33-летний Тамерлан работал на Ямале, строил завод в поселке Сабетта. Через Москву он возвращался домой, в Орск. «С ним можно было поговорить на любые темы, он всегда был готов выслушать и дать совет, который помогал. Да, очень жаль, что мы, вахтовики, улетаем на край земли, чтобы заработать деньги, помочь семье, но мы не знаем, что нас ждет на обратном пути домой», — написали о нем коллеги. Илья Александров Ему было 52 года. Родился в Ижевске, работал в МВД. В Москве жил с 2003 года. 8 лет назад ушел на пенсию, но продолжал работать «на гражданке». В Орск летел в командировку. «Человек он был очень положительный, к работе относился с большой ответственностью. Был каждому товарищем, помогал словом и делом. Все в компании его любили как коллегу и друга», — рассказал его коллега Сергей. Крискентия Алексеенко 25-летняя астраханка открыла детский клуб «NeWave — Новая волна». В последнее время она работала в службе заказа такси и в Орск летела вместе со своими коллегами Екатериной Насыровой и Ольгой Хохловой, чтобы провести обучение сотрудников.   Екатерина Бойкова 22-летняя Екатерина только в прошлом году окончила университет, работала на машиностроительном заводе «Арсенал» в Санкт-Петербурге. Летела в Орск вместе с коллегой Владимиром Усачевым в командировку. «Я буду помнить Катюшу как светлого, доброго человека, готового прийти на помощь и помочь в любую минуту. С первых минут нашего знакомства мне стало понятно, что Катя наш человек. Я бы даже сказала, что мы одинаково смотрели на многие вещи, под одним углом и понимали друг друга с полуслова», — рассказала о ней коллега Елена Николаева. Владимир Усачев 47-летний начальник цеха завода «Арсенал» летел в командировку в Орск вместе с Екатериной Бойковой. «Он был действительно грамотным техническим специалистом, вникающим в суть проблем, и, конечно, настоящим руководителем, умеющим принимать решения и нести потом за них ответственность. У Палыча это было», — рассказал о нем коллега Илья Ахутин.   Илья Ведиборенко Работал на вахте, в Орске его ждали жена и ребенок. Ему было 33 года. Альфия Гаусс

http://pravmir.ru/gde-to-ryadom-vdrug-ob...

    От Христофора Митиленского дошел до нас краткий стишной месяцеслов на все дни года, содержащий большею частию по одному имени на день. Кроме заглавия месяцеслова с именем Христофора, в нем самом есть указание на писателя: мая 9 приводится первым муч. Христофор, а потом Исаия, точно также как в стишном прологе есть указание 9 мая на писателя Христофора. Краткий месяцеслов Христофора для нас очень важен в том отношении, что по нему можно определить, какие святые в первой половине XI века почитались преимущественно, ибо таких, без сомнения, избирал Христофор, и оказывается, что всем почти святым этого месяцеслова написаны были уже в то время каноны и что месяцеслов его весьма близок к служебному синаксарю студийско-иерусалимскому, поэтому можно заключать, что в половине XI века уже положено начало установлению означенного служебного синаксаря, хотя другие синаксари в уставах ктиторских и порядок служб во многих минеях даже XII века еще расходятся со стишным месяцесловом Христофора как кратким, так и тем, который написан был им для пространного стишного синаксаря. Синаксарь краткий издан нами в 5 приложении сего I тома по Сиберу (Ecclesiae graecae marmyrologuum metricum 1727 г.). Но Сибер или имел список неисправный или допустил ошибки в определении дней памятей святых, например, в сентябре он 27 поставил Епихарию, а 28 Каллистрата, тогда как в других месяцесловах всех памяти их в один день 27 сентября; поставив Каллистрата в 28 день, он должен был поставить Харитона в 29 вместо 28, Кириака в 30 вместо 29 и Григория армянского в 31 сентября, тогда как сентябрь имеет только 30 дней. Подобно этому он 4 апр. поставил Агафопода, а сподвижника его Феодула 5 апр. вопреки всем месяцесловам; поэтому Клавдий вместо 5 поставлен 6 и прочие также позднее днем до 15 апреля, в какой день должен стоять Крискент, а