Издревле, согласно библейскому свидетельству, человек ощущал космос как литургический организм: «Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь» ( Пс. 18, 2 ). Взору верующего раскрывается это вселенское богослужение: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа, ибо Он (сказал, и они сделались,) повелел, и сотворились» ( Пс. 148,1–5 ). Для Православия характерно осознание бытия, достигающего высшей степени своего богоустановленного совершенства чрез благодатное просвещение. Богослужение, совершающееся на земле, есть выражение этого стремления сотворенного мира к Богу. В нем совершается освящение жизни. Отсюда литургически-храмовый стиль благочестия, свойственный православной душе с древнейших времен до наших дней. Храм становится тем местом, где человек восстанавливает свой Божественный образ через приобщение Христу. Возвращение к своему подлинному существу неотделимо от тайны соборности, когда человек начинает сознавать себя членом тела Христова. Напоенность одним Духом творит высшее единство, в котором каждый, не утрачивая своего индивидуального своеобразия, органически входит в состав сложного церковного организма: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос» ( 1Кор. 12, 12 ). Переживание соборности преодолевает границы времени и пространства, делая возможным человеку ощутить себя в сущностном единстве с вечными истоками христианства. Поэтому православное богослужение, имея непреходящий первообраз за пределами времени, реализует его в земной истории через органическое сочетание различных литургических пластов: ветхозаветных и новозаветных. Непрерывность космического богослужения, как условие существования Вселенной, находит символическое выражение в суточном круге православного богослужения. В его ритмы вплетена жизнь двух других богослужебных кругов: седмичного и годового.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Или, в другом месте, давая повеление о жертве всесожжения, Господь говорит, что это – «жертва всегдашняя в слухи и в роды ваша пред дверми скинии свидения пред Господом, в нихже познан буду тебе тамо, якоже глаголати к тебе . И завещаю тамо сыном израилевым и освящуся во славе Моей» ( Исх.29:42–43 ). Из приведенных слов Господа мы видим, что очистилище, а вместе с ним, и скиния является обычным, постоянным местом откровения Бога, обнаружения Его славы. Это подтверждается еще и тем, что, например, во все время сорокалетнего странствия евреев по пустыне над скинией стоял столб облачный днем и столб огненный ночью; а этот столб был символам присутствия Бога в скинии. Таким образом, скиния собрания являлась обычным, постоянным местом откровения Бога, а потому и могла и должна была быть местом еврейского богослужения, соответственно требованию закона Исх.20:24 . Наконец, в законе Втор.12:11 место еврейского богослужения обозначается как " место , которое изберет Господь Бог , чтобы пребывало имя Его там»; это место, следовательно, избирается, во-первых, Самим Богом, во-вторых, избирается для того, чтобы «пребывало там» имя Божие, с каковыми качествами это место, с одной стороны, соответствует требованиям закона Исх.20:24 , с другой стороны, является по значению одинаковым со скинией собрания. Для полноты представления нужно здесь точно указать тот исторический момент, который определяется в последнем законе Втор.12:10–11 , как момент вступления в действие этого закона. В Втор.12:10–11 этот момент определяется так: «когда вы (т.е. евреи) перейдете Иордан и поселитесь на земле, которую Господь, Бог ваш, дает вам в удел, и когда Он успокоит вас от всех врагов ваших, окружающих (вас), и будете жить безопасно 29 , тогда какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите все»... Иначе сказать, историческая обстановка этого момента рисуется так: по переходе через Иордан – полное овладение евреями всей территорией, которая назначена им Богом в удел; далее – спокойная и безопасная жизнь еврейского народа, и наконец – избрание Самим Богом места пребывания Его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

«Кто сей царь славы?» спрашивает в этом псалме один хор, и другой торжественно отвечает: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». «Кто сей царь славы? – Господь сил, Он царь славы!» Отпустив народ, ликующий царь возвратился в дом свой, чтобы поделиться своею религиозною восторженностью и со всеми своими домашними. Но там он был встречен обидным укором со стороны своей высокомерной жены Мелхолы, которой крайне не понравилось поведение царя пред ковчегом: «как отличился сегодня царь Израилев», с ядовитой иронией сказала она Давиду, «обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!» Такое высокомерие дочери Сауловой должно было понести должное наказание. Высказывая ей справедливый укор, Давид ответил ей, что ради Господа он готовь еще более уничижиться и религиозную восторженность последних служанок предпочитает гордому высокомерию царицы. «И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее». Т.