расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Вассе» найдены статьи: АГАПИЙ, ВАЛЕРИЙ, ПУБЛИЙ, ВАСС, ИУЛИАН, ФЕЛИКС, ПАВЕЛ, МАВР, ГЕРТУЛА, ВЕРЕКУНДА († ок. 304), и 42 др., мученики (пам. зап. 12 апр.) ВАСИЛИСА (ВАССА)-АНАСТАСИЯ св., кнг. нижегородская - см. Феодора, прп., кнг. нижегородская ВАСС († сер. III в.), сщмч. Никейский (пам. зап. 5 дек., пам. греч. 18 сент.) ВАССА Васса [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской) ВАССА (нач. IV в.), мц. Алонская (пам. 21 авг.) ВАССА, ПАВЛА И АГАФОНИКА († нач. IV в.), мученицы (пам. зап. 10 авг.) ВАСС, ЕВСЕВИЙ, ЕВТИХИЙ И ВАСИЛИД († 303), мученики Никомидийские (пам. 20 янв.) ВИКТОР, ВИКТОРИН, КЛАВДИАН И ВАССА (IV в. ?), мученики Никомидийские (пам. зап. 6 марта) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Вассе.html

Филипп, муч. Римский, из 7 сынов Филицаты. 25 янв. Филипп, муч. Никомидийский, со Стратоном и др. 17 авг. Филипп, муч. Апамейский, из 70 воинов, пострадавших с Маврикием ок. 305 года. 22 февр. Филипп, митрополит Московский, ум. 1570. 9 янв. и 3 июля. (Перенесение мощей его из Соловецкой обители в Москву в 1052 г.). Филипп синклитик, жена его Лидия и чада, мучч. Иллирийские при Адриане. 23 марта. Филицата и 7 сынов ее, пострад. в Риме ок. 104 года. 25 янв. Филогоний, еписк. Антиохийский, ум. ок. 321. 20 дек. Филоктимон, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Филолог, из 70 апп., с Патровом и др. 5 ноября. Филонилла, мученица 1 века, с Зинаидой. 11 окт. Философ, муч. Египетский, при Декии. 31 мая. Филофей, муч. Самосатский, с Романом и др. 29 янв. Филофей, пресвитер и чудотворец, из Мравина. 15 сент. Филумен, муч. Анкирский при Аврелиане (ок. 274). 29 ноября. Фил, из 26 мучч. Готфских 4 в. 20 марта. Финесс св. 12 марта. Фирмин и Фирмос, мучч. при Диоклетиане, с Орентием и др. 24 июня. Флавиан исповедник, патриарх Цареградский, ум. 449. 18 февр. Флавий, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Флегонт, из 70 апп , еп. Марафонский. 8 апр. Флорентий муч., СолунянИн.13 окт. Флорентий, преп. Нурсийский, с пр. Евтихием. 23 авг. Флор и Лавр, мучч. Иллирийские. 18 авг. Флор преп., еп. Амисский. 18 дек. Фока, еп. Синопский, муч. при Траяне. 22 сент. и 22 июля. (Перенесение мощей его). Фока градарь, муч. Синопский (ок. 320). 22 сент. Фока, муч. Цареградский при Льве Исавр., с Иулианом и др. 9 авг. Фока, преп. Палестинский 5 века. В субб. с. Форвин преп., с Феоной и Симеоном. 5 апр. Фортунат, из 70 апп. 4 янв. Фостирий преп. 5 янв. Фотида и сестра ее Фотина Самаряныня, мучч. Римские при Нероне. 20 марта. Фотиния, преп. Палестинская 5 в., с преп. Мартинианом. 13 февр. Фотин, он же Виктор, сын Фотинии Самаряныни, муч. Римский при Нероне, с матерью. 20 марта. Фотин муч., из 70 воинов, постр. с Маврикием в Апамее Сирийской ок. 305 года. 22 февр. Фотий, муч. Никомидийский, при Диоклетиане, с Аникитой. 12 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР, ВИКТОРИН, КЛАВДИАН И ВАССА [лат. Victor, Victorinus, Claudianus et Bassa] (IV в. ?), мученики Никомидийские (пам. зап. 6 марта). Впервые их память отмечена в сир. Мартирологе 411-412 гг. Рим. Мартиролог содержит рассказ о В. и Викторине, принявших мученическую кончину в Никомидии вместе с Клавдианом и его супругой Вассой. Более подробное повествование о мучениках находится в Мартирологе блж. Иеронима, согласно к-рому В. и Викторин после трехлетнего заточения были доставлены на суд в г. Апамея, где вместе с Клавдианом и его женой Вассой, претерпев пытки, скончались в темнице. Однако более вероятным местом страдания святых следует считать Никомидию; в мартирологах принято указывать на 1-м месте тот город, где пострадали святые, а не откуда они происходили. Возможно, В. и Викторин были арестованы в провинциальном г. Апамея и впосл. отправлены на суд в Никомидию, где к ним были присоединены Клавдиан и Васса. О том, что мн. мученики в период гонений имп. Диоклетиана переправлялись для окончательного суда в Никомидию, известно из житий др. святых, напр. сщмч. Лукиана , пресв. Антиохийского, также пострадавшего в Никомидии. К тому же сир. Мартиролог и более поздние лат. Мартирологи Каролингской эпохи называют именно Никомидию местом, где святые претерпели мучения за Христа. Ист.: Acta SS. Mart. T. 1. P. 423. Лит.: Delehaye H. Les Martyrs d " Égipte//AnBoll. 