Закрыть itemscope itemtype="" > Слабость диаспоры Краткое послесловие к Конгрессу соотечественников в Москве 01.07.2002 368 На Конгрессе зарубежных соотечественников, собравшем делегатов почти из 50 стран мира, затрагивался большой круг проблем. " Труд " рассказал о позиции президента Владимира Путина , по-новому определившего направления работы с соотечественниками, об опыте Москвы, активно взаимодействующей с русскими диаспорами за рубежом (тут бесспорна заслуга мэра Ю. Лужкова). Корреспонденты нашей газеты обратились к некоторым участникам конгресса с вопросами, касающимися проблем, затронутых на этом форуме. Что мешает зарубежным соотечественникам сплотиться, как это умеют делать евреи, татары, армяне и иные большие и малые народы? Этот вопрос мы задали Константину Затулину, директору Института стран СНГ. - Основная слабость русских за рубежами России в том, что они без государства не организуются, - говорит Затулин. - Русские люди привыкли чрезмерно полагаться на решения " сверху " , на централизованное начало. Национальные государства, возникшие на обломках общей державы, не торопятся цивилизованно учитывать естественные интересы своего русского населения. А русские, почти утратившие в советские годы сопротивляемость к национальному притеснению, но не доверие к государству как таковому, крайне растеряны из-за враждебности новой власти к их традициям, идеалам и жизненным потребностям. Наши соотечественники еще не усвоили новые правила игры, не выработали механизмов самозащиты, еще не стали полнокровной диаспорой по образцу существующих в мире. На этом этапе они оказываются неспособными сами бороться за свою достойную жизнь, за справедливое представительство в политической и общественной сфере, за образование своих детей на родном языке. Возникает протест, но умение постоять за себя не появляется так сразу, как сам протест. И русские, русскоязычные адресуют свои беды, невзгоды и надежды России, то есть государству, которое должно их защитить... Каким должно быть присутствие " русского духа " в бывших республиках Советского Союза? На этот вопрос ответил Евгений Костин, профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской филологии Вильнюсского университета:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/0...

«Вильнюсский итоговый документ не оставляет сомнений: украинский фронт не будет единственным для продолжения (пока) гибридной войны против России. Здесь упомянуты и Арктика, и космос, и киберпространство, а также Молдавия и Грузия — прямой намек этим странам, чтобы не смели рассчитывать на мирное урегулирование своих проблем. В фокусе Иран, Ближний Восток и Африка, АТР, Сербия. Разумеется, обозначили претензии к Китаю, чьи амбиции, а также чье партнерство с Россией называют бросающим вызов интересам, безопасности и ценностям НАТО. Вообще двойные стандарты натовцев вызывают уже какое-то восхищение своей незамутненной откровенностью: страны, которые с гордостью говорят нам о том, что Украина, как и другие государства Европы, вправе свободно выбирать партнеров и альянсы, в другом случае решительно протестуют против взаимодействия других стран друг с другом. В частности, именно в этом ключе в Вильнюсе заявили о сотрудничестве России с Белоруссией и Китаем. Так что отметим еще один постулат порядка, основанного на правилах: единственно верным является не принцип свободы выбора военных союзов, а принцип свободы выбора НАТО. Всё остальное противоречит " правилам " и подлежит противодействию», - заметил Константин Косачёв и добавил ещё один важный момент в контексте прошедшего саммита НАТО в Вильнюсе: «И до встречи в верхах, и во время нее много говорилось про гарантии безопасности Украине. Понятно, что НАТО не хочет входить в режим пятой статьи Вашингтонского договора, требующей всем вступаться за одного. Детально обсуждались различные варианты — набор двусторонних соглашений, вариант поддержки Соединенными Штатами Израиля и другие». Он напомнил, что «в декабре 2021 года Россия вышла на США и НАТО именно с предложением договориться о гарантиях безопасности. Если бы тогда лидеры Запада так же обстоятельно и предметно обсуждали эти предложения, уверен, никакой СВО никогда бы не понадобилось. Но невозможно обсуждать гарантии безопасности Украины, как и любого другого государства, без гарантий безопасности для всех и прежде всего для самой большой европейской страны, многократно становившейся объектом агрессии с Запада».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/12/pr...

