Стиль росписи, характерный для восточнохрист. группы памятников (схож с живописью Токалы-килисе I), отличается следующими чертами: искаженными ракурсами и пропорцией фигур, экспрессивностью поз и движений, акцентированно большими размерами рук и ног, а также широко раскрытых глаз, отвлеченностью персонажей при общей повествовательности сюжетов, включающих бытовые детали, открытые локальные цвета (ярко-красный, ярко-голубой, зеленый). Кон. X - 1-я четв. XI в. Росписи храмов Мерьемана (или Кылычлар-Кушлук; Гёреме 33), Цистерны, Карабулут-килисе исполнены одной артелью с небольшим разрывом во времени, назвать последовательность их создания трудно. Стиль росписи отличают черты провинциальности, местного восприятия визант. образцов, особенно в сравнении с живописью того же времени в ц. св. Варвары в Соганлы (между 1006 и 1021). Объем фигур обозначен неск. линиями, схематично повторяющими визант. прототип; сюжеты приобретают жанровость. Успение Пресв. Богородицы. Роспись церкви Мерьемана. Кон. Х — 1-я четв. XI в. Успение Пресв. Богородицы. Роспись церкви Мерьемана. Кон. Х — 1-я четв. XI в. Церковь Мерьемана расположена в 300 м от музея, в скалах, и является частью разрушенного монастырского комплекса. Прямоугольный в плане храм, вытянутый по оси «север-юг», имеет 3 апсиды (юж. апсида обрушена), перекрыт 2 цилиндрическими сводами (северный в 2 раза шире южного) без промежуточных опор. В юж. и сев. стенах, ограничивающих неф, вырублены ниши. Перед апсидами находится поперечный проход, расположенный на неск. ступеней выше основного пространства, перекрытый 3 поперечными цилиндрическими сводами и ограниченный колоннадой. Эта архитектурная особенность скорее всего копирует вост. часть Токалы II. В центральной апсиде сохранилось изображение Христа на троне - фрагмент деисусной композиции. В сев. апсиде представлен небесный покровитель донатора сщмч. Никандр Мирский, по сторонам к-рого - святители Василий Великий и Модест Иерусалимский. Над 2 арками сводов, ограничивающих поперечный проход перед алтарной частью, перед сев. и центральной апсидами,- Деисус: оплечные образы в медальонах Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи.

http://pravenc.ru/text/164937.html

Территория музея Г. занимает верхнюю часть долины, где скалы образуют амфитеатр. Здесь сконцентрировано множество храмов и мон-рей, большинство к-рых было исследовано и пронумеровано Г. Жерфанионом (значатся под 16-28). Время их строительства относится к XI в., что совпадает с расцветом монашеских поселений после основания Токалы II. Кроме храмов и монастырских построек сохранились помещения трапезных со столами на 30-40 чел., многочисленные часовни с погребениями. Созданные в этот период росписи представляют образцы, отражающие художественные вкусы визант. провинции своего времени. Это и скромные ансамбли, единственным декором к-рых являются кресты, простые рисунки и орнаменты красной охрой, изображения донаторов, и памятники с полными, законченными иконографическими программами, разработанными в К-поле и распространившимися по всей империи, при сохранении оригинальных черт, свойственных Каппадокии. Стилистика росписей в немалой степени зависела от техники письма: живопись исполнена по гажевой штукатурке, нанесена тонким слоем (практически «по сухому») на поверхность стены. Памятники Каппадокии, в частности района Г., можно разделить на 2 стилистические группы: 1-я ориентируется на классическое визант. искусство, но упрощает его, применяя сильную линейную стилизацию; 2-я развивается в русле местной традиции, основанной на воспроизведении форм восточно-христ. искусства, известного по памятникам изобразительного искусства VI-VII вв. на территории коптского Египта, М. Азии, а также по нек-рым сир. рукописям. Ок. 900 г. Кылычлар-килисе (Гёреме 29) находится в основании скального массива, увенчанного неск. конусами. В плане - вписанный крест, имеет 3 апсиды, центральный купол на барабане, опирающемся на 4 круглых столпа. Рукава планового креста перекрыты полуциркульными сводами, угловые ячейки вост. части храма - 2 малыми куполами (без барабанов), зап. части - плоскими плафонами. Роспись Кылычлар-килисе. Ок. 900 г. Роспись Кылычлар-килисе. Ок. 900 г. В конхе центральной апсиды - «Христос во славе» (сохр. только фрагмент нимба), окруженный ангельскими силами; в нижнем регистре - святительский чин из 12 фигур (плохой сохранности; узнаются образы святителей Афанасия Великого, Власия Севастийского, Григория Нисского). На склонах арки - сщмч. Ипатий Гангрский, напротив Спиридон, еп. Тримифунтский, под ними, на внутренних сторонах столпов, фланкирующих вход в апсиду,- изображения в рост 2 воинов: вмч. Георгия с копьем и мечом и, возможно, вмч. Феодора Тирона (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/164937.html

