Св. царица Елена перенесла мощи св. Даниила в Царьград. Свв. три отрока, по преданию, были усечены мечом при Персидском царе Камбизе. 18 . Св. муч. и дружины его, – по М.В.С. и Х.М.: Зи, пресвитера , Кастла, и Марка. Все они пострадали за Христа в Риме около 287 г. или в 304 г. Св. Севастиан, муж храбрый и умный, исполненный премудрости, правдивый на словах, справедливый на суде, предусмотрительный в совете, на службе и во всех порученных ему делах верный и местный, был начальником придворной стражи. Тайно исповедуя Христа и отличаясь истинным благочестием он употреблял все средства к облегченно страданий гонимых христиан и в то же время убеждал их мужественно умирать за Христа. Узнав, что исповедники Христовы, Маркеллин и Марк, родные братья, по просьба их косневших в язычестве родителей, освобождены из темницы для того, чтобы уговорить их поклониться языческим богам, св. Севастиан словом и чудесами взгрел в их сердцах непреклонную решимость пострадать за Христа и обратил ко св. вере и их советников, старавшихся склонить их к язычеству. Первой пострадала жена св. Никострата св. Зоя (бывшая до обращения ко Христу немой и получившая исцеление от св. Севастиана). В течение 6 дней мучители морили ее в темнице голодом, а потом, повесив ее за волосы, задушили смрадным дымом и тело ее бросили в реку Тибр. Престарелый отец свв. Маркеллина и Марка, св. Транквиллин был побит камнями и тоже брошен в Тибр. Протоскриниарий (придворный казнохранитель) св. Никострат, его брат – св. Касторий, комментариев (начальник над тюрьмами) св. Клавдий, его брат – св. Викторин – и св. Симфориан (сын св. Клавдия) были утоплены в море. Сын епарха, прекрасный телом и еще прекраснейший душой, юноша св. Тивуртий был усечен мечом. Царский сановник св. Кастул был живым засыпан землей. Свв. Маркеллин и Марк были поставлены на одном пне и ноги их прибиты железными гвоздями, а затем оба они были прободены копьями в ребра. Св. Севастиан, привязанный к дереву, весь был пронизан стрелами. Считая его умершим, мучители удалились. Но жена муч. Кастула, придя ночью, чтобы похоронить его, нашла его еще живым, принесла его в свой дом, и св. мученик начал выздоравливать. Друзья его уговаривали скрыться, но он отверг их советы. Надеясь повлиять на Диоклетиана в пользу христиан, св. Севастиан, изможденный страданиями, при проходе императора со свитой по улицам города, внезапно появился перед ним и, распахнув покрывало, чтобы видели его еще не зажившие раны, обратился к Диоклетиану с громовой речью обличения и вместе с ходатайством за невинно страдавших христиан. Нечестивый царь, считая св. мученика мертвым, сначала испугался, а потом пришел в ярость и, по его повелению, св. страстотерпец был забит до смерти палками. Мощи св. Севастиана почивают в Риме. Церковные песнопения этого дня посвящены преимущественно прославлению муч. Севастиана; из других свв. мучеников в этих песнопениях упоминаются свв. Зоя, Марк, Маркеллин и Тивуртий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Когда Коммодиан писал акростихами, он мог надеяться этим способом дать точку опоры для памяти читателей при усвоении его стихотворений, – цель почтенная, в видуапологетико-полемического и дидактического назначения его стихотворений. Когда Августин задумал представить народу в надлежащем освещении дело донатистов и для этого составил особое стихотворение, которое предназначалось для пения его народом, то желая облегчить последнему запоминание стихотворения, он и построил его так, что первое слово в каждой строфе (за исключением последних) начиналось соответствующей буквой алфавита, в порядке последнего 204 . Подобное же соображение, быть может, не чуждо было и Седулию, который в гимне, посвященном вочеловечению Христа Спасителя, первые стихи отдельных строф начинает буквами римского алфавита, в последовательном их порядке 