Виленский Троицкий монастырь стал прибежищем гонимого Стефана Зизания, который произнёс здесь смелую проповедь против унии, после чего униатский митрополит Ипатий Поцей распорядился опечатать храм и " вразумить " православных. Впоследствии братство при монастыре продолжало защиту Православия, развив широкую издательскую деятельность. Примечательно сочинение " Антиграфы " составленное знаменитым членом братства Мелетием (Смотрицким) в ответ на клеветническую книгу Поцея " Гармония " . В это время один из православных пытался совершить покушение на жизнь митрополита Ипатия Поцея, но тот остался невредим. Покушение осложнило положение, и в 1609 году Троицкий монастырь и церкви в Вильне были отняты у православных. Виленское братство лишилось многих своих членов, которые перешли в унию. Братство вынуждено было перебраться к церкви Святого Духа, построенной близ Троицкого монастыря в 1597 году. Сюда же были перенесены остатки браского имущества и типография, которая продолжала работать на поприще просвещения. Выход из печати очередной полемической книги Мелетия (Смотрицкого) " Фринос " послужил поводом для закрытия типографии, а ее работники были заточены в тюрьму. Среди них был и корректор Лонгин (в монашестве Леонтий) Карпович, ставший впоследствии первым настоятелем Свято-Духова монастыря. Свято-Духов монастырь в Речи Посполитой [ править править код ] Православный монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, видимо, возник сразу после этих печальных событий - около 1609 года. Братство при монастыре также стало называться Свято-Духовым. Архимандрит Леонтий (Карпович) ввел в обители общежительный устав и урегулировал жизнь братии. В первой половине XVII века монастырю и братству помогали его постоянные покровители Лаврентий Древинский, князь Богдан Огинский, мещанин Семен Азарич и многие другие. Когда положение Православной Церкви в Речи Посполитой улучшилось при митрополите Петре (Могиле), к середине XVII века в подчинении Свято-Духова монастыря оказалось 17 мужских и 2 женских (Виленский и Минский) монастыря. Иноки-святодуховцы часто избирались настоятелями других монастырей. Таким образом, значение обители в Литовской части Киевской митрополии существенно возрасло.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Духовски...

Во время поездок по епархии он сурово наказывал провинившихся клириков, в т. ч. «рогатками и колодками иногда в течение нескольких недель», многих лишал сана, нерадивых монахов подвергал опале. По воспоминаниям, «приговоренного к лишению сана монахи приводили в церковь и там в последний раз облачали. Облаченный священнослужитель входил в алтарь, прикладывался к престолу и делал перед ним три поклона. По выходе из алтаря молился на все четыре стороны. После этого прощания со святыней монахи вели его в облачении в консисторию, где член консистории читал ему синодскую конфирмацию, а консисторский сторож (пристав) ножницами стриг ему волосы на голове и на бороде... Эта церемония, совершавшаяся в присутствии народа, производила всегда на ее виновника самое тяжелое впечатление». Один из тамбовских иеромонахов, приговоренный к расстрижению, повесился в консисторском карцере в ожидании церемонии. При Е. в Тамбовской епархии были отданы в солдаты неск. сот дьяков, пономарей, учеников семинарии. 10 февр. 1832 г. Е. был утвержден епископом Минским и Литовским. В связи с восстановлением Полоцкой епархии границы Минской епархии изменились, в апр. 1833 г. архиерею был пожалован новый титул - «Минский и Гродненский». В новых границах епархия насчитывала 277 приходов, однако в Гродненской губ. правосл. храмов почти не было. Стараниями Е. вскоре были открыты церкви в Волковыске, Слониме, Лиде, Новогрудке, Кобрине, Пружанах. Особое внимание Е. уделял обращению униатов в Православие, в письме настоятелю виленского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастыря архим. Платону (Рудинскому) Е. сообщал, что в течение 1833 г. он присоединил к Православию в Минской епархии до 14 тыс. чел. обоего пола и 14 приходов. Впосл. Е. писал о своей деятельности: «По Минской губернии в 1834 г., по 1-ое сентября, я успел, с помощию Божией, обратить униатов к нашей Церкви до 15 000 душ обоего пола» ( Киприанович Г. А. Жизнь Иосифа Семашки, митр. Литовскаго и Виленскаго и воссоединение западнорусских униатов с Православною Церковию в 1839 г.

