437 Опись древних церквей города Мурома и древних предметов, в них находящихся. Рукопись XIXbeka. НА. МИХМ. 29. Л. 21–21об. 440 Реставрационный паспорт. КП. ВХНРЦ 3614/24. Живопись – Реставратор Бучило Е. И. Руководитель Дунаева Н. В. Оклад – Петров В. Е. 1993 г. 441 См. Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV–XXbb. М., 1983. С. 205. 2108–2110. С. 226. 2867. 442 Сухова О. А. Древности Муромского Троицкого монастыря//Уваровские чтения. – II. Муром, 21–23 апреля 1993 г. М., 1994. С. 141. 443 Руди Т. Р. Еще раз о датировке «Повести о чудесах Виленского креста»//ТОДРЛ. Т. 51 (в печати). Выражаю сердечную благодарность Т. Р. Руди за предоставленную мне возможность до публикации ознакомиться с данной работой и за консультации, оказанные мне в процессе работы над статьей. 444 Брун Т. А. Муромская «Повесть о чудесах Виленского креста»//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 34. С. 326; Брун Т. А. О датировке «Повести о чудесах Виленского креста»//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 2. XVI – haчaлoXVIII веков. М., 1989. С. 210–211. 447 «Повесть о чудесах Виленского креста»//Рукописный сборник начала XIXb. МИХИ. Инв. М-2299. Л. 12. Здесь и далее цитаты из произведения приводятся по этому тексту с сохранением особенности орфографии подлинника. 452 См.: Читатели изданий Московской типографии в середине XVIIbeka//Публикации документов и исследование С. П. Лупова. Л., 1983. С. 19, 41, 51, 92, 93, 104. О том, что такая информация содержится в этом издании, я узнала из указанной статьи Т. Р. Руди. 453 Сухова О. А. Группа серебряных вкладных вещей из собрания Муромского историко-художественного музея//Сборник Калужского художественного музея. Калуга. 1993. Выпуск 1. С. 96. 455 Травчетов Н. П. Материалы для истории Муромского Троицкого монастыря. Владимир, 1902. С. 18–19. 457 «Главная церковная и ризничная опись Муромского Троицкого девича монастыря» 1861 г. (записи по 1891 г.). ГАВО. Ф. 570. О. 1. Д. 31. Л. 12об. 458 «Опись древних вещей Муромского Троицкого женского монастыря» 1878 г. ГАВО. Ф. 570. О. 2. Д. 218. Л. 4об.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

И яз его пожаловал, дал ему лготы на пять лет: и который поп учнет у него у той церкви пети, и не надобе тому попу в ту пять лет моя дань, ни данской корм, ни данския пошлины, ни сборное, ни Петровское, ни к старосте поповскому в ту пять лет с тяглыми попы не тянет, а десятинницы мои того попа не судят, а кому будет до того попа каково дело, и яз Макарей, Митрополит всеа Росии, сам его сужю. Такжее и десятинницы мои и их тиуни и довотчики у того попа в ту пять лет пошлин своих: взъезжего, ни явленые куницы, ни осеннего проезда, ни иных никоторых не емлют же, а заезщики мои у того попа заезда своего не емлют же. А как отойдет лгота пять лет, и томлу попу ся наша грамота явити у нас на Москве нашему казначею, и мы тогда, посмотря по приходу, и данью обложим. А нечто тот поп сие найме грамоты после тех урочных лет сие нашие грамоты у нас на Москве не явит, и нам велеть на том попе и на те урочные лета взяти дань... ся. А дана грамота на Москве, лета 7070 апреля в 22 день. Подлинник писан столбцем, на одном листе. В конце скрепа: Дьяк Никита Парфеньев (Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. СПб., 1857. T.I. С. 119–120). 63. Грамота Виленского бискупа Валериана и Виленского воеводы Н. Радзивила к Всероссийскому Митрополиту Макарию и др. (1562, октября 30) Великого государя Жигимонта Августа, Божьею милостью короля Полского и великого князя Литовского (полный титул), от панов рад его королевской милости великого князства Литовского, от князя Валерияна, з ласки Божьи бискупа Виленского, от Миколая Яновича Радивила, княжати на Олыце и Несвижу, воеводы Виленского, старосты Берестийского и Ковенского, великого государя Ивана Васильевича, Божьею милостию государя всеа Русии и великого князя (полньй титул), братье нашей, пресвященному архиепископу Митрополиту Московскому Макарию , а бояром, воеводе навышшему наместнику Володимерскому князю Ивану Дмитреевичю Белскому, а намеснику Тверскому Данилу Романовичю Юрьевича Захарьина и иншим бояром ближней раде государя вашего, братьи нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