205 . He все древне-латинские христианские авторы, писавшие стихи на христианские темы, были настоящими поэтами. Эннодий, например, написавший гимны в честь святых и мучеников, на дни христианских праздников и по другим поводам, в сущности, сочинял стихи, которые поэтому и представляют собственно прозу, только облеченную в метрическую форму и приправленную риторикой. Автор писал свои стихи не по внутренней потребности, а потому что считал для себя, как духовного лица, обязательным писать гимны. He отличаются особыми достоинствами и стихотворения Сидония Аполлинариса; если судить по стихотворениям Коммодиана и Павлина из Перигье, не велик был и их поэтический талант 206 . Зато на произведениях немалого числа других латинских христианских поэтов лежит печать несомненного и значительного дарования. Это не были простые слагатели вирш. Клавдий Марий Виктор обнаружил умение писать замечательно живо и придавать своим изображениям свежесть, показал незаурядную способность к подлинно поэтическим концепциям. Это видно уже из данного им описания жизни прародителей вне рая в первое время после изгнания. Он обнаружил способность переживать состояние описываемых им лиц, входить в их положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

Это не только предполагается самим содержанием их творений, но иногда и прямо выражается ими. Рустиций Елпидий начинает свое Carmen de Christi Iesu beneficiis молитвой ко Христу об очищении сердца автора и о принятии его стихотворения, как приношения или дара Богу 59 . Подобного рода мысли выражали и некоторые другие христианские поэты 60 . Прочие поэты прямо не выражали ничего такого; но, судя по аналогии, мы вправе предполагать, что они по крайней мере могли иметь нечто подобное в своем сознании. Эта черта достаточно оттеняет высоту взгляда христианских поэтов на свои задачи. При составлении стихотворений некоторые поэты имели в виду весьма обширный круг читателей из христиан, иногда же собственно молодое поколение. Так, Клавдий Марий Виктор, автор стихотворения на библейски-историческую тему, предназначил свой труд ближайшим образом для своего сына Этерия, а затем – для целей христианского воспитания и образования юношества вообще 61 . II глава Памятники латинской христианской поэзии имели значение прежде всего для своего и ближайшего к ним времени. Они вносили в сознание язычников христианские взгляды на язычество, знакомили язычников с христианскими идеями и представлениями, а вместе с тем вводили эти представления в более широкое обращение и в христианском обществе. Признание такого значения за этими памятниками уже отчасти предрешается теми сведениями, которые имеются об их авторах и о способности последних выполнить свои задачи. Поэты, полемизировавшие с язычниками, могли если не все, то многие с уверенностью рассчитывать на успех, потому что то, о чем шла у них речь, было известно им близко и точно, к тому же они в значительной мере владели средствами античной школы. Образование Коммодиана, самого, кажется, раннего из известных ныне латинских христианских поэтов и первого по времени латинского поэта-полемиста в частности, было обычным образованием лиц высших сословий той поры 62 . Павлин Ноланский , происходивший от знатных и богатых родителей из города Бордо (Burdigala), в котором научные занятия процветали тогда больше, чем где-либо 63 , мог пройти и действительно прошел хорошую школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

