Репортажи Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу» открылась в Доме русского зарубежья «Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900–1940-е гг.» – тема экспозиции 25.04.2024 11:45 Фото: Юлия Зайцева/blagovest-info.ru Москва, 25 апреля, Благовест-инфо. Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900–1940-е гг.» открылась 24 апреля в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына (ДРЗ). В экспозиции представлены живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, фотография, архивные документы известных художников, многие произведения которых экспонируются впервые. Вот неполный перечень имен художников, которых представляет куратор и автор идеи проекта искусствовед Любовь Агафонова: Лев Бакст, Иван Билибин, Леонид Браиловский, Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Александра Коновалова, Павел Корин, Клавдий Лебедев, Михаил Нестеров, Николай Рерих, Борис Смирнов-Русецкий, Андрей Рябушкин, Дмитрий Стеллецкий, Василий Чекрыгин, Алексей Щусев. Выставка входит в многочастную серию в рамках проекта «Изменившие мир. Влияние русских деятелей культуры рубежа XIX–XX вв. на мировой художественный процесс». Как отмечается в экспликации, его концепция плотно связывает литературу, живопись, историю и географию России. Исторические личности и святые, реальные исторические события или те, что стали мифом, вдохновляли художников. Выдающиеся деятели культуры и искусства посвящали этим событиям свои творческие искания. Зритель может наблюдать за интерпретацией русской истории через призму восприятия живописцев, графиков и скульпторов. Несмотря на весьма строгую каноничность ряда сюжетов, художникам всегда удавалось найти собственный стиль в композициях произведений. Фото: Юлия Зайцева/blagovest-info.ru «Выставка посвящена исключительно русской теме. Мы объединяем здесь, в одном пространстве, художников, которые работали в одно время в России и в эмиграции. У них единый подход: это любовь к России, воспевание ее истории и русское православие как основа всего. Наш Дом призван соединять разъединенную русскую культуру в ХХ столетии, наша основная задача – сшивать те раны, которые были нанесены гражданской войной. И выставка тоже этому служит», – сказал в беседе с корреспондентом «Благовест-инфо» директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин. Он пояснил, что «россыпь великих имен» представлена работами из фондов ДРЗ, Музея музыки, галереи «Веллум», а также ряда крупных частных коллекций, большинство произведений зрители увидят впервые. «Наша экспозиция подчеркивает значимость уникального самобытного искусства России в мировой культуре – это яркое проявление русской цивилизации», – добавил он.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

К. Ю. фон Бреверн Бар. Н. Б. Вольф о. И. А. Лаукайтис. Создана подкомиссия для рассмотрения проекта правил о старообрядческих и сектантских общинах в составе: о. М. В. Митроцкий Н. Ф. Каптерев М. И. Скобелев о. А. Г. Альбицкий М. А. Караулов В. Н. Львов 2-я сессия Избраны: В. К. Винберг – к.-д. Я. С. Гарусевич – польск. коло П. Н. Милюков – к.-д. бар. Г. Н. Фелькерзам – октябрист бар. О. М. фон Энгельгардт – октябрист Выбыли: Э. Б. Гуревич А. И. Парчевский кн. С. П. Мансыров Н. Б. Вольф К. Ю. фон Бреверн Комиссия имела во 2-ю сессию 11 заседаний. Избрана редакционная подкомиссия для выработки правил регистрации перехода из одного исповедания или вероучения в другое. Доложен Гос. Думе бар. Н. Б. Вольфом 20 ноября 1913 г. законопроект о церковно-приходских учреждениях Лифляндской и Эстляндской губерний. Во время «военных сессий» комиссия имела лишь единичные заседания, продолжая обсуждение пересмотренных