1922. Vol. 40 P. 51-53; Sauget J. -M. Vittore, Vittorino, Claudiano e Bassa//BiblSS. Vol. 12. Col. 1295-1296; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. C. 650 (прил. 22). Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/158564.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР, ЗОТИК, ЗИНОН, АКИНДИН И СЕВЕРИАН [греч. Βκτωρ, Ζωτικς, Ζνων, Ακνδυνος, Σευηριανς] († 303), мученики Никомидийские (пам. 18 апр., пам. греч. 20 апр.). Уверовали во Христа при виде чудес, происходивших во время колесования вмч. Георгия Победоносца, и были обезглавлены. Краткое житие мучеников содержится под 18 апр. в Минологии Василия II кон. Х - нач. XI в. (PG. 117. Col. 412). В др. житии, помещенном в Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 617-618) под 20 апр., назван еще мученик Кесарий, а также упоминаются воины-копьеносцы имп. Диоклетиана: Феона , Христофор и Антонин , к-рые, присутствуя при страданиях вмч. Георгия, открыто исповедали Христа, за что были заключены в темницу и на следующий день казнены. В наст. время их память РПЦ отмечает 19 апр., а в календарях греч. Церквей обе группы мучеников помещены под 20 апр. Ист.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 747; Νικδημος. Συναξαριστς. Т. 4. Σ. 248-249; ЖСв. Апр. С. 283. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 113, 115-116; ΘΗΕ. T. 3. Σ. 898; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 82; Sauget J. -F. Vittore, Zotico, Zenone, Acindino, Cesareo, Severiano, Cristoforo, Teona e Antonino//BiblSS. Vol. 12. Col. 1296-1298. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158566.html

Виктор , муч. в Коринфе, 6 ноября. Вирий с Вениамином, 29 июля. Виссарион пр., 20 мар. Виталий , еписк. равентйский, 23 июля. Виталиан муч., 3 сент. Витимион пр., 24 дек. Власий , папа римский, 22 фев. Власий , еп. Лисунта, 22 фев. Власий пр., из г. Аммории, 31 марта. Воиф муч. с Феодулою, 5 февр. Восва , во Фракии муч , 20 авг. Вриена пр., 30 авг. Врухий муч. с Иоанном, 27 марта. Вусирис муч., 31 дек. Гавденций , в Филиппах, 9 окт. Гавденций муч., 31 дек. Гавриил пр., 26 янв. Гавриил преподобномучен., 1676 г. 2 февр. Гавриил преп., иверянин, 13 мая. Гавриила архангела обновление в Халдах, 26 июля. Гавриила арх. в Рае, 17 окт. Гавриил муч., 1522 г. 17 окт. Гавриил муч., 1659 г. 3 дек. Гавриил , архиеписк. серб., 13 дек. Гавриил муч., 1659 г. 3 дек. Гай муч., с неофитом и др., 11 авг., 5 мая и 7 дек. Гай , муч. во Фракии, 20 авг. Гай , в мире, 31 дек. Гаиана муч., 27 сент. Гаиан с Неофитом, 11 авг., 5 мая и 7 дек. Галактион , 16 янв. Гевидиан , 1 февр. Гедеон праведный, 26 сент. Гедеон преподобномучен. 1818 г. 30 дек. Гедий еп., муч., 10 ноября. Геласий муч., лицедей, 27 фев. Геласий муч., 6 июня. Геласий муч., 30 и 31 июля. Геласий пр., 31 дек. Геласия пр., без числа. Геминиан с Лукиею, 17 сен. Генефлий , муч. во Фракии, 20 авг. Геннадий , преп. ватопедский, 17 окт. Георгий муч., 1838 г. 17 янв. Георгий , митроп. митиленский, 1 февр. Георгий муч., 1515 г. 11 фев. Георгий муч., 1693 г. 14 фев. Георгий , в монастыре Евфимия иерусал., 5 мар. Георгий , 9 мар. Георгий арселаит, 10 мар. Георгй синаит, 11 марта. Георгий в Дииппе, 23 мар. Георгий муч., 1801 г. 5 апр. Георгий муч., 1752 г. 23 апр. Георгий в Мипмене, 1796 г., 24 апр. Георгий пр., на Афоне, 13 мая. Георгий новый, 29 мая. Георгий пр., 6 июня. Георгий новый и исповед., 19 июля. Георгий муч., с Феодором, 21 июля. Георгия освящение, 13 сент. Георгий муч., 1794 г. 2 окт. Георгия муч. мощей пренесение, 3 окт. Георгий муч., 723 г. 21 окт. Георгия в Кипарисее освящение церкви, 26 нояб. и 24 апр. Георгий , еп. никомидийский, творец канонов, 29 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Все. Иерон. Б. и др. М. Р. МКр. М. 451. М. 1345 и 1369. Служба. Каноны Иоанна монаха и Феофана. мР. Р. А. У. Н. 11 марта ради Франциски). Св. муч. Урпасиана в Никомидии, † ок. 295 г. 1370. Мав. и др. (Гр. М. 13 марта). Св. Кесария , брата св. Григория Богослова , † ок. 369 г. Хил. 1370. Мак. (М.