Вениамин, преп. Нитрийский, ум. ок. 392. В субб. с. Вероника, или Виринея, мученица из Иераполя, с Домниной. 4 окт. Верк пресв., из 26 мучч. Готфских, в 4 веке. 20 марта. Вечеслав, князь Чешский, уб. братом Болеславом в 929 году. 28 сент. и 4 марта. Вевея, мученица Едссская при Траяне, с Сарвином. 15 окт. Вивиан, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Викентий, диакон Августопольский (в Испании), муч. Валентийский при Диоклетиане (304). 11 ноября. Викторин, Виктор и др., мучч. Коринфские, ок. 251 тода. 31 янв. Викторин, муч. Римский при Диоклетиане, с Севастианом и др. 18 дек. Виктор, иначе Фотик, муч. Римский при Нероне, с матерью Фотиной Самаряныней. 20 марта. Виктор, муч. Коринфский ок. 251 г., с Викторином и др. 31 янв. Виктор воин и Стефанида, мучч. в Дамаске, при Антонине. 11 ноября. Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан, мучч. Никомидийские ок. 303 года. 18 апр. Виктор воин, муч. Халкидонский при Диоклетиане, с Евфимией всехвальной. 16 сент. Виктор, муч. при Ликинии, с Дорофеем и др. 18 февр. Вил или Вила муч., с Терентием и Неонилой. 28 окт. Вирилад, из числа 45 мучч. Никопольских, ок. 320 года. 10 июля. Виринея (Вероника), мученица из Иераполя, с Домниной и Проскудией. 4 окт. Вирко, иди Уирко, мученица Готфская, 4 века. 26 марта. Висарион, преп. Египетский 5 в. 6 июня. Виталий, муч. Керкирский, ученик ап. Иасона, с Зиноном и др. 28 апр. Виталий, муч. Римский, из 7 сынов Филицаты, ок. 164 года. 25 янв. Виталий преп., из обители аввы Серида, 7 века. 22 апр. Витимий, преп. Египетский 5 в. В субб. с. Вит отрок, Модест пестун, и Крискентия, питательница его, мучч. Луканийские при Диоклетиане. 15 июня. Вифоний муч., с Елпидифором и др. 3 апр. Вианор и Силуан, мучч. Писидийские. 10 июля. Владимир-Василий, вел. князь Киевский, ум. 1015. 15 июля. Власий пастырь, муч. Кесарийский (в Каппадокии). 3 февр. Власий, еп. Севастийский, муч. при Ликинии от Лисия. 11 февр. Вонифатий РимлянИн.муч. Киликийский ок. 307 года. 19 дек. Вонифатий милостивый, еписк. Ферентийский 6 в. 19 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Мч. Вит. До 1365 г. Мастер Теодорик. Алтарный образ (Национальная галерея в Праге) Почитание мучеников быстро распространилось в Юж. Италии и на Сицилии. Наиболее раннее известие о них содержится в Иеронимовом Мартирологе (протограф сер. V в.). Ко времени папы Геласия I (492-496) относятся первые сведения о посвящении им храмов. Римский папа Григорий I Великий (590-604) упоминает о существовании мон-рей во имя св. Вита на островах Сицилия и Сардиния (PL. 87. Col. 511). В Риме в VII в. находилась посвященная ему часовня. Более широкое распространение культ В. приобретает со 2-й пол. VIII в., после того как в результате тесного политического сближения между Римом и франками при франк. кор. Пипине III папа Стефан II ок. 755/6 г. подарил мощи В. Фульраду, одному из ближайших сподвижников Пипина, настоятелю парижского аббатства св. Дионисия (Сен-Дени). В 836 г. мощи были перенесены аббатом Варином в мон-рь Корвей в Вестфалии, пользовавшийся особым покровительством франк. имп. Людовика I Благочестивого (814-840). Благодаря этому в Корвей вскоре стали стекаться паломники со всей Саксонии. Еще в Каролингскую эпоху, т. е. в течение IX в., здесь создается Сказание о перенесении мощей В. (Translatio s. Viti), соединяющее, очевидно, более древнее повествование о мощах с историей Корвейского мон-ря. В Германском