Мн. насельники В. м. занимали архиерейские кафедры Западнорусской митрополии . В 1620 г. Иерусалимский Патриарх Феофан IV восстановил правосл. западнорус. иерархию. Настоятель В. м. архим. Леонтий (Карпович) был избран епископом Владимирским и Брестским. Архим. Леонтий скончался, не успев получить хиротонии, во архиепископа Полоцкого в том же году был хиротонисан др. насельник В. м.- Мелетий (Смотрицкий), ставший после своего возвращения в Вильно настоятелем мон-ря. В 1623-1633 гг. во главе В. м. стоял архим. Иосиф (Бобрикович; с 1633 еп. Мстиславский), к-рый добился от светских властей разрешения на строительство в обители каменной церкви. 18 марта 1633 г. вступивший на престол кор. Владислав IV Ваза пожаловал В. м. грамоту на постройку храма «по подобию других церквей и костелов, а не в виде крепости». Грамотой также подтверждался статус мон-ря при Свято-Духовском храме как общежительного по чину свт. Василия Великого; к обители приписывались 17 муж. и 2 жен. мон-ря. Братии разрешалось получать пожертвования, беспрепятственно распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, а судебные дела рассматривать в суде высшей инстанции - в главном трибунале. В 1634 г. в В. м. был построен каменный храм Сошествия Св. Духа на апостолов с приделами во имя равноапостольных Константина и Елены и ап. Иоанна Богослова. При В. м. продолжало существовать уч-ще, конгрегации правосл. студентов и учеников монастырского уч-ща принадлежал Константино-Еленинский придел Свято-Духовского храма. После поставления Иосифа (Бобриковича) на Мстиславскую кафедру настоятелями В. м. являлись Митрофан (Дементьянович; упом. в 1635), затем Самуил (Шитик-Залесский; упом. в 1637), происходивший из местной шляхты. Вместе со званием настоятеля («старшего») мон-ря Самуил носил также титул «наместника митрополии в Великом княжестве Литовском», т. е. ему подчинялось все правосл. духовенство митрополичьей епархии. В нояб. 1637 г. игумен В. м. Леонтий (Шитик-Залесский) ездил в Москву и получил от царя Михаила Феодоровича 200 р. в качестве пожертвования на обитель. В 1655 г., после взятия Вильно рус. войсками, были обретены и перенесены в В. м. мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия , святыню поместили в пещерном склепе Свято-Духовской ц. В 1661 г. город вновь перешел к Речи Посполитой. В 1676 г. сейм запретил всем ставропигиальным мон-рям на территории Польского гос-ва обращаться по вопросам веры к К-польскому Патриарху и в спорных случаях предписал обращаться к гражданским судам.

http://pravenc.ru/text/158674.html

Находясь в России, И. поддерживал контакты с соотечественниками по др. сторону границы, многие из к-рых переезжали на службу к архиерею в Суздаль. Уже в окт. 1625 г. в Путивль прибыли направлявшиеся к И. старцы Дерманского мон-ря. 21 нояб. к И. приехали его постриженики - священник и 2 диакона из Киево-Печерского мон-ря «с приказом» от матери архиерея Домникии, игум. жен. Печерского мон-ря в Киеве (возможно, речь идет о мачехе И. Галке Стужинской). Посланцы от Домникии приезжали в Путивль также в февр. и в июле 1626 г. В 1628 г. старцы Свято-Духова монастыря в Вильно (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь ), прибывшие просить о помощи Виленскому братству, везли с собой рекомендательные грамоты к царю, патриарху и И. В авг. 1628 г. в Путивль приехал строитель Преображенского мон-ря в Четвертне Илия с письмом к И. от Павла Курцевича и с сообщением о желании кн. Григория Святополк-Четвертинского уехать в Россию. В окт. того же года царь предложил пригласить кн. Святополк-Четвертинского. В нояб. И. написал князю послание, наполненное воспоминаниями о прежней жизни и похвалами жизни в России. Вместе с грамотой И. отправил письма Павлу Курцевичу и матери. В марте 1630 г. Андрей привез в Путивль от митр. Иова (Борецкого) среди др. документов грамоту к И. В марте 1631 г. И. писал митр. Иову, что царь пожаловал выехавших в Россию сына и племянника митрополита и обещал взять их под свою опеку. 31 дек. 1632 г. новый Киевский митр. Исаия (Копинский) обратился к И. с просьбой ходатайствовать о нем перед царем. И. присутствовал в янв. 1634 г. на Соборе о мобилизации людей и средств на продолжение войны с Речью Посполитой. Однако вскоре после Собора, 21 марта 1634 г., царь Михаил Феодорович издал указ, в котором предписывалось: «Иосифа, архиепископа Суздальского, за его бесчинство, что он живет не по святительскому чину, делает многие непристойные дела, сослать в Сийский монастырь... А быти архиепископу в Сийском монастыре во властелинском чину с панагиею, а в церковь бы есте архиепископа до нашего указу пущать не велели. А велели ему быти в келье без выходу... А того б есте велели беречь накрепко, чтоб архиепископ из монастыря не ушел, и бумаги и чернил в келью ему не давали, и ни каким сторонним людям к нему приходити не велети» (ААЭ. Т. 3. 249. С. 380, 381). По-видимому, власти смогли применить к И. меры наказания после кончины его покровителя патриарха Филарета († 1 окт. 1633). Грамотой нового патриарха Московского и всея Руси Иоасафа I от 14 сент. 1634 г. предписывалось перевести И. из Антониева Сийского монастыря в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , сняв с него «святительский сан и панагию» и одев в «черническое платье» (РИБ. 1875. Т. 2. С. 551-555). С 1640 г. И. жил в казанском Зилантовом в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , где и скончался. Погребен в соборе Зилантова мон-ря на левой стороне (могила не сохр.).

