вершить – accomplish Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи день – Faith, Hope, Charity and Their Mother Sophia’s Day Вестминстерская конфессия веры – Westminster Confession of Faith Ветхий деньми – the Ancient of Days Ветхий Завет – the Old Testament ветхозаветный – Old Testament Вечер святой Агнессы – St Agnes’ Eve вечерня – vespers вечерня Господня – Lord’s Supper Вечеря тайная – the Last Supper взывать – to invoke Взятие Божией Матери на небо – the Assumption (of the Birth-giver of God) византология – byzantology визит (священника) – visitation викарий – vicar викарий апостольский – apostolic vicar вина – fault, guilt винить – to blame вино причастное – altar wine виноватый – guilty винсентиане – Vincentians Висконсинский евангелический лютеранский синод – Wisconsin Evangelical Lutheran Synod витраж – stained glass (window) владения монастырские – abbey stead Владыка мира – the Lord of the World владыко – archbishop, vladiko; Lord власти – powers власть – authority, power власяница – sackcloth вместилище – vessel, container внутренний свет – inner light, internal light во веки веков – unto ages of ages во имя Господа – in the name of the Lord во имя Отца и Сына и Святого Духа – in the name of the Father and the Son and the Holy Spirit вода святая – consecrated water водосвятие великое – the great blessing of waters вожделение – lust вожделенный – lusted возвещение – annunciation возводить в ранг святого – to sanctify, beatify возглас – dismissal воздавать(ся) – to render, reward воздаяние – requital, reward воздвигать – to erect, raise воздвигнутый – Erected, raised, built Воздвижение честнаго креста Господня – the Exaltation of the Honourable and Life-giving Cross, the Raising of the Cross воздержание – abstinence, temperance воздерживаться – to abstain (from sth) воздýх – aer, veil; air возлюбить – to love возлюбленный – beloved возмездие – wage вознесение Господне – the Ascension of our Lord Jesus Christ; Ascension Day вознёсшийся – ascended возноситься – to ascend

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Лютеранство в З. представлено Евангелической Церковью Замбии (32 тыс. верующих, 490 общин), входящей в Лютеранское сообщество в Юж. Африке, во Всемирную лютеранскую федерацию , а также Замбийской конференцией Лютеранской Церкви Центр. Африки (8 тыс. верующих, 17 общин) в составе Конфессиональной евангелическо-лютеранской конференции, дочерней орг-ции Висконсинского Евангелическо-лютеранского Синода (США). Кальвинизм представляют Объединенная церковь Замбии, крупнейшая протестант. орг-ция страны, к-рая включает конгрегационалистские, пресвитерианские, реформатские и проч. общины. (1 млн чел., 1200 общин), Реформатская церковь в Замбии (500 тыс. чел., 1695 общин), Замбийский синод Церкви Центр. Африки пресвитерианской (20 тыс. чел., 29 общин), Африканская национальная церковь (6 тыс. чел., 10 общин), Объединенная пресвитерианская церковь Центр. Африки (8 тыс. чел., 17 общин), а также крайне малочисленные общины белых африканеров, такие как Голландская реформатская церковь и др., общее количество верующих не более 1 тыс. чел. Меннониты принадлежат к Церкви братьев во Христе (20 тыс. чел., 158 общин). В стране действует Меннонитский центральный комитет. Баптисты состоят членами 3 организаций: Баптистской конвенции Замбии (110 тыс. чел., 500 общин), Баптистской ассоциации Замбии (18 тыс. чел., 150 общин) и Баптистского союза Замбии (3,5 тыс. чел., 20 общин.). Братья создали 4 организации, первой была традиционная организация Христианские братья (75 тыс. верующих, 1 тыс. общин), со временем от нее отделились или возникли самостоятельно такие как Христианское содружество Замбии (10 тыс. верующих, 26 общин), Последняя Церковь Христа (2,1 тыс. верующих, 10 общин), Независимая ассамблея братьев (1,3 тыс. верующих, 4 общины). Методисты представлены Африканской методистской епископальной церковью, которая объединяет более 83 тыс. чел. и 193 прихода, а также Независимой методистской церковью, насчитывающей 15 тыс. верующих и 20 общин. Движение святости представлено 2 организациями: Церковью Назарянина (5 тыс. чел., 23 общины) и Странствующей уэслианской церковью (13 тыс. чел., 163 общины).

