Росцеллин учил, что реально существуют лишь индивидуумы, единичные вещи, общие понятия – это лишь слова, «универсалии», лишь «сотрясение воздуха». Так существуют лишь отдельные люди, а человеческий род – только общее имя, слово, даже не умственное понятие (ибо нельзя представить себе «человечность», «животность» и т.д.), но лишь формальное, условное обозначение. Как условны понятия, обозначающие совокупность индивидуальных вещей, так же иллюзорны, нереальны понятия части индивидуальной вещи. Разделение целостной вещи на части происходит лишь в мышлении, реальная вещь неделима: если ее в действительности разделить, то получим лишь совокупность новых вещей, но не части первоначальной вещи. Последовательный номинализм привел Росцеллина к ереси тритеизма. Если Божество неделимо, рассуждал Росцеллин, то вместе с Сыном должны были воплотиться и Бог Отец, и Бог Дух Святой. Кто отрицает это, тот должен признать, что три Лица Св. Троицы составляют отдельные существа, и лишь привычное словоупотребление мешает говорить о трех Богах. Три Божественных Лица, утверждал Росцеллин, суть три субстанции, существо которых состоит в их равночестности, в равенстве воли и могущества. Ересь Ария, по Росцеллину, состояла только в том, что он вводил отношение соподчиненности субстанций и полагал, что второе и третье Лица возникают во времени. Ансельм обличил ересь Росцеллина и последний вынужден был отречься от нее на Соборе в Суассоне (1121 г.). Этим осуждением был сильно скомпрометирован и номинализм как философское течение. В частности, Абеляр, 39 ученик одновременно номиналиста Росцеллина и крайнего реалиста Вильгельма из Шампо, резко полемизировал с Росцеллином и в отношении толкования догмата Троичности занимал диаметрально противоположную Росцеллину позицию. Категорически отвергая тритеизм, Абеляр пытался также избежать уклона в савеллианство, понимавшего тройственность Божества лишь как три аспекта одной и той же сущности, подобно трем углам треугольника. Абеляру, однако, не удалось избавиться от обвинений в савеллианстве.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

20-x гг. XII в. (см.: Ibid. P. 130-131; подробнее о Гильберте см.: Smalley. 1935-1936; Andr é e. 2005. P. 37-45). Об итал. учениках Ансельма сохранилось мало сведений. Одним из них был Ландульф, автор автобиографического соч. «Миланская история» (Historia Mediolanensis), в котором он упоминает, что учился в Лане вместе с 2 друзьями, впосл. занимавшими Миланскую архиепископскую кафедру,- Ольриком да Корте (1120-1126) и Ансельмом делла Пустерлой (1126-1135). О др. итал. ученике Ансельма, уроженце Новары Лотульфе, известно из повествования Петра Абеляра, к-рый относит его к числу своих завистников и противников, отмечая, что он был одним из наиболее преданных и близких последователей Ансельма (см.: Giraud. 2010. P. 132-136). Почти ничего не известно и об учениках Ансельма из герм. земель. Исследователями было обнаружено прямое упоминание лишь о Гуго Метелле (ок. 1080 - ок. 1150), уроженце Туля; краткий рассказ об Ансельме встречается в одном из сочинений Идунга, монаха аббатства Прюфенинг близ Регенсбурга, однако невозможно установить, посещал ли он Лан (подробнее см.: Ibid. P. 144-146). Важным свидетельством того, что учение Ансельма Ланского и его последователей воспринималось как учение единой Л. ш., является полемика, инициатором к-рой стал влиятельный монах и теолог Руперт Дойцский ( 1129), заявивший в созданном ок. 1116 г. соч. «О воле Божией» (De voluntate Dei; текст см.: PL. 170. Col. 437-454), что некоторые мнения, распространяемые последователями Ансельма Ланского и Вильгельма из Шампо как устное учение магистров, являются ошибочными и граничат с ересью (подробнее об обстоятельствах полемики см.: Silvestre. 1961; Idem. 1968; Giraud. 2010. P. 162-175). Руперт приводил 2 таких мнения, связанных с темой предопределения Божия: 1) Бог хочет, чтобы возникло зло (malum fieri vult); 2) воля Божия заключалась в том, чтобы Адам пал (см.: Rupert. Tuit. De volunt. Dei. 2). Не вступая в прямую полемику с Рупертом, Ансельм Ланский отправил краткое письмо Герибранду ( 1128), аббату монастыря Сен-Лоран в Льеже, насельником которого был Руперт; это письмо является единственным сохранившимся документом из переписки Ансельма (текст опубл.: Lottin.

