Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются— такие слова мы читаем в Псалтири (Пс 84:11). Это неплохое отражение самой сути Ветхого Завета. С древнейших времен его толкователи подчеркивали, что в нем сочетаются два начала: милосердие и справедливость. Они необходимо дополняют друг друга; милосердие без справедливости вырождается в попустительство злу, а справедливость без милосердия— в беспощадную мстительность. Поэтому Ветхий Завет сначала утверждает Закон, определенные правила поведения и наказание за их нарушение— но провозглашает и милосердие к грешнику, этот Закон нарушающему. Еще в ветхозаветные времена евреи излагали суть Закона предельно кратко: «Люби Бога и своего ближнего, а все остальное— только комментарий». Действительно, одна часть Закона подробно расписывала правила богослужения, а другая— излагала правила, которых люди должны были придерживаться в отношениях друг с другом. Сами по себе эти правила могут показаться нам— людям современного мира— архаичными и мелочными, но в ту эпоху так никому не казалось. Когда Библию начинали переводить на язык одного африканского племени, его представителей, уже принявших христианство, спросили, с чего начать. Конечно, ожидался ответ «с Евангелия» или, по крайней мере, «с Бытия», но новообращенные заинтересовались в первую очередь Левитом— скучнейшей, с нашей точки зрения, книгой, где перечислялись всевозможные обрядовые установления. Племя привыкло жить в мире, где религиозные предписания (всевозможные табу) играют огромную роль, и новая вера для них означала прежде всего новую систему табу. Ветхозаветные правила были вовсе не случайны, не бессмысленны. Например, Господь повелел израильтянам совершать обрезание как знак их принадлежности Богу, знак завета, заключенного между Ним и Его народом. И только когда израильтяне привыкли к этому знаку, стали пренебрежительно называть своих соседей «необрезанными», стали возможны слова пророка: Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем (Иер 9:25–26; на это место сошлется диакон Стефан в Деян 7:51). Что значит «обрезанное сердце»? Конечно, не о кардиохирургии идет речь, а о том, чтобы человек посвятил Богу не часть своего тела, но все мысли и чувства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

«Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» – такие слова мы читаем в Псалтири ( Пс.84:11 ). Это отражение самой сути Ветхого Завета. С древнейших времен его толкователи подчеркивали, что в нем сочетаются два начала: милосердие и справедливость. Они необходимо дополняют друг друга: милосердие без справедливости вырождается в попустительство злу, а справедливость без милосердия – в беспощадную мстительность. Поэтому Ветхий Завет сначала утверждает Закон, т.е. определенные правила поведения и наказание за их нарушение – но провозглашает и милосердие к грешнику, этот Закон нарушающему. Еще в ветхозаветные времена евреи излагали суть Закона предельно кратко: «Люби Бога и своего ближнего, а все остальное – только комментарий». Действительно, одна часть Закона подробно расписывала правила богослужения, а другая – излагала законы, которых люди должны были придерживаться в отношениях друг с другом. Сами по себе эти правила могут показаться нам архаичными и мелочными, но в ту эпоху так никому не казалось. Когда Библию начинали переводить на язык одного африканского племени, его представителей, уже принявших христианство , спросили, с чего начать. Конечно, ожидался ответ «с Евангелия» или, по крайней мере, «с Бытия», но новообращенные заинтересовались в первую очередь Левитом – скучнейшей, с нашей точки зрения, книгой, где перечислялись всевозможные обрядовые установления. Племя привыкло жить в мире, где религиозные предписания (всевозможные табу) играют огромную роль, и новая вера означала для них, прежде всего, новую систему табу. Ветхозаветные правила были вовсе не бессмысленны. Например, Господь повелел израильтянам совершать обрезание как знак их принадлежности Богу, знак завета, заключенного между Ним и Его народом. И только когда израильтяне привыкли к этому знаку, стали пренебрежительно называть своих соседей «необрезанными», стали