Несмотря на то, что в Англиканском Содружестве ординация женщин стала обычным явлением еще с конца 1970-х годов, в самой Церкви Англии рукоположение женщин в пресвитерский сан было допущено лишь в 1992 году. Женщин-епископов в Англиканской Церкви к настоящему времени нет. Сегодня ординация женщин допускается также в Лютеранских и Старокатолических Церквах. Например, в Евангелической Церкви Германии (традиционная нем. аббревиатура — EKD) сегодня служит четыре женщины-епископа. Как известно, 28 октября 2009 года на пост Председателя Совета EKD была впервые избрана женщина-епископ Маргот Кессман, что привело к напряжённости в отношениях с Московским Патриархатом . В результате под угрозой оказался официальный диалог между Русской Православной Церковью и EKD. Несмотря на то, что в большинстве протестантских церквей сегодня полностью одобрена ординация женщин, практически во всех этих церквах существуют консервативные группы, отвергающие допуск женщин к пасторскому служению. Так, уже в 1978 году, после того, как в Англиканском Содружестве были санкционированы женские ординации, здесь оформилось традиционалистское движение, отказавшееся принять это нововведение. Сегодня традиционалисты, отвергающие рукоположение женщин, существуют в Англии, США, Канаде и Австралии. Они разделены более чем на 50 мелких деноминаций. В лютеранской среде также существуют консервативные группы, отвергающие ординацию женщин. Это, прежде всего, так называемое «конфессиональное лютеранство», в котором наиболее известны две группы, сформировавшиеся вокруг двух американских лютеранских синодов — Миссурийского и Висконсинского. Церкви, входящие в синод Висконсина, полагают, что все церковные служения установлены Богом и что служителем любого уровня в церкви может быть только мужчина. Позиция синода Миссури несколько мягче. Его члены полагают, что только служение пастора установлено Богом, тогда как остальные должности в церкви — это мирские институты и, соответственно, их могут занимать женщины. Тем не менее, и синод Висконсина, и синод Миссури принципиально отвергают ординацию женщин.

http://bogoslov.ru/article/2364041

Нимёллером. 31 мая 1934 года она приняла Барменскую декларацию, в которой осуждались нацистские теории и мессианство Гитлера. Исповедническая церковь подвергалась преследованиям, хотя формально так и не была запрещена. После II мировой войны в Германии в основном восстановилось прежнее церковное устройство: протестантские церкви действуют в пределах отдельных земель, их статус определяется земельными законами. С XVII века лютеране стали эмигрировать в Северную Америку , организуя там приходы и синоды по этническому принципу (в большинстве случаев в русле германской традиции). К середине XX века лютеранство в США разделилось на либеральное крыло, организованное в Евангелическую лютеранскую церковь в Америке (окончательно сформировалась в 1988 году из трёх лютеранских церквей), и лютеран-консерваторов (аналог «старых лютеран» в Германии), образовавших Лютеранскую церковь - Миссурийский синод и Лютеранскую церковь - Висконсинский синод . В США в 1970-х годах переместился центр лютеранских богословских исследований. Распространению лютеранства способствовала и миссионерская деятельность, однако у лютеран она всегда была менее активной, чем у других протестантов. В XIX веке миссионерством занимались в основном пиетисты (миссионеров готовил университет Галле). Миссионеры работали в Индии , Африке , Ост-Индии и Китае . Особенно эффективной их деятельность оказалась в Индии, Эфиопии , Индонезии , Танзании и Кении , где возникли многочисленные, динамично растущие церкви. В 1923 году образована Всемирная лютеранская конвенция (ВЛК). После II мировой войны церкви - члены ВЛК сотрудничали в оказании помощи пострадавшим в ходе войны в Европе. В 1947 году ВЛК была преобразована во Всемирную лютеранскую федерацию (ВЛФ). 90% всех лютеран принадлежат к церквам - членам ВЛФ. Общее их число (2008) - свыше 70 млн. человек. Крупнейшим объединением консервативных лютеран является созданный в 1993 году Международный лютеранский совет , в который входят 30 церквей-членов (2007). Они объединяют около 3,45 млн. человек. В 1993 году была основана Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция , ведущую роль в которой играет Лютеранская церковь - Висконсинский синод. По неофициальному правилу каждая вновь возникшая лютеранская церковь может считаться законной только при условии её признания одним из трёх объединений (ВЛФ, Международный лютеранский совет, Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция). В начале XXI века продолжается рост числа лютеран в Азии, Африке и Латинской Америке, спад - в Европе и Северной Америке.

http://drevo-info.ru/articles/13679446.h...