Его учителем был никто иной, как Авзоний, который по своему интеллектуальному значению занимал среди своих земляков-современников центральное положение 64 . Пруденций, окончивший обычную грамматико-риторическую школу, изучал в ней и отечественных и греческих авторов, и ознакомился практически с курсом декламации. Об образовании Енделехия свидетельствует буколическая форма его стихотворения, взятая у Вергилия, влияние на него метров Горация и сравнительное изящество стиха. По своему общественному положению и занятиям многие писатели христианские долгое время стояли близко к языческому миру и могли знать его хорошо. Коммодиан по своей первоначальной профессии был юристом, как полагают на основании Carmen Apologeticum, где имеется значительное количество выражений из римского юридического языка 65 . Павлин Ноланский до своего крещения занимал видное общественное положение: он исправлял консульскую должность. Пруденций был адвокатом; дважды, по-видимому, исполнял обязанности наместника провинции, вероятно, – Hispaniae Tarraconensis; позже он, по тогдашним понятиям, еще дальше подвинулся в своей государственной карьере, заняв должность при особе самого императора. Север Санкт Енделехий по занятиям был ритор. Некоторые из этих авторов могли быть хорошо знакомы с язычеством не только по своим школьным занятиям и своему положению, но и потому еще, что сами долго жили в язычестве. Например, Коммодиан, сын родителей язычников, был воспитан в их религии и только впоследствии, познакомившись с Библией, прежде всего – с Ветхим Заветом, стал сначала, как не без основания можно думать, прозелитом иудеев, а потом перешел и в христианство . Все вообще христианские поэты, в своих стихотворениях не упускавшие из виду тех потребностей общества, которые сложились под влиянием античных традиций, являлись в большей или меньшей степени подготовленными к своему делу. Клавдий Марий Виктор, как есть основания думать, не только своей жизнью, но и своим духовным развитием связан был с Массилией (ныне Марсель), которая издавна славилась образованием своих граждан 66 , называлась вторыми Афинами и вообще выделялась из ряда других городов научными успехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

378 Вещи, которые замыслил ум, истолковываются посредством утверждения и отрицания. Этот параграф навеян отнюдь не вводной частью, а главами 6 и 7 трактата. Видимо, в латинской школьной традиции существовало какое-то краткое введение к трактату «Об истолковании», принадлежащее Викторину или Боэцию. 380 Линдсей справедливо исправляет notat на nota, так как в тексте Аристотеля стоит именно «знак» ( σημει ον), следовательно, это была ошибка переписчика. 382 Речь. См. Arist., De interpr., 4: 16b26–27 (дословная цитата, кроме примера). Любопытно, что греческий аналог термину «речь» – это . 384 Утверждение и отрицание. См. Arist., De interpr., 6: 17а25–26 (дословная цитата, кроме примера). 386 Компетентное объяснение можно найти в самой книге. Исидор признает, что у него получилось довольно беглое изложение содержания трактата, то есть изложение только его вводной, определительной, части. Остались нераскрытыми главы 7–14. 387 Далее последует не изложение обеих «Аналитик», как можно было бы ожидать, но только ассерторической логики Аристотеля, то есть о модусах простых категорических силлогизмов (гл. 4–7 кн. I «Первой Аналитики»). Кроме того, отсутствие совпадений с аристотелевским текстом свидетельствует, что Боэциев перевод «Аналитик» уже к VII в. был утерян, то есть не был по каким-то причинам личного для Боэция характера известен читающей публике с самого начала. 388 Чтобы не возникло ошибки и обмана из-за лжи софистических выводов. Примером такого лживого софистического вывода может служить силлогизм: «Если Сократ – лошадь, то Сократ – живое существо. Но Сократ не лошадь. Следовательно, Сократ не живое существо». Знающий диалектику сразу же заметит, что рассуждение сделано по неправильному модусу: A B, A B (где запись «A1 C» эквивалентна «A1 C)», то есть «если A1 и A2, следовательно C 389 Фигур простых категорических силлогизмов три. Исидор здесь оставляет вопрос о том, что есть силлогизм сам по себе и каковы его составные части, так как это уже рассматривалось