Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТИЙ [Греч. Λεντιος] (IV в. (?)), свт. (пам. зап. 13 февр.), митр. Кесарии Каппадокийской. В первые века христианства на кафедре Кесарии Каппадокийской были 2 епископа по имени Леонтий: в 285 г. и ок. 319-325 гг. О 1-м ничего не известно, 2-й упомянут в неск. исторических источниках. Вероятно, является одним лицом с Леонтием, к-рый рукоположил во епископа свт. Григория Просветителя (ок. 314), совершил таинство Крещения над свт. Григорием , еп. Назианза (старшим), принял участие в I Вселенском Соборе. Есть свидетельство IX в. о нетленных мощах Л. (PG. 111. Col. 437-440). Памяти Л. нет в вост. календарях, в календаре Элладской Православной Церкви и календаре РПЦ. Он назван святым в Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония. Ист.: Greg. Nazianz. Or. 18//PG. 18. Col. 1000; MartRom. P. 26-27. Лит.: Ananian P. La data e le circonstanze della consacrazione di S. Gregorio Illuminatore//Le Muséon. 1961. T. 74. P. 43-73; Sauget J. M. Leonzio//BiblSS. Vol. 7. Col. 1314-1315. Иконография Изображения Л. встречаются в живописи храмов в Каппадокии, что обусловлено прежде всего местным почитанием этого святого. В соответствии со служением епископа, Л. представлен в фелони, с омофором, держащим Евангелие. Его образ размещается, как правило, в виме и встречается с X в., однако в ряде случаев атрибуция требует дополнительной аргументации. Так, К. Жоливе-Леви приводит неск. косвенных доказательств в пользу изображения Л. в апсиде церкви Гёреме 4а (1-я пол. X в.; по атрибуции Г. Жерфаньон - Лев Катанский или Лев, папа Римский, см.: Jolivet-Levy. 1991. P. 89, 105). Образ Л. также представлен в росписи апсид храмов: Кылычлар-килисеси (ок. 900); церкви близ Ыспыдына, иль Кайсери (XI в.); Барбара-килисеси (нач. XI в.) и др. Лит.: Jolivet-Levy С. Les églises Byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. P. 89, 105, 138, 261, 330. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/2463457.html

Basil the Great//StPatr. 2001. Vol. 37. P. 146-159; Корогодина С. В. «Правила святых отец по заповеди святого и великого Василия»: история текста//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 152-180; Sotiropoulos Ch. Introd., texte crit., trad. fr. et grecque//La Mystagogie de St. Maxime le Confesseur. Athènes, 2001; Παπαδπουλος Σ. Γ. Η ΖΩΗ ΕΝΟΣ ΜΕΓΑΛΟΥ (Βασλειος Καισαρεας). Αθναι, 20028; Ιερθεος (Βλχος), μητρ. Ο συχαστικς μοναχισμς το Μ. Βασιλεου// idem. Ο ρθδοξος μοναχισμς ς προφητικ, ποστολικ κα μαρτυρικ ζω. Ι. Μ. Γενεθλου τς Θεοτκου, 2002. Σ. 359-400. Почитание Мощи По смерти тело В. В. было положено в гробнице отцов ( Greg. Nazianz. Or. 43. 80. 5), среди останков его предшественников по Кесарийской кафедре и мощей честных мучеников ( Bernardi. 1992. Р. 302. Not. 1). Гробница В. В. была местом поклонения как православных, так и завоевавших впосл. М. Азию мусульман, к-рые почитали его шейхом (св. старцем). Мн. древние храмы в Каппадокии были посвящены В. В.: церковь близ Синасоса (совр. Мустафапаша) (VIII-IX вв.), часовня Эль-Назар и ц. Токалы-килисе в Гёреме (Х в.) и др. По зап. преданию, честная глава В. В. находится на о-ве Сардиния. Она хранится в ц. св. Франческо, в г. Ористано, в драгоценном реликварии (дар имп. Феодосия I Великого). Появление этой реликвии в зап. пределах Римской империи относится к IV в. ( Lipinsky. 1983. Р. 921-931). Согласно правосл. традиции, честная глава В. В. находится в Великой Лавре (Афон). Она была подарена визант. имп. Никифором II Фокой , о чем говорится в хрисовуле 964 г. (Actes de Lavra. P., 1970. P. 105). По др. источникам, глава В. В. находилась в К-поле. Рус. паломники Стефан Новгородец (1348-1349), дьяк Александр (кон. XIV в.) и диак. Зосима (1419-1420) видели главу В. В. в мон-ре Панахранту ( Majeska. 37, 161, 183). В рус. анонимном «Хожении» в Царьград (кон. XIII - нач. XIV в.) говорится, что глава В. В. находилась в к-польском мон-ре св. Василия ( Majeska. С. 139), основанном после 976 г. Василием Нофом ( Janin. Églises et monastères. P. 59). Однако Антоний Новгородец (1200) упоминает только о хранящейся в этом мон-ре епитрахили В. В. (Книга Паломник. С. 30). В 1208 г. глава святого была увезена кард. Петром Капуанским в Амальфи. В 1099 г. во время 1-го крестового похода основная часть мощей В. В. была перенесена из Кесарии во Фландрию и положена в храме св. Василия в г. Брюгге (совр. Бельгия). Это событие связывают с именами фландрского гр. Роберта II и его племянника Дитриха Эльзасского. В 1463 г. мощи В. В. были перенесены в кафедральную ц. св. Донатиана, а в 1834 г.- в собор Спасителя (ActaSS. Iun. T. 7. P. 929-933). В 1897 г. часть мощей В. В. была возвращена в ц. св. Василия.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