он поставлен 16 с Хиониею. В мае 28 пропущен Евтих, от того Феодосиявместо 29 поставлена 28, Исаакий 29 вместо 30, а Ермий 30 вместо 31. У него вышло, что май имеет 30 дней, а не 31. В июне 5 поставлен Евстафий, а 6 Пимен наилучший (Ποιμvα παναριστον), то есть, из Евстафия, пастыря , сделаны два имени на два дня. 10 июня вместо Антонины поставлен Антоний. Последняя по времени память пр. Афанасия афонского 5 июля. Итак, пр. Афанасий вскоре после кончины ( около 1000 г.) причислен к лику святых. Здесь ранее других месяцесловов он внесен в число святых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разговоры перешли в дело. Савин и Крискент стали подбивать партию недовольных Григорием людей из духовенства (клириков) и мирян. Они находились, как мы видели, в провожавшей Григория толпе, и они-то устроили скандал. В сильной ненависти к святому мужу заговорщики поклялись до тех пор не успокоиться, пока не выгонят Григория из города. О том, чтобы сесть кому-нибудь из них на его место, конечно, не могло быть и речи, и потому они сошлись на том, чтобы на кафедру возвести Елевсия. Теперь надо было найти наиболее верный и удачный способ низложения своего архиерея и выработать план действий. На общем совещании решено было прибегнуть к излюбленному диавольскому средству опорочения монахов – обвинению в нечистой жизни 63 . Что за беда, что фактов за Григорием не находилось, – клевета и подлог всему помогут! И вот наняли уже известную нам Евдокию, чтобы она сказала пред всем народом в лицо Григорию, что он с нею был. Та сперва отказывалась. – Не поверят мне граждане, – говорила она. – Все ведь считают его за ангела Божия... – Нет, боюсь говорить на него, – продолжала Евдокия отказываться, – не то народ побьет меня камнями. Заговорщики настаивали и обещали охранить ее от всякого вреда. Наконец куча золота перемогла и блудница сдалась на убеждения своих “духовных отцов”. Теперь искали только удобного времени, когда бы навести на блаженного Григория, своего архипастыря и ангела Акрагантийской Церкви, напасть и бесчестие. Мы видели выше, как это им удалось. III. Начало тернистого пути. «Я был он там в темнице. И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость...» ( Быт. 39, 20–21 ). Вот жизнь человеческая!.. Вчера человек был в славе, окруженный величием и преклонением народа, а сегодня находится в бесчестии, всеми проклинаемый и всюду гонимый! Вчера слышишь, как кто-либо говорит: “не подвижуся во век” ( Пс. 29, 7 ), а нынче его ведут и сажают в оковы; вчера был в великом богатстве – сегодня стал нищим; лег спать беззаботно дома – а проснулся в великой скорби на пепелище или в тюрьме, чтобы никогда не увидеть ни вольного света, ни близких милых лиц! И никто не застрахован ни от чего. Во всяком звании и состоянии подкарауливают скорби лютые человека. И если бы каждый обладал хотя частичкой всеведения Божия и наперед знал, сколько ему через несколько лет или часов придется переиспытать горя и муки, не каждый бы выдержал. А вернее сказать, без благодати Божией никто бы не выдержал. Потому, как прекрасно, что Господь даровал дар прозорливости одним бесстрастным и освободившимся ради любви Христовой, хотя и посредством великих подвигов, от страхов многомятежной плоти! Кругом нас повсюду неожиданности. Вся жизнь наша состоит из этих неожиданностей. И победить эти неожиданности человеку можно только в том случае, если постоянно ожидать еще больших и ничему не удивляться 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Экзарх явился. После соблюдения необходимых формальностей и назначения суда, Папин в качестве председателя при громадном стечении народа открыл заседание и приказал ввести подсудимого. Тут же находились и противники с блудницей. Экзарх обратился к ней с вопросом: – Правда ли то, что говорят, будто был с тобою епископ? – Да, владыко, правда, что был со мною. Но как только она произнесла эти слова, тотчас напал на нее бес, поверг на пол и начал ее бить. Евдокия, катаясь по