Далее линия жизни Василия Виноградова, неоднократно подвергавшегося со стороны большевистских судов арестам и ссылкам, резко ломается и приобретает трагическую окраску. В начале 1921 г. он был арестован, осужден и отправлен отбывать срок в лагере под Архангельском, но в конце того же года освобожден. 3 февраля 1922 г. в Москве Патриарх св. Тихон рукоположил его во иерея с возложением золотого наперсного креста. В мае того же года его арестовали вместе с Патриархом св. Тихоном и заключили в одну из московских тюрем, а затем перевели во владимирскую тюрьму. В начале 1923 г. Василия Виноградова освободили из заключения, и он возвратился в Москву, где был возведен в сан протоиерея, награжден палицей и назначен настоятелем располагавшейся в Сущёве на Тихвинской улице церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери . В 1923-1924 гг. он возглавлял Московский епархиальный совет. В мае 1924 г. кандидатуру отца Василия включили в состав Высшего церковного совета, а через четыре года его награждали митрой. В 1930 г. отца Василия вновь арестовали, и в течение следующих семи лет он отбывал срок заключения в лагерях на Колыме, в Красновишерске, Архангельске, Перми и Владимире. После освобождения, в 1935-1942 гг., отец Василий служил в храмах Московской и Калужской областей. В 1938 г. его наградили правом служения литургии при открытых царских вратах до " Отче наш " . В конце 30-х гг. он служил настоятелем Иоанновской церкви в селе Фёдоровском (Угодско-Заводской район Калужской области).  С осени первого года Второй мировой войны отец Василий находился в оккупированной войсками неприятеля территории. Весной 1942 г. ему удалось бежать в Литву, где он становится наместником Вильнюсского в честь сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря, a через год его возводят в сан протопресвитера. С той поры и до начала 1944 г. отец Василий выполнял функции ректора пастырско-богословских курсов и преподавал в духовной семинарии Вильнюса. В 1944 г. он принял решение эмигрировать в Австрию и перейти в юрисдикцию РПЦЗ. В том же 1944 г. его назначали настоятелем собора святителя Николая Чудотворца в Вене, который после начала войны находился в подчинении Внешнеполитического ведомства Третьего рейха, а в мае 1943 г. был передан во временное пользование общине РПЦЗ во главе с полковником в отставке Георгом фон Генюком. После прихода в Вену советских войск в мае 1945 г. собор перешёл в ведение Московского Патриархата, а отец Василий в том же году появился в Германии.

http://bogoslov.ru/article/3621207

В мае 1797 г. В. м. был возведен во 2-й класс с сохранением за ним приписных Сурдегского, Кронского и Евейского мон-рей; по штату, в обители жили иеромонах и 2 диакона. Из казны на содержание В. м. ежегодно выделялись 2,5 тыс. р. В том же году Синод предписал Минскому архиеп. Иову (Потёмкину) подготовить план окончательного восстановления Свято-Духовского храма. В ответ архиеп. Иов сообщал, что в Вильне мало жителей правосл. вероисповедания; поскольку в городе нет приходских церквей, а в монастырском храме нельзя совершать требы, архиеп. Иов предложил упразднить мон-рь и Свято-Духовский храм обратить в городской собор. Однако указом 11 окт. 1806 г. Синод, «учитывая древность и знаменитость оного монастыря и непоколебимое пребывание обитающих в нем в Православии», не одобрил намерение архиерея. Имп. Александр I Павлович распорядился выделить мон-рю дополнительные средства, и к нач. 1812 г. Свято-Духовский храм был достроен. В ходе Отечественной войны 1812 г. в разоренной и оскверненной церкви жили франц. солдаты. После изгнания захватчиков храм был отремонтирован на средства виленского купца А. Слуцкого. В 1814 г. в пещерном склепе Свято-Духовского храма были обретены мощи мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, в 1826 г. мощи были освидетельствованы и положены в храме для поклонения, в 1852 г. помещены в новую раку. В 1833 г. В. м. был отнесен к 1-му классу, его священноархимандритами стали Виленские архиереи. Ежегодно мон-рь получал из казны 4176 р., на ремонтно-строительные работы в 1833 г. было выделено 15812 р. В 1836-1837 гг. архит. А. Порто перестроил Свято-Духовский храм: были открыты своды, надстроен купол, положен деревянный пол; в 1840 г. отреставрировали каменный иконостас, были установлены новые царские врата. В сер. 40-х гг. XIX в. на средства виленского генерал-губернатора возвели св. врата. 4 июня 1845 г. Литовский архиеп. Иосиф (Семашко) освятил престол обновленного Свято-Духовского храма, 2 июля ректор Литовской ДС архим. Евсевий (Ильинский) освятил придел во имя равноапостольных Константина и Елены; придел во имя ап.