Р. 25 февр.). Св. Тарасия. Пролог. МГр. Максим цитерский, по свидетельству Болландистов Febr. III. 496. Он же 7 и 8 мая чудотворец в Ликаонии. II. Шести мучч. деда и бабы, отца и матери и двоих детей мечем. 1370. III. Иконы Божией Матери: Слово плоть бысть. IV. Георгия новоявленного чудотворца. Греч. 364. (Он же 5 и 10 марта или 11 и 23 марта). V. Павла , еп. плусиадского. Петр. Мед. МГр. (7 мар.). Пренесение мощей пр. Авраамия из Болгар во Владимир. 51. Белоз. 493 и 516 (1 апр.). Муч. Дионисия , иже в Коринфе. 240 Мак. Печ. прол. (10 марта). Св. отца Пафнутия . 1621. 51 (25 сент.) 10 I. Св. мучеников Кодрата, Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента и прочих с ними в Коринфе при Декии и Валериане в 258 г. Из дружины их известны еще: Дионисий, Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серафион, Папий, Леонид, Хариесса, Нунехия, Василисса, Ника, Гали, Галина, Феодора . Вас. Иер. Кал. Флор. 1. Супр. Мст. Вен. и др. М. Р. МКр. М. 451. М. 1345 и 1369. Канон Иосифа. Служба. (Син. 1. Акад. 1. Слепч. 11 мар. ЧГр. Бодлеиан. 17 мая. У. 8 апреля. Сн. 16 апр.). Свв. мучч. Кодрата никомидийского и с ним Саторина и Руфина , † при Валериане в селении близ р. Риндака. Ч. Минея †. (МГр. М. Р. 7 мая. Вас. 240. Сирл. и др. 9 мая. 1370. 1429. 10 мая. Мед. Тур. 7 июня. Петр. 240. Клар. 9 июня. Антон. Нан. 2. Муз. 80. Минеи XII в. со службою 12 июня). Пр. Анастасии патрикии в Египте, † 567 г. 1370, Мак. (Сирм. 240 28 авг. Мак. 22 дек. Троицк. 21 дев. 724 авг. 30). Память акафиста . 1370. МГр. 1820 г. Пролог. Это похвала Богородице за избавление Царяграда от врагов. В субботу 5 недели В. поста; ибо пасха по прологу считалась 25 марта. Сн. 17 марта воскресение Лазаря. II. Муч. Маркиана , раздавленного древами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

1) Святые иконы повелевалось почитать за идолов. 2) Все поклоняющиеся святым иконам — преданы были анафеме, при чем анафема провозглашена была на святого Германа, бывшего Константинопольским патриархом раньше еретика Анастасия (беззаконные еретики, сами будучи прокляты, прокляли святого и праведного человека, но Бог благословил его, так что сбылось Писание: Псалом 108:28 — «Они проклинают, а Ты благослови». 3) Повелевалось исповедывать, что не только святые, по смерти своей, не могут помочь нам своим ходатайством, но и Сама Матерь Божия. 4) Запрещалось нарицать святыми Апостолов, мучеников, исповедников, преподобных, и всех угодивших Богу. 5) Сей нечестивый собор, сделавший такие определения, причислялся к первым шести вселенским соборам и повелевалось называть его седьмым вселенским собором. Всякий же, непризнающий того собора, подвергался анафеме, подобно Арию, Несторию, Евтихию и Диоскору На соборе этом важнейшими епископами после патриарха были: Феодосий, епископ Ефесский, Константин — Никомидийский, Наколий — Наколийский, а также Сисиний и Василий. Совершив беззаконное дело, епископы подписали составленные определения, так что исполнились на них слова Писания: «беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей, которые казались управляющими народом» (Дан. 13:5), и еще: «множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью» (Иер. 12:10). По окончании соборных совещаний епископы, участвовавшие на соборе, научили народ с веселием торжественно возглашать: «сегодня спасение миру, так как твоими заботами, царь, мы от идолов избавились». Между тем беззаконный царь, Константин Копроним, услыхал о преподобном