В. охристая), паллии; правой рукой, через которую перекинута манипула (узкая белого цвета полоса ткани с красными вертикальными линиями), Л. В. придерживает кодекс на покровенной левой руке. Л. В. молодой, безбородый, волосы темные, на темени тонзура (гуменцо). Подобные композиции в раннесредневековых римских храмах были не единичны (напр., в ц. Санта-Пассера, ц. Сан-Кризогоно), однако из-за плохой сохранности неизвестно, включали ли они образ Л. В. В росписи пещерного храма свт. Николая Чудотворца (Сан-Никола) близ Моттолы (Апулия, Италия, XI в.?) в нише на северной стене изображение Л. В., его возраст, состав облачения (с разницей в цвете) те же, что и в ц. Санта-Мария-Антиква; рядом помещен образ первоверховного ап. Петра. В памятниках восточнохристианской традиции возрастная характеристика Л. В. меняется: он представлен седовласым (или светловолосым) мужем с короткой бородой, венцом кудрявых волос и тонзурой и напоминает обликом сщмч. Климента, еп. Римского; облачен в фелонь, с омофором (начиная с Нового времени вместо фелони появляется орнаментированный саккос, на голове - митра), в левой руке держит Евангелие, правой благословляет. Так Л. В. изображен, напр., на миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 412, 1-я четв. XI в.) - фронтальная в рост фигура св. папы показана на фоне архитектурных колонок, на Л. В. охристый подризник, вишневая фелонь, на плечах - омофор, в руках (левая покровенная) держит кодекс. Этот тип изображения становится наиболее распространенным, в то же время в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - Л. В. описан как «старец с длинной бородой» (разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания».Ч. 3. § 8. 34). Свт. Лев Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 412) Свт. Лев Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 412) С конца средневизантийского периода в монументальной живописи образ Л. В. встречается в зоне вимы в ряду др. святителей. Напр., в апсиде диаконника ц. Св. Софии в Охриде, Македония (до 1056), помещены фронтально в рост образы святителей различных христ. церковных центров, в т. ч. Римских понтификов визант. времени. Л. В. изображен рядом с папами Григорием I Великим и Сильвестром. Все в фелонях с омофорами, у каждого в левой покровенной руке Евангелие, правая перед грудью в жесте благословения; обликом напоминает папу Климента. Более молодым (волосы темные), но с теми же особенностями внешности святой представлен в росписи ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция (70-80-е гг. XII в.) на зап. склоне арки из алтаря в жертвенник (полуфигура, напротив - папа Елевферий). Существуют и др. примеры размещения образа Л. В., напр., в обширной программе росписи каппадокийской Токалы-килисе (2) в Гёреме (кон. X в.) полуфигура св. папы представлена в медальоне на одной из арок колоннады в поперечном коридоре наряду с образами разных чинов святости.