http://pravenc.ru/text/158674.html

Иоанна Богослова служил ризницей. 14 апр. 1851 г. нижняя пещерная церковь Духовского собора была освящена во имя Виленских мучеников. По эскизам архиеп. Иосифа акад. И. Т. Хруцкий выполнил иконостас пещерной церкви. Святые ворота мон-ря. Фотография. 2003 г. Святые ворота мон-ря. Фотография. 2003 г. К нач. 1839 г. в В. м. жили 5 насельников. Архим. Платон (Городецкий), ставший в этом году настоятелем обители, перевел из костромских мон-рей в В. м. 3 иеромонахов, 4 иеродиаконов и 4 послушников. Указом Синода 2 янв. 1886 г. было учреждено отд-ние В. м.- Борунский муж. мон-рь Ошмянского у. В 1897 г. отмечался 300-летний юбилей В. м., 14 апр. состоялся крестный ход из всех храмов Вильны в мон-рь. При архиеп. Виленском и Литовском Ювеналии (Половцеве), ревностно заботившемся о монашеской жизни в епархии, число насельников В. м. возросло: к 1 янв. 1904 г. в штате обители состояли архимандрит-наместник, 9 иеромонахов, 3 иеродиакона, 5 монахов и 34 послушника. В 1913 г. в В. м. была открыта гостиница, на устройство к-рой Виленский архиеп. св. Тихон (Белавин) пожертвовал 2 тыс. р. 14 апр., в день памяти Виленских мучеников, число паломников, приезжавших в обитель, превышало 6 тыс. чел. После начала первой мировой войны духовенство В. м. несло дежурства на вокзале, перевязочных пунктах и в пунктах раздачи продовольствия, вместе с приходскими священниками окормляло 22 действовавших в городе лазарета. 25 сент. 1914 г. по пути на фронт В. м. посетил имп. св. Николай II Александрович , к-рому свт. Тихон и братия мон-ря преподнесли икону Виленских мучеников. В авг. 1915 г. указом Синода вместе с большинством правосл. населения Вильны в глубь России были эвакуированы также насельники В. м. По благословению свт. Тихона в мон-ре остались иеромонахи Савватий, Макарий и иеродиак. Никодим, хранившие обитель после прихода в город нем. оккупантов в 1-й пол. сент. 1915 г. 31 марта следующего года иером. Макарий был арестован, сослан в лагерь рус. военнопленных в Нойхаммер (Силезия), вскоре освобожден, но не смог вернуться в В.

