Вступление Глава I. ЦЕРКОВЬ И ИМПЕРИЯ 1. Законодательство империи и христианская вера 2. Культурный плюрализм 3. Император и Церковь Глава II. СТРУКТУРА ЦЕРКВИ 1. Поместная церковь: епископ, духовенство, миряне 2. Духовенство: брачное или целибатное? 3. Региональные первоиерархи 4. Первенство Рима к 451г. Глава III. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: БОГОСЛУЖЕНИЕ, МОНАШЕСТВО, СВЯТЫЕ 1. Богослужебные традиции: единство и многообразие 2. Богослужение и искусство 3. Развитие монашества 4. Святые, мощи и святые места Глава IV. РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУР И МИССИОНЕРСКАЯ ЭКСПАНСИЯ НА ВОСТОК 1. Сирийская традиция 2. Христианство на Азиатском субконтиненте 3. Армения и Грузия 4. Арабские христиане 5. Египет, Эфиопия и Нубия 6. Туземные христианские церкви и Византия как центр Империи Глава V. ЗАПАД В ПЯТОМ СТОЛЕТИИ 1. На Дунае и за ним 2. Христианская Галлия: экклезиологические проблемы и споры об учении бл. Августина 3. Британские острова: святой Патрик; ирландские монахи 4. Испания. Ариане и православные 5. Африка. Арианские гонения 6. Святой Лев Великий и самосознание папства 7. Преемники Льва и Лаврентиевский раскол Глава VI. ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 1. Халкидонский собор: вероучительные результаты 2. Халкидонский собор: церковный порядок 3. Оппозиция собору на Востоке 4. Патриарх Акакий. «Энотикон» и конфликты между Востоком и Западом 5. Рост монофизитства при Анастасии Глава VII. ЭПОХА ЮСТИНИАНА 1. Союз с Римом 2. Юстиниан и Феодора 3. Оригенистские споры 4. «Три Главы», папа Вигилий и Пятый Вселенский собор 5. Наследие Юстиниана Глава VIII.XPUCTUAHCKUЙ ВОСТОК ПОСЛЕ ЮСТИНИАНА 1. Внутренние расколы в монофизитстве 2. Имперская политика после Юстиниана 3. Антиохия и яковиты 4. Александрия и копты 5. Христианство в Персии: армяне, яковиты и несториане Глава IX. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ И ВИЗАНТИЙСКОЕ ПАПСТВО 1. Рим, Равенна и Византия; святой Григорий Великий 2. Лангобарды-ариане и Аквилейский раскол 3. Миссия у англосаксов: ирландские монахи и святой Августин 4. Национальные церкви в Испании и Франции 5. «Западный патриархат»? Глава X. ИМПЕРАТОР ИРАКЛИЙ И МОНОФЕЛИТСТВО 1. Униональная политика Ираклия и Сергия: моноэнергизм 2. Церковные унии на Востоке и в Египте 3. Софроний Иерусалимский и Гонорий Римский: монофелитство 4. Исламское завоевание: Иерусалим, Сирия, Египет 5. Святой Максим Исповедник и папа Мартин 6. Шестой Вселенский собор ЭПИЛОГ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ  

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Г. А. Острогорский Списки правителей 1338 1. Восточная Римская империя (Византия) Императоры в Константинополе Константин I Великий 306–324 1339 –337 Констанций II 353–361 Юлиан Отступник 361–363 Иовиан 363–364 Валент 364–378 Феодосий I 379–395 Аркадий 395–408 Феодосий II 408–450 Маркиан 450–457 Лев I 457–474 Лев II 474 Зинон 474–475 Василиск 475–476 Зинон (повторно) 476–491 Анастасий I 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I Великий 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий I Константин 578–582 Маврикий Тиверий 582–602 Фока 602–610 Ираклий 610–641 Ираклий Константин III 641 Ираклий Младший (Ираклона) 641 Констант II (Константин) 641–668 Константин IV 668–685 Юстиниан II 685–695 Леонтий 695–698 Тиверий II (Апсимар) 698–705 Юстиниан II (повторно) 705–711 Филиппик (Варданий) 711–713 Анастасий II (Артемий) 713–715 Феодосий III 715–716 Лев III Исавр 717–741 Константин V 741–775 Лев IV 775–780 Константин VI 780–797 Ирина 797–802 Никифор I 802–811 Ставракий 811 Михаил I Рангаве 811–813 Лев V 