законопроектов. Проект «правил о переходе» к концу 4-х сессий (1916 г.) передан на рассмотрение комиссии по делам Православной Церкви. Православное духовенство в Государственных Думах Преосв. Анатолий (Каменский), епископ Елизаветградский, IV Преосв. Евлогий (Георгиевский), епископ Холмский и Люблинский, II и III Преосв. Митрофан (Краснопольсий), епископ Гомельский, III, сщмч. Преосв. Никон (Бессонов), епископ Кременецкий, IV Преосв. Платон (Рождественский), епископ Чигиринский, II о. Адриановский Федор Порфирьевич, IV о. Александровский Александр Петрович, III о. Алферов Георгий Тимофеевич, IV о. Альбицкий Александр Геннадьевич, IV о. Архипов Александр Викторович, II о. Атаназевич Иван Макарьевич, III о. Афанасьев Клавдий Иванович, I о. Балалаев Николай Семенович, III о. Баранович Дмитрий Яковлевич, III о. Белозеров Евгений Николаевич, III о. Бельский Александр Георгиевич, IV о. Блажевич Митрофан Викторович, III о. Богданович Савва Никифорович, III о. Богомолов Иоанн Иванович , IV о. Борзаковский Иоанн Варфоломеевич, IV о. Бриллиантов Александр Иванович , II о. Будилович Александр Семенович, IV

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

рукописи, содержащей катену на Евангелие от Луки (Cantabr. BFBS. 213 (codex Zacynthius), VI или VIII в.). Она включает фрагменты из сочинений Оригена, Евсевия Кесарийского, Тита Бострийского, свт. Василия Кесарийского, прп. Исидора Пелусиота, свт. Кирилла Александрийского, свт. Иоанна Златоуста, Севира Антиохийского, Виктора Антиохийского и др. В лат. письменности сборники, похожие на К., появляются в сер. VI в. под влиянием греч. традиции. Т. н. Книга ответов (Liber Responsorum) свт. Виктора, еп. Капуанского († 554), представляет собой собрание схолий различных писателей на Пятикнижие, к-рые переведены на лат. язык, но принадлежат исключительно вост. отцам и учителям Церкви. Цитаты из творений лат. св. отцов и христ. писателей, сопровождающие текст Свящ. Писания, впервые появляются в кон. VIII в. в рукописях англо-ирл. происхождения, а также составляют значительную часть компилятивных толкований писателей Каролингского возрождения (Алкуин, Клавдий Туринский, Рабан Мавр, Валафрид Страбон и др.). Начиная с XII в. преобладающей формой передачи лат. К. становятся glossae ordinariae (общепринятые глоссы), основанные гл. обр. на сочинениях лат. авторов. В лит. традициях негреч. Востока более позднего происхождения (IX-XIV вв.) К., как правило, сильно зависят от греч. источников. Более всего национальный элемент заметен в сир. и арм. К. (см. ниже). Ж. Дориваль в 1975 г. высказал гипотезу, согласно к-рой Прокопий Газский не был создателем жанра К., а заимствовал его у неизвестного автора V в., жившего в Кесарии Палестинской и составившего т. н. Первую палестинскую катену на псалмы. По мнению Дориваля, хронологическая очередность появления К. должна была соответствовать не порядку книг в Библии, а их значимости в ранней Церкви, поэтому тот факт, что Прокопий не занимался комментированием Псалтири и книг НЗ, будто бы свидетельствует о том, что он не был основателем жанра К. ( Dorival. 1984. P. 146-169). Впосл. Дориваль отказался от своей гипотезы, признав, что из сохранившихся К.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Позже Диоклетиану стало известно, что и Севастьян – христианин. Император приказал арестовать его и казнить. Севастьяна привязали к дереву и пронзили стрелами, после чего его добили камнями. Подобные муки потерпели и другие христиане. Пресвитер Транквиллин был побит камнями. Маркеллина и Марка поставили на пне и прибили их ноги гвоздями. На следующий день их пронзили копьями. Никострат, Касторий, Клавдий, Симфориан и Викторин были потоплены в море. Тивурий был усечен мечом. Кастул был живой засыпан землей. Мощи мученика Севастьяна почивают в Риме, в церкви его имени. Тропарь мученикам: Смотри выше тропарь святым Виктору и Стефаниде. Священномученик Игнатий Богоносец 2 января (20 дек. по церк.