Изображение Г. (помимо изображения Благовещения на царских вратах) встречается на алтарных боковых дверях. о развитии этой иконографии до XV в. неизвестно. По мнению Г. В. Попова, к ранним примерам изображения архангелов на боковых дверях могут быть отнесены иконы тверского происхождения XV в. из ГТГ. Эта традиция была продолжена в синодальный период (иконы XIX в. в ц. свт. Николая в Кузнецах, Москва ,- Г. изображен на сев. двери) и в наст. время (врата в храме Спаса Преображения на Песках в Москве). В монументальной живописи полуфигуры Г. и арх. Михаила иногда располагались в боковых апсидах, напр. на мозаике Неа-Мони на Хиосе (1042-1056), на фресках ц. Георгия в Ст. Ладоге (60-е гг. XII в.). Г. изображается около входа в храм. В ц. ап. Андрея на Треске (Македония), 1388-1389 гг., Г. представлен справа от входа, в правой руке - жезл, в левой - сфера с образом Христа Еммануила, однако чаще в руках архангела - стило и свиток (в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295 - справа от сев. входа в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского мон-ря, 1689 - в юж. галерее с правой стороны портала). В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота указано, что на свитке должна быть надпись: «Держа в руке трость скорописца, отмечаю приношения входящих; усердных храню, а неусердных наказую скоро» (Ерминия ДФ. С. 227). Ряд изображений Г. связан с имп. иконографией в визант. искусстве - его изображали в сценах коронования: имп. Василия I Македонянина Г. венчает в присутствии прор. Илии (миниатюра из Слов Григория Богослова - Paris. gr. 510, 880-883 гг.), имп. Льва VI венчает Богоматерь в присутствии Г. (пластина из слоновой кости, X в., Музей Боде. Берлин). Изображения архангелов, являющихся одним из чинов ангельских сил, входят в иконографию мн. сюжетов: Собор Богоматери, «О Тебе радуется», Страшный Суд, «Предста Царица одесную Тебе» (напр., сер. XIV в., Визант. музей, Веррия,- архангелы в руках держат мечи и щиты) и др. Известны примеры включения небесных сил в состав теофанических видений, напр. прор. Иезекииля (в искусстве Египта (фрески в мон-ре Бауит, VI в.), Каппадокии (ц. Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.)).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