культов не замещались после того, как стали вакантными. Под давлением властей перестало действовать управление католич. архиеп-ства во Львове, переведенное в 1946 г. по инициативе Львовского архиеп. Евгения Базяка вместе с семинарией и другими диоцезальными структурами в г. Любачув (Польша). После окончания второй мировой войны католич. приходы действовали не только в Литве, Латвии и Белоруссии, где было больше всего католиков, но и в других союзных республиках: в РСФСР (2 прихода - в Москве и Ленинграде), в Молдавии (в Кишинёве), на Украине (во Львове (2 прихода) и Львовской обл., в Закарпатской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Хмельницкой и Винницкой областях, в Житомире, Одессе), в Грузии (в Тбилиси). После завершения антирелиг. кампании 1958-1964 гг., в ходе которой были закрыты многие католич. храмы Галичины и Подолья, положение католиков несколько упрочилось, начали регистрироваться новые приходы; в 1969 г. зарегистрированы общины в Караганде и во Фрунзе (ныне Бишкек), в 1977 г.- в Душанбе, в 1982 г.- в г. Прохладном Кабардино-Балкарской АССР; известно также о нелегальных общинах в Сибири и Ср. Азии, а также на Зап. Украине. Юрисдикцию над католич. общинами на территории СССР (за исключением Литвы и Латвии, где имелись епископы) осуществляли архиепископы или апостольские администраторы, возглавлявшие Рижское или Вильнюсское католич. архиеп-ства. Для подготовки духовенства действовала семинария в Риге (др. католич. семинария, в Каунасе, готовила клириков только для Литвы; см.: Лиценбергер. 2001. С. 314). В 1969 г. в СССР насчитывалась почти 1 тыс. католич. священников, гл. обр. в зап. регионах страны. К кон. 80-х гг. XX в. в СССР было зарегистрировано ок. 1070 католич. приходов, из них 630 - в Литве и 179 - в Латвии (Там же. С. 318). В связи с новыми политическими реалиями существовавшая с XVIII в. структура М. к. а. была ликвидирована папой Римским Иоанном Павлом II (1978-2005). Вместо нее рядом папских документов от 13 апр. 1991 г. были созданы новые структуры Римско-католической Церкви: на территории РСФСР - 2 апостольские администратуры, подчиненные непосредственно Папскому престолу, с центрами в Москве (для европ.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

Встреча в Париже Социалисты, социал-демократы, либералы, и даже консерваторы, с которыми мне довелось дискутировать, признавали неопровержимую ценность марксистского определения коммунизма, как ассоциации, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Особенно мне запомнился один из тогдашних лидеров Республиканской партии Франции (правой) Ален Мадлен (Alain Madelin). С ним мне довелось встретиться в январе 1991 г. в Париже. Впоследствии Мадлен, до 2008 г. возглавлял партию Либеральной демократии Франции (La Democratie Liberale), а затем, разочаровавшись, ушел из политики. Мадлен с большим трудом согласился на встречу, в ходе которой сразу же заявил о неприятии коммунизма и коммунистов, соответственно, и меня, тогда 2-ого секретаря ЦК Компартии Литвы/КПСС. При этом он потрясал французской газетой, на первой странице которой было размещено фото советского танка, якобы наезжавшего на женщин у вильнюсской телебашни (впоследствии выяснилось, что так называемый наезд танка был постановочным, так как женщины, которых якобы переехал советский танк, передвигались на своих ногах и даже без палочек). Мадлен несколько сбавил воинственный пыл, когда я задал вопрос, а почему в газете отсутствует фото раздавленных женщин после переезда их танком. Ведь такое фото было бы более явным подтверждением « коммунистических зверств в Литве» . Он задумался. Затем я предложил Мадлену оценить вышеприведенную фразу об ассоциации, гарантирующей каждому свободное развитие. Он без колебаний заявил, что именно такой тезис Республиканская партия Франции и отстаивает. Тут я признался, что фраза взята из «Манифеста Коммунистической партии». Мадлен смутился, но быстро взял себя в руки, заметив, что умные люди, даже придерживаясь разных политических взглядов, могут отстаивать одни и те же идейные ценности. Так начался наш непростой разговор. Нацизм и коммунизм Утверждать, что нацизм и коммунизм - «сводные братья» можно лишь в случае полного незнания их сути. По поводу псевдосхожести нацистского и коммунистического режима ещё в 1939 г. высказался Иван Ильин, известный русский философ, эмигрант и антикоммунист. Он заявил, что: «...главное не абстрактная " схожесть друг с другом " , а взаимная непримиримость убеждений, конкуренция планов завоевания мира и, в особенности притязания Германии на так называемое " восточное пространство " , т. е. на территорию России...».