возможны слова пророка: «Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем» ( Иер.9:25–26 ) – именно на это место сошлется диакон Стефан ( Деян.7:51 ). Что значит «обрезанное сердце»? Конечно, не о кардиохирургии идет речь, а о том, чтобы человек посвятил Богу не часть своего тела, но все мысли и чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Об отречении Петра пишут все четыре Евангелиста. И конечно, каждый из них плакал, выводя эти слова. Потому что хотя и не случилось самим вот так отречься, но каждый чувствовал, что и с ним могло случиться подобное. Наверняка плакал и сам Иоанн Богослов, хотя он один из всех был и во дворе, и потом – у самого креста. «Ну и что же, – наверное, думал он, – просто я „был знаком первосвященнику“, а никакой тут заслуги моей нет». О тех, кто твердо стоит и не падает, одно можно с уверенностью сказать: сколько же в них должно быть смирения и сочувствия к падшим! Ведь давно уже замечено, что «погибели предшествует гордость, а падению – надменность» ( Притч.16, 18 ), и что «пред падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе» ( Притч.18, 13 ). Особенно перед Крестом. Суббота. О самом длинном вечере Мф.28:1–20 Рим.6:3–11 Великая суббота – самый длинный, самый удивительный, самый насыщенный день церковного года. На утрени Великой субботы совершается чин погребения Спасителя. Мы обносим вокруг храма тело нашего Господа, полагаем его, как во гробе, в середине храма. Тут же мы вспоминаем последнее деяние врагов Христовых. Они пришли к Пилату и сказали: «Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: „после трех дней воскресну“. Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня». Пилат повелел. «Они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать». На этом все кончается. Начинается Вечерня Великой субботы. Особенность этой службы – пятнадцать паремий, то есть избранных чтений из ветхозаветной истории. Медленно проходят картины сотворения мира, примеры Божьего промысла о человечестве, установление Ветхозаветной Пасхи, пророчества о грядущем Спасителе, примеры воскрешения мертвых пророками. Вообще – удивительная вещь наше Богослужение. Перед нами – вся история мира. С нами здесь, реально присутствуют, как с Господом на Фаворе, – и чающие пришествия Христова пророки, и потерявшие Его Апостолы; здесь же и мы, уже знающие о Его воскресении. Все – «здесь», все – «ныне».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Однако личность автора открывается в следующих словах: «Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас. Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские» ( Евр.13:23-24 ). Дух Послания указывает на авторство ап. Павла. Учитывая отношение иудеев к Апостолу, понятно, почему он скрывает свое имя. Видимо, Послание ап. Павла было записано итальянскими христианами. Адресатами были палестинские евреи, принявшие христианство. Никто так не знал иудейства, как Павел, никто так не желал спасения евреям, как он, поэтому необходимо было изложить учение евреям. Евреи-христиане чувствовали себя связанными с иудеями нехристианскими и национальными интересами. В этом отношении они были ближе к иудеям, чем к христианам из язычников. В христианах из иудеев иудеи видели сектантов-назарян. В 62 г., после смерти ап. Иакова, христиане-евреи встали перед альтернативой: отречься от Христа либо порвать с иудейством. Послание ставит своей целью утвердить веру во Христа, установить правильный взгляд на ветхозаветное богослужение, храм, жертвы, чин священства, возбудить веру к добрым делам, укрепить в гонениях, предупредить от отпадения в иудейство. Послание написано на греческом языке. Климент Александрийский и Евсевий считали, что Послание было написано на еврейском языке, а потом кем-то (но не Павлом) переведено на греческий язык. За написание подлинника на греческом языке говорят следующие факты: пользование исключительно переводом 70-ти, перевод еврейских имен на греческий (например, Мелхиседек), выразительность языка Послания, краткость, строгость, последовательность. Написано Послание после уз, но до иудейской войны 66 г. (вероятно, в 63 г.). В 1–4 главах изображается величие Лица Иисуса Христа. Первое, Ветхозаветное, Откровение было сообщено по частям и различными способами. Второе, Новозаветное, – Господь сообщил в Сыне. Превосходство последнего – в величии Сына. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Поклонения Молитва, благословения и другие священнодействия у Православных Христиан сопровождаются различными поклонениями, как то: наклонением головы, коленопреклонением и простертием на земле. Все эти роды поклонения, при Богослужении Православной Церкви, совершаются по образу духовного поклонения Церкви небесной и по примеру Ветхозаветной и Новозаветной первенствующей. О духовном поклонении Господу в Церкви небесной свидетельствуют Пророк Давид и Ап. Павел, говоря: да поклонятся Ему (Господу) все Ангелы Божии ( Псал.96:7 ; Евр.1:6 и сн. Флп.2:10 ). В Церкви Ветхозаветной благочестивый раб Авраама, старейший дома его, обладавший всеми его, посланный обручить Исааку жену, когда узнал волю Божию в назначении ему Ревекки, благословив, поклонился Господу ( Быт.24:26,48 ). Апостолы поклонились Господу, благословлявшему их и возносившемуся на небо ( Лк.24:51–52 ), и проч. В постановлениях Апостольских говорится об оглашенных: и приклоншим им главы, Епископ благословляет их 188 . Главопреклонения называются в Церковном Устав малыми поклонами. О молитвенном коленопреклонении Писание многократно свидетельствует. Коленопреклоняющими пред Седящим на престоле небесном Иоанн Богослове видел в Откровении старцев и Ангелов ( Откр.4:10; 7:11 ). Евреи, услышав в Египте повеление Божие от Моисея о заклании Пасхального агнца в знак избавления своего, преклонился народ и поклонился ( Исх.12:27 ). С коленопреклонением молился Соломон в новосозданном храме своем, – и преклонил колени впереди всего собрания Израильтян ( 2Пар.6:13 ). Пророк Даниил в плену Вавилонском три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его ( Дан.6:10 ). И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, – и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли ( Неем.8:6 ). Коленопреклонением заключил предсмертную свою молитву Первомученик Стефан, и в сем молитвенном стоянии предал дух свой Богу ( Деян.7:59–60 ). При молитве преклоняли колена Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Часть II. Обряды и постановления частные Благое влияние общественного Богослужения на евреев поддерживали среди их занятий в жизни домашней, церковной и общественной священные обряды и постановления частные. Они распространяли божественную власть на всю деятельность евреев, внушали совершенную во всем зависимость от Бога и заставляли чувствовать: сколь святую и чистую жизнь должны они вести, чтобы сохранить завет с Богом и быть достойными особенного Его благоволения. Частными священными постановлениями и обрядами ветхозаветной Церкви были 1) те, которые посвящали евреев и их собственность Богу и ограждали служение Ему, таковы постановления об обрезании, о первенцах и начатках, десятинах, обетах и против идолопоклонства; 2) те, которые освящали союз гражданский и семейный, например: постановления об избрании царя, о любви к ближним, о браке, о детях; и 3) те, которые узаконили в частной жизни евреев чистоту тела, пищу и одежду. Обрезание Обрезание служило знамением ветхого завета, в который вступали с Богом потомки Авраама, и важным отличием их от язычников. «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами, и между потомками твоими после тебя (в роды их), чтобы у вас весь мужеский пол был обрезан. Обрежьте край плоти вашей: и сие будет знаком завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да обрежется у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от вашего племени. Непременно да обрежется и рожденный в доме твоем и купленный за серебро, и завет Мой на теле вашем будет заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет края плоти своей (в восьмой день), истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет Мой» ( Быт.17:10–14 ). Итак, каждого новорожденного младенца мужеского пола, делая членом Церкви своей, евреи должны были обрезать в восьмой день по рождении. Этот день назначен, без сомнения, потому, что число семь служит