Веруйте, возлюбленные, что Господь «не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» ( 1Кор.10:13 ) и «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь« ( Евр.2:18 ), – «только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраните до конца» (см.: Евр.3:6 ) и «не ожесточите сердец ваших в день искушения« ( Евр.3:8 ). В этом «увещавайте друг друга и назидайте один другого... Утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем». Не воздавайте «злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем« ( 1Фес. 5:11, 14–15 ). «Терпением и утешением из Писаний» сохраняйте «надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса« ( Рим.15:4–5 ), и «братство любить» (см.: 1Петр.2:17 ), как заповедовали нам апостолы. «Стойте в вере« ( 1Кор.16:13 ) на недвижимом камени Православия, по заветам святоотеческим, и легко для вас будет бремя испытания вашего, и будет «надежда наша о вас тверда» ( 2Кор.1:7 ). Чада мои. Ведомо вам, что не впервые Литовскую Церковь постигает испытание веры под чужеземной властью и проповедью «иного упования». Но, верные заповедям Христа Спасителя, заве- там апостольским и наставлениям святых отцов и учителей Церкви Православной, предки ваши «во всеоружии Божием» смогли «противостать всем козням вражиим« (см.: Еф.6:11 ) и сохранили вам в драгоценное наследие веру святую. В крепком стоянии за истину Православия как святыню народа русского они не щадили своей жизни и сияют ныне немеркнущими и путеводными для вас звездами исповедников и мучеников – на небе Церкви Литовской. Во дни испытания вашего «горе имейте сердца», возведите духовные взоры ваши к этому небу, и вы узрите путь ко спасению: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Поминайте святых мучеников, первенцев Антония, Иоанна и Евстафия. Воодушевляемые их святым примером, предки ваши оставили вам в святое наследие и крепости веры, под кров и во ограде коих вы можете укрыться в дни испытания и найти надежные средства обороны от козней диавольских: это братства Церкви Литовской – древнее виленское Свято-Духовское и позднейшие ковенское Свято-Николаевское, гродненское Софийское и иные западнорусские братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

О получении и о рассылке означенных медалей имеет консистория мне донести. Святейшему Правительствующему Синоду, от 30 июня за 949, с ведомостью о церковных причтах, определённых по девяти уездным городам Виленской губернии Указом Святейшего Правительствующего Синода, от 14 августа прошлого 1840 года, объявлено мне Высочайше утверждённое положение Святейшего Синода об учреждении церковных причтов в уездных городах Виленской губернии и предписано заместить сии причты достойными священно и церковнослужителями, и об окончательном замещении донести Святейшему Синоду. По отдалённости означенных городов от прочих церквей Литовской епархии, по необходимости заместить причты Виленской губернии лучшим духовенством, по скудости управляемой мною епархии в хороших церковнослужителях, замещение означенных выше 9 причтов не могло вскоре совершиться, но происходило постепенно. Ныне, с Божией помощью, все священнические, диаконские, дьячковские и пономарские должности по тем причтам замещены соответственными своему назначению лицами, по Высочайше утверждённому штату, и только не определены просфирни в гг. Тельши и Поневеж. Донося о сём Святейшему Синоду, долгом поставляю представить при сём именную ведомость священно и церковнослужителям, а также просфирням, определённым в помянутые выше 9 причтов, с показанием времени определения каждого. Святейшему Правительствующему Синоду, от 30 июня за 950, с просьбою о возврате 500 р. сер., выданных в пособие десяти причётникам, определённым в уездные города Виленской губернии При рапорте моём, от нынешнего числа за 949, имел я честь представить Святейшему Синоду ведомость священно и церковнослужителям, определённым в уездные города Виленской губернии. В числе упомянутых в той ведомости церковнослужителей большая половина