применительно к силлогизмам риторическим (см. главу 9). Термин «formula» для фигуры принадлежит Апулею из Мадавры (см. примечание к ссылке Исидора на него). Кроме того, пусть читателя не удивляет отсутствие IV фигуры силлогизма, поскольку как самостоятельная фигура она вошла в школьную традицию только со времен «Логики Пор-Рояля» (1662 г.), хотя и после этого пользовалась славой «неестественной» фигуры. Как известно, те силлогизмы, которые мы сегодня называем пятью сильными модусами IV фигуры, были изобретены учениками Аристотеля Теофрастом и Евдемом в качестве дополнительных модусов I фигуры. Именно так они излагаются Боэцием, а за ним – Исидором. Первым, кто предложил выделить их в отдельную фигуру, был, по словам Аверроэса, перипатетик и знаменитый врач II в. н. э. Клавдий Гален, однако вся логика европейского средневековья и Возрождения шла под знаком трех фигур.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Владимир Кузнецов много занимался изучением жизни и быта старообрядцев. На картине «Канун», в свое время чрезвычайно известной (художник был награжден за нее заграничной командировкой), изображены четыре женщины, совершающие заупокойное моление на могиле: женщина средних лет - очевидно, жена усопшего, две дочери (взрослая девушка и подросток) и пожилая женщина - мать или теща. Сам художник считал, что изображает людей, опутанных сетями предрассудков. Но для современного зрителя важнее тонко переданное отношение людей разных возрастов к смерти: от полного равнодушия девочки до полной же отрешенности от мира старухи, словно слившейся воедино со своим молитвословом. Имена художников, о которых шла речь выше, известны только специалистам. Но в экспозиции есть и произведения Боровиковского, Бруни, Перова, Васнецова, Нестерова, Кустодиева. Творчество многих из них предстает с неожиданной стороны. Вряд ли широкой публике известно, что Айвазовский - известный мастер морского пейзажа, - писал картины в самых разных жанрах, в том числе на религиозную тему. Его картина «Хождение по водам», представленная на выставке, по композиции немного напоминает «Девятый вал», но по смыслу прямо ему противоположна: там - беспомощность человека перед стихией, здесь - всемогущество веры. Василий Перов, знаменитый живописец-жанрист (кстати, Клавдий Лебедев и Павел Яковлев, о которых шла речь выше, - его ученики), предстает на выставке как автор исторических композиций «Восстание декабристов», «Суд Пугачева» и «Крещение Руси». Первые две имеют весьма опосредованное отношение к религии, но не выглядят неуместными, своим скупым драматизмом вызывая размышления о проблемах кризиса власти и народного бунта. К иконам, написанным Виктором Васнецовым или Михаилом Нестеровым, искусствоведы и люди верующие относятся по-разному. Одно очевидно - стиль Васнецова и Нестерова, пытавшихся по своему разумению возродить церковную живопись, в итоге в русской иконописи не прижился. Это и немудрено: по сути он был внешне-декоративным, в нем не было подлинной духовной глубины.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/19...

Отсюда делается вывод, что в стихотворении Седулия наблюдается переходный момент к тому периоду в стихосложении, когда количество уступало свое место акценту. Другой пример: в Carmen ad Flavium Felicem принимается автором во внимание то количество, то ударение в слове; но ударение во многих случаях получает преобладание над количеством. Достойно внимания, что на свои особенности в языке и метрике некоторые авторы иногда прямо смотрели, по-видимому, как на такие отступления от классических образцов, которые допущены были против их собственного желания, которые сами они считали недостатками и в которых поэтому иногда и извинялись пред читателями. Клавдий Марий Виктор во введении прямо испрашивает прощения возможных неправильностей его против