В дачном пос. Мочище действует пастырский центр «Вифлеем». С 1995 г. издается «Сибирская католическая газета». Протестантские церкви, деноминации и секты Первые сведения о лютеранах на территории региона относятся к 1897 г. По данным Всеобщей переписи населения Российской империи, в Новониколаевске проживали 27 лютеран, в 1902 г.- 131 лютеранин, в 1909 г.- 660, в 1915 г.- 121 лютеранин. В 1903 г. регистрацию получило Новониколаевское немецкое евангелическо-лютеранское религиозное об-во. В 1905 г. община обратилась к властям с просьбой о выделении участка под церковь в центре города, но получила отказ. В 1910 г. на пожертвования прихожан был построен молитвенный дом на Николаевском проспекте (ныне Красный проспект). Новониколаевская община относилась к Томско-Барнаульскому лютеран. приходу св. Марии. В Новониколаевске также существовала лютеран. кладбищенская часовня. В 1930 г. молитвенный дом лютеран был закрыт, в 1937 г. разобран. В 1940 г. в азиат. часть СССР было выслано значительное число латышей и эстонцев, в 1941 г. проведена массовая депортация немцев Поволжья. В связи с этими событиями в Новосибирске вновь сформировалась община лютеран. В 1965-1967 гг. она получила регистрацию, после чего смогла приобрести частный дом на ул. Кавказской, где был устроен молитвенный дом. Община продолжает существовать и ныне, находится в юрисдикции пробства Центр. и Вост. Сибири Евангелическо-лютеранской церкви Урала, Сибири и Дальн. Востока. Существенное влияние на развитие лютеранства в Новосибирске и Н. о. с 90-х гг. XX в. оказывают 2 амер. консервативные церкви, занимающиеся проповедничеством на территории РФ: Лютеранская церковь - Миссурийский синод и Висконсинский евангелическо-лютеранский синод . В 1992 г. по инициативе верующих из новосибирского Академгородка и при активном содействии проповедников из Висконсинского евангелическо-лютеранского синода образована Евангелическо-лютеранская церковь «Согласие» («Конкордия»). В 1996 г. церковь получила самостоятельность, зарегистрирована в 2004 г. В 1997 г. в Новосибирске открылись Библейский ин-т и Духовная семинария. В юрисдикции церкви «Согласие» состоят приход во имя ап. Павла в Новосибирске (зарегистрирован в 2000) и приход во имя ап. Иоанна в Бердске (зарегистрирован в 2017). В нач. 90-х гг. XX в. в Новосибирске Миссурийским евангелическо-лютеранским синодом создан собственный приход, после 1997 г. приход вошел в Евангелическо-лютеранскую церковь Ингрии (ЕЛЦИ). 26 марта 2001 г. в Новосибирске зарегистрирован приход Христа Спасителя, принадлежащий к Сибирскому пробству ЕЛЦИ.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Протестантские церкви, деноминации и секты. Англиканская церковь Канады (см. ст. Канадская Англиканская Церковь ) входит в состав Англиканского сообщества. Является 3-й по величине христианской церковью в стране, включающей 30 церковно-административных единиц (29 епархий и общины Центрального региона), подразделенных на 4 церковные провинции по территориальному признаку. Общее количество англикан составляет более 2 млн чел., окормляемых в 1700 приходах, в т. ч. 10 франкоязычных. Лютеранство представлено в К. 6 орг-циями. В состав Всемирной лютеранской федерации входят Евангелическая лютеранская церковь Канады, наиболее крупная лютеранская орг-ция страны, имеющая 650 общин и более 210 тыс. верующих, основанная в 1880 г., автономная c 1966 г., а также Эстонская евангелическо-лютеранская церковь за границей, объединяющая в 13 общинах 7 тыс. выходцев из Эстонии. Международный лютеранский совет составили более консервативные лютеранские орг-ции, такие как Лютеранская церковь Канады (349 общин, 85 тыс. чел.). Помимо этого в К. действуют Латвийская евангелическо-лютеранская церковь за пределами Латвии (8 общин, 5 тыс. чел.), окормляющая эмигрантов из Латвии; канадские приходы Висконсинского евангелическо-лютеранского синода, входящего в Конфессиональную евангелическую лютеранскую конференцию (17 общин, 1,5 тыс. чел.); Церковь лютеранских братьев (7 общин, 800 чел.) и др. лютеран. орг-ции. Кальвинизм представлен несколькими орг-циями реформатского и пресвитерианского толка. Наиболее значительная из них - Объединенная церковь Канады , в 1925 г. в нее вошла часть канад. методистов, подавляющее большинство конгрегационалистов и 70% пресвитериан. Церковь является самой крупной протестантской организацией страны: она включает 13 региональных конференций, подразделяемых на 85 районных пресвитерий, насчитывающих в общей сложности более 3,2 тыс. общин. Общее количество верующих превышает 3 млн чел. Ряд орг-ций кальвинист. толка не вошел в состав Объединенной церкви; в их числе - Христианские реформатские церкви в Канаде, объединяющие выходцев из Нидерландов, отделившихся от центра в США (235 общин, 90 тыс. верующих); Нидерландские реформатские конгрегации в Сев. Америке, оставшиеся в подчинении центральных органов управления в США (10 общин, 5 тыс. чел.); Пресвитерианская церковь в Канаде (1 тыс. общин, 215 тыс. чел.); Реформатская церковь в Канаде (41 община, 6,7 тыс. чел.); Реформатская церковь Квебека (20 общин, 5 тыс. чел.).