произведениями монументальной живописи периода Македонской династии. Искусство такого типа было распространено в посл. четв. IX - 1-й четв. X в. Его лучшим образцом, стилистически и территориально близким к росписи ц. первомч. Стефана, являются мозаики купола Св. Софии в Фессалонике (ок. 880). Фрески апсиды Ротонды ( Георгия Победоносца великомученика церковь в Фессалонике ), возможно чуть более поздние, также могут быть отнесены к этому направлению. Др. близкие аналогии можно найти среди росписей Каппадокии (Старая церковь Токалы-килисе в Гёреме , 1-я четв. X в.; Айвалы-килисе в Гюлюдере, 913-920, и др.). Фрески Айвалы-килисе представляют ближайшую иконографическую параллель изображению «Страшного Суда» в ц. первомч. Стефана ( Thierry N., Thierry M. Ayvali Kilise ou pigeonnier de Gülli Dere: Église inédite de Cappadoce//Cah. Arch. 1965. Vol. 15. P. 97-154; Brenk B. Tradition und Neuerung in der christlichen Kunst des ersten Jahrtausends: Stud. zur Geschichte des Weltgerichts Bildes. W., 1966. S. 79-103). Подобный стиль встречается в монументальной живописи Наксоса (ц. Панагии Калорицы, 1-я пол. X в.), п-ова Мани (ц. ап. Петра в Палеохоре, 1-я пол. X в., и др.), а также в нек-рых иллюстрированных рукописях IX в., таких как Книга Иова из Ватиканской б-ки (Vat. gr. 749) или Sacra parallela из Национальной б-ки в Париже (Paris. gr. 923). Христос Ветхий денми. Роспись наоса ц. первомч. Стефана в Кастории. Кон. XII — нач. XIII в. Христос Ветхий денми. Роспись наоса ц. первомч. Стефана в Кастории. Кон. XII — нач. XIII в. 2-й слой. Живопись этого слоя хорошо сохранилась и недавно расчищена. Она выполнена на достаточно высоком профессиональном уровне, со всеми характерными приемами рубежа XII и XIII вв. К этому слою росписи, несомненно, относится ряд евангельских сцен в клеристории, изображения в медальонах по оси свода Христа Еммануила, Христа Ветхого денми и Христа Вседержителя, а также пророков на склонах свода. Евангельский цикл составляют «Благовещение Пресв. Богородицы» и «Преображение Господне» на вост.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Святая великомученица Варвара Мощи св. великомученицы Варвары в Владимирском соборе города Киева. Вмц. Варвара. Греческая икона (XXI в.) Часть руки великомученицы Варвары. Монастырь Симонопетра. Афон. Вмц. Варвара Иконография Варвара принадлежит к числу особо почитаемых святых жён, изображения которых были распространены в византийском искусстве. Один из первых сохранившихся её образов представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 г.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат. В византийском искусстве иконография Варвары складывается к X в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих её знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской церкви свт. Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. " Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых " (монастырь Хиландар, Афон)) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., " Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых " (частная коллекция, Афины)). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жёны, в мафории (на серебряном кратере, Вел. Новгород, XII в. (НГОМЗ); на эмалевом ожерелье из Ст. Рязани, кон. XII в. (ГММК); на поле иконы " Богоматерь Знамение " , 1-я половина XIII в. (дом-музей П. Д. Корина)), а иногда с непокрытой головой (в клеймах 2 житийных икон начала XIX в. (ЦМиАР)). Изображения: в каппадокийских храмах - в церкви Иоанна Крестителя в Чавушине, между 913 и 920 гг.; в Новой церкви Токалыкилисе в Гёреме, конец X в.; в Чанлыкилисе в Акхисаре, XI в.; в церкви Варвары в Соганлы, 2-я половина. XI в.; а также в нартексе кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; предположительно в соборе Святой Софии Киевской, 1037-1045 гг.; в церкви св. Николая Касницис в Кастории, XII в.; в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г.; в церкви вмц. Варвары в Киприотианика на острове Китира, конец XIII в.; церкви св. Апостолов [Спаса], Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия) середина XIII в.; в церкви Панагии в Пурко на острове Китира, конец XIII в.; в церкви свт. Иоанна Златоуста в Гераки, конец XIII - начало XIV в.; в церкви св. Димитрия в Пурко на острове Китира, начало XIV в.; на юго-западном столпе в церкви Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг.; на северной стене церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), около 1320 г.; на миниатюрах Минология и в греко-грузинской рукописи.

http://drevo-info.ru/articles/4508.html

Программа росписи и масштаб фигур вполне соразмерны небольшому помещению, роспись архитектонична, т. е. выявляет и подчеркивает архитектурные формы, создавая впечатление монументальности храма. Фрески написаны на голубом фоне, отдельные фигуры и композиции обрамлены неширокими красными разгранками. Пропорции фигур слегка вытянуты, позы и жесты грациозны, линии рисунка гибкие, объемно-пластическая моделировка ликов выполнена с элементами светотени. В куполе в медальоне находится образ Христа Пантократора. В центре алтарной апсиды изображена стоящая Богоматерь с Младенцем Христом перед грудью («Никопея») с архангелами по сторонам. На стенах рукавов креста и в нишах расположены композиции «Благовещение Пресв. Богородицы» (на юж. стене), «Сретение» (в сев. конхе), «Успение Пресв. Богородицы» (в юж. нише), «Распятие», «Три отрока в пещи огненной», святые Константин и Елена, вмч. Георгий Победоносец и вмч. Феодор Стратилат. Стиль фресок принадлежит к каппадокийскому варианту классического искусства средневизант. периода, отличающегося изяществом и красотой форм, правильностью пропорций и естественностью в передаче поз и движения. Наряду с развитыми изобразительными циклами среди храмов этого времени встречаются церкви, имеющие гл. обр. орнаментальную декорацию. Один из примеров такого типа - ц. св. Варвары в Гёреме, расписанная в XI в. Главным элементом декорации купола, арок и сводов крестово-купольного храма являются геометрические узоры, выполненные красной охрой, выделяющие архитектурные формы, а неск. образов написаны в скупой графичной манере в виде настенных икон: Спаситель на престоле в апсиде, великомученики Георгий и Феодор на конях, образы мучениц на сев. стене. Такие же орнаменты в Сарыджа-килисе (XI в.), расположенной в скалах ущелья Кепез, недалеко от сел. Мустафа-паша (Синасос). Мотивы орнамента просты: шашки, треугольники, розетки с мальтийскими крестами, сетки, которые известны во мн. памятниках К. Поздневизантийский период (после сер. XII - сер. XV в.) Чудо вмч.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

