Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИТ, МОДЕСТ И КРИСКЕНТИЯ [лат. Vitus, Modestus, Crescentia; греч. Βτος, Μδεστος, Κρησκεντα] († ок. 303), мученики (пам. 16 мая, 15 июня). В. род. на Сицилии, в г. Мазара (совр. Мадзара-дель-Валло), в семье знатного язычника Гиласа. Был научен христ. вере своим воспитателем М. и кормилицей К. В 12 (по др. сведениям, в 7) лет он был схвачен по приказу игемона Валериана, к-рый повелел бить отрока железными палками. При этом рука игемона отсохла. В. исцелил Валериана и был отпущен домой. Гилас всячески стремился склонить сына к идолопоклонству, поэтому по божественному указанию В., М. и К. тайно отплыли в Луканию (Юж. Италия) и поселились в месте, называемом Алекторий. Вскоре В. стал известен среди местных жителей многочисленными чудотворениями. В это время сын имп. Диоклетиана был одержим беснованием, поэтому за святым были посланы царские слуги, к-рые привели его в Рим. Когда В. изгнал демона, Диоклетиан стал принуждать В. принести жертву языческим богам. Он обещал мученику несметные богатства и половину царства. Получив отказ, император заковал отрока и его воспитателей в тяжелые оковы и заточил в темницу, желая уморить их голодом. Однако в темнице святым явился Иисус Христос с сонмом ангелов и укрепил их перед предстоящим мучением. Стражники, видевшие неизреченный свет и слышавшие ангельское пение, рассказали о чуде императору. Тогда Диоклетиан решил отдать мучеников на растерзание диким зверям. Но даже самый свирепый из львов не тронул их. Затем В. бросили в котел с кипящими оловом, серой и смолой, но он остался невредим. После этого тела мучеников начали строгать железными орудиями. Когда В. воззвал ко Христу, начались землетрясение и буря, обрушились идольские капища, а ангел перенес мучеников в Луканию, где они предали свой дух Господу. Их тела 3 дня охраняли орлы, а затем останки мучеников были обнаружены знатной христианкой по имени Флорентия после явления ей В. и с честью погребены в месте, называемом Мариан.

http://pravenc.ru/text/158860.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Вит Римский, мч. - житие Святые мученики Вит, Модест и Крискентия-питательница пострадали за Христа в царствование императора ДиоклитианаДиоклитиан(284 - 305). Святой мученик Вит был сыном знатного сицилийского вельможи, язычника Гиласа. Еще юным отроком святой Вит возгорелся пламенной любовью к Господу Иисусу Христу и непрестанно молился Ему. Господь даровал ему благодать чудотворения. Он исцелял больных и обратил ко Христу множество язычников. Узнав об этом, правитель Валериан призвал Гиласа и советовал ему отвратить сына от веры во Христа. Как раз в то время император издал указ о гонении на христиан, и поэтому не только отрок, но и весь дом Гиласа мог пострадать. Но Гилас не смог убедить святого Вита и стал избивать отрока. Правитель Валериан узнал, что святой Вит отказался принести жертву богам, и потребовал его к себе на суд. Перед судом святой отрок стойко исповедал свою веру и наотрез отказался принести идолам жертву. Его опять били. Когда правитель, давая распоряжение об усилении мучений, протянул руку, она тотчас отсохла. По молитве святого правитель получил исцеление и, прекратив суд, отдал святого отрока Гиласу, приказав во что бы то ни стало отвратить его от веры во Христа. Чтобы совратить сына в плотский грех, Гилас окружил его роскошью, привел к нему красивых девиц. Святому подавали самую вкусную пищу, устраивали пиры и забавы, но желаемых результатов не добились. Святой Вит не переставал молиться и просить помощи Божией в искушениях. Ему явились Ангелы и молились вместе с ним. Когда Гилас вошел к сыну и взглянул на Ангелов, он сразу ослеп. Гилас дал обещание отречься от кумиров, и святой Вит исцелил его. Но, ожесточившись сердцем, Гилас не исполнил своего обещания. Привязанность к сыну обратилась в нем в ненависть, и он решил умертвить его. Чтобы спасти мальчика, его воспитатель святой Модест и кормилица святая Крискентия, которые были христианами, тайно увели его из родительского дома. У реки они увидели лодку. Ангел вошел вместе с ними в лодку и доставил их в итальянскую область Луканию, где святые, скрываясь от мучителей, жили тайно. Святой отрок не переставал исцелять больных и обращать язычников в христианство. Молва о нем распространилась и здесь.