http://pravenc.ru/text/2463253.html

Каменная ц. в Белисырме оформлена проще. Архитектура 2 небольших, имеющих общий нартекс крестообразных купольных церквей в Учаяке (Центр. Анатолия), возведенных целиком из плинфы, по стилю родственна столичным храмам «на четырех колоннах»: напр. использованы 5-гранные апсиды, оформленные нишами, но 3-частная к-польская схема дополнилась нехарактерной для столичных построек вертикальностью. Церковь Чарыклы-килисе в Каппадокии. XIII в. Церковь Чарыклы-килисе в Каппадокии. XIII в. В Каппадокии средневизант. времени возникает масса пещерных комплексов (возможно, нек-рые являлись монастырскими или дворцовыми), где церкви воспроизводили интерьеры наземных храмов. Целые группы комплексов с росписями интерьеров сохранились в местностях Гёреме, Ыхлара, Соганлы. Церковь в Элмалы представляет собой высеченный интерьер 4-колонного храма типа вписанного креста с куполами над всеми 9 ячейками наоса. Много куполов имели интерьеры в Каранлык-килисе и Чарыклы-килисе, в Токалы-килисе имитирована 3-нефная базилика с 2 парами столпов, встречаются и простые варианты крестообразного плана, а также с поперечно вытянутым залом. Храмы сохранили алтарную преграду, скамьи и троны и даже амвоны (ц. Дурмуш-Кадир-килисе), высеченные в том же массиве скалы ( Rodley. 1985; Teteriatnikov. 1996). В Вост. Причерноморье в зодчестве независимого Абхазского царства (кон. VIII - нач. XI в.) визант. традиции развивались в новом масштабе и новой типологии. Ведущее место заняли храмы типа вписанного креста на крещатых столпах, с хорами над обходом (Мокви, 967) и с 3-частным алтарем, выявленным снаружи, их художественные качества отчасти близки центральномалоазийским, груз., болг., первым древнерус., а также аланским храмам. Именно в X-XI вв. в верховьях Кубани (Зап. Алания) появились храмы типа вписанного креста на столпах - Сев., Ср. и Юж. Зеленчукские, Сентинский, Шоанинский (см. Аланская епархия ). В Крыму храм типа вписанного креста на крещатых столпах известен в постройках Херсонеса (ц. 9, XI-XIII вв.), с глубоким нартексом, 3-частным алтарем, гранеными апсидами и декорацией продольных фасадов из 3 плоских ниш.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.); Крест на синем фоне, усыпанном звездами (Архиепископская капелла в Равенне, V в.); Богоматери с Младенцем (собор св. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543-553, ц. Панагии Ангелоктисты в Кити (Кипр), 2-я четв.- кон. VI в., ц. Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), VI в.). Изображения Спасителя часто сопровождаются фигурами патрональных святых и донаторов, Богоматери - архангелов Михаила и Гавриила. В послеиконоборческий период изображение Богоматери с Младенцем Христом становится наиболее распространенным типом декорации алтарной апсиды (ц. Успения в Никее, после 787, собор Св. Софии в К-поле, 867), хотя могут использоваться и др. композиции, напр. Христос во славе, с символами евангелистов (Кызылшукур, Хаклы-килисе (Каппадокия), X в.), Отослание апостолов на проповедь (Тимотесубани (Грузия), XIII в.), деисус (Чарикли-килисе в Гёреме (Каппадокия), XI в., Спасский собор Мирожского мон-ря, XII в., мон-рь Паммакаристос (Фетие-джами), ок. 1315). На стенах А., как правило, изображаются святители (или апостолы, или оба чина одновременно). С XI в. декор алтарной А. подчиняется литургической программе: под конхой помещается изображение Евхаристии, ниже - святительский ряд. В XII в. фронтальные фигуры святителей сменяются композицией «Служба святых отец». В XIV в. в роспись А. включается цикл Страстей Христовых. В рус. храмах XVI-XVII вв. темы росписи алтарной А. отличаются большим разнообразием: София Премудрость Божия (Архангельский собор Московского Кремля, сер. XVI в.), Великий Вход (Успенский собор Свияжского мон-ря, сер. XVI в.), Похвала Богородице (Спасский собор в Ярославле, 1563), Покров Богоматери (Смоленский собор Новодевичьего мон-ря, кон. XVI в.). Ист.: Симеон Солунский. Соч. С. 193; Герман, свт. Сказание. С. 42-43. Лит.: Delvoye Ch. Études d " architecture paléochrétienne et byzantine. 2. L " abside//Byz. 1962. T. 32. Fasc. 1. P. 291-310; Fasc. 2. P. 489-547; idem Apsis//RBK. Bd. 1. S. 246-268; Wessel K. Apsisbilder//Ibid. Bd. 1. S. 268-293; Mathews F. T. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. L., 1971. А. М. Высоцкий, А. Ю. Казарян, свящ. Стефан Ванеян, Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: КУПОЛ архитектурная конструкция сводчатого покрытия, по форме близкая к полусфере и образованная вращением кривой вокруг вертикальной оси