813–820 Михаил II 820–829 Феофил 829–842 Михаил III 842–867 (Регентство Феодоры) 842–856 Василий I Македонянин 867–886 Лев VI 886–912 Александр 912–913 Константин VII Багрянородный 913–945 1340 –959 † Роман I Лакапин 920–944 Роман II 959–963 Василий II 963–976 1341 –1025 † Никифор II Фока 963–969 † Иоанн Цимисхий 969–976 Константин VIII 1025–1028 Роман III Аргир 1028–1034 Михаил IV 1034–1041 Михаил V 1041–1042 Зоя и Феодора 1042 Константин IX Мономах 1042–1055 Феодора 1055–1056 Михаил VI Вринга 1056–1057 Исаак (Исаакий) I Комнин 1057–1059 Константин X Дука 1059–1067 Михаил VII Дука 1067–1071 1342 –1078 † Роман IV Диоген 1068–1071 Никифор III Вотаниат 1078–1081 Алексей I Комнин 1081–1118 Иоанн II Комнин 1118–1143 Мануил I Комнин 1143–1180 Алексей II Комнин 1180–1183 Андроник I Комнин 1183–1185 Исаак (Исаакий) II Ангел 1185–1195 Алексей III Ангел Комнин 1195–1203 Исаак II Ангел (повторно) 1203–1204 † Алексей IV Ангел 1203–1204 Алексей V Дука Мурцуфл 1204 Императоры в Никее Феодор I Ласкарь 1206–1221 Иоанн III Дука Ватац 1221–1254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Гибель империи. Византийский урок». Кадр из фильма На канале «Россия» покажут фильм «Гибель империи. Византийский урок» – «традиционалисты» вступают в борьбу с «западниками» на поле противника. Среди грядущих премьер теленедели этому фильму немудрено затеряться. В телепрограмме он представлен весьма лаконично: среда, канал «Россия», 22.45, «Гибель империи. Византийский урок», документальный фильм. Казалось бы – ну и что? Очередной науч-поп, втиснутый в программу между сериалом «Вызов. Инкубационный период» и информационной программой «Вести+». Эдакий нечастый подарок немногочисленной категории лиц, которым от телевизора хочется чего-нибудь помимо сериальных страстей, звездных кривляний и новостей. На самом деле, все гораздо любопытнее. Во-первых, тема. О том, что была такая страна – Византия, слышали практически все. Как правило, этим все знания и ограничиваются. Нет, ну правда: любой из нас, напрягшись, без труда вспомнит с десяток западноевропейских королей – всех этих Ричардов Львиное сердце, Карлов Великих и Генрихов Наваррских. Но нет лучшего способа вогнать обывателя в мозговой клинч, чем попросить назвать кого-нибудь из персонажей византийской истории. Все эти деятели с родными именами и диковинными фамилиями – Лука Нотарас, Иоанн Кантакузин, Алексей Апокавк, Феодор Ласкарис – известны исключительно специалистам. Истории Византии мы не знаем, что вообще, как минимум, странно. Если и существует страна, которая является для России тем же, чем Испания для стран Латинской Америки, то есть страной-матерью – то это, безусловно, Византийская империя. О причинах этого парадокса позже, но корень всей нашей культуры, первопричина всех наших достоинств и недостатков действительно там. Это признают все, кто в теме, вне зависимости от того, поклонники они или ненавистники той исчезнувшей пять с половиной веков назад империи. Вот только тех, кто в теме – днем с огнем, и по этой причине просветительская инициатива канала получает первый плюс. Вторая причина, заставляющая обратить внимание на тихую премьеру, заключается в качестве этого фильма. Он решительно не вписывается в нашу теледокументалистику, которая практически без исключений снимается в привычном формате «парад говорящих голов». Здесь же – шикарная компьютерная графика, игровые костюмные флешбэки, изображения тогдашних фресок, живописи, рисунков из редких инкунабул и тому подобная роскошь. Плюс натурные съемки во всех поминаемых местах Земного шара, ведущий снует из Стамбула в Венецию, чтобы через минуту оказаться в подмосковном монастыре.