http://pravenc.ru/text/158674.html

В. Ландсбергис-Жямкальнис). Православное храмостроительство XVIII-XXI вв. Церковь вмц. Параскевы Пятницы в Вильнюсе. Фотография. 2015 г. Церковь вмц. Параскевы Пятницы в Вильнюсе. Фотография. 2015 г. Правосл. диаспора в Вильно в XVII в. была обширной и состоятельной: «...на церковных землях 14 виленских церквей в 1672 г. насчитывалось 64 дома и 6 плацов с оградами» ( Виноградов. 1904. С. 16). Древнейшие правосл. храмы на территории столицы Л. и главного города Виленской и Литовской епархии РПЦ существуют в основном в формах XIX в. Наиболее старое здание - собор виленского Свято-Духова мон-ря (см. ст. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мужской монастырь ). Дата его постройки - 1597 г., монастырь основан строителями - членами Виленского православного Свято-Духовского братства при Свято-Троицком соборе. После швед. разорения собор был восстановлен в 1708 г., после пожаров возобновлен в 1749-1751 гг. под рук. архит. Глаубица в формах барокко. Очевидно, был сохранен план храма в виде крестово-купольной базилики с повышенными рукавами креста и с 2 башнями на зап. фасаде. К архитектуре петровского барокко близки почти квадратные окна в рамочных наличниках на фасадах в рукавах креста и в уровне клеристория (2-го яруса света), пилястры и пилястровые портики с нечетным числом осей в декорации стен. В убранстве интерьера господствуют декоративные мотивы рококо - лепнина арок над проходами в боковые нефы является рамой для живописных изображений на сюжеты НЗ. Высокий резной иконостас, спроектированный тем же зодчим, а также яркое освещение интерьера роднят внутренний вид собора с интерьерами рус. храмов эпохи барокко (1-я пол. XVIII в.), прежде всего с Петропавловским собором в С.-Петербурге (архит. Д. Трезини). В 1850 г. митр. Виленским Иосифом (Семашко) был построен новый вход в склеп к мощам Виленских мучеников, тогда же был установлен образ (сохр.) работы московского проф. живописи Ребуса. В ходе реконструкции 1873 г. были удалены нек-рые барочные элементы внешней декорации (волюты и фронтон на зап.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

В межвоенный период римско-католич. духовенство выступало против организации в Лидском повете приходов «византийско-славянского обряда», или неоунии , создававшихся на западнобелорус. землях с 1925 г. Считалось, что новообразованные монашеские конгрегации, специализировавшиеся на «миссии среди восточного обряда», будут обращать православных непосредственно в лат. обряд. Такой «миссией» занимались не только монашествующие, но и нек-рые приходские священники края. В советский период большинство католич. церквей в крае было закрыто. Тем не менее весь советский период продолжал существовать Лидский деканат, насчитывавший в 50-60-х гг. XX в. 21 приход (более 50 тыс. верующих), что составляло почти треть всех зарегистрированных римско-католических общин в Гродненской обл. В 1991 г. был основан Гродненский диоцез, находящийся в подчинении Минско-Могилёвской митрополии. В дек. 2007 г. для приходов северной части Гродненской обл. было создано генеральное викариатство с центром в Лиде, учрежден Лидский пастырский округ. В настоящее время на территории правосл. Л. и С. е. существуют следующие деканаты Гродненского диоцеза: Лидский (14 приходов), Островецкий (13 приходов), Ивьенский (10 приходов), Сморгонский (9 приходов), Ошмянский (8 приходов). В 2009 г. был возобновлен 1-й в регионе с послевоенного времени монастырь францисканцев в дер. Гольшаны Ошмянского р-на. Особым почитанием у католиков края пользуются чудотворные иконы Богоматери в с. Боруны Ошмянского р-на (в Петропавловском костеле) и в дер. Гудогай Островецкого р-на (в Благовещенском костеле). Мон-ри Действующий: Богушевский Введенский ставропигиальный (женский, в дер. Богуши Сморгонского р-на, основан в 2000). Упраздненные: Голдовский (Олдовский) Рождество-Богородичный (мужской, в с. Голдово (ныне Лидского р-на), известен с 1543, в 1650 приписан к виленскому Свято-Духову мон-рю (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь ), не позднее 1722 захвачен униатами, упразднен к 1839); Гольшанский Троицкий (мужской, в мест. Гольшаны (ныне деревня в Ошмянском р-не), известен с 1556, упразднен униатами в XVII в.); Борунский Покровский (мужской, в мест. Боруны (ныне деревня в Ошмянском р-не), основан в 1692 как униатский, в 1833 преобразован в православный, в 1874 упразднен, в 1886 г. возрожден как скит виленского Свято-Духова монастыря, в 1919 захвачен римо-католиками); Сутковский (Сутьковский) Преображенский (мужской, ныне дер. Сутьково Сморгонского р-на, основан в 1731, вскоре перешел в унию, упразднен к 1839).

