Елевферий (Богоявленский), архиеп. Литовский и Виленский. Фотография. 20-е гг. XX в. (ЦАК МДА) Елевферий (Богоявленский), архиеп. Литовский и Виленский. Фотография. 20-е гг. XX в. (ЦАК МДА) В нояб. 1918 г., с окончанием первой мировой войны, Е. смог переехать в Вильно (Вильнюс), пребывал в вильнюсском в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужском монастыре . Приступил к восстановлению в епархии церковной жизни. Был организован Литовский епархиальный совет под председательством Е., периодически проводились епархиальные собрания. Поскольку власти Литовской республики, контролирующие сев.-вост. часть епархии, первоначально отказались признать Е. главой православных Литвы, он осуществлял управление литов. приходами через своего представителя. Позднее в Литовской республике было учреждено Ковенское правосл. духовное правление. В связи с тем что с апр. 1919 г. Вильно был занят польск. войсками (за исключением периода с июля по окт. 1920), Е. оказался вовлечен в процесс устроения высшего церковного управления Православной Церкви в Польше. 24 мая 1920 г. Е. присутствовал на состоявшихся в Вильно переговорах управляющего Гродненской епархией Белостокского еп. Владимира (Тихоницкого) с представителями Мин-ва исповеданий и Отд-ния по национальностям и вероисповеданий Генерального комиссариата Восточных земель Польши. В результате переговоров было достигнуто соглашение, согласно к-рому Польское гос-во признавало за еп. Владимиром временные права на церковное управление правосл. приходами на территории Польши. Е. твердо поддерживал позицию еп. Владимира по сохранению канонических связей с Московской Патриархией. Это противоречило намерениям польск. властей поставить правосл. епархии под свой контроль, отделить их от Русской Церкви. 17 апр. 1921 г. еп. Владимир и Е. по поручению Патриарха Тихона хиротонисали в виленском Свято-Духовом мон-ре во епископа Бельского Сергия (Королёва) , назначенного временным управляющим Холмской епархией. Хиротония не была согласована с польск. властями, и они отказались признать нового архиерея, разорвали контакты с еп. Владимиром.

http://pravenc.ru/text/189717.html

Еп. Ювеналий способствовал упорядочиванию работы и улучшению материального положения преподавателей и воспитанников учебных заведений духовного ведомства. В частности, в 1869-1870 гг. он возглавлял Особый комитет по проверке составов и журнальных постановлений Рязанских училищных съездов. 16 авг. 1871 г. еп. Ювеналий был перемещен на Архангельскую кафедру, после чего М. в. более года не замещалось. 18 янв. 1873 г. Михайловским епископом был назначен смотритель Рязанского ДУ архим. Василий (Левитов) , 11 февр. была совершена его архиерейская хиротония. 11 дек. 1877 г. состоялось открытие епархиального братства свт. Василия Рязанского; согласно Уставу братства, председателем его Совета являлся Михайловский архиерей. 11 янв. 1880 г. еп. Василий был переведен на Тобольскую кафедру. 8 сент. 1880 г. Михайловским епископом был назначен ректор Калужской ДС архим. Авраамий (Летницкий ; хиротонисан 2 нояб. 1880). Его недолгое пребывание во главе М. в. совпало с присутствием Рязанского архиеп. Палладия (Раева ; впосл. митрополит) в Синоде. Приезды последнего в Рязань были кратковременными, и большую часть этого периода еп. Авраамий временно управлял епархией. 27 июня 1881 г. он был назначен епископом Брестским, викарием Литовской епархии (см. Брестское викариатство ), а на его место определен ректор Литовской ДС и настоятель виленского Свято-Духова мон-ря (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ) архим. Августин (Гуляницкий ; хиротонисан 23 авг.). 16 окт. 1882 г. он был назначен епископом Аккерманским, викарием Кишинёвской епархии (см. Аккерманское викариатство ). После этого вик-ство не замещалось до 27 янв. 1885 г., когда во епископа Михайловского был хиротонисан бывш. ректор Костромской ДС архим. свт. Иустин (Полянский) . Имп. указом от 12-27 февр. того же года был образован Рязанский епархиальный училищный совет, председателями к-рого состояли Михайловские архиереи. Еп. Иустин проводил работы по благоустройству Преображенского мон-ря: устроил хозяйственные службы, колодец, разбил палисадник.

