С своей стороны, не забуду и я вас на своих недостойных молитвах пред престолом Божиим, до последнего моего издыхания умоляя Господа, да благословит вас на всех путях вашей жизни благословением небесным и ангелов святых ограждением да охранит вас от всякого зла; паче же всемощным заступлением небесной Царицы Матери, которой особенному покрову вверено незримое, но тем не менее осязательное попечение о вашем сиротстве и вашем воспитании в духе христианского благочестия, имеющего обетование живота нынешнего и грядущего, да утешит вас поистине, якоже аще кого мати утешает, утешением преизобильным, неотъемлемым, вечным. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами ныне, и присно и в бесконечные веки. Аминь. Приветствие новой пастве – Воспитательному обществу благородных девиц 29 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи ( 2Кор. 1:3 ), даровавший мне, недостойному рабу своему, утешение быть присным в этом благодатном доме Его, не только видеть вас, возлюбленные сестры и чада о Господе, но и послужить делу вашего спасения, соутешитися в вас верою общею, вашею же и моею ( Рим. 1:12 )! Благодарю Господа и за то, что ещё и не будучи у вас, не незнаем был я вами. Ваше доброе внимание и, можно сказать, сочувствие к слабым опытам моего о Христе делания и само по себе составляло для меня утешение, а теперь много ободряет меня при вступлении в это воспитательное общество благородных девиц. Ободряет тем более, что небезызвестно и для меня ваше благородство, которое заключается не в имени только и основано не на одном лишь происхождении, а постоянно свидетельствуется вашими успехами в богопознании, благоговейным предстоянием в храме, уважением к святым уставам православной Церкви. При мысли об этом мне всегда представлялось вожделенным работать Господу в вертограде Его, столь попечительно и мудро ограждённом, и возделывать ниву, столь охотно принимающую семена здравого учения. И вот, по воле всеблагого Провидения, предстою ныне я, недостойный, среди вас в сем святилище Божием, яко служай. Ни я не искал вас, ни вы не искали меня, но сам Господь внушил нашему архипастырю возложить на мои немощные рамена благое иго сего служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

сказал им в ответе: Не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию. 5. Вопрос о посте. И как ученики Иоанновы и Фарисейские наблюдали посты; то и пришли, тогда приступили к Нему, они [же] (Фарисеи и книжники) (и) ученики Иоанновы, [говоря] и [говорят] сказали для чего мы и Фарисеи постимся много, для чего Иоанновы ученики и Фарисейские постятся часто, и молятся: ученики не постятся, едят и пьют? 6 . Ответ Иисуса Христа. сказал им Он [же] Иисус: могут ли брачные гости – можете ли заставить брачных гостей печалиться (и) поститься, пока с ними жених? Во все время, в которое с ними жених, не могут они поститься. Но придут дни, когда отнимется от них жених; и тогда будут они поститься в те дни. 7. Притчи о заплате и о мехах ветхих. а. О новой заплате к старой одежде. Притом сказал им притчу: никто не приставляет заплаты из небеленого (нового) полотна (или) из нового платья к старой одежде; а иначе и новое испортит, и к старому не пристанет лоскут из нового; заплатал отдерет от одежды, от старого, и дыра будет хуже (больше прежней). б. О вине молодом и мехах старых. Не вливают также [и] никто не вливает вина молодого в мехи старые; а иначе прорвутся мехи, – вино молодое прорвет мехи, и само – вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое вливают – надобно вливать в мехи новые, и сбережется то и другое. И никто (присовокупил Господь), пивши старое, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше. 1. Пришествие к Иисусу Христу и просьба Иаира. Когда Он (Иисус Христос) говорил сие к ним (ответствуя на вопросы о посте). [и] Он был у моря, – и вот пришел человек, именем Иаир, некоторый начальник, [и] то был начальник синагоги, – один из архисинагогов (начальников синагоги); пришедши и увидев Его, пал к ногам Его, – и падши к ногам Иисусовым, просил Его войти к нему в дом; Потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти; (он) кланялся Ему, и убедительно просил Его, говоря: дочь моя при смерти, – (быть может уже) теперь умерла;