http://pravoslavie.ru/36362.html

Глава 18. Православный Восток в XV-XX веках (краткий обзор) Православные под властью турок. Когда турецкий султан Мехмет II Завоеватель , покорив Константинополь, вошел в Святую Софию, он был поражен величием этого храма и велел превратить его в главную мечеть своей новой столицы. В свою очередь Патриарху Геннадию Схоларию , первым занявшему Константинопольскую кафедру при турецком владычестве, был оставлен в качестве кафедрального второй по значению храм города – Святых Апостолов. При этом Патриарх был также объявлен этнархом (главой народа) всех православных христиан Османской (Турецкой) Империи. И хотя турки постоянно склоняли христиан, особенно молодых людей, к принятию ислама , султан понимал, что христианство является для миллионов его новых подданных великой святыней, и принужден был с этим считаться, проявляя к ним веротерпимость. Следует особо отметить, что православная вера сыграла большую роль в жизни христианских народов, покоренных турками, помогая им сохранить свою национальную самобытность, что позволило им уже в XIX в. пережить период национального возрождения и добиться освобождения от многовекового турецкого ига. Церковные общины (приходы) также имели большое значение в жизни подданных султана – христиан. По турецким законам бедняки, не способные платить установленные подати, изгонялись из городов. Однако если бедняком оказывался христианин, то церковная община принимала на себя заботу об уплате за него необходимой подати. Это еще более сплачивало христианские народы Османской Империи вокруг Православной Церкви, которая оставалась для них центром не только религиозной, но и общественной жизни. Тем не менее, когда Византийская Империя окончательно перестала существовать, многие греки переселились в Италию, где их культурным центром стала Венеция, в которой в XVI в. появились греческие типографии. Многие молодые греки устремлялись во Флоренцию, где получали образование в местном университете. Одним из таких молодых людей был преподобный Максим Грек (1480–1556), после обучения в Италии ставший монахом в Ватапедском монастыре на Афоне, а в 1515 г. по просьбе Московского великого князя Василия Ивановича направленный в Россию, где прославился своими просветительскими трудами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Глава 4.Развитие высшей церковно-правительственной власти на востоке в царствование Аркадия и Феодосия Младшего и осуществление Маркианом и Пульхерией церковно-политической программы Феодосия Великого на халкидонском соборе 451 года I. Церковная деятельность Иоанна Златоуста и первая церковная борьба между Константинополем и Александрией из-за первенства в восточно-римской империи 17 января 394 года скончался Феодосий Великий. Преемником его в восточно-римской империи был Аркадий. Коренными чертами характера этого государя, от природы мягкого и кроткого 2830 , были полное отсутствие энергии и умственная ограниченность 2831 . Это было видно даже из его внешнего, апатичного вида «Аркадий, говорит Филосторгий 2832 , рост имел малый, тело сухощавое, силы слабые, лицо смуглое. Вялость его души обличалась речью и свойством глаз, которые у него сонливо и болезненно закрывались». До конца своей жизни он был безвольной игрушкой в руках тех, которые пользовались его доверием 2833 . Первое время после вступления на престол таким неограниченным руководителем государства был Praefectus Praetoric orientalis Rufinus 2834 , приставленный к нему Феодосием Великим. После смерти Руфина, место его занял евнух Евтропий, именем монарха прикрывавший свои гнусные преступления 2835 и в своем лице объединивший все высшие должности империи. Рядом с ним выступало влияние его жены Евдоксий, прекрасной дочери варварского военачальника Вавдона (Bauto). Алчная и сомнительной верности, поверженная церкви и ее служителям, но отражавшая их нападки, где это ее лично касалось, она самовластно царила над слабым императором 2836 . При таких обстоятельствах нет ничего удивительного, что политика зависела не от него, а от его советников 2837 . Публичной жизнью государства он совершенно не интересовался. Все внимание императора целиком ушло в исполненную пышности и церемоний дворцовую жизнь 2838 . Византийская империя с этого времени приобретает тот восточный характер, который отличает ее и в последующее время 2839 . Благочестие Аркадия было искреннее и соответствовало по духу и по форме благочестию греческой ортодоксии 2840 . С великим благоговением он почитал мощи мучеников и святых и не раз это выражал публично, участвуя лично в религиозных процессиях, напр. при открытии мощей Самуила 2841 и перенесении их в церковь св. Фомы близ Константинополя 2842 . Это благочестие окружило его ореолом святости. Незадолго до своей смерти Аркадий посетил в Константинополе очень большое здание, называемое Карией. При этом все живущие около молитвенного дома, сбежались посмотреть царя, причем многие вошли в Карию, но затем вслед за царем вышли. «Тотчас после сего целое огромное здание, окружавшее молитвенный