http://pravicon.com/info-1985

De mort. persecut. 15. 6) (см. Гонения на христиан в Римской империи ). Преследования весьма последовательно проводились им в Риме и по всей Италии, в Сев. Африке и Испании ( Barnes. 1981. P. 23). Известно весьма значительное число имен мучеников, пострадавших от гонений М. в этих регионах. Во мн. актах мучеников и житиях в качестве гонителя назывался имп. Диоклетиан, хотя в действительности преследования в данной местности осуществлял М. Среди наиболее почитаемых жертв гонений М. известны св. Севастиан , рим. офицер, живший в Медиолане, Марк и Маркеллин и их дружина (пам. 18 дек.; пам. зап. 20 янв.; дата их смерти встречается под 288 или 304 г.). Также известны еп. Викентий Меванийский (пам. зап. 6 июня), еп. Ианнуарий Беневентский (пам. 21 апр.; пам. зап. 19 сент.), архидиак. Евпл Катанский (пам. 11 авг.), сщмч. Викентий Августопольский (Цезаравгустский; пам. 11 нояб., пам. зап. 22 янв.), мц. Евлалия Барцинонская (пам. 22 авг.; пам. зап. 12 февр.); Авундий, Абунданций, Маркиан и Иоанн , мученики Римские (пам. зап. 16 сент.), св. Максимилиан Тевестский (пам. зап. 12 марта), св. Маркелл Танжерский (пам. зап. 30 окт.); мученики Вит, Модест и Крискентия (пам. 16 мая, 15 июня) и др. В 303 г. М. с Диоклетианом отпраздновали биценналии (20-летие правления) последнего; императоры вместе посетили Рим. Вероятно, в это время Диоклетиан, окончательно решивший отречься от власти, потребовал от М. обещания уйти в отставку одновременно с ним, передав титулы августов своим цезарям Констанцию и Галерию ( Lact. De mort. persecut. 20. 4). Возможно также, что в придворной среде происходила острая борьба за избрание новых цезарей для формирования 2-й тетрархии. Часть окружения М. и Диоклетиана считали, что новыми цезарями должны стать сын М. Максенций и сын Констанция Хлора св. равноап. Константин, находившиеся в Никомидии. Предположительно М. до последнего противился идее своей отставки. Однако его позиция в отношении Максенция неясна. 1 мая 305 г. состоялась церемония отречения М. в Медиолане, одновременно прошла церемония отречения Диоклетиана в Никомидии.