земле и мучимая бесом, ужасно закричала. Страх охватил присутствующих, кругом заговорили: – Неповинен Григорий злому делу, и вот отмщение Божие постигло солгавшую на него. Но сожженные в своей совести и потерявшие страх Божий противники святителя не стыдились отвечать. – Не говорили ли мы, что он колдун и чародей? Колдовством и заставил женщину бесноваться. Жена Савина с дочерью, которую Григорий исцелил от расслабления, услыхав про такие слова своего мужа, прибежала поспешно в суд и с яростью набросилась на него: – Окаянный, всезлобный, – кричала она, – забыл ты благодеяния святого этого мужа, исцелившего нашу дочь?! Наносить клевету на неповинного?!.. Уходи из моего дома, больше не хочу жить с тобою!.. Бедная женщина была поражена окончательно. Припадши к ногам святого, надрываясь от плача, она умоляла: – Помилуй нас, раб Божий, не поминай злодеяния, которое совершили в отношении тебя эти нечестивые завистники. Волнение в народе разрасталось. Суд грозил быть сорванным. Одни кричали “неповинен”, другие, верившие клевете, наоборот: “Колдовством навел беса на любодеявшую с ним...”. Подкупленный экзарх помогал Савину и Крискенту, но ничего не мог поделать. Симпатии присутствовавшего народа были явно на стороне Григория, вместе и численный перевес. Гул голосов народных, не хотевших и слышать о клевете на Григория, и все более принимавших грозный и гневный оттенок, делали положение самого экзарха опасным. Наконец, видя окончательно возмутившийся народ, он закрыл заседание и вышел, не отдав, кажется, и приказа отвести Григория под конвоем обратно в тюрьму. Предлогом своего поспешного бегства Папин выставил недостаточную полноту следственного материала. “Необходимо тщательнее расследовать дело”, – были его последние слова при выходе.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

А блаженный невинный страдалец сам пошел в темницу и, сидя в ней, как будто и впрямь был осужден, ожидал, какой конец последует всему начавшемуся этому делу. Но взятка, данная экзарху Папину, обязывала его и потому делала свое дело. Последний, видя, что ничего не может сам сделать Григорию, умыслил послать его в Рим, к папе, конечно, в сопровождении соответствующего письма. Подпись его, как начальника округа, должна придавать достоверность писанию и не дать возможности Григорию оправдаться. В сопроводительном документе он излагал папе вину последнего, причем со своей стороны клеветники также не забыли присоединить бумагу, в которой изобразили дело так, как только им хотелось. Экзарх велел приготовить судно и по обычаю тюремщиков всех времен ждал глухой ночи, чтобы тайно увезти Григория. С наступлением полной ночи, когда город уже весь угомонился, экзарх вместе с Савином и Крискентом взяли Григория из тюрьмы и повели на корабль. Накануне, с вечера, прямо после суда, домашние блаженного прошли вместе с ним в тюрьму. Любящие сердца не могли оставить своего пастыря страдать одного, и так как никто не воспрепятствовал этому, они остались у него на ночь. Может быть, родные имели и другую цель – последить за Григорием, так как при той ненависти, которую питали к нему враги, всего можно было ожидать. Поэтому ночной вывод из тюрьмы Григория и пересылку его в другую тюрьму нельзя было врагам сохранить втайне. Теперь они шли за ним, плача и рыдая. Григорию позволили последние часы провести в беседах с ними беспрепятственно. Святый воспользовался этим для их утешения и увещевания, чтобы они не плакали и не терзались, пророчески утверждая, что они опять увидят его живым и здоровым на кафедре. Подошли к берегу. Когда-то также ночью, под утро, стоял около него корабль, на котором Григорий уехал в такое лелеемое и желаемое путешествие. Теперь тоже стоял корабль, да не тот. И путешествие предстояло другого рода. Наступили последние минуты прощания. На судне отдавались приказания к отплытию. Григория перевели на судно. Ненавистники святителя передали его здесь под надзор и ответственность некоему корабельщику Прокопию, которому вручили и сопроводительные бумаги к папе. Архидиакон Евпл с прочими диаконами приступили, было, к экзарху попросить дозволения, если не благословения, сопровождать им в пути своего отца и учителя. Но тот и слышать не захотел. Только одному из них, диакону Платонику, позволил отправиться с Григорием.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