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Следовало бы вам, братья, после сего припомнить, что как в евангельской истории последнее шествие Господа Иисуса Христа в Иерусалим, сопровождавшееся славой Его чудотворений – дарованием зрения иерихонским слепцам, и особенно воззванием из гроба к жизни Лазаря, на четвертый день после его смерти, окончилось тем, что весь народ, исповедуя свою веру во Христа, начал в радости велегласно хвалить Бога за все чудеса, какие видел, и затем, приветствуя торжественный вход Господень во святый град, встречал Его восклицаниями: „Осанна, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних» ( Мк. 11:9,10 ): так и на Божественной литургии, вскоре после великого входа, произносится исповедание веры, благодарение Господу, и священная песнь: „свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!“ Но обстоятельное раскрытие сих событий и священнодействий увлекло бы нас далеко за пределы нашего слова. Довольно и того, если оно своим указанием успеет, при помощи Божией, возбудить во многих из вас желание поближе познакомиться с этим душеспасительным предметом. А недостатка в пособиях к сему чада Церкви православной, искренно ищущие своей душевной пользы, наверное не будут иметь. Нам, братья, остается обратить ваше внимание на то, что, по словам святого апостола Павла, „все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением писаний сохраняли надежду ( Рим. 15:4 )“. Поэтому, размышляя о благоветствованном нам ныне евангельском событии, мы должны по возможности применять его к своей собственной жизни. И мы, подобно сынам Зеведеевым, весьма нередко обращаемся к Господу с такими желаниями нашего сердца, на которые и во глубине нашей совести, и в последующих событиях нашей жизни можем слышать вразумляющий глас Господа: не веста, чего просита, – не знаете, чего просите! Братья! если мы искренно желаем себе истинного, вечного блага, – отбросим в сторону все земные мечты, смирим себя пред Богом, потрудимся неленостно для спасения душ наших, вполне вверяя Господу свою временную и вечную судьбу, – будем прежде всего и более всего искать царствия Божия, и правды Его, а все прочее – земное, необходимое для нашего благополучия, и без особенных с нашей стороны усилий, приложится нам ( Мф. 6:33 ), Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Сокровище в ваших руках – умейте пользоваться им. «Не говори, – внушает св. апостол Павел именем праведности от веры, – не говори в сердце своём: кто взойдёт на небо? то есть, Христа свести; или кто сойдёт в бездну? то есть, Христа из мёртвых возвести. Но что говорит Писание? близко к тебе слово, в устах твоих, и в сердце твоём, то есть, слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами своими будешь исповедовать Иисуса Господом, а сердцем своим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься» ( Рим. 10:6 ). А чтобы приобресть эту спасительную веру – молитесь неослабно. Просите, и дастся вам ( Мф. 7:7 )! Просите во имя единородного Сына Божия, Господа Иисуса Христа, Которого вы любите, и никогда не получите отказа в святой молитве вашей, ибо Сам Отец любит вас ( Ин. 16:27 ). Я не стану указывать вам в подтверждение сего на бесчисленные примеры того, как целые сонмы верующих спасались и спаслись словом Божиим и молитвою во имя Христово. Об одном только припомню вам: не забудьте ваших собственных молитвенных слёз пред Врачом душ и телес, когда вы открывали Ему свои духовные немощи и язвы своей совести, не забудьте того умиления, которое вы при этом и других случаях обнаруживали, слыша и из моих слабых недостойных уст слово спасения. Поверьте, возлюбленные, и моему обнищавшему сердцу, к которому вы, как добрые духовные дети и достойные ученицы любвеобильного Господа, высказали столько сочувствия и участия, незабвенного и для меня, и для детей моих 85 , – поверьте, говорю, моему обнищавшему сердцу, что никогда не чувствовал я в такой мере дорогою ценою приобретённого и туне даруемого нам богатства Христова, как вполне сознав себя нищим пред Богом, и тогда только испытывал особенно ощутительное действие молитвы, когда просил у Господа милости именно как нищий, ради Христа. Тогда только стало для меня очевидным то, чего никогда и никому из нас не следовало бы забывать – что именно эту спасительную истину мы исповедуем, когда каждое молитвенное действие предваряется и сопровождается у нас спасительным знамением креста. Это значит: мы просим во имя Христа, как нищие