http://pravenc.ru/text/186965.html

В 1705 году, во время Северной войны 1700—1721 годов, произошел визит в собор царя Петра I. Макет первоначального облика Софийского собора Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, Пётр вторгся в принадлежавший униатам собор, где хранились мощи Иосафата Кунцевича, пьяным и с солдатами. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: Eodem anno mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам [царь Пётр I] убил 4 базилиан в Полоцке»). По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов». 11 июля 1705 года, после инцидента, собор был закрыт российской армией. Первоначально Пётр I намеревался передать собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся В притворе храма был размещен пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года. Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня. После церковного собора 1839 года, открывшегося в стенах храма, собор стал православным. В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

http://azbyka.ru/palomnik/Софийский_собо...

Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ). После принятия Брестской унии духовенство литовско-белорус. части Киевской епархии сразу же почти в полном составе присоединилось к унии, поскольку здесь была сильна власть митрополита, жившего в Новогрудке (униат. митрополиты жили в городе до сер. XVIII в.). Однако местная шляхта и большинство магнатов до сер. XVII в. оставались православными или протестантами. Сразу после Брестского Собора 1596 г. униат. Киевский митр. Михаил (Рагоза) подчинил себе виленский клирос и клирос Новогрудка. Митрополит отнял в пользу униат. митрополичьей кафедры обширные владения Дятловичского мон-ря в Полесье, в нач. XVII в. они были возвращены архим. Киево-Печерского мон-ря Елисеем (Плетенецким) при помощи казаков. 20-26 июля 1617 г. в Новогрудке собрался 1-й капитул униат. монашества, что считается офиц. учреждением ордена св. Василия Великого (см. Василиане ). В этом же году при Борисоглебском соборе в Новогрудке была создана муж. община василиан, в сер. XVII в. в городе появились василианки. В 1617, 1671, 1684, 1686 гг. в Новогрудке прошли съезды ордена св. Василия Великого. К 1793 г. униат. Церковь имела в Новогрудском воеводстве мон-ри: Новогрудский, Лавришевский, Жировицкий, Бытенский, Фуровицкий, Даревский, Вольненский, Мирский, Циперский, Лысковский, Новодворский. В XVII-XVIII вв. существовал Новогрудский собор (адм. округ) униат. митрополичьей епархии. В 1793 г. была учреждена правосл. Минская епархия с центром в Слуцке, в состав к-рой вошли присоединенные к России по 2-му разделу Речи Посполитой (1793) белорус. земли; в 1798 г. епископская кафедра из Слуцка была перенесена в Минск. По 3-му разделу Польши (1795) центры униат. Киевско-Виленской митрополичьей епархии - Вильно и Новогрудок - присоединились к Российской империи. Минская епархия включала благочиния, впосл. составившие территорию Новогрудской и Лидской епархии: Лидское, Любчанское, Новогрудское, Ошмянское и Слонимское. С 1840 г. зап. часть буд.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Виленское» найдены статьи: «ВЕСТНИК ВИЛЕНСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ДУХОВСКОГО БРАТСТВА» см. «Литовские епархиальные ведомости» ВИЛЕНСКАЯ И ЛИТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви ВИЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 14 апр., 15 февр.- перенесение в Вильно в 1495) ВИЛЕНСКАЯ ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - см. Остробрамская Виленская икона Божией Матери ВИЛЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ правосл., в XVII - нач. XIX в. униатский ВИЛЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА - см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ВИЛЕНСКИЙ СОБОР Собор духовенства правосл. Киевской (Западнорусской) митрополии, заседавший в Вильно с 25 дек. 1509 по 18 янв. 1510 г. ВИЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СВЯТО-ДУХОВСКОЕ БРАТСТВО учреждено для защиты Православия на территории Литовского великого княжества Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Виленское.html

