Сарыджа-килисе в Кепезе. Сер. XI в. Сарыджа-килисе в Кепезе. Сер. XI в. По мере того как в X в. формировались крупные династии землевладельцев, увеличивалось и количество мон-рей, к-рые визант. знать основывала для поминовения усопших родственников и для собственного погребения. В Гёреме монастырские анклавы развивались в X-XI вв. вокруг кладбищ, относящихся к рим. эпохе. Скиты также стали появляться в это время, как правило, в непосредственной близости от поселений. Между монастырскими анклавами в Гёреме и крупнейшими художественными центрами Византии этого периода прослеживается связь. Определяющими для датировки церквей являются несколько построек с надписями, вокруг к-рых могут быть сгруппированы остальные памятники. Церковь св. Иоанна в Гюллюдере датируется по надписям 913-920 гг. Те же мастера работали над Старой Токалы-килисе в Гёреме. Обе церкви относительно просты по конструкции; имеют продолговатые цилиндрические своды, расписаны лентами сцен в повествовательной последовательности. Хорошо сохранившаяся Хачлы-килисе в Кызылчукуре скорее всего построена в это же время. Мн. церкви в долине Ыхлара датируются тем же периодом и представляют группу памятников, объединенных стилем росписей (по вкладной надписи, упоминающей визант. императоров Константина VII Багрянородного (913-920; 945-959) и Романа I Лакапина (920-944), напр., Эгриташ-килисеси; по сходным росписям, видимо выполненным теми же мастерами, может быть датирована церковь 6 в Мавруджане (Гюзелёзе) и расположенная рядом с ней Араз-Атлы-килисе). Трехчастный алтарь Старой Токалы-килисе в Гёреме. Ок. 950–960 гг. Трехчастный алтарь Старой Токалы-килисе в Гёреме. Ок. 950–960 гг. В X в. в К. получил распространение новый тип церквей с новыми программами росписи. В долине Соганлы ц. св. Варвары датирована по надписям 1006 г. (или 1021). Это еще простой по форме храм с цилиндрическими сводами, однако программа его росписи более соответствует конструкции крестово-купольных храмов (с планом типа вписанного креста). Самый ранний для К. пример нового типа храма - Кылычлар-килисеси в Гёреме (нач.- сер. X в.). Но, как и ц. св. Варвары, Кылычлар-килисеси является памятником переходного периода.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Одно из ранних сохранившихся изображений В. представлено на фреске ц. Санта-Мария Антиква в Риме, X в.; в рост (рядом с образом Богородицы с Младенцем (тип Гликофилусы)) В. показан на 2-й юж. колоннаде базилики Рождества Христова в Вифлееме (1130-1139). Сщмч. Власий и свт. Спиридон, еп. Тримифунтский. Икона. Нач. XV в. (ГИМ) Сщмч. Власий и свт. Спиридон, еп. Тримифунтский. Икона. Нач. XV в. (ГИМ) В храмовой росписи наиболее многочисленными являются примеры включения В. в изображение св. отцов Церкви, украшающее стену алтарной апсиды. Большое число таких росписей сохранили церкви Каппадокии, подчеркивая особое почитание В. здесь. Он изображен, как правило, в центральной апсиде, в церквах: арх. Михаила в Ыхларе, IX-X вв.,- с юж. стороны ап. Павел, с северной - В.; «Большая голубятня» (св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг., представлен в юж. регистре рядом с равноапостольными Константином и Еленой, облачен в фелонь зеленого цвета; Балкан-Дереси 4 (святых Петра и Павла), X в.; в Гёреме 15а, X в.,- в сев. части апсиды; Дирекли-килисе, кон. X - нач. XI в.; Карабулут-килисе в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в.,- в нижнем регистре открывает с сев. стороны ряд святителей (8 фигур), к-рые одной рукой благословляют, в другой держат кодекс (В. в розовой фелони, борода белого цвета, закруглена на конце); Чарыклы-килисе (Св. Креста) в Гёреме 22, XI в.; св. Феодора в Тагаре, XI в.; мон-ря Эски-Гюмюш, 2-я или 3-я четв. XI в.; «Бородатых святых» близ Соганлы, 1106 или 1021 г.; в Ыспыдыне, XI в.,- вместе со свт. Поликарпом Смирнским; Саклы-килисе (св. Иоанна Крестителя) в Гёреме, 3-я четв. XI в.,- вместе со святителями Иоанном Златоустом и Николаем Мирликийским, борода В. остроконечная; Кирк-Дам-Алты-килисе (св. Георгия), между 1282 и 1295 гг.,- в юж. части апсиды рядом со св. Афиногеном, также особо почитаемым в Каппадокии; Токалы 2 в Гёреме, XIII в.,- в сев. апсиде вместе со св. Никандром, оба седобородые старцы в епископских одеждах. Такое же размещение фигуры В.