http://pravenc.ru/text/2561654.html

Святая жена ответила: – Благой и человеколюбивый Бог наш, питавший Свой народ в пустыне в течение сорока лет, посылает и нам, недостойным рабыням Своим, пищу. Ежедневно , по Его Божественному промыслу, птицы приносят нам пищу в несравненно большем количестве, чем нам потребно...» с. 231–233]. Мученица Агафоклия (17 сентября) «Святая мученица... была заключена в темницу и томима голодом. Но, по Божьему устроению, птицы приносили ей небольшие древесные плоды » с. 337]. Священномученик Елевферий (15 декабря) «Святой мученик Елевферий томился в темнице от голода, но Тот, Кто некогда питал Даниила через Аввакума и Илию через ворона, Сей и Елевферия не допустил умереть от голода. Господь питал его ангельскою пищею, посылая ее в темницу при помощи голубя» с. 423]. Преподобный Павел Фивейский (15 января) «Преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий ». Коптская икона XX в. Святой отшельник поведал преподобному Антонию Великому : «– Я поселился здесь и живу, питаясь финиками и изготовляя себе одежду из листьев. Когда Святой рассказывал это, вдруг прилетел ворон, держа в клюве хлеб ; тихо положив пред ними хлеб, он улетел и скрылся в воздухе. Видя изумление блаженного Антония, святой Павел сказал: – Это Господь многомилостивый и человеколюбивый послал обед нам, Своим рабам. Вот уже шестьдесят лет я получаю полхлеба. Но по случаю твоего прихода Христос Господь удвоил дар и послал Своим воинам целый хлеб» с. 7–8]. Блаженная Евфросиния Колюпановская (3 июля) «Блаженная Евфросиния Колюпановская». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ» «Однажды у нее в келлии случился пожар: кто-то из озорников в открытое окно, через которое старица впускала ворона, бросил пук соломы с огнем, и келлия загорелась. Старица, потушивши пожар, вся так обожглась, что шесть недель после этого лежала без движения и вся­кого призрения; один ворон не оставлял ее: он приносил ей пищу и питие и влагал ей в уста », 13, с. 11 . Мученики Вит, Модест и Крискентий (15 июня) «Подобно тому, как в древности по повелению Божию святого Илию питал в пустыне ворон, так и сих Святых кормил орел , ежедневно принося им пищу» с. 353].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– Кто тебя научил говорить так? Разве тебе неизвестно, что если об этом узнает игемон, то ты погибнешь? Отрок же, принимая побои, отвечал: – Научил меня этому Христос, я – раб Его, гнева же игемона я нисколько не боюсь. Тогда Гилас, призвав воспитателя своего сына по имени Модест, сказал ему: – Смотри, чтобы отрок никогда не упоминал в речах своих о Христе. Но святой Вит пренебрег приказание отца и постоянно как в своем сердце, так и на устах своих носил имя Христово, и был утешен от Христа Господа ангельским явлением; ибо в видении ему явился ангел Господень, сказавший: – Не бойся, но дерзай об имени Иисуса Христа. Я же дан тебе хранителем; я буду охранять тебя до самой кончины твоей. Знай о сей милости Божией, что тебе будет дано от Бога все, что ты ни попросишь у Него. Святой отрок был утешен и обрадован этим видением ангельским и еще с большей ревностью начал исповедовать и прославлять имя Господне. Отец же святого весьма сокрушался об отроке, так как он был его единственным сыном; посему отец Вита старался льстивыми речами своими привести его к служению демонам. Святой же Вит сказал отцу: – Каким богам ты приказываешь мне поклоняться? Отец отвечал: – Разве ты не знаешь, сын мой, наших богов Зевса 3964 , Геркулеса 3965 , Юноны 3966 , Минервы 3967 , Весты 3968 , Аполлона 3969 и прочих, коим поклоняются цари и князи? Святой отвечал отцу: – Те, о которых ты говоришь, суть бездушные идолы, сделанные руками человеческими; они имеют уста, но немы, имеют очи, но слепы; имеют руки и ноги, но недвижимы. Я же верую во единого живого и всемогущего Бога, ибо мы «Им живем и движемся» ( Деян.17:28 ); я верую в Творца и Промыслителя всей твари, Отца, и Сына, и Святого Духа; я исповедую единого Искупителя и Спасителя рода человеческого, Сына Божия, претерпевшего