиях), говоря кто мать Моя? и кто [суть] братья Мои? И, обозрев сидящих около Себя, и простерши руку свою (=и указав рукою) на учеников своих сказал: вот (δο) [и говорит:] вот (δε) мать Моя и братья Мои! —49— (Ин. —50—) —49— (50) кто только (στις) [кто] (ς) —49— (Ин. —50—) сотворит (=будет исполнять) волю Божию, – —49— (Ин. —50—) волю Отца Моего небесного, тот Мне брат [сей брат Мне], –49. (Ин. –50.) и сестра, и мать! Мать Моя и братья Мои суть те, которые слушают слово Божие и исполняют оное. 1. Время и место предложения сих притчей. Вышедши же в день тот в который исцелен бесноватый слепонемой, и проч.) из дома (из Капернаума), Иисус сел у моря. И опять начал учить при море: и собралось к Нему толпа народа (χλος πολς) (=собралось множество народа), [и собрались к Нему толпы народа] (χλοι πολλο), так что Он, войдя в лодку, сел на море, а весь народ стоял на берегу, – был у моря на земле. Когда [же] сошлось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он сказывал (λλησεν) им – учил их притчами (ν παραβολας) много, и в учении своем говорил им, [говоря:] (И прежде всего) сказал (следующею) притчею (δια­ παραβολς): 2. Притча о сеятеле и семени. а. Изложение притчи. α. Сеяние. Послушайте: вышел сеятель сеять (Мф. το σπερειν, Мк.и Лк. το σπεραι, посеять) семя свое. β. Семя, упавшее при дороге. случилось, когда сеял иное (Мф. , Мк.и Лк. ) упало при дороге, и было потоптано, и налетели небесные, поклевали ег (Мф. ατ, Мк.и Лк. ατ) γ. Семя, упавшее на каменье. Иное (Мф. λλα, Мк. λλο) [а другое] (κα τερον) на камень, на каменистое место, [на каменистые места], где не много было земли, и тотчас взошло; потому что не глубоко было в земле; и взойдя засохло, потому что не имело влаги. И когда солнце взошло (=от зная же солнечного), погорело, и поскольку не имело корня, засохло.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

«Заметь же, – говорит блаженный Феофилакт, – человеколюбие Божие! Каким великим даром воздает Он жене! Ибо устрояет то, что память о ней будет повсюду, и притом до тех пор, пока продолжится проповедь евангельская. 523 Таким образом, внимательное рассмотрение того отзыва, какой сделан самим Господом, о жене грешнице, помазавшей Его в доме Симона прокаженного, приводит нас к убеждению, что он действительно имеет существенное различие от того отзыва, какой был сделан о Марии, сестре Лазаря, которая помазала Господа «за оживление брата, и при других обстоятельствах: а потому и не было при ее помазании сказано того, что сказано было теперь. Итак, ничто не препятствует принять за истину то предание, которого держится православная восточная Церковь в разумении свидетельств святых Евангелистов о том, что Господь наш Иисус Христос был трижды помазан, – усердием двух евангельских жен: в первый раз – среди общественного Его служения роду человеческому, покаявшейся явногрешницей, в одном из галилейских городов, в доме Лазаря или его сестер. Марией, сестрой Лазаря, за шесть дней до Пасхи; и в третий раз – в доме того же Симона фарисея, прозванного прокаженным, который прежде удостоился принять Господа в Галилее, и той же покаявшейся грешницей, которая в первый раз Его помазала. Все эти три события святая Церковь , одно за другим, представляет нашему вниманию и благоговейному размышлению – в течение одного великого поста и Страстной седмицы. Так в пятую неделю великого поста, на Божественной литургии читается Евангелие, благовествующее о первом помазании Господа явногрешницей ( Лк. 7:36–50 ), – потому что, подобно сей жене, воспоминаемая в эту неделю преподобная Мария Египетская, спустя несколько веков после евангельского события (в 6 веке), явила достоподражательный пример покаяния, и прощены грехи ее многие – за то, что она возлюбила Христа много. В неделю цветоносную, или в день входа Господа во Иерусалим, читается на Литургии Евангелие о том, как за шесть дней до Пасхи был Господь помазан в Вифании, в доме Марфы и Марии, усердием Марии, сестры Лазаря, и как на другой день, после этого торжественно встретил Его народ при входе в Иерусалим ( Ин. 12:1–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Заметьте при этом ещё и то, что споспешницы слова спасения всегда должны быть и исповедницами