http://pravenc.ru/text/182545.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - МИССУРИЙСКИЙ СИНОД [Англ. The Lutheran Church-Missouri Synod (LCMS); иногда Миссурийский Синод], одна из крупнейших лютеран. церковных организаций в США. В нояб. 1838 г. лютеран. пастор из Саксонии Мартин Стивен и 1,1 тыс. его последователей эмигрировали в США, не желая признавать объединение лютеранских и реформатской церквей, предписанное правительством. 5 янв. 1839 г. они прибыли в Нов. Орлеан, потеряв 1 корабль в пути. Выжившие 750 чел. поселились в графстве Перри (шт. Миссури) и окрестностях Сент-Луиса. 26 апр. 1847 г. 12 пасторов, представлявших 114 общин, собрались в Чикаго (шт. Иллинойс) и создали лютеран. церковь Немецкий евангелический лютеранский синод Миссури, Огайо и других штатов (The German Evangelical Lutheran Synod of Missouri, Ohio and Other States). Особое внимание синод уделял заботе о прибывавших нем. эмигрантах, благодаря чему число приходов и их посещаемость быстро росли, и к 1897 г. церковь насчитывала 685 тыс. чел. В 1872 г. Миссурийский синод, объединившись с Висконсинским и Норвежским синодами, образовали Синодальную конференцию (Evangelical Lutheran Synodical Conference of North America), целью орг-ции была полная интеркоммуния, совместные миссия и службы в одних и тех же храмах. Постепенно богослужение в церкви перешло с нем. языка на английский. Антигерм. настроения времен первой мировой войны также способствовали американизации церкви и полному отказу от служб на нем. языке. В 1947 г. название церкви заменили современным. В кон. 50-х гг. ХХ в. Миссурийский синод начал сотрудничать с Американской лютеранской Церковью, что вызвало распад Синодальной конференции. Миссурийский синод стал отличаться догматически от более консервативных церквей (хотя продолжает считать себя консервативной церковью), напр. допускает, что может быть неск. уровней общения между конфессиями, а полное тождество веры необходимо только для евхаристического общения. В каждой церкви причастие преподается сугубо ее прихожанам, тогда как, напр., общность молитвы не требует полного единения в вере. Только для пастора должность установлена Богом, остальные церковные должности - это мирские институты, и их могут занимать даже женщины (напр., диакониссы). Теологическое единство церкви разрушают возникающие время от времени в церкви различные движения (в т. ч. харизматические, выступающие за права женщин и т. п.). Синод не участвует в межцерковных и экуменических собраниях, исключение составляет его членство в созданном им самим в 1993 г. Международном лютеранском совете, объединяющем лютеран. церкви.