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/26/...

— И наконец, в финале его литовской эпопеи мы находим в его отношении к стране еще один, третий план. В 1948 г., переживя войну в Литве, будучи уже в царстве Сталина, он поехал в Москву, чтобы добиться подтверждения своих научных званий (ему удалось это сделать). В этой поездке его сопровождала одна из сотрудниц Вильнюсского Художественного музея, где он работал тогда, уже нами цитированная Б.Микенайте. Она рассказала мне: когда они были в Москве с Карсавиным, он сказал ей, что для него Россия и Литва — это его две страны, две родины. Вторая родина: в этих его словах, сказанных после двадцати лет жизни в Литве, мы можем по праву видеть итоговый и самый глубокий план в его многослойном отношении к стране. Этот экзистенциальный план выразил и закрепил выросшую между ними за все эти годы личностную, эмоциональную и духовную связь. Путь Крестный Дважды, в 1940-м и 1944-м году, Карсавин пережил в Литве вступление советских войск и установление власти большевиков. Перед каждым вступлением он имел возможность уехать, был убеждаем и понуждаем уехать — но оставался. Все пишущие о его биографии обсуждают эти его решения, ищут им объяснений. Отдал и я дань этому. Сейчас, однако, воздержимся от объяснений и только спросим снова по принципу Карсавина: Почему он хотел этого? Не притязая на полноту ответа, я укажу здесь всего два фактора. Первый — простой как апельсин: да он хотел быть в России, с Россией, хотел участвовать в ее истории, ее судьбе! Вот вам весь фактор, и это не слабый фактор, я уверяю. Другой фактор иного рода, и вовсе не лестный для философа: он не особенно понимал, что его ждет — не понимал природы того общества, которое его готовилось поглотить. Над ним довлела его собственная социальная философия — концепция социального устройства по модели симфонической личности. Она могла описать, что такое деспотический режим, жесткий режим, рабский режим, но она не давала никакого понимания того, что такое тоталитаризм и режим массового террора. И все, что я знаю о Карсавине и его философии, увы, заставляет меня считать, что у философа действительно не было понимания этих явлений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Участники курсов издавали ж. «Китеж-град» (1933-1934). В 20-30-х гг. XX в. публиковались духовная и богослужебная лит-ра, учебники, календари. ЦСС поддерживал тесные контакты с поморцами в Латвии и Эстонии. Связи со старообрядцами в Польше были затруднены из-за отсутствия дипломатических отношений между Л. и Польшей. В кон. 30-х гг. XX в. староверы Л. приняли участие в работе межгос. предсоборной комиссии по подготовке программы старообрядческого съезда балт. стран и Польши, одно из заседаний комиссии прошло в апр. 1939 г. в Каунасе. После присоединения Вильнюсского края к Л. (окт. 1939) Высший старообрядческий совет (ВСС) в Польше был упразднен, а один из его членов, Б. А. Пимонов, кооптирован в состав ЦСС в Л., наставник Ф. С. Кузнецов введен в состав духовного суда. С кон. 1939 г. ЦСС объединял ок. 65 старообрядческих общин в Л. После присоединения Л. к СССР в июне 1940 г. ЦСС прекратил существование, 21 авг. того же года были отменены «Временные правила, регулирующие отношения между старообрядческой организацией Литвы и правительством Литвы» (1923). Советская антирелиг. пропаганда переросла в репрессии. 