Стефане, подвизавшемся на Авксентиевой горе. Царю сделались известными и его благочестие и добродетельная жизнь, и то, что он премудр в Священном Писании, и то, что слава о нем распространилась далеко, так что все ставят его на ряду с древними святыми отцами, — наконец, и то, что он ревностный иконопочитатель, поучающий и других поклоняться святым иконам. Узнав все это, Копроним задумал прельстить блаженного Стефана и привести к единомыслию с собою, надеясь, что если он привлечет его на свою сторону, то этим придаст особенную твердость и силу своему зловерию. И вот он призывает одного из своих приближенных патрициев, именем Каллиста, который был первым лицом в государственном совете. Каллист был искусным и красноречивым оратором, и нечестивый царь понадеялся на силу его искусства. Он повелел ему отправиться к преподобному Стефану и возвестить ему царский приказ о том, чтобы преподобный отвергся от иконопочитания и подписался бы под определениями, составленными на беззаконном иконоборческом соборе. При этом царь послал преподобному чрез Каллиста и различные дары, — однако не золото и не серебро (ибо знал, что преподобный в этом не нуждается), а различные овощи, которыми преподобный обычно питался: финики, мигдалы и смоквы

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

25. Рождество Христово Прокимен, глас 8 Вся земля да поклонится Тебе и да поёт Тебе,/да поёт же имени Твоему, Всевышний. Стих: Воскликните Господу, вся земля, воспойте же имени Его, придайте славы хвале Его. Пс 65:4, 1б–2 Зачало 209. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Стих: День дню изливает речь, и ночь ночи возвещает знание. Пс 18:2, 3 26. Собор Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 306. Аллилуия, глас 8 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11а Суббота после Рождества Христова Прокимен, глас 4 Памятным сделаю имя Твоё/во всяком роде и роде. Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Пс 44:18а, 11а Зачало 288. Аллилуия, глас 8 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11а Неделя после Рождества Христова Прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Стих: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля. Пс 67:36а, 27 Зачало 200. Аллилуия, глас 4 Стих: Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречётся от неё. Пс 131:1, 11а 27. Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана Прокимен праздника и Апостолу, глас 8 Во всю землю вышел голос их, и в концы вселенной речи их. Пс 18:5а Зачало рядовое и Апостолу, зачало 17. Аллилуия праздника и Апостолу, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6а, 8а 28. 20 000 мучеников Никомидийских Прокимен праздника и мученикам, глас 5 Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас от рода сего и вовек. Пс 11:8 Зачало рядовое и мученикам, зачало 96б.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

31). И сбывались таким образом слова апостола: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение так, чтобы мы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). д) Чудесным явлением Иисуса Христа. Иногда Сам Господь Иисус Христос в видимом образе являлся страдавшим за веру в Него и Своим явлением утешал их так, что они без малейшего смущения, с невозмутимым миром душевным принимали казнь. Так, в книге Деяний апостольских о св. первомучен. архидиаконе Стефане повествуется, что он в то время, когда враги его «рвались сердцами и скрежетали на него зубами... воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:54–55 ), и, объятый радостью Божественного видения, он, побиваемый камнями, мирно перешел в вечно-блаженный мир, среди коленопреклонной молитвы ( Деян.7:60 ). – (Другие примеры явления И. Христа св. мученикам см. выше в тексте этой статьи). (Извл. в сокращении из ноябрьской кн. «Душеполезн. чт.» за 1873 г., стр. 317–321). 