королевстве, особенно при кор., а затем имп. Оттоне I (936-973), почитание В. (наряду с культом святых Маврикия и Лаврентия ) начинает играть одну из ключевых ролей в гос. идеологии. Именно с В. и перенесением его мощей из Сен-Дени в Корвей хронист Видукинд Корвейский , автор «Деяния саксов», главного историографического труда эпохи Оттона I, связывает переход политической доминации от франков к саксам и возвышение Германского королевства при правителях саксонского дома. В XIV в. происходит угасание почитания В. в Саксонии, но в более юж. землях оно по-прежнему было сильным, особенно в Праге, где с 1355 г. хранилась перенесенная имп. Карлом IV в пражский собор из Павии честная глава мученика. Видимо, во время Тридцатилетней войны, в 1-й пол. XVII в., мощи В. были утрачены. Происхождение предъявляемых ныне в различных местах ок. 150 частиц мощей проследить затруднительно. С молитвой к В. обращались для исцеления нервных заболеваний и при эпилепсии (к-рая именовалась «пляской святого Вита»). Святой считался также покровителем нек-рых профессий (котельщиков, актеров и др.).

http://pravenc.ru/text/158860.html

Кирик и Иулитта, мучч. в Тарсе. 15 июля. 284–305.       Хрисогон, муч. Аквилейский при Диоклетиане и Максимиане Геркулии. 22 дек. Епитект пресв. и Астион монах, мучч. Алмиридские. 7 июля. Мучч. Аназарвские: Марин старец. 18 окт. Феодулия, Елладий, Макарий и Евагрий. 5 февр. Валент муч. Анкирский. 18 мая. Аскалон, муч. Антинойский. 20 мая. Мучч. Антиох. в Писидии: Александр, Алфей, Марк, Никон, Неон, Илиодор, Зосима и 30 воинов. 28 сент. Марина. 17 июля. Диодор и Родопиан, мучч. Афродисийские. 29 апр. Филикс, муч. Варкинонский. 22 авг. Мокий пресв., муч. Византийский. 11 мая. Феодотия с тремя чадами и прочими до 120, мучч. Вифинская. 29 июля и 22 дек. Автоном, еп. Италийский, муч. Вифинский. 12 сент. Иулиан и 40 другов его, мучч. Галатские. 12 сент. Никандр врач, муч. Египетский. 15 марта. Параскева, великомученица Иконийская. 28 окт. Анастасия, великомученица Иллирийская и другие. 22 дек. Аза н 150 воинов, мучч. Исаврийские. 19 ноября. Капетолина и Еротинда, мучч. Каппад. 27 окт. Евпл диакон, муч. Катанский 11 авг. Дорофея дева, и жены: Христина и Каллиста, и Феофил, мучч. Кесарийские в Каппадокии. 6 февр. Сисиний, муч. Кизический. 23 ноября. Мучч. Киликийские: 284–305.             Косма и Дамиан, Аравляне, врачи безмездные, и с ними Леонтий, Анфоим и Евтропий. 17 окт. 3осима пустынник. 19 сент. Афанасий комментарисий 4 янв. Феодор еп., и жены: Лукия, Иароя, Киприлла и др. мучч. Киринейские. 4 июля. Александр еп. и другие мучч. Команские. 12 авг. Мина воин, великомуч. Котуанский. 11 ноября. Вит отрок, Модест пестун и Крискентия питательница, мучч. Луканийские. 15 июня. Мучч. Мелитинские: Еодоксий, Зинон, Макарий и др. 6 сент. Иерон, и дружина его, 33 мучч. 7 ноября. Мучч. Никомидийские: Аникита и Фотий. 12 авг. Филетер. 30 дек. Мучч. Никейские: Диомид врач. 16 авг. Антонина. 1 марта. Феврония, преподобномуч. Писивийская. 25 июня. Десять мучч. в Перге Леонтий, Аттий и проч. 1 авг. Епихария, мученица Римская. 27 сент. Святые жены Римские: Прискилла и Лукина. 7 июня. Архелая, Фекла и Сусанна, преподобномучч. Салернские. 6 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Крискентом» найдены статьи: ВИТ, МОДЕСТ И КРИСКЕНТИЯ († ок. 303), мученики (пам. 16 мая, 15 июня) КРИСКЕНТ (I в.), ап. от 70 (пам. 30 июля, 4 янв. в Соборе ап. от 70; пам. визант. 30 июля и 30 июня в Соборе всех апостолов), ученик ап. Павла КРИСКЕНТ мч. Коринфский (пам. 10 марта) - см. ст. Кодрат, мч., и др. мученики Коринфские КРИСКЕНТ (III - нач. IV в.), мученик Мирликийский (пам. 13, 15 апр.) КРИСКЕНТИЯ мученица (пам. 15 июня) - см. ст. Вит, Модест и Крискентия, мученики КРИСКЕНТ, ПАВЕЛ И ДИОСКОР мученики Римские (пам. греч. 28 мая) - см. ст. Крискент, мученик Мирликийский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Крискентом.html