е. она лишена была высшей чести, какой только удостаивалась ветхозаветная женщина, именно, брачного ложа своего царственного мужа и должна была вследствие этого нести тягчайшее бремя и величайший в то время позор –бездетство. Перенесение ковчега в его новое местопребывание на Сионе можно назвать поворотным пунктом в истории Израиля, равно как и величайшей эпохой в деятельности Давида. Отсюда пребывание теократического монарха и присутствие Иеговы были соединены в одном центре; во всяком случае это был первый и важнейшей шаг к такому объединению. Пока почтенная по своей древности скиния и великий жертвенник находились в другом месте, объединение правления и богослужения не могло считаться законченным, и отдельное религиозное служение составляло необходимость того времени; у Давида лежало на сердце желание воздвигнуть храм Господу, который бы содержал в себе все принадлежности богослужения от древнего или позднейшего времени и сделался местом молитвы и богослужения для всего народа. Но для достижения этой цели нужно было еще сделать много предварительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Содержание нашего богослужения только обогащалось в разные эпохи, но, слава Богу, ничего не утратило из своих сокровищ. Значение молитвы для внутренней жизни Мы сказали, что молитва переносит пастыря Церкви в другой, неземной мир, и, постоянно напоминая ему о загробной жизни, постепенно делает благоговейного священника жителем нездешнего мира. Подобное воспарение в мир небесный, совершаемое при помощи богослужения, а равно и келейной молитвы, имеет значение не только для личной, внутренней жизни пастыря, но и для его стойкости в своем общественном служении, как нас убедило в этом слово Божие и рассмотрение самого содержания нашего богослужения. Изучение жизни доброго пастыря со всей силой подтверждает для нас подобный вывод. Оно покажет нам, что молитва есть, прежде всего, единственное подкрепление пастыря в самом опасном для него состоянии того духовного одиночества, которое ему нередко придется испытывать среди своей маловерной и малодушной паствы. Это одиночество тем мучительнее для пастыря, чем более он соответствует своему предназначению носить в своей душе всю паству. Тяжесть этого настроения высказывали ещё ветхозаветные пастыри. Так, любвеобильнейший Моисей, видя народное ожесточение, жаловался Богу, говоря: «я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня. Когда Ты так поступаешь со мной, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» ( Чucл. XI, 14–15 ); таков же смысл слов пророка Илии ( 3Цap. XIX, 10 ) и Иеремии ( Uep.XV, 17–20 ); жалуется на одиночество свое и ап. Павел ( 2Tuм. IV, 16–17 ); указывает на тяжесть его и на средство облегчения последней и Христос Спаситель, говоривший ученикам в час предания: «вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, ибо Отец со Мной» ( Uoah. XVI, 32 ). Для человека сухого и замкнутого отчужденность от жизни общества, пожалуй, не будет тяжелым бременем, но для призванного пастыря, любящего народ свой, эта отчужденность грозила бы отчаянием, если бы он не имел против такого недуга духовного врачевства или противоядия, каковым и является молитва , переносящая пастыря в торжествующую Церковь , которая восполняет его душу, созерцающую колеблющихся сынов Церкви воинствующей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Храмовое богослужение, в котором мы каждый день участвуем, является для нас, с одной стороны, делом привычным, с другой – событием очень важным и требующим постоянного осмысления и глубокого восприятия. Обращая взор в далекое прошлое, мы видим, что Храм богоизбранного народа был делом не человеческого измышления, но Божественного откровения – Господь показал устроение ветхозаветной скинии Моисею во всех деталях, и заповедовал сотворить в точности по образу, показанному на Синайской горе. Описание скинии занимает в Ветхом Завете несколько глав (Исх. 28–31). Обращая же взор в то будущее, которого ожидаем и которого надеемся приобщиться, из Апокалипсиса видим, что в Небесном Иерусалиме, как ни странно, храма не будет – «ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Отрк. 21, 22), но богослужение будет непрерывным и повсеместным. Всё Откровение Иоанна Богослова наполнено литургическими образами, там мы встречаем и славословие людей и Ангелов, и поклонение Престолу Божию величественных старцев, и благоуханный дым, который есть молитвы святых (См.: Откр. 5, 8). Мы уже находимся не под Законом и не обязаны приносить многочисленные жертвы овнов и тельцов, но еще и не вернулись в свое истинное Небесное Отечество. Наше время – это время Нового Завета, и как «род избранный, царственное священство» (1 Пет. 2, 9), мы должны приносить поклонение Богу «в Духе и истине» (Ин. 4, 24). Всюду, где есть верные, совершается поклонение Богу и Агнцу, приносится бескровная жертва. Это поклонение мы приносим в первую очередь искренней сердечной молитвой, но наиболее ярко это поклонение выражается в совместной молитве и в совместном совершении Таинства Евхаристии. Ибо «где двое или трое (а не только один молящийся) собраны во имя Мое, – говорит Господь, – там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Можно также говорить и о том, что совместное богослужение – это исполнение сразу обеих главнейших заповедей: «возлюби Бога» и «возлюби ближнего». Ведь даже малая нелюбовь и небольшое огорчение, нанесенное брату, не допускают нас приступить к Богу. Так и литургические молитвы свидетельствуют о том, что все стоящие в храме, возлюбив друг друга, единомыслием, «едиными усты и единым сердцем» славят Нераздельную Троицу и причащаются единого Тела. «Итак если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24).