1894. Июнь.] С. 35.) Предвидение. Мне приходилось не однажды слышать примеры предвидения и как бы пророчеств обыкновенных людей относительно самих себя, а также других людей, хотя говорившие и не сознавали, что они пророчествуют. Так, рассказал мне наш скитский монах о. Крискент следующее: «Иду я однажды по церкви после какой-то службы (тогда я проходил послушание помощника пономаря) и несу пучок огарков свечных. В это время встречается мне о. иеродиакон и просит отдать ему эти огарки. «Зачем, – спрашиваю, – тебе они нужны?» – «Да я их все пожгу!» – отвечает он. Я отдал их ему. В эту же самую ночь келлия его загорелась, и сам он сгорел. Оказывается, что он, ложась, зажег один из огарков и, вероятно, позабыв затушить его, заснул, и на этот раз навеки». Келейник скитоначальника о. Анатолия, о. Захария, передавал мне нижеследующий рассказ купца о предвидении отца Варнавы, иероехимонаха Гефсиманского скита. «Прихожу однажды я к о. Варнаве, – так передавал купец, – с женою и детьми. Сам я был тогда очень болен, а жена была вполне здоровая женщина. Просим благословения, а батюшка и говорит, указывая на детей наших: «Это все сиротки!». Я говорю, что мы оба, слава Богу, живы, но только вот я скудаюсь 435 здоровьем, а он отвечает: «Скрипучее дерево два века живет, а здоровое скоро помрет». Мы тогда не поняли слов батюшки. Вскоре померла моя жена, и дети остались после нее сиротами». Скажу лично о себе. В сентябре месяце прошлого, 1891 года, получив от покойного старца о. Амвросия благословение на поступление в скит Оптиной Пустыни, я возвращался из Оптиной в Казань, чтобы устроить дела свои и подать рапорт в отставку. Заехал по пути в Троице-Сергиеву Лавру и оттуда зашел в Скит, где сподобился видеть о. Варнаву. При взгляде на меня он говорит: «Вам нужно жениться! Проживете долго, долго проживете. У вас болезнь от простуды...» Действительно, я тогда страдал от инфлуэнцы и не рассчитывал на выздоровление. Слова же «вам нужно жениться» понял после, ибо они означали вступление в духовный союз с Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

В Риме Юстин прилагал усилия к тому, чтобы показать, сколь жизненно важно знание, открытое и теперь преподаваемое им. Он нападал на философа-киника Крискента, который учил, облачившись в плащ, с сумой на спине, дубиной в руке, распустив свои длинные волосы – более озабоченный привлечением клиентов, нежели учеников. Христианский же философ с самого начала практиковал майевтику. Он держал свою школу открытой, как и прочие философы, жившие за счет преподавания. Его школа, получившая известность, привлекала самых разных людей, как христиан, так и язычников. Одни, изучая христианскую доктрину, находили в ней ответы на свои духовные искания, другие же приходили сюда ради укрепления и углубления собственной веры. Мы знаем, что среди учеников Юстина, принявших вместе с ним смерть мучеников, были как христиане от рождения или уже давно принявшие крещение, так и обратившиеся в христианство только в его школе. Впрочем, инициатива Юстина не представляла собой чего-то исключительного: его ученик Татиан брал с него пример. Юстин не был единственным мирянином, занимавшимся евангельской проповедью в Риме, поскольку, по его собственному признанию, в то же самое время другой мирянин, Птолемей, привел к обращению в христианство некую замужнюю женщину, которая вела распутный образ жизни 450 . История сохранила имя пресвитера Гиацинта, оказавшего благотворное влияние на императорский двор 451 . Видимо, большинство учителей-христиан тогда были мирянами. И спустя еще столетие оставались мирянами некоторые преподаватели