Царская Россия и Восточные Патриархи Аравитяне-мусульмане 63 огнем и мечом насаждали учение Магомета, покоряя города и страны. Второй преемник Магомета, арабский халиф Омар (с 634 г.), овладел в 634 г. Дамаском, в 636–637 гг. – Иерусалимом, в 639 г. – Антиохией, в 640 г. – Египтом. Величайшим унижениям подвергались патриархи, попадая в полное подчинение поработителям. Тогдашний Иерусалимский Патриарх святого Софроний в «анакреонтовских стихах» горько оплакал падение Святого города и бедствия его жителей. Иерусалимская Церковь лишилась свободы и свое внешнее положение вынуждена была создавать на новых началах. По смерти св. Софрония († 638) патриарший престол 29 лет не был замещен и Церковь управлялась местоблюстителем. Патриарх Феодор (680–681) был изгнан из Иерусалима. В начале IX в. на христиан Палестины было воздвигнуто страшное гонение, почти все они бежали или на о. Кипр, или в Константинополь. Наибольшие гонения были при халифе Ал-Хакиме (996–1021). Бедствия христиан Иерусалимской Церкви особенно увеличились после завоевания Палестины (ок. 1076 ) турками-сельджуками. Церковное управление в Палестине пришло в совершенное расстройство. Узаконено было положение патриархии после завоевания Палестины в 1517 г. османскими турками. Но, конечно, последовавшие узаконения мало признавались местными властями и мусульманским народом. Тяжко отразились на Восточных Патриархах Крестовые походы, начавшиеся в 1096 г. Латиняне, предпринявшие их, проявляли сильную враждебность к Православной Церкви. Заняв в 1098 г. Антиохию, они поставили там своего патриарха, подчинив ему Православную Церковь . Патриарх Иоанн IV нашел убежище в Константинополе, где и скончался. В Иерусалиме Патриарх Симеон, первый подавший мысль о необходимости освобождения Святой Земли от иноверных, после занятия Константинополя крестоносцами вынужден был удалиться на о. Кипр, где и умер. Заместитель его Евфимий должен был жить в Константинополе. Во время четвертого похода крестоносцами захвачен был Константинополь, и там создана в 1204 г. Латинская империя с учреждением в Византии нескольких латинских митрополий и епископий. Патриархи пребывали в Никее, где правили Византийские императоры. Там был поставлен Патриархом Мануилом II около 1249 г. Киевским митрополитом русский архимандрит Кирилл – первый глава Русской Церкви после начала татарского ига. В 1261 г. Михаил Палеолог, будущий Император, отобрал от латинян Константинополь. Патриархи вновь водворились там. Все более окружаем был Константинополь турками, завоевавшими Сербию, Македонию, Фессалию, Элладу. В 1453 г. Магомет II занял Константинополь. Константинопольская Патриархия подпала под власть турок – и остается под нею по сей день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Церковь, государство и общество Прямое назначение церкви состоит в том, чтобы воздействовать на государство и общество в духе идей и его требований. Такое назначение церкви при его выполнении в эпоху, о которой мы говорим, значительно облегчалось тем, что общество тех времен было особенно доступно для религиозных идей: религия для этого общества составляла начало, действие которого было желательно и являлось совершенно необходимым. Эпоха наша не знала отрицания религии из явной и сознательной вражды к религии. Византия и Византийская империя, о которых у нас по преимуществу должна идти речь, были глубоко проникнуты религиозными интересами. Вся жизнь общества носила отпечаток религиозных интересов, хотя эти интересы, нужно сознаться, и не были так живы, так прочувствованы, как это было ранее, в более древнюю эпоху христианства. Говорим – привязанность общества к религии облегчала влияние и действенность этого влияния церкви на государство и общество. К сожалению, при всей своей религиозности, общество носило в себе очень много задатков болезненной, патологической жизни, ненормального развития, от чего бы то ни происходило. Религиозность была чем-то отдельным от жизни: религиозность сама по себе, а жизнь сама по себе. Между ними не было того единения, той тесной связи, которая, поставляя то и другое в гармонические отношения, рождала бы истинно облагороженную, высоконравственную жизнь. Вследствие этого наблюдатель над жизнью и историей общества данной эпохи поражается обилием, избытком нравственных недугов, недостатков, которые составляли самую выдающуюся сторону в положении общества. Эта патологическая сторона составляет такое многозначительное явление, что мы должны остановить на нем наше внимание. Это тем необходимее