периодом времени начального развития и укрепления ( Быт.2:2 . Исх.22:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Это созерцание влекло важные последствия для характера еврейского монотеистического богопоклонения. Если Господь-Иегова неизмеримо превосходит мир, если Он один свят, в мире же святость принадлежит лишь тому, что Ему служит, то, конечно, поклонение прилично только единому Богу, только Его одного должно святить, только Ему одному и непосредственно должна быть воздана слава. В этом чистота монотеистического богопоклонения. Чистота еврейского монотеизма не только в том, что все святые не являются предметом поклонения, и сами призываются поклоняться единому Богу, но и в том, что никакой образ не служит средством богопоклонения. Евреям было запрещено делать священные изваяния, изображения какого-либо кумира, изображения мужчины или женщины, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небом, изображения какого-либо (гада), ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли 112 . «Всякая плоть трава, пишет пророк, и вся красота ее, как цвет полевой... Вот, Владыка Иегова грядет с силою, и мышца Его державная... Итак, кому уподобите вы Бога? и какое подобие сопоставите с Ним? Идола выливает художник, а плавильщик покрывает его золотом, и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо. (Но) разве не знаете?.. Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча (пред Ним); Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья... Кому же вы уподобите Меня, и кому Я был бы равен? говорит Святый» 113 . Эта чистота монотеистического богопоклонения составляет вековечную истину Ветхого Завета, лежащую в основе Евангелия. В данном отношении ветхозаветная религия стоит на такой высоте, пред которою всякое суеверие идолопоклонства, хотя бы и позднейшего, оказывается лишь формою лицемерия. Однако ветхозаветное богопоклонение не имеет характера той духовности служения Богу, которой требует Евангелие: при всей чистоте монотеизма, ветхозаветное богослужение имеет резкие черты ограниченности, которая объясняется самым путем развития еврейского монотеизма и которая воплощалась в основном понятии ветхозаветной религии – в понятии завета. Читать далее Источник: Основы христианства : [Система религиозной мысли] : Т./Проф. М.М. Тареев. - 2-е изд. - Сергиев Посад : Тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1908-1910./T. 2: Евангелие : [Вера в жизнь по Евангелию]. - 1908. - 367 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

10:10 и 19:23); «Дух Божий сошел на слуг Саула» ( 1Цар.19:20 ); «Тогда на Азарию... сошел Дух Божий» ( 2Пар.15:1 ), и т.д. О христианах же говорится, что Дух Божий живёт в них: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ); «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» ( 1Кор.6:19 ). Именно этот момент кардинально отличает ветхозаветных праведников от новозаветных: первые имели Духа Святого на себе (или же с собою, рядом с собой, как и говорит Христос в Ин.14:17 ), то есть, Дух был рядом с ними, но не в них – вторые же имеют Его в себе, внутри себя 355 . В этом и смысл дня Пятидесятницы: Дух Святой и прежде был среди людей и особенно близко Он был с праведниками, но только после победы Христа Он поселился в них Самой Своей Личностью . Именно поэтому христиане и называются храмом Духа Божия, как никогда не называются в Библии ветхозаветные праведники. Вот об этом и говорит Спаситель в Ин.4:23 : Богу нужно поклоняться с Духом Святым в себе , и только такое поклонение может поистине угодить Богу. Дар же Духа Святого может быть получен только в Церкви в Таинстве Миропомазания (читать об этом в гл. 14). Поэтому протестанты, находящееся вне Церкви и враждующие с Ней, не имеющие Миропомазания, никогда не поклонялись и в принципе не могут поклониться Богу в Духе Святом, ибо они не имеют Его и никогда не будут иметь, если не примут Его в Таинствах Христовой Православной Церкви. Справедливость данного толкования подтверждает и контекст речи Христа, ведь Он отвечает на вопрос не «как», а «где», то есть Он говорит не о способе , а месте поклонения Богу: «... не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Раньше Дух Божий пребывал сначала в скинии, а затем в иерусалимском храме (по вере же самарян – на горе Гаризим). Причём, хотя в храме и пребывал Дух Святой, приходившие туда всё же не могли поклониться Богу в Духе, ибо в них Он не вселялся и во время храмового Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

