опечалился (λυπ) стал печален (περλυπος γενμενος) царь; по причине (δια) клятвы и для гостей своих (=пировавших с ним, τος νακειμνους), не захотел отказать ей, – велел дать ей (чего просила). 3. Мученическая кончина св. Иоанна Крестителя. а. Отсечение головы. тотчас послав (πμψας), усекнул (πεκεφλισε) Иоанна (=отсек Иоанну голову) в темнице, – царь, послав стража (ποστελας σπεκουλτορα), велел принести голову его. Он же (страж) пошел, и усекнул его в темнице, и принес голову его. [И принесена голова его] на блюде, [и подана] и подал ее девице; и девица отнесла (и) отдала ее матери своей. б. Погребение мощей Иоанна Крестителя. И услышав ученики его, пришли, приступив, взяли тело его, и положили и погребли оное (ατ) во гроб. в. Уведомление Спасителя о кончине Иоанна. И пришедши, возвестили Иисусу. 1. Второе прохождение Галилеи. а. Иисус Христос, проходя города и селения, благовествует и исцеляет. После сего, (ближайшим образом по удалении из Назарета и после усекновения главы Иоанна Крестителя), Он (Господь) проходил по городам и селениям (διδευεν κατα­ πλιν κα κμην), – обходил (περιγεν) Иисус все города (τς πλεις) и селения окрестные (κκλψ) в синагогах их, и проповедуя Евангелие царствия, – и благовествуя царствие Божие, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. б. Кто постоянно следовал за Иисусом Христом. И с Ним (проходили) двенадцать (Апостолов), и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, И Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и другие многие (в последствии названные Мироносицами), которые служили Ему имением своим. 2. Послание двенадцати Апостолов на проповедь. а. Изъявление сожаления о народе. Видя же людей, (Иисус Христос) жалел о них, что они изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. б. Возбуждение учеников к молитве о явлении делателей сей духовной жатвы. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а жнецов (ργτας) мало. И так молите господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Очищает себя при помощи Божией всякая добрая душа христианская – постоянно и непрерывно – в своих мыслях, чувствах, намерениях, словах и во всех своих поступках – помыслами благими, благоразумною осмотрительностию, словом Божиим, молитвою и наипаче любвеобильным призыванием спасительного имени Иисуса Христа с благоговением и страхом Божиим. Итак, возлюбленные, – заключает св. апостол Павел, – имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор. 7:1 ). Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, который и сотворил сие. Возлюбленные! Молитесь о нас. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь ( 1Фес. 5:23–25, 28 ). Обновление Александро-Невской церкви Императорского Воспитательного общества благородных девиц 15-е декабря 1868 года вписано неизгладимыми чертами в летописи Императорского Воспитательного общества благородных девиц. В этот день совершилось здесь достопамятное торжество обновления церкви св. благоверного великого князя Александра Невского, которое ознаменовали своим священнослужением три первосвятителя всероссийской Церкви. В этот же день Воспитательное общество и обновлённая его церковь удостоились всемилостивейшего посещения его величества государя императора в сопровождении августейшей его дщери. Пятый уже год проходил после того, как Воспитательное общество благородный девиц отпраздновало (5 мая 1864 г.) столетний юбилей своей деятельной жизни, столь благотворной для распространения истинного просвещения в семействах высших слоёв русского общества. Означенное заведение учреждено в С.-Петербургском Новодевичьем (Смольном) монастыре 5 мая 1764 года. Но обновлённая в 1868 году церковь Воспитательного общества была устроена лишь 60 лет тому назад. Первое освящение её последовало 18 августа 1808 года – вместе с освящением вновь тогда воздвигнутого блаженной памяти императрицею Мариею Феодоровною здания, в котором и поныне помещается Воспитательное общество. Прежнее же помещение этого заведения в окружающем нынешний Воскресенский собор всех учебных заведений монастырском строении с Екатерининскою в нём церковью тогда же отдано Вдовьему дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