катехизиса 452 . Продолжением их преподавательской деятельности служили их сочинения, обычно «апологии» христианства, адресовавшиеся светским властям, должностным лицам и даже самим императорам. Эти смелые, иногда самонадеянные обращения, по крайней мере, доказывают, что христиане, далекие от мысли жить замкнутым миром, запросто вступали в диалог с обществом и философами. Мотивы обращения в христианство 453 Успех проповеди христианского вероучения в большей мере зависел от самой жизни, нежели от применявшейся тактики. Чем объяснялась эффективность этой проповеди в то время, когда многочисленные религии и секты хлынули в Римскую империю? Почему мир обратился в христианство?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Есть подобная повесть и о великом Григории, епископе Акрагантинском, как он кротко нес крест клеветы. Он содержался под стражей в мрачной и душной темнице без окон, но все сносил терпеливо и незлобиво, и потому был прославлен Богом на большом собрании, когда оклеветавшая его девица, в которую вселился бес сразу после этого, была исцелена святым от одержимости на глазах у всех горожан. Все признали, что клевета была ложной, и правда воссияла. Сабину же и Крискентину, которые выдумали, как оклеветать святого, тоже постигло возмездие. Вся их клевета состояла в том, что они заперли девушку в келье святого, когда он находился в храме, обращая к Богу полунощные молитвы. Только начало светать, они побежали к келье, вызволили девушку и уговорили ее осудить святого за ее плен. Но когда на суде была явлена правда, то по велению Божию их и их сообщников окутал густой черный дым, державшийся несколько часов. Когда дым рассеялся, все увидели, что у клеветников лица стали черными, а губы бледными, особенно у зачинщиков. Они ни сжать губы ни могли, ни проговорить ничего не смели. Очевидно стало, что Бог их наказал. Наказание стало наследственным, весь их род был признан порочным, и из него не брали служителей Господу. 4. Из Отечника Рассказывал о себе авва Макарий: «Когда я был молод и жил в Келье в Египте, меня принуждали стать клириком в городе. А так как я не соглашался, то убежал в другое место. Ко мне пришел благоговейный мирянин, прислуживавший мне и помогавший в работе. Случилось так, что по искушению одна девушка в деревне впала в грех. Когда она понесла во чреве, ее спросили, кто виновник, она ответила: — Пустынник. Тогда жители вышли на улицу, притащили меня в деревню, и повесили мне на шею закопченные котелки и ручки от глиняных сосудов и отправили в город, и всю дорогу меня били и говорили: — Вот монах, который растлил девушку из нашей деревни. Поддайте ему, поддайте. Меня избили так, что я чуть не умер. Подошел кто–то из стариков и сказал: — Прекратите, наконец, избивать чужестранца–монаха!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

После этой беседы Иустин начал изучать книги пророков и апостолов. Желая узнать жизнь христиан и слыша, что язычники приписывают им разные преступления, Иустин старался сближаться с христианами, и когда увидел, что они живут благочестиво, отличаются кротостью, милосердием и терпением, то искренно полюбил их и принял святое крещение. Теперь он нашел покой и радость в своем сердце. Потом он путешествовал по разным странам, проповедуя веру Христову. В Риме он устроил училище христинской мудрости и, беседуя с язычниками, старался обратить их к вере. Но гордые своей мудростью языческие философы возненавидели его и старались вредить ему. В это время римский император, Антонин Кроткий, воздвиг на христиан гонение. Иустин написал «Апологию» или речь в защиту христиан. Здесь он опровергал клеветы на христиан, изъяснял христианское учение и описывал благочестивую жизнь христиан. Его речь подействовала на Антонина, и он прекратил гонение. Из Рима Иустин отправился в Ефес. Здесь, в беседе с Трифоном иудеянином, он изъяснял христианские истины и доказывал Трифону, что Моисеев закон и пророки приготовляли людей к пришествию Христову. По возвращении в Рим, Иустин написал вторую «Апологию», в которой доказывал императору Марку Аврелию, гонителю христиан, что несправедливо осуждать людей, не совершивших никакого преступления, и казнить их только за то, что они – христиане. Но эта «Апология» не имела успеха, и сам Иустин подвергся одной участи с христианами. По клеветам одного философа Крискента, врага христиан, Иустин был осужден на смерть. По сказанию одних, он скончался от яда, поднесенного ему Крискентом; другие говорят, что ему отсечена была глава. Кончина его была в 166 г. по Рождестве Христове. (Ч.