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Глава 4. Церковная жизнь Московского государства в XV-XVI веках. Святитель Филипп, митрополит Московский Конец татарского ига. Татарское иго было окончательно свергнуто в 1480 году. Татарский хан Ахмат, простояв несколько месяцев против русского войска, ушел обратно, не решившись начать бой. Московский великий князь Иван III (правил в 1462–1505 гг.) закончил дело «собирания Руси», начатое московскими князьями. Вся северная и восточная Русь была объединена под главенством Москвы. Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора, убитого при взятии Константинополя турками, и считал себя его преемником. Есть предание, что им были сказаны слова: «Был Первый Рим. Была Византия – Второй Рим, а Москва –Третий Рим, и Четвертому не быть». При Иване III заново были отстроены московский Кремль и главный собор Москвы – Успенский (освящен в 1479 г.). Для его постройки был приглашен знаменитый итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Прежде чем начать постройку, он посетил Владимир и Новгород, изучая архитектуру русских храмов. Успенский собор – сердце Кремля. В нем «садили на стол» московских князей, а потом венчали на царство российских царей. Здесь возводили на кафедру и погребали митрополитов Московских и Патриархов всея Руси. Отстроены были и другие здания Кремля. В XIV в. Польша и Литва были единым государством, куда приглашались католические миссионеры с неограниченным правом обращать в христианство язычников. Это положило начало притеснению многочисленного православного населения западной Руси. Не доверяя своим епископам, на которых светская католическая власть оказывала сильное давление, народ стал создавать православные братства мирян для защиты Церкви. Ферраро-Флорентийская уния и ее последствия для Московской Руси . В 1437–1439 гг. в итальянских городах Ферраре и Флоренции состоялся Собор западных и восточных епископов. Приехали и представители Руси во главе с греком митрополитом Исидором. Византийская Империя доживала последние дни. Турки окружили Константинополь. Император Иоанн и Патриарх Иосиф ради спасения отечества решились на союз с Римским Папой. Когда митрополит Исидор вернулся в Москву и прочитал в Успенском соборе грамоту о соединении с Римом, весь народ с Московским великим князем Василием назвал его поступок изменой. Позднее в 1448 г. был созван Собор русских епископов, который избрал митрополитом Московским епископа Рязанского Иону. В послании великого князя Василия в Византию говорится: «Мы поступили так по великой нужде, а не по гордости или дерзости. До скончания века пребудем мы в преданном нам православии».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Глава X. ИМПЕРАТОР ИРАКЛИЙ И МОНОФЕЛИТСТВО Император Ираклий I (610–641) был самой выдающейся личностью из императоров, занимавших византийский престол после смерти Юстиниана. Человек энергичный и дальновидный, он восстановил Империю, раздробленную в царствование убийцы Фоки (602–610). Одним из главных достижений царствования Маврикия (582–602), предшественника Фоки, было заключение мира с Персией. Маврикий предоставил убежище изгнанному персидскому «царю царей» Хосрову II, и последний, женившись на его дочери, смотрел на него как на отца и покровителя. После того как Хосров снова взошел на трон, Византийская империя получила крупные территориальные приобретения в Армении. Убийство Маврикия Фокой в 602г. послужило сигналом массированного наступления персов на Римскую империю. В 610г. персидский отряд, поддерживаемый союзными аварами, дошел до Халкидона, на противоположном Константинополю берегу Босфора. Тогда Ираклий, сын экзарха Африки, повел флот на спасение города. Почти сразу после того, когда был казнен Фока, он был коронован императором. Поскольку Хосров отказывался заключать мир, новый император вступил в войну, длившуюся почти непрерывно в течение восемнадцати лет. Обе стороны смотрели на эту войну как на религиозную борьбу между двумя мировыми религиями-христианством и зороастризмом. Каждая сторона сражалась не за преходящую политическую выгоду, а за окончательное торжество того, что она