отправлены к нынешним местам из губерний Минской, Гродненской и даже Волынской, именно: 1) дьячек Иван Проневский, 2) дьячек Павел Сухецкий, 3) пономарь Илья Говорский, 4) пономарь Осип Подгайский, 5) пономарь Инуарий Андржеевский, 6) пономарь Викентий Кончевский, 7) дьячек Софроний Пигулевский, 8) пономарь Пётр Дашкевич, 9) дьячок Григорий Смородский; 10) пономарь Осип Нет. Все сии церковнослужители, по отдалённости местожительства и бедному состоянию, не могли отправиться к назначенным местам и обзавестись там собственными средствами. Как же указом Святейшего Синода, от 29 марта сего года за 3228, для церковнослужителей, определяемых в уездные города Виленской губернии из других губерний, предназначено единовременное пособие каждому в 50 руб. сер. на проезд и обзаведение: то, по моему распоряжению, упомянутым 10 церковнослужителям выдано консисторией Литовскою по 50 руб. сер. каждому, и нужные для сего деньги, всего 500 руб. сер., заимствованы консисторией из суммы, отпущенной по распоряжению Святейшего Синода на удовлетворение жалованьем церковных причтов по уездным городам Виленской губернии, не израсходованной ещё по неполному до сего времени комплекту тех причтов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Герои «Повести о чудесах Виленского креста» – муромец, купец гостиной сотни Тарасий Борисов сын Цветнов, по прозвищу Богдан, и арзамасец, сын боярский Василий Сергеев сын Микулин – реальные исторические лица (см. об этом Брун Т.А. Муромская «Повесть о чудесах Виленского креста» IITOДPЛ. Л., 1979. Т. 34. С. 323–326). Описываемое в Повести событие – передача чудотворного креста – точно датировано в тексте памятника действие происходит в июле 1658 г., «в субботный день». Однако, несмотря на такую конкретность дат и описаний, вопрос о времени создания памятника достаточно сложен. Исследовательница Повести Т.А. Брун первоначально датировала ее последней третью XVII в., однако позднее перенесла датировку памятника в первую половину XVIII в. на основании анализа перечня частиц от мощей, содержавшихся в Виленском кресте, который включают все списки Повести (см. Брун Т.А. Одатировке «Повести о чудесах Виленского креста» II Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 2. XVII–haчaлo XVIII в. М., 1989. С. 206–216). Точность же описаний Повести и сохранившиеся в ней следы устного рассказа объясняются, по мнению исследовательницы, тем, что письменным источником Повести о Виленском кресте, вполне вероятно, могла послужить челобитная ее героя сына боярского Василия Микулина о его «полонном терпении». Однако отсутствие полного текстологического анализа всех сохранившихся списков памятника (а они содержат различные варианты текста) не позволяет считать вопрос о времени создания «Повести о чудесах Виленского креста» окончательно решенным. С учетом некоторых новых материалов (см. Руди Т.Р. Еще раз о датировке «Повести о чудесах Виленского креста» II ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 52. С. 232–242) наиболее вероятной нам представляется датировка памятника концом XVII в. Все сохранившиеся списки Повести (18) поздние они датируются 2-й – 4-й четвертями XVIII в. и известны только в составе «муромских сборников». В настоящем издании текст «Повести о чудесах Виленского креста» публикуется по списку последней четверти XVIII в. – ИРЛИ, Древлехранилище им. В.И. Малышева, собр. Ф.А. Каликина, 39, л. 12–15 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вследствие правительственных распоряжений, Литовское епархиальное управление, в исходе сего апреля и начале наступающего мая месяцев, переводится из Жировиц в город Вильно. По случаю сему, покорнейше прошу ваше превосходительство: прислать подорожную по казённой надобности для меня собственно на 10 лошадей от Жировиц в город Вильно и по Виленской губернии, да при том 4 бланковые подорожных, тоже по казённой надобности, каждую на 3 лошади, расстоянием от города Слонима до города Вильно, которые мог бы я употребить соответственно надобности при отправлении в Вильно членов консистории и других чиновников. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову (конфиденциально), от 10 апреля за 975, о разрешении, как расходовать сумму 1.645 руб., назначенную на усиление штата Виленского Святодухова монастыря Конфиденциальным отношением к вашему сиятельству, от 7 марта прошлого года за 443, ходатайствуя о перечислении к Святодухову Виленскому монастырю штатной суммы, остающейся от переведения в третий класс Виленского Свято-Троицкого монастыря, в числе 1.645 рублей серебром, просил я о составлении нового штата для Святодухова монастыря по представленному проекту. Ныне указом Святейшего Синода, от 22 истекшего марта за 2620, дано мне знать, что означенная сумма 1.645 руб. сер. перечислена к сему монастырю на усиление штата оного, но о самом штате ничего не сказано. Между тем причины, по которым испрашивалось мною усиление штата Виленского Святодухова монастыря, ныне же требуют удовлетворения, как по размещении прежних иноков Троицкого монастыря, переводимого в низший класс, так и в особенности по необходимости, с перемещением ныне в Вильно епархиального начальства, поместить в Духовом монастыре самых лучших иноков. Посему долгом поставляю просить покорнейше посредства вашего сиятельства, чтобы снабжен я был разрешением: могу ли из означенных выше 1.045 руб. сер., назначенных на усиление штата Виленского Духова монастыря, увеличивать жалованье инокам оного против прежнего штата? могу ли я увеличивать против того штата самое число простых и чиновных иноков? и вообще могу ли применяться к проекту штата, приложенному при означенном выше отношении моём, за 443? или же должен во всём этом ожидать составления и Высочайшего утверждения нового штата для Виленского Духова монастыря, на какой предмет назначена уже помянутая сумма 1.645 рублей серебром. Начальнику Виленской губернии Жеребцову, от 11 апреля за 987, об охранении разного казённого и церковного имущества, перевозимого из Жировиц в Вильно

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

По сим уважениям, в наступающий 13-й день июня, я предположил отслужить предписанное Св. Синодом молебствие только в одном Жировицком кафедральном соборе и о том предложил ныне же преосвященному Михаилу, викарию Литовской епархии. По последствиям оного и по объяснениям с благочинными, я буду в состоянии представить начальству мнение своё: полезно ли отправлять помянутое молебствие в воссоединённых церквах на грядущие времена, или нет. Препровождая при сем рапорт мой в Св. Синод по означенному выше указу, имею честь быть. 55. Список с рапорта Святейшему Синоду, от 10 июня 1840 г. за 647, с мнением насчёт учреждения Православных причтов по уездным городам Виленской губернии Указом Его Императорского Величества из Св. Синода, от 22 истекшего мая за 5869, предписано мне сообразиться и представить Св. Синоду мнение, насчёт учреждения причтов Православных по губернии Виленской. Из прописанной справки в сем уже самом указе видно, что, за назначением Православных священников в разные места Виленской губернии, число Православных людей оказалось всюду гораздо более, иногда в несколько крат, противу того, как показываемо было прежде. Сие разбросанное по всей губернии Православное стадо, по благости Всевышнего, час от часу умножается присоединяющимися к Православию лицами Римского и Протестантского исповеданий, а также раскольниками. Сих последних считается по губернии Виленской до двадцати пяти тысяч, и нельзя терять надежды на их обращение к Православной Церкви. Сверх того, стадо Православное в сей губернии должно увеличиваться людьми воссоединённого из бывшей Унии народа, коих помещики часто сюда переводят из своих имений по другим губерниям. Между тем, кроме города Вильна, Ковна и Новоалександровска, ни в одном уездном городе Виленской губернии не имеется ныне Православного священника, потому что из вызванных из других епархий священников в города Ошмяну, Вилкомир и Свенцяны, первый преставился, а два последние по