http://pravenc.ru/text/155013.html

Расположенные рядом храмы Эльмалы-килисе (Гёреме 19), Чарыклы-килисе (Гёреме 22) и Каранлык-килисе (Гёреме 23), очевидно, составляли центр небольшого мон-ря, кафоликоном к-рого была Каранлык-килисе. Типологически они относятся к одной группе т. н. 4-колонных храмов, имеют разные варианты плана визант. крестово-купольного храма на 4 колоннах, с 3 апсидами, большим центральным куполом на барабане, окруженным неск. малыми, к-рых в Эльмалы-килисе - 8, в Чарыклы-килисе - 3, в Каранлык-килисе - 5. В Эльмалы-килисе купола перекрывают боковые пространственные ячейки и не имеют барабанов; все сюжетные композиции размещены в люнетах стен. Чарыклы-килисе вырублена над помещением трапезной, это храм смешанного типа: в вост. части имеет план вписанного креста на 4 колоннах, в западной - свободного креста, образованного 3 рукавами, сходящимися под пространством центрального купола. Вост. пара парусов центрального купола опирается на 2 колонны, а западная - на углы стен. Особенность структуры Каранлык-килисе состоит в том, что 4 малыми куполами перекрыты угловые ячейки и еще одним - пространство перед центральной апсидой; имеет перед входом прямоугольный нартекс, перекрытый цилиндрическим сводом. Роспись Чарыклы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Роспись Чарыклы-килисе. Сер.— 3-я четв. XI в. Росписи всех 3 храмов были выполнены хорошо обученными мастерами, однако, несмотря на сходство (цветовая гамма, выраженное повествовательное начало, обилие растительного орнамента, большое число изображений донаторов и др.), их нельзя отнести к работам одной мастерской. Схема размещения композиций соответствует визант. системе росписи и имеет следующие общие черты: в центральной апсиде в конхе - Деисус, ниже - святительский чин, в сев. апсиде - Богоматерь с Младенцем в Чарыклы-килисе (тип «Умиление»), в южной - полуфигура арх. Михаила (в Каранлык-килисе - прав. Авраам, ниже - Мандилион). Центральный купол занимает изображение Пантократора, в парусах - 4 евангелиста (в Каранлык-килисе в парусах: в медальонах - Фома, Фаддей, Филипп и Прохор, а изображения евангелистов перенесены в люнеты, примыкающие к сев. апсиде); в малых куполах - погрудные изображения архангелов, названных по именам (в Эльмалы-килисе в 2 куполах юж. рукава - сонм летящих ангелов; изображение в куполе зап. рукава Христа на троне в мандорле в окружении ангелов - часть композиции «Вознесение», размещенной в люнете зап. стены). На внутренних поверхностях подпружных арок Каранлык-килисе и Эльмалы-килисе находятся изображения пророков. Евангельские сюжеты размещены в верхних зонах - в люнетах и на сводах, изображения святых - в нижних зонах стен; наиболее подробная иконографическая программа - в Каранлык-килисе.