Росписи покрывают поверхности стен и свода нефа и алтаря. Фрески сильно загрязнены копотью. В конхе алтаря изображен Спаситель на престоле с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам. У подножия престола в медальонах - поясные изображения апостолов Павла (слева) и Петра (справа), молитвенно обращенных ко Христу. Спинка роскошно декорированного престола имеет лирообразную форму и завешена легкой белой тканью. На стене апсиды фронтально изображены святители, фигуры к-рых помещены под живописной аркадой на колонках. На своде в 4 регистрах представлен подробный евангельский цикл, начинающийся композицией «Благовещение Пресв. Богородицы». «Рождество Христово» выделено размером и помещено в люнете западной стены напротив алтаря. Композиции «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Сошествие во ад» находятся в нишах на стенах. Нек-рые святые изображены над пилястрами между арками. В росписи широко использованы орнаменты, декоративные панели, рисованные архитектурные детали: напр., в сцене «Рождество Христово» омовение Младенца Христа помещено под декоративной арочкой на колонках. Жемчужные обнизи и драгоценные камни украшают одежду, предметы и архитектуру, ткани драпировок богато орнаментированы. Также богато украшены архитектурные элементы церкви - арки, пилястры. Фрески принадлежат к ведущему направлению средневизант. искусства, ориентированному на лучшие столичные образцы. Правильные пропорции фигур, изящные линии, тщательная объемно-пластическая моделировка, выделение форм тела под одеждой, естественное положение складок, подчеркивающих движение фигур, сложные позы и ракурсы свидетельствуют о выдающемся мастерстве художников, расписавших церковь. Христос Пантократор. Роспись конхи алтаря ц. св. Варвары в Гёреме. XI в. Христос Пантократор. Роспись конхи алтаря ц. св. Варвары в Гёреме. XI в. В небольшой по размерам Сюмбюллю-килисе («Церковь с гиацинтами», XI в.) в долине Ыхлара, являющейся частью монастырского комплекса, сохранилась роспись.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Отослание апостолов на проповедь. Роспись Новой Токалы-килисе в Гёреме. 2-я пол. X в. Главным памятником Гёреме является Токалы-килисе. Первоначально однонефный храм, расписанный фресками ок. 913-920 гг. (Старая Токалы-килисе), во 2-й пол. X в. был расширен за счет создания в вост. части нового огромного храмового объема, полностью расписанного фресками и известного под названием Новая Токалы-килисе. Программа росписи отличается принципиальной новизной, а стиль фресок говорит о работе столичных мастеров. Росписи Новой Токалы-килисе контрастируют со старой живописью и с характерными для нее однообразным ритмом длинной череды сюжетов, с однотипными фигурами со скованными жестами и условными позами, с преобладающей графичной системой. Алтарная часть отделена от основного зального объема церкви тройной аркадой-темплоном, образующей поперечный коридор между алтарем и основным объемом храма. В конхе центральной апсиды помещена огромная композиция «Распятие» с Богоматерью, ап. Иоанном Богословом, женами-мироносицами, воинами и разбойниками, распятыми на крестах по сторонам Спасителя. Ниже - «Снятие с креста», «Положение во гроб» и «Воскресение Господне». На склонах алтарной арки - обращенные к Распятию фигуры пророков Иезекииля и Иеремии с развернутыми свитками. В сев. апсиде, где сохранилась ктиторская надпись с упоминанием имп. Никифора Фоки, изображен Иисус Христос на троне с архангелами и херувимами, ниже - Св. Троица с Иисусом Христом на месте центрального ангела. В небольшой нише на стене между центральной и сев. апсидами находится самое раннее из сохранившихся изображений Богоматери «Умиление», над которым помещено «Успение Богоматери». На северной стене - сцены из Жития свт. Василия Великого. Справа от центральной апсиды, также над нишей, расположено «Преображение Господне». Резными аркадами украшены и боковые стены церкви, в проемах к-рых, как иконы в иконостасе, представлены фресковые изображения святых, под ними идет фриз с евангельскими композициями. На склонах свода, перекрывающего пространство церкви в поперечном направлении, размещены важнейшие композиции евангельского цикла больших размеров. «Вознесение Господне» и «Отослание апостолов на проповедь» занимают центральную часть свода, в сев. части помещены «Благовещение Пресв. Богородицы» и «Рождество Христово», а также сцены «Испытание водой обличения» и «Поклонение волхвов». В юж. части свода находятся композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов» и сцены апостольской проповеди. Программа росписи дополнена изображениями в рост святых, в медальонах помещены образы мучеников, святителей, преподобных. Композиции, написанные на ярких синих фонах, своей иконографией, мастерством изображения фигур, передачей объемов и пространства, пластики движения, изяществом сопоставимы с лучшими столичными произведениями.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Апостолы Петр и Павел. Роспись Юсуф-Коч-килисеси. Сер. XI или XIII в. Апостолы Петр и Павел. Роспись Юсуф-Коч-килисеси. Сер. XI или XIII в. Одной из особенностей каппадокийских росписей, связанных с литургическим значением поминальных мон-рей, является размещение композиции Деисус в главной алтарной апсиде. Деисус, известный в визант. искусстве с VI в. (базилика мон-ря вмц. Екатерины на Синае), не имеет строго определенного места в росписи и чаще помещается на границе вимы или у основания конхи апсиды или на арке или своде вимы. Литургическое значение Деисус имеет и на эпистилиях темплонов. Из темы Деисуса развилась тема моленного образа. Эти изображения, часто встречающиеся в погребальных капеллах, в X-XI вв. получили особое место в росписях храмов К. и Грузии, где Деисус преимущественно располагался в главных алтарных апсидах. В иконографических программах храмов К. встречается только 3-фигурный Деисус, в к-ром по сторонам Иисуса Христа, сидящего на троне, изображены Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча. Композиции дополняются фигурками припадающих ктиторов. В апсиде Каранлык-килисе изображены 2 ктитора, припадающие к трону Спасителя. Погребальное назначение в каппадокийских храмах имеет обычно сев. помещение (Авджылар-килисе), в Каранлык-килисе погребальные камеры находятся в притворе, в Чарыклы-килисе и Юсуф-Коч-килисеси - в наосе. Гробницы ктиторов устраивались обычно напротив сев. стороны у входа. Их расположение соотносится с образом молящейся Богоматери в Деисусе. В определенной связи с Деисусом находятся и многочисленные изображения личных св. заступников. Великомученики Георгий и Феодор. Роспись ц. св. Варвары в Гёреме. XI в. Великомученики Георгий и Феодор. Роспись ц. св. Варвары в Гёреме. XI в. Не менее 75 изображений ктиторов в 27 каппадокийских церквах сочетаются с изображениями патрональных святых. Прежде всего встречается арх. Михаил. В Каранлык-килисе он изображен с поднятым мечом, в Карабаш-килисе ктитор держится за ногу архангела. В Чарыклы-килисе фигуры ктиторов находятся рядом с Симоном Киринеянином, который держит крест.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