И ты бы, государь, пожаловал, в том на меня, отца своего и богомолца, опалы не учинил, что есми иным приказным людем и детем боярским быти у собя не велел. А яз тебя царя государя благословляю и челом бью (Сб. РИО. Т. 59. Стб. 469–470). 50. Грамота Митрополита Макария католическому Виленскому епископу Павлу (1555, август) А се грамота от Митрополита с Савлуком к бискупу Виленскому и к воеводе от пресвященнаго Макариа, Митрополита всеа Русии, паном радам Жигимонта Августа, короля Полского и великого князя Литовского, Русского, Пруского, Жемоитцского, Мозоветцкого и иных, Павлу, бископу Виленскому и княжате Голшанскому, и Миколаю Яновичю Радивилу, воеводе Виленскому. Прислали есте ко мне свой лист за своими печатми с своим человеком з Дементьем с Федоровым; а писали есте в том листе ко мне, да к господина и сына нашего смиренья, царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, боярину князю Ивану Михайловичи) Шуйскому, что господин и сын нашь царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии через послов государя вашего короля и великого князя Жигимонта Августа, пана Станислава Довойна, воеводы Полотского, и пана Остафья Воловича, и писаря Петра Семешка, учинил с вашим государем, королем и великим князем Жигимонтом Августом, перемирье на два года, и тые перемирные лета имеют борзо выйти в передьидучии год Благовещенье Пречистыа Богородици. И государь ваш король и великий князь Жигимонт Август в те перемирные два года, подле перемирных грамот, послов своих великих о миру и о доброй смолве до господина и сына нашего смиренья, царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии не посылавал. Также господин и сын нашего смиренья, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии, к вашему государю, королю и великому князю, послов своих не посылывал, и никакые добрые смолвы межи себя государи братской приязни не постановили. И после того коли перемирные лета выйдут, а государи меж собя о миру и о доброй смолве и о имени царском послов своих великих не пошлют, и смолвы добрые межи себя не учинят, ино вборзе межь таких великих государей и валка почнется кровь христьянская неповиннаа на обе стороны прольется, и христьянство к немалому убытку придет; и то по-слышев, бусурманскые государи учнут радоваться, и вндечи незгоды межи государей християнскых, тем учнут утешатися.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Разделы портала «Азбука веры» 23 Сен 2022 Предстоятель Православной Церкви в Литве митрополит Виленско-Литовский Иннокентий выступил с официальным комментарием относительно визита чиновников литовского МИДа на Фанар. Об этом пишет «Союз православных журналистов» со ссылкой на пресс-службу Виленско-Литовской епархии. По словам архиерея, такие действия властей вызывают крайнее сожаление и внушают тревогу, поскольку вновь вопросы, касающиеся православной общины страны, решаются за ее спиной и без ее участия. При этом общественность не информируется о предпринимаемых властями шагах и их целях. Митрополит Иннокентий напомнил, что 18 мая 2022 года состоялась встреча посла Литвы в Турции Ричардаса Дегутиса с патриархом Варфоломеем, в ходе которой главе Фанара передали письмо от премьер-министра Литвы. В письме говорилось о возможности «восстановления» деятельности приходов Константинопольского патриархата в Литве и о поддержке, которую власти готовы оказать этому процессу. Предстоятель Православной Церкви в Литве заявил, что попытки нескольких вступивших на путь раскола бывших священников посеять смуту не дали желаемого результата – как православное духовенство, так и миряне Виленско-Литовской епархии засвидетельствовали свою верность священноначалию и Матери-Церкви. Соответствующие обращения с тысячами собранных по всей Литве подписей были переданы президенту страны. «Мы считаем, что обеспечение церковного мира в стране – это наше общее дело, и здесь священноначалие Виленско-Литовской епархии полностью открыто к диалогу. В то же время мы не можем согласиться с вмешательством государственных властей во внутренние дела Церкви», – сказал священнослужитель. По его словам, защищая интересы маленькой группы верующих, конфликтующих с законной православной иерархией, власти не должны пренебрегать интересами абсолютного большинства православных, которые и не помышляют о смене церковной юрисдикции. Однако призывы к диалогу от Церкви власти не слышат – в мае владыка Иннокентий отправлял премьер-министру письмо с предложением о встрече, но оно осталось без ответа. «Мы считаем, что именно открытый диалог между государством и канонически законной православной иерархией помог бы снять растущую напряженность», – резюмировал митрополит Иннокентий. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/v-vilenskoj-eparhi...