О некоторых типах христианских построек этого периода в К. есть сведения в творениях каппадокийских отцов Церкви IV в. Можно отметить существование мартириев, видимо, октогональной формы (мартирий в Ниссе), описанных святителями Григорием Нисским и Григорием Богословом. К кон. IV в. в Кесарии упоминается 6 мартириев. При свт. Василии Великом там же была возведена базилика. Тем не менее до нач. V в. в К. христианская архитектура развивалась сравнительно медленно. Близ Шахинефенди (греч. Совес) была раскопана рим. вилла, вероятно, кон. IV в. с мозаичными полами вокруг центрального внутреннего двора. Небольшая часовня была пристроена ко двору позже, возможно в VI в. За пределами виллы обнаружены христ. захоронения и комплекс терм также, видимо, IV в. Аркада в ц. св. Иоанна Крестителя в Чавушине. V в. Аркада в ц. св. Иоанна Крестителя в Чавушине. V в. В основном IV век представлен сохранившимися некрополями. Высеченные в скалах гробницы были изучены в Мазыкёй, Гёреме , на дороге между Джемилем и Соганлы, в Озюгюзель. Указаний на то, что они оставлены христианами, нет, хотя некоторые из некрополей позднее использовались для захоронений христиан. Хорошо сохранившийся римский мавзолей IV в. в Шаре (греч. Комана) позволяет судить о развитии более поздних христианских конструкций. Кызыл-килисе в Сиврихисаре. Сер. VI в. (?) Кызыл-килисе в Сиврихисаре. Сер. VI в. (?) К V в. можно отнести ц. св. Иоанна Крестителя в Чавушине. Это аккуратно высеченная скальная базилика. Ее центральный неф отделен от боковых приделов аркадами, аркада украшала и фасад нартекса. В интерьере подковообразной в плане апсиды - высеченные в скальном массиве престол, синтрон и одноступенчатая скамья. В центре, практически под алтарем, находится крестообразная крипта, врезанная в скальный пол. Эти особенности, а также небольшой размер базилики сближают ее со Студийской базиликой в К-поле (сер. V в.). Однако в Чавушине сев. придел, вероятно, был отделен от нефа перилами и завершался алтарем, а юж. придел, гораздо более широкий, открывался в подсобные помещения, расположенные к востоку.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

В ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде (80-е гг. XIV в.) в многофигурной композиции «Сошествие во ад» представлена спеленутая фигура, к-рая, по предположению Т. Ю. Царевской, может быть отождествлена с Л. Прав. Лазарь. Роспись собора свт. Николая на Ярославовом дворище в Вел. Новгороде. XII в. Прав. Лазарь. Роспись собора свт. Николая на Ярославовом дворище в Вел. Новгороде. XII в. Первые изображения Л. как епископа Кипрского появились, по-видимому, после окончания эпохи иконоборчества и перенесения мощей святого в К-поль при визант. имп. Льве VI, в кон. IX - нач. X в. Фигура Л. в епископских одеждах известна во фреске Новой Токалы-килисе в Гёреме в Каппадокии (кон. X в.). Полуфигурное изображение, выполненное в технике перегородчатой эмали, представлено рядом с образом св. Никифора на потире имп. Романа II (959-963) из сокровищницы собора Сан-Марко в Венеции, где Л. показан без бороды. Образ Л. сохранился на фреске кон. XIII - нач. XIV в. в крипте Сан-Вито-Веккьо в Гравина-ин-Пулья (Апулия), с тонзурой, с бородой и усами, в омофоре. С нач. XII в. образ Л., еп. Китиона Кипрского, встречается в росписях кипрских храмов: Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1105/06; сохр. только надпись в диаконнике); св. Апостолов в Перахорьо (1160-1180; в нижнем ряду святительского чина); Панагии Аракос близ Лагудеры (1192; в виме, на склоне юж. аркосолия Л. замыкает ряд местных епископов). Его писали безбородым, поэтому моложавым, но с проседью, как на медальоне в росписи алтарной апсиды (сер. XIV в.) ц. свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии. Образ Л.-епископа встречается в монументальной декорации храмов Др. Руси: в новгородских церквах свт. Николая Чудотворца на Ярославовом дворище (Николо-Дворищенская) на Торговой стороне (ок. 1120) и Преображения Господня (Спаса) на Нередице (1199). Л. представлен безбородым, с тонзурой; его лик землистого оттенка, изборожден морщинами. В ц. Спаса на Нередице образ Л. в нижнем регистре святительского чина включен в ряд епископов, происходящих с разных земель правосл. ойкумены, и находится рядом с образом Христа-Иерея. В Николо-Дворищенской ц. фигура Л. больше человеческого роста, расположена на вост. склоне пролета между алтарем и диаконником, напротив - изображение креста-никитриона; кресты на омофоре Л. были золотисто-охристого цвета, что, вероятно, обусловлено преданием, согласно к-рому омофор его был сделан Самой Богоматерью ( Царевская. 2001. С. 24). Появление образов Л. в новгородских росписях XII в. могло быть связано со свящ. Лазарем, настоятелем ц. Бориса и Глеба в Вышгороде, игуменом Выдубицкого Михаило-Архангельского мон-ря (1088), епископа Переяславля Южного (с 12 нояб. 1105).

