Приведенное пророчество взято из Ам.9:11–12 , и относится оно, безусловно, к Новому Завету. Христос пророчествовал об иерусалимском храме: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» ( Мф.24:2 ), и данное пророчество сбылось. Это событие, падение скинии Давидовой (и вообще иудаизма), и прозревал Амос. И Господь обещает, что иерусалимский храм будет воссоздан и исправлен, причём уже не для одного еврейского, но для всех народов, о чём и говорят слова: «чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое». И христианские храмы являются исполнением этого пророчества 358 . Уместно также вспомнить здесь слова Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить » ( Мф.5:17 ). «Исполнить» значит: «дополнить». Это относится и к ветхозаветному Богослужению: Церковь , под водительством Духа Святого, дополнила то, чего недоставало ветхозаветному Богослужению, и исправила то, что было в нём ветхим и временным, и главное из этого, конечно же, то, что Церковь отменила жертвоприношения животных, заменив их приношением «безкровной жертвы» 359 , то есть Евхаристии. Именно об исправлении, а не полной отмене ветхозаветного Богослужения, говорится и в «Апостольских Постановлениях»: «Омовение, жертву, священство и богослужение местное Он преобразовал : вместо омовения каждодневного, дал одно только погружение, в смерть Его; вместо одного колена повелел избирать в священство наилучших из всякого народа и рассматривать не пороки на теле, но веру и жизнь; вместо жертвы кровавой установил жертву разумную, безкровную и таинственную, совершаемую в смерть Его ради образов, жертву тела и крови Своей, а вместо богослужения местного повелел и признал справедливым прославлять Его «от востока до запада на всяком месте владычества Его» (кн. 6/23), то есть определил христианам иметь не один, а много храмов, и созидать их не на одном, а на всяком месте. Таким образом, Церковь , согласно со Священным Писанием, воссоздала , исправила (преобразовала) и дополнила (усовершила) ветхозаветное Богослужение, а не тотально его отвергла, как протестанты.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

противопоставлял бы им Невидимого Христа, сидящего одесную Бога. У евреев в храме приносились ежедневные жертвы на неугасимом огне жертвенника, а в праздники – многочисленные целодневные, а ап. Павел стал бы пред ними хвалиться величием с внешней стороны таинственного вкушения под видом хлеба и вина Тела и Крови Христовых? Неужели этим было бы убедительно доказываемо евреям превосходство с внешней стороны христианского богослужения пред ветхозаветным? Не наоборот ли? Вообще-то св. ап. Павел не говорил о внешнем величии христианской религии, какого тогда и не было, а всегда говорил о любви Божией, проявившейся в послании в мир Своего Сына, как Искупителя и о величии искупительного дела, совершенного Христом для спасения всего мира. И в послании к Евреям не отрицает значимости ветхозаветного жертвенного богослужения, но значимости только до Христа, как подготовительного к Нему богоугодного средства. Мне неловко было бы приводить в сем письме к Вашему Высокопреосвященству свидетельство самого св. ап. Павла по рассматриваемому здесь вопросу, если бы книга иером. Тарасия не была рассылаема под Вашим авторитетным именем, поставленным под предисловием в книге. Но в виду этого и решаюсь привести целиком, хотя в некоторой части его, ибо послание все говорит против иером. Тарасия. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих (с ними). Иначе перестали бы приносить (их), потому что, приносящие жертву, бывши очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему, Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовил Мне Всесожжения и жертвы за грех не угодны Тебе. Тогда я сказал: се, иду, как в начале книги написано о Мне исполнить волю Твою Боже» ( Пс.39:7–9 ). Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжения, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил, потом прибавил: «вот иду исполнить волю Твою, Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Псалмы можно разделить на следующие группы: 1. Псалмы поучительные, по-еврейски мидраш. Например, псалом 36-й: Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены . Или 72-й: Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я — едва не пошатнулись ноги мои… 2. Псалмы покаянные. Например, 6-й: не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня . Или псалом 50-й, который мы слышим за каждой Божественной литургией. 3. Благодарственные псалмы, например 17-й, которым Давид возблагодарил Господа за избавление от руки Саула, или 33-й псалом Давида: Благословлю Господа во всякое время… 4. Хвалебные, или галлелы (от евр. hallel — «хвала»). Исследователи выделяют галлел большой (Пс. 119–135), певшийся на праздник Кущей, и галлел малый, или египетский (Пс. 112–117), который пелся на Пасху. Часть галлела большого называется песнью степеней, или песнью Восхождений, потому, что эти песни исполнялись паломниками, шедшими, или восходившими, в Иерусалим или поднимавшимися по ступеням храма. 5. Просительные, например 101-й псалом: услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Псалом — прежде всего богослужебный гимн. Исполнение псалмов связано с ветхозаветным храмовым богослужением, а ужее затем — после плена — с богослужением синагогальным. Мы привыкли к тому, что псалом — песнопение без сопровождения музыкальных инструментов, но так было далеко не всегда. Глагол — означает как «пою», так и «играю на струнном инструменте». Центром еврейского храмового богослужения является жертвоприношение, но в нем всегда присутствовал музыкально-певческий элемент, так что пение становилось как бы особой жертвой. Именно поэтому в 140-м псалме содержатся слова: да исправится молитва моя яко кадило пред тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя… Псалтирь рифмотворная, конец XVII века, гравюра «Царь Давид» Сопровождение псалмов звуком труб, установленное Моисеем только для праздничных и особенно торжественных жертв, стало принадлежностью ежедневной утренней и вечерней жертвы и развилось в сложный чин богослужебного пения и музыки. У жертвенника стоял хор левитов с музыкальными инструментами и два священника с трубами. Как только жертвенное животное клалось на дрова, хор левитов начинал пение псалма с аккомпанементом музыки, под звуки которой горела жертва.