для нас, что таким образом мы выясним препятствия, с которыми должна была церковь бороться при осуществлении своей задачи, частные задачи, которые предначертывали для нее время и общество, – словом сферу, в которой жила и на которую действовать приходилось церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Часть первая. Антропология Глава I. ВОСТОЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СВЯТООТЕЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ Политические события конца V в. разделяют Запад и Восток. Римская империя пошатнулась, в то время как на Востоке начали укрепляться великие культурные центры – Александрия, Антиохия, Константинополь, Селевкия-Ктесифон. Начиная с V в. Рим и Византия поневоле оказываются перед различными проблемами, между местными традициями разверзается пропасть, богословская мысль оказывается в разных социальных и интеллектуальных климатах. Запад глубоко проникается идеями блаженного Августина (которые никогда не были хорошо известны на Востоке) и несмотря на деятельность Скота Эриугены, знакомство с восточными отцами ослабевает, вплоть до появления в XII в. первого перевода трудов святого Иоанна Дамаскина . Однако, говоря “восточная традиция” или “западная традиция”, мы чувствуем всю формальную неточность и недостаточность этого термина, который сегодня гораздо шире чисто географических представлений. Византийские, сирийские, новогреческие, румынские или славянские традиции не имеют четко очерченных контуров (несторианская, коптская, яковитская, армянская, грузинская литература плохо изучена или мало известна и в наши дни). Однако можно говорить о “доминантах”, которые формируются и укрепляются в ходе тысячелетий, можно говорить о чувстве и даже об инстинкте восточного православия, несмотря на сосуществование в недрах одной и той же общности различных ярко выраженных типов 95 . 1. Святоотеческое богословие Душа, обращенная к себе самой, может, самое большее, догадаться о своем происхождении и осознать свое тварное состояние. Она может достичь естественного знания славы Бога и даже представить себе “абсолютное существо”. Но здесь проходит непреодолимая граница, т. к., по словам апостола Павла (1Кор.1и Гал.1:9 ), познание Бога (“Абсолютной ценности” и Отца) есть бескорыстный акт Его откровения. Именно божественная инициатива, знание человека Богом рождает имя Божие в человеческом ответе: “Ты, Кого возлюбила душа моя” 96 . Это откровение восходит к божественному человеколюбию, Его предвечному решению о воплощении, обусловленному Его местом – человеком, сотворенным по образу Божьему. Это включает в себя безвозмездный дар веры и врожденную благодать созерцательной восприимчивости. “Человек несет в себе определенную меру познания Бога” 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Византийская империя Византийскую империю называют «золотым мостом», соединившим античность и новую историю. 12 октября, 2012 Византийскую империю называют «золотым мостом», соединившим античность и новую историю. Благодаря Византии достижения древнего Рима не пропали в темные века раннего Средневековья. Содержание статьи Византийская империя: начало Термин «Византийская империя» был введен в 1557 году немецким историком Иеронимом Вольфом для обозначения грекоязычной Римской империи с центром в Константинополе. В некоторых исторических текстах Византийскую империю называют Восточной Римской империей. Начало истории Византийской империи обычно связывают с основанием в 330 году Константином Великим крупного города-крепости на Босфоре. Этот город вырос на месте маленького городка Византий и получил название Константинополь по имени своего основателя. История Византийской империи В 395 году, незадолго до своей смерти император Феодосий I поделил территорию Римской империи между двумя сыновьями. Таким образом появились Восточная и Западная Римские империи, окончательно освободившиеся друг от друга.  Впрочем, люди того времени продолжали считать Рим единым государством. В 476 году Западная империя, управляемая сыном Феодосия I Гонорием, прекратила свое существование из-за набегов варваров. А Восточная империя, доставшаяся старшему брату Феодосия I Аркадию, начала свой тысячелетний путь, на котором будут падения и взлеты. Именно Византийской империи предстоит стать оплотом христианства. Город Константинополь займет место Рима, его даже будут называть Новым Римом. Константинополь Уже в VI веке Константинополь, благодаря своему удачному расположению на пересечении морских и сухопутных путей между Западом и Востоком, Севером и Югом, станет крупнейшим торговым и культурным центром Восточного Средиземноморья. Кроме того, Константинополь был надежно защищен от внешних врагов, находясь на полуострове, окруженным морем с трех сторон. Лишь дважды за всю историю этот город был взят внешними врагами:

http://pravmir.ru/vizantijskaya-imperiya...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Михаил Ведешкин , кандидат исторических наук. Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Византийская империя просуществовала более тысячи лет. Долгий период жизни этого государства традиционно в историографии делится на три этапа: ранневизантийский, средне-византийский и поздневизантийский. Мы с вами поговорим про первый этап – ранневизантийский период, который включает в себя три или три с половиной столетия: IV , V , VI и начало VII века. Характерной особенностью данного период является связь государственных и социальных институтов ранневизантийской империи с античными общественными институтами. В этом отношении истории ранней Византии может полноправно называться историей восточных провинций поздней Римской империи. Исследователи спорят о нижних и о верхних хронологических рамках данного периода. По мнению ряда ученых, которые предпочитают формально-политический подход, Византия начинается с 395 года, когда Западная и Восточная Римские империи окончательно разделились между сыновьями императора Феодосием Гонорием на западе и Аркадием на востоке. Выбор этой даты, казалось бы, очевиден, но вместе с тем говорить о каком-то формально-юридическом разделении окончательно тогда было нельзя. Империя разделялась и раньше: первое разделение произошло еще во второй половине II столетия, когда западные провинции взял под свой контроль Марк Антонин, а восточные – Луций Вер. В дальнейшем, на протяжении III и IV веков империя неоднократно оказывалась разделена между двумя, тремя и даже четырьмя правителями. Собственно, в 395 году жители Риской империи не осознали какого-то катастрофического разделения государства на две части. Империя оставалась единой, только руководимой двумя императорами. То же самое произошло, например, в 364 году, когда империя была разделена между императором Валентинианом I и его братом Валентом, или в 337 году. Понятно, что после 395 года империя более не разделилась, и в этом отношении этот год является рубежной точкой. Но выбор этот все равно не очевиден. По сути, те государственные институты, которые были характерны для Византийской империи, существовали значительно раньше этой точки.

http://academy.foma.ru/tag/istoriya-viza...

Миновало то время, когда византийская история была предметом не столько изучения, сколько пренебрежительного недоумения. В западноевропейской литературе сочинение Андлау, 1 явившееся лет девятнадцать тому назад, было едва ли не последним отголоском того рутинного взгляда на византийскую историю, представители которого, под влиянием антипатий, обусловленных противоположностью религиозных и политических интересов востока и запада Европы, ничего не видели в Византии кроме династических переворотов и соединенных с ними насилий и удивлялись, как эта империя могла так долго существовать, целое тысячелетие спустя после того как пала Западная Римская Империя. Теперь и на западе византийская история приобретает кредит; ученые чем далее, тем с большею охотою посвящают свои силы её разработке и по мере разработки открывают новые интересные стороны в этой неведомой дотоле области. Удивляются уже не тому, что греческая империя прожила тысячелетний период после того как покончила свое существование Западная Римская Империя, но удивляются крепости государства, выдержавшего столько бурь и потрясений, целесообразности политических учреждений, сообщивших государственному организму прочность, удивляются богатству культурных начал, выразившемуся в памятниках языка, законодательства, архитектуры. 