По указу Святейшего Синода, от 22 истекшего марта за 2620, дома Виленского Свято-Троицкого монастыря: Цырковский, Кондратовичевский и Прокшинский, состоящие на Остробрамской улице, под 247, 322 и 242, перечислены к Виленскому кафедральному Николаевскому собору для помещения кафедрального духовенства и чиновников консистории. Предлагаю консистории распорядиться, чтобы три дома сии переданы были немедленно в ведение Виленского кафедрального собора, со всеми принадлежностями и служащими на оные документами. Литовской консистории, от 7 апреля за 938, об определении правил по содержанию соборных домов, в которых размещено кафедральное духовенство и консисторские чиновники В домах, принадлежащих Виленскому кафедральному Николаевскому собору, будет постоянно занимать квартиры множество лиц, принадлежащих кафедральному и консисторскому штатам. Если не положить постоянных правил для поддержания сих квартир: то выйдут постоянные неудовольствия, притязания, запутанность в расходах и даже злоупотребления. С другой стороны, доходы кафедрального собора не столь значительны, чтобы можно на них обратить все расходы, на поддержание тех домов потребные, – да и самая справедливость требует, чтобы лица кафедрального и консисторского штатов, облагодетельствованные правительством несравненно большим против прежнего содержанием и безмездными квартирами, участвовали небольшими издержками в поддержании сих квартир, к собственному их удобству и спокойствию. По сим уважениям, постановляю я постоянным на будущее время правилом: во-первых, чтобы насчёт кафедрального собора принимаемы были издержки только по наружному и общему содержанию принадлежащих ему домов, а внутри их только одни капитальные починки и перестройки; во-вторых, чтобы внутреннее содержание квартир и обыкновенные починки лежали на отчёт и ответственности тех духовных и чиновников, которые занимают безмездно сии квартиры, за исключением таких лиц, которые получают содержания в год не более 50 рублей серебром; и в-третьих, чтобы без разрешения собора, мною утверждённого, никто из занимающих сказанные квартиры не мог в них производить перестроек даже на собственные деньги. Литовской консистории, от 7 апреля за 939, о распоряжениях по случаю перечисления Виленского Троицкого монастыря в 3 класс и усиления штата Виленского Святодухова монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В ответ на ходатайство Е. Менкин распорядился выделить на нужды Виленской семинарии единовременное пособие до 3000 рублей, но лишь после того, как состоится переезд. Сам переезд предполагался за счёт средств Виленской епархии c. 130]. Из-за отсутствия средств не оказалось возможным эвакуировать из г. Вильно в г. Могилёв весь архив (а это  несколько тысяч пудов) римско-католической Духовной консистории, главным образом состоявший из копий метрических книг и книг приходских епископов. Поэтому лишь самые важные документы и дела были отправлены 19 июля в г. Могилёв. Вместе с грузом отправились и служащие Консистории под руководством временно исполняющего обязанности председателя Консистории ксендза П. Крауялиса. Остальные члены Духовной Консистории пока оставались в Вильно, причём им было предложено продолжить работу c. 128]. 15 сентября 1915 г. Управляющий Могилёвской римско-католической архиепархией архиепископ И. Цепляк обратился с ходатайством к руководителю департамента духовных дел иностранных исповеданий Е. Менкину, в котором указал, что, «ввиду возможного прерывания сообщения с Виленской епархией, вследствие военных действий, необходимо принять в его попечение ту часть Виленской епархии, сообщение с которой будет прервано» c. 46]. На это Е. Менкин заявил, что он не препятствует вышеозначенному ходатайству c. 47]. Тем же архиепископом Я. Цепляком были составлены списки католических священников для удовлетворения религиозных нужд беженцев римско-католического вероисповедания в центральных районах империи. Ксендзам предстояло оставить свои места службы и выехать в другие приходы. Среди них были: ксёндз А. Снежко-Слоцкий, настоятель прихода Калиновка Гродненской губернии, командирован в Екатериненскую губернию; ксендз П. Должик, декан, настоятель Кобринского прихода Гродненской губернии, направлен в Калужскую губернию; ксендз Л. Балабан, настоятель прихода Крынки Гродненской губернии, направлен в Минскую губернию; ксендз Ф. Качмарек, настоятель Кашубинского костёла Гродненской губернии, направлен в Смоленскую губернию; ксендз Ю. Лапис, настоятель Лукштыгаль-Шадирского костела Режицкого уезда Витебской губернии, направлен в Пермскую губернию и другие c. 191]. Их задачей было содействие местным настоятелям костелов в оказании всесторонней помощи в предоставлении религиозных треб католическому населению.