духом. О, если бы мы всегда это чувствовали, не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся ( Рим. 12:16 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Там же, стихи 26 – 30: о тайной вечери, об окончании ее священною песнию, и отшествии после нее в гору Елеонскую. Далее в ст. 56 – 68 повествуется, как Иисус Христос (в туже ночь – с четверга на пятницу) был приведен к первосвященнику Каиафе и книжникам, где Он судился. В следующей главе говорится, как Иисус Христос на следующий день, πρωας δ γενομνης, „ когда наступило утро» (гл. 27, ст. 1), был приведен к Понтию Пилату, и как Он в тот же день, (то есть, в пятницу, как видно из ст. 62), был распят и умер на кресте. Далее, ст. 32-й гласит: „Выходя (на Голгофу), они встретили киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его», и потом, в стихах 57 – 61 говорится о том, что когда настал вечер, то Иосиф аримафейский испросил у Пилата тело Иисусово, и положил его во гробе: а Мария Магдалина и другая Мария сидели против гроба. Ст. 62: „На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и т. д. „Заметим тут же», говорит наш автор, „что «пятница» называется в подлиннике παρασκευ, т. е., день приготовления, каковое выражение вполне соответствует талмудическому обозначению пятницы; ибо пятница называлась так потому, что в этот день приготовлялась пища к субботе, так как в субботу запрещалось варить». Далее, гл. 28-й ст. 1-й гласит: „по прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб»; после чего рассказывается о воскресении Господа Иисуса Христа. В сущности тоже самое повествуется во 2-м и 3-м Евангелиях – св. Марка и св. Луки. В Евангелиях св. Марка, гл. 14, ст. 12 – 18., говорится: „Вь первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему (Иисусу Христу) ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдем и приготовим», и далее – о самом приготовлении пасхи и о возлежании Христа с учениками за трапезою, с наступлением вечера. Далее, ст. 28 – 25, об учреждении тайной вечери, песнопении, и отшествии после того в гору Елеонскую. В 53 – 65 стихах (той же 14-й главы) повествуется, как Иисус Христос судился, а в 15-й главе, как Он εθως π τ πρω, „немедленно поутру» (15, 1) был приведен к Пилату, и в тот же день (как видно из ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Тем непонятнее становится для нас уверение автора, что будто бы «евангелист Матфей, упомянувши о словах Господа, в которых заключалось предсказание о Его смерти ( Мф. 26:2 ), – заметил, что он еще ничего не сказал о том как подготовилась та страшная катастрофа, которая имеет быть чрез два дня, и проч. Конечно, ни автор, ни те, которые способствовали приведению в известность и распространению его статьи – не могут сказать о себе, что они не читали упомянутых нами глав Евангелия от Матфея ( Мф. 21 ; Мф. 22 ; Мф. 23 ), и не захотят сознаться, что опустили их из виду при своих соображениях. Они скорее станут повторять, что все написанное в этих главах – изложено не в порядке времени, что всему этому предшествовали события, которые изложены в начале 26 главы ( Мф. 26:3–13 ), и что об этих событиях здесь сказано «просто потому, что они имели ближайшее отношение к предсказанию Господа о Своей смерти, помещенному ими выше ( Мф. 26:1–2 ): весте, яко по двою дню Пасха будет, и Сын человеческий предан будет на пропятие. Потому-то, говорят, и прибавлено здесь о самом помазании Господа, бывшем в Вифании «еще много ранее, что тогда было такое же предсказание – о смерти Христовой, в словах Господа о жене помазавшей: возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори ( Мф. 26:12 ). Но в этом последнем сочетании событий нельзя усмотреть уже и причинной связи. Представляется только, что при известном предсказании естественно было вспомнить о событии, при котором было такое предсказание. Но кто же не видит, что общее предсказание о смерти, под образом приготовления к погребению, вовсе не есть такое же предсказание о ней, как то, которым прямо объявляется о предстоящем чрез два дня распятии? Между тем, действительно, уже было такое же предсказание, и несомненно – пред входом Господним в Иерусалим: Се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет архиереем и книжником; и осудят Его на смерть; и предадят Его языком на поругание и биение, и пропятие; и в третий день воскреснет ( Мф. 20:18,19 ). 487