http://pravenc.ru/text/2110493.html

Елевферий (Богоявленский), архиеп. Литовский и Виленский. Фотография. 20-е гг. XX в. (ЦАК МДА) Елевферий (Богоявленский), архиеп. Литовский и Виленский. Фотография. 20-е гг. XX в. (ЦАК МДА) В нояб. 1918 г., с окончанием первой мировой войны, Е. смог переехать в Вильно (Вильнюс), пребывал в вильнюсском в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужском монастыре . Приступил к восстановлению в епархии церковной жизни. Был организован Литовский епархиальный совет под председательством Е., периодически проводились епархиальные собрания. Поскольку власти Литовской республики, контролирующие сев.-вост. часть епархии, первоначально отказались признать Е. главой православных Литвы, он осуществлял управление литов. приходами через своего представителя. Позднее в Литовской республике было учреждено Ковенское правосл. духовное правление. В связи с тем что с апр. 1919 г. Вильно был занят польск. войсками (за исключением периода с июля по окт. 1920), Е. оказался вовлечен в процесс устроения высшего церковного управления Православной Церкви в Польше. 24 мая 1920 г. Е. присутствовал на состоявшихся в Вильно переговорах управляющего Гродненской епархией Белостокского еп. Владимира (Тихоницкого) с представителями Мин-ва исповеданий и Отд-ния по национальностям и вероисповеданий Генерального комиссариата Восточных земель Польши. В результате переговоров было достигнуто соглашение, согласно к-рому Польское гос-во признавало за еп. Владимиром временные права на церковное управление правосл. приходами на территории Польши. Е. твердо поддерживал позицию еп. Владимира по сохранению канонических связей с Московской Патриархией. Это противоречило намерениям польск. властей поставить правосл. епархии под свой контроль, отделить их от Русской Церкви. 17 апр. 1921 г. еп. Владимир и Е. по поручению Патриарха Тихона хиротонисали в виленском Свято-Духовом мон-ре во епископа Бельского Сергия (Королёва) , назначенного временным управляющим Холмской епархией. Хиротония не была согласована с польск. властями, и они отказались признать нового архиерея, разорвали контакты с еп. Владимиром.

http://pravenc.ru/text/189717.html

Еп. Ювеналий способствовал упорядочиванию работы и улучшению материального положения преподавателей и воспитанников учебных заведений духовного ведомства. В частности, в 1869-1870 гг. он возглавлял Особый комитет по проверке составов и журнальных постановлений Рязанских училищных съездов. 16 авг. 1871 г. еп. Ювеналий был перемещен на Архангельскую кафедру, после чего М. в. более года не замещалось. 18 янв. 1873 г. Михайловским епископом был назначен смотритель Рязанского ДУ архим. Василий (Левитов) , 11 февр. была совершена его архиерейская хиротония. 11 дек. 1877 г. состоялось открытие епархиального братства свт. Василия Рязанского; согласно Уставу братства, председателем его Совета являлся Михайловский архиерей. 11 янв. 1880 г. еп. Василий был переведен на Тобольскую кафедру. 8 сент. 1880 г. Михайловским епископом был назначен ректор Калужской ДС архим. Авраамий (Летницкий ; хиротонисан 2 нояб. 1880). Его недолгое пребывание во главе М. в. совпало с присутствием Рязанского архиеп. Палладия (Раева ; впосл. митрополит) в Синоде. Приезды последнего в Рязань были кратковременными, и большую часть этого периода еп. Авраамий временно управлял епархией. 27 июня 1881 г. он был назначен епископом Брестским, викарием Литовской епархии (см. Брестское викариатство ), а на его место определен ректор Литовской ДС и настоятель виленского Свято-Духова мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ) архим. Августин (Гуляницкий ; хиротонисан 23 авг.). 16 окт. 1882 г. он был назначен епископом Аккерманским, викарием Кишинёвской епархии (см. Аккерманское викариатство ). После этого вик-ство не замещалось до 27 янв. 1885 г., когда во епископа Михайловского был хиротонисан бывш. ректор Костромской ДС архим. свт. Иустин (Полянский) . Имп. указом от 12-27 февр. того же года был образован Рязанский епархиальный училищный совет, председателями к-рого состояли Михайловские архиереи. Еп. Иустин проводил работы по благоустройству Преображенского мон-ря: устроил хозяйственные службы, колодец, разбил палисадник.