http://pravenc.ru/text/2463101.html

Решившись убить Христа, он не нашел в Нем ничего, что принадлежало бы ему, изобретателю смерти, поэтому Христос и не мог быть удержан смертью, но Своей смертью разрушил и упразднил смерть. Христос, как непорочный Агнец, свободный не только от первородного, но и от всякого личного греха, взял на Себя грехи мира и, став Жертвой за людей, Самого Себя принес Богу Отцу «в приятное благоухание» (Ibid. Col. 1071). Когда диавол несправедливо (injuste) умертвил Христа, своего Бога и Господа, он по справедливости (juste) должен был потерять свою власть над человеком, к-рым обладал по попущению Божию. В результате диавол сам был пленен и побежден Тем, Кто был свободен от всякого греха: набросившись на человеческое Тело Сына Божия, диавол, как хватающая приманку рыба внезапно попадается на сокрытый в ней крючок, был насмерть пронзен Божеством Христа (Ibid. Col. 1072). Сокрушив ад, Сын Божий освободил оттуда души святых и возвратил их в вечное блаженство. В 3-й день Христос воскрес из мертвых, затем восшел на небеса, сел одесную Бога Отца, чем даровал людям надежду воскресения и соединения с Богом. Оттуда же Он Сам придет для Суда, на к-ром воздаст каждому по его заслугам (secundum meritum), послав злых в вечный огонь, а добрых в вечную жизнь (Ibidem). Таинства I. Крещение. Согласно В. из Ш., искупление, совершенное Христом, может быть действительным только для верующих, к-рые должны усвоить себе его плоды через веру во Христа и участие в церковных таинствах, прежде всего в Крещении и Евхаристии (Ibid. Col. 1053; De sacr. almar.//PL. 163. Col. 1039). Крещение очищает человека не только от первородного греха, но и от всех личных грехов, ибо в этом таинстве вода, освящаемая словом Божиим и служением священника (verbo Dei et sacerdotis officio), приобретает силу очищения (virtutem purgandi), к-рая может омыть не только тело, но и дух человека от духовной скверны. Чтобы Крещение было во спасение, а не в осуждение, необходимо иметь правильную и совершенную веру. Вера и Крещение настолько тесно связаны, что ни Крещение без веры, ни вера без Крещения не могут даровать человеку спасение (Dial.

http://pravenc.ru/text/158664.html

Col. 1054). Подвергшись порче из-за непослушания, первый человек подпал наказанию, так что стал рождать в вожделении (De orig. anim.//PL. 163. Col. 1044). Поэтому всякий человек, родившийся от плотского вожделения, наследует первородный грех и испорченную природу (Dial. inter Christ. et Jud.//PL. 163. Col. 1054). В. из Ш. обращается также к учению ап. Павла об Адаме как всечеловеке: поскольку все люди изначально заключались в Адаме и еще не отделились от него, то, когда он согрешил, все согрешили с ним нераздельно, и то, что он заслужил, равно заслужили все (Ibid. Col. 1052; ср. Рим 4. 12). III. Происхождение души. В вопросе о том, заключались ли все люди в Адаме целиком, т. е. телом и душой, или только телом, В. из Ш. придерживается строгого креационизма : души всех людей происходят не от родителей, как тела, но непосредственно творятся Богом заново, как душа Адама, и вселяются в тела (De orig. anim.//PL. 163. Col. 1044). В. из Ш. допускает, что соединение души и тела происходит в момент зачатия, хотя приводит и др. мнения, что оно совершается на 66-й день или в 6-й месяц после зачатия (Ibid. Col. 1043). По мнению В. из Ш., в таком способе происхождения душ заключается непреложный «Совет Божий об одушевлении людей», к-рый не изменился и в результате грехопадения. Однако, когда души, сотворенные Богом чистыми и непорочными, входят в «испорченный сосуд», т. е. в уже искаженное первородным грехом, нечистое тело, они тут же подвергаются порче, наследуют первородный грех (Ibid. Col. 1044; ср.: Aug. Contr. Julian. V 4. 17). Христология и сотериология Согласно В. из Ш., в конце веков Сын Божий, второе Лицо Св. Троицы, по разумному решению (rationabili auctoritate) и справедливой необходимости принял человеческое тело, чем искупил людей от всякого беззакония (Dial. inter Christ. et Jud.//PL. 163. Col. 1059). При этом не произошло никакого умаления Божественной природы Сына Божия, Он остался Богом, Которым был, и воспринял в единство с Собою человека, к-рым не был. При соединении Лица Бога и человека (conveniente persona Dei et hominis) Христос един, как истинный Бог и истинный Человек, не по смешению сущности, а по единству Лица (non confusione substantiae sed unitate personae - Ibidem; ср.: Col.