15 июня 1941 г. председатель ЦСС И. А. Прозоров, др. бывш. члены совета и десятки верующих были арестованы и сосланы в Сибирь. Весной 1941 г. состоялось перемещение в советскую Л. из захваченного нацистами Сувалкского региона Польши ок. 9 тыс. староверов. Захватив Л., немецкие власти ввели жестокий оккупационный режим, жертвами к-рого было немало старообрядцев или лиц, происходивших из старообрядческих семей. 5 марта 1942 г. возобновил деятельность ЦСС в Литовской генеральной обл. во главе с Б. С. Леоновым. 19 июня 1942 г. было издано постановление о правовом положении религиозных орг-ций в Остланде. По решению совещания наставников и представителей староверческих общин 18 нояб. 1943 г. в Каунасе управление СПЦ было реорганизовано, был упразднен ЦСС, 28 янв. 1944 г. ему на смену пришел ВСС в Литовской генеральной обл. во главе с Пимоновым. 1944-1953 годы были трудными для СПЦ в Л.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Олег Матвейчев «Референдум был величайшей провокацией, – соглашается политолог и политический советник профессор Финансового университета при Правительстве РФ Олег МАТВЕЙЧЕВ. – А что нужно было делать, к тому времени показала уже площадь Тяньаньмэнь (Китай, кстати, тоже шёл к распаду в то время). Так нужно было действовать уже в Грузии и Литве. И затем уже можно было выработать идеологическое обоснование введения диктатуры: вскрыть пятую колонну, показать западное финансирование, начать мощную работу по реабилитации лучшего, что было в прошлом». Было ли это возможно при фактической заинтересованности высшего руководства страны в её развале? В развале всего восточно-европейского блока. Владислав Гросул «О предательстве Горбачёва говорится в воспоминаниях Тодора Живкова, Эриха Хонеккера, Фиделя Кастро, – напоминает доктор исторических наук, профессор Владислав ГРОСУЛ. – Есть свидетельства о фактическом изгнании Горбачёва из Китая после встречи с Дэн Сяопином. Наряду с ударом по армии (увольнение маршала Соколова и его единомышленников) Горбачёв изгонял из партии самых честных и работоспособных людей, пытавшихся противостоять тотальной антисоветской и русофобской пропаганде. Даже Москва была одурманена шестилетней пропагандой. Только 50% москвичей проголосовали за сохранение Союза. Тогда как Чечня дала 76%. Чечня! Даже Азербайджан и Казахстан с их несметными энергоресурсами и, казалось бы, экономической выгодой самостоятельности дали соответственно 93% и 94% за сохранение СССР». Александр Бобылёв «Но разве можно было предположить, что главные предатели сидят в Кремле?» – заметил герой Вильнюсского ОМОНа Александр Сергей Пантелеев «У меня, тогда ещё молодого человека, “срочника” Советской армии, создавалось ощущение, что сохранить Союз было невозможно, – признаётся политолог, историк директор Института Русского зарубежья Сергей ПАНТЕЛЕЕВ. – Настолько неизбежными казались процессы. Представляется, они стали закономерным продолжением подавления в СССР русского национального и православного начала (собственно, и обусловившего формирование тысячелетней страны) при одновременном взращивании национальных элит в республиках.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/20/mogla_...