О. Н. Афиногенова Гимнография Последование, посвященное исключительно В., неизвестно. Служба 11 нояб., когда отмечается память В., по студийским и иерусалимским Типиконам не содержит больших различий и посвящена в основном мч. Мине, с упоминанием в нек-рых песнопениях имени В. (напр.: в каноне Иоанна Монаха 4-го гласа, помещенном в совр. последовании 11 нояб., в 4-м тропаре 8-й песни и 2-м тропаре 9-й; в светильне, стихирах на «Слава» на «Господи, воззвах» и на стиховне). В рукописях встречаются и др. каноны, совместно прославляющие память мучеников Мины, Виктора и В. (а также мц. Стефаниды) (Ταμεον. Σ. 91; AHG. T. 3. P. 299-317), этих же мучеников вместе с прп. Феодором Студитом (AHG. T. 3. P. 318-330). Иконография В. обычно изображался как молодой безбородый мученик с темно-коричневыми вьющимися волосами, в хитоне и плаще; в правой руке держит крест. Эта иконография характерна для большинства памятников, однако, встречаются изображения В. как средовека с бородой, напр. в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), кон. X в. Реже святой представлен юным светловолосым диаконом с гуменцом на голове, в стихаре и с орарем: в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) о В. сказано: «Юный без бороды» (Ч. 3. § 10. 10). В визант. искусстве В. изображался в сцене мучения или реже единолично в рост; как правило, рядом со святыми Виктором Египетским и Миной Фригийским, память к-рых приходится на тот же день (фреска в ц. 6 в Гёреме, 1-я пол. X в.- только В.). Вместе святые представлены: в Куббели-килисе 3 в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 174, 976-1025 гг.); в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме; в ц. Варвары в Соганлы, между 1006-1021 гг.; в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266v, 3-я четв. XI в.- в рост); в ц. Карабаш-килисе в Соганлы 1060-1061 гг.; в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (в крипте, 30-е гг. XI в., и в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый); в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в ц. Марторана в Палермо, в Сицилии, 1143 г.; в кафедральном соборе в Монреале в Сицилии, 1180-1190 гг.; в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Китира, XIII в.; в ц. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1309-1319 гг.; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 57, 94, XV в.).