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Лично у меня против турок ни зла, ни обид никаких не было, ничего плохого от них я не видел, никакой опасности и враждебности, никакой агрессии в них не чувствовал — и все же, находясь на этой земле, все время ловил себя на ощущении, как тяжело, физически тяжело здесь думать о прошлом. О кровопролитных войнах, об убиенных, замученных христианах, о падении Византии, о превращенной в мечеть Святой Софии. Но все это оставалось и так бы и осталось в моем сознании некоторой абстракцией, ибо я жил не в Константинополе-Стамбуле, а в Анкаре, где исторических следов христианства не было, и в шесть утра нас будил протяжный клич муэдзина, а днем на улицах европейски одетых людей сменяли закутанные в платки женщины самых разных возрастов, и, как с тревогой нам рассказывали наши коллеги, последних (они зовут их насмешливо матрешками) год от года становится все больше — так вот, ощущение христианского прошлого осталось бы неким умозрением, когда бы накануне последнего дня две наши соотечественницы, преподавательницы русского языка, не предложили бы мне поехать в Каппадокию — древний христианский город, ныне глаголемый по-турецки Гёреме, о котором я по темноте своей и слыхом не слыхивал. Это потом я уже посмотрел, где эта древняя земля находится и чем она славится, потом прочитал о ее истории, ее правителях и святынях, узнал, что здесь жили Георгий Победоносец, Василий Великий , Григорий Нисский и Григорий Богослов , что отсюда происходили сорок севастийских мучеников, что это место стало одной из колыбелей восточного христианства, здесь была целая цивилизация, просуществовавшая несколько веков, и не знать о том действительно было стыдно, а пока мы ехали на маленьком красном «Опеле», и его водительница смущенно говорила, что за рулем она всего несколько месяцев и за город никогда не выезжала. Последнее обстоятельство не мешало ей жать на газ, несясь со скоростью 150 километров, обгоняя на трассе всех подряд и даже не притрагиваясь к педали тормоза тогда, когда, по моему разумению, давно пора было это сделать. И я бестрепетно думал: что ж, все в руке Божьей…

http://azbyka.ru/fiction/mariya-i-vera-a...

Д. Е. Афиногенов Иконография Л. изображают в соответствии с его епископским служением - в фелони, иногда крещатой (или с Нового времени - в саккосе), с омофором, в руках Евангелие. В отношении облика святого существуют разночтения: он либо седовласый старец (чаще), либо темноволосый средовек. Рекомендации к изображению Л. старцем зафиксированы в греч. и рус. иконописных подлинниках. В Ерминии афонского иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - «старец с широкой бородой» (разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания». 35; Ерминия ДФ. С. 161); в рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) его внешность уподобляется облику сщмч. Власия Севастийского: «Сед, власы мало взлиз, брада Власиева, риза лазорь, испод бел, амфор и Евангелие, правой рукой благословляет» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 74, то же: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 275). В ряде случаев во внешности Л. наблюдается характерная черта, встречающаяся у представителей Западной Церкви,- тонзура (гуменцо), а его облик в целом близок к изображениям Римских пап, во внешности к-рых отмечается общее типологическое подобие ап. Петру. Так, на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 416, 1-я четв. XI в.) Л. представлен как муж старше средних лет, фронтально в рост на фоне архитектурных колонок, он облачен в охристый подризник, светло-лиловую фелонь, обеими руками держит Евангелие; кудрявые светлые волосы лежат венцом, не скрывая тонзуру, борода короткая. В храмовой декорации образ Л. встречается с X в. в пространстве вимы: в росписи ряда церквей Каппадокии (Новой Токалы-килисе, кон. X в.; в капелле св. Варвары в Соганлы, нач. XI в.; предположительно в апсиде церкви Гёреме 4а, 1-я пол. X в., вероятнее, Леонтий Кесарии Каппадокийской; см.: Jolivet-L é vy. 1991. P. 89)). На фресках балканских храмов предпочтительным было изображение Л. в полиставрии - крещатой фелони (напр., в росписи ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия, 1314, в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, 1348-1350).