http://pravenc.ru/text/1470175.html

Основным направлением ее деятельности является миссионерство как в Н., так и в др. странах (Польша, Афганистан, Китай, Конго, Румыния, Колумбия). Божия община в Вегорсхей (Guds menighet på Vegårshei), возникшая в 1889 г. на территории совр. коммуны Вегорсхей (фюльке Эуст-Агдер), придерживается консервативного пиетистского лютеранства. В 2017 г. в этой общине было зарегистрировано 899 чел., большинство по-прежнему живет в коммуне Вегорсхей, остальные рассеяны по всей стране. Консервативная Церковь лютеранского исповедания (Den Lutherske Bekjennelseskirke) возникла в Швеции (1974) и Н. (1978) в результате деятельности пастора Висконсинского евангелическо-лютеранского синода С. Беккера. До 2009 г. существовала единая структура этой орг-ции в Швеции и Н., с 2009 г. норвеж. отд-ние стало самостоятельной орг-цией. Действуют 2 общины этой церкви (в Ставангере и Авалдснесе); официально зарегистрированы 50 чел. (2017). Входит в Конфессиональную евангелическо-лютеранскую конференцию, не признаёт допущение женщин к пастырскому служению. Англиканская Церковь, появившаяся в Н. в сер. XIX в., представлена Англиканским капелланством в Норвегии (The Anglican Chaplaincy in Norway), относящимся к архидиаконству Германии и Сев. Европы диоцеза Европы. Действуют 2 прихода в Осло (с отд-ниями в Драммене, Тромсё, Тронхейме и Балестранне) и в Ставангере (с отд-ниями в Бергене и Кристиансанне). Официально зарегистрировано 1476 чел. (2017). Методисты объединены приблизительно в 50 общин Методистской церкви в Норвегии (Den Metodistkirken i Norge; МЦН), входящей в Объединенную методистскую церковь (United Methodist Church). В орг-ции официально зарегистрированы 10 432 чел. (2017). Высшим органом управления является Ежегодная конференция, на к-рой присутствуют представители каждой общины. МЦН входит в Центральную конференцию Скандинавских и Балтийских стран. Методист. церкви в этих странах возглавляет один епископ, престол к-рого находится в Копенгагене. МЦН подписала в 1997 г. соглашение с НЦ о взаимном признании крещения, евхаристии и церковных санов.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