http://pravenc.ru/text/2563816.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Юшкевич Андрей; ок. 1690, Малороссия - 17.05.1745, С.-Петербург), архиеп. Новгородский и Великолуцкий. Учился в католич. школах Польши, затем в КДА, в к-рой был оставлен преподавателем. В 1725 г. в одном из киевских мон-рей пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха, в 1731 г. назначен настоятелем виленского в честь Сошествия Св . Духа на апостолов мон-ря . В июле 1732 г., после захвата обители польск. войсками, А., ревностно отстаивавший Православие, был подвергнут притеснениям и даже избит. 10 июня 1734 г. «за утеснения от Польши» А. был вызван в С.-Петербург, назначен настоятелем московского Симонова Нового мон-ря с возведением 4 июня 1734 г. в сан архимандрита. 27 июля 1734 г. назначен членом Святейшего Синода вместо архим. Амвросий (Юшкевич), архиеп. Новгородский Амвросий (Юшкевич), архиеп. Новгородский Платона (Малиновского) . 28 мая 1735 г. получил от Синода поручение участвовать в исправлении слав. текста Библии. 2 февр. 1736 г. А. был хиротонисан во епископа Вологодского и Белозерского. Восстановил и благоукрасил вологодский Софийский собор, реформировал ДС, вызвав преподавателей из КДА. С 1739 г. присутствующий в Святейшем Синоде. В день венчания Анны Леопольдовны с Антоном Ульрихом Брауншвейгским произнес «Слово» (СПб., 1739), тираж к-рого после воцарения Елизаветы Петровны изымался и уничтожался. 29 мая 1740 г. переведен на Новгородскую и Великолуцкую кафедру, в связи с чем стал Председательствующим в Святейшем Синоде. 3 авг. 1740 г. возведен в сан архиепископа. Основал и покровительствовал Новгородской ДС, к-рая открылась 30 окт. 1740 г. в Антония Римлянина новгородском мон-ре . Пожертвовал семинарии личную богатейшую б-ку. Добивался возвращения Валдайскому мон-рю старорус. вотчин и соляных заводов. Приобрел репутацию приверженца Анны Леопольдовны и противника воцарения Елизаветы Петровны, однако после дворцового переворота 1741 г., возведшего на престол Елизавету, произнес «Слово» (СПб., 1741), в к-ром сравнил переворот с избавлением Церкви от врагов благочестия.

http://pravenc.ru/text/114422.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Черемисов Иван Иванович; род. 17.11.1939, ст. Терновка Воронежской обл.), митр. Орловский и Болховский. В 1946 г. вместе с родителями переехал в Вильнюс, окончил среднюю школу и муз. техникум. Служил алтарником, пел на клиросе в вильнюсском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ре . В 1957 г. поступил в Минскую ДС, в 1965-1968 гг. учился в МДС, затем в МДА, к-рую окончил в 1972 г. со степенью канд. богословия за соч. по кафедре Свящ. Писания НЗ «Профессор Н. Н. Глубоковский и его труд «Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу»». В 1972 г. поступил в аспирантуру при МДА, работал в ОВЦС, в 1972-1975 гг. стажировался в Экуменическом ин-те Боссэ (Швейцария). В годы учебы нес послушание личного секретаря митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) . 7 апр. 1971 г. в Покровском храме МДА еп. Дмитровским Филаретом (Вахромеевым) пострижен в монашество, 14 апр. рукоположен во иеродиакона, а 4 нояб. 1972 г.- во иеромонаха. В 1975-1982 гг. служил настоятелем и благочинным храмов Вильнюса, с 1982 по янв. 1985 г.- заместителем настоятеля Патриаршего подворья в Токио. 8 апр. 1979 г. еп. Виленским Викторином (Беляевым) возведен в сан игумена, а 24 марта 1987 г. митр. Херсонским Сергием (Петровым) - в сан архимандрита. С нояб. 1986 по апр. 1989 г. А. служил благочинным Данилова московского мон-ря . Антоний (Черемисов), еп. Красноярский Антоний (Черемисов), еп. Красноярский 22 апр. 1989 г. в Даниловом мон-ре А. был хиротонисан во епископа Виленского и Литовского. 25 янв. 1990 г. переведен на восстановленную Тобольскую кафедру, а 20 июля того же года - на Красноярскую кафедру. С 19 февр. 1999 г. архиепископ. С 17 июля по 29 дек. 1999 г. временно управлял также Абаканско-Кызылской епархией. В дек. 1999 г. Красноярскую епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , высоко оценивший труды А. по укреплению Православия в Сибири. Святейший Патриарх наградил А. орденом св. кн. Даниила Московского 2-й степени. А. награжден др. церковными и светскими наградами, является почетным гражданином Красноярска.