http://pravenc.ru/text/75794.html

Единственной сюжетной композицией в росписи является «Благовещение», расположенное на прилегающей к алтарю стене; возможно, храм был освящен в честь Благовещения Пресв. Богородицы. На сводах, примыкающих к вост., зап., сев. стенам,- парные поясные образы мучеников: Флора и Лавра, Сергия и Вакха, Кирика и Трифона. На плоском перекрытии сев.-зап. угловой ячейки - полуфигура Мисаила - одного из 3 отроков в пещи огненной; изображения Анании и Азарии помещены на перекрытиях угловых ячеек в юж. части храма. Распятие. Роспись Саклы-килисе. Сер. XI в. Распятие. Роспись Саклы-килисе. Сер. XI в. В юж. апсиде - 3-фигурный Деисус, в тимпане над ним - полуфигуры апостолов Петра и Павла. Их изображения составляют центр апостольского чина, распределенного по всему верхнему ярусу (по сводам и тимпанам). На зап. стене - святые равноапостольные Константин и Елена, держащие Крест. Рядом, справа,- прор. Даниил во рву львином. На остальных плоскостях нижнего регистра - образы воинов мучеников: в центре юж. стены - обращенные друг к другу великомученики Георгий и Феодор, на белом и красном конях, пронзающие копьями змеев. Рядом с образами воинов в молитвенных позах представлены изображения донаторов храма: рядом с вмч. Димитрием - мужчина, названный в подписи «служитель Бога Феодор», у ног вмч. Прокопия - женщина. В 2 куполах - поясные парные изображения 4 архангелов в лоратных одеждах, с жезлами (или лабарумами) и со сферами в руках. Архангелов в сев. куполе окружают изображения на парусах 4 серафимов, в южном - тетраморфов. Подобные изображения в куполах не имеют аналогов в памятниках визант. мира. Стиль и приемы росписи Юсуф-Коч-килисе близки к декору визант. памятников сер. XI в., таким как Осиос Лукас в Фокиде (30-е гг. XI в.), собор Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.), где выявлена ориентация на аскетический идеал, единая типология образов, внутренняя сосредоточенность, монументальность, условность стилистических приемов. Палитра скупая: охра, сажа, белила. Лики архангелов, Христа, Богоматери, апостолов Петра и Павла прописаны более тщательно.