10 Впрочем, и ветхозаветные Писания он ценил высоко: «Ветхий Завет есть прообраз Нового, то есть его событий и благодатной жизни христианской Церкви. Эти прообразы в словах, предметах, явлениях, лицах, событиях и пр. так величественны, ярки, выразительны, содержательны и поучительны, что поэтому Церковь в таком изобилии и ввела их в свое богослужение во всех случаях и отношениях, каковы кафизмы, прокимны, паремии, каноны и т. д. Изучая и знакомясь с этими прообразами, перенеси их внутренний, таинственный, благодатный смысл на соответствующее событие из Нового Завета, или из жизни христианской Церкви, или из жизни духовной во Христе, к которой относится и твоя личная жизнь, и уразумеешь яснее эти последние события или благодатные состояния лиц в них и в жизни их. 1935 г. Усадьба Мереч-Гай. Моя келья». 11 « Мф. 23, 23 . Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Суть закона духовного: правда, милость и вера (рассуждение и отношение в соответствии с ней и благодатью Божией). А современные законники духовные (консистории) кое-как еще, смотря по обстоятельствам, держатся иногда первой и второй, а о третьей же – самой главной, которая есть, так сказать, душа их,– совершенно даже утратили понятие. Куда мы идем? О, горе наше!» Или « Мк. 9, 11–13 : И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем. Книжники – современные ученые богословы – разумеют Священное Писание внешне, а во внутренний смысл его проникнуть не могут». 12 Например: « Мк. 8, 12–13 : И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение и И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

16, 3 — 4). — Итак, быть без священника и без законного богослужения есть наеазание, посалаемое от Бога на неверных в служения Ему, доколе не вразумятся и усердно обратятся к Нему. Наконец, за беспримерно — тяжкий грех иудеев, за убиение Начальника жизни (Деян. 3:15), Господа нашего Иисуса Христа, но правосудию Божию, а вместе и по премудрой судьбе Божией, чтоб ветхозаветное богослужение уступило место совершеннейшему, новозаветному, христианскому богослужению, — храм ветхозаветный предан окончательному разрушению, по непреложному предвозвещанию Самого Господа Иисуса Христа: Иерусалим, Иерусалим, избивший пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как собирает птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пусть, и — не останется здесь камня на камне: все будет разрушено . (Матф. 23:37 — 8; 24, 2). (Слова и речи Филарета, митр. м. ч. II, 42, 85 — 7, 91, 93. — Ч. III; 192 — 3, 169). II. Сн. евангелист Лука, вводя нас в некоторое познание о ранних летах земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, проведенных большею частию в безвестности, повествует, что И. Христос, будучи 12-ти лет, с пречистою Материю Своею и Ее обручником и хранителем Иосифом, ходил в Иерусалим в праздник пасхи. Об этом путешествии евангелист упоминает потому, что во время оного двенадцатилетний Отрок Иисус в храме явил премудрость, приведшую в изумление учителей иудейских. Но чтоб не подумали, что путешествие это было случайное и однократное евангелист сказует вообще, что хождаста родители Его на всяко лето во Иерусалим в праздник пасхи (Лук. 2:41). Примечательно в этом сказании свидетельство о важности храма Божия. Именно; почему Мариам и Иосиф не праздновали пасхи дома в Назарете? Почему нужно было им идти в Иерусалим? — Потому, что там был храм Божий. Чтоб празднование было совершенно и богоугодно, надлежало идти в храм Божий. Казалось бы, что Мариам и Иосиф могли уволить себя от труда ходить в храм иерусалимский — по весьма основательной причине, именно: собственный дом их был свят не меньше храма, если не более; ибо храм был свят потому, что имел в себе прообразование Христа: а они имели у себя Самого Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010