http://pravenc.ru/text/578515.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ (Бондарь Леонид Фаддеевич; 24.04.1913, мест. Меречь (ныне г. Мяркине, Литва) - 24.01. 1999, Оренбург), митр. Оренбургский и Бузулукский. Род. в семье псаломщика (впосл. протоиерея). В мае 1935 г. окончил Виленскую ДС, в 1939 г.- правосл. богословский фак-т Варшавского ун-та. Получил степень магистра богословия. В 1940 г. поступил послушником в вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь , где прислуживал на клиросе до 1942 г. 25 дек. 1943 г. в Минске Могилёвским и Мстиславским архиеп. Филофеем (Нерко) пострижен в монашество с именем в честь свт. Леонтия Ростовского. На следующий день рукоположен архиеп. Филофеем во диакона, 2 янв. 1944 г.- во иерея. Служил священником в Минске и в дер. Холхло Вилейской, позднее Молодечненской обл., где проживала семья его родителей. В 1946 г. назначен ректором богословско-пастырских курсов, открытых при Жировицком в честь Успения Пресв. Богородицы монастыре , был возведен в сан игумена. В 1947 г., после преобразования курсов в Минскую ДС, временно исполнял обязанности ректора семинарии. В июле того же года назначен священником храма в дер. Холхло, затем - в дер. Ястрембель Брестской обл., где настоятелем был его отец. С нояб. 1949 г. инспектор Минской ДС. Одновременно с инспекторской деятельностью преподавал в семинарии Свящ. Писание ВЗ, составил по этому предмету пособия для всех классов. В июле 1953 г. назначен наместником Жировицкого мон-ря, возведен в сан архимандрита. 10 авг. 1956 г. хиротонисан во епископа Бобруйского. Хиротонию в минском кафедральном Свято-Духовом соборе возглавил Минский и Белорусский митр. Питирим (Свиридов) . Стал викарием Минской епархии. 19 сент. 1960 г. в связи с переходом митр. Питирима на Ленинградскую кафедру назначен временно управляющим Минской епархией (до 16 марта 1961). 5 мая 1961 г. назначен епископом Новосибирским и Барнаульским. Во время архиерейского служения в Сибири пытался противостоять антицерковной кампании, развязанной в годы правления Н.