http://bogoslov.ru/article/5338800

еп. Инфлянтский (1765-1778), отказались принести присягу на верность имп. Екатерине II. Не захотел этого делать и титулярный епископ Карпасианский in partibus infidelium Тадеуш Бенедикт Феликс Товянский, вспомогательный епископ Виленского диоцеза для Белоруссии (1766-1773). Виленский еп. И. Я. Масальский предложил новую кандидатуру - каноника виленского капитула Станислава Богуша-Сестренцевича (подробнее о нем см.: Попов, Ганчар. 2012. С. 27-38) и обратился с просьбой о его поддержке к польск. кор. Станиславу Августу Понятовскому (1764-1795), а с прошением о скорейшем епископском рукоположении к папе Римскому Клименту XIV (1769-1774). Папский престол, стремясь сохранить контроль над российскими католиками, одобрил план, предложенный еп. И. Я. Масальским, по которому Богуш-Сестренцевич должен был стать викарием Виленского еп-ства. 12 июля 1773 г. папа Климент XIV назначил Богуша-Сестренцевича епископом Малльским in partibus infidelium, вспомогательным епископом Виленского диоцеза; рукоположение состоялось 3 окт. 1773 г. в кафедральном соборе в Вильне. Предполагалось, что на присоединенных к Российской империи белорусско-латв. землях будет создано 3 генеральных викариата, в каждый из к-рых войдут приходы, принадлежавшие ранее Смоленскому, Инфлянтскому и Виленскому католич. еп-ствам. Остальные приходы, находившиеся непосредственно в России, планировалось подчинить титулярным епископам in partibus infidelium. Такой принцип организации католич. структур в империи объяснялся как длительной традицией подобного деления, так и физической невозможностью одному пастырю управлять столь обширными территориями. Папский престол указывал на противоречие имп. указа от 14 (25 н. с.) дек. 1772 г. о создании католич. диоцеза на территории Российской империи каноническому праву католич. Церкви: Регламент 1769 г. фактически отрицал верховную власть папы Римского и право Папского престола быть единственной апелляционной инстанцией для всех католиков. Богуш-Сестренцевич предложил создать при епископе коллегию и передать ей функции Юстиц-коллегии.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

Само собою разумеется, что на покрытие расходов по означенному выше штату для девяти городских церквей Виленской губернии должны быть обращены и оклады, назначенные Св. Синодом для причтов, определённых уже к некоторым из тех церквей; но об окладах сих я не имею ещё точных сведений, по не доставлению из Полоцкой консистории дел, к тем церквам относящихся, а между тем в канцелярии Св. Синода должны по сему предмету находиться полные сведения. Что касается духовенства, долженствующего быть назначенным к помянутым девяти церквам, то я, с Божиею помощью, надеюсь приискать людей соответствующих своему назначению по вверенной мне Литовской епархии, как скоро разрешён будет отпуск окладов, по прописанному выше предположению. 56. Список с предложения, данного Литовской консистории, от 4 августа 1840 года за 1001, о приступлении к назначению Православных причтов в уездные города Виленской губернии Его Императорское Величество, по всеподданнейшему докладу г-на синодального обер-прокурора, в 20-й день истекшего июля, Высочайше утвердить соизволил определение Св. Синода, коим, согласно с моим представлением, предположено приступить ныне к следующим распоряжениям по предмету обеспечения уездных городов Виленской губернии церковными причтами: 1) Во все уездные города Виленской губернии определить Православные причты в следующем составе: а) к находящемуся уже в городе Ковно священнику с причтом назначить ещё одного священника, диакона и просвирню; б) к строящейся в Новоалександровске церкви определить, сверх существующего штата, пономаря и просвирню; в) в Вилкомир определить двух священников, двух причётников и просвирню; г) в шести прочих городах: Ошмяне, Свенцянах, Россиенах, Поневеже, Тельшах и Шавлях, состоять по одному священнику, по два причётника и по одной просвирне. 2) Им на содержание положить следующие оклады: 9-ти священникам по 300 руб. сер., вторым священникам в Ковне и Вилкомире по 250 руб. сер., диакону Ковенской церкви 180 руб. сер., 9-ти дьячкам по 100 руб. сер., пономарям по 80 руб. сер. и просвирням по 50 руб. сер. Сверх того, назначить на церковные потребы по 25 руб. сер. ежегодно, на каждый из упомянутых городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