метрики, как и против точности выражения 191 . Седулий в предисловии к Paschale carmen, приглашая к своей трапезе пасхальной (т. е. к чтению своего стихотворения) всякого желающего, вместе с тем скромно предупреждает: пусть являющийся оставит слишком большие надежды на ожидаемое наслаждение и больше смотрит на содержание, чем на форму. Автор центона De ecclesia, прочитанного, как видно из послесловия к нему, публично и доставившего автору название «Марона Младшего» (Maro iunior), отклоняя это название, заявил, что Виргилий для него недосягаемый, божественный образец (erit ille mihi semper deus 192 , – заявление, по его форме конечно, несколько неожиданное и странное в устах христианина, но с историко-литературной точки зрения совершенно правильное и делающее автору честь. Так же, по-видимому, скромно смотрел на свой труд Павлин из Пеллы, который составляя свою автобиографию по его словам, имел ввиду собственно написать благодарственное стихотворение Всевышнему на тему о своей жизни. Посвящая свое размышление (meditatiunculam) Богу, автор желает одного, чтобы оно оказалось угодным Богу; для других, особенно людей ученых, он его и не предназначает. Автор далек от самообольщения на счет своего труда. Свое стихотворение он сам характеризует, как carmen incultum 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

Кирилл, архиеп. Иерусалимский, ум. ок. 387. 18 марта. Кирилл, архиеп. Александрийский, ум. 444. 9 июня и 18 янв. Кирилл-Константин преп., еписк. Моравский, ум. ок. 869. 14 февр. и 11 мая (с преп. Мефодием). Кирилл, еписк. Туровский, ум. 1120. 28 апр. Кирилл преп., игумен Белоезерский, ум. 1427. 9 июня. Кирилл, преп. Новоезерский, ум. 1532. 4 февр. Кирин, муч. Римский при Клавдии ок. 270 г., с Марином и др. 6 июля. Кирин, муч. Римский 304 г., с Маркеллином, папой Р. 7 июля. Кириакия, муч. Римская при Нероне, с сестрой Фотиной Самаряныней. 20 марта. Кириакия, Калерия и Мария, мученицы Кесарийские в Палестине. 7      июня. Кириакия, мученица Никомидийская при Максимиане. 7 июля. Кириак, муч. Атталийский (в Памф.) при Адриане (117–138). с Еспером и др. 2 мая. Кириак, муч. Александрийский при Декии, 6 сент. Кириак, из 10 мучч. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг. Кириак, муч. при Диоклетиане, с Орентием и др. 21 июня. Кириак диакон, муч. Римский ок. 306 г., с Маркеллом папой и др. 7 июня. Кириак священномуч., явльший крест Господень царице Елене. 28 окт. Кириак, отшельппк Палестинский, ум. ок. 557. 29 сент. Кириена и Иулиания, мученицы Киликийские при Максимиане (ок. 306). 1 ноября. Кирион, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Кир и Иоанн, безмездные врачи, мучч. Александрийские ок. 311. 31 янв. и 28 июня. (Перснесение мощей их в 412 году). Кион, из Кандавал, муч. при Максимиане, с Феодором и др. 4 сент. Клавдиан, муч. Пергский при Декии, с Папием. 3 февр. Клавдиан, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Клавдий отрок, муч. Византийский при Аврелиане, с Лукиллианом и др. 3 июня. Клавдий, муч. Коринфский ок. 251 г., с Викторином и др. 31 янв. Клавдий трибун, муч. Римский, из дружины Хрисанфа и Дарии. 19 марта. Клавдий комментарисий, муч. Римский при Диоклетиане, с Себастианом и др. 18 дек. Клавдий, Астерий, Пеон и Феонилла, Исавряне, мучч. в Момпсвестии при Диоклетиане (303). 29 окт. Клавдий, муч. Римский 304 г., с Маркеллином папой. 7 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

