III. Переходная эпоха первой половины V века. Эфесский собор 431 г. Мозаики церкви св. Марии Маджоре в Риме Конец IV и первая половина V века сыграли в истории Греко-восточной церкви и искусства весьма решительную и важную роль. Успокоившаяся политически после крайних кризисов Византийская Империя впала в этом периоде в некоторый государственный маразм, и политический историк с унынием обозревает ряд бесцветных царствований. Затихли или перешли на Запад жестокие нападения варваров, и Византия успела оградиться от них стеной; кончились отдаленные походы, и ослабело крайнее напряжение экономических сил в культурных частях Империи, а самые страшные варвары, готфы, вступили на службу в имперские войска. Вместе с наступившим политическим затишьем и социальным успокоением наступило также общее успокоение умов, вызванное окончанием, хотя насильственным (378–395 гг.), борьбы двух духовных миров: языческого и христианского. Восторжествовавшее христианство занято отныне развитием духовной стороны своей веры и сближением ее с вековой античной культурой и просвещением. Церковная община принимает живейшее участие в ходе церковных дел, в самом управлении церковью, способствуя клиру поставить во главу социального распорядка представителей церкви. Современная литература рождает высшие произведения церковного красноречия и толкования Священного Писания ; жития святых обрабатываются в виде поучительных сказаний, любопытных и трогательных для культурного общества. Порабощенный греческой культурой Восток высвобождается из под западного влияния и выдвигает свои центры, но рядом с культурой здесь усиливается аскетическое христианство, избирающее своим идеалом жизненные лишения, вражду к миру и его благам, борьбу с языческим просвещением и культурой. Для всех стран Византийской Империи аскетизм является ныне духовной эмблемой христианского государства, успокоенного миром и наставшим благосостоянием, представляется отдаленным идеалом, облагораживающим культурную жизнь и ее социальные формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

III. Правление императора Льва Мудрого и его преемников. Его четыре брака Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Meyendorff J. Marriage: an Orthodox Perspective, N.Y., 1984; Runciman, The Great Church; Runciman S. The Emperor Romanus Lecapenus and His Reign. Cambridge, 1963; Runciman, Byzantine Civilization; Obolensky, The Byzantine Commonwealth; Obolensky, Byzantium and the Slavs; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev. 1. В 886 г. император Василий I погиб из-за несчастного случая на охоте. Ему наследовал Лев VI Мудрый, Философ (886-912). Во все время правления императора Льва соправителем и вторым императором считался его брат Александр. Однако он не принимал участия в делах правления, а лишь наслаждался жизнью. У власти ему пришлось быть лишь год после смерти Льва (912-913). Василий I терпеть не мог своего сына Льва. Тот отвечал отцу взаимностью. После смерти отца Лев вынудил своего учителя, патриарха Фотия, уйти в отставку лишь из-за того, что он был в его глазах связан с Василием, и сделал патриархом своего младшего брата Стефана, которому тогда едва исполнилось 16 лет. Конечно, это было нарушением всех канонических норм Церкви, но Лев решил пойти на это, чтобы начать свое правление с абсолютно новой строки. 2. Какова же была структура византийской Церкви того времени? Выше отмечалось, что в самой постановке вопроса об отношениях Церкви и государства применительно к Византии заключается анахронизм: Церковь и государство полностью совпадали, их составляли те же самые люди, проживавшие на той же самой территории. Патриарх был для византийцев свидетелем Христа во всех общественных делах. В то же время императоры (после исаврийцев) никогда более не пытались определять догматы. Главной идеей продолжала оставаться идея симфонии, но она все более приобретала эсхатологический оттенок: общество и империя виделись как вещи временные. Функция императора - сохранять Церковь, делать ее присутствие зримым, чтобы она могла освящать империю изнутри и довести народ до конца времен.