считала всемирной и абсолютной Истиной. Хотя во всех войнах Древнего мира известную роль играли религиозные ценности, никогда прежде их столкновение не было столь определенным и осознанным. С византийской стороны религиозное значение войны подчеркивалось самим императором, постоянно пользовавшимся советами своего друга, патриарха Сергия (610–638). Оба они, и император и патриарх, были людьми восточного происхождения. Ираклий принадлежал к знатной каппадокийской семье, вероятно, армянского рода, Сергий же был сирийцем. Их сотрудничество было решающим фактором как в ведении войны, так и в определении религиозной политики. Впервые византийские войска выступали против персов с иконами Христа и Богоматери как символами небесного покровительства 635 . Религиозная символика этой войны подчеркивалась той особой важностью, которую обе стороны придавали реликвии Честного Креста Господня, который почитался в Иерусалиме со времен его открытия святой Еленой, матерью Константина. Когда персы в 614г. захватили Иерусалим, они вырезали население, взяли в плен патриарха Захарию и увезли Крест в подарок Хосрову 636 . Однако реликвия эта была возвращена Иерусалиму Ираклием после победы, вероятнее всего, в марте 631г. 637 Праздник Воздвижения Креста Господня (14 сентября) в этот год праздновался в Иерусалиме с особой торжественностью, и Ираклий стал легендарным героем, о котором как о славном предшественнике вспоминает французский крестоносец XIIb. Гийом Тирский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Джудит Херрин. Женщины и иконопочитание в ранней церкви 230 С культом икон связаны несколько парадоксов. Он прямо противоречит ветхозаветному запрету поклонения «идолам», сохранявшему своё значение и в ранних христианских общинах. Кроме того, он представляет собой по сути языческую форму искусства – поминание мертвых, предков, правителей, бессмертных божеств и смертных гсроев. Отсюда возникает вопрос: как случилось, что иконы заняли центральное место в христианском искусстве? Значит ли это, что Церковь попросту проигнорировала языческие корни этого рода изобразительного искусства и его запрещение Законом Моисея? Или же она при помощи специально разработанной богословской аргументации оправдала христианскую адаптацию и повторное использование этой древней формы художественного творчества? Один ответ на этот вопрос был дан в VIII в., когда византийская империя пыталась разрешить это очевидное противоречие, вкравшееся в раннехристианское искусство, уничтожая иконы и иные фигуративные изображения. Другой ответ выработала западная Церковь , не пожелавшая порвать со своей собственной традицией, освященной, к тому же, авторитетом столь выдающегося лица, как сам папа Григорий Великий . Последний писал, в частности: «Ибо то, что писание (scriptura) несет умеюшим читать, изображение (pictura) дает тем, кто этого не умеет, но взирает; ибо посредством него даже невежды научаются тому, чему должно следовать, – посредством него неграмотные читают. А посему – и главным образом – для язычников (gentibus) изображения суть заменитель чтения» 231 . Искус иконоборчества раскрыл глубокую приверженность идее христианского изобразительного искусства как на Востоке – где иконопочитание в конце концов восторжествовало, так и на Западе – где иконоборчество было отвергнуто сразу и навсегда. Под натиском иконоборцев культ икон нашел в Церкви широкую поддержку, хотя эта ответная – иконопочитательская реакция и не была однородна в некоторых важных аспектах. В настоящей работе будет рассмотрен прежде всего восточный вариант ответа на приведенный выше вопрос – та вера в иконы, которая представляет собой более личную форму почитания христианских изображений.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Закрыть Славный день календаря – день провозглашения Российской Империи Византийское преемство является фундаментом и обоснованием современной Российской государственности 02.11.2021 822 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора Празднование 300-летия провозглашения Российской Империи принципиально важно для того, чтобы раз и навсегда закрыть тему «молодого Российского государства» и его институтов, таких, как армия и спецслужбы, по либеральной версии, которым 30, по советской 100 лет. Исходя из «политической ереси» «молодого Российского государства», армии и спецслужбы США и Великобритании выглядят старше, умнее, опытнее… Социалистический Китай развивает и укрепляет фундаментальное положение о многотысячелетней и непрерывной китайской национальной истории, национальной идентичности и государственности. Президент