http://pravenc.ru/text/2563816.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Черемисов Иван Иванович; род. 17.11.1939, ст. Терновка Воронежской обл.), митр. Орловский и Болховский. В 1946 г. вместе с родителями переехал в Вильнюс, окончил среднюю школу и муз. техникум. Служил алтарником, пел на клиросе в вильнюсском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ре . В 1957 г. поступил в Минскую ДС, в 1965-1968 гг. учился в МДС, затем в МДА, к-рую окончил в 1972 г. со степенью канд. богословия за соч. по кафедре Свящ. Писания НЗ «Профессор Н. Н. Глубоковский и его труд «Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу»». В 1972 г. поступил в аспирантуру при МДА, работал в ОВЦС, в 1972-1975 гг. стажировался в Экуменическом ин-те Боссэ (Швейцария). В годы учебы нес послушание личного секретаря митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) . 7 апр. 1971 г. в Покровском храме МДА еп. Дмитровским Филаретом (Вахромеевым) пострижен в монашество, 14 апр. рукоположен во иеродиакона, а 4 нояб. 1972 г.- во иеромонаха. В 1975-1982 гг. служил настоятелем и благочинным храмов Вильнюса, с 1982 по янв. 1985 г.- заместителем настоятеля Патриаршего подворья в Токио. 8 апр. 1979 г. еп. Виленским Викторином (Беляевым) возведен в сан игумена, а 24 марта 1987 г. митр. Херсонским Сергием (Петровым) - в сан архимандрита. С нояб. 1986 по апр. 1989 г. А. служил благочинным Данилова московского мон-ря . Антоний (Черемисов), еп. Красноярский Антоний (Черемисов), еп. Красноярский 22 апр. 1989 г. в Даниловом мон-ре А. был хиротонисан во епископа Виленского и Литовского. 25 янв. 1990 г. переведен на восстановленную Тобольскую кафедру, а 20 июля того же года - на Красноярскую кафедру. С 19 февр. 1999 г. архиепископ. С 17 июля по 29 дек. 1999 г. временно управлял также Абаканско-Кызылской епархией. В дек. 1999 г. Красноярскую епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , высоко оценивший труды А. по укреплению Православия в Сибири. Святейший Патриарх наградил А. орденом св. кн. Даниила Московского 2-й степени. А. награжден др. церковными и светскими наградами, является почетным гражданином Красноярска.