http://pravoslavie.ru/63010.html

Пусть Сам Бог ответит на этот вопрос словами пророка Малахии: Ибо от востока Солнца Велико будет имя Мое между народами, И на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, Чистую жертву; Велико будет имя Мое между народами, Говорит Господь Саваоф ( Мал. 1:11 ). Писание говорит нам, что с наступлением Церковной эры, когда евангельское благовестие будет распространяться среди иноверных народов, повсеместно будет совершаться приношение фимиама. В богослужении Православной Церкви ладан приходит вместе с ней в каждую местность и там, где он отсутствует, богослужению недостает части Божественного откровения. Богослужение как миссия В последовательности того дня, когда Исаия видел, слышал, осязал и обонял небесное богослужение, был заключительный момент. Он состоял в тем, что Исаия сделал нечто. Когда его грехи были очищены, Исаия был спрошен Господом. Наблюдая плачевное состояние дел в Израиле, Господь искал пророка, который призвал бы его вернуться на путь истинный. «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» (Здесь «Нас» является замечательным ветхозаветным упоминанием Святой Троицы). Исаия тут же ответил: «Вот я, пошли меня». Не все мы призваны быть пророками Божьими («Все ли пророки» 1Кор. 12:29 ) и, конечно, литургия, хотя по сути и та же, редко бывает столь драматична. Но что несомненно – все мы, кто поклоняется Богу, призваны свободно и твердо сказать «Да» Христу, что бы Он ни попросил нас сделать. Именно поэтому во время Божественной литургии в конце некоторых ектений священник или диакон призывает молящихся: «Сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». Насколько значительную часть себя мы должны отдать Господу? Всю нашу жизнь. Это и есть наш утвердительный ответ Ему. Так давайте никогда не уходить с литургии, не предав вновь наши жизни Иисусу Христу с тем, чтобы быть Его слугами, Его посланниками в мире, в который мы идем. 7. Не называйте никого отцом Прошло уже несколько десятилетий с тех пор, как Бинг Кроссби воплотил на киноэкране образ, за который он пользуется в Америке любовью по сей день – отца О’Малли. В нашем доме в течение многих лет мы с Мерилин берем детей и засиживаемся допоздна, чтобы посмотреть по телевизору рождественский повтор этого фильма. Несколько раньше в этом веке один из выдающихся гуманистов нашего времени, отец Фланаган, основал Молодежный Город в Небраске. Это учреждение стало известным на всю страну, приютом для бездомных молодых людей. Мать Тереза, заботящаяся о бедных и обездоленных в Индии, является во многих отношениях его современным «двойником».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozvrash...