http://pravenc.ru/text/164937.html

В полуразрушенной юж. апсиде сохранились остатки росписи: нимб и крыло арх. Михаила и написание его имени по-гречески, очевидно, здесь было изображение Богоматери между 2 архангелами либо больших размеров образ арх. Михаила (предположение Н. Тьерри), как, напр., в Эльмалы-килисе или Чарыклы-килисе. Рождество Христово. Роспись церкви Цистерны. Кон. Х — 1-я четв. XI в. Рождество Христово. Роспись церкви Цистерны. Кон. Х — 1-я четв. XI в. На сводах перед апсидами - погрудные изображения преподобных жен с молитвенно воздетыми руками: Евдокии и Марины, Анны и Параскевы, Анастасии и Евпраксии. На стенах в наосе жен. фигуры представлены в рост. Большое количество образов св. жен позволяет предположить, что церковь была частью жен. мон-ря. На триумфальной арке центральной апсиды - полуфигура прп. Онуфрия Великого, а над аркой сев. апсиды - прп. Зосимы Палестинского (в позе оранта); изображение прп. Марии Египетской помещалось над аркой утраченной юж. апсиды ( Jolivet-Levy. Р. 144). В юж. части наоса расположены сцены «Путешествие в Вифлеем» и «Рождество Христово», в северной - «Распятие» и «Успение». Остальное пространство наоса занято образами святых, среди к-рых - свт. Иоанн Златоуст, прор. Даниил во рву львином, св. Иоанн Предтеча, держащий свиток с надписью: «Се агнец Божий…» (в нишах юж. стены), великомученики Георгий, Феодор, Пантелеимон, Евстратий, равноапостольные Константин и Елена (в нишах зап. стены), мч. Христофор в воинских одеждах (справа от входа на сев. стене) и др. На зап. стене - изображение Богоматери в рост между 2 архангелами. У ног Богоматери - коленопреклоненные фигурки донаторов, супругов Никандра и Эбоннеи. Церковь Цистерны расположена недалеко от с. Авджылар в долине Эль-Назар. До 1999 г. была замурована до свода и служила для сбора воды. Прямоугольная в плане церковь перекрыта большим цилиндрическим сводом, имеет выступающую апсиду, в сев. и юж. стенах вырублено по 1 высокому неглубокому аркосолию (сдвинуты к востоку); с зап. стороны аркосолиев еще по 1 маленькой нише, в юж. нише - конный образ вмч. Георгия, побивающего змея.

http://pravenc.ru/text/164937.html

Инициатива создания росписей Чарыклы-килисе, по мнению Тьерри, принадлежит представителям самой старой из владетельных анатолийских семей - Мелисенов. Церковь была построена как реликварий, возможно, для частицы Креста Господня, т. к. в иконографическую программу росписи помещены 3 композиции, связанные с темой поклонения Кресту: на зап. стене изображены 3 донатора, поклоняющиеся Кресту в руках седовласого старца, в надписи Крест назван драгоценным; на юж. стене - Крест несет тот же персонаж, идущий к донаторам Феогносту, Леону и Михаилу; на юго-вост. стене, примыкающей к юж. апсиде, под композицией «Сошествие во ад», расположенной в люнете,- фигура того же седовласого старца с Крестом, на коне. Рядом с изображениями Креста - фрагменты молитв донаторов на греч. языке. Самая многочисленная группа донаторов - 7 портретов - сохранилась в Каранлык-килисе: в апсиде, в композиции Деисус, у ног Христа - свящ. Никифор и Вассиан; на юж. стене наоса, по сторонам от арх. Михаила представлены 2 донатора, каждый со свечой в руке; напротив, на сев. стене, рядом с арх. Гавриилом - фрагменты изображения головы молодого человека; в нартексе образы энталматика Иоанна и Генетлия включены в композицию «Отослание апостолов на проповедь». Во фресках 4-колонных храмов получило отражение стилистическое направление в визант. живописи, последовавшее за искусством 2-й четв. XI в.: исчезла монументальность образов, прежде суровый облик святых приобрел более мягкие черты и был наделен повышенной эмоциональностью. Перемены в образной структуре изменили художественный язык: пропорции стали более естественными, конечности - соразмерными, лики - комниновского типа, с характерно изогнутыми носами, разнообразится палитра,- все это отличает росписи 4-колонных храмов от памятников предшествующего периода и ставит их в ряд произведений раннекомниновского искусства. Лит.: Jerphanion G. , de. Les églises rupestres de Cappadoce: Une nouvelle province de l " art byzantine. P., 1925-1942. P. 177-253, 393-430, 455-473; Restle M.