http://pravenc.ru/text/158452.html

Среди избранных патрональных святых А. изображена, напр., на иконе письма Кузьмы Бабухина «Избранные святые, предстоящие Христу Вседержителю» из собора Ризоположенского мон-ря в Суздале (1681, ГВСМЗ) - слева, первая во 2-м ряду. Циклы История родителей Пресв. Богородицы в протоевангельском цикле включает сюжеты от событий, предваряющих Рождество Пресв. Богородицы, до Введения Ее во храм: принесение даров И. и А., отвержение даров, плач И. и А., И. укоряет А., моление И., моление А., испытание писаний, благовестие А., благовестие И., встреча И. и А. у Золотых ворот (зачатие Пресв. Богородицы), Рождество Пресв. Богородицы (со сценами купания и пеленания Марии), ласкание Марии, кормление Марии А., первые 7 шагов Марии, благословение Марии иереями, введение во храм. История И. и А. в составе Богородичного цикла подробно иллюстрировалась уже в VI в. Так, состав рельефных изображений на колонках кивория в ц. Сан-Марко в Венеции (XIII в., выполнены по иконографическому образцу VI в.) свидетельствует об интересе к подробному иллюстрированию текста «Протоевангелия Иакова» в части истории И. и А.: «Отвержение даров. Изучение Иоакимом книг 12 колен Израилевых», «Благовестие Иоакиму. Упреки служанки Анне», «Благовестие Анне», «Иоаким и пастухи», «Встреча Иоакима и Анны», «Рождество Богородицы», «Кормление Анной младенца Марии. Слуги готовят пиршественного тельца. Первые шаги Марии», «Иереи благословляют Марию. Радостная песнь Анны», «Введение во храм Богородицы». Одним из ранних сохранившихся изображений этого времени является происходящая из собрания М. П. Боткина часть диптиха со сценой «Благовестие Анне» на резной пластине слоновой кости сир. или егип. происхождения (VI в., ГЭ). Праведные Иоаким и Анна. Фрагмент сцены «Введение во храм Пресв. Богородицы». Роспись ц. Богородицы, св. Иоанна Предтечи и вмч. Георгия в Гёреме, Каппадокия. 1-я пол. Х в. Праведные Иоаким и Анна. Фрагмент сцены «Введение во храм Пресв. Богородицы». Роспись ц. Богородицы, св. Иоанна Предтечи и вмч. Георгия в Гёреме, Каппадокия. 1-я пол. Х в.

http://pravenc.ru/text/468935.html

Евсевий был уличен в исповедании христианства и претерпел мученическую кончину. Когда юноше было 13 лет, он узнал о судьбе отца и тоже пожелал стать христианином. Вместе с другом-аргиропратом М. отправился в Афины, где они оба приняли крещение от местного епископа, затем они переселились в Александрию. После смерти аргиропрата его дети продали М. в рабство некоему египтянину. Получив через нек-рое время свободу, М. подвизался на Синае, а затем в Иерусалиме, где прославился даром исцеления скота. В возрасте 59 лет был избран на Патриарший престол и управлял Иерусалимской Церковью вплоть до смерти, которая последовала в возрасте 97 лет. Когда дети аргиропрата пришли в Иерусалим на поклонение, М. принял их с честью, когда же они узнали в нем того человека, к-рого когда-то продали в рабство, то испугались и раскаялись в своем злодеянии. В синаксарно-проложной версии Жития М. представлен как исповедник. В XIII в. Николай Месарит переработал Житие М., опираясь только на синаксарный вариант сказаний о М. Свт. Модест, патриарх Иерусалимский. Фреска ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези, Македония. 1164 г. В греч. руководстве для зографов - «Ерминии» иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - описание образа М. приведено в разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания»: «...старец плешивый, с длинною бородою» (Ерминия ДФ. С. 161. 28). В восточнохристианском искусстве сохранилось достаточно много изображений М., которого как первосвятителя Иерусалимской Церкви изображали в фелони (иногда крещатой), с омофором, с Евангелием в руках, однако их атрибуция возможна только при наличии читающейся надписи с именем. В храмовой росписи примеры включения М. встречаются в составе изображений св. отцов Церкви, как правило, в вост. зоне храма. Наиболее ранние варианты сохранились в росписи храмов Каппадокии, напр., в центральной апсиде церкви Гёреме 10а (XI в.) и Карабаш-килисе (во 2-м слое росписи, XI или XIII в.), в сев. апсиде церкви Гёреме 33 (Кылычлар-килисеси; XI в.). Выразительный образ М.