http://pravenc.ru/text/116028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 12.03.1750, с. Красиловка Козелецкого у. Черниговской губ.- 18 (по др. источникам, 23). 07.1820, Новгород-Северский), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский. Род. в крестьянской семье. Образование получил в Переяславской ДС и КДА. По окончании академии определен учителем грамматики и риторики в Переяславскую ДС. В 1776 г. принял монашеский постриг, через год был рукоположен во иеромонаха и назначен префектом семинарии. В 1779 г. уволен по болезни, 2 года жил в переяславском Михайловском Ефремовом мон-ре (в Полтавской губ.). В 1780 г. в сане игумена управлял заштатным Мошногорским Вознесенским мон-рем (в Черкасском у. Киевской губ.), в 1781 г.- переяславским Михайловским, через 2 года был назначен настоятелем. С 1783 г. преподавал богословие в Переяславской ДС, в 1785 г. стал ее ректором. В том же году в связи с упразднением Переяславской епархии и семинарии переведен ректором в Новгород-Северскую ДС и настоятелем Макошинского Николаевского мон-ря (в Сосницком у. Черниговской губ.) с присутствием в консистории. После учреждения в Польше православной епископской кафедры, подчиненной Святейшему Синоду (27 июля 1785), В. указами Синода от 30 нояб. 1786 г. и 31 янв. 1787 г. был назначен «старшим виленских монастырей» и игуменом Виленского (см. вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов ) и минского Петропавловского монастырей. В 1789 г., после ареста Переяславского и Бориспольского еп. Виктора (Садковского) , обвиненного польск. властями в нелояльности, В. отказался дать присягу «королю и Речи Посполитой» и, боясь преследования, бежал в Россию, в Могилёв, откуда 14 мая 1790 г. его вызвали в С.-Петербург. 22 авг. 1791 г. В. был возведен в сан архимандрита с назначением в Вяжищский новгородский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь, затем переведен в Кириллов Белый Новоезерский монастырь, с 1792 г. являлся префектом Новгородской ДС. 26 мая 1794 г. направлен Синодом к Минскому еп. Виктору (Садковскому) для помощи «ему в обращении тамошних униатов в Православие». 19 окт. 1794 г. В. назначили первенствующим членом Минской консистории с управлением Спасо-Преображенским монастырем в мест. Дятловичи Пинского у. Минской губ.

http://pravenc.ru/text/154215.html

После публикации в братской типографии антикатолич. и антиуниатского соч. Смотрицкого «Θρνος, to jest Lament, iedyney s. powszechney apostolskiey Wschodniey Cerkwie, z obiasnieniem dogmat wiary» (Плач единой святой соборной апостольской Церкви, с объяснением догматов веры) последовал королевский указ об уничтожении книг, изданных Виленским братством. На нек-рое время типография прекратила свою деятельность, вскоре она возобновила работу в Евье. В 1618 г. в Евье было напечатано соч. «Киновион, или Изображение евангельского иноческого общего жития», исследователи считают его уставом В. м. Насельники обители занимались переводами с греч. на церковнослав. язык и на просту мову (западнорус. лит. язык); в братской типографии были изданы «Молитвеник, или Требник... Из греческаго языка на словенский преведеныи и истинно изследованыи» (Вильно, 1618), «Евангелие учителное, албо Казаня на кождую неделю и свята урочистыи» Каллиста, Патриарха К-польского (Евье, 1616), «Духовныи беседы о доконалстве христиан православных» прп. Макария Египетского (Вильно, 1627), толкование свт. Иоанна Златоуста на молитву «Отче наш» - перевод Леонтия (Карповича) - «На Отче наш выклад з грецкого на руский» (Вильно, 1620). Патроны правосл. мон-рей Литвы, бессильные самостоятельно противостоять натиску гос-ва и католич. Церкви, отдавали находившиеся на их землях правосл. обители под опеку Виленского братства и В. м. Под управлением последнего состояли мон-ри: Петропавловский муж. в Минске (передан братству в 1613 основательницей мон-ря Е. Г. Стецкевич), минский Петропавловский жен. мон-рь (передан В. м. в 1618), Селецкий жен. в Минском воеводстве (основан ок. 1609), Цеперский Крестовоздвиженский муж. (основан К. Б. Долматом в 1618 как подчиненный В. м.), Успенский мон-рь в Евье (основан кн. Огинским в 1619 как подчиненный В. м.), Преображенский, основанный в 1609 г. кн. А. Корибутом-Вишневецким, слуцкий Троицкий, Купятицкий (создан в 1629/30 как подчиненный В. м.), Сурдегский Свято-Духовский (передан Виленскому братству А. Ставецкой-Городенской в 1636) и др. мон-ри. В. м. посылал в подчиненные ему обители исправных в иноческой жизни насельников, ставил настоятелей.