Пусть Сам Бог ответит на этот вопрос словами пророка Малахии: Ибо от востока Солнца до запада Велико будет имя Мое между народами, И на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, Чистую жертву; Велико будет имя Мое между народами, Говорит Господь Саваоф (Мал. 1:11). Писание говорит нам, что с наступлением Церковной эры, когда евангельское благовестие будет распространяться среди иноверных народов, повсеместно будет совершаться приношение фимиама. В богослужении Православной Церкви ладан приходит вместе с ней в каждую новую местность и там, где он отсутствует, богослужению недостает части Божественного откровения. Богослужение как миссия В последовательности того дня, когда Исаия видел, слышал, осязал и обонял небесное богослужение, был заключительный момент. Он состоял в том, что Исаия сделал нечто. Когда его грехи были очищены, Исаия был спрошен Господом. Наблюдая плачевное состояние дел в Израиле, Господь искал пророка, который призвал бы его вернуться на путь истинный. " Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? " (Здесь " Нас " является замечательным ветхозаветным упоминанием Святой Троицы). Исаия тут же ответил: " Вот я, пошли меня " . Не все мы призваны быть пророками Божьими ( " Все ли пророки " 1 Кор. 12:29) и, конечно, литургия, хотя по сути и та же, редко бывает столь драматична. Но что несомненно - все мы, кто поклоняется Богу, призваны свободно и твердо сказать " Да " Христу, что бы Он ни попросил нас сделать. Именно поэтому во время Божественной литургии в конце некоторых ектений священник или диакон призывает молящихся: " Сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим " . Насколько значительную часть себя мы должны отдать Господу? Всю нашу жизнь. Это и есть наш утвердительный ответ Ему. Так давайте никогда не уходить с литургии, не предав вновь наши жизни Иисусу Христу с тем, чтобы быть Его слугами, Его посланниками в мире, в который мы идем. 7. НЕ НАЗЫВАЙТЕ НИКОГО ОТЦОМ Прошло уже несколько десятилетий с тех пор, как Бинг Кроссби воплотил на киноэкране образ, за который он пользуется в Америке любовью по сей день - отца " Малли. В нашем доме в течение многих лет мы с Мерилин берем детей и засиживаемся допоздна, чтобы посмотреть по телевизору рождественский повтор этого фильма. Несколько раньше в этом веке один из выдающихся гуманистов нашего времени, отец Фланаган, основал Молодежный Город в Небраске. Это учреждение стало известным на всю страну, приютом для бездомных молодых людей. Мать Тереза, заботящаяся о бедных и обездоленных в Индии, является во многих отношениях его современным " двойником " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2325...

Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы. Богослужение на День Всех Святых В годовом богослужебном круге Православной Церкви день Всех Святых является пограничным: заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха. На утрене дня Всех Святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал»); Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»); Прем.5:15 — 6:3 — святые восторжествуют в день пришествия Господня («Праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею»). Читающийся на литургии отрывок из Послания к Евреям (Евр.11:33 -12:2) прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение (Мф.10:32-33, Мф.10:37-38, Мф.19:27-30) указывает на необходимые признаки святости («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным… Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную»).

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-istor...

Составление таких подборок цитат можно порекомендовать учащимся в качестве полезного и назидательного упражнения. Цитаты из книги Притчей в Новом Завете. Несколько цитат из книги Притчей встречается в Посланиях апостольских. Так, в послании к евреям в 12 главе говорится: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказует; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:4-6) – это книга Притчей, 3 глава (Притч. 3:11-12), причем цитируется по греческому тексту Септуагинты, а не по масоретскому. В первом послании Апостола Петра: «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:18) – это тоже цитата из книги Притчей из 11 главы (Притч. 11:31), и тоже цитируется в соответствии с греческим текстом. В послании апостола Иакова в 4 главе (Иак. 4:6) и в первом послании апостола Петра (1 Пет. 5:5) то же самое, что и в Послании к евреям: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – тоже из третьей главы книги Притчей (Притч. 3:34). Во втором послании апостола Петра во 2 главе: «но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:22), – тоже цитата из книги Притч (Притч. 26:11). В послании к римлянам в 12 главе: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12:20) – это цитата из 25 главы книги Притчей (Притч. 25:21-22). Можно притчи пытаться изучать еще и по богослужебному употреблению, а именно так, как они употребляются в паремиях. Вообще говоря, само слово «паремия» в переводе означает «притча». Таким образом, книга Притчей дает название ветхозаветным чтениям за богослужением. Паремии из книги Притчей читаются на службах Кресту, Богородице, святителям. Притчи читаются за богослужением во все будние дни Великого Поста. По мнению профессора А.Олесницкого по следующей причине. «После псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно во дни Св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния больше, чем когда-либо, человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паремий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам» с. 73].