http://pravenc.ru/text/2463513.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Пологрудов Сергей Геннадьевич; род. 25.03.1956, Иркутск), митр. Аргентинский и Южноамериканский. В 1978 г. окончил физический фак-т Иркутского гос. ун-та. В 1978-1980 гг. служил в армии в Прибалтийском военном округе в звании лейтенанта. В 1980-1983 гг. работал инженером электронно-вычислительного центра Восточно-Сибирского энергетического ин-та (Иркутск), в 1983-1990 гг. был зав. лабораторией медицинской кибернетики в Восточно-Сибирском филиале Всесоюзного научного центра хирургии. Игнатий (Пологрудов), архиеп. Петропавловский и Камчатский. Фотография. 2009 г. Игнатий (Пологрудов), архиеп. Петропавловский и Камчатский. Фотография. 2009 г. В 1988 г. под влиянием Иркутского и Читинского архиеп. Хризостома (Мартишкина ; ныне митрополит Виленский и Литовский) принял крещение. В 1990 г., после назначения архиеп. Хризостома на Виленскую кафедру, С. Г. Пологрудов переехал в Литву. 22 марта 1990 г. поступил послушником в вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь . 27 сент. 1990 г. рукоположен архиеп. Хризостомом во диакона. Был попечителем, а затем и духовником школы-интерната в Вильнюсе. В 1991-1993 гг. заочно окончил Московскую ДС. 13 апр. 1992 г. пострижен в монашество с именем Игнатий в честь свт. Игнатия (Брянчанинова) . 10 мая 1992 г. рукоположен во иерея. В окт. 1992 г. назначен благочинным вильнюсского Свято-Духова мон-ря. 2 нояб. 1997 г. возведен в сан игумена. 1 марта 1998 г. И. возведен в сан архимандрита Патриархом Алексием II в Успенском соборе Московского Кремля. 26 фев. 1998 г. определен, 29 марта хиротонисан во епископа Петропавловского и Камчатского. Хиротонию возглавил Патриарх Алексий II в Богоявления соборе в Елохове . При И. в епархии были открыты Казанской иконы Божией Матери женский монастырь (20 апр. 2005), петропавловский во имя великомученика Пантелеимона мужской монастырь (26 дек. 2006). К 2009 г. в епархии насчитывалось 42 прихода и общины, 2 мон-ря и скит. Действуют епархиальный миссионерский отдел, отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и силовыми структурами (с 2003), Православный апологетический центр, Музей истории Православия на Камчатке и в Русской Америке. Были приняты меры по укреплению социального служения Церкви: в епархии открыты единственный в Петропавловске-Камчатском реабилитационный центр для бездомных и бывших в заключении в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (1996), правосл. сестричество во имя вел. кнг. прмц. Елисаветы и инокини Варвары (2006), Камчатское об-во правосл. врачей во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого) (2006), Центр психологической помощи пострадавшим от оккультизма, тоталитарных сект и наркозависимым во имя Новомучеников и исповедников Российских. В епархии работает филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та (ПСТГУ), воскресные школы, Православный военно-патриотический клуб «Русские витязи».

http://pravenc.ru/text/293467.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн (Лавриненко), архиеп. Молотовский. Фотография. Сер. ХХ в. (Лавриненко Виктор Филиппович; 24.03.1899, Екатеринодар, ныне Краснодар - 12.10.1985, Херсон, Украина), архиеп. Костромской и Галичский. Из семьи священника. После учебы в Екатеринодарском ДУ поступил в Ставропольскую ДС, к-рую окончил в 1919 г. по 1-му разряду. В том же году стал юнкером Константиновского военного уч-ща, находившегося в то время в Екатеринодаре, а затем переведенного в Крым. В нояб. 1920 г. вместе с училищем был эвакуирован из Крыма в Болгарию. В кон. того же года на Андреевском Афонском подворье в Стамбуле пострижен Севастопольским еп. Вениамином (Федченковым ; впосл. митрополит) в монашество с именем Иоанн в честь св. Иоанна Крестителя, 26 июня 1921 г. рукоположен во диакона, 31 июля - во иерея. С нояб. 1921 г. пребывал в серб. мон-рях во имя св. Димитрия в Велесе и во имя Пресв. Богородицы в Кичево. В окт. 1922 г. по приглашению священноначалия Православной Церкви в Польше (с 1925 неканоническим путем провозглашена Польской автокефальной Православной Церковью ) прибыл в Вильно (Вильнюс, до 1939 в составе Польши), был определен в число братии вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря , назначен столоначальником Виленской духовной консистории. В апр. 1923 г. переведен в Волынскую епархию, назначен членом Волынской духовной консистории, был преподавателем Волынского лицея в г. Кременце. В 1924-1925 гг. служил наместником дерманского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Был законоучителем Дерманского ДУ, временно исполнял обязанности инспектора классов Дерманского епархиального жен. уч-ща (впосл. упраздненного). В янв. 1925 г. переведен наместником виленского Свято-Троицкого муж. мон-ря, преподавал в низших классах Виленской ДС. В том же году возведен в сан игумена. В 1927 г. поступил на богословский фак-т Варшавского ун-та, к-рый окончил в 1931 г. со званием кандидата богословия. В период обучения в Варшаве состоял в братии Милецкого во имя свт. Николая муж. мон-ря Полесско-Пинской епархии, был назначен настоятелем храма дер. Дубой (ныне Дубое), где предполагалось открыть скит Милецкого мон-ря на месте древней правосл. обители (не было осуществлено из-за противодействия польск. властей). 23 июля 1931 г. назначен наместником кременецкого в честь Богоявления мужского монастыря , вновь стал членом Волынской духовной консистории. В 1932 г. возведен в сан архимандрита. В 1934 г. получил звание магистра богословия.