из дат. отд-ния Суданской объединенной миссии. Насчитывает 9 епископств (диоцезов). Ее возглавляет архиепископ, в подчинении которого находятся 8 епископов. Менее многочисленна Лютеранская церковь Нигерии (Lutheran Church of Nigeria; 320 общин, 80 тыс. чел.), созданная в 1936 г. усилиями амер. миссионеров из Лютеранской церкви-Миссурийского синода и в 1964 г. ставшая самостоятельной. Обе орг-ции являются членами Всемирной лютеранской федерации . От Лютеранской церкви Нигерии в юго-вост. штатах страны в 1969 и 1991 гг. соответственно откололись консервативные Лютеранская церковь Христа-Царя в Нигерии (Christ the King Lutheran Church of Nigeria) и Лютеранская церковь всех святых в Нигерии (All Saints Lutheran Church of Nigeria). В обеих орг-циях в наст. время насчитывается ок. 6 тыс. чел. в 75 общинах. В 1981 и 2001 гг. соответственно они вошли в общение с Висконсинским евангелическо-лютеранским синодом. Обе входят в состав Конфессиональной евангелическо-лютеранской конференции (Confessional Evangelical Lutheran Conference) - одного из 2 всемирных объединений конфессионального лютеранства. Кальвинизм представлен в Н. рядом орг-ций. Членами Всемирного содружества реформатских церквей являются: Евангелическая реформатская церковь Христа (Evangelical Reformed Church of Christ; 267 общин, 1,5 млн чел.; восходит к общинам южноафрикан. отд-ния Суданской объединенной миссии, приступившего к работе на территории совр. шт. Плато в 1916); Объединенная церковь Христа в Нигерии (United Church of Christ in Nigeria; 81 община, 66 тыс. чел.; создана в 1956 Суданской внутренней миссией, Суданской объединенной миссией и Церковью Братьев первоначально для окормления армейских частей на территории совр. шт. Кадуна); Христианская реформатская церковь Нигерии (Christian Reformed Church of Nigeria; 62 общины, 160 тыс. чел., гл. обр. в штатах Адамава и Тараба; создана в 1951 на базе общин брит. отд-ния Суданской объединенной миссии, действовавшего в Н. с 1904); Реформатская церковь Христа в Нигерии (Reformed Church of Christ in Nigeria; 50 общин, 500 тыс.

http://pravenc.ru/text/2565194.html

Лютеранство в З. представлено Евангелической Церковью Замбии (32 тыс. верующих, 490 общин), входящей в Лютеранское сообщество в Юж. Африке, во Всемирную лютеранскую федерацию , а также Замбийской конференцией Лютеранской Церкви Центр. Африки (8 тыс. верующих, 17 общин) в составе Конфессиональной евангелическо-лютеранской конференции, дочерней орг-ции Висконсинского Евангелическо-лютеранского Синода (США). Кальвинизм представляют Объединенная церковь Замбии, крупнейшая протестант. орг-ция страны, к-рая включает конгрегационалистские, пресвитерианские, реформатские и проч. общины. (1 млн чел., 1200 общин), Реформатская церковь в Замбии (500 тыс. чел., 1695 общин), Замбийский синод Церкви Центр. Африки пресвитерианской (20 тыс. чел., 29 общин), Африканская национальная церковь (6 тыс. чел., 10 общин), Объединенная пресвитерианская церковь Центр. Африки (8 тыс. чел., 17 общин), а также крайне малочисленные общины белых африканеров, такие как Голландская реформатская церковь и др., общее количество верующих не более 1 тыс. чел. Меннониты принадлежат к Церкви братьев во Христе (20 тыс. чел., 158 общин). В стране действует Меннонитский центральный комитет. Баптисты состоят членами 3 организаций: Баптистской конвенции Замбии (110 тыс. чел., 500 общин), Баптистской ассоциации Замбии (18 тыс. чел., 150 общин) и Баптистского союза Замбии (3,5 тыс. чел., 20 общин.). Братья создали 4 организации, первой была традиционная организация Христианские братья (75 тыс. верующих, 1 тыс. общин), со временем от нее отделились или возникли самостоятельно такие как Христианское содружество Замбии (10 тыс. верующих, 26 общин), Последняя Церковь Христа (2,1 тыс. верующих, 10 общин), Независимая ассамблея братьев (1,3 тыс. верующих, 4 общины). Методисты представлены Африканской методистской епископальной церковью, которая объединяет более 83 тыс. чел. и 193 прихода, а также Независимой методистской церковью, насчитывающей 15 тыс. верующих и 20 общин. Движение святости представлено 2 организациями: Церковью Назарянина (5 тыс. чел., 23 общины) и Странствующей уэслианской церковью (13 тыс. чел., 163 общины).