Католическая сторона ратует за диалог с нашей Церковью в своих публичных заявлениях, но, к сожалению, практически действует в России так, как будто никогда никакого диалога не существовало. Для нас эта позиция означает фактический отказ Католической Церкви от использования диалога как инструмента решения конкретных проблем " , - делается вывод в письме. Также отмечается, что увеличение административных единиц Католической Церкви на территории России никак не связано с реальным количеством католиков на территории России: " данная новая структура создана " на вырост " , в надежде на значительное увеличение количества католиков, то есть на плоды миссионерской деятельности. Католическую же миссию в России мы однозначно рассматриваем как прозелитизм, ибо ведется она не среди диких племен, никогда не слышавших о Христе, а в стране с тысячелетней христианской культурой и крупнейшей Православной Церковью " . Также в письме приводится ряд исторических сведений, опровергающих тезисы католиков о древности католического присутствия в России, заявления о том, что официальным центром Могилевской митрополии, существовавшей в XVIII - начале XX веков, являлся якобы Санкт-Петербург и т.д. Также опровергаются ссылки католической стороны на существующие зарубежные епархии Русской Православной Церкви: " Мы ни одну страну не поделили на епархии, как это сделали католики с Россией. Например, в юрисдикции епископа Корсунского находятся русские православные приходы в нескольких странах - во Франции, Италии и Испании. Митрополит Вильнюсский и Литовский окормляет паству Русской Православной Церкви в Литве, а не занимается миссией среди литовского народа и не создает некоей параллельной Поместной Церкви с соответствующей разветвленной структурой. То же самое можно сказать про архиепископа Брюссельского и Бельгийского " . В ответ на неоднократные заявления Ватикана о якобы отсутствии у Русской Православной Церкви конкретных фактов католического прозелитизма к тексту письма прилагается копия справки по данному вопросу. В этом документе представлены факты деятельности католических церковных структур, духовенства и представителей монашеских орденов, которую однозначно можно квалифицировать как прозелитизм в отношении традиционно православного населения. Текст справки по прозелитизму приводится в отдельном сообщении на официальном сайте Русской Православной Церкви в сети Интернет. В документе делается вывод, что " отношение Римско-католической Церкви к России мало чем отличается от отношения различного рода сектантов, пытающихся " христианизировать " постсоветское пространство, стремясь создать здесь некий " религиозный рынок " , где религиозные организации действуют как конкуренты, борясь за " потребителя " " . Одновременно с этим на Западе, на территории исторической ответственности Римско-католической Церкви за пастырское окормление народа, большинство населения становится все более секулярным и атеистическим.

http://pravoslavie.ru/press/obzor05.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Красивый юбилей Елены Петровны Бахметьевой 05.12.2021 657 Время на чтение 13 минут Источник: Рарогъ Фото: Доктор гуманитарных наук Елена Петровна БАХМЕТЬЕВА Ничто так не унижает человека, как стремление возвыситься над другими! Ничто так не возвышает человека, как стремление познать ИСТИНУ! Ничто так не красит человека, как служение гуманной КРАСОТЕ! Ничто так не определяет человека, как его ЛЮБОВЬ к людям! Юбилей всегда является вехой в жизни человека, когда прожитое вспоминается и рассматривается через призму смыслов, составлявших идейные цели и реальные задачи по их реализации. В вильнюсском Доме национальных общин в четверг 2 декабря по случаю 90-летия чествовали доктора гуманитарных наук Елену Петровну БАХМЕТЬЕВУ. Здесь собрались друзья и коллеги по жизни, работе и творчеству, которые долгие годы были рядом с Еленой Петровной, проходя с ней этапы большого пути служения красоте, правде и справедливости. Собрались, чтобы вспомнить