5); 8-го – преп. Зосима Финикийский (по истории Евагрия – русск. перевод, 196; см. Четии-Минеи 8 июня); 10-го – св. Вассиан еп. Лавдийский, (в рукоп. 420, л. 455-й: «Зде (10 июня) положити Вассиана епископа Италийского Acta SS., январь, II, 221-й» и та же рукопись л. 468-й); 13-го – св. Трифиллий еп., о нем в рукописи: «В Прологе нет ни взменки о нем нигде, хиба в житии св. Спиридона, 12 декабря, Martyrologium июня 13-го»; в Прологе: «Сегодня память св. Трифиллия, епископа Левкии Кипрския, и служба есть в Минеи вся» (ч. IV, л. 460-й), следовательно, внес память по служебной Минее; 15-го – свв. мм. Вит, Модест и Крискентий (из Макарьевских Четиих-Миней, где их память в тот же день); – св. страстотерпец Дула (из Патерика Азбучного, см. Полный месяцеслов Востока, архиеп. Сергия, ч. I, с. 275); – блаж. Иероним, о нем в Четии-Минее: «В месяцеслове Малороссийском память преп. Иеронима и в великой Минее-Четье меж святыми положен сице: в сей же день преп. Иероним в мире скончася, о нем же и стихи сия:: Иеронима велика егда смерть в гроб вводит, : Велий идет его венец и не мимо ходит. В той Макарьевской Ч.-Минее, в июне, на концу положен Патерик с горы Синайския, а в том Патерику многажды Иероним меж святыми воспоминается и аввою нарицаемый есть. Еще же и в Триоде постной в субботу сырную, в каноне, в песни 9-й, в стиху 2-м меж святыми Иероним воспоминается» (Четии-Минеи, ч. IV, 15 июня); – блаж. Лазарь, князь Сербский (вероятно, из какого-либо юго-западного месяцеслова); 16-го – св.м. Тигрий пресвитер и чтец Евтропий (из Acta SS., см. рукоп., л. 468-й – «у нас их нет отнюдь»); 17-го – свв. мм. Исавр, Василий, Иннокентий, Ермин и Перегрин (из Трифолога Львовского и Киевского месяцеслова, где, впрочем, один Иннокентий – Четии-Минеи, ч. IV, л. 174-й); 19-го – преп. Паисий великий (из Макарьевских Четиих-Миней, где память его в этот день); 20-го – св. Левкий исповедник (из Acta SS., см. рукоп., л. 455 и 468); 21-го – преп. Иулий пресвитер и Иулиан диакон (из Acta SS.); 23-го – св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Павел преп., ум. 955. 15 дек. Арсений преп. 13 дек. Левкусия, Nicosia, в Кипре. Трифиллий епископ, 4 в. 13 июня. Лесбос, остров. (Сн. Митилена). Феоктиста преп. 9 ноября. Ливии, Aquae Sex t iae. А ix , в Провансе. Максимин и Келидоний, проповедники Евангелия, 1 века, 4 янв. Ливия. (Сн. Келлии, Нитрия, Скит, Ферма, Фрака). Феофил диакон и Елладий мирянин, мучч. 8 янв. Леонтий, преп. 6 века, и Фаллассий, преп. 7 в. Субб. с. Лида, Lydda, Diospolis, в Палестине. Обновление храма Георгия Великомуч. при Константине Вел. 3 ноября. Ликаония. (Сн. Икония, Листра). Мариамна св., сестра ап. Филиппа. 17 февр. Созонт пастырь, муч. Помпеопольский. 7 сент. Папий, или Папа, муч. при Максимиане. 16 марта и 11 сент. Л u кия. Мучч. при Декии: Христофор. 9 мая. Фемистоклей. 21 дек. Ликополь, в Египте. Артема, ап. из 70, епископ. 