Все проходившие по делу были приговорены к расстрелу. 17 февраля 1938 года на Бутовском полигоне были расстреляны игумен Епифаний (Авдеев), иеромонахи Нестор (Балашов), Нифонт (Мамаев) и Савватий (Григорьев), иеродиакон Аффоний (Вишняков), 10 марта – иеромонах Вивиан (Умнов), 16 марта послушник Евдоким (Демидов). В списке расстрелянных в 1937–1938 годах жителей Загорского района – 78 человек. Из них – семь членов ВКП(б). Остальные – священнослужители и монахи, лица иностранного происхождения, расстрелянные как шпионы, еще немногие уцелевшие дворяне и те, кто, скорее всего, попал по доносу. Новомученики и исповедники Московских духовных школ Помимо насельников Троице-Сергиевой обители, в годы гонений пострадали многие профессора, преподаватели и выпускники Московских духовных школ, расположенных в лавре. В Соборе Радонежских новомучеников мы можем увидеть следующие имена святых, расстрелянных на Бутовском полигоне: Священномученик Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский и Суздальский, в 1885 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и несколько лет преподавал богословие и Священное Писание в Вифанской духовной семинарии. В 1917 году, после отстранения архиепископа Феодора (Поздеевского) от должности ректора академии, был одним из кандидатов на эту должность. Пострадал в Бутове 10 декабря 1937 года в один день с преподобномучеником Кронидом. Священномученик Никита (Делекторский), епископ Нижне-Тагильский, также является выпускником МДА. С 1 октября 1915 года по 27 декабря 1916 года был помощником секретаря Совета и правления академии. Отцу Иоанну была поставлена в вину организация «академического дня» – собраний бывших воспитанников МДА Священномученик Иоанн Алексеевич Артоболевский, протоиерей, магистр богословия, профессор церковного права, учился в академии с 1871 по 1875 год. Был помощником секретаря Совета и Правления МДА и преподавателем Священного Писания и еврейского языка Вифанской семинарии, затем профессором богословия Петровской сельскохозяйственной академии. Член Поместного Собора 1917–1918 годов. С лета 1920-го по февраль 1921 года являлся помощником редактора академических изданий Московской духовной академии. В 1924–1925 годах – член Высшего Церковного Совета при Патриархе Тихоне. Неоднократно подвергался арестам. Во время последнего следствия ему была поставлена в вину организация «академического дня» – собраний бывших воспитанников Московской духовной академии.

http://pravoslavie.ru/143346.html

Так пострадавшие за Христа и от Него увенчанные, как светила сияют в мире Они веровали в Бога, Христа исповедали, Духу Святому не противоборствовали и от святой Животворящей Троицы прославились, оставив воспоминание о своем подвиге для назидания во спасение всем верующим в Отца и Сына и Святого Духа. Имена святых сорока мучеников таковы: Кирион (Кирий), Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик (Евник), Валент (Уал), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Афтий, Флавий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. Взяты были святые сорок мучеников на страдание за Христа в 26 день месяца февраля, а предали души свои Господу они девятого числа месяца марта когда империею владел еще Ликиний язычник, но лучше сказать — уже царствовал Господь наш Иисус Христос. Ему же слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь. Тропарь, глас 1: Страстоносцы всечетнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава давшему вам крепость, слава венчавшему вас, слава подавающему вами всем исцеления. Страдание святого мученика Урпасиана Когда в римской империи стал царствовать нечестивый Максимиан то, будучи неукротимым карателем за непочитание языческих богов, тех христиан, которые жили в окрестностях Никомидии предавал мучениям, а против прочих, обитавших во всех других местах империи, пылал яростью, подобно пламени великому. Собрав однажды единомышленников и, так сказать, соратников своих, а также всех, бывших под властью его, сановников, он громким голосом сказал им: — Если кто из вас предался нечестивой вере и служению Богу христиан и не желает с надлежащим усердием служить прославленным богам нашим, не желает им поклоняться и обращаться к ним с молитвами, тот пусть тут же пред всеми снимет пояс свой и удалится от двора нашего и из нашего города, ибо жители города сего со времен предков своих привыкли служить богам, а не Единому Распятому Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