мучения ради грехов наших, кровию Его мы получили спасение. Отец со слезами отвечал отроку: – О любезное чадо мое! Послушай полезного и здравого совета твоего родителя и отвратись от той безумной веры, согласно которой ты почитаешь понапрасну неизвестного умершего человека; отвратись, – дабы игемон, прогневавшись, не погубил тебя и не увеличил бы тем страдания сердца моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мч. Вит. До 1365 г. Мастер Теодорик. Алтарный образ (Национальная галерея в Праге) Почитание мучеников быстро распространилось в Юж. Италии и на Сицилии. Наиболее раннее известие о них содержится в Иеронимовом Мартирологе (протограф сер. V в.). Ко времени папы Геласия I (492-496) относятся первые сведения о посвящении им храмов. Римский папа Григорий I Великий (590-604) упоминает о существовании мон-рей во имя св. Вита на островах Сицилия и Сардиния (PL. 87. Col. 511). В Риме в VII в. находилась посвященная ему часовня. Более широкое распространение культ В. приобретает со 2-й пол. VIII в., после того как в результате тесного политического сближения между Римом и франками при франк. кор. Пипине III папа Стефан II ок. 755/6 г. подарил мощи В. Фульраду, одному из ближайших сподвижников Пипина, настоятелю парижского аббатства св. Дионисия (Сен-Дени). В 836 г. мощи были перенесены аббатом Варином в мон-рь Корвей в Вестфалии, пользовавшийся особым покровительством франк. имп. Людовика I Благочестивого (814-840). Благодаря этому в Корвей вскоре стали стекаться паломники со всей Саксонии. Еще в Каролингскую эпоху, т. е. в течение IX в., здесь создается Сказание о перенесении мощей В. (Translatio s. Viti), соединяющее, очевидно, более древнее повествование о мощах с историей Корвейского мон-ря. В Германском королевстве, особенно при кор., а затем имп. Оттоне I (936-973), почитание В. (наряду с культом святых Маврикия и Лаврентия ) начинает играть одну из ключевых ролей в гос. идеологии. Именно с В. и перенесением его мощей из Сен-Дени в Корвей хронист Видукинд Корвейский , автор «Деяния саксов», главного историографического труда эпохи Оттона I, связывает переход политической доминации от франков к саксам и возвышение Германского королевства при правителях саксонского дома. В XIV в. происходит угасание почитания В. в Саксонии, но в более юж. землях оно по-прежнему было сильным, особенно в Праге, где с 1355 г. хранилась перенесенная имп. Карлом IV в пражский собор из Павии честная глава мученика. Видимо, во время Тридцатилетней войны, в 1-й пол. XVII в., мощи В. были утрачены. Происхождение предъявляемых ныне в различных местах ок. 150 частиц мощей проследить затруднительно. С молитвой к В. обращались для исцеления нервных заболеваний и при эпилепсии (к-рая именовалась «пляской святого Вита»). Святой считался также покровителем нек-рых профессий (котельщиков, актеров и др.).

http://pravenc.ru/text/158860.html

2. Свв. мученики Вит, Модест и Крискентия . Святой Вит родился на Сицилии. Его родители были [знатными и] известными язычниками. Модест был у него учителем, а Крискентия – няней. Святой Вит крестился еще в отрочестве и уже в 11 лет взял на себя великий подвиг. Ему являлись Ангелы, наставляя и укрепляя его в подвиге, да и сам он был светлым и прекрасным, как Ангел Божий. У судьи, который его истязал, отсохла рука, но [Вит] своей молитвой эту руку исцелил. Отец у него ослеп, увидев в его комнате 12 лучезарных Ангелов, «глаза у которых были словно звезды, а лица как молнии». Вит молитвой вернул ему зрение. Когда отец вознамерился его убить, Виту явился Ангел и перевел его вместе с Модестом и Крискентией в Луканию, на берег реки Силар. Там святой Вит явил многие чудеса над недужными и умалишенными. На зов царя Диоклетиана святой Вит прибыл в Рим, где изгнал злого духа из сына царя. Однако царь не наградил его [за это], а напротив – жестоко измучил, потому что святой Вит не захотел поклониться глупым идолам. Но от всех мучений избавил его Господь: Своей незримой рукой перенес Он его обратно в Луканию, где святой Вит вместе с