30 окт. Лугдун, в Галлии, Лион . Священномучч. Нофин, ум. ок. 178 и преемник его Ириней, ум ок. 203 года. 23 авг. Лукания, в Италии. Вит отрок, Модест пестун и Крискентия, питательница его, мучч. при Диоклетиане. 15 июня. Варвар св., из разбойников. 6 мая. Мавритания. Тимофей диакон. муч. 19 дек. Магида, Magy d is, в Памфлии. Мученики: Илиодор, при Аврелиане. 19 ноябри. Нестор еп., в Перге, при Декии. 28 февр. Магнисия, в Карии. Онисим чудотворец, преп. при Диоклетиане. 14 июля. Магнисия, Magnesia в Фессалии. Кодрат ап. из 70, еписк. 21 сент. Маиума в Палестине, близ Газы. Иларион Великий, преп., ум. 372. 21 окт. Косма еп., 8 века. 12 окт. Македония. (Сн. Амфиполь, Аполлония, Афон, Верия, Малея, Селунь). Урван, из 70 апп., еписк. 31 окт. Малея, восточная часть Афона. Маленны. Михаил, 10 в. 12 июля. Георгий, 4 апр. Фома, 7 июля. Мандон, в Памфлии. Конон градарь. муч. при Декии. 5 марта. Марафон, в Аттике. Флегонт, из 70 апп., еписк. 8 янв. Мартинополь, Тур, в Галлии. Мартин Милостивый, еписк., ум. 397. 12 окт. Мартирополь, Maiphor a ct a , Tagrin , Tagri tum , при p. Нимфии , к северу от Амиды, в Месопотамии. Перенесение мощей мучч. Персидских ок. 410 года. 16 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Они же, отправившись в путь, подошли к реке, называвшейся Силар, впадающей в море из страны луканийской; близ этой реки они остановились на отдых под красивым многоветвистым деревом. Место это весьма понравилось им, и они расположились здесь для обитания; пищу же им посылал Бог. Подобно тому как в древности по повелению Божию святого Илию питал в пустыне ворон (3 Цар.17:4), так и сих святых кормил орел, ежедневно принося им пищу. И начали твориться святым Витом многие дивные чудеса; имя его прославилось по всей стране той, при помощи Бога, прославляющего рабов Своих. Бесы, изгоняемые Витом из людей силой Божиею, кричали: «Что нам и тебе, Вит! Пришел сюда ты прежде времени погубить нас?» Приходили к святому люди с больными своими; и всех их он исцелял молитвой и крестным знамением, наставляя к познанию истинного Бога и хранению заповедей Его. И многие неверные обращались ко Христу и принимали святое крещение. В то время сын царя Диоклитиана был одержим беснованием; при этом бес взывал устами его, говоря: «Не уйду отсюда, если не придет сюда Вит луканийский» И сказал царь: — Где мы можем найти того человека? Демон отвечал: «Вы найдете его у реки Силара». Тотчас царь послал в Луканию вооруженных воинов, приказав им с поспешностью привести Вита. Воины, придя к указанному месту, нашли раба Христова, совершавшего при реке молитву к Богу, и спросили его: — Ты — Вит? Святой отвечал: — Да, это я. Воины сказали: — Император Диоклитиан требует тебя. Святой Вит отвечал: — Я — малоизвестный и незнатный отрок: на что я могу быть нужным для императора? Воины отвечали: — Его сын терпит мучения от демона, и по этой причине требует тебя. Святой Вит сказал: — Идем же во имя Господне. И отправился с воинами в путь к Риму; с ним отправился и святой Модест; блаженная же Крискентия следовала за ними издалека. Придя в Рим, воины возвестили Диоклитиану о прибытии Вита; Диоклитиан приказал привести его к себе. Когда святой предстал перед царем, то последний изумился красоте отрока: святой Вит был действительно красивым юношей, лицо его было как бы ангельским, очи — как лучи солнечные, потому что он преисполнен был благодати Христовой. И сказал ему Диоклитиан: «Ты ли Вит?»