кал.) Святой Игнатий Богоносец имеет особое значение для нас, потому что он близко общался с апостолами, непосредственно от них слышал христианское учение и был свидетелем распространения и развития первых христианских общин. В своих семи письмах он запечатлел для нас апостольскую эпоху. Святой Игнатий родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя. Его жизнеописание повествует, что он был тем отроком, которого Господь взял на руки и сказал: “Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное” ( Мф. 18:3 ). Богоносцем он назван потому, что, крепко любя Господа, он как бы носил Его в своем сердце. Он был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Из послания святого Игнатия к Смирнянам видно, что он был особенно близок к апостолу Петру и сопровождал его в некоторых его апостольских путешествиях. Незадолго до разрушения Иерусалима в 72-ом году скончался Евод, один из семидесяти учеников Христовых, и его преемником на Антиохийской кафедре (столице Сирии) стал Игнатий. Святой Игнатий управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет (67–107 гг.). В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

    Скан Patrologia Latina 54     PL 56: Анонимные сочинения по каноническому праву     Скан Patrologia Latina 56     PL 57: Максим Туринский     Скан Patrologia Latina 57     PL 58: Иларий (папа римский); Симплиций (папа римский); Луп из Труа; Руриций (епископ Лиможский); Виктор Витенский; Сидоний Аполлинарий; Перпетуй (епископ Турский); Цереалий Касталланский; Евгений (епископ Карфагенский); Фауст (епископ Риезский); Феликс III (папа римский); Геннадий Массилийский; анонимный «Хронологический указатель о преследованиях вандалов»     Скан Patrologia Latina 58     PL 59: Геласий I (папа римский); Авит Вьеннский; Иоанн (диакон); Фаустин; Юлиан Померий; Пруденций     Скан Patrologia Latina 59     PL 60: Пруденций; Драконций     Скан Patrologia Latina 60     PL 61: Павлин Ноланский; Клавдий Марий Виктор; Меробавд; Ориенций (епископ Ошский); Ауспиций (епископ Тульский); Павлин из Перигё; Амоэн; Дрепаний Флор     Скан Patrologia Latina 61     PL 62: Пасхазий (диакон); Симмах (папа римский); Пётр (диакон); Вигилий Тапсский; Афанасий Александрийский (перевод); Лев I (папа римский); акты Халкедонского собора; Гельпидий Рустик; Евгиппий     Скан Patrologia Latina 62     PL 63: Эннодий; Гормизд I (папа римский); Иоанн I (папа римский); Трифолий (пресвитер); Эльпида; Боэций     Скан Patrologia Latina 63     PL 64: Боэций     Скан Patrologia Latina 64     PL 65: Феликс IV (папа римский); Проспер Обращенный; Бонифаций II (папа римский); Монтан (епископ Толедский); Елевтерий из Турне; Фульгенций Руспийский; Ремигий Реймсский     Скан Patrologia Latina 65     PL 66: Иоанн II (папа римский); Агапет I (папа римский); Сильверий (папа римский); Лаврентий (епископ Новарский); Бенедикт Нурсианский; Альберик (диакон); несколько монашеских уставов; Ферреол (епископ Узеса)     Скан Patrologia Latina 66     PL 67: Дионисий Малый; Протерий (епископ Александрийский), перевод письма; Факонд (епископ Гермианы); Фульгенций Ферранд; Юст (епископ Урхельский); Вивентиол (епископ Лионский); Троян (епископ Сентский); Понтиан Африканец; Кесарий Арелатский; Рустик (диакон)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бассейны наполнены водой до самых краев, глубиной около аршина; дно их светится всеми цветами радуги, самыми яркими и чистыми. Там, где скат