Модестом и Крискентией преставились ко Господу. Мощи святого Вита находятся в Праге. Вит, мученик, исполненный Божественного света, Христа пред сборищем неверных исповедал, Над истуканами златыми смеялся И верным Богу Вседержителю остался. Жрецов языческих бесстрашно обличал, Отца и судию Господней правде поучал. Но оба на него свирепо ополчились, В глазах людей и Бога кровожадными явились. Господь хранит пречудно исповедников Своих, Их имена вписуя в Книгу всех живых. И прославляющих Его – пред всеми прославляет, Любовь и дерзновенье в них великое вселяет. Сей Вит царю в глаза о Господе вещал И за Христа отважно пострадал. Во славу Бога совершал он чудеса, И Бог его за то вознес на небеса. 3. Преподобномученик Дула . Проводил святую жизнь в одном из египетских монастырей. Некий его собрат, движимый завистью, оклеветал его в святотатстве, в краже церковных сосудов [в серб, букв.: предметов, утвари. – Ред.]. С невинного Дулы совлекли рясу и передали его князю на осуждение. Князь повелел его бичевать и даже хотел отрубить ему руки, ибо таково, по местному закону, было наказание за кражу. Но в это время собрат-клеветник раскаялся и объявил, что Дула неповинен. Вернувшись в монастырь после 20 лет изгнаний и унижений, он на третий день упокоился в Господе. Его тело чудесным образом исчезло.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О Мефодии Песношском читать под 4 июня. 15-е число Пророк Амос жил в VIII веке до Р. Х. Он был бедным человеком и до призвания к пророческому служению пас стада овец. В своих пророчествах он гремел против роскоши, которая так сильно влияет на порчу нравов, обличал злых богачей; громил судей за притеснение невинных, за продажу бедных людей в рабство; осыпал народ упреками за нечестие, пороки, суеверие и неповиновение пророкам, грозил за все это небесным мщением. Полагают, что раздраженный его пророчествами, царь Амасия приказал вырвать у него зубы, чтобы заставить его молчать, а сын Амасии – Озия убил пророка. О святителе Ионе, митрополите Московском, читать 31 марта; о Михаиле, митрополите Киевском читать под 30 сентября. Мученик Вит происходил от богатых и знатных родителей язычников. Кормилица его Крискентия и воспитатель Модест были христианами, тайно обратили и его ко Христу. Сделавшись христианином, св. Вит предался молитве и убеждал язычников уверовать во Христа. Когда узнал отец Вита, что он сделался христианином, начал ласково убеждать его к отречению от Христа, а затем, за непослушание, жестоко мучить. «Не бойся мучений, я назначен твоим ангелом-хранителем и сохраню тебя до конца твоей жизни», – сказал, явившись ему видимо, св. ангел. Наконец, чтобы отвлечь Вита от Христа, отец поместил его в великолепнейшем доме и приставил для прислуживания красивейших девиц. Но отрок не оставлял молитвы, и Господь укреплял его как среди мучений, так и среди искушений. Тогда отец решился убить Вита. Но ангел, явившись Модесту, повелел отплыть с отроком и кормилицей, куда будет указано им. Святые приплыли в Луканию, в Италии. Здесь св. Вит обратил многих ко Христу, исцеляя больных. Жестокий Диоклетиан, узнав об этом, заключил Вита с Модестом в темницу и хотел уморить голодом; но Господь чудесно освободил их из темницы. Тогда Диоклетиан велел посадить Вита в кипящий котел, но мученик остался невредим. После сего выпустили на него свирепого льва, но он осенил льва крестным знамением, и лев лег и лизал его ноги. При виде чудес со св. Витом много народа уверовало во Христа. Царь приказал повесить св. Вита вместе с Модестом и Крискентией и строгать тела их железом. Но вдруг сделалось землетрясение; тогда язычники, испугавшись, бросились бежать, и святые мученики, при помощи ангела, были освобождены. Но так как они были сильно измучены, то скоро скончались. Мощи их находятся в Праге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Царь Иоас, по повелению Елисея, ударил ногою в землю, но только три раза; за то только три победы ему были предсказаны – и одержаны им над сирийцами. 