подозвав их (детей), сказал им (ученикам): пустите детей (=дайте детям) приходить (ρχεσζαι) ко Мне и не препятствуйте им придти (λζεν) ко Мне; ибо таковых есть царствие Божие. небесное. Истинно говорю вам: кто не примет царствия Божия, как дитя; тот не войдет в него. в. Благословение детей. И обняв их, – возлагая на них руки, благословлял их. И возложив на них руки, пошел оттуда. 2. Совет богатому юноше. а. Вопрос его о пути к жизни вечной. когда Он выходил в путь, некто (ες), подошедши – подбежав [некто] и пав пред Ним на колена, – один из знатных (τις ρχων) спросил Его (Мк. πηρτα,Лк. πηρτησε), – [сказал Ему] говоря: Учитель благий! что доброго должен я сделать, чтобы, сделав, (мог бы я) получить наследовать жизнь вечную? б. Внушение ему необходимости соблюдения заповедей. сказал [Иисус]: что ты Меня называешь благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную; сохрани заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: Ты знаешь заповеди: (τ) не убивай, не прелюбодействуй, [не убивай,] не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай; Почитай отца твоего в. Вопрос о пути к совершенству. ответствуя, сказал – говорит юноша: Учитель! это все [все это] сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? г. Совет о добровольной нищете ради небесного сокровища. Услышав [же] сие, Иисус, [же] взглянув на него, полюбил его, и сказал (Мф. εφη, Мк. и Лк. επεν) ему: одного тебе недостает (Мк. στερε, Лк. λεπει) если хочешь быть совершен, продай имение твое, – что имеешь, продай, раздай нищим (Мк. τος πτωχος, Мф. и Лк. πτωχος) и получишь сокровище на небеси; и приходи, следуй за Мною, – взяв крест. д. Печаль богатого. [Он же] Услышав [же]сие, слово сие, юноша опечалился, – (и) смутившись от сего слова, отошел с печалью; потому что имел большое имение, был весьма богат. е. Указание спасителя на трудность богатому спастись. Увидев [же]; что он (богатый) опечалился, И посмотрев вокруг, сказал [говорит] ученикам своим: истинно говорю вам, трудно богатому войти в царствие небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

позвал их (т.е. и других двух братьев, Иакова и Иоанна): и вытащив (потом) оба судна на берег, оставили все, и пошли в след Его, пошли за Ним. 1. Вшествие в Капернаум и вселение в нем Иисуса Христа. И пришел (Иисус Христос) и пришли (Он и с Ним ученики Его) в Капернаум город Галилейский; пришедши (Господь), стал жить в (этом) приморском городе Капернауме, в пределах Завулоновых и Неффалимовых; Да сбудется реченное пророком Исаиею, который говорит: Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути к морю, по Иордану, Галилея языческая, Люди сидящие во тьме, увидели свет великий, и сидящим во стране и тени смертной воссиял свет Ис. 9:1–2 ). 2. Учение Иисуса Христа в синагоге. И вскоре (по прибытии в Капернаум), вошедши в синагогу, в субботу, Он начал учить. [и учил их во дни субботние]. И дивились учению Его: ибо слово его было со властью. Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. 3. Изгнание духа нечистого. а. Вопль бесноватого. Был в синагоге человек в духе нечистом (=одержимый нечистым духом), имевший нечистого духа бесовского; и вскричал громким голосом: Оставь нас; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас? Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. б. Изгнание беса. Но Иисус запретил ему, сказав: молчи, и выдь из него. И нечистый дух, сильно потрясши его, и вскричав громким голосом, – и повергнув его бес посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив его. в. Ужас и удивление бывших при сем. И напал на всех ужас; И ужаснулись все, так что спрашивали друг друга, и рассуждали между собою, говоря: что это? что это за слово (=что это значит), и что за новое учение, [со властью] властью и силою духам нечистым повелевает, и повинуются Ему, – выходят? г. Молва о Иисусе Христе. И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам. И вскоре разнеслась о Нем молва по всей окрестности Галилейской. 1. Иисус Христос исцеляет тещу Симонову а. Вшествие в дом Петров. Немедленно, вышедши из синагоги (после изгнания в ней нечистого духа), пришел [и пришедши] Иисус пришли (Он и ученики Его)