http://pravenc.ru/text/116028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 12.03.1750, с. Красиловка Козелецкого у. Черниговской губ.- 18 (по др. источникам, 23). 07.1820, Новгород-Северский), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский. Род. в крестьянской семье. Образование получил в Переяславской ДС и КДА. По окончании академии определен учителем грамматики и риторики в Переяславскую ДС. В 1776 г. принял монашеский постриг, через год был рукоположен во иеромонаха и назначен префектом семинарии. В 1779 г. уволен по болезни, 2 года жил в переяславском Михайловском Ефремовом мон-ре (в Полтавской губ.). В 1780 г. в сане игумена управлял заштатным Мошногорским Вознесенским мон-рем (в Черкасском у. Киевской губ.), в 1781 г.- переяславским Михайловским, через 2 года был назначен настоятелем. С 1783 г. преподавал богословие в Переяславской ДС, в 1785 г. стал ее ректором. В том же году в связи с упразднением Переяславской епархии и семинарии переведен ректором в Новгород-Северскую ДС и настоятелем Макошинского Николаевского мон-ря (в Сосницком у. Черниговской губ.) с присутствием в консистории. После учреждения в Польше православной епископской кафедры, подчиненной Святейшему Синоду (27 июля 1785), В. указами Синода от 30 нояб. 1786 г. и 31 янв. 1787 г. был назначен «старшим виленских монастырей» и игуменом Виленского (см. вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов ) и минского Петропавловского монастырей. В 1789 г., после ареста Переяславского и Бориспольского еп. Виктора (Садковского) , обвиненного польск. властями в нелояльности, В. отказался дать присягу «королю и Речи Посполитой» и, боясь преследования, бежал в Россию, в Могилёв, откуда 14 мая 1790 г. его вызвали в С.-Петербург. 22 авг. 1791 г. В. был возведен в сан архимандрита с назначением в Вяжищский новгородский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь, затем переведен в Кириллов Белый Новоезерский монастырь, с 1792 г. являлся префектом Новгородской ДС. 26 мая 1794 г. направлен Синодом к Минскому еп. Виктору (Садковскому) для помощи «ему в обращении тамошних униатов в Православие». 19 окт. 1794 г. В. назначили первенствующим членом Минской консистории с управлением Спасо-Преображенским монастырем в мест. Дятловичи Пинского у. Минской губ.

http://pravenc.ru/text/154215.html

Не позднее осени 1649 г. И. стал настоятелем монастыря Св. Духа в Вильно (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь ) и «старшим» Виленского братства. В 1653 г. был одним из 4 предложенных королю кандидатов на Мстиславско-Могилёвскую кафедру. Несмотря на то что король никого из них не утвердил, в 1655 г. И. упоминался как «номинант Могилёвской епархии» (такой титул И. приведен в жалобе, которую подал на него настоятель униатского виленского во имя Святой Троицы монастыря Николай Коленда в связи с бегством в Свято-Духов монастырь воспитанника униатов Афанасия Пироцкого). С 1654 г. И. упоминается как архимандрит Лещинского Успенского мон-ря в Пинском повете. В 1-й пол. XVII в. Лещинская обитель находилась в руках униатов, появление в ней православного архимандрита было результатом восстания под рук. Б. М. Хмельницкого . Примечательно, что после перехода обители в Православие униаты продолжали претендовать на нее, о чем свидетельствует тот факт, что Габриель (Гавриил) Коленда, коадъютор униат. митр. Антония Селявы , в 1651 и 1655 гг. имел титул «архимандрит лещинский». В 1656 г., после смерти брата, И. вступил в спор из-за имущества с его вдовой и ее родственники совершили нападение на Лещинский мон-рь. Хмельницкий жаловался на это царю. Очевидно, у лещинского архимандрита были связи с окружением гетмана. Об этом говорит и тот факт, что литов. магнат Б. Радзивилл для установления контактов с Хмельницким и И. Е. Выговским искал посредничества И. Настоятельница пинского униат. мон-ря Евфросиния выражала недовольство в связи с тем, что И. поминал за богослужением только Хмельницкого и позволял униат. священникам служить в Пинске лишь при условии перехода в Православие (MUH. 1966. Vol. 3. P. 146-149). Летом 1657 г., когда войска Хмельницкого заняли Пинский повет, И. активно содействовал переходу в Православие местных униат. священников. В 1659-1661 гг. у И. с Б. Радзивиллом был судебный процесс по поводу незаконного присвоения средств, завещанных Марией, вдовой гетмана Я. Радзивилла, заблудовскому Успенскому и виленскому Свято-Духову мон-рям; последним в то время управлял И., в 1659-1660 гг. имевший титул «архимандрит лещинский и старший виленского Свято-Духова монастыря». В марте 1661 г. суд вынес благоприятное для И. решение, к-рое впосл. неск. раз пересматривалось.

http://pravenc.ru/text/578527.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010