2 Если такой переворот относительно византийской истории произошел у западноевропейских ученых, которые в силу традиции могли смотреть на нее неприязненно; то для нас, русских и православных, гордящихся и дорожащих сокровищами вселенской истины, переданной чрез Византию, и имеющих основание самую живучесть и действенность византийских государственных учреждений объяснять воздействием славянского гения, для нас отказаться от задачи всеми мерами содействовать выяснению минувших судеб Византии было бы преступлением против национальной чести или по меньшей мере прискорбным свидетельством нашего преклонения пред старыми западноевропейскими авторитетами, не современными, но бывшими в ходу десятки лет тому назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Вместо введения к сборнику Валуева (к Сборнику исторических и статистических сведений о России и о народах, ей единоверных и единоплеменных 27 ) Начало Европейской истории Рим, лицо живое и властительное, заключил в себе всю историю Европы и судьбу человечества. Во времена Кесарей достиг он крайней степени могущества, и тогда обнаружилась слабость его, естественная принадлежность всякого коллективного лица. Для того чтобы Рим мог продолжать своё владычество над вселенной, он должен был воплотиться в одно лицо человеческое. Республика уступила Империи. Владыка всего образованного мира не мог долго оставаться Римлянином. Отношения его к родине исчезли перед новым отношением к народам, покорённым Республикою и переданным ею в руки Императора. Преемники Августа распространили мало-помалу право гражданства на всех своих подданных, и Рим исчез в своих владениях. Но государство, созданное силою и скреплённое узами внешнего единства, без всякой внутренней связи, не могло устоять. Империя стала клониться к упадку, В эту эпоху падения Великий Константин поднял над Римским миром знамя Креста. Империя приняла в себя новый дух человеческий. Но Христианство, имеющее в себе достаточно сил на основании новых государств и охранение их от всякого чуждого напора, не сжилось со старым Римом. Империя разрушилась. От неё уцелела её восточная половина, более просвещённая, более независимая в духовном отношении от Римского мира и поэтому живее и глубже принявшая в себя начало Христианское. Но Империя Византийская не могла уже в себе заключать всю полноту Римской державы и упала мало-помалу в разряд государств второстепенных, – частных лиц в человеческой общине, некогда повиновавшейся державному единству Рима. С падения Рима начинается собственно истории Европы. Государственная жизнь обхватывает мало-помалу все её области до самого далёкого Севера; Кельты Гальские и Британские и Иберцы Испанские, прославленные в древних преданиях и некогда потрясавшие просвещённые государства Юга, не могли уже воспользоваться Римским наследством.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Выход документального фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) Гибель империи: Византийский урок не только произвел настоящий переворот в сознании думающей части русского народа и стимулировал внезапный подъем интереса к истории Византийской империи, но и породил в обществе ряд вопросов относящихся к Византии. Вопросов, которые задают как те, кому история Византии небезразлична, так и «клеветники Византии», ненавидящие это государство за то, что оно дало России особый, нелиберальный путь исторического развития. Ответ на некоторые из этих вопросы назрел хотя бы потому, что никто, даже из наиболее либеральных кругов не отрицает влияния византийского государства и византийской культуры на государство и культуру русского народа. А потому, ответ на «византийский вопросы», будет в какой-то мере означать и ответ на «русские вопросы». Вопрос первый – почему византийское государство столь сильно выделяется в ряду других европейских государств. Ответ на этот вопрос в истории Византии. На самом деле имя «Византия» было дано Восточной империи в Европе с вполне очевидной политической целью – скрыть тот факт, что Византия являлась не просто неким обширным государством, простиравшимся от Босфора до Испании, но было Римской империей просуществовавшей до XVbeka. Обычно считается, что Римская империя прекратила сове существование в Vbeke, после того, как вождь германских наемников на римской службе Одоакр, сверг римского императора Ромула II и провозгласил себя королем Италии. При этом, однако «забывают», что в это время Римская империя была официально разделена на две части: восточную и западную, управлялась двумя равноправными императорами, но юридически оставалась единым государством. Так вот, свои действия Одоакр оправдывал желанием восстановления единства государства и после свержения Ромула II он не забрал императорские регалии себе и не присвоил титул императора, а отправил регалии в Константинополь с признанием верховенства императора Римской империи вассальную зависимость перед которым, признавало свежепровозглашенное королевство Италия. При этом Римский Сенат принял решение об объединении империи и ликвидации системы тетрархии, позволявшей двум императорам править Восточным и Западным Римом.