– Если кости эти мы оставим так, – рассуждали они между собою, – то христиане возьмут их и наполнят ими весь мир, раздробляя их и сохраняя для воспоминания оных; итак, бросим их в реку, чтобы и праха их не осталось. И ввержены были останки святых мощей в реку на всеконечное погубление памяти доблестных страстотерпцев. Но Господь, «хранящий все кости угодников Своих» ( Пс.33:21 ), не попустил ни одной частице их погибнуть в воде, но все они сохранились в целости. По прошествии трех дней святые мученики явились епископу города Севастии блаженному Петру и сказали ему: – Приди ночью и изнеси нас из реки. Блаженный епископ пригласил благоговейных мужей из своего клира и в тёмную ночь пошел с ними на берег реки. И вот взорам их представилось дивное зрелище: кости святых сияли в воде как звёзды, светлы были и те места в реке, где лежали и малейшие частицы их. Собрав все до одной кости святых, епископ положил их в честном месте. Так пострадавшие за Христа и от Него увенчанные, как светила сияют в мире 1787 . Они веровали в Бога, Христа исповедали, Духу Святому не противоборствовали и от святой Животворящей Троицы прославились, оставив воспоминание о своем подвиге для назидания во спасение всем верующим в Отца и Сына и Святого Духа. Имена святых сорока мучеников таковы: Кирион (Кирий), Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик (Евник), Валент (Уал), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанеий, Илиан, Сисиний, Аггий, Афтий, Флавий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. Взяты были святые сорок мучеников на страдание за Христа в 26 день месяца февраля, а предали души свои Господу они девятого числа месяца марта 1788 , когда империею владел еще Ликиний язычник, но лучше сказать – уже царствовал Господь наш Иисус Христос. Ему же слава, честь и поклонение со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь. Тропарь, глас 1: Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава давшему вам крепость, слава венчавшему вас, слава подавающему вам всем исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иаков, Брат Божий, в верху оного Дискос и на оном хлеб св., 2) Иоанн Златоуст ; в верху его чаша и дискос с телом Христовым, с надписью: преложив Духом твоим святым, 3) Праотец Авраам, приносящий в жертву Исаака; в верху его изображен в кустарнике овен, 4) Пророк Аарон с кадильницей, в верху его пять хлебов и свеча зажженная с надписью: славы Господни исполнися храм, 5) Авель, в верху его приносимая им жертва, с надписью: принесе Авель от первородных овец. – По другую сторону: 1) Василий Великий , в верху его чаша с надписью: чашу же сию самую кровь Христа твоего, 2) Пророк Самуил, в верху его приносимый в жертву Агнец, с надписью: взя Самуил Агня едино, 3) Мелхиседек, держащий хлебы и вино, в верху его пять хлебов с надписью: Мелхиседек, Царь Салимский, изнесе хлеб и вино, 4) Пророк Илия, держащий нож, в верху его жертва принесенная, с надписью: спаде с небесе и пояде всесожигаемое, 5) праведный Ной, в верху его жертва принесенная с надписью: Вознесе Ное всесожигаемое на жертвенник и обоня воню благоухания. Но осталась еще и вне алтаря, в средине церкви под куполом, некоторые мозаические древние картины. На восточной к алтарю дуге, выше Иконостаса, виден, на золотом поле в дуге, образ Спасителя; в юго-западном треугольнике, между дугами под куполом, цел также весь образ Евангелиста Марка, а на северо-восточном треугольнике, под куполом же, половина образа Евангелиста Иоанна; прочие, подписаны красками. Над другой, стоящая Божия Матерь; по дугам изображены были 40 мучеников, из коих уцелел только Лисимах, Худион, Николай, Акакий, Александр, Валерий; Вивиан, Приск, Гаий, Аетий, Евник, Аггий, Севериан, Леонтий; прочие, подмалеваны красками. Но все дуги и столпы под куполом ясно сохраняют еще следы мозаики. По возобновлении купола, в самом своде оного, малярским искусством изображен Спаситель благословляющий обеими руками и в облаке от него исходящий Дух святой; ниже его, Архангел Михаил, держащий в одной руке меч, а в другой воинское знамя; против его Архангел Гавриил, держащий ветвь лилейную, за Михаилом Рафаил с алавастром в руках, Варахиил с цветами, Уриил со свечой зажженной, Селафиил с четками, Иегудиил с венцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Подписавшие договор стороны были не в состоянии обеспечить его исполнение: кор. Генрих II, занятый проблемами в Англии и Франции, не мог сдерживать экспансию своих вассалов в И., а Руадри с трудом сохранял контроль над обл. Коннахт. После внезапной кончины Стронгбоу (май 1176) конфликты англо-нормандцев с ирл. правителями продолжились. В мае 1177 г. Генрих II объявил о намерении придать И. статус королевства и передать его младшему сыну Иоанну (впосл. англ. кор. Иоанн I Безземельный (1199-1216)). С целью укрепить англ. господство на острове Генрих II назначил Гуго де Ласи наместником Дублина. Лейнстер был разделен на 3 «кустодии», одну из к-рых король передал де Ласи. Монарх привлек к колонизации И. англ. баронов. Они получили важные адм. должности и земельные пожалования и принесли королю омаж и клятву верности. Бóльшая часть пожалованных английским баронам земель прежде находились под контролем ирл. правителей. В февр. 1177 г. Джон де Курси, бывш. сенешаль Нормандии, вторгся на территорию Ольстера, нанес местным вождям поражение и построил укрепление при епископской церкви в Даунпатрике. В июне 1177 г. ольстерский правитель Руадри Мак Дунн Слебе выступил против де Курси в союзе с Маэл Сехланном Мак Лохланном, правителем Кенел н-Эоган. Войско сопровождали архиепископ Арма, епископ Даунпатрика и др. церковные иерархи с различными святынями. Одержав победу, де Курси освободил плененных прелатов и вернул им святыни, продемонстрировав т. о. желание наладить отношения с представителями Церкви в И. Впосл. де Курси покровительствовал епископской кафедре Даунпатрика, способствовал почитанию св. Патрикия (в 1186 были обретены мощи ирл. святых Патрикия, Бригиты и Колумбы, а цистерцианец Джоселин из Фернесса по настоянию де Курси составил Житие св. Патрикия). Установив контроль над Вост. Ольстером (совр. графства Даун и Антрим), де Курси добился подчинения местных правителей. Свидетелем сражения при Даунпатрике оказался кард. Вивиан, который возвращался из Шотландии, где выполнял обязанности папского легата, и был задержан воинами де Курси.