http://pravenc.ru/text/164937.html

Змеиная церковь (по-турецки Ыланлы) получила название из-за змея, которого поражает св. вмч. Георгий Победоносец. В окрестностях деревни Гёреме сохранилось не " около трех десятков пещерных храмов " , а значительно больше. А по всей Каппадокии, по данным столетней давности, было ок. 3500 храмов. Сколько сейчас сохранилось и доступно для посещения - неизвестно. В церкви Али Рейс (она находится в самом Ортахисаре), купол не обрушен, за досками сохранился чудный лик Спасителя. Виталий Я-ЗА 19 июня 2012, 00:26 Геннадий, хороши Ваши слова, особенно: " Просто удивительно, наши православные " туристы " могут много восхищенно говорить и даже писать о чужеземных святынях, переживать о плачевном состоянии покинутых пепелищ и т.д., а спроси их: " сколько раз в году причащаетесь, ходите в Храм, читаете ли Евангелие, сколько жертвуете на Церковь? " , то всегда внутренне удивляешься, что движет этим человеком, которым копит деньги, тратит свои силы и время отпуска " , однако обстоятельства бывают разные (многие и простые люди, и святые преподобные отцы мечтали коснуться Гроба Господня, что в Иерусалиме, для примера, не в России). Мы же не якоже прочии человецы, и на Церковь жертвуем, и Евангелие читаем... вобщем, святые люди. Не все, однако, просто и однозначно. Геннадий 17 июня 2012, 15:48 Интересно откуда у автора такая доверчивость - " Люди жили здесь десятки тысяч лет до нашей эры " , а почему не миллионы лет? Христианин должен больше соотносить свои представления с Библией, а не с данными рекламных буклетов. Думаю, что беготня наших соотечественников по дальним странам в сути та же охота похоти очей - в своем отечестве нет пророка. Просто удивительно, наши православные " туристы " могут много восхищенно говорить и даже писать о чужеземных святынях, переживать о плачевном состоянии покинутых пепелищ и т.д., а спроси их: " сколько раз в году причащаетесь, ходите в Храм, читаете ли Евангелие, сколько жертвуете на Церковь? " , то всегда внутренне удивляешься, что движет этим человеком, которым копит деньги, тратит свои силы и время отпуска для того, чтобы отправиться за дивом в тридевятое царство, когда вот оно на соседней улице...когда у тебя в душе нет этого.

http://pravoslavie.ru/54201.html

3-го гласа     (только в славянских); канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Μλπειν σε Μρτυς προσθτω Θες χριν. Ιωσφ (Пети тя, мученице, да приложит Бог благодать. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Μαρτρων περιφανς λαμπρτησι περιαστρπτουσα (Мученическою яве светлостию облистающи); цикл стихир-подобнов; седален (разные в греч. и слав. Минее); светилен (только в греческой). По рукописям известны песнопения И., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный Георгием Никомидийским, с алфавитным акростихом плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Αγγελοι ορανθεν (Ангелы с неба) (AHG. T. 4. P. 520-529); анонимный канон без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Δετε, πιστο (Придите, верные) со 2-й песнью (Ibid. P. 530-536); кондак с икосом (Ibid. P. 525-526); седален (Ibid. P. 522). Иконография На одном из древних образов И., к-рый сохранился в катакомбах св. Ианнуария в Неаполе (VII-IX вв.?) святая представлена с мученическим венцом на голове. В визант. период И. изображали в мафории, покрывающем голову, в правой руке у нее, как правило, был крест. Одно из самых ранних изображений святой сохранилось фрагментарно на фресках каппадокийской ц. Эль-Назар в Гёреме (X в.). Образ И. входил в иконографические программы мн. визант. храмов (напр., погрудно - на мозаичном медальоне в нартексе греч. мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.); в рост - на сев. стене нартекса в ц. св. Николая Каснициса в Кастории, посл. треть XII в.; в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки) (кон. XIII - нач. XIV в.); в церкви близ сел. Цопакас на п-ове Мани. В рукописных минологиях, как правило, изображалось усечение головы И.: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 261, 1-я четв. XI в.); в Минологии кон. XI в. (Vat. gr. 1156, fol. 272); в Минологии 1327-1340 гг. (Bodl. F.1. Fol. 22). Сцены мучения святой представлены в ряде настенных фресковых минологиев палеологовского времени: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318); в нартексе собора Вознесения в Дечанах (1350); в ц. Св. Троицы мон-ря Козия (ок. 1386). И. в зеленом мафории оплечно изображена в греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58, кон. XV в.) среди наиболее почитаемых св. жен (Л. 63) и еще раз 21 дек., в день памяти, в рост, в красном мафории и голубом платье (Л. 91). В румынском монастыре Хумор (1535) И. изображена как патрицианка в лоратной далматике с широкими рукавами, с венцом на голове, надетом поверх белого плата, и с крестом в руке. В искусстве поствизант. времени мучение И. представлено в настенных минологиях собора Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря, собора мон-ря Дионисиат; в экзонартексе мон-ря Филантропинон на острове оз. Памвотида (Янина) (1560).

http://pravenc.ru/text/1237851.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010