Турции Реджеп Эрдоган поднял на щит наследие и возрождение Османской империи в качестве цели своего президентства. Поэтому, забывая и недооценивая свое имперское наследие, Россия проигрывает. Это великое наследие и правовое преемство, наряду с правопреемством СССР , должно быть закреплено и ключевых правовых документах Государства Российского, в том числе, в Конституции России. Следует отметить, что Российская Империя была провозглашена 4 ноября 1721 года, но создана гораздо раньше. Датой и вехами ее рождения и становления следует считать следующие даты. Брак русского царя Иоанна Третьего с наследницей престола Ромейских православных Императоров Софией Палеолог, которая передала России преемство и символику Ромейской Империи. Фактором правопреемства нынешнего Государства Российского от Православной Ромейской Империи является государственная символика РФ. Помазание в 1547 году святым московским митрополитом Макарием Иоанна Четвёртого на Царство и признание этого помазания, а русских царей — вселенскими базилевсами двумя Соборами Восточных Патриархов. Установление в 1589 году православным Царьградским Патриархом Иеремией Вторым Московского Патриаршества и указание в Установительной Грамоте Иеремии Второго Московского Патриархата как Престола «Третьего Рима», что закрепляет за Россией историческую миссию и смысл ее существования как Катехона, государства, охраняющего Истину Православия и побеждающего мировое зло, «тайну беззакония».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/02/sl...

Иконопись. Иконостас. Икорта Иконопись Иконопись [иконопись], вид живописи, задачей которого является создание священных образов – икон. Несмотря на то, что в восточно-христианской традиции греч. Слово kv (изображение, подобие, образ) является общим наименованием священных изображений (см. статьи Монументальная живопись, Фреска, Мозаика, Миниатюра), в качестве произведений И. обычно рассматривают написанную на доске икону как моленный образ. О развитии стилей И. см. соответствующие разделы статей «Русское искусство X-XXI вв.», «Искусство Украины и Белоруссии. XVI-XVIII вв.» (ПЭ. Т.: РПЦ), а также статьи Албанская Православная Церковь , Болгарская Православная Церковь , Византийская империя, Греция, Грузинская Православная Церковь , Румынская Православная Церковь , Сербская Православная Церковь и др. Метод в И. Икона, существующая почти 2 тысячелетия, долговечностью во многом обязана консерватизму живописной техники, бережно сохраняемой иконописцами вплоть до настоящего времени. Для понимания специфики иконописной техники важно, что разнообразие приемов и богатство индивидуальных почерков художников – артистической манеры каждого из мастеров – сочетаются с постоянством метода послойной живописи, являющегося показателем стабильности живописной системы. Известный с глубокой древности послойный метод живописи используется для работы в любых красочных техниках (темпера, масло, фреска, акварель). В качестве т.н. средневекового метода он служит средством выражения в особой системе живописи, для которой характерна обратная перспектива, учитывающая только искажения «близкого переднего плана», при этом не применяли моделирующую светотень и цветовую перспективу, цветовой контраст предпочитали тоновому, а плавные переходы цвета не всегда считали выразительными, использовали дифференциацию цветов, выбирали цветовые доминанты при общем локальном колорите. Послойному методу противоположен метод смешения свежих, незастывших красок на живописной поверхности, что ведет к стушевыванию границ между цветовыми полями. Так, желая передать своеобразие византийской техники живописи в сравнении с ренессансной, Р. Байрон и Д. Талбот Райс отмечали, что «византийцы наслаивали, а итальянцы моделировали» (Byron R., Talbot Rice D. The Birth of Western Painting. L., 1930. P. 101). При наслаивании красок должно соблюдать непреложное условие – каждый последующий слой наносят после полного высыхания предыдущего, не позволяя таким образом свежим, незастывшим краскам смешиваться на поверхности иконы. Красочные слои отличаются плотностью в зависимости от рецептуры приготовления смесей, в которых варьируются соотношение связующего и количество пигмента. Величина частиц последнего могла быть как очень крупной, так и мелкой. От умения приготовить красочные смеси и наносить их зависела фактура красочной поверхности. Пастозные и плотные слои чередовались в определенной последовательности с полупрозрачными и лессировочными.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopis...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010