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Тогда император приказал повесить на мучилищном дереве святых мучеников Вита и Модеста, вместе с ними также и святую Крискентию, воспитательницу Витову, которая, придя к тому месту, исповедала себя христианкой, царя же обличила за его нечестие и мучение святых; потом мучитель приказал строгать обнаженные тела святых железными орудиями. При этом святой Вит сказал царю: «Ты показываешь силу твою немощной и достойной смеха, когда мучаешь женщину». И мучимы были святые без милосердия с жестокостью, так что от строгания плоть их отделялась, кости обнажались и видны были внутренности. И возопил святой Вит Господу: «Боже, спаси нас и силой Твоею избави нас». И тотчас земля потряслась, начались громы и молнии; идольские капища упали; при этом погибли многие неверные из числа народа, бывшего там: одни были задавлены упавшими зданиями, другие были поражены громом и молнией: сам царь, исполнившись страха, бежал с позорищного места, ударяя себя по лицу и взывая: «Горе мне, ибо я побежден таким юным отроком!» Ангел же Господень, освободив святых мучеников от мучилищного дерева, перенес их в Луканию к реке, называвшейся Силар, и посадил их там под деревом, под которым они прежде остановились, когда пришли из Сицилии. В то время когда святые находились под деревом тем, к ним собрались многие христиане, проживавшие там. Потом святой Вит помолился к Богу, сказав: «Господи, Иисусе Христе, Сын Бога Живаго! Прими с миром души наши к Себе; тех же, которые пожелают почтить во славу Твою память страдания нашего, — тех сохрани от всяких зол мира сего и приведи их беспрепятственно в небесное Царствие Твое». Когда святой молился так, был слышан с неба голос, говоривший: «Услышана молитва Твоя!» Потом святой сказал, обратившись к стоявшим близ него христианам: «Братие, похороните здесь тела наши; мы же, после исхода нашего, будем молиться за вас ко Господу, дабы вы получили для спасения своего все, что попросите, и дабы Христос избавил вас от вражды демонской». После сих слов святые мученики предали одновременно с радостью души свои в руки Божии Верные же взяли их честные тела, обвили плащаницами с ароматами и похоронили с честью на том самом месте (место же то называется Мариане). Пострадал святой Вит вместе со святым Модестом и Крискентиею в пятнадцатый день месяца июня, в царствование в Риме Диоклитиана, среди нас же, христиан, в царствование Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается честь и слава вечно. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Когда настоятели обеих лавр говорили это, все иноки горько плакали и здесь же постановили ежегодно совершать память святому и преподобному страстотерпцу Дуле, — на пользу душам своим во славу же Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Страдание святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии В царствование императора Диоклитиана при игемоне Валериане, преследовавшем христиан, в Сицилии проживал двенадцатилетний отрок, по имени Вит, сын знатного и богатого гражданина Гиласа. Этот Гилас придерживался еллинского нечестия; сын же его, блаженный Вит, будучи просвещен свыше чудодейственной благодатью Духа Святого, в отроческих годах своих познал единого истинного Бога, сотворившего небо и землю; уверовав в Него, он постоянно, днем и ночью, молился Ему, облекшись во власяницу. Юный отрок сподобился услышать божественный глас, изрекший свыше: «Твоя молитва услышана! Я явлю на тебе милость Мою!» После того чудесного