истечение годового срока возвратились на прежнее местожительство. Засим, состоящие по всем городам Православные чиновники и разбросанный повсюду Православный народ остаются не только без богослужения, но даже без удовлетворения самым необходимым духовным требам, и должны подвергаться – одни тягостнейшей душевной скорби, а другие религиозному равнодушию или даже совращению к иным вероисповеданиям. Сверх того, обильная предстоящая жатва на пользу Православной Церкви не только остаётся без движения, но и новообращённые к оной чада лишены дальнейшего утверждения и духовного призрения. С другой стороны, по возникшим часто делам из столкновения с другими исповеданиями, весьма затруднительно, а иногда и невозможно назначить духовных депутатов; а даже для строящихся ныне в Россиенах, Вилкомире, Свенцянах и Ошмяне, и имеющихся строить в других городах Православных церквей нет священников, коим бы можно было поручить надзор за работами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

К отделению богословскому относятся: 1) Священное Писание с еврейским языком, 2) Нравственное и Пастырское богословие, 3) Церковное законоведение, 4) Церковная словесность или Гомилетика с историей духовной литературы, 5) Теория общей словесности с историей литературы (в качестве науки вспомогательной). К отделению церковно-историческому: I) Библейская история и Библейская археология, 2) Общая церковная история, 3) Патристика, 4) Церковная археология и Литургика, 5) Гражданская история, общая и русская (в качестве вспомогательной науки). К отделению историко-филологическому. 1) Общая история, 2) Теория общей словесности с историей литературы, общей и русской, 3) Греческий язык и Словесность, 4)Латинский язык и Словесность, 5) Русский язык и славянские наречия. IV. Для помещения духовной Академии в Вильно нет нужды строить новое здание, а есть готовый, весьма хороший и обширный дом, в котором и прежде помещалось учебное заведение. Ныне он состоит в ведении Министерства Народного Просвещения и отдается в наем. Если дом этот будет уступлен духовной Академии, в таком случае потребуются только небольшие издержки, чтобы вновь приспособить здание для помещения в нем учебного заведения. V. Число преподавателей и прочих служащих лиц в Виленской дух. Академии должно быть, по меньшей мере, такое же, какое определено, по новому уставу, в каждой из других наших Академий (ибо в Виленской, кроме богословских отделений, предполагается еще особое отделение историко-филологическое), – и всем этим лицам нет основания не дать такого же точно жалования, какое назначено им в прочих академиях. Равным образом и на учебные пособия, хозяйственные и другие расходы нельзя не назначить для Виленской Академии, по крайней мере, такой суммы, какая назначена для Академий Киевской и Казанской. Можно уменьшить только число казеннокоштных студентов в Виленской Академии, сравнительно с другими Академиями и ограничить здесь это число 80-тью или даже 60-тью, тогда как в Академиях – С.-Петербургской, Московской и Киевской оно восходит до 120-ти в каждой, а в Казанской до 100, – чрез что сократится и сумма, потребная на содержание академических студентов в Вильно. Соответственно всему этому проект штата Виленской дух. Академии будет следующий:

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Во 2-й пол. XIX и в нач. XX в. некоторые местные старообрядцы, прежде всего малоземельные, переселялись в Западную и Северную Л., где появились старообрядческие общины: Дваржищская (позже Дварчяйская, ныне Радвилишкский р-н), Вегерская (Вегеро-Сугинтская, ныне Мажейкяйский р-н), Дубянская (Дубиняйская, ныне Шяуляйский р-н), Жемельгофская (позже Вилейшская, ныне Пакруойский р-н) и др. В это время среди потомков федосеевцев на территории Л. постепенно происходило утверждение брака и сближение с поморским брачным обществом, завершившееся к 10-м гг. XX в. Также шел процесс объединения поморцев. В нач. XX в. Виленская община стала региональным центром поморцев-брачников. В 1901 г. в