http://sedmitza.ru/lib/text/434796/

II. Церковь и государство 1. Император Юстиниан, империя и Церковь 10 Эпоха Юстиниана давно привлекала и продолжает привлекать внимание историков. Понимание личности Юстиниана, его успехов и ошибок имеет настолько большое значение для истории поздней античности и Византии, что эта тема породила обширную литературу как аналитического, так и синтетического характера. Особую важность представляют вопросы, связанные с отношением Юстиниана к различным группам восточных христиан, вопросы, затрагивающие и социально-политические, и религиозные аспекты. Какова была позиция Юстиниана по отношению к религии, отдельным религиозным группам, Церкви и христологической богословской проблематике, которая в V-VI вв. привела к первому крупному и продолжительному расколу в христианском мире? Необходимо рассмотреть следующие два неразрешенных вопроса, связанных с царствованием Юстиниана: 1 . Вопрос о роли императора в религиозных делах империи, которую он вновь расширил от Месопотамии до Испании. 2 . Богословские расхождения между официальной халкидонской позицией и монофизитами в VI в. Вступив на императорский престол в 527 г. в возрасте 45 лет, будучи уже зрелым человеком и имея достаточный опыт управления в качестве главного советника своего дяди и предшественника Юстина, Юстиниан приступил к реализации гигантской программы возвращения имперских земель и реставрации империи. Впечатляющие успехи в отвоевании Африки, Италии и Испании не только свидетельствуют о военной мощи и политическом искусстве его правительства, но и являют необычайную популярность самой имперской идеи в глазах как местного населения отвоеванных областей, так и варваров-захватчиков. На протяжении всего своего царствования Юстиниан обнаруживал неизменное сознание этой популярности. Он был убежден, что сила империи заключена не только в военных успехах, но и в непрестанной борьбе против внутренних разрушительных сил. Пока его войска сражались на западе, севере и востоке, он постоянно занимался созиданием юридического, административного и экономического фундамента, благодаря которому надеялся обеспечить прочность империи, навсегда объединившей всю христианскую οικουμνη.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

I. Взятие Константинополя турками и падение византийской империи. Бедствия христиан при покорении Константинополя. Вопрос о религиозном фанатизме турок. Мухаммед II. Тип средневекового завоевания (Константинополь в 1081 г.). Злодейства турок и их действительные мотивы. Мера участия фанатизма. В 1453 г. под ударом османских турок пала византийская империя. Это событие и для самих греков не было неожиданным. Уже давно османы стали твердой ногой в Азии и в Европе; их владения, точно железное кольцо, постепенно сокращавшееся, сжимали византийскую империю. Даже разгром Тимура не произвел счастливой перемены в ее положении. Адрианополь по-прежнему остался европейской столицей султанов. По договору 1424 г. турецкая граница доходит до Месимврии, Дерк и Зетуни 2 . Лишь ничтожный уголок в Европе носил громкое название „царства ромеев“. Константинопольские политики приходили к убеждению, что только энергическая помощь западной Европы может спасти империю от неминуемой гибели. Сделали попытку – купить политическую самобытность, пожертвовав религиозной. Состоялась ферраро-флорентийская уния. Аристократия по-видимому, склонялась на такую сделку, но массы и слышать не хотели об измене православию. „Лучше, говорили в народе, впасть в руки турок, чем франков“ 3 . Последний униональный опыт последнего Палеолога (12 декабря 1452 г.) постигла полнейшая неудача: народ не хотел даже входить во св. Софию, чтобы не оскверниться соприкосновением с унитами, и обзывал прославленную „великую церковь “ „вертепом еретиков“ 4 . В 1453 г. началась осада. Трехсоттысячное турецкое войско обложило Константинополь, население которого 5 выставило всего лишь 8.000 войска. Мухаммед II обещанием – отдать город на трехдневное разграбление возбудил воинский пыл своих сподвижников 6 , и утром 29 мая Константинополь взят был штурмом. Ворвавшаяся орда бросилась убивать и грабить. Выходившие из константинопольского порта корабли едва не тонули: до того они были нагружены всякой добычей, – проданными в рабство пленными, драгоценными вещами и „книгами без числа“ 7 . Цифра награбленной добычи доходила до четырех миллионов дукатов (11.600,000 р. зол.) 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