гласа отроку была дарована от Бога сила творить чудеса. И исцелял он недуги людские, увещевал неверных познать истинного Бога и научал всех пути правому. Ибо всемогущий Бог восхотел совершить Себе хвалу устами и делами сего отрока для посрамления идолопоклоннического нечестия. Господь даровал Виту необычайное разумение и дар чудотворения, дабы еще в отроческих летах блаженный был мужем, сильным в слове и деле, и дабы через это прославился Бог, дивный во святых Своих. Когда игемон Валериан, вследствие наговоров и клевет многих язычников, узнал об этом святом отроке, то, призвав отца Вита к себе, сказал ему: «Что это? Я слышу, что сын твой поклоняется Тому Самому Богу, Которого почитают христиане? Но если желаешь видеть его здравым и невредимым, то потрудись отвратить его от этого заблуждения». Гилас, возвратившись домой, начал увещевать сына своего, — не оставлять древнего еллинского служения, совершавшегося его богам. Блаженный же отрок Вит отвечал отцу: «Я не знаю никакого другого бога, кроме единого, сущего от века, Дух Коего носился над водами и отделил свет от тьмы (Быт.1:2–4). Я служу Тому Богу, Который сотворил небо и землю; Он есть — святой Господь Иисус Христос, Царь ангелов. Сего Бога я исповедую и буду исповедовать во все дни жизни своей».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Святым Виту и Модесту пришлось предстать перед Диоклетианом . Пораженный красотой отрока, он настоятельно уговаривал его принести жертву богам. Святой отрок обличил безумие идолопоклонения и исцелил бесновавшегося сына Диоклетиана. Император под условием отречения от Христовой веры предложил святому Виту великие почести, славу и богатство. Отрок отказался и с прежним мужеством исповедал себя христианином. Его заключили в темницу вместе со святым Модестом. Когда узникам явился Иисус Христос, укрепляя их в подвиге и даруя Свою помощь, оковы спали с их рук. Считая чудо волхвованием, Диоклетиан распорядился бросить святого Вита в котел с кипящим оловом. Святой стоял в нем, как в прохладной воде, и остался невредим. Тогда на него был выпущен огромный лев. Отрок осенил себя крествым знамением, и зверь покорно лег у его ног и стал лизать ему ступни. Святых мучеников повесили на столбах и строгали железными когтями. Святая Крискентия вышла из толпы зрителей, исповедала себя христианкой и укорила императора за жестокость. Ее подвергли такому же мучению. Святой Вит воззвал к Богу: " Боже, спаси нас силою Твоею и избави нас " . Началось землетрясение. Многие язычники погибли под обрушившимися зданиями, Диоклетиан в страхе убежал в свой дворец. Ангел снял мучеников со столбов и перенес в Луканию . Святой мученик Вит помолился Богу, чтобы Он в мире принял их души и не лишил Своих благодеяний всех, которые будут творить их память. С Неба был голос: " Услышана молитва твоя " . Святые с радостью предали Богу свои души. Страдания святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии совершились около 303 года. Мощи святого Вита были перенесены в Прагу . Святой благоверный князь Вячеслав Чешский создал в честь святого мученика Вита собор , в котором был впоследствии погребен. Тропарь, глас 4 Мученик Твой, Господи, Вит, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего, имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости, того молитвами спаси души наши. Кондак, глас 6

http://drevo-info.ru/articles/5823.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010