http://pravenc.ru/text/158674.html

наиболее активно развивается в епархиях РПЦ на Украине, в Белоруссии и Литве. На Украине Б. п. стали форпостом борьбы с расколом, католич. и униатским прозелитизмом. Одновременно они заняли жесткую позицию по отношению к гос. церковной политике, направленной на ущемление прав УПЦ МП и создание автокефальной УПЦ. В 1992 г. возник Союз православных братств Украины (с 1996 Всеукраинское православное братство УПЦ МП), объединивший ок. 40 братств. Союз издает «Вестник Союза православных братств Украины». В Белорусском Экзархате к 1995 г. действовало 14 Б. п. и 10 сестричеств, к 1 янв. 2003 г.- 27 Б. п. и 61 сестричество, крупнейшими являются братства во имя мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и Михаило-Архангельское (созданы в 1992). В белорус. братствах активно участвует молодежь, стали традиционными слеты правосл. молодежи (последний состоялся 29 июля - 1 авг. 2002 в Столбцовском р-не Минской обл.). В кон. 2002 г. в Минске при Экзархате учреждено Братство церковных звонарей. Осенью 1995 г. по инициативе представителей правосл. приходов Литовской епархии и по благословению архиеп. (впосл. митр.) Виленского Хризостома (Мартишкина) в Вильнюсе было создано Православное братство Литвы, к-рое поставило своей целью служение правосл. людям, живущим в Литве. Братство активно работает с детьми и молодежью, для к-рых с 1996 г. ежегодно устраиваются летние лагеря. В праздник перенесения мощей мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в вильнюсский в честь сошествия Св. Духа на апостолов мужской монастырь (26 июля) при участии братства организуется крестный ход по маршруту Каунас-Вевис-Тракай-Вильнюс. Лит.: Машанов М. А. Обзор деятельности братства св. Гурия за 25 лет его существования, 1867-1892. Каз., 1892; Папков А. А. Церковные братства: Кр. стат. очерк о положении церк. братств к нач. 1893 г. СПб., 1893; Первое десятилетие Прибалтийского правосл. братства с 22 сент. 1882 г. по 22 сент. 1892 г.: Кр. обзор. СПб., 1893; Цветков П. Братство прп. Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам МДА в первое 25-летие (1880-1905).

http://pravenc.ru/text/153359.html

1288 Имеется также известие, что в 1651 году при Виленском св. Духовском братстве учредилось ученическое (студенческое) братство в честь св. цар. Константина и Елены. 1289 В Галичине, кроме Львова, появилось, во второй половине XVII века, несколько таких юношеских братств, из которых мы укажем на следующие: 1) 8 мая 1656 года епископ Львовский Арсений Желиборский издал в г. Львове учредительную грамоту для младенческого церковного братства при церкви Сошествия Св. Духа, в Рогатине; 2) епископ Львовский Иосиф Шумлянский грамотою, изданною в г. Тернополе, 26 октября 1668 года, утвердил при церкви Св. Троицы заведенное духовное братство «благочестивых и благоговейных младенцев в месте Тернополе обитающих»; 3) тот же епископ, во время своего путешествия, в г. Куликове, 19 января 1670 года издал учредительную грамоту для «младенче- —41— ского братства» при Успенской церкви, и 4) в 1674 г. в г. Станиславове существовало юношеское («молодшее») братство при храме Введения Пресвятой Богородицы. 1290 Особенного значения эти юношеские братства в истории не имели, но это соединение подрастающего поколения с отцами для осуществления одной общей высокой цели, «христианского трудолюбия» и для поднятия религиозно-нравственного духа в православной церкви, указывает на предусмотрительность старших деятелей, приучавших юное поколение в годы наиболее восприимчивые к высокому служению Церкви и развивавших в них способность быть заместителями старших, когда это время естественно наступит. Как серьезно и благосклонно смотрели тогдашние высшие иерархи на это движение среди молодежи, свидетельствуют трогательные наставления Киевского митрополита Исаии Копинского, с которыми он обратился к Луцкому юношескому братству. Утвердив, как выше сказано, в 1632 году представленный устав, Киевский владыко, указав, что он «много и обильно усладился решимостью юношей обогащаться добрыми делами», писал им, между прочим: «всего более напоминаем и просим: если Господь Бог благоволит подать вам совершить что-либо, то дух гордости и тщеславия, ненависти и памятозлобия, да не имеет к вам ни малейшего доступа; но да пребывает в вас дух покорности, смирения и послушания Христова, и особенно должного почтения к старшим и родителям вашим… Собрания ваши не должны бывать без поучения и наставления книжного, во избежание празднословия, смеха и соблазна… Прилагайте, каждый по возможности своей, попечение об училище и богоугодных делах милосердия в вашем братстве».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