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Тогда (после заграждения уст совопросникам – взаимным вопросом: чей сын Христос) Иисус обратил речь к народу и ученикам своим, и говорил им в учении своем, и когда слушал Его весь народ, Он сказал ученикам своим, Говоря: на Моисеевом седалище сели книжники и Фарисеи. б. О несогласии их учения с их жизнью. Все, что они велят вам наблюдать, наблюдайте; по делам же их не делайте; ибо говорят, и не делают. Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые, и кладут на плечи людям; а сами и пальцем не хотят двинуть их (См. § в. О фарисейском лицемерии. Все же дела свои делают с тем, чтобы видимым быть людьми. г. О фарисейском тщеславии Расширяют свои хранилища (повязки на лбу и на руках с словами из закона), и увеличивают воскрилия одежд своих. Также любят первые места (τν πρωτοκλισαν) на пиршествах, и председания (τς πρωτοκαζεδρας) в синагогах. Остерегайтесь (Мк. βλπετε, Лк. προςχετε) от книжников, желающих (ζελντων,=любящих) ходить в длинных одеждах (ν στολας) [ходить], любящих (φιλουντων) принимать (Мф. τος) приветствия (=чтобы им кланялись) в народных сборищах (ν τας γορας), и председания в синагогах, и первые места на пиршествах, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! д. О смирении, которое – вопреки их тщеславию – требуется от учеников Христовых. Вы же не называйтесь учителями; ибо у вас один Учитель, Христос; а вы все братия. И отцом себе не называйте никого на земли; ибо у вас один Отец, сущий на небесах. И не называйтесь наставниками; ибо у вас один Наставник, Христос. Больший из вас да будет вам слуга. Ибо возвышающийся унижен будет; а унижающийся возвысится. г. О недобросовестности лицемерных служителей веры. Горе вам, книжники и Фарисеи, лицемеры, что затворяете царствие небесное человекам; ибо и сами не входите, и хотящих войти не допускаете (См. § ж. О жестокости сих лицемерных молитвенников. Горе вам, книжники и Фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдовиц, и лицемерно молитесь долго; за сие приимете тягчайшее осуждение. Поедающие [которые поедают] домы вдовиц, и лицемерно долго

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Уже и теперь явившиеся сюда ваши родители и родные больше, чем когда-нибудь, утешаются вами, с особенною любовию останавливая на вас свои взоры. Невольно припоминая себе, какими отдавали они вас в это благодетельное заведение, и видя, какими принимают вас отсюда, едва ли они в состоянии удержаться от того, чтобы не смешать своих слёз умиления с вашими. Что же будет, когда во все последующие дни вы станете утешать их и умственными плодами благословенных трудов ваших, и вашими нравственными качествами – услужливостью и терпением, а когда представится случай, то и самоотвержением, благим своим помолчанием, и своими кроткими и разумными речами, заботясь, по Апостолу, о том, чтобы никакое гнилое слово не выходило из уст ваших, а только доброе, для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим ( Еф. 4:29 )? Как они будут радоваться и благодарить за вас Бога и тех, которые послужили делу вашего христианского воспитания, если увидят вашу постоянную заботу о том, чтобы и «со внешними», по слову того же Апостола Христова, «обходились вы благоразумно, пользуясь временем» – для делания доброго и приятного пред Спасителем нашим Богом, и чтобы в обращении со всеми «слово ваше всегда было с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» ( Кол. 4:5–6 )! Кто из истинных доброжелателей ваших, имеющих здравые понятия о духе времени, не порадуется, когда увидит, что вы умеете «испытывать духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков (лжеучителей) появилось в мире» ( 1Ин. 4:1 )? Кто из истинно просвещённых людей, чуждых легкомыслия и суемудрия, не утешится, когда удостоверится, что вы, юные благовоспитанные христианки, «приходя в меру полного возраста Христова, уже не бываете младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовию всё возвращаете в Того, который есть Глава, Христос» ( Еф. 4:14–15 )? Какое великое и несравненное утешение доставите вы и вашим родным, и всем тем, которые чистосердечно желают вам истинного благополучия, «когда они увидят ваше чистое богобоязненное житие», когда лучшим «украшением вашим будет не внешнее плетение волос, ни золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» ( 1Пет. 3:2–4 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