http://pravoslavie.ru/36419.html

Глава 2. Латинская империя и Латинские государства Романии. Греки в XIII в. Первым актом завоевателей было избрание латинского императора, согласно договору 31 марта. Двенадцать избирателей, по шести от франков и венецианцев – от первых одни духовные лица – имели перед собою трех главных вождей крестового похода: дожа Дандоло, Бонифация Монферратского и знатнейшего из франкских крестоносцев, Балдуина, графа Фландрии и Гено (Геннегау), потомка Карла Великого и родственника короля Франции. Против двух первых кандидатов подали голос и венецианцы, для которых дож не мог быть константинопольским императором, а Бонифаций был нежелателен как сосед Венеции, который стал бы опасным. Единогласно был избран в начале мая 1204 г. Балдуин, за которого говорили и молодость, и храбрость, и благочестие. Бонифаций был разочарован, но первый принес присягу. Через три недели Балдуин был коронован папским легатом. На развалинах Византийской империи образовалась Латинская константинопольская, феодальное государство поверх греческого крестьянства, целая политическая система, включившая в свой состав самостоятельно основанные государства, как Солунское королевство и княжество Ахейское. Осуществил и поддерживал феодальное единство Романии (так называлась в латинских источниках территория разрушенной Византийской империи), заставил и греческих подданных примириться со своей властью не первый император Балдуин, но второй – Генрих (1205–1216). При них обоих внутренняя история Романии заполнена церковными делами. На почве церковных интересов прежде всего столкнулась западная культура с византийской. История латинской патриархии носит международный характер, и над ней доминирует воля Вселенского первосвященника Иннокентия, решают его идеи церковного, т. е. культурного, объединения христианского мира под рукою преемника Петра. Решают судьбы патриархии Иннокентий и венецианцы, лишь в конце правления Генриха императорская власть вступает в свои права 2 . Судьба, казалось, улыбалась молодому императору Балдуину. Фландрский граф сел на престол Константина, его окружал энтузиазм участников неслыханной удачи; он не нуждался в деньгах, сыпал подарками и писал в Европу восторженные письма. Двор свой он устроил по французскому образцу, чины двора были сановниками государства и подписывались на важнейших актах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В.Д. Лихачева II. Искусство VI–VII веков Расцвет византийского искусства, наступивший в VI веке, во многом связан с политическим и экономическим подъемом, который испытывала империя в годы правления Юстиниана (527–565). Выдающийся государственный деятель, блестяще образованный человек, Юстиниан добился небывалого могущества своего государства. Проведенные им аграрные реформы способствовали развитию земледельческого хозяйства. В 536 году было централизовано административное управление империей. Свод гражданских прав, составление которого началось на второй год после восшествия Юстиниана на престол, явился плодом деятельности многих юристов того времени. Он продолжал действовать и в последующие столетия. Вместе с тем это был период все усиливающейся эксплуатации крестьян и простых горожан. Сопротивление народных масс вылилось в 532 году в восстание городской бедноты «Ника» («Побеждай!» – клич, по которому восставшие узнавали друг друга). Восстание было жестоко подавлено. В эти годы в результате кровопролитных войн на западе к Византии были присоединены Италия, юго-восток Испании, Сицилия, Сардиния, Корсика, север Африки, Далмация. Войны на востоке не были столь удачны и завершились прочным миром с Ираном. Византия продолжала господствовать на Черном море, так как ей принадлежали Боспор, Таманский полуостров и Херсон. В результате при Юстиниане империя приобрела такие размеры, каких она ни до, ни после не достигала. В последние годы жизни Юстиниана и при его наследниках северным границам империи постоянно угрожали набеги славянских племен, которые, однако, в начале VII века были временно приостановлены с появлением на Дунае их общего врага – разноплеменной орды аваров. Авары пытались подчинить себе живших на нижнем Дунае славян. Совместно со славянами они не раз осаждали Константинополь и Салоники, нападали на приморские города и острова. Но основным врагом империи в VII столетии стали объединившиеся под знаменем ислама арабы. Под их натиском империя теряла свои восточные провинции одну за другой. При императоре Ираклии Сирия, а затем и Египет были навсегда потеряны для Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010