былое, ещё раз подчеркнуть достижения и указать направление пути дальнейшего следования по дороге жизни к заветной цели человеческой духовной красоты, ибо человек свободен только при движении к красоте и гармонии, поскольку красота спасёт мир, а гармония обеспечит его гуманную социальную стабильность. Елена Петровна, как и любой из нас людей, абсолютно несвободен по жизни в природе, ибо неумолимые законы природы не позволяют ни на шаг отступить от их исполнения – иначе смерть! Но и она, и все мы, кто служит высокому искусству каждый на своём поприще, имеем свободу выбора средств и методов, которые обеспечивают нам воплощение в жизнь наших чистых гуманных духовных нравственных идеалов. Понятие добра и зла, смысла жизни, чувство красоты и осознание объективной мировой гармонии сущего, где нет, и не может быть по существу никакого хаоса, поскольку наш человеческий ум не оставляет ему никакого места, - вот те критерии творчества, которые вели и ведут нашу юбиляршу по жизни, и благодаря которым она сподвигла на подвиг созидания духовной красоты не только себя, но и всех нас, кто окружает её всё время. Филолог по образованию, окончившая Вильнюсский университет, получившая высокое научное звание в Ленинг радском университете, Елена Петровна работала преподавателем в Высшей партшколе в Вильнюсе. Встретив в Ленинграде свою любовь, замечательного исполнителя романсов Валерия Агафонова, во второй половине 60-х годов она начала организовывать в Вильнюсе вечера русских романсов, собиравшие большое количество слушателей… Они поженились, есть дочка, а теперь и две близняшки внучки, фотографии которых из Москвы радуют бабушку.

http://ruskline.ru/opp/2021/12/05/krasiv...

Помимо этого в материалах того же дела 09-­2-­91 (т. 298, л. д. 64-66) фигурирует документально зафиксированный сотрудниками Департамента Государственной безопасности Литвы (ДГБ) радиоперехват переговоров советских военнослужащих. Вот цитата из этого документа: «...Я Гурзуф­-74, приём. Не понял, повторите, Гурзуф­-74, работаю внутри здания, работаю внутри здания. Из соседнего белого здания, с пятого этажа, в меня стреляют, я держусь... Нас обстреляли со стороны города, приём. Вы поняли, приём, Паркет, огонь одиночными выстрелами. Приём - одиночными, приём 38­-ой, да, люди укрыт...». Также известны многочисленные свидетели, под присягой подтвердившие факты стрельбы с крыш домов, находящихся рядом с телебашней. Их показания находятся в материалах уголовного дела 09-­2­-91, том 117, лл. 11, 12, 24, 40, 49, 81, 139; том 118, лл. 8, 81, 116, 172; том 131, лл. 11, 168. Однако эти свидетельства Вильнюсский окружной суд под нажимом Генпрокуратуры Литвы предпочел признать недостоверными. Особо следует сказать о группе «Альфа», бравшей телебашню под охрану и которую в Литве пытаются обвинить в массовых убийствах мирных граждан. Известно, что В. Ландсбергис, выступая 16 января 1991 г. на заседании ВС заявил, что внутри телебашни не было выявлено следов применения огнестрельного оружия (см. стенограмму 97-го заседания ВС Литвы). Тем не менее, пытаясь обосновать обвинения военнослужащих группы «А» в гибели людей, прокуроры приписали им убийство Игнаса Шимулёниса, одного из защитников телебашни. Якобы неизвестный офицер группы «Альфа» в ходе кратковременной атаки сумел нанести погибшему не только семь огнестрельных ранений, сделанных с разных сторон и с разной высоты (??), но и раздробить ему голову воронкообразным пламегасителем укороченного ствола автомата АКС-­74У. При этом прокуроры вновь не удосужились согласовать ранения, приписываемые ими Шимулёнису, с выводами литовских судмедэкспертов. А те установили, что погибшему было нанесено семь огнестрельных ранений: два - спереди, пять - сзади. Все ранения наносились с разных сторон и с разной высоты. Причем литовские судмедэксперты установили, что смерть Шимулёниса наступила не от огнестрельных ранений, а вследствие «перекатывания колёс транспортного средства».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010