http://pravenc.ru/text/164937.html

Центр Каппадокии – Гёреме. Это высокий холм, уникальный скальный комплекс, объединивший в себе несколько пещерных храмов, таких как «Змеиная», «Сандальная», «Яблочная», «Тайная», и наконец, «Темная церковь», поистине богатая духовными шедеврами. К примеру, удивительное свечение исходит от великолепной фрески «Преображение Христово». Застыв перед ней, невольно ощущаешь себя свидетелем того евангельского чуда. «Фреска «Преображение Христово» в Темной церкви – Каранлик в Гёреме». Разнообразие манер фресковой живописи Каппадокии поражает. На крохотной территории существовало около десятков различных художественных направлений, отличающихся композиционными и колористическими художественными приемами. От линейной, очень условной краснофигурной росписи храмов в Гёреме до сложнейшей, равной по колориту и глубокому смыслу самым высоким образцам средневековой Европы, каким является храм Баххатин в долине Ихлара. От этих росписей даже у далекого от вопросов искусства человека буквально захватывает дух. На них невозможно наглядеться, от них не хочется уходить. Никогда и никуда. «Алтарь X века в «Церкви с пряжкой» в Гёреме» Об этом удивительном, сокровенном мире известный русский писатель и художник Георгий Николаевич Юдин вдохновенно рассказывает в своей новой книге. «Сокровенную Каппадокию» невозможно сравнить с другими изданиями, так как сравнивать просто не с чем, ибо это первая и пока единственная  в России книга о таинственной, неизвестной широкому кругу читателей монашеской стране Каппадокии. Роскошное, в духе старинной рукописной книги, оформление и совершенная печать выделяют эту редкую книгу. Книга украшена редчайшей древней миниатюрой и орнаментикой византийских и армянских художников X–XIV веков, что придает изданию вид старинного, антикварного манускрипта. Высококачественная цветная съемка так называемых «лунных пейзажей» Каппадокии с многочисленными скальными монастырями, расписанными уникальными по своим художественным достоинствам фресками. Все это в сочетании с прекрасной зарубежной полиграфией станет дорогим украшением вашей библиотеки.

http://pravmir.ru/sokrovennaya-kappadoki...

Интерьер Каранлык-килисе в Гёреме. Нач.— сер. XI в. Программа архитектурно-художественного развития средневизант. периода наиболее полно представлена в 3 храмах со сводами на 4 колоннах в Гёреме (нач.- сер. XI в.): Каранлык-килисе, Эльмалы-килисе («Яблочная церковь») и Чарыклы-килисе. Церкви созданы, видимо, одной артелью мастеров. Главная из них, Каранлык-килисе, тщательно высеченная в скальной породе, была наиболее структурирована. Ее выдающиеся по качеству фрески соотносятся с образцами к-польской живописи нач. XI в. В целом во всех 3 церквах росписи соответствуют программе, которая была характерна для храмов средневизантийского периода на территории империи (вынужденные отклонения объясняются небольшими размерами храмов). В Каранлык-килисе особенным художественным приемом является скрытие карнизов, позволившее увеличить пространство для сцен праздников. Возможно, строитель и художник работали независимо. Эльмалы-килисе и Чарыклы-килисе не столь совершенны как в архитектурном, так и в живописном плане. Эти 3 церкви составляют часть замкнутой монастырской зоны. Они ассоциируются с маленькими мон-рями, имевшими рядом с церквами трапезные с большими столами и скамьями, к-рые были высечены в скале. Крытая галерея по фасаду Каранлык-килисе выходила во внутренний двор, напоминая этим частные жилые резиденции. У Каранлык-килисе отсутствует парадный зал, характерный для резиденций, но рядом есть трапезная, примыкающая к церкви. Чарыклы-килисе также имела трапезную вместо парадного зала, в то же время часовня находилась на верхнем уровне. Остальные группы монастырских строений организованы в соответствии с особенностями ландшафта. Родли выделила 10 групп церквей и трапезных в Гёреме. В этих комплексах, как правило, рядом расположены хорошо разработанные и высеченные в скале фрагменты, украшенные фресками высокого художественного уровня, и помещения неправильной формы с непримечательными фресками. Монастырские участки, находившиеся за пределами Гёреме, также могут быть идентифицированы, однако эти территории слабо изучены.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