1842 Михаилу, епископу Брестскому, викарию Литовской епархии, от 8 января за 28, о распоряжениях по отношению покойного Виленского епископа Клонгевича о неправильном будто бы присоединении Католиков к Православию На отношении его, от 29 истекшего декабря за 1342, с представлением отношения к нему Виленского Римско-католического епископа Клонгевича о предполагаемых сим последним мерах для руководства при исключении лиц, присоединившихся к Православию из Римско-католических списков, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Возвращаю вашему преосвященству отношение покойного Клонгевича. В нём есть некоторые довольно определённые обвинения против наших священников. Подобные пункты не худо бы вам отправить в выписках конфиденциально соответственным нашим благочинным и потребовать объяснений против взводимых обвинений на подчинённых им священников. В случае, если которое-либо из обвинений окажется сверх чаяния справедливыми то ваше преосвященство не оставите воздержать виновных от противозаконных действий, да и внушите им осторожность относительно присоединения иноверцев к Православию; в случае же несправедливости обвинений, не худо будет тогда поставить это на вид преемнику Клонгевича по управлению Виленскою епархией. На прочее же ваше преосвященство не оставите отвечать тому же преемнику: 1) что ни законы, ни достоинство Православной Церкви не дозволяют, чтобы Римско-католическое духовенство допущено было к проверке действий духовенства Православного, а потому и епархиальное начальство Литовской епархии никогда не допустит, дабы присоединение к Православию лиц Римско-католического исповедания, последовавшее законно и со взятием надлежащих подписок от присоединившихся, могло быть предметом таковой проверки и рассмотрения со стороны означенного Римско-католического духовенства, и 2) что другие дела между Православным и Латинским духовенством могли бы, разумеется, по большей части прекращаться миролюбивыми и беспристрастными сношениями епархиальных начальств, чего Литовское епархиальное начальство не отклоняло и не отклоняет, но, судя по неприязненному расположению и действиям Римско-католического духовенства относительно Православных и духу отношений Виленского Римско-католического епархиального начальства, для подобного окончания дел к сожалению ещё время не наступило. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 19 января за 77, со сведениями о содержании, получаемом преосвященным Иосифом, викарным епископом Михаилом, членами консистории, священнослужителями кафедрального собора и начальниками монастырей

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В неизреченной своей милости, Господь Бог сподобил меня пройти благополучно двадцатипятилетнее служение в архиерейском сане. Желая возблагодарить его за сию милость посильным облегчением участи бедствующих, предлагаю Виленскому кафедральному собору собрать ближайшие сведения о бедных народа Вильно, без различия вероисповеданий, и разделить между ними препровождаемые при сём 500 рублей серебром. Г. Виленскому военному губернатору Бибикову, от 18 августа за 2194, об арестанте еврее Лифанде, желающем принять святое крещение В принимаемых на лоно Православной Церкви иноверцах, а тем более евреях, предполагается испытанная чистота намерений и знание главнейших истин нашей веры. Еврей Лифанд, находящейся под военным судом, по столь важному делу, каков выпуск фальшивых ассигнаций, необходимо должен подозреваться в намерении избежать заслуженного наказания крещением в Православную веру: а потому испытание чистоты его намерений заслуживает, возможно, тщательного удостоверения. Между тем, это испытание и наставление в истинах христианской веры еврея Лифанда будет в настоящем его положении довольно затруднительно, по случаю строгого заключения. Потому я полагал бы более полезным и удобным предоставить просителю осуществить своё намерение принять крещение там, где он водворен будет после совершения суда. Уведомляя о сём ваше высокопревосходительство, вследствие отношения вашего, от 10 сего августа за 1103, долгом считаю присовокупить, что если вы найдете возможным облегчить доступ духовенству к помянутому еврею Лифанду, то мною назначен будет священник для нужного испытания и наставления этого арестанта и затем для дальнейшего о нём распоряжения по усмотрении обстоятельств. В ожидании ответа вашего, милостивый государь, имею честь быть. Г. Виленскому военному губернатору Бибикову, от 20 августа за 2216, о взаимных жалобах помещика Скродзкого и священника Блотской церкви Станкевича, и о невозможности удаления сего последнего от места без удостоверения в справедливости взводимых на него обвинений

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010