ровен и отлог, ручей извивается широкой лентой и расписывает дно разноцветными жилами по белому полю. Невдалеке от этих бассейнов был Плутониум – пещера, извергавшая смертоносное испарение. Страбон говорит, что испарения этой пещеры были так густы, что земли под ногами не было видно. Он сам впускал туда птиц, которые немедленно задыхались. Но в тихую погоду испарения были менее зловредны. Апулей также посещал эту пещеру и говорит о ней почти тоже, что и Страбон, но с благоговейным страхом, как бы о святилище, что дает нам понятие о том, в каком уважении было это место у древних. – Здесь-то, на обширной платформе, которая образована уступом скал, находился город Иераполис, или священный град, так названный по тем феноменам, которые в этом месте представляет природа, и по большому количеству храмов, воздвигнутых в нем разным божествам. Но, несмотря на это, политическое значение Иерополиса было ничтожно, и судьба этого города была непосредственно связана с судьбой Лаодикии. Христианская церковь была основана в Иераполе в I-м веке и ап. Павел упоминает о ней. По словам Поликрата ефесского в письме его к папе Виктору здесь проповедовал и умер ап. Филипп. По словам предания, он был распят на кресте. В конце I-ro века епископом иерапольским был Папий, известный церковный писатель, друг св. Поликарпа смирнского . В половине II-ro века епископом Иераполя был Клавдий Аполлинарий, долго боровшийся с монтанизмом и особенно известный по своей апологии христианству, какую он написал императору Марку Аврелию в 177 году. В то же правление Марка Аврелия епископом Иераполя был св. Аверкий, которого называют равноапостольным по великим подвигам, какие он предпринял для распространения слова Божия от Палестины до Рима. Когда он разрушил в Иераполе идолов, озлобленный народ устремился было, чтобы его растерзать, но, услышав его, остановился, внимая его учению от утра до вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

511 Достоверно определить, кто этот Тимофей, довольно трудно из-за отсутствия биографических данных. Однако скорее всего речь идет о епископе Александрии Тимофее Элуре (см. о нем прим. 14). Он считал, что в Христе существует только одна природа – божественная, что вполне согласуется с тем, что говорит Геннадий о сочинении этого Тимофея. Вероятно, что это та самая книга, которую Тимофей Элур послал императору Льву и которую Геннадий перевел на латынь (см. гл. LXXII). 512 Лепор (V в.), священник из Галлии. Кассиан в своей De incamatione Christi сообщает об убеждениях Лепора: Христос просто человек, который заслужил божественную славу и власть своей героической человеческой жизнью и смертью. Эта интерпретация учения Лепора может быть собственной конструкцией Кассиана. Лепор, по-видимому, как и монофизиты, объяснял воплощение как наложение божественной и человеческой природы в Иисусе. Лепор был монахом в Массилии. Епископ Прокул его изгнал за его ошибки в христологии. Лепор прибыл в Африку ок. 418 г. и, после того как осознал свои ошибки, послал Прокулу Libellus emendationis, одобренную африканскими епископами, в которой отрекся от своих ошибок. 513 Клавдий Марий Викторин (Виктор). Умер между 425 и 450 гг. Его комментарий на книгу Бытия носил заголовок «Истина», был написан в стихотворной форме, в гекзаметре, и был предназначен для употребления в школах. Также известно стихотворное произведение с заголовком «Кл. Мария В., оратора Массилийского, о порче нравов нашего времени, четвертая книга к Соломону». Учитывая стихотворный характер приписываемых Клавдию Марию Викторину произведений, с определенной долей вероятности его можно идентифицировать с поэтом Викторином, который жил в V в. и от которого сохранились произведения «О Пасхе», ошибочно приписываемое Тертуллиану или Киприану, и «О Иисусе Христе, Боге и человеке». 