http://pravenc.ru/text/158664.html

С XII в. в экзегезе значительную роль стали играть artes liberales (свободные искусства). Ученые-схоласты особое внимание уделяли историческим комментариям. В отличие от монашеских схоластические толкования более четко структурированы и тематически организованы. В качестве авторитетов в них фигурируют не только отцы Церкви, но и совр. экзегеты, а также евр. толкователи. Авторов этого направления принято классифицировать по школам: Ланская школа (Ансельм, Ральф, их ученики - Гуго Руанский, Вильгельм из Шампо ), Сен-викторская школа (Гуго, Андрей, Ришар), Шартрская школа (Тьерри и др.), Парижская школа (Петр Коместор, Петр Кантор, Стефан Лангтон), а также Гильберт Порретанский , Петр Ломбардский, Петр из Пуатье и др. В истории экзегезы этого периода важное место занимают «Historia scholastica» Петра Коместора ( 1178), «Didascalicon» (или De studio legendi) и «De scripturis et scriptoribus sacris» Гуго Сен-Викторского ( 1141), в к-рых основная роль отводится методам буквально-исторического истолкования. С XIII в. в ун-тах проводилось разделение между богословием и экзегетикой. Библейские комментарии приобретают строгую форму: составленные в виде лекций, каждая из к-рых включает divisio (деление текста на смысловые отрезки), expositio (толкование каждого стиха с особым вниманием к текстологическим вопросам), к-рое может содержать ряд экскурсов, и dubia, или quaestiones, где рассматриваются догматические вопросы. Примером может служить традиц. по содержанию, но весьма объемное толкование Библии Гуго Сен-Шерского ( Hugo de Sancmo Cara . Postillae in universa Biblia secundum quadruplicem sensum, XIII в.). Роль аллегорического толкования была резко ограничена Фомой Аквинским . По его мнению, истинным автором Свящ. Писания является Сам Бог, во власти Которого придавать значение не только словам, называющим вещи, но и самим вещам ( Thom. Aquin. Sum. Th. 1. 1. 9). Согласно Фоме, Свящ. Писание по Божественному замыслу имеет 4 смысловых уровня, при этом sensus spiritualis, сформулированный трояко, можно понимать только как углубление и расширение букв.