http://pravenc.ru/text/2561090.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИСКОНСИНСКИЙ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ СИНОД [англ. Wisconsin Evangelical Lutheran Synod], протестантская церковь в США. В 40-х гг. XIX в. жившие в Висконсине нем. эмигранты-лютеране обратились с просьбой прислать им пасторов. Приехавшие в Америку пасторы Й. Мюльхаузер, Й. Вайнман и В. Вреде, выпускники Барменской школы по подготовке миссионеров, основали в 1850 г. Немецкий евангелическо-лютеранский министериум Висконсина; в 1853 г. название было изменено на Немецкий лютеранско-евангелический синод Висконсина и др. штатов. В 1863 г. была открыта первая семинария в г. Уотертаун. В 1872 г. Висконсинский синод стал членом Лютеранской синодальной конференции, к к-рой присоединились синод Миннесоты, а позднее и Мичигана (1890); в окт. 1892 г. возникла ассоциация под названием Объединенный синод Висконсина, Миннесоты, Мичигана и др. штатов, где каждый синод сохранял независимость. Общие усилия в основном были направлены на сферу образования. В 1919 г. произошло их полное слияние, в результате к-рого появился Евангелическо-лютеранский объединенный синод Висконсина и др. штатов. Свое совр. название синод получил в 1959 г. Догматика В. е.-л. с. не отличается от др. лютеранских церквей, но выделяется среди них своей консервативностью, неприятием идей юнионизма и сотрудничества с теми церквами, с к-рыми нет полного догматического единства. Результатом такой политики стал разрыв (1961) отношений с Миссурийским Синодом и выход (1963) из Лютеранской синодальной конференции. С 1992 г. В. е.-л. с. начала миссионерскую деятельность на территории Российской Федерации, выбрав для этого Сибирский регион; в 1995 г. в Новосибирске была зарегистрирована первая община; в 1997 г.-открылась семинария. В наст. время общины расположены в Новосибирске, Омске, Тогучине и Искитиме (ок. 600 чел.); в 2003 г. прошла ординация первых 3 рус. пасторов. Офиц. название В. е.-л. с. на территории РФ - Евангелическо-лютеранская церковь «Конкордия». Рубрики: Ключевые слова: ДИБЕЛИУС Фридрих Карл Отто (1880 - 1967), епископ Берлинско-Бранденбургской евангелической церкви в Германии, руководитель нем. Исповедующей Церкви в период правления Гитлера