АНТОНИЙ (Корж; 1888-1937), иеродиакон, прмч. (1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 609-610 610-611 АНТОНИЙ († 1862 г.), архим., наместник виленского (вильнюсского) в честь Сошествия Св. Духа муж мон-ря АНТОНИЙ иконом Великой церкви в К-поле, греч. кодикограф и мелург (раб. в период с 1680 по 1725 гг.) 612-613 613-614 614-615 615-616 616-617 617-618 618-620 АНТОНИЙ (Быстров; 1858-1931), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и Церкви Русской и в Соборе Архангельских святых) 620-621 621-623 623-624 624-625 625-626 626-627 628-629 629-631 631-632 АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) 632-634 634-635 635-636 636-637 АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии 637-638 АНТОНИЙ (Радиловский; † 1585/86 ), еп. Перемышльский, Самборский и Санокский, архиерей Западнорус. митрополии 638-639 639-640 640-641 АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) 641-644 644-645 645-646 646-652 652-653 АНТОНИЙ (Шутов; 1812-1881), первый архиеп. Московский и всея Руси старообрядцев Белокриницкой иерархии 653-654 654-655 АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) 656-658 658-659 АНТОНИЙ (АВРААМИЙ) КОЖЕЕЗЕРСКИЙ († 1634), прп. (пам. местн. 27 июня, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых) 659-664 АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) 664-665 655-666 666-668 668-669 АНТОНИЙ КРАСНОХОЛМСКИЙ († 1481 ), основатель Краснохолмского мон-ря, прп. (пам. 17 янв. и в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/vol/ii.html

XVII в. перенесла туда свою деятельность (с этого времени братство именуется Свято-Духовским, см. Виленское православное Свято-Духовское братство ); др. их часть приняла униатство и осталась в Троицком мон-ре, монахи которого вскоре стали членами ордена василиан (базилиан), призванного вводить положения Брестской унии на практике. При Троицком мон-ре открылась василианская школа. К 1609 г. все виленские церкви и монастыри (в т. ч. кафедральный Успенский (Пречистенский) собор, Троицкий и Благовещенский жен. монастыри), а также имевший статус архимандритии трокский Рождество-Богородицкий монастырь были переданы под власть униат. митр. Ипатия Потея. Исключением стала Свято-Духовская ц. в Вильно и сложившийся при ней (не позже 1605) мон-рь (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мужской мон-рь ), ставший главным оплотом Православия в Л. и Белоруссии. В свою очередь крупнейшим центром униатства был василианский Свято-Троицкий мон-рь (в Вильно), куда были перенесены святыни из переданных униатам церквей, в т. ч. из Никольской и Пятницкой и Пречистенского собора, который вместе с митрополичьим дворцом был одной из резиденций униат. митрополитов Киевских и всея Руси (наряду с Новогрудком и с XVIII в. Варшавой). В адм. отношении униат. приходы Л. образовывали митрополичью епархию униат. Церкви. Постепенно виленские правосл. храмы приходили в упадок, правосл. жители города, в т. ч. радцы (члены горсовета), терпели различные притеснения от католиков и униатов. В кон. XVI - нач. XVII в. число правосл. церквей и мон-рей в Л. существенно сократилось. Тем не менее церкви и мон-ри основывались в частных владениях (как, напр., Свято-Духовская ц., а затем и мон-рь). Кн. Богдан Огинский после того как в 1611 г. основал в своем имении Евье (ныне Вевис) издававшую правосл. книги типографию, восстановил находившийся там и пришедший в упадок Успенский муж. мон-рь, а в 1619 г. отдал его под начало Свято-Духовского мон-ря. Он же в 1610 г. в Кронях (ныне Круонис) близ Кошедар (ныне Кайшядорис) построил Троицкую ц., а в 1629 г.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010