http://pravenc.ru/text/164827.html

Историческое существование В. отстаивает совр. исследователь Ж. Р. Паланк, к-рый не видит в его житиях никаких признаков, указывающих на позднее происхождение. Описываемые во всех памятниках обстоятельства вполне соответствуют ситуации в Галлии времен правления Максимиана Геркулия. Более того ряд деталей свидетельствует о знакомстве автора «Страстей» с принципами рим. правосудия периода поздней империи. Стиль этого агиографического памятника более соответствует поздней античной, нежели средневек. латыни XIII в. В VI в. мощи В. находились в мон-ре Сен-Виктор в капелле Пресв. Богородицы Исповедания. В 904 г. из-за опасности нападения сарацин мощи были перенесены из находившегося за городскими стенами мон-ря в город. В 1122, 1216, 1264-1271 гг. упоминается о пребывании их в кафедральном соборе г. Марселя. В честь перенесения мощей было установлено особое празднество 24 янв. Др. важным центром почитания В. в ср. века был мон-рь уставных каноников Сен-Виктор под Парижем (каноники св. Виктора), основанный ок. 1108 г. Вильгельмом из Шампо . Этот мон-рь вскоре стал центром средневек. учености, в XII-XIII вв. здесь действовала богословская школа. В 1363 г. мощи В. были возвращены в аббатство Сен-Виктор, в т. ч. упоминается глава святого, в др. источниках говорится, что глава В. находилась в это время в мон-ре каноников св. Виктора под Парижем. В 1230 г. каноник Жан из Пуатье обратился с посланием к Пьеру де сен-Мартену из Труа, спрашивая его о главе В., хранящейся в мон-ре Сен-Виктор под Парижем. В ответном послании Пьер де Сен-Мартен сообщает, что визант. имп. Иоанн II Комнин воздвиг в К-поле ц. во имя В. и просил у марсельцев уступить ему часть мощей мученика. Граф Раймонд II Солье исполнил просьбу императора, предоставив ему мощи, в т. ч. и главу, к-рая была положена в церкви, посвященной В., в К-поле близ Золотых ворот. Когда в 1204 г. крестоносцы взяли К-поль, глава В. досталась Пьеру де Тренелю, еп. Труа, к-рый передал ее своему капеллану Пьеру де Сен-Мартену, к-рый после возвращения во Францию отдал главу Пьеру де Корбею, архиеп.

http://pravenc.ru/text/158520.html

Только не удовлетворялись ею сторонники положительного богословского направления, которое после Бернарда, нашедши для себя центр опоры в мистической школе, основанной Вильгельмом Шампо в Париже (в начале XII в.), стало выдвигать вперед такого рода представителей своих, каковы были Гуго (de S. Victor, † 1141 г.) 144 , Ришар († 1173) 145 и Вальтер († 1180). Они неприязненно смотрели на возрастание философствующей схоластики, которая питала одну пытливость разума, но ничего не давала верующему сердцу, и потому появление труда Ломбардова ничего другого не могло доставить им, кроме новой пищи их недовольству схоластическим богословием. Как велико было их недовольство по этому поводу, можно понять из одного заглавия написанного Вальтером сочинения, Contra quatuor labyrinthos, каковое полнее читается так: IV contra manifestas et damnatas etiam in conciliis haereses, quas sophistae Abaelardus, Lombardus, Petrus Pictavinus et Gilbertus Porretanus libris sententiarum suarum acuunt, limant, roborant. Но реакция со стороны положительно-мистического направления не настолько была сильна, чтобы могла воспрепятствовать быстрому и широкому течению направления философски-схоластического. Удержать его стремление не могла и такая сила, какова была средневековая власть папы. Усилия Иннокентия III (XIII в.) к тому, чтобы вывести из школ вновь введенное там преподавание метафизики и физики Аристотелевой, кроме его диалектики, и через это воспрепятствовать опасному усилению философского направления в богословии, остались совершенно безуспешными. Схоластика поэтому в XIII веке усиливается и разрастается все больше и больше и доходит до крайней и возможной степени своего развития и высоты. В это время на горизонте схоластическом появляются такого рода колоссальные деятели, каковы были Альберт Великий (XIII в.), Александр Гэльский († 1245), Фома Аквинат (1226–1274 г.), и Иоанн Дунс Скот († 1308), превосходившие друг друга своим диалектическим искусством и громадностью своих богословских работ, представляющих собой, можно сказать, огромный арсенал всех изделий, какие только могла произвести схоластика для богословской науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