XXV. Моноэнергизм и монофелизм. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник. VI Вселенский Собор Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Meyendorff, Imperial Unity; Meyendorff, Byzantine Theology; Мейендорф, Введение; Карташев; Болотов; Флоровский, Восточные отцы V-VIII вв.; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev; Лосский В.Н. Догматическое богословие//Богословские труды. М., 1972. 1. Предыдущая глава была посвящена внешним событиям царствования Ираклия. Наверное, он был одной из наиболее трагических фигур из всех византийских императоров. Боевой генерал, всю жизнь свою положивший на смертельную схватку с беспощадным врагом, угрожавшим самому существованию Империи, и ценой невероятного напряжения всех сил разгромивший его, к концу своих лет увидел, что дело всей его жизни пошло насмарку, что все его усилия оказались напрасными и что Империя обречена. Еще более трагичными были результаты церковной политики императора. Теперь настал черед поговорить о ней. Первую половину царствования Ираклия его армии боролись за внешнее, физическое сохранение вселенской Римской империи. Но император с патриархом также думали о внутреннем, церковном единстве, которое было под угрозой из-за раскола между халкидонцами и монофизитами. Это было важно, так как именно в тех районах, где проходило большинство сражений - Армения, Сирия, Египет, - также шел и бой за души христиан. Предпринимая инициативу по примирению с монофизитами, Ираклий следовал примеру своих предшественников, пытавшихся добиться церковного единства на Востоке. Но его политика была построена не на простом уходе от проблемы, как сделал, например, император Зенон, опубликовавший свой «Энотикон». Скорее всего, Ираклий попытался продолжить развитие христологической мысли в том направлении, которое, как он думал, началось уже при Юстиниане, когда содержание халкидонского учения было выражено в кирилловском контексте. Политика Юстиниана, как мы знаем, принесла некоторый успех: мы видели ранее, что из-за разделений внутри монофизитского лагеря некоторые лидеры сирийского монофизитства были готовы воссоединиться с Православной Церковью, в частности во время правления Юстина II и Тиверия. Да и сам патриарх Сергий был из яковитской сирийской семьи и мог считаться обращенным из монофизитства. Он был главным богословским советником императора, но, к сожалению, не обладал настоящим богословским умом и не понял подлинного смысла формулы, предложенной им в качестве базы для объединения. По формуле Сергия, так как две природы Христа соединяются в ипостасном единстве и так как это означает единство одного активного субъекта, можно говорить лишь об одной богочеловеческой энергии, или действии (μα θεανδρικη ενργεια). Так родился «моноэнергизм».

http://sedmitza.ru/lib/text/434778/

     24 мая в православном календаре — День памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учителей и просветителей славянских народов. С именами этих святых связываются два великих деяния, определившие историю большинства славянских народов. Во-первых, это проповедь христианства и обращение в Православную веру Киевских князей Дира и Аскольда с их дружиной, вошедшее в историю под именем Первого (Фотиева) Крещения Руси. Во-вторых — создание славянской азбуки и перевод на славянский язык Евангелия, Псалтири и первых богослужебных книг. Именно за этот подвиг, совершенный во имя Православной веры и христианской культуры, солунские братья Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. В прямое и непосредственное соприкосновение славянский мир и Византия пришли на рубеже V–VI веков по Р.Х. В IX веке славянские князья в союзе с викингами, которых византийские летописи называли русью, а сами славяне звали варягами, совершали опустошительные походы на Византию, имея Хазарию надежным тылом. Около 860 года состоялся один из таких походов под предводительством Киевских князей Аскольда и Дира. Хотя в этот раз Дир и Аскольд не смогли преодолеть крепостные укрепления византийской столицы, окрестности Константинополя подверглись опустошительному разорению. В это время Византия осознала необходимость кардинального решения славянской проблемы. Византийский император Михаил III был малопригоден для управления такой великой державой, какой тогда была Византия. Почти все время его правления Империя держалась трудами Патриарха Фотия. Этот поистине великий иерарх и государственный деятель хорошо понимал, что враги Византии, восточные славяне, могут быть превращены в союзников и друзей только через проповедь христианской веры. Таким образом, в 60-е годы IX века русско-славянская миссия стала важнейшим государственным делом и для ее проведения необходимо было найти уникальных по своим возможностям и талантам проповедников. Выбор Фотия пал на Константина Философа, сотрудника патриаршей библиотеки, которая в средние века была крупнейшим книжным собранием мира.