Вильне состоялся 1-й съезд духовных наставников под председательством наставника Д. В. Батова (Тула), начетчика Т. А. Худошина (Саратов) и попечителя Виленской общины Пимонова. Правовое положение староверов коренным образом изменилось в 1905-1906 гг. В 1905-1915 гг. староверие в Виленской и Ковенской губерниях переживало подъем. В янв. 1905 г. в Вильне прошел съезд старообрядцев Северо-Западного, Привислинского и Прибалтийского краев и др. городов Российской империи, способствовавший утверждению брака среди беспоповцев. Поморцы Л. активно участвовали в подготовке и проведении 1-го Всероссийского собора поморцев в Москве (1909), в деятельности Совета Всероссийских соборов и съездов поморцев, приемлющих брак (Пимонов был заместителем председателя Совета, наставник Виленской общины С. Ф. Егупенок - членом Совета). В нач. XX в. в Виленской губ., по неполным сведениям, имелось 26 староверческих общин, в Ковенской губ.- 42 общины (не менее 11 общин из 68, действовавших в 2 губерниях, возникли после 1905). По сведениям властей, до 1915 г. в Виленской и Ковенской губерниях проживало ок. 81 тыс., по др. данным - до 100 тыс. старообрядцев. Осенью 1915 г. нем. войска оккупировали территорию Л. Мн. старообрядцы были вынуждены уехать, они вернулись в родные места в 1918-1920 гг. С 20-х гг. XX в. в Л. окончательно утвердились вероучение и богослужебная практика поморцев, началось формирование адм.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

устава Виленской Римско-Католической духовной академии . Положение о Виленской Римско-Католической духовной академии Глава первая. О цели, составе и зависимости академии 1) Духовная Римско-Католическая академия в Вильно учреждается: а) для доставления Виленской епархии нужного по её ведомству духовенства; в) для высшего образования духовных лиц, предназначающихся к главнейшим должностям по Римско-Католической в России иерархии. 2) Соответственно сей двойной цели, и духовная академия состоит из двух отделений. 3) Первое из них, заступая место бывшей епархиальной Виленской семинарии, пополняется клириками одной Виленской епархии, коих полагается на фундушевом содержании 60. 4) Во второе отделение, состоящее из 40 воспитанников на фундушевом содержании, поступают способнейшие из духовных, кончившие учение в низшем отделении академии и Римско-Католических епархиальных семинариях. 5) Сколько каждая из Римско-Католических епархий имеет посылать духовных в число помянутых 40 воспитанников высшего отделения академии, назначает Римско-Католическая духовная коллегия с утверждения министра внутренних дел. 6) Кроме того, в оба отделения академии и в число определённых для оной 100 фундушевых воспитанников назначаются по усмотрению министра внутренних дел по нескольку клириков из Армяно-Католиков, в России пребывающих, для доставления сему Обществу собственного духовенства, ныне из-за границы выписываемого. 7) Независимо от воспитанников, на фундушевом содержании состоящих, дозволяется принимать в академию и своекоштных, с помещением ли за условленную цену в самом заведении, или вне оного жительствующих. 8) Для преподавания наук в академии назначаются семь профессоров, четыре адъюнкта и три лектора для языков. 9) Управление академии вверяется особому правлению, которое состоит в непосредственной зависимости Римско-Католической духовной коллегии и главном ведомстве министра внутренних дел. 10) Сверх того, ближайший надзор и попечение о преуспеянии сего высшего учебного заведения предоставляется местному епархиальному начальнику. Глава вторая. О составе и образе действия академического правления

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