И. особенно почитали в Каппадокии, поэтому самые ранние и самые многочисленные его изображения в монументальном искусстве дошли во фресках каппадокийских пещерных храмов. Часто его образ помещали в центральной апсиде вместе с изображениями святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Мирликийского или на арке, ведущей в апсиду, со свт. Спиридоном Тримифунтским. Изображения И. сохранились в Кылычлар-килисе, ок. 900 г. (на склоне арки, ведущей в апсиду, напротив свт. Спиридона Тримифунтского); в Айвалы-килисе в Гёреме, между 913 и 920 гг. (в юж. приделе, с юж. стороны, между свт. Григорием Богословом и свт. Спиридоном Тримифунтским); предположительно (по мнению Ж. Жерфаниона) в Балкан-Дереси 4 (ц. ап. Петра и Павла), 1-я пол. X в. (над алтарной нишей; оплечно, с епископским омофором); в Токалы-килисе (2) в Гёреме, кон. X в. (в поперечном проходе, на нижней части внутренней стороны одной из колонн, среди др. епископов; с седой бородой); в «Большой голубятне» (ц. св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг. (с коричневыми волосами и бородой); в Дирекли-килисе, 976-1025 гг. (в главной апсиде, с сев. стороны, рядом со св. Власием); в Карабулут-килисе, в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в. (в нижнем регистре в апсиде, рядом со свт. Григорием Богословом; в желтой фелони); в Эльмалы-килисе в Гёреме, 3-я четв. XI в. (в апсиде, крайним с юж. стороны; его фигура, как и фигуры еще 4 епископов, вписана в арку; он представлен благословляющим правой рукой, в левой держит Евангелие); в Чарыклы-килисе, сер.- 3-я четв. XI в. (с юж. стороны главной апсиды, под декоративной аркадой, среди др. святителей; как и все, с омофором); в Каранлык-килисе, 3-я четв. XI в. (в апсиде; с седыми волосами и бородой); в ц. св. Феодора в Тагаре, XI в. (в апсиде, вместе с другими отцами Церкви); вероятно, в ц. Сорока мучеников Севастийских (Алты-Пармак-килисеси) в Шахинефенди, 1216-1217 гг. (в юж. апсиде, в медальоне; с седыми волосами и бородой); в Безирана (Безирхане)-килисе близ Белисырмы, 2-я пол. XIII в. (в апсиде, вместе с др. святителями).

http://pravenc.ru/text/673743.html

Гёреме. Монастырский комплекс в Гёреме. Kzlar Manastr Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 500. Адрес: Турция, Каппадокия, Гереме, Музей под открытым небом. Координаты: 38.639142, 34.845813 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Девичий монастырь (Kizlar manasiri). Основан в XI в. Главное здание монастыря находится слева от входа в музей. В нем 6 этажей. Их хватало для проживания примерно 300 монахинь. На первом этаже располагались подсобные помещения (в основном, для хранения продуктов), на 2 трапезная и кухня, 3-й этаж был занят небольшой домовой церковью. Оставшиеся этажи занимали кельи монахинь. В первые века христианства верующие находили спасение и дом в этих местах. Местность вокрух монастыря чрезвычайно богата скальными церквями и часовнями. Их там не менее 500.  Goreme Open Air Museum — Музей под открытым небом. Он находится в километре от самой деревни. Местные скалы состоят из мягкого и податливого туфа, этим и объясняется огромное количество жилых пещер до сих пор. Первые скальные поселения зафиксированы в этих местах еще до Р. Х. Позже здесь появились ранние христиане, спасавшиеся в лабиринтах скал от религиозных гонений. В Каппадокии жил святой Лонгин Сотник, первым принесший Благую весть о Воскресении Христовом в эти края, затем Василий Великий, Григорий Богослов, равноапостольная Нина, святой Григорий Армянский, каппадокийцами были и Сорок мучеников, просиявших в Севастии Армянской, здесь же родился и Георгий Победоносец. Наиболее значительные и ценные из скальных церквей Каппадокии были взяты под охрану и ныне образуют Goreme Open Air Museum. В 1984 году он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей — это множество церквей, вырубленных в скалах поблизости друг от друга. Все эти храмы появились около X-XII веков. Каждая церковь уникальна по внутренней архитектуре и сохранившимся фрескам. Самая известная церковь — Karanlik Kilise (Dark Church). Название — «Темная церковь» — она получила из-за очень маленьких окошек в стенах, в помещении всегда полутемно. Отсутствие солнечного света стало причиной необычайно хорошей сохранности фресок на ее стенах, они и стали ее достоянием. 