515 Иоанн Кассиан (ок. 360 – ок. 435 гг.), основатель монашества в Галлии и один из главных теоретиков монашеской жизни. Родом из совр. Добруджи, он принял монашество в Вифлеемском монастыре в Палестине. С 390 г. ок. 10 лет он провел в странствованиях по монастырям и скитам Египта, изучая правила и обычаи монашества. Ок. 400 г. Кассиан прибыл в Константинополь и был посвящен здесь в диаконы. В 405 г. он был отправлен Константинопольской церковью в Рим искать защиты для Иоанна Златоуста . Затем он поселился в Массилии и, сделанный пресвитером, основал здесь два монастыря – мужской и женский, по типу монастырей египетских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ведь цель так близко впереди. Ведь счастье мира так возможно, Его я чувствую... И путь Открыт... Приблизьте губы к чаше... Лишь стоит руки протянуть, Схватить его – и счастье ваше!.. Пускай, когда восторг пройдет, Разочаруемся, остынем; Хоть на единый шаг вперед Мы человечество подвинем! Меж мной и вами нет преград! Работу братскую для мира Я разделить хочу; как брат. И все сердца, и все желанья В один порыв соединим, Разрушим мир – силой знанья Из праха новый создадим!   Сильвио сходит в толпу. Народ подымает его на руки, целует одежду и уносит с криками радости.   1887 г. Дмитрий Сергеевич Мережковский Юлиан-отступник. («Смерть Богов») трагедия в 5-ти действиях Действующие лица Клавдий – Флавий – Юлиан, император. Максим Эфесский, теург. Саллюстий Секунд, префект Востока. Виктор, полководец. Орибазий, врач. Елена, супруга Юлиана. Арсиноя, патрицианка. Евстафий, Пафнутий, Пурпурий, Марис — Епископы. Памва, отшельник. Артабан, перс. Нагодарес, маг. Великий Иерофант Елевзинских таинств. Софисты, военачальники, воины, граждане, иеродумы, пресвитеры, дьяконы, монахи, женщины, девушки, дети.   Действие 1-ое: картина 1-ая: Вилла Максима близ Эфеса; картина 2-ая: Келья Елены. Действие 2-е: Дворец императора в Антиохии. Действие 3-е: Дафнийская роща. Действие 4-е: лагерь Юлиана в Персии. Действие 5-ое: там же.   354–363 по Р.Х. Действие 1-ое Картина 1-ая Колоннада виллы Максима близ Эфеса. Справа – вход во внутренние покои, закрытый тяжелой завесой. Вдали море. Вечер. Максим за круглым мраморным столом разбирает древние папирусные свитки. Орибазий входит взволнованный.   Максим. Ты из города. Орибазий? Что нового в Эфесе? Орибазий. Ничего. Христиане опять разрушают эллинские храмы. Артемидина святилища уж нет. Толпа сожгла его а сокровища разграбила. Максим. Жалкие люди. Орибазий. Я проходил по площади. Храм со всех сторон облепили монахи, точно большие черные мухи кусок медовых сот. Столбы дрожали, летели осколки нежного мрамора, казалось он страдает, как живое тело. Потом с пением молитв и хохотом толпа повлекла вниз по ступеням серебряное изваяние богини.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

Римлянин, в мире Викторин, тайно исходивший из обители на молитву в одну соседнюю пещеру. Любопытство игумена успокоено видением света и гласом небесным, возвестившим св. Емилиану прощение грехов. Пролог. 8 Преп. Феофилакта исповедника, еп. Никомедийского. Ученик св. Тарасия (25 февр.), посвященный им во епископа. Вместе с патр. Никифором увещевал Льва Армянина не восставать на иконопочитание; за сие заточен был в Стровиль (в Карии), где и скончался около 845 г. При имп. Феодоре и патр., св. Мефодии, мощи его перенесены в Никомидию. Чет. Минея (Act. SS. 8 martii. р. 787. Or. Chr. t. I. col. 392). Март. Р (называет сего святителя Феофилом). Мес. В. В службе канон Феофана. Св. священномуч. Феодорита, пресвитера Антиохийского. Был сосудохранителем Антиохийского храма, воздвигнутого Константином В. Пострадал при Иулиане от князя Иулиана, дяди Отступникова, ограбившего храм (ок. 361 г.). Чет. Минея от Великой Четии и от прочих. (Rainart. Act primorum mart, p. 588. Eadem passio in Mabillonii Analectis, p. 187. ed. Paris. 