http://pravenc.ru/text/674067.html

В Брюсселе состоялась встреча религиозных лидеров Европы с руководством Европейского Союза Брюссель, 31 мая 2011 г. 30 мая 2011 года в Брюсселе состоялась встреча руководства Европейского Союза с религиозными лидерами Европы. Встреча стала седьмой по счету в ряду ежегодных встреч, проводимых Президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу, начиная с 2005 года. Более двадцати представителей традиционных религиозных организаций стран Евросоюза собрались в штаб-квартире Европейской Комиссии для обсуждения предложенной темы: «Сотрудничество ради демократии и взаимного процветания: общее стремление к продвижению демократических прав и свобод». В результате в ходе обсуждения был затронут гораздо более широкий круг вопросов, включавший проблемы иммиграции, межрелигиозного и межкультурного диалога, положения на Ближнем Востоке и в Северной Африке и многие другие, пишет служба коммуникации ОВЦС. Во встрече приняли участие руководители всех трех институтов Европейского Союза: Президент Европейской Комиссии Ж.М. Баррозу, Президент Европейского Парламента Ежи Бузек и Президент Европейского Совета Херман ван Ромпёй. Со стороны ЕС в мероприятии также участвовали: вице-президент Еврокомиссии Антонио Таяни; вице-президент Европарламента, ответственный за религиозный диалог, Ласло Текеш; вице-президент Еврокомиссии Вивиан Рединг, комиссар по вопросам здравоохранения и потребительской политики Джон Далли, комиссар по вопросам расширения и политике соседства Штефан Фюле, комиссар по внутренним делам Сесилия Мальмстрём. Для участия в этой встрече на высшем уровне Русская Православная Церковь получила личное приглашение Президента Еврокомиссии Ж.М. Баррозу, направившего специальное послание Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. По благословению Его Святейшества Русская Церковь была официально представлена заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игуменом Филаретом (Булековым). В мероприятии также принял участие исполняющий обязанности представителя при европейских международных организациях в Брюсселе протоиерей Антоний Ильин.