http://pravoslavie.ru/103767.html

А.М. Величко Внединастический Император XXXVII. Император Лев V Армянин (813–820) Глава 1. «Рачитель общего блага» О детстве и юности нового Римского царя Льва V, получившего прозвище Армянин, известно немного. Детство он провел в Армении и происходил по одной линии из армянского рода, по другой – из сирийцев. Вскоре юноша перебрался в город Пидру, что находился в феме Анатолии, и там записался в армию. Лев был высок ростом, храбр до отчаяния, его физические возможности казались безграничными, и при этом воин отличался учтивостью и красноречием. Кроме того, Лев был очень набожен и ревностен в делах веры. Больше всего на свете он любил петь в храме с певчими, так что его считали самым искусным в пении псалмов среди всех современников. Нередко он регентовал хором и прекрасно знал церковный устав. Еще совсем молодым человеком он попался на глаза одному монаху-пустыннику, и тот пророчествовал Льву царский престол: не невероятное событие для тех времен, когда сила, отвага и решимость могли проложить дорогу на самый верх политической пирамиды. Неясно, насколько сам Лев придал значение этому пророчеству, но по складу характера он был честолюбив и жаждал славы 390 . Вскоре на юношу обратили внимание командиры, по чьей рекомендации Лев был причислен к самым отважным смельчакам Анатолийской армии. Стратигом Анатолии и пяти других восточных областей, за исключением Армениака, в то время был назначен уже знакомый нам Варданион Турок, включивший в число своих телохранителей двух близких друзей – Льва Армянина и Михаила Травла. Как люди скромного происхождения, они связали свои надежды на карьеру с Варданионом, и, действительно, вскоре получили довольно высокие посты в армии. После этого Лев удачно женился на девушке по имени Феодосия, приходившейся дочерью знатному столичному сановнику Арсавиру. Когда у Льва родился первенец, Михаил Травл стал крестным отцом младенца, то есть друзья породнились духовно. Правда, Льву предстояло поволноваться, когда его тесть организовал заговор против императора Никифора Геника. Но даже крушение планов Арсавира и пострижение его в монахи не сказалось на судьбе Льва – он по-прежнему служил в армии и стремительно продвигался по карьерной лестнице. Когда восточное войско объявило Варданиона императором, Лев и Михаил перебежали на сторону законного царя и были щедро вознаграждены им. Лев получил должность магистра федератов, царский дворец Зенона и Дагисфей. Михаилу достались должность комискорта и дворец Кариан 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Проповеди Посланник Божий Похвальное слово святителю Киприану, основателю Сретенского монастыря Свт. Киприан Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшней евангельской притче ( Мф., 89-е зач., 22, 1–14 ) Господь вновь и вновь зовет весь мир, всех нас в Царствие Небесное. Это Царство Он уподобляет прекрасному брачному пиру, на который созывает всех людей. Но мы видим и в притче и в жизни, что большая часть человечества не хочет слышать этот зов, не понимает своего истинного призвания. С горестью говорит Спаситель, что люди, ссылаясь на множество своих суетных, мелких по сравнению с величием Царствия Божия забот, лишают себя самого высокого, самого прекрасного и самого главного, ради чего рождается человек. Ежегодно мы с вами слышим эту притчу. Сегодня же давайте с благодарностью вспомним о тех незаметных рабах, которых посылает Господь исполнять Свою волю, посылает собирать всех нас в Царствие Небесное. Эти посланники Божии – очень верные и мужественные люди. Ведь в притче Господь говорит о них, Своих соратниках и посланцах к человечеству, что одних из них люди изгнали, других оскорбили, иных даже убили. И вот оставшихся в живых Господь вновь посылает к тем же самым людям с тем же самым словом, с той же самой проповедью, с тем же оповещением о воле Божией. И эти рабы вновь идут на крест, на непонимание, на тяжелые испытания и даже на смерть. Что же это за люди, с такой любовью и так мужественно творящие волю Божию? Кто они – служители Божии, призывающие нас, несмотря на наше упрямство, сопротивление и жестокосердие, к Богу? Одним из таких посланников Божиих, забытых нами, был основатель Сретенского монастыря святитель Киприан, он титуловался тогда митрополитом Киевским и всея Руси. 29 сентября нынешнего года мы будем отмечать 600-летие со дня его преставления. Кто из нас знает о нем? Наверное, очень немногие. А он был именно тем рабом Божиим, который был послан к нам на Русь собирать Церковь Христову в Царствие Небесное. По одним сведениям он был болгарин, по другим – серб, по третьим – грек, но известно, что он пришел на Русь в один из самых трагических переломных моментов в жизни христианского православного мира. Это была вторая половина XIV века, когда великая Византийская империя клонилась к упадку – еще немного и в 1453 году турки завоюют и разорят Константинополь, Второй Рим, православное царство, икону Божию на земле, ту мать-Церковь, от которой мы с вами восприняли Христову веру.

http://pravoslavie.ru/put/060918184142.h...