-М. 1 июня). III. Дальнейшим примером духовной жажды может служить весьма назидательная история обращения ко Христу преп. Иоасафа царевича. Индийский царь Авенир был жестоким гонителем индийских христиан. Многие, страшась мучений, отрекались от веры; иные удалялись в горы и пустыни, а там тайно служили Богу Истинному. Когда у Авенира родился сын, названный Иоасафом, царь, по восточному обычаю, спрашивал у волхвов о будущей судьбе сына. Волхвы предрекли ему множество благ, но один из волхвов сказал: «Ребенок сей будет премудр, но не земной мудростью, ибо примет христианскую веру». Царь опечалился и, чтобы уберечь сына от принятия истинной веры, стал изгонять христиан из своей страны. Сын царя воспитывался в великолепном дворце, окруженном роскошными садами; был окружен юношами, которые должны были стараться о том, чтобы царевич не испытывал ничего неприятного, не видел никакой печали, не слышал бы ни о болезни, ни о смерти; заболевших из его свиты тотчас заменяли здоровыми. О Христе и о христианах говорить царевичу строго запрещалось. Устроив все таким образом, царь надеялся удалить от сына всякую возможность сделаться христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Лит.: Шляпкин И. А. Любопытный памятник рус. письменности XV в./Сообщ. А. С. Архангельского: [рец.]//ЖМНП. 1884. 12; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 145, 180; Т. 3. С. 224-225; Delehaye. Origines. P. 309; K ö nigs H. Der hl. Vitus und seine Verehrung. Münster, 1939; Oswald J. Vitus//LTK. Bd. 10. Sp. 825-827; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 915; Hruby V. Stare Mesto - velkomoravsky Velehrad. Praha, 1965. S. 191-196; Ryne š V. К pocatkum ucty sv. Vita v eskich zemich//Slavia. 1966. Rok 35. S. 592-593; idem. Ochranci praskeho kostela a eske zeme//Tisic let praskeho biskupstvi. Praha, 1973. S. 79-124; Matejka L. Dvije cerkevnoslavenske legende о sv. Vidu//Slovo. Zagreb, 1973. 23. S. 73-96; Kappel G. Die slavische Vituslegende und ihr lateinisches Original//Wiener Slavist. Jb. 1974. Bd. 20. S. 73-85; Staroslovenske legende eskeho puvodu: Nejstarsi kapitoly z dejin esko-ruskych kulturalnich vztah/Ed. A. I. Rogov, E. Blahova, V. Konzal. Praha, 1975. S. 317-323; Мурьянов М. Ф. К истории культурных связей Древней Руси по данным календаря Остромирова Евангелия//Древнейшие гос-ва на территории СССР, 1982. М., 1984; DHGE. T. 22. Col. 1241-1243; Blahova E. Staroslovenske pismenictvi v Cechach 10 st.//Sazava: Pamatnik staroslovenske kultury v echach. Praha, 1988. S. 61-62; Bohemia Sancta: Zivotopisy eskych svetcu a pratel Bozich. Praha, 1989. S. 72-77; Amore A. Vito, Modesto e Crescenzia//BiblSS. Vol. 12. Col. 1244-1246; Konzal V. Otazniky kolem cirkevneslovanske Modlitby k sv. Trojici a ceskych vlivu na literaturu Kyjevske Rusi//Palaeoslovenica: Pamatce J. Kurze (1901-1972). Praha, 1991. S. 11, 28; Турилов А. А. Московский отрывок Святотомашевского бревиария: (Неизв. список глаголической службы Кириллу и Мефодию)//Philologia Slavica: In honorem Fr. V. Mares septuagenarii. Praha, 1992. C. 411, 414; он же. Гипотеза о происхождении майской и августовской памятей Кирилла и Мефодия//Славяноведение. 2000. 2. С. 22; Paner A. w. Wit: Mczestwo, kult, legenda. Gdask, 1995; Конзал В. Старослав. молитва против дьявола. М., 2002. С. 109.

http://pravenc.ru/text/158860.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010