С. Б. Сорочан Перечень позднеримских, византийских императоров, правителей Латинской, Никейской, Трапезундской империй, Мореи, Эпира, Фассалоники, Фессалии,Афино-Фиванского герцогства и Ахейского княжества Позднеримские императоры 171 Династия Константина Константин I Великий Флавий Валерий (306–337) Лициний (308–324) Валент (316) Крисп (317–326) Калоцер(333–334?) Делмаций (335–337) Константин II Флавий Клавдий (337–340) Констант I Флавий Юлий (337–350) Констанций (337–361) Деценций (350–353) Непоциан (350) Ветраний (350) Магненций Флавий Максим (350–353) Константин Галл (351–354) Сильван (355) Юлиан Флавий Клавдий (Отступник) (360–363) Иовиан Флавий Клавдий (363–364) Валентиниано-Феодосиевская династия Валентиниан I Флавий (364–375) Валент Флавий (364–378) Прокопий (узурпатор)(365–366) Марцелл (узурпатор) (366) Грациан Флавий (367–383) Фирм (узурпатор) (372–375?) Валентиниан II Флавий (375–392) Феодосий I Великий Флавий (379–395) Магн Максим (узурпатор) (383–388) Флавий Виктор (узурпатор) (384–388) Евгений Флавий (узурпатор) (392–394) Гонорий Флавий (395–423) Марк (узурпатор) (406–407) Грациан (407) Константин III Флавий Клавдий (407–411) Приск Аттал (узурпатор) (409–410, 414–415) Максим (узурпатор) (409–411, 420–422) Иовин (узурпатор) (411–412/413) Себастиан (узурпатор) (412–413) Констанций III Флавий (421) Иоанн (423–425) Валентиниан III Флавий Плацидий (424–455) Последние императоры Петроний Максим (455) Палладий (455) Авит (455–45б) Майоран (457–461) Ливий Север (461–465) Междуцарствие; империя под управлением германского вождя Рицимера (465–467) Прокопий Антемий (467–472) Олибрий Аниций (472) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Августул (475–476) Императоры Восточной Римской империи – Византии Династия Феодосия Аркадий (сын Феодосия I Великого) (395–408, соправитель с 383) Феодосий II Младший (Каллиграф) (сын Аркадия) (408–450, соправитель с 402) Маркиан Флавий (450–457) Династия Льва Лев I Старший, или Фракиец (он же – Макелла – «Мясник») (457–474) Лев II Младший (сын Ариадны, дочери Льва I, и Зинона Исаврийца) (474, соправитель с 473)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

181-182 182-213 ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили с 1 июля 1867 по 1917 г.; с июля 1917 г. издавались под названием «Голос православной Бессарабской Церкви» 213-215 215-216 КИШКА Лев (мирское имя Лука; ок. 1668 - 1728), греко-католич. митр. Киевский, Галицкий и всея Руси 216-219 КЛАВДИАН мч. Никомидийский (пам. зап. 6 марта) - см. в ст. Виктор, Викторин, Клавдиан и Васса, мученики Никомидийские КЛАВДИАН мч. Памфилийский (пам. 3 февр.; пам. визант. и зап. 5 апр.) - см. Папий, Диодор, Конон и Клавдиан, мученики Памфилийские 219-220 220-221 222-223 223-224 224-229 КЛАВДИЙ (I) (Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик) (10 г. до Р. Х. - 54 г. по Р. Х.), рим. император (с 26 янв. 41), ученый 229-234 234-235 КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) 235-236 КЛАВДИЙ ЛИСИЙ упомянутый в кн. Деяния св. апостолов рим. военачальник, к-рый спас ап. Павла от гнева рассерженной толпы иудеев во время проповеди в Иерусалиме (Деян 21-23) 236-237 237-244 244-247 247-248 КЛАВДИЯ мц. Амисийская (пам. 20 марта) - см. в ст. Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона, Иулиания, Евфимия и Феодосия, мученицы Амисийские КЛАМАНЖ [Клеманж; наст. имя - Пуайевилен] Никола де (1363 или 1364 - 1437), франц. церковный деятель эпохи схизмы в католической Церкви, католич. теолог 248-250 КЛАПАРЕД Давид (1727-1801), швейцар. религ. писатель, богослов, полемист; представитель реформатства, кальвинист. пастор 250-252 252-256 256-258 КЛАР († 396/7), мон., ученик св. Мартина, еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), св. (пам. зап. 8 нояб.) 258-260 КЛАРА АССИЗСКАЯ (1193 или 1194 - 1253, мон-рь Сан-Дамиано, близ Ассизи), св. католической Церкви (пам. 11 авг.), сподвижница католического св. Франциска Ассизского, основательница женского ордена кларисс 260-265 КЛАРДЖЕТСКАЯ ПУСТЫНЬ (Двенадцать пустыней Кларджети) комплекс древних мон-рей, большинство из которых были основаны прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и его учениками

http://pravenc.ru/vol/xxxv.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010