веры. Что значит исповедовать свою веру, вам давно известно и из уроков школы, но узнать это на самом деле предстоит вам ещё в жизни. Помните только, что исповедание веры необходимо для спасения: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение ( Рим. 10:10 ). В случаях, когда нужно твёрдо стать за веру, не изменяя ей ни в чём, никогда не было и не будет недостатка. Особенно же этого надобно ожидать в наше время, когда, скрываясь в образе ложного просвещения, дух тьмы, как волк в овечьей одежде, старается расхитить и распудить овцы ( Ин. 10:12 ). «Я боюсь, – скажу вам словами ап. Павла, – чтобы как змей хитростию своею обольстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонясь от простоты во Христе» ( 2Кор. 11:3 ). О, да сохранит Бог мира своею всесильною благодатию «ваш дух и душу и тело во всей целости, без порока, в пришествие Господа нашего Иисуса Христа!» ( 1Фес. 5:22–23 ) Молясь об этом молитвою св. Апостола, не могу не повторить вам и его кратких наставлений тем, о которых он молился: «Всегда ищите добра и другу и всем. Всегда радуйтесь (о Господе). Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Всё испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Верен Призвавший вас! Молитесь о нас!» ( 1Фес. 5:15–27 ). Молитеся и друг за друга, яко да исцелеете ( Иак. 1:16 ). Молитесь за всю братию и за вся христианы, особенно же за тех, которые имеют нужду в молитве и телесную, и особенно душевную. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь ( 1Фес. 5:28 ). II 83 Возлюбленные о Христе чада и сестры! Приготовивши вас, сколько было средств и возможности, для жизни чрез христианское воспитание, благодетельное Воспитательное общество пред лицом Всевышнего в храме Божием вручает каждой из вас в напутствие книгу Нового Завета и молитвослов. В этом случае оно не делает между вами никакого различия. Вы видите, что и самый внешний вид этих священных книг для каждой из вас совершенно одинаков, подобно тому, как одинаково для всех было желание всем вам добра со стороны лиц, принимавших участие в вашем воспитании.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

И вдруг, увидев Его, весь народ изумился, – встретило Его множество народа, и подбегая приветствовали Его. б. Вопрос о предмете спора; моление отца о бесноватом сыне. когда они пришли к народу, спросил (Иисус Христос) книжников: о чем вы спорите с ними (с учениками)? Вдруг некто из народа (νρ πο­ το χλου) подошел к Нему [человек], падши пред Ним на колени, воскликнул, говоря, – ответствуя [один из народа] (ες κ το χλου), сказал: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым. Умоляю Тебя, умилосердись над сыном моим, который один у меня. Господи! Помилуй сына моего! Он в новомесячии беснуется, и тяжко страждет; ибо часто бросается в огонь, и часто в воду. И вот злой дух схватывает его, так, что он вдруг вскрикивает; Всякой раз, когда схватит его, терзает (σσει); и терзает (σπαρα­σσει) его с пеною, – и он (страждущий) испускает пену, и скрежещет зубами, и сохнет; и (злой дух) насилу отступает от него, измучив его. Я приводил его к ученикам твоим, – я сказал ученикам Твоим, – я просил учеников Твоих, чтобы они выгнали его (злого духа), и они не могли (οκ δυνθησαν), – не могли (οκ σχυσαν) его (страждущего) исцелить. 2. Господь исцеляет его. а. Повеление привести бесноватого. Ответствуя [же] Иисус, сказал [Он же ответствуя, говорит] ему (отцу страждущего): о род неверный и развращенный! доколь буду доколь буду терпеть вас? Приведите (φρετε) приведи (προσγαγε) сына твоего, ко Мне! б. Припадки с бесноватым в присутствии Спасителя. И привели его к Нему. Когда же он еще шел к Нему, – и когда (бесноватый) увидел Его, тотчас злой дух потряс его; бес бросил его, и стал бить: он упал на щемлю, и валялся, испуская пену. в. Вопрос отцу бесноватого, и возбуждение в нем веры. И спросил Иисус отца его: как давно это ему приключилось? Он сказал: с младенчества; И многократно бросал его, то в огонь, то в воду, чтобы погубить его; но, если можешь сколько нибудь, умилосердись над нами, помоги нам! Иисус же сказал ему: если можешь сколько нибудь верить, все возможно верующему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010