царствие Божие пришедшее в силе, – Сына человеческого, грядущего в царствии своем. 1. Событие Преображения а. Возведение трех избранных учеников на гору – Фавор. После сего разговора (о Кресте и об имеющей вскоре явиться некоторым славе царствия Христова) дней через восемь (неполных), и по прошествии шести дней (полных), взял (παραλαμβνει) Иисус Петра и Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую особо одних, – м взяв (παραλαβν) Петра и Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. когда Он молился, преобразился пред ними: вид лица Его изменился (τερον); и просияло лице Его, как солнце; и одежда ( ματισμς) его сделалась белою, блистающею (ξαστρπτων), – ризы (τ μτια) же Его сделались блистающими (στλβοντα), и белыми, как свет, – весьма белыми, как снег, каких на земли белильщик выбелить не может. в. Явление Моисея и Илии, и беседа их с Иисусом Христом. И се явились им Моисей и Илия. [и явился им Илия с Моисеем] с Ним беседующие, – и беседовали (σαν συλλαλοντες) с Иисусом [и се два мужа беседовали (συνελλουν) с Ним, которые были Моисей и Илия]. – Явясь во славе, они говорили о исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним были отягчены сном; но пробудясь, увидели славу Его, и двух мужей, стоявших с Ним. г. Восклицание Апостола Петра. как они отходили от Него, ответствуя сказал [говорит] Иисусу [к Иисусу]: Равви! Наставник! Господи! хорошо нам здесь; если хочешь, поставим здесь три сени [сени три]: Тебе одну, и Моисею одну [одну Тебе, и одну Моисею] и Илии одну [и одну Илии]; не зная сам, что говорил, – Ибо не знал, что сказать (τ λαλση); потому что они были вне себя от страха (κφοβοι). д. Голос из облака, – Бога Отца, свидетельствующего о Сыне. когда [же] сие говорил (λγοντος) он (Апостол Петр), Еще как говорил он (λαλοντος) сие, вот явилось (γνετο) светлое облако [осеняющее им], осенило их; устрашились же, когда вошли они в облако. стал слышен, глас из облака, говорящий: сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение;

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Черты деятельной любви к ближним 339 И (возлюбиши) ближняго своего, яко сам себе ( Лк. 10:27 ) Притча о милосердном самарянине, которую вы слышали, братья, в ныне чтенном Евангелии, с удивительной ясностью и силой решает вопрос: кто ближний наш, которого мы должны любить, как самого себя? С этим вопросом, как видно из направления евангельского слова, в теснейшей связи находится другой: что надобно делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Законник, вопрошавший об этом Божественного Учителя, с намерением искусить Его, должен был сознаться, что по предписанию закона Божия, желающие удостоиться вечной жизни должны возлюбить Господа Бога своего всем сердцем своим, и всей душей своей, и всей крепостью своей, и всем разумением своим, и ближнего своего – как самого себя. Но когда Христос Спаситель сказал законнику: «правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить“, – то он, желая оправдать себя, предложил вопрос: «а кто мой ближний?“ – На это-то Иисус Христос сказал притчу о милосердом самарянине. На странника, шедшего из Иерусалима в Иерихон, напали разбойники, ограбили его, изранили и, среди большой дороги, оставили едва живым. По случаю шел той дорогой один иерусалимский священник; но, увидев несчастного, даже и не остановился, а прошел мимо. Затем приблизился к тому месту другой, низший служитель церкви – левит: этот подошел к больному, посмотрел на него, и – прошел мимо. Наконец, проезжает тем же путем самарянин – человек другой веры, другого племени, и притом племени враждебного иудеям, следовательно такой человек, от которого всего менее можно было ожидать деятельного участия в бедственном положении несчастного, оставленного в пренебрежении своими единоплеменниками и единоверцами, и притом лицами священными, которые самим Богом поставлены на то, чтобы руководить людей к добру не только словом, но и примером своей собственной жизни. Однако же этот проезжающий самарянин, увидев ограбленного разбойниками, сжалился над ним. И подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостинницу, и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостинницы, и сказал ему: «позаботься о нем: и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010