http://sedmitza.ru/lib/text/431351/

Ст. 25 ср. Ис.11:6 . На святой горе Божией будут господствовать мир и взаимная любовь; даже хищные звери будут безвредны и, вместо животной пищи, будут употреблять растительную. Бл. Феодорит и бл. Иероним видят здесь аллегорию: «сообразно этому, – говорит бл. Феодорит, – правители и управляемые, цари и подданные, мудрые и простые, будут иметь одну трапезу, именно духовное учение»; под змеем, питающимся прахом, они разумеют диавола, который, сокрушаемый древом крестным и попираемый ногами святых, лишится всякой силы. Глава 66 В 66 гл. содержится пророчество о прекращении ветхозаветного Богослужения и об устроении Богослужения новозаветного. Находящаяся в иерусалимском Таргуме на кн. пр. Исаии, сделанная на поле, при начале 66 гл., приписка говорит, что данное пророчество было произнесено пр. Исаией во дни Манассии, сына Езекии, царя иудина, 17 Таммуза, в тот момент, когда Манассия поставил в иерусалимском храме идола. По произнесению пророчества, пр. Исаия, по повелению царя, был предан смертной казни (ср. Толков. 662–663). а. Так глетъ гдь: нбо пртолъ мой, земл же ног домъ созиждете м, и кое мсто покоища моег; 1. Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ст. 1 ср. Деян.7:49 . Небо есть престол Божий, земля – подножие ног Его, а посему какой храм, достойный величия Божия, может построить человек? в. Вс бо сотвор рка мо, и сть вс мо, глетъ гдь. И на кого воззрю, токм на кроткаго и молчаливаго и трепещщаго словесъ моихъ; 2. Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. г. Беззаконникъ же жрй м тельца, к убивай пса: и приносй к кровь свиню: дай въ памть, аки хльникъ. И избраша пти сво, и мерзсти ихъ, же дша ихъ изволи. 3. [Беззаконник же,] закалающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам [в память] – то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, – Ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Таким образом, мы можем сказать, что безбрачная жизнь в миру может быть плодотворной при соблюдении следующих условий: - во-первых, жизненное, а не декларативное принятие христианских ценностей, как нравственной основы жизни; - во-вторых, при наличии воспитания и образования, соответствующих способностям и призванию человека. В результате у человека есть ресурсы для реализации указанных мелких смыслов; - в-третьих, человек должен быть направлен вовне, активно и максимально осуществлять жизнь в соответствии с талантами и призваниями. Иного пути мы не видим. Становление и развитие богослужения а) До императора Константина В силу того, что христианская жизнь укоренена в библейской традиции, очевидно, что и православное богослужение в начале церковной истории во многом совпадало с ветхозаветным. Разница в том, что основная идея - ожидание Мессии и подготовка к этому событию была заменена на радость о Христе пришедшем, воскресшем и создавшем Церковь. Но сам подход к тому, что есть богослужение, что лежит в его основе и как оно должно совершаться, сохранился. Конечно, после пришествия Господа Иисуса Христа по Его заповеди центром богослужебной жизни стало собрание христиан на Евхаристию. Иудейский храм потерял то значение, которое он имел. " Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу " (Ин.4:21) и " настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе " (Ин.4:23), - говорил Господь. В первые времена христианства собраться в Церковь значило только одно - собраться христианам вместе, прежде всего для Евхаристии. Человек, говоря проще, крестился, чтобы причащаться, быть единым со Христом и общиной, а причащался человек именно потому, что он стал членом Церкви через Крещение. В те времена о Евхаристии говорили: " Всегда все, всегда вместе, всегда на одно и то же " . Евхаристия была центром и смыслом жизни первых общин. Именно в евхаристическом собрании, где верующие причащаются Тела и Крови Христа, Церковь являет себя по своей сути и призванию как Тело Христово.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Традиция праздника Как уже говорилось, праздник Пятидесятницы отмечался уже в ветхозаветной Церкви. Поскольку день праздника выпадал на то время, когда окружающая человека природа изобиловала зеленью, сложился обычай украшать дома ветвями, цветами и травой. Предполагают, что возникновение этого обычая связано с явлением Аврааму Бога в виде трех странников у дуба Мамврийского, в том месте, где был раскинут шатер патриарха. Украшая ветвями свои жилища, ветхозаветные иудеи подчеркивали таким образом свою причастность к «семени Аврамову». Предполагают также, что и Сионская горница в день Сошествия Святого Духа на апостолов была украшена по ветхозаветному обычаю зеленью. Христианская Церковь также восприняла эту традицию с самых первых времен своего существования. Письменные свидетельства этого находим во второй беседе на Пятидесятницу святителя Иоанна Златоуста : «Станем праздновать сообразно с достоинством дарованных нам благ, не венки возлагая на ворота, но украшая души; не площадь убирая покровами, но просветляя душу одеждами добродетелей». Этот призыв был услышан, и устойчивый образ весеннего возрождения природы становится в Новозаветной Церкви образом таинственного обновления человеческой души, совершаемого силою Святого Духа. Особенности богослужения праздника Особенности великой вечерни После малого входа читаются три паремии. 1 .11-я глава книги Чисел, стихи с 16-го по 17-й и с 24-го по 29-й. В этой паремии говорится об избрании семидесяти старейшин Израилевых в помощь пророку Моисею для управления народом. 2 . 2-я глава книги пророка Иоиля, стихи со 23-го по 32-й. В этой паремии Господь обещает своему народу утешение в бывших скорбях и Утешителя, Который придет в свое время. 3 . 36-я глава книги пророка Иезекииля, стихи с 24-го по 28-й. В этой паремии Господь дает народу утешительное обетование: «И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу…. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010