Мажейкяй. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1931 и 1933. Архитектор:В. Копылов Адрес: Литва, г.Мажейкяй, ул.Республикос, 50 Координаты: 56.317626, 22.335149 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянный храм в городе Мажейкяй первоначально был построен в 1894 году и освящен в честь сошествия Святого Духа на Апостолов. Был воздвигнут около железнодорожного вокзала на средства купца из Кронштадта И. Козловского, который пожертвовал на строительство 5000 рублей. После Первой мировой войны здание Свято-Духова храма было передано комендатуре, позднее – в ведение школы. Оно долгое время стояло в запустении, т.к. требовался капитальный ремонт. Около трехсот православных собирались молиться в лютеранском молитвенном доме или в частных домах. Несмотря на прошения в МВД и в Министерство путей сообщения, здание храма не возвратили. В 1928 году оно было перестроено в костел для учащихся. Таким образом, православные верующие окончательно лишились своего храма. В 1933 году православным удалось воздвигнуть новую небольшую деревянную церковь в честь Успения Божией Матери, на строительство которой правительство выделило 5000 литов и лесоматериал также на 5000 литов. Иконостас для новой церкви и прочую церковную утварь со старого храма возвратить не удалось – ей был передан иконостас из военной церкви Алитуса. По данным Епархиального Совета, в 1937 году постоянных прихожан Успенского храма было 379 человек. В советские времена приход был официально зарегистрирован в 1947 году. По материалам официального сайта Виленско-Литовской епархии Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=27423

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ († 1862), архим., наместник виленского (вильнюсского) в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря (1845-1862), постриженик Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пуст . А. прославился как поборник чистоты Православия, являлся ближайшим помощником воссоединителя униатов с Православием митр. Литовского Иосифа (Семашко) . В 2001 г. в Комиссию по канонизации святых Белорусского экзархата поданы материалы о прославлении А. в лике местночтимых святых. Лит.: Виленский Свято-Духов мон-рь/Сост. Ф. Смирнов. Вильна, 1888. С. 314, 339; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пустынь. М., 1994. С. 17; он же. Глинский патерик. М., 1996. С. 239. Н. В. Маслов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )

http://pravenc.ru/text/115906.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Авраамий (Флоринский). Гравюра Ф.Алексеева. 1843 г. (ГИМ) (Флоринский; ок. 1720 - 30.04.1797, Ростов), архим., проповедник. Выпускник КДА. В 1753 г. принял монашество. В 1757-1758 гг. проф. философии и префект КДА. В сане архимандрита был настоятелем мон-рей виленского Сошествия Св. Духа на апостолов (1758-1762), владимирского Царево-Константинова (1762-1773, в тот же период занимал должность ректора Владимирской ДС), борисоглебского на р. Устье (1773-1775), Авраамиева ростовского в честь Богоявления (1775-1786) и Димитриева Спасо-Яковлевского ростовского (1786-1797). Основной научный труд А., предпринятый по указу Святейшего Синода,- перевод «Бесед» свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (М., 1781) и на Евангелие от Иоанна (М., 1793), что явилось результатом исправления более старого перевода «Бесед», изданных в 1664-1665 гг. Рукописное собрание проповедей А. находилось в Авраамиевом ростовском мон-ре, было ок. 1916 г. набело переписано и выслано свящ. Павлу Флоренскому (в наст. время находится в МФ). Соч.: Слово в день памяти Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца. М., 1807; Слово во святый Великий Пяток. М., 1807. Лит.: Евгений. М., 1995. С. 26-27. Б. К. Кнорре Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт

http://pravenc.ru/text/62926.html

Автор для убеждения своего читателя берет Служебник, изданный в Москве 1617 г., в Вильне в 1583 и в Стрятине 1604 г., сравнивает указания этих Служебников относительно количества просфор и относительно расположения частиц на дискосе с теми указаниями в Служебнике Киевского издания 1620 года и приходит к такому благоприятному для него заключению, «что издатели рассматриваемого нами Служебника (т.е. 1620 г.) не согласны в данном случае ни с одним из означенных Служебников и, предостерегая иереев от ошибочных мнений в оных, делают наставление располагать частицы иначе, именно так, как практикуется это в православных служебниках настоящего времени». Но уже одно то, что для сравнения рассматриваемого Служебника 1620 г. г[осподин] Голубев взял Служебники не одного времени, делает его вывод не вполне верным. А если рассматривать его заключение само по себе, то оно даже едва ли и может иметь какое-нибудь значение. На наш взгляд, рассматриваемый Служебник имеет громадное сходство в тексте и в расположении составных частей с Служебником, изданным трудолюбием иноков Свято-общ[еж]ительной обители Сошествия Пресвятаго и Животворящаго Духа в Евю в 1638 году. Разница этого последнего от первого заключается в том, что «чин благословити вино» находится в Служебн[ике] 1620 г. не после чина литургии преждеосвященных Даров, а в конце Служебника после отпустов. В этом Виленском Служебнике и количество просфор, и расположение частиц (на чем главным образом основал свои выводы г[осподин] Голубев) совершенно то же, что в Служебнике Киевском 1620 г. Несмотря, однако, на это сходство, мы вовсе не хотим отказаться и от того мнения, которое высказано было нашими библиографами Сахаровым и Максимовичем, что в основу Киевского Служебника лег Служебник Стрятинский. Это мнение принять можно вполне, присоединив к нему следующее: исправление же данного Служебника было сделано вполне согласно с изданием Служебника в Евю. В 1624 [г.] была издана в Киеве Псалтирь блаженного пророка и царя Давида с песнми и псалмы, избранными на праздники Господские и святых Божиих и с пасхалиею, с молитвами же и тропари по койждо кафизме.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Духа в престольном Великого Княжества Литовского городе Вильне. Сему Виленскому монастырю подсудсвенные мужеские: 1 . Кронский Троицкий в Повете Ковенском, 2 . Кейданский Преображенский в Княжестве Жмудском, 3 . Сурдецкий Сошествия Св. Духа в Повете Вилкомирском, 4 . Друйский Благовещенский в Повете Браславском в городе Друи, 5. Минский Петропавловский в Минском Воеводстве в городе Минске, 6 . Грозовский Богословский в Воеводстве Новгородском, 7 . Вевейский Успенский в Воеводстве Троцком. Тому ж Виленскому монастырю подсудственные девичьи: 1 . При Церкви Братской Петропавловской в Городе Минске, 2 . Благовещенский в Городе Вильне. Тому ж Виленскому монастырю были подсудственные, на Унию обращенные Монастыри: 1 . Соломерецкий Покровский в Воеводстве Минском, 2 . Селецкий Троицкий в Воеводстве Минском, 3 . Прилуцкий в Воеводстве Минском, 4 . Цеперский в Воеводстве Новогородском, 5. Купятицкий в повете Пинском, 6 . Новодворский в повете Пинском, 7. Троицкий в городе Вильне, 8 . Троицкая Архимандрия в городе Минске, 9 . Лищинский в повете Пинском, 10 . Голдовский в повете Лидзском, 2. Слуцкий Предмеский мужеский Троицкий в городе Слуцке. Сему Слуцкому подсудственны были мужеские: 1 . Слуцкий Братский Преображенский, 2 . Заблудовский Успенский, расстоянием от Слуцка 50 миль, 3 . Старчицкий Успенский, расстоянием от Слуцка 4 мили, 4 . Грозовский Николаевский, расстоянием от Слуцка 3 мили, 5 . Мороцский Успенский, расстоянием от Слуцка 9 миль. Тому ж Слуцкому Троицкому монастырю подсудствен был девичий Слуцкий Святого Пророка Илии. В Белоруссии мужеские монастыри: 3 . Буйницкий Сошествия Пресвятого Животворящего Духа близ Могилева, после Польским Королем уступленный Белорусскому Архиепископу Георгию. 4. Марковский Троицкий, 5. Брестский Замуховецкий Святого Симеона Столпника, 6. Яблоченский Онуфриевский, 7. Бельский Николаевский, 8. Пинский Богоявленский, 9. Тупичевский Мстиславский Сошествия Святого Духа. 10 . Кутеинский Богоявленский, близ Могилева состоящий, 11 . Дрогичинский Подлясский Троицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010