http://pravenc.ru/text/182545.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - МИССУРИЙСКИЙ СИНОД [Англ. The Lutheran Church-Missouri Synod (LCMS); иногда Миссурийский Синод], одна из крупнейших лютеран. церковных организаций в США. В нояб. 1838 г. лютеран. пастор из Саксонии Мартин Стивен и 1,1 тыс. его последователей эмигрировали в США, не желая признавать объединение лютеранских и реформатской церквей, предписанное правительством. 5 янв. 1839 г. они прибыли в Нов. Орлеан, потеряв 1 корабль в пути. Выжившие 750 чел. поселились в графстве Перри (шт. Миссури) и окрестностях Сент-Луиса. 26 апр. 1847 г. 12 пасторов, представлявших 114 общин, собрались в Чикаго (шт. Иллинойс) и создали лютеран. церковь Немецкий евангелический лютеранский синод Миссури, Огайо и других штатов (The German Evangelical Lutheran Synod of Missouri, Ohio and Other States). Особое внимание синод уделял заботе о прибывавших нем. эмигрантах, благодаря чему число приходов и их посещаемость быстро росли, и к 1897 г. церковь насчитывала 685 тыс. чел. В 1872 г. Миссурийский синод, объединившись с Висконсинским и Норвежским синодами, образовали Синодальную конференцию (Evangelical Lutheran Synodical Conference of North America), целью орг-ции была полная интеркоммуния, совместные миссия и службы в одних и тех же храмах. Постепенно богослужение в церкви перешло с нем. языка на английский. Антигерм. настроения времен первой мировой войны также способствовали американизации церкви и полному отказу от служб на нем. языке. В 1947 г. название церкви заменили современным. В кон. 50-х гг. ХХ в. Миссурийский синод начал сотрудничать с Американской лютеранской Церковью, что вызвало распад Синодальной конференции. Миссурийский синод стал отличаться догматически от более консервативных церквей (хотя продолжает считать себя консервативной церковью), напр. допускает, что может быть неск. уровней общения между конфессиями, а полное тождество веры необходимо только для евхаристического общения. В каждой церкви причастие преподается сугубо ее прихожанам, тогда как, напр., общность молитвы не требует полного единения в вере. Только для пастора должность установлена Богом, остальные церковные должности - это мирские институты, и их могут занимать даже женщины (напр., диакониссы). Теологическое единство церкви разрушают возникающие время от времени в церкви различные движения (в т. ч. харизматические, выступающие за права женщин и т. п.). Синод не участвует в межцерковных и экуменических собраниях, исключение составляет его членство в созданном им самим в 1993 г. Международном лютеранском совете, объединяющем лютеран. церкви.