http://sobory.ru/article/?object=45929

Богоматерь с архангелами. Роспись ц. Мерьемана в Гёреме. XI в. Богоматерь с архангелами. Роспись ц. Мерьемана в Гёреме. XI в. Сохранились надпись: «Моление Никандра» - и не вполне ясно читающаяся надпись рядом с жен. фигурой. Остальное пространство, в т. ч. стены и своды алтарных помещений, заняты изображением святых, рядом с к-рыми хорошо сохранились надписи. В вост. части центральной апсиды помещена большая композиция Деисус. В сев. апсиде изображены 3 епископа: в центре - большого размера образ еп. Никандра, святой, имя к-рого носил заказчик росписи, слева от него - свт. Василий Великий, справа - свт. Модест, патриарх Иерусалимский. Юж. апсида не сохранилась. Особенностью росписи является галерея образов орантов, среди которых большинство фигур - св. жены. Крупные полуфигуры с выразительными ликами и единообразными жестами воздетых рук располагаются в люнетах и на сводах алтаря: прп. Онуфрия Великого, св. Анны и вмц. Параскевы, прп. Зосима Египетского, прмц. Евдокии, прп. Марии Египетской, прп. Анастасии, прп. Евпраксии. На сводах и в нишах изображены святые, в числе которых - группы св. воинов: Евстратий, Авксентий, Мардарий, Орест (пам. 13 дек.) и Анемподист, Пигасий, Аффоний, Акиндин (пам. 2 нояб.). Состав святых и молитвенная поза большинства из них (оранты) указывают на то, что в монастырском комплексе была воплощена ктиторская литургическая программа, связанная с заупокойным назначением храма, в западной части которого находится погребальная капелла. Прп. Онуфрий Великий, св. Анна, вмц. Параскева. Роспись ц. Мерьемана в Гёреме. XI в. Прп. Онуфрий Великий, св. Анна, вмц. Параскева. Роспись ц. Мерьемана в Гёреме. XI в. Росписи Юсуф-Коч-килисеси тоже можно отнести к ктиторскому типу. О времени создания фресок нет единого мнения. Тьерри датирует роспись сер. XI в., Рестле и Жоливе-Леви - XIII в. Церковь типа вписанного креста с 2 куполами, опиравшимися на 6 колонн, и с 2 апсидами. На северной стене находится единственная евангельская сцена - «Благовещение Пресв. Богородицы», где у ног Пресв. Богородицы помещена фигурка донатора. Остальное пространство церкви занято изображениями святых. В конхе сев. апсиды - поясное изображение Богоматери «Никопеи», под ним - фриз с фронтально изображенными святителями, в конхе юж. апсиды - Деисус, в куполах - полуфигуры архангелов, в тимпанах над апсидами - поясной образ Христа Пантократора (север) и поясные образы апостолов Петра и Павла (юг), на юж. стене - парное изображение всадников, на арках и сводах - поясные образы мучеников Сергия и Вакха, Флора и Лавра, евангелистов, в люнетах и на стенах - святые Константин и Елена, св. Прокопий, св. Христофор и др. Фрески выполнены на светло-сером фоне. Лики написаны теплой охрой с зелеными притенениями и мягкой подрумянкой, объемные моделировки фигур подчеркнуты свободно лежащими складками драпировок, детали одежд св. воинов богато декорированы. Образам святых присуща созерцательность, они отличаются гармонией внутренней и внешней красоты.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 285, 883-889 гг.) содержится композиция под заголовком «Σμερον σωτηρα τ κσμ» (зачало песнопения всенощной «Днесь спасение миру бысть»). Она предшествует Слову на Пасху (Or. 45) и представляет двухрядную композицию, где в верхней части расположена Небесная иерархия, а в нижней - 2 св. жены и апостол, указующий святителю (Дионисию Ареопагиту) на верхнюю часть. Надписания имен св. жен сохранились плохо, но крайняя слева атрибуируется как П. в качестве персонификации 5-го дня седмицы, и прежде всего дня Вел. Пятницы, Страстей Господних, на что указывают орудия в ее руках: копие, трость с губой, сосуд с оцетом (уксусом) и 4 гвоздя. Др. святая, очевидно св. Кириакия (Неделя), персонификация последнего дня седмицы, напоминающего о Воскресении Господнем, изображена в имп. богатых одеяниях и с моделью храма в руках. П. облачена в светло-красное платье и золотистый мафорий. Сопоставление П. и мц. Кириакии как 5-го и последнего дня церковной седмицы сохраняется в др. памятниках искусства средне- и поздневизант. времени, в каппадокийских пещерных храмах: в Балкан-Дереси 4 (ц. апостолов Петра и Павла) в Ортахисаре (1-я пол. X в.), в апсиде, симметрично друг другу, в росписи ц. Пресв. Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии (ок. 1337), ц. Николая Чудотворца «ту архонтос Томану» в Кастории (1639), на болг. иконе нач. XVII в. (Филиал староболг. искусства при СНАМ). Вмц. Параскева. Роспись ц. Мерьемана в Гёреме, Каппадокия. Нач. XI в. Фото: Н. В. Квливидзе Вмц. Параскева. Роспись ц. Мерьемана в Гёреме, Каппадокия. Нач. XI в. Фото: Н. В. Квливидзе Поясное изображение П. как мученицы с крестом встречается на керамической иконе с полихромной надглазурной росписью к-польской работы X в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), как оранта в чине св. жен - на своде ц. Мерьемана (Кылычлар-Кушлук-килисе, Гёреме 33, нач. XI в.), с др. святыми: с вмц. Екатериной и вмц. Анастасией - в ц. Варвары в Соганлы (1006 или 1021), со святыми Полихронией и Феклой - в ц.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