http://pravoslavie.ru/46826.html

«Немедленно покинь двор Отступника!» — летят письма в Новый Рим из гористой Каппадокии. Там, вдали, за Назианзом, за рекой Ирис, виднеются горы Армении, там – Арарат, куда причалил ковчег Ноя. Вернись! Вспомни о судьбе Хама и Ханаана! Он не вернулся. «В семье не без урода» — подумали благочестивые люди в Каппадокии. «Горе-то какое, Нонна!» — говорили соседки, крестясь. Нонна молчала. Она знала, что за сердце у ее младшего сына. Когда-то сорок севастийцев стояли в водах озера – их полк снова вернул себе ровный счет. Один воин покинул их, но вернулся другой. Помнишь, Григорий, когда ты уснул на празднике в честь Сорока мучеников, твое видение? Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн… …Кесарий мало писал домой. Как он готовился к диспуту с императором Юлианом? Для всех его знакомых это было лишь формальной процедурой – признать правильность веры императора-язычника и сделать новый шаг по карьерной лестнице. То, что Кесарий будет участвовать в диспуте, его друзьями было воспринято, как намек на грядущие императорские милости. Полноте, не стал ли так малоизвестный епископ Пигасий главным жрецом? Да и не он один… Когда он шел на диспут, придворный врач, Орибасий, изнывал от зависти. Почему император возвышает отступивших христиан, и забывает старых друзей-эллинов, которые всегда были с ним, несмотря на опасности и угрозы. Как несправедлива судьба! Но судьбы – нет. «Карьерист! Лицемер!» — шептались за его спиной иные. «Верно говорят, что змея, укусив каппадокийца, умерла!». …Это было сражение. Двух философов и двух риторов. Кесарий спорил с императором – и не был побежден. Он не поддался и – победил. Юлиан шокирован такой дерзостью. Не панегирик услышал он – столь привычный ему, хоть он верил и не верил в искренность всех этих слов обращения в эллинство – в обмен на теплое место при дворе. Но зачем вступать в диспут, если не желаешь сдаваться? Это – вызов? Да, Кесарий врач вырос при алтаре, где лежали тела воинов-севастийцев…

http://pravmir.ru/kesarij-kappadokijskij...

Распад Франкской империи и усиление политической раздробленности были в числе главных причин внутренних конфликтов в Западнофранкском королевстве. После разделов империи владения знатных семейств оказались в составе разных королевств. Во время конфликтов правителей магнаты могли переходить от одного короля к другому, иногда по принуждению, но нередко добровольно. Так поступили, напр., Роберт Сильный, происходивший из прирейнских земель (в 853 назначен графом Тура, Ле-Мана и Анже, наместником области в низовьях Луары, в 861 - герцогом Нейстрии), и Бозон, выходец из лотарингской знати и брат Рихильды, 2-й жены К. Л. (после 870 исполнял обязанности графа Лиона и Вьена, затем гр. Буржа, фактически наместника Аквитании, с 875 был представителем К. Л. в Италии). Представители знати стремились распоряжаться гос. должностями как личными бенефициями, пожалованными королем, в т. ч. передавать по наследству. Получив должность, они укрепляли свое влияние в регионе, собирали вооруженные отряды вассалов, с к-рыми выступали на войну по призыву короля. К. Л. и его братья принимали меры для ограничения самостоятельности знати, пытались регулировать отношения между сеньорами и вассалами. Так, на совещании в Мерсене (847) Лотарь, Людовик и К. Л. запретили магнатам переходить на службу к др. правителю, а вассалам - переходить к др. сеньору (MGH. Capit. T. 2. P. 68-71). В отличие от представителей светской знати, к-рые стремились упрочить свое положение и нередко выходили из повиновения королю, церковные иерархи были опорой власти К. Л. Епископы, в основном из церковных провинций Реймс и Санс, служили советниками и посланниками (missi) короля, контролировали деятельность графов и др. должностных лиц. Они оказывали королю материальную помощь, снаряжали военные отряды. Самым влиятельным франк. иерархом, к-рый поддерживал К. Л., был архиеп. Гинкмар Реймсский (845-882). Однако в то же время прелаты выражали недовольство практикой раздачи церковных земель в качестве королевских бенефициев, а также назначением светских аббатов (К. Л. с 867 был светским аббатом крупнейшего франк. мон-ря св. Дионисия под Парижем, а др. светские аббаты, напр. Вивиан, гр. Тура и аббат монастыря св. Мартина в Туре (845-851), являлись его вассалами). Одним из ревностных защитников прав Церкви, выступавшим за ограничение своеволия магнатов, был Луп , аббат монастыря Ферьер (840 - ок. 862). Особым покровительством К. Л. пользовались Реймсская и Осерская кафедры, а также нек-рые крупные мон-ри, прежде всего аббатства св. Дионисия и св. Германа (Сен-Жермен-де-Пре) под Парижем, св. Германа в Осере и монастырь Эльнон (ныне Сент-Аман-лез-О).