Блохин В. С. Раздел I. Восточные Патриархаты Глава 3. Константинопольская Православная Церковь 3.1. Основы византийской государственности. Основание Константинопольской кафедры. История Константинопольского (Вселенского) Патриархата, равно как и церковная жизнь Византии в целом, неотделима от истории политической. Причиной этому послужили особые черты византийской государственности, вобравшей в себя как эллинские, так и римские начала. Византия представляла собой уникальный сплав двух великих цивилизаций, двух неповторимых культур. От эллинистических основ Византия унаследовала идею царской власти, неограниченной власти императора (басилевса); обожествление власти императора; пышный двор и культ правителя; государство опиралось на бюрократический аппарат и армию. Римское влияние выразилось в том, что к Византии перешел тезис «вечной империи» (особенно после падения Западной Римской империи); Византия стала ощущать себя как центр ойкумены (вселенной). Типично византийской чертой стала идея симфонии – идея православного империи – гармоничное слияние церкви и государства. Император носил сан иподиакона и формально считался главой Церкви, Патриарх был одной из главных фигур в политической жизни страны. Жители Византии называли себя «ромеями», а свое государство «Романией». Термин «Византия» был впервые введен в научный оборот в 1562 г. Иеронимом Вольфом в изданном им сборнике текстов византийских историков Восточная Римская Империя отделилась от Западной в 395 г. при императоре Феодосии. Еще до разделения на Западе и на Востоке начали формироваться местные системы управления. В 330 г. император Константин Великий основал на месте небольшого малоазийского городка Византия (Византион) новую столицу – Константинополь. Он перенес сюда правительственную администрацию из Рима и основал епископскую кафедру. Таким образом, с 330 г. и ведет свое начало будущий Константинопольский Патриархат. В 357 г. в Константинополь были перенесены мощи св. ап. Андрея, ставшего небесным покровителем столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.Л. Задворный (католик) Св. Феликс II (s. Felix II) 1 13.III.483 г. – 1.III.492 г. «В Римской Церкви ... после Симплиция в епископы был посвящен Феликс» (Victor Tunonensis. Chronicon./PL. – T. 68. – Col. 946 – 947 ). Папа происходил из старинного сенаторского рода Аницисв. О его отце, которого также звали Феликс, известно, что он, когда овдовел, принял священство и по поручению св. Льва Великого руководил реставрационными работами в базилике св. Павла (51, с. 681). Св. Феликс IÍ был избран на Престол апостола Петра в смутные для Рима времена, когда на Вечный Город опустились «сумерки истории»: в 476 г. при его предшественнике, св. Симплиции, окончательно перестала существовать Западная Римская империя, ее провинции, сметенные напором Великого переселения народов, превратились в неустойчивые, ведущие постоянные междуусобные войны варварские королевства, а в самом сердце империи – Италии стал править вождь племени скиров – Одоакр. Во всем этом конгломерате королевств, за исключением крошечного государства римского полководца и магната Сиагрия (просуществовавшего до 486 г. осколка Римской империи в северо-западной Галлии) (51, с. 602) господствующей религией либо стало арианство, либо по-прежнему оставалось язычество. И даже в Риме, так как он находился под властью варварского короля, было учреждено арианское епископство. Это был тяжелый удар для Римского епископа, но еще более тяжелое испытание надвигалось с Востока. В Константинополе, где правили наследники Римских императоров и где после Халкидона, как казалось, торжествовала вера Вселенских Соборов, положение вновь стало постепенно меняться. Не утратившие своего влияния на Востоке убежденные сторонники монофизитства стали уверенно приходить к власти. На вакантную Александрийскую кафедру были избраны сразу два кандидата: Иоанн Талайя и монофизит Петр Монг, которому в конце концов при поддержке Константипонольского патриарха Акакия удалось захватить кафедру, а Иоанну, как в свое время и св. Афанасию Великому , изгнанному арианами, оставалось только одно – искать спасение в Риме. Св. Феликс II, принявший живое участие в его судьбе, пытался добиться восстановления Иоанна в Александрии, но когда осознал тщетность борьбы с монофизитами, поддерживаемыми византийскими властями, предоставил ему кафедру в Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010