Прп. Мария Египетская, с житием. XIV в. (ризница мон-ря Хиландар на Афоне) Прп. Мария Египетская, с житием. XIV в. (ризница мон-ря Хиландар на Афоне) Наибольшее число изображений святой в сцене ее причащения представлено в живописной декорации храмов Византии и ее ареала. Закрепление этой иконографической схемы приходится на X в. Прп. Зосима и М. Е. представлены стоящими друг против друга в 3/4-ном повороте: он - в полном монашеском облачении, с непокрытой головой (куколь на плечах), она - в перекинутом через плечо гиматии, не скрывающем ноги и оставляющем открытым другое плечо; в правой руке прп. Зосимы лжица, к-рую он подносит к устам отшельницы, в левой - дарохранительница или причастная чаша, руки М. Е. обычно молитвенно протянуты к Св. Дарам или (реже) крестообразно сложены на груди. Анализ содержательного генезиса композиции причащения М. Е. прп. Зосимой как важного элемента программы декора визант. храмов IX - 1-й пол. XV в. (см.: Татарченко. 2012. С. 24-50) показал, что в македонскую эпоху (X - сер. XI в.) получили оформление основные темы в трактовке этого сюжета, «евхаристическая, монашеская, покаянная, тема праведной кончины и ответа на Страшном Суде» (Там же. С. 49); в XII в. композиция занимает зону вимы; в кон. XII - XIV в.- зап. части храма, раскрывая евхаристическую тематику во взаимосвязи с др. изображениями (в памятниках кон. XII - нач. XIII в.); в XIV-XV вв.- в монашеских циклах в качестве назидательного примера аскетического делания (в т. ч. в поздневизант. памятниках). Размещение сцены причащения М. Е. в восточной зоне храма обусловило ее включение в литургическую программу росписи. Так, в Каппадокии в Новой Токалы-килисе в Гёреме (950 - нач. 60-х гг. X в.) сюжет причащения М. Е. в алтаре совмещает евхаристическую («Жертвоприношение Авраама»), аскетическую (образы преподобных) и эсхатологическую («Теофания») темы ( Татарченко. 2012. С. 27-30). В капелле св. Василия в Гёреме (сер. X в.) сцена причащения М. Е. помещена в жертвеннике вместе со сценой «Ангел в поединке с бесом» (ср. с размещением в Вардзия) и рядом с прообразовательным сюжетом Евхаристии - сценой «Гостеприимство Авраама» (см.: Сарабьянов. 2004. С. 765). В том же регионе и в тот же период сцена причащения М. Е. встречается в алтаре, напр., в Кылычлар-Кушлук-килисе (капелла 33) в Гёреме (XI в.), в ц. Богородицы Панагии (Хаджи-Исмаил-Дере, капелла 2) (2-я пол. X в.), в Баллы-килисе в Соганлы (нач. X в. или нач. XI в.).

http://pravenc.ru/text/2562136.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010