http://pravenc.ru/text/2563916.html

На созданной в XIV веке иконе из собрания Национального музея в Белграде вверху, на фоне небесного сегмента, изображаются ангельские силы и открытые врата, что по мысли художника должно иллюстрировать евангельские слова о разверзшихся небесах. На вершинах горок написаны две небольшие фигуры, держащие сосуды, из которых льется вода. Это олицетворения источников Иора и Дана, которые, согласно преданиям, сливаясь, образовывали Иордан. Икона. Середина XIV века, Национальный музей, Белград В памятниках позднего Средневековья вполне традиционное изображение десницы в небесном сегменте заменяется неканоническим образом Бога Отца. Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренц, Италия Фрагмент Хлудовская Псалтирь. Середина IX в. ГИМ, Москва Диптих из слоновой кости. Византия. Конец Хв. Государственный Эрмитаж, Спб. Фрагмент Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция Миниатюра Евангелия Апракос 2-ая половина XII в. ГИМ, Москва. Фрагмент Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Икона. Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент Пластина царских врат. XIII — XIV в. Из городища Старая Рязань Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408г. Государственный Русский Музей, Спб. Двусторонняя икона-таблетка 2-ая четверть XVb. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Спб. Икона. Русский Север. Конец XVI — haч.XVII в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-ik...

В. Е. Сусленков В византийском искусстве Прор. Илия в пустыне. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Прор. Илия в пустыне. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) сохранились редкие примеры единоличных изображений И. Одной из ранних является большого размера икона позднекомниновского периода (1180-1200, Византийский музей, Кастория) с поколенным фронтальным изображением И. на синем фоне, облаченного в охристый хитон с синим поясом и в милоть, в левой руке развернутый свиток. На эмальерном медальоне на складне с образами Богоматери Оранты и Иисуса Христа к-польской работы (кон. X - нач. XI в., Национальная б-ка св. Марка, Венеция) И. представлен со свитком в руке среди пророков, апостолов и святителей. На иконе из кипрского мон-ря св. Иоанна Лампадиста (1-я пол. XIII в., Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макария III, Никосия) пророк показан в момент общения с Богом: седовласый старец изображен с поднятой правой рукой, ладонь к-рой раскрыта, лик повернут вправо вверх, глаза устремлены к небу; в левой руке развернутый свиток. Сохранился сильно руинированный храмовый образ И. из мон-ря св. Илии Горного в с. Банне близ Скопье (посл. четв. XIV в., Художественная галерея, Скопье) - И. одет в алый хитон и синюю милоть, завязанную узлом на груди, его правая рука - в пророческом жесте, изображение левой утрачено, из седых волос И. выбиваются тонкие пряди-«космочки», как это часто бывает в изображениях св. Иоанна Предтечи ( Поповска-Коробар. 2004. Кат. 4). Изображение И. в медальоне среди др. пророков часто встречается на сводах и алтарных арках каппадокийских церквей (напр., 4а, X в., и 16 (св. Георгия), нач. XI в., в Гёреме). В иконографические программы храмов средневизантийского периода нередко включены отдельные сюжеты Жития И., имевшие прообразовательный характер. К наиболее ранним примерам принадлежат фрески пещерной ц. Айвалы-килисе (Каппадокия; между 913 и 920), где на склонах небольшой арки, обрамляющей нишу со сценой «Жертвоприношение Авраама», представлены «Жертвоприношение на горе Кармил» и «Вознесение прор. Илии». В 1-й сцене изображен молящийся коленопреклоненно И. перед пламенем. Композиция 2-й сцены уникальна: возносящийся И. не держит упряжь колесницы, его руки воздеты в молении, напоминая позу оранта, лишь в правой зажат край милоти. Прор. Елисей, принимающий милоть, изображен на др. склоне арки, вниз головой по отношению к И.

http://pravenc.ru/text/389301.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010