http://pravenc.ru/text/469500.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОВЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Виленской и Литовской епархии, существовало в 1843-1921, 1942-1946 гг., названо по г. Ковно (с 1918 Каунас, Литва). К. в. было образовано в 1843 г. в связи с учреждением Ковенской губ. по ходатайству Литовского еп. Иосифа (Семашко) . Настоятель виленского Свято-Духова мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь) архим. Платон (Городецкий) был хиротонисан во епископа Ковенского, 2-го викария Литовской епархии. Первоначально епископы Ковенские жили в Пожайском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре в 9 верстах от Ковно, настоятелями к-рого они являлись. Епископы заботились не только о Пожайском мон-ре, в их обязанности входило также попечение о др. небольших обителях Ковенской губ.: Сурдегском муж. мон-ре в Вилькомирском у. и Антолептском жен. мон-ре в Новоалександровском у. Кафедрами епископов Ковенских до первой мировой войны были Никольский и Петропавловский храмы в Ковно. 6 дек. 1864 г. Ковенский еп. Александр (Добрынин) по благословению митр. Иосифа (Семашко) учредил Никольское миссионерское и благотворительное братство. Первым главой братства стал ковенский губернатор Н. М. Муравьёв. В 1908 г. Никольское братство объединилось с Петропавловским военным братством, действовавшим при полковой Петропавловской ц. в Ковно, и стало называться Никольско-Петропавловским. На средства Ковенских епископов и братства в Ковенской губ. проводилась миссионерская деятельность среди старообрядцев, к нач. ХХ в. были открыты единоверческие приходы: Андреевский на Зелёной горе в Ковно, Новоалександровский в г. Новоалександровске (ныне Зарасай, Литва), Каролишский в с. Каролишки Вилькомирского у. С 1881 г. Ковенский еп. Донат (Бабинский-Соколов) упоминается как 1-й викарий Литовской епархии. С 1911 г. на средства Ковенского еп. Елевферия (Богоявленского) при Никольско-Петропавловском братстве издавалась единственная в Ковно рус. газ. «Литовская Русь». Также силами Ковенских епископов и Ковенского братства до 1915 г. содержались братский приют на 25 сирот и школа на 70 чел. Ковенское братство прекратило существование в сент.-окт. 1915 г., сразу после оккупации Ковно нем. войсками; братство было возобновлено в 1926 г., действовало до 1940 г.