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Понятно для вас, скажу ещё и то, какая высокая, истинно царственная любовь к вам выражалась в продолжение вашего воспитания – выражается и ныне, при его окончании, – во всех благодетельных распоряжениях высочайшей воли, которой не более, как орудиями были все начальствовавшие над вами и учившие вас. Но, вменяя себе в священную обязанность во всю жизнь и до последнего вашего вздоха хранить глубочайшую благодарность, детскую любовь и верноподданническую преданность августейшим покровителям вашим, можете ли не вспомнить при этом, что в свою очередь и венценосцы наши – только орган небесной благости, только орудие Того, кем царие царствуют, и сильнии пишут правду ( Притч.8:15 )? Итак, Ему-то, Царю царствующих и Господу господствующих, да воздастся от вас первая дань хвалы и благодарения и первый долг – служить верно и нелицемерно во всех путях и обстоятельствах вашей жизни, как подобает истинным чадам благословенного дома Божия, св. православной Церкви. Словом сказать, искренно желая доставить всею последующею своею жизнию радость и утешение своим родителям и всем, которые в разных отношениях заступали и будут заступать для вас их место, прежде всего и более всего живите во славу Бога и Отца и в похвалу славы благодати Его, которою Он облагодетельствовал вас о Возлюбленном, в котором мы имеем избавление кровию Его и оставление прегрешений по богатству благодати Его ( Еф. 1:6–7 ). Посему и мы, благовествующие вам неизмеримое богатство Христово, всеми силами души нашей молим Господа преимущественно о том, да даст вам по богатству славы своей крепко утвердиться духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, вкоренённые и утверждённые в любви, могли разуметь превосходящую разумение любовь Христову ( Еф. 3:8, 16, 19 ). Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим или разумеем, по силе действуемей в нас, Тому слава в Церкви о Христе Иисусе, во вся роды века веков ( Еф. 3:20–21 ). Аминь. IV 93 Возлюбленные о Христе чада и сестры!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Посему-то наблюдающие хронологический порядок – при составлении ли то, или при изучении священной истории Нового Завета (если не желают в таком важном деле руководствоваться произволом или же слепо держаться чужого авторитета) – должны поставить для себя задачею, чтобы по тем или другим выражениям св. евангелистов, не противореча церковному преданию и не упуская из виду писаний св. отцов, сколько можно достовернее решить: где именно в евангельском повествовании указывается порядок времени и где надобно предполагать отступление от этого порядка. Желая по возможности способствовать к более или менее удовлетворительному решению этой задачи, мы и предлагаем здесь некоторые соображения относительно упомянутых евангельских событий. I. Относительно проповеди Христовой в Назарете прежде всего надобно сказать, что повествование об этом событии у евангелистов Матфея и Марка излагается после притчей о сеятеле и семени и других, а сии притчи, как известно, были произнесены в пределах Капернаума, у берега Галилейского моря, с лодки ( Мф. 13:1–2 ; Мк. 4:1 ), – уже после многих других дел Христовых и, конечно, не ранее, как после второй Пасхи или в продолжение второго года общественного служения Иисуса Христа роду человеческому (между второю и третью Пасхою). «И когда окончил Иисус притчи сии, – говорит св. евангелист Матфей, – пошёл оттуда. И, пришедши в отечество своё (по воспитанию, т. е. в Назарет), учил их в синагогах их…» ( Мф. 13:53–54 ). «Оттуда» – то есть, от тех же пределов г. Капернаума и Галилейского моря, где произнесены притчи о семени и др. и где произошли также другие события ( Мк. 4:35–41; 5:1–43 ) – хотя, по свидетельству евангелиста Матфея, произошли в другое время ( Мф. 8:33–34; 9:1–36 ), – «оттуда вышел Он, – говорит св. евангелист Марк, – и пришёл в своё отечество. За Ним следовали ученики Его. Когда настала суббота, Он начал учить в синагоге» ( Мк. 6:1–2 ). О таком же событии, т. е. о проповеди Христовой в синагоге назаретской, св. евангелит Лука повествует тотчас после искушения Господа от диавола в пустыне. «И окончив все искушение, диавол отошёл от Него до времени. И возвратился Иисус – в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нём по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» ( Лк. 4:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