http://pravenc.ru/text/2463221.html

Илии» или «Огненное восхождение прор. Илии»). В греч. «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота Е. описывается как «молодой, плешивый, с закрученной бородой» (Ч. 2. § 132. 5). В рус. иконописных подлинниках описание облика Е. подробнее. В Софийском списке подлинника новгородской редакции XVI в.: «…надсед, аки Моисей Боговидец, риза багор, испод лазорь, рука правая молебна, в левой свиток, в свитце глаголет: «Рече Иелисей: кого ищете, идете» (во след мене)» (Софийский список. С. 32). В сводном иконописном подлиннике (XVIII в.), изданном С. Т. Большаковым, текст тот же, что и в Софийском подлиннике ( Большаков. 1903. С. 14). Е., имеющего сходные черты с ап. Павлом, легко узнать по выпуклому лбу, почти лысой голове, аккуратно завитой бороде, часто раздваивающейся на конце. В рус. варианте борода Е. укорачивается, не разделяясь на пряди. Цвет хитона может быть разных оттенков синего (напр., светло-голубой на иконе «Огненное восхождение прор. Илии», кон. XIII - 1-я четв. XIV в. (Ростов (?), собрание В. А. Логвиненко), или на иконе того же сюжета (дата? ПИАМ), реже - светло-охряного цвета (икона «Прор. Илия в пустыне, с житием», сер. XVI в., ГВСМЗ). В сюжете «Вознесение прор. Илии» Е. изображается, как правило, принимающим милоть из рук прор. Илии, наиболее ранний пример этой композиции - клеймо деревянных резных врат в ц. Санта-Сабина в Риме (ок. 430). В этом сюжете образ Е. представлен также на фресках пещерного храма Айвалы-килисе в Гёреме (Каппадокия; между 913 и 920); на миниатюрах из Хлудовской Псалтири (ГИМ. 129д. Л. 41 об., сер. IX в.) и из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699, IX в., или Sinait. gr. 1186. Fol. 107r, нач. XI в.). Прор. Елисей. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1546-1547 гг. Прор. Елисей. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1546-1547 гг. В монументальном цикле пророков образ Е. соответствует указаниям «Ерминии». Как правило, это мощная фигура в рост, расположенная в простенке между окнами барабана (мозаика в ц.

http://pravenc.ru/text/189853.html

В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разделе «Преподобные отцы наши отшельники» он описан как «старец с редкой бородою, в куколе, говорит: дерзновение, со смехом смешанное, легко ниспровергает души» (Ерминия ДФ. М., 1993р. Ч. 3. § 13. 37). В раннее время Е. С. преимущественно изображался в монашеской мантии с непокрытой головой (в зап. части наоса кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.); в нартексе кафоликона Неа-Мони на Хиосе (1049-1055); в ц. Успения мон-ря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343); в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348)), впосл. утвердился тип изображения с куколем на голове. В левой руке Е. С. нередко держит свиток, правая - в жесте благословения. Иногда вместо свитка в его в руках книга, напр., один из ранних известных образов Е. С., представленный на створке триптиха с изображениями ап. Фаддея, преподобных Павла Фивейского и Антония Великого, царя Авгаря, свт. Василия Великого (сер. X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/6) Е. С. изображен с крестом в руке. В куколе, со свитком и с посохом Е. С. изображен в пареклиссионе св. Архангелов собора мон-ря св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634). Среди ранних памятников - образ Е. С. на миниатюрах Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 354, 976-1025 гг., К-поль), Лондонской (Феодоровской) псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 97r, 1066 г.) и в рукописи XI в., где святой представлен вместе с сир. поэтом Иаковом Саругским (Дамаск, Патриархия Сиро-яковитской Церкви). В визант. время изображение Е. С. входило в состав храмовых декораций - обычно его образ находился среди преподобных в зап. части наоса или в нартексе. Известны изображения святого в вост. части (роспись каппадокийских храмов - ц. Цистерны близ Авджылара, 1-я пол. XI в.; ц. 29а в Гёреме, 1-я пол. XI в.) и в центральном пространстве храма (фреска ц. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, 1164). В Каппадокии помимо названных памятников образ Е.

http://pravenc.ru/text/376984.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010