http://pravenc.ru/text/158754.html

В дачном пос. Мочище действует пастырский центр «Вифлеем». С 1995 г. издается «Сибирская католическая газета». Протестантские церкви, деноминации и секты Первые сведения о лютеранах на территории региона относятся к 1897 г. По данным Всеобщей переписи населения Российской империи, в Новониколаевске проживали 27 лютеран, в 1902 г.- 131 лютеранин, в 1909 г.- 660, в 1915 г.- 121 лютеранин. В 1903 г. регистрацию получило Новониколаевское немецкое евангелическо-лютеранское религиозное об-во. В 1905 г. община обратилась к властям с просьбой о выделении участка под церковь в центре города, но получила отказ. В 1910 г. на пожертвования прихожан был построен молитвенный дом на Николаевском проспекте (ныне Красный проспект). Новониколаевская община относилась к Томско-Барнаульскому лютеран. приходу св. Марии. В Новониколаевске также существовала лютеран. кладбищенская часовня. В 1930 г. молитвенный дом лютеран был закрыт, в 1937 г. разобран. В 1940 г. в азиат. часть СССР было выслано значительное число латышей и эстонцев, в 1941 г. проведена массовая депортация немцев Поволжья. В связи с этими событиями в Новосибирске вновь сформировалась община лютеран. В 1965-1967 гг. она получила регистрацию, после чего смогла приобрести частный дом на ул. Кавказской, где был устроен молитвенный дом. Община продолжает существовать и ныне, находится в юрисдикции пробства Центр. и Вост. Сибири Евангелическо-лютеранской церкви Урала, Сибири и Дальн. Востока. Существенное влияние на развитие лютеранства в Новосибирске и Н. о. с 90-х гг. XX в. оказывают 2 амер. консервативные церкви, занимающиеся проповедничеством на территории РФ: Лютеранская церковь - Миссурийский синод и Висконсинский евангелическо-лютеранский синод . В 1992 г. по инициативе верующих из новосибирского Академгородка и при активном содействии проповедников из Висконсинского евангелическо-лютеранского синода образована Евангелическо-лютеранская церковь «Согласие» («Конкордия»). В 1996 г. церковь получила самостоятельность, зарегистрирована в 2004 г. В 1997 г. в Новосибирске открылись Библейский ин-т и Духовная семинария. В юрисдикции церкви «Согласие» состоят приход во имя ап. Павла в Новосибирске (зарегистрирован в 2000) и приход во имя ап. Иоанна в Бердске (зарегистрирован в 2017). В нач. 90-х гг. XX в. в Новосибирске Миссурийским евангелическо-лютеранским синодом создан собственный приход, после 1997 г. приход вошел в Евангелическо-лютеранскую церковь Ингрии (ЕЛЦИ). 26 марта 2001 г. в Новосибирске зарегистрирован приход Христа Спасителя, принадлежащий к Сибирскому пробству ЕЛЦИ.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Церковь была отделена от гос-ва в Швеции в 2000 г., в Норвегии - в 2012 г., в Дании и Финляндии остается государственной. В 5 странах Сев. Европы насчитывается 19 147 408 тыс. лютеран: в Дании - 4 430 643, в Исландии - 245 184, в Норвегии - 3 825 525, в Финляндии - 4 146 056, в Швеции - 6,5 млн. В Америке Л. появилось в XVII в. Начало этому положила колония Нов. Швеция, которая существовала в 1638-1655 гг. в пределах совр. штатов Делавэр, Нью-Джерси и Пенсильвания. В 80-х гг. XVII в., а еще более в 20-х гг. XVIII в. лютеране из Германии и Австрии, в меньшем количестве из стран Скандинавии стали эмигрировать в Сев. Америку, прежде всего в Пенсильванию. В пределах совр. территорий США и Канады они организовали приходы и синоды по этническому принципу (немецкие, норвежские, финские и др.). Т. к. в колониальное время лютеране не сформировали в пределах совр. США своей колонии, а в США все церкви отделены от гос-ва, лютеране именно там обрели первый опыт формирования независимых от гос-ва церковных структур. Генри (Генрих) Мельхиор Мюленберг в 1748 г. основал Евангелическо-лютеранский министериум Пенсильвании - 1-й лютеран. синод в США. Консервативные лютеране, мигранты из Германии, в 1847 г. основали лютеран. церковь Миссурийский синод, к-рую мн. годы возглавлял К. Ф. В. Вальтер (1811-1887). Наиболее известным проповедником либерального Л., по характеру близкого к Прусской унии, был С. С. Шмукер (1799-1873). Для небольших лютеран. церквей (называемых обычно так же, как руководящие ими синоды,- Миссуриийский синод, Хауге и др.) характерна конгрегациональная либо пресвитериальная организация, без епископата. К 1875 г. на территории США существовали уже 58 лютеран. синодов. В 1917 г. 3 норвеж. синода образовали Норвежскую Лютеранскую Церковь Америки; в следующем году 3 нем. синода создали Объединенную Лютеранскую Церковь в Америке. В сент. 1918 г. был образован Национальный лютеранский совет, в к-рый, согласно принципу пропорциональности, вошли представители национальных синодов. Разделение лютеран США на либеральных и консервативных сохранялось и в XX в. Три крупнейшие либеральные церкви в 1988 г. объединились в Евангелическо-лютеранскую Церковь в Америке. Консервативных лютеран представляют Лютеранская церковь Миссурийский синод и Лютеранская церковь Висконсинский синод. Общая численность амер. лютеран составляет ок. 9 млн чел. Л. в Южной Америке

http://pravenc.ru/text/Лютеранство.html

Несмотря на то, что в Англиканском Содружестве ординация женщин стала обычным явлением еще с конца 1970-х годов, в самой Церкви Англии рукоположение женщин в пресвитерский сан было допущено лишь в 1992 году. Женщин-епископов в Англиканской Церкви к настоящему времени нет. Сегодня ординация женщин допускается также в Лютеранских и Старокатолических Церквах. Например, в Евангелической Церкви Германии (традиционная нем. аббревиатура — EKD) сегодня служит четыре женщины-епископа. Как известно, 28 октября 2009 года на пост Председателя Совета EKD была впервые избрана женщина-епископ Маргот Кессман, что привело к напряжённости в отношениях с Московским Патриархатом . В результате под угрозой оказался официальный диалог между Русской Православной Церковью и EKD. Несмотря на то, что в большинстве протестантских церквей сегодня полностью одобрена ординация женщин, практически во всех этих церквах существуют консервативные группы, отвергающие допуск женщин к пасторскому служению. Так, уже в 1978 году, после того, как в Англиканском Содружестве были санкционированы женские ординации, здесь оформилось традиционалистское движение, отказавшееся принять это нововведение. Сегодня традиционалисты, отвергающие рукоположение женщин, существуют в Англии, США, Канаде и Австралии. Они разделены более чем на 50 мелких деноминаций. В лютеранской среде также существуют консервативные группы, отвергающие ординацию женщин. Это, прежде всего, так называемое «конфессиональное лютеранство», в котором наиболее известны две группы, сформировавшиеся вокруг двух американских лютеранских синодов — Миссурийского и Висконсинского. Церкви, входящие в синод Висконсина, полагают, что все церковные служения установлены Богом и что служителем любого уровня в церкви может быть только мужчина. Позиция синода Миссури несколько мягче. Его члены полагают, что только служение пастора установлено Богом, тогда как остальные должности в церкви — это мирские институты и, соответственно, их могут занимать женщины. Тем не менее, и синод Висконсина, и синод Миссури принципиально отвергают ординацию женщин.