http://pravenc.ru/text/1841610.html

После окончания гимназии Михаил начал искать работу. В Хаапсалу для русских никакой работы, кроме самой тяжелой и грязной, не было, и Михаил Александрович зарабатывал рытьем канав. Потом семья перебралась в Таллин, и уже там он поступил на фанерную фабрику Лютера, где служил сначала бухгалтером, затем главным бухгалтером отд-ния до принятия священного сана (1940). Церковная жизнь в послереволюционной Эстонии была очень живой и активной, прежде всего благодаря деятельности духовенства Эстонской Православной Церкви. По воспоминаниям А., «это были настоящие русские священники, с высоким чувством пастырского долга, заботившиеся о своей пастве» (Беседы с Патриархом Алексием II. Архив ЦНЦ). Исключительное место в жизни Православия в Эстонии занимали мон-ри: Псково-Печерский Успения Божией Матери муж., Пюхтицкий Успения Божией Матери жен., Иверская жен. община в Нарве. Многие священнослужители Эстонской Церкви и миряне посещали обители, расположенные в епархиях зап. части бывш. Российской империи: рижский Сергиев жен. мон-рь во имя Св. Троицы, виленский Свято-Духовский (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа) муж. мон-рь и Почаевскую Успенскую лавру. Наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 11 июля (28 июня по ст. ст.) в Валаамском в честь Преображения Господня мон-ре, находившемся тогда в Финляндии, на день памяти его основателей преподобных Сергия и Германа. В нач. 20-х гг. с благословения священноначалия в Риге появились студенческие религ. кружки, заложившие основу Русского студенческого христианского движения в Прибалтике. Разносторонняя деятельность РСХД, членами к-рого были прот. Сергий Булгаков, иером. Иоанн (Шаховской), Н. А. Бердяев, А. В. Карташёв, В. В. Зеньковский, Г. В. Флоровский, Б. П. Вышеславцев, С. Л. Франк, привлекала правосл. молодежь, желавшую найти в трудных условиях эмиграции твердое религ. основание для самостоятельной жизни. Вспоминая 20-е годы и свое участие в РСХД в Прибалтике, архиеп. Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) позднее писал, что тот незабываемый для него период был «религиозной весной русской эмиграции», ее лучшим ответом на все, что происходило в это время с Церковью в России.

http://sedmitza.ru/text/1944272.html

12 нояб. 1632 г. епископом Мстиславско-Оршанско-Могилёвским на совещании правосл. духовенства и мирян был избран Иосиф (Бобрикович) , бывш. настоятель виленского Свято-Духова мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь ). 15 нояб. 1632 г. король выдал ему документ, подтверждавший его избрание. Не позднее 12 окт. 1633 г. епископ прибыл в Могилёв. Резиденция православного архиерея должна была находиться в могилёвском Спасо-Преображенском мон-ре, переведенном в унию. В «Пунктах успокоения» мон-рь предписывалось вернуть православным, но из-за противодействия униатов это постановление было отменено, и обитель позднее вновь была закреплена за униатами. В соответствии с «Пунктами успокоения» правосл. епархии в 1633 г. были возвращены 4 церкви в Могилёве (Успенская, Троицкая, Воскресенская и Вознесенская), 2 церкви в Орше, по 1 храму в Дисне и в Полоцке, Троицкая и Спасская церкви в Мстиславле. Универсалами короля от 3 и 19 марта 1633 г. могилёвскому Богоявленскому братству было подтверждено разрешение на строительство братской церкви (начато в 1620 по благословению Иерусалимского патриарха Феофана IV) и на существование при ней могилёвского Братского в честь Богоявления монастыря со школой и типографией. За униатами была сохранена крупнейшая церковь Могилёва - Крестовоздвиженская. В ответ горожане запечатали храм и не допускали в него униатов. В 1634 г. кор. Владислав IV передал Крестовоздвиженскую ц. православным «для служения и жительства при ней епископа Могилёвского». При еп. Иосифе в Могилёве открылось несколько православных храмов: ок. 1633 г. была освящена Петропавловская ц. в предместье Луполово, в следующем году восстановлена кладбищенская Космо-Дамиановская ц. В 1633-1634 гг. архиерей предпринял попытки вернуть занятые униатами храмы в Полоцке. Борьба между униатами и православными в Могилёвской епархии стала особенно острой при еп. Сильвестре (Косове) , противостоявшем Полоцкому униат. архиеп. Антонию (Селяве) . В 1637 г. еп. Сильвестр созвал съезд духовенства, в 1646 г. основал могилёвский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь . Власти запретили еп. Сильвестру посещать Полоцк и Витебск, где православным с 1635 г. запрещалось иметь храмы; жители этих городов выступали против униатского архиерея.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Возможно, к периоду жизни в Баркулабово относится работа М. Смотрицкого над соч. «Antigrafe, albo odpowied na script uszczypliwy przeciwko ludziom staroytney religiey graeckiey, od apostatów Cerkwie Wschodniey wydany, któremu titu «Haeresiae, ignorantiae y polityka popów i mieszczan bractwa Wileskiego. Tak te y na ksik, rycho potym ku objanieniu tego scriptu wydan, nazwiskiem «Harmonia». Przez iednego brata bractwa cerkiewnego Wileskiego religiey staroytney graeckiey w porywcz dana, w Wilnie roku 1608» (Антиграф, или Ответ на язвительное сочинение против людей старинной греческой религии, выпущенное отступниками от Восточной Церкви, которое называется «Ереси, невежество и политика попов и мещан братства Виленского». Также и против книжки, выпущенной для объяснения прежней, под названием «Гармония». Вскоре составлен одним из членов церковного Виленского братства старинной греческой религии. В Вильно в 1608 г.), к-рое большинство исследователей считают первым лит. трудом М. Книга направлена против Ипатия Потея , имеет посвящение кн. Янушу Острожскому, принявшему католичество, содержит критику католич. догмата Filioque , отвергает выдвигавшиеся униатами обвинения в богохульстве в адрес Стефана Зизания (см. в ст. Зизании ), критикует практиковавшийся униатами пост в субботу. Подробно разобраны католические традиция Евхаристии и учение о чистилище , аргумент униатов относительно того, что с переходом К-поля под тур. владычество правосл. Церковь стала подневольной и якобы утратила каноничность, а потому истинная Церковь осталась только на Западе. Автор поставил под сомнение каноничность первых униатских епископов: Луцко-Острожского Кирилла (Терлецкого) и Владимирско-Брестского Ипатия (Потея), вспомнил др. отступника - бывш. Киевского митр. Исидора . Часть исследователей (Б. Вачинский, Д. Фрик) сомневаются в принадлежности М. этого сочинения и выдвигают основательные аргументы в пользу того, что оно создано в Виленском православном Свято-Духовском братстве . Ок. 1610 г. М. Смотрицкий переехал в Вильно, где начал сотрудничать с Виленским православным братством при мон-ре Св. Духа (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь ), к-рое испытывало большие трудности из-за давления униатов и властей. В период жизни Смотрицкого в Вильно сформировались его взгляды.