inter Christ. et Jud.//PL. 163. Col. 1053). Исходя из того, что спасение невозможно без Крещения, В. из Ш. говорит, что младенцы, умершие некрещеными, будут претерпевать наказания, но лишь «легчайшие» (De orig. anim.//PL. 163. Col. 1044). Помимо прощения грехов в Крещении человек получает залог (pignus) Св. Духа и становится Его храмом; умирая со Христом, человек становится причастником Его воскресения (Dial. inter Christ. et Jud.//PL. 163. Col. 1053). II. Евхаристия. Не только без Крещения, но и без Евхаристии, как «жизненного средства», никто не может войти в жизнь вечную (De sacr. altar.//PL. 163. Col. 1039). Из дошедших фрагментов сочинений известны лишь нек-рые частные вопросы, касающиеся Евхаристии, к-рые затрагивает В. из Ш.; напр., вопрос о том, как следует принимать Св. Дары - под одним или под двумя видами. В. из Ш. говорит, что после Своего воскресения Христос пребывает полностью невидимым, бесстрастным и неделимым, так что ни Кровь Его не существует без Тела, ни Тело - без Крови, ни то ни др.- без человеческой души Христа, ни вся Его человеческая природа - без Слова Божия, соединенного с ней личностно (personaliter counito - Ibid. Col. 1039-1040), поэтому в каждом из евхаристических видов Христос принимается верующими не частично, но целиком. Т. о. еще задолго до догматического закрепления Тридентским Собором (XVI в.) практики Причащения мирян в католич. Церкви только под одним видом - Телом В. из Ш. высказывал мысль о том, что те, кто причащаются даже под одним видом (напр., Кровью как младенцы), причащаются всему Христу, а утверждение о необходимости Причащения только под двумя видами рассматривал как ересь (Ibid. Col. 1040). К традиционно закрепившейся на Западе практике Причащения В. из Ш. присоединяе, т. о., догматическое объяснение, противоречащее учению правосл. Церкви. Причину совершения Причащения под обоими видами В. из Ш. видел в том, что в Церкви твердо сохраняется и как бы воспроизводится память о Теле Христовом, видимым образом висевшем на Кресте, и Крови Христовой, излившейся из Его ребра (Ibid.

http://pravenc.ru/text/158664.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ВИКТОР II (ок. 1020 - 28.07.1057; мирское имя Гебхард, гр. Долленштайн-Хиршбергский), папа Римский (с 13 апр. 1055) ВИКТОР III (ок. 1027 - 16.09.1087; мирское имя Дауферий, в монашестве Дезидерий), папа Римский (с 24 мая 1086) ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (1889-1937), прот., сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВИЛЕНСКИЙ СОБОР Собор духовенства правосл. Киевской (Западнорусской) митрополии, заседавший в Вильно с 25 дек. 1509 по 18 янв. 1510 г. ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ (ок. 1215 - между 1284 и 1286), католич. архиеп. Коринфа, ученый, переводчик с греч. на лат. язык научных текстов ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО (1068/70 - 1121/2), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской ВИНКЛЕР Габриела (род. 9.03.1940), проф., д-р философии, специалист в области богослужения и истории христ. Востока

http://pravenc.ru/rubrics/121236_60.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Организация и внутренняя жизнь Католической Церкви ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ (ок. 1215 - между 1284 и 1286), католич. архиеп. Коринфа, ученый, переводчик с греч. на лат. язык научных текстов ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО (1068/70 - 1121/2), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской ВНУКОВСКИЙ Аполлинарий (1848 - 1909), архиеп. Могилёвский, митрополит всех Римско-католических церквей Российской империи ВО Ролан де (1903 - 1971), католич. историк, археолог, один из выдающихся исследователей древностей Св. Земли ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ общее наименование Церквей, пребывающих в вероучительном и иерархическом единстве с Римско-католической Церковью, но употребляющих вост. обряды ВУЛЬФРАМ († до 704), архиеп. г. Сеноны (совр. Санс, Франция), свт. (пам. зап. 15 окт., в рим. мартирологе Цезаря Барония 20 марта) ГААЗ Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 1780 - 1853), врач-филантроп, католич. общественный деятель ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма ГАЛАТИНО Пьетро (ок. 1460 - после 1539), францисканец, провинциал ордена, богослов, знаток древних и вост. языков ГАСПАРРИ Пьетро (1852 - 1934), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex iuris canonici)

http://pravenc.ru/rubrics/130118_8.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010