послал наконец (εσχατον) – сына своего, говоря [, что]: может быть, увидев его, устыдятся – сына моего. Но (δ) увидев его виноградари, – увидев сына, рассуждали (и) сказали между собою (Мф. ν αντος, Мк. и Лк. πρς αντος), говоря [, что]: это наследник; пойдем, убьем его, и завладеем наследством его, чтобы нашим сделалось – и наше будет наследство (=и наследство будет наше). И схватив его, вывели (ξβαλον) вон из виноградника, выведши его вон из виноградника, убили, и выбросили (ξβαλον) вон из виноградника. г. Что будет с убийцами? Ответ одних, и возражение других. И так, когда придет господин (=хозяин) виноградника, [же, ον] сделает с виноградарями теми, господин виноградника? Говорят ему (некоторые из слушателей): злодеев сих предаст злой смерти; и виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды в свое время. Придет (подтвердил Иисус Христос), и предаст смерти виноградарей и отдаст виноградник иным. Услышав же сие (первосвященники) сказали: избави Бог (μ γνοιτο)! д. Приложение притчи к Иудеям. Но Он, взглянув на них, сказал Говорит им Иисус: что же значит сказанное в Писании (γεγραμμνον τουτο), – не ужели вы никогда [сего писания] не читали в писаниях: камень, который отвергли зиждущие, тот самый сделался главою угла? Потому сказываю вам, что отнимется от вас царствие Божие, и дастся народу, приносящему плоды его. кто упадет на тот камень– на камень сей, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит. г. Первосвященники и Фарисеи готовы взять Иисуса Христа, но боятся народа. И слышав первосвященники и Фарисеи притчи Его, поняли, что Он об них говорит; И старались (=искали, Мк. ζητουν, Лк. ζητησαν) [первосвященники и книжники] Его схватить, наложить на Него руки, в тот же час, и (=но) стараясь (ζητοτες) Его схватить, боялись народа (Мф. τος οχλους, Мк. τν οχλον, Лк. τν λαν) потому что Его почитали за пророка, – (а старались,) ибо поняли, что на них притчу сказал (Господь). И оставив Его (многие) разошлись. 5. Притча о званных на брак сына царева.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Последнее шествие Иисуса Христа в Иерусалим 34 Бяху па пути, восходяще во Иерусалим; и бе варяя их Иисус, и ужасахуся, и во след идуще, бояхуся. И поем паки обанадесять, начат им глаголати, яже хотяху Ему быти... И пред Него приидоста Иаков и Иоанн, сына Зеведеева, глаголюще: Учителю, хощева, да еже просива, сотвориши нама ( Мк. 10:32–35 ). Внимательные к богослужению святой Церкви христиане православные, без сомнения, знают, что в чине Божественной литургии творится воспоминание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Здесь очам верующих представляется живое изображение важнейших событий земной жизни Искупителя, особенно тех, которые прямо относятся к спасительным Его страданиям и крестной смерти, и последующей за ними славе ( 1Пет. 1:11 ). Здесь, на святом престоле, таинственно и существенно повторяется самая жертва голгофская, принесенная вочеловечившимся ради нашего спасения единородным Сыном Божиим Отцу Небесному за грехи мира. Мы желаем теперь, благочестивые слушатели, обратить ваше внимание на одно из евангельских событий, о котором слышали вы в ныне чтенном Евангелии, – по ряду дня недельного, предшествующего Неделе ваий. Это событие – последнее шествие Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, которое само предшествовало торжественному Его входу во врата дщери Сионовой, яко обетованного Царя Израилева и Сына Давидова. Событие это, изображаемое и в священнодействии Божественной литургии, во время великого входа, весьма поучительно и само по себе, как событие евангельское, и по тем назидательным мыслям, на которые наводит оно в применении различных обстоятельств его к нашей собственной жизни. Всмотритесь, братья, мысленно в это знаменательное шествие Господа с двенадцатью избранными Его учениками. „Были они“, говорит Евангелист Марк, „на пути, восходя в Иерусалим; Иисус шел впереди их, а они ужасались, и, следуя за Ним, были в страхе ( Мк. 10:32 ). Какими трогательными чертами изображено это последование малого стада Христова за своим добрым Пастырем, – безмолвно подвигающагося за Ним, вдали от шума житейских треволнений, но как видно, сильно напуганного донесшимся до его слуха воем кровожадных волков, готовых растерзать самого их Пастыря! Да, именно за день или за два пред сим, ученики Христовы с крайним опасением говорили своему Божественному Наставнику: „Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» ( Ин. 11:8 ) Тогда Господь успокоил их, сказав: „не двенацать ли часов во дне? Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего“ ( Ин. 11:9 ). Но теперь, – теперь Господь, по-видимому, совершенно в другую сторону направляет Свою речь к пораженным ужасом ученикам: „Подозвав двенадцать, Он начал им говорить о том, что будет с Ним. „Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» ( Мк. 10:82–84 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