http://pravenc.ru/text/2562844.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНИЙ (Канивецкий Евдоким Саввич; 1775/76, Богушкова слободка Переяславского полка (ныне с. Чапаевка Золотоношского р-на Черкасской обл.) - 24.05.1825, Воронеж), еп. Воронежский и Черкасский. Окончил Переяславскую ДС, в 1794 г.- КДА, служил учителем в Переяславской ДС. В 1800 г. в Переяславе был пострижен в монашество с именем Епифаний, рукоположен во диакона и во иерея. В 1805 г. назначен учителем риторики и математики в Новгородскую ДС, в 1806 г. переведен в СПбДС учителем герменевтики и церковной истории, служил в Троицком соборе Александро-Невской лавры . В 1807 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря с оставлением на чреде служения и при СПбДС. В 1808 г. определен ректором и профессором богословия КазДА, настоятелем казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря . В 1809 г. основал при академии б-ку, за что был награжден орденом св. Анны 2-й степени (7 янв. 1811). 26 марта 1816 г. Е. был хиротонисан во епископа Воронежского. Продолжил строительство 3-этажного здания Воронежской ДС, начатое его предшественником еп. Антонием (Соколовым) . 16 сент. 1817 г. по примеру еп. Антония Е. издал воззвание, в к-ром призывал клир и паству епархии «продолжить богоугодное дело жертвования на достройку корпуса». Общая сумма пожертвований на семинарию составила ок. 70 тыс. р. Этого было недостаточно, и Е. добился от Святейшего Синода денежной субсидии в размере 136 464 р., выделенной в течение 3 лет (1819-1821) равными долями. Утвердил инструкции для экономов муж. (7 авг. 1819) и жен. (20 янв. 1820) мон-рей епархии. В 1822 г. строительство здания ДС было завершено. На основании указа Святейшего Синода от 19 нояб. 1816 г. об учреждении при семинариях уездных и приходских духовных уч-щ Е. открыл уездные ДУ в Воронеже (1817), Павловске, Задонске, Бирюче. В 1819-1822 гг. в епархии действовало Ольховатское ДУ. Проявлял особую заботу о содержании учеников, он требовал от приходского духовенства не лишать семинаристов одного из источников их существования - закрепления за ними мест приходских священников. Пожертвовал в Воронежскую ДС 6 тыс. р. для содержания на проценты от суммы 3 семинаристов.

http://pravenc.ru/text/190083.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010