http://bogoslov.ru/article/2364041

Первое крупное изложение теории Церкви находится во втором издании его «Наставлений в христианской вере», опуб ликованном в 1539 г. Хотя Кальвин рассматривает этот вопрос и в первом издании «Наставлений» (1536), но он тогда еще не имел достаточного опыта церковного управления или ответственности, чем можно объяснить расплыв чатость изложения. Ко времени второго издания своей работы Кальвин уже имел некоторый опыт, касающийся проблем, стоящих перед молодыми еванге лическими Церквами Для Кальвина знаками истинной Церкви были проповедь Слова Божьего и правильное совершение обрядов таинств. Поскольку Римско Католическая Церковь не соответствовала даже этому минимальному определению Церкви, протестанты были совершенно правы, оставляя ее. А поскольку евангеличес кие Церкви соответствуют этому определению Церкви, нет оправдания их дальнейшему делению. Этот момент особенно важен, ибо он отражает полити ческое суждение Кальвина о том, что дальнейшее дробление евангелических конгрегаций гибельно для дела Реформации К 1543 г. Кальвин уже приобрел значительно больше опыта в церковном управлении, особенно во время своего служения в Страсбурге. Букер ин теллектуальная сила, стоящая за Реформацией в Страсбурге, имел серьез ную репутацию церковного администратора, и вполне вероятно, что поздней шая теория Кальвина о Церкви отражает его личное влияние. Например, чет вертичная структура духовенства, состоящая из пастора, доктора (или учи теля), старейшины и диакона обязана своим происхождением Букеру, как и теория о различии между видимой и невидимой Церковью (которое будет рассмотрено ниже). Тем не менее, предположение Букера о том, что церков ная дисциплина является существенной чертой («знаком») Церкви, не нашло отголоска в учении Кальвина. Хотя Кальвин включил «пример жизни» в число «определенных отметок» Церкви в издании «Наставлений» 1536 г., более поздние издания содержали акцент на правильной проповеди Слова Божьего и совершении таинств. Дисциплина может укрепить нерв Церкви, однако ее сердце и душа определяются спасительной доктриной Христа Кальвин утверждал, что имеются конкретные библейские указания относи тельно правильного порядка служения в видимой Церкви, поэтому конкретная форма церковного порядка стала особым пунктом доктрины.