http://pravenc.ru/text/1681077.html

Отцу Вивиану, как оказалось, было 86 Возраст настолько уже почтенный, что при нормальных условиях всякая работа была уже излишней. И тем не менее этот дряхлый и слабый старец должен был на закате своей многотрудной подвижнической жизни еще трудиться на виноградниках как обыкновенный и здоровый молодой инок-работник. И притом это являлось для него вовсе не добровольным препровождением времени, а настоящим монашеским послушанием, необходимым для существования других братий и благосостояния их обители.     - Ничего не поделаешь, господин, при теперешнем нашем бедственном положении, когда нет молодых иноков, а остались только дряхлые старцы, нужно трудиться! — со вздохом сообщил мне отец Вивиан, поправляя сухой старческой ладонью прядь седых волос, выбившихся из-под старенькой скуфейки.     - Что ни месяц, все меньше и меньше становится нас, русских иноков, на Святой Горе. Оскудевает наш русский сосуд монашеский. Не позволяют власти нашим братьям приезжать теперь на Афон, закрыли для них всякий доступ. Да и не только для русских людей закрыли они Гору Святую, а вообще для всех славян. Не пускают даже румын. Вот и нет больше притока новых сил в нашу братию. Мы, старики, кончаем наш греховный жизненный путь, а заменить-то нас вот и некому. Старец помолчал немного, а затем, грустно кивнув на свою кирку, продолжал:     - Вот и с работой тоже беда. Все нам самим, старикам, приходится делать. Нет у нас молодых и здоровых работников. А силы-то падают, едва-едва в руках какой-нибудь инструмент держится. Что делать? Если нельзя без работы оставить обитель. Как жить-то дальше будем? Не окопаешь виноградник, не вырубишь лес, не вспашешь поля — и весь скит пропадет, в пустыню превратится! Вот как можем так и трудимся, дабы не пропасть совсем. Власти ввели суровые правила. Суровые. И, если будет идти все так и дальше, — совсем пропадут на Афоне русские обители. А не станет русских иноков, какой же тогда будет русский монастырь?! Старец умолк в печальном раздумье. Не начинал разговора и я после его грустных и правдивых слов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=296...

Г. Дёррис (который, как и А. Вильмар, не был знаком с греческим текстом Послания) также думал, что Послание к чадам могло входить в CM 162 и упоминание о послании Геннадием – первая ласточка начавшейся переатрибуции творений Симеона Месопотамского 163 . Однако вопрос о наличии или отсутствии этого Послания в CM остался фактически нерассмотренным: в греческих собраниях Корпуса Послание к чадам отсутствует, а сирийская традиция, присоединившая Послание к творениям Макария-Симеона, не вызывает доверия из-за искусственного характера компиляции и наличия большого числа неподлинных произведений. Проблема значительно усложняется коптскими источниками, о чем у нас пойдет речь ниже и что обычно упускается из виду в современных работах по проблеме CM 164 . Среди ученых, обосновывавших отрицательный ответ на вопрос о том, является ли автор CM и Послания к чадам одним и тем же лицом, несходством тем и стиля обоих авторов 165 , можно назвать В. Штротманна 166 , а также Т. Вивиан 167 . Однако более или менее достигнутое согласие в том, что Геннадий имел в виду Послание к чадам, попытался поколебать Р. Штаатс 168 . Он совершенно справедливо заметил, что все исследователи (кроме В. Штротманна) не были знакомы с греческим оригиналом послания, так что их выводы были обусловлены неполной картиной текста. По мнению Р. Штаатса, Геннадий «мог иметь перед глазами Великое послание», поскольку все темы, затронутые у Геннадия, имеются и в Великом послании 169 . Если бы выводы Р. Штаатса были убедительны, они имели бы первостепенное значение, ибо пришлось бы или считать письмо, цитированное Геннадием, принадлежащим Пс.-Макарию, или констатировать тождество Макария Египетского и автора CM. Иначе говоря, тождественность Первого послания (Послания к чадам) одному из творений CM или сходство стиля Послания и автора CM – единственное 170 доказательство, что автором Духовных бесед мог быть прп. Макарий Египетский (при условии, что свидетельство Геннадия Марсельского исторически достоверно, в чем мы сильно сомневаемся при дальнейшем анализе).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010