15. Св. пророк Амос От непосвященного жертва Богом не приемлется Озия дерзнул войти во святая святых и возложил фимиам на алтарь; от этого потряслась земля, разрушился храм и павший на царя луч произвел проказу. Какой грех, такое и наказание Амос пророчествовал о нашествии Ассириян на землю израильскую; но жрец, бывший при златом тельце в Вефиле, часто гнал и бил пророка. Пророк предсказал, что Ассирияне обесчестят его жену за разврат израильтян, что и исполнилось. Святые мученики Вит, Модест и Крискентий Присутствие ангелов В ложнице целомудренного Вита распространилось благоухание, – и отец его, Геласий, в дверь увидел там ангельские крылатые, на подобие орлов, лица, сияющие и поющие: «свят, свят, свят Господь,» – от чего Геласий ослеп, имея нечистые очи. Орел питатель В пустыне орел питал св. Вита, принося пищу, как древле пророку Илие. Диавол причиняет вред по мере зла, сделанного святому Изгнанный Витом из сына царева бес причинял вред присутствующим неверным – каждому, по мере обид, нанесенных святому Виту. Память о мученике Св. Вит после страшных, но безвредных для него мук, пред смертью молился, чтобы Господь тех, которые память его захотят совершать, сохранил от всяких зол и безбедно провел в небесное царство. Св. Тихон чудотворец, епископ Амафуитский Милостыня обогащает Св. Тихон в доме отца весь хлеб раздал нищим и на скорбь и ропот об этом отца отвечал уверением, что Бог сторицею воздаст и повел его в житницу, которая оказалась чудесно наполнившеюся хлебом. Св. мученики Тигрий и Евтропий Огонь жжет виновных Пожар, бывший в Царьграде по изгнании Иоанна Златоустог о, распространившись, сжег дома только врагов Иоанновых. Св. мученики Мануил, Савел и Исмаил Земля защищает тела мучеников Когда мучитель, после смерти, вздумал сжечь тела мучеников, земля разверзлась и сокрыла тела; а потом, по молитве верных, земля возвратила тела неповрежденными. Св. муч. Леонтий и другие

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Вениамин, преп. Нитрийский, ум. ок. 392. В субб. с. Вероника, или Виринея, мученица из Иераполя, с Домниной. 4 окт. Верк пресв., из 26 мучч. Готфских, в 4 веке. 20 марта. Вечеслав, князь Чешский, уб. братом Болеславом в 929 году. 28 сент. и 4 марта. Вевея, мученица Едссская при Траяне, с Сарвином. 15 окт. Вивиан, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Викентий, диакон Августопольский (в Испании), муч. Валентийский при Диоклетиане (304). 11 ноября. Викторин, Виктор и др., мучч. Коринфские, ок. 251 тода. 31 янв. Викторин, муч. Римский при Диоклетиане, с Севастианом и др. 18 дек. Виктор, иначе Фотик, муч. Римский при Нероне, с матерью Фотиной Самаряныней. 20 марта. Виктор, муч. Коринфский ок. 251 г., с Викторином и др. 31 янв. Виктор воин и Стефанида, мучч. в Дамаске, при Антонине. 11 ноября. Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан, мучч. Никомидийские ок. 303 года. 18 апр. Виктор воин, муч. Халкидонский при Диоклетиане, с Евфимией всехвальной. 16 сент. Виктор, муч. при Ликинии, с Дорофеем и др. 18 февр. Вил или Вила муч., с Терентием и Неонилой. 28 окт. Вирилад, из числа 45 мучч. Никопольских, ок. 320 года. 10 июля. Виринея (Вероника), мученица из Иераполя, с Домниной и Проскудией. 4 окт. Вирко, иди Уирко, мученица Готфская, 4 века. 26 марта. Висарион, преп. Египетский 5 в. 6 июня. Виталий, муч. Керкирский, ученик ап. Иасона, с Зиноном и др. 28 апр. Виталий, муч. Римский, из 7 сынов Филицаты, ок. 164 года. 25 янв. Виталий преп., из обители аввы Серида, 7 века. 22 апр. Витимий, преп. Египетский 5 в. В субб. с. Вит отрок, Модест пестун, и Крискентия, питательница его, мучч. Луканийские при Диоклетиане. 15 июня. Вифоний муч., с Елпидифором и др. 3 апр. Вианор и Силуан, мучч. Писидийские. 10 июля. Владимир-Василий, вел. князь Киевский, ум. 1015. 15 июля. Власий пастырь, муч. Кесарийский (в Каппадокии). 3 февр. Власий, еп. Севастийский, муч. при Ликинии от Лисия. 11 февр. Вонифатий РимлянИн.муч. Киликийский ок. 307 года. 19 дек. Вонифатий милостивый, еписк. Ферентийский 6 в. 19 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010