1723). Мес. В. 2 марта. В Прологе вторично 3 марта. Преп. Дометия. Скопчалсл мирно. Чет. Минея (Act. SS. 8 martii. р. 782). Мес. В. 7 марта. 9 Свв. 40 мучеников Севастийских. Воины из легиона Мелитийского, коих имена: Исихий, Мелитон, Ираклий, Смарагд, Евноик или Евник, Домн, Валент или Уал, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Кирион или Кирий, Агний, Аетий, Флавий, Акакий, Екдитий или Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон или Филоктим, Севериан, Худион, Леонтий, Кандид и Аглай. Пострадали при Ликинип от Лисия князя и Агриколая воеводы (320 г.), в Севастии арменской, быв заморожены в озере. Чет. Минея от Метафраста, Еводия, еп. Кесарийского, и прочих. (Act SS. 10 mart. Mazochii Kal. neapol. I. 83. Morcelli Kalend. CPlit. II. р. 67.) Март. H. 10 марта. Мтс. В. В службе каноны Иоанна монаха и Феофана. Св. муч. Урпасиана. Один из приближенных Максимиана Геркулия, пострадавший от него в Никомидии, около 295 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Художники выставки:Лев Бакст, Иван Билибин, Леонид Браиловский, Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Александра Коновалова, Павел Корин, Клавдий Лебедев, Михаил Нестеров, Николай Рерих, Борис Смирнов-Русецкий, Андрей Рябушкин, Дмитрий Стеллецкий, Василий Чекрыгин, Алексей Щусев и другие. Рубеж XIX и XX веков – время перемен и надвигающихся катастроф – был самым плодотворным в художественной культуре. Новые объединения – спорящие и конкурирующие между собой – от символизма до супрематизма – поочередно занимали главенствующую роль. Как пишет искусствовед Любовь Агафонова: «Напряженные философско-нравственные искания этих лет, отразились в искусстве. Поиски надмирного, того небесного, на которое человек не может повлиять, но всегда ждет оттуда помощи, идеализация исторических личностей прошлого, поиски идеального существования, которого нет в повседневности, – все это отразилось в искусстве, в творчестве художников. Ответ на духовные поиски виделся, в том числе, и в возвращении к исконно народным, религиозно-нравственным истокам». Концепция проекта плотно связывает литературу, живопись, историю и географию России. Исторические личности и святые, реальные исторические события или те, что стали мифом, вдохновляли художников. Выдающиеся деятели культуры и искусства посвящали этим событиям свои творческие искания. Нынешний зритель может наблюдать за интерпретацией славной истории через призму восприятия живописцев, графиков и скульпторов, представляющих культурное наследие отечественной истории и культуры. Несмотря на достаточно строгую каноничность ряда сюжетов, художникам всегда удавалось найти свой собственный стиль в композициях своих произведений. На выставке будут представленыредкие работы Виктора Васнецова, основоположника «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом, ставшего главным проводником от эпохи передвижничества к стилю модерн; его младшего брата Аполлинария Васнецова; редчайший подлинный этюд к великой картине Павла Корина «Александр Невский»; исторические работы мастера «опоэтизированного реализма» Михаила Нестерова(так он сам называл свой стиль); первые опыты Ивана Билибина в области монументальной храмовой росписи; работы Клавдия Лебедева, признанного мастера исторического жанра, неоднократно обращающегося к теме Смутного времени.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010