http://sedmitza.ru/lib/text/441744/

ПОСТАНОВИЛИ: 5) Поручить т. СМИДОВИЧУ сообщить о необходимости исключения из «Ислама» всяких теоретических и религиозно-философских вопросов и свести содержание его к текущим делам отправления культа. Разрешить дальнейшее печатание «Гафтиака» в размере 10 тыс. Печатание «Ислам Дини» признать несвоевременным. СЛУШАЛИ: 6 . Заявление ЦДУ мусульман о разрешении открытия Богословской школы: о допущении женских молитвенных в мечетях собраний и о нежелании с ними разговаривать местной власти (т. Смидович). ПОСТАНОВИЛИ: 6) а) Вопрос об открытии мусульманской Богословской школы. ОТЛОЖИТЬ. б) Молитвенные женские собрания в мечетях. как связанные непосредственно с отправлением культа женщин (женщины у мусульман вместе с мужчинами в мечети не находятся), разрешить, о чем и поручить ОГПУ дать по своей линии указания. в) В целях более точного определения отношения местных (Уфимских) властей к ЦДУ поручить т. Смидовичу снестись с Уфой, указав в этом отношении, что АРК не стоит на точке зрения ликвидации ЦДУ мусульман. СЛУШАЛИ: 7 . Ходатайство Высшего Лютеранск[ого] Совета о разрешении ввоза из-за границы 3000 экз. церковных песенников на латышском языке (т. Тучков). ПОСТАНОВИЛИ: 7) Разрешить ввести одну тысячу экземпляров. СЛУШАЛИ: 8 . а) Просьба центрального Союза Евангельских духовных христиан (Пятигорск) о печатании журнала. б) Просьба омских свободных христиан 562 о печатании листка «Волки в овечьей шкуре». в) Просьба Федерального Союза Баптистов о печатании разрешенных 28 тысяч экз. библии 563 . ПОСТАНОВИЛИ: 8 . ОТКАЗАТЬ. СЛУШАЛИ: 9 . О разрешении баптистам совершить религиозный обряд в июле мес[яце] с/г., т.н. крещение в Москве-реке (т. Тучков). ПОСТАНОВИЛИ: 9) Разрешить при условии, если этот обряд не примет формы религиозной демонстрации и не превратится в массовое шествие по городу. За ПРЕД. АРК: П. Смидович (СМИДОВИЧ) Секретарь: Е. Тучков (ТУЧКОВ) «30 к » июня 1929 г. Отпечатано в количестве 5-ти экз[емпляров]. Разослано: подлинник в Секретар[иат] ЦК, копии – ОГПУ и т.т. ЯРОСЛАВСКОМУ, СМИДОВИЧУ и КРАСИКОВУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уст. о предупр. и пресеч. прест.) поименованных, подвергаются суду общих судебных мест, на законном основании». (Т. XIV. Уст. о предупр. и пресеч. прест., ст. 80 примечание). Записка евангелическо-лютеранским проповедником в метрические книги своего прихода крещённого по нужде младенца, принадлежащего по закону к Православному исповеданию, составляет допущение крещения по иноверному обряду над детьми Православного исповедания, независимо от того, было ли или не было дано виновным благословение на самое совершение обряда по нужде. (Реш. Уголов. Кассац. Деп. по делу Вейриха. 1893 г. 28). Вопрос о том, подлежит ли лютеранский пастор, допустивший к конфирмации лицо, родившееся от православных родителей, но окрещённое, вопреки закону, по обряду лютеранской церкви, уголовной ответственности по 193 и 194 1 стт. Уложения о наказ., Уголовным Кассационным Департаментом Правительствующего Сената (в заседании 21 марта 1900 года) решён отрицательно. Подробности этого решения весьма интересны. Крестьянин Лифляндской губ. Тимофей Тахвельдт и крестьянка Елизавета Лаштс, хотя и были окрещены при рождении по обрядам Православной церкви, считали себя, однако, лютеранами. Они сочетались браком в лютеранск. церкви; дочь свою Алиде, родившуюся в 1878 г. от этого брака, они крестили по лютеранскому обряду, и крещение это было записано в приходские книги Якобийской лютер. церкви. В 1895 г. супруги Тахвельдт были привлечены к суду по обвинению их в деянии, предусм. ст. 190 улож. о нак., и приговором Рижского окружного суда осуждены за незаконное крещение своей дочери по лютеранскому обряду к тюремному заключению; вместе с тем суд определил: отдать Алиде на воспитание родственникам Православного вероисповедания. В 1896 г. Алиде Тахвельдт, считая себя лютеранкой, обратилась к пастору Роберту Гольсту с просьбой допустить её к конфирмации. Православный попечитель её, узнав об этом, известил пастора через волостной суд, что Алиде, согласно решению окружного суда 1895 года, должна воспитываться в Православной вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

  001     002