XIII. Отношение Временной Комиссии по устройству и управлению Виленской Публичной Библиотеки, от 26 февраля за 147: „Комиссия по управлению Виленской Публичной Библиотеки постановила обратиться к Вашему Преосвященству с покорнейшей просьбой, не признаете ли возможным сделать распоряжение о бесплатном отпуске Виленской Публичной Библиотеке, для пополнения ее собраний, по 1 экземпляру всех печатных диссертаций на ученые степени, которые имеются в достаточном количестве в академическом архиве или библиотеке. Находясь на Западной окраине без высшего учебного заведения и будучи здесь единственным правительственным учреждением этого рода, Виленская Публичная Библиотека крайне нуждается в научной русской книге, и, в виду ограниченности своих материальных средств, принуждена обращаться с ходатайством о поддержании ее посильными пожертвованиями“. Справка: 1) Прежде вышедших в свет диссертаций на ученые богословские степени имеется: в академическом архиве – не более, как по одному, а в фундаментальной академической библиотеке – не более, как по два экземпляра. – 2) Из ныне представляемых каждым докторантом или магистрантом 65-ти экземпляров их диссертаций, по представлении из них 16-ти экземпляров в Святейший Синод и Его Высокопреосвященству и раздаче значительной части остающихся экземпляров членам академической корпорации, – для рассылки по духовным ака- —100— демиям, университетам и высшим учебным учреждениям Империи остается не более 9–10 экземпляров. Определили: Не имея возможности удовлетворить просьбу Комиссии в том виде, как она изложена в отношении, – предложить г.г. профессорам и преподавателям Академии, – не пожелает ли кто из них пожертвовать свои ученые труды и издания на пополнение Виленской Публичной Библиотеки. XIV. Отношения: а) Императорского Российского Посольства в Лондоне, от 26 февраля за 417: „Императорское Посольство имеет честь препроводить письмо Лондонской Библиотеки по вопросу обмена изданиями. В виду исключительного положения и большого значения этого института, Императорское Посольство признало бы такой обмен весьма желательным и считает долгом с своей стороны горячо поддержать предложение Лондонской Библиотеки“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По окончании СПбДА Ж. преподавал арифметику и географию в Полоцком ДУ (1881-1883). С 13 окт. 1883 до 2 марта 1884 г. занимал должность помощника смотрителя Виленского ДУ, со 2 марта 1884 г. преподавал церковную историю в Литовской ДС и в Виленском жен. уч-ще Духовного ведомства. Ж. первым среди отечественных историков обратился к истории образования в Западном крае, находившегося преимущественно в руках униатов и римо-католиков. Католич. образованию в Вильне Ж. посвятил статьи: «Об основании и устройстве главной духовной семинарии при Виленском университете (1803-1832 гг.)» (Там же. 1887. Ч. 1. С. 237-286; отд. отт.: СПб., 1887), «О профессорах богословского факультета Виленского университета в настоящем столетии» (ХЧ. 1888. Ч. 1. C. 367-409, 556-595), а также отзыв об опубликованном в Вильне отчете ректора С.-Петербургской римско-католич. академии Ф. А. Симона за 1887/88 уч. г. (Academia Caesarea Romano-Catholica Ecclesiastica Petropolitana anno academico. 1887-1888//Литовские ЕВ. 1888. 11; отд. отт.: Вильна, 1888). В статьях «Сенатор Новосильцев и Виленский профессор Голуховский (эпизод из истории Виленского университета 1823-1824)» (ИВ. 1887. Т. 29. 9. С. 603-619), «Попечитель Новосильцев в сетях базилианской интриги» (Литовские ЕВ. 1888. 39. С. 333-334), «Первый русский попечитель Виленского учебного округа (Новосильцев)» (ХЧ. 1892. Ч. 1. С. 362-398) Ж. проанализировал отрицательное, на его взгляд, влияние католичества и польского элемента в Виленском учебном округе. По оценке Ж., Виленский ун-т при имп. Александре I стал центром полонизации в Западном крае в большей степени, чем при польск. владычестве. Ж. ратовал за создание в Вильне высшего православного духовно-научного просветительного центра, в т. ч. и «для общего укрепления и прояснения православно-русского народно-государственного самосознания» (Записка о духовной академии в Вильне. СПб., 1914. С. 22). 8 окт. 1891 г. совет СПбДА единогласно избрал Ж. доцентом кафедры рус. гражданской истории на место умершего 23 авг.

http://pravenc.ru/text/182349.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010