приступила к нему женщина с алавастровым сосудом мира, – Мария, взяв фунт мира нардового, чистого (=цельного) драгоценного (Мф. βαρυτμον, Мк. πολυτελους, Ин. πολυτμου); разбив сосуд, возлила [Ему на голову] (κατ της κεφαλης) на голову (πι τν κεφαλν) Ему возлежащему, помазала (и) ноги Иисуса, и отерла волосами своими ноги Его; и дом исполнился благоуханием от мира. 4. Ропот учеников, особенно Иуды. а. – вообще учеников. Увидев то, ученики Его вознегодовали [Были некоторые негодующие] между собою, [и] говоря: к чему такая трата мира сделана? Ибо можно было это миро продать за большую цену, – больше, нежели за триста денариев, и раздать их нищим; и роптали на нее. б. – особенно Иуды. Тогда (особенно) один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который после предал Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста денариев, и не раздать их нищим? Сказал же сие (Иуда) не потому, чтобы заботиться о нищих; но потому что был тать. [Он же имел денежный ящик, и носил, что туда опускали] 5. Похвала усердию помазавшей Господа миром. Уразумев [же] сие. сказал [и так (ον) сказал Иисус]: оставьте (Мк. φετε, Ин. φεσ, оставь) ее; она это сберегла на день погребения Моего. смущаете – женщину? Дело доброе [доброе дело] она сделала надо Мною (Мф. εις μ, Мк. ν μο). Ибо нищих всегда [Ибо всегда нищих] имеете с собою, и когда ни захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете (=не всегда будете иметь с собою). Она сделала, что могла: Ибо она, возливши миро сие на тело Мое, приготовила Меня к погребению, – предварительно помазала Мое тело на погребение; Истинно говорю вам, где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире (Мф. ν λψ τψ κσμψ, Мк. εις ολον τν κσμον); скажется и о том, что она сделала – и о том, что она сделала, скажется в память ее. 6. Совещание Первосвященников о убиении Лазаря. а. Стечение неверующих Иудеев в Вифанию. Многие из Иудеев узнали, что Он (Иисус Христос) там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Рассеяние учеников в ту ночь, когда Господь Иисус был предан в руки нечестивых на суд и мучения, предсказал пророк Захария, когда взывал к мечу: порази пастыря, и расточатся овцы стада ( Зах. 13:7 )! Это, без сомнения, пророчество имел в виду Господь, когда сказал ученикам Своим: вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию ( Мф. 26:31 ). Отречение одного из них в то самое время, когда Господь был судим и мучим, указано в пророческих словах святого псалмопевца: удалил еси от Мене друга и искренняго ( Пс.87:19 ). 126 „Страха ради иудейскаго, друг твой и ближний, Петр, якоже зряше содеваемая тогда, отвержеся Тебе, Господи“. 127 И сам Иисус Христос предрек Петру: аминь глаголю тебе, яко в сию нощь ... трикраты отвержешися Мене ( Мф. 26:34 ). Время события – суда и осуждения Иисуса Христа указано в пророчестве Иакова патриарха, предвозвестившего, что отложенное Израилю чаяние языков – придет тогда, когда оскудеет князь от Иуды ( Быт. 49:10 ). Это пророчество оправдалось голгофским событием: иудеи тогда уже не могли произнесть ни над кем смертного приговора, без суда римского правителя; оттого-то и был судим Иисус Христос Понтием Пилатом. Совокупное участие в суде и осуждении Иисуса Христа иудеев и язычников предрек Давид. Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? взывал царепророк. Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его ( Пс. 2:1–2 ). „И поистине, собрались во граде Иерусалиме „на святаго Сына Твоего, Владыко Боже, „Иисуса, помазанного Тобой, Ирод и Понтий Пилат, с язычниками и людьми израилевыми ( Деян. 4:25–27 )“. Сам Господь Иисус Христос тоже предсказал ученикам Своим: се восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереем и книжником: и осудят Его на смерть, и предадят Его языком ( Мф. 20:18,19 ). 2) Предсказаны, затем, свойства и действия на суде виновников осуждения Иисуса Христа. Так, свойства врагов Иисуса Приста, бывших главными виновниками Его осуждения, особенно в разительных чертах изобразил царь-пророк. Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя. Обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя. Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящие мя без правды и проч. ( Пс. 21:13,17; 37:20 ). Сам Иисус Христос прямо назвал своих врагов – обвинителей и судей – грешниками: приспе конец, прииде час: се предается Сын Человеческий в руки грешником ( Мк. 14:41 ). .

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010