http://pravenc.ru/text/2561090.html

Протестантские церкви, деноминации и секты. Англиканская Церковь представлена еп-ством, или миссионерским регионом К., в составе церковной провинции Зап. Африка, являющейся членом Англиканского содружества. Диоцез, созданный в 1970 г., насчитывает 5 приходов (700 чел.). Свободная протестантская епископальная Церковь начала миссионерскую работу в К. в 1970 г. По данным на нач. XXI в., в 12 общинах состояло 1,5 тыс. чел. В последнее десятилетие отмечено значительное количество приверженцев т. н. Объединенной англиканской Церкви, возникшей в 2002 г. в результате слияния групп, отколовшихся от традиц. епископальной и англо-католич. церквей. В К. она представлена Второй провинцией. Миссионерская деятельность ведется в сотрудничестве со Свободной пресвитерианской церковью. Лютеранство представлено в К. неск. орг-циями. Наиболее крупная - Евангелическо-лютеранская церковь Камеруна , существующая самостоятельно с 1970 г.; более 140 тыс. верующих объединены в 900 общин (2010). Братская лютеранская церковь Камеруна, основанная в 1918 г. в качестве миссии амер. (висконсинской) Церкви лютеранских братьев среди племен мунданг и масана, насчитывает более 50 тыс. верующих в 800 общинах. В 1965 г. лютеран. церковь была основана в К. миссионерами амер. Висконсинского евангелическо-лютеран. синода; она насчитывает более 5 тыс. чел. в 32 общинах. Союз евангелических церквей Сев. Камеруна, основанный в 1938 г., насчитывает 40 тыс. чел. в 240 общинах. Кальвинизм представлен неск. организациями реформатского и пресвитерианского толка. Евангелическая церковь Камеруна была основана в 1845 г. как одна из первых христ. групп в стране. В наст. время она является самой крупной протестант. конфессией страны и насчитывает более 2 млн чел. в 700 общинах, большинство ее прихожан составляют представители племени бамилеке. Пресвитерианская церковь в Камеруне, основанная в 1885 г. представителями Базельской миссии, объединяет более 1,8 млн чел. в 300 общинах. В результате деятельности миссионеров Объединенной пресвитерианской церкви США в 1871 г. была создана Пресвитерианская церковь Камеруна; с 1957 г. она стала автономной; в наст. время насчитывает 700 тыс. верующих в 1300 общинах, объединенных в 23 пресвитерии.

http://pravenc.ru/text/1470119.html

В 1884 г. эмиссар герм. правительства Г. Нахтигаль подписал с вождями дуала договоры о переходе под протекторат Германии побережья К. на 30 лет. Границы нем. протектората были окончательно определены рядом англо-герм. и франко-герм. соглашений. В течение 2 лет власти БМО вели переговоры о переносе миссии с нем. Базельским миссионерским обществом. В 1888 г. произошло переподчинение и передача имущества БМО Базельскому миссионерскому об-ву. Новообразованные баптистские общины сопротивлялись власти как герм. правительства, так и лондонских, а позднее и базельских миссионерских начальников в основном, когда это касалось принципов организации приходов, характера богослужений и приходского самоуправления. В разные годы лидеры баптистов из местного населения, желая добиться полной автономии местных общин, объявляли о своей независимости. Стали образовываться независимые местные баптистские орг-ции, к-рые в наст. время являются крупнейшими протестант. орг-циями страны: Баптистская конфедерация Камеруна, Камерунская баптистская церковь, Туземная баптистская церковь. В это время возник ряд кальвинистских пресвитерианских орг-ций. В 1884 г. англоязычные пресвитериане оказались в подчинении Базельского миссионерского об-ва, с 1879 г. действовала также и франкоязычная пресвитерианская миссия из Парижа, а с 1891 г. в Зап. Камеруне началась деятельность Берлинской баптистской миссии. В кон. XIX в. появились и первые лютеране: сначала Евангелическо-лютеранская церковь Камеруна, основанная амер. и норвеж. миссионерами, а затем - Братская лютеранская церковь Камеруна, основанная миссионерами амер. Висконсинской Церкви лютеранских братьев. В этническо-религ. отношении К. в кон. XIX - нач. XX в. разделился на христианизированный юго-запад и юг и ислам. север. Нем. коммерсанты установили торговые связи с мусульманами севера страны - с сев. ламидатами, суверенитет к-рых никем не оспаривался. На юге К. европейцы провели карательные экспедиции против местного населения, та же участь ожидала и население сев. территорий. Здесь герм. армия столкнулась с боеспособными и хорошо подготовленными отрядами мусульм. ламидатов и с неорганизованными, но решительно настроенными племенами, исповедующими местные традиц. культы. К 1901 г. вся территория совр. К., включая сев. части страны, перешла под нем. управление. В К. получило развитие плантационное хозяйство (культивировались какао, кофе, каучуконосы), началась разработка природных ресурсов.

http://pravenc.ru/text/1470119.html

  001     002    003    004