154 Св. великомученик Пантелеимон. Он родился в г. Никомидии от матери-христианки Еввулы и отца-язычника Евсторгия. Мать его умерла, когда еще он был в детстве, и воспитан он был в язычестве. По окончании учения в языческом училище, Пантолеон (первоначальное имя в.-мученика) стал обучаться врачебному искусству у знаменитого в то время придворного врача Евфросина и делал такие быстрые успехи, что на него уже было обращено внимание императора, который выразил даже желание приблизить к себе умного и отличавшегося успехами в науке молодого человека. В это время произошло событие, которое решило неожиданным образом судьбу Пантолеона. Это была встреча его с пресвитером Никомидийской церкви – Ермолаем. Ермолай жил в Никомидии, скрываясь с немногими христианами от язычников, когда при наступившем гонении здешний храм был разрушен и до 20,000 христиан сожжены, а епископ Аифим и многие пресвитеры погибли мученической смертью. Из окна уединенного домика, в котором Ермолай нашел себе убежище, он заметил благообразного юношу Пантолеона и прозорливо угадал в нем избранный сосуд благодати Божией...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

4 . Предание о житии Святой Девы обосновалось свидетельствами: св. Епифания Кипрского , бл. Иеронима Стридонскаго , Георгия Никомидийскаго ; в описании «о древностях Иудейских» еврейского историка Иосифа Флавия подробно изложено о домах при Иерусалимском храме и кто в в них содержался. 5 . " Ангел вошед к Ней сказал: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою« ( Лyk. I, 28, 32 ). 6 . " И всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего». ( Чuc. XXXVI, 7–10 ). 7 . " И откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?« ( Лyk. I, 43–55 ). »...и родила Сына Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостиннице« ( Лyk. II, 7 ); Она сразу служила Богомладенцу т.к. родила безболезненно; »... и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его и падши поклонились Ему; и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото и ладан и смирну» ( Mф.II, 11 ). 87. Какия наивысшия достоинства Божией Матери прославляет Православная Церковь ? 1 . Она была Пречистая Дева до Рождества Христова, пребыла Девою в Рождестве Его, и навеки осталась Девой по Рождестве. Она – Приснодева ( Лyk. I, 34 и 35; Mф. I, 20 ). 2 . Ею рожден воплотившийся Сын Божий: Она – Богородица ( Mф.I, 21 ; Uoah. I, 14 ). 3 . Ея близость к Богу в Рождестве, в деле Искупления, облагодатствование Святым Духом при зачатии и вторично во время Сошествия Его при возглавлении Ею апостолов, – все возносит Ее Наивысшею из всего сотвореннаго; Она честнейшая и славнейшая небесных сил, Она – Царица Небесная ( Дeяh. I, 14; II, 1–4 ). 4 . Наиблизкая к Богу и усыновлением 50 Ей рода человеческаго, Пречистая является как бы звеном между Творцом и сотворенным миром. В наших молитвах к Богу мы необходимо созерцаем духовный облик Богоматери. Она – Предстательница перед Богом рода христианского. 88. Как Церковь выражает молитвенное прославление Богоматери? Псалмы Ветхозаветной Церкви в сокрытых образах, а Церковь Новозаветная во многообразных прославлениях, выражают самое сердечное восхваление Богоматери. Древняя похвала «Вся слава дщери Царевой внутрь» (Пс. XIIV, 14) – в христианском мире изливается громогласно, именуя Пречистую: «Высотою, недоступной помыслу», «одушевленным храмом», «неистощимым сокровищем жизни», «облистающей образ воскресения», «ключем Христова Царства» и другими дивными догматическими определениями. Множество канонов службы утрени заключают песни тропарями, обращенными к Богоматери, напр.: «Ныне Тобою все наполнилось, Пречистая, Божественным светом, ибо Ты явилась дверью, чрез которую Бог говорил миру» (Богородич. 7-й песни канона службы св. Афанасию Вел., 18 января). Девой Марией как бы завершилась цель миротворения, ибо вновь возрожден образ обоженого человека. Она не перестает служить Церкви, являясь примером и образом поклонения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010