http://pravoslavie.ru/74653.html

Церковь издревле употребляет при Богослужении светильники. Двусвещные из них называются дикириами, трехсвещные – трикириами, имющие болье трех свечей – поликандилами, а боле двенадцати – паникадилами. Светильники составляют священную, необходимую и знаменательную принадлежность Православного Богослужения. Сам Господь, – Глава Церкви, – есть вечный невечерний свет ( Ин.1:8 ); обитает в неприступном свете ( 1Тим.6:16 ). Св. Иоанн Богослов в Откровении видел семь светильников огненных горели перед престолом Божиим на небеси ( Откр.4:2,5 ) и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому ( Откр.1:13 ). И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец ( Откр.21:23 ). При вступлении в завет с Богом, явившимся Аврааму, – при устроении Церкви Божией в семействе и потомстве его, Патриарх видел: вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными ( Быт.15:17 ). в Ветхозаветном храме светильники горели всегда, непрестанно ( Исх.27:20–21 ; Лев.24:1–4 ). Подобно духовному вечному свету Церкви небесной и видимым светильникам Церкви Ветхозаветной, Церковь Христова от самого начала своего возжигает светильники при своем Богослужении, и во многих храмах имеет неугасимые. Светильники горели, без сомнения, при самом установлении Христианского Богослужения, – во время тайной вечери Иисуса Христа с учениками в Иерусалимской горнице. Светильники горели в священных собраниях Апостольских. Св. Ап. Лука пишет: В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников ( Деян.20:7–8 ). B правилах Апостольских постановлено приносить к алтарю елей для лампады, и запрещено приносить елей в капище языческое и в синагогу Иудейскую, и возжигать в оных свещу 134 . Из этих правил Апостольских, дозволяющих приносить к алтарю елей для лампады, происходит благочестивый обычай Православных Христиан, издревле доселе сохраняемый, – приносить по усердию и поставлять во храмах и в домах пред св. Крестом и Иконами, и вообще при Богослужении общественном и домашнем возжигать светильники. О сем древнем Апостольском обычае свидетельствует Тертуллиан и седьмой Вселенский Собор. Тертуллиан говорит в апологии: «по умовении рук и возжении светильников, каждый вызывается песнословить Бога». Св. Собор Вселенский седьмой пишет: «изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестивый обычай был 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

а) Сам Господь чрез Моисея повелел Аарону первосвященнику и сыновьям его священникам благословлять народ, причем указал для сего особенные изречения: «Так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым Лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь Лице Свое на тебя и даст тебе мир!» ( Числ.6:23–26 ), – вот каково повеление Божие. Как видно из этого и как утверждают Святые Отцы и учители Церкви, сущность священнического благословения ветхозаветного состояла: 1) в том, что троекратно призывалось Святейшее Имя Иеговы (Господа), и 2) в том, что испрашивалось для сынов Израиля охраняющее благоволение Божие, милующая любовь Божия и небесный от Бога мир. По разумению Святых Отцов и учителей Церкви, в троекратном призывании здесь Имени «Иегова» (Господь) следует видеть прикровенное указание на Тайну Святой Троицы, подобно тому как исповедуется и призывается Святая Троица в благословении новозаветных священников, например: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». А самое содержание ветхозаветного благословения напоминает собою благословение, преподанное святым апостолом Павлом коринфянам ( 2Кор.13:13 ) и преподаваемое нам пастырями Церкви: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Древнейшие ученые и новейшие исследователи древности говорят, что ветхозаветные священники, троекратно призывая Имя Божие, сообщали сему Имени особые в произношении оттенки и различные ударения голосом; самый же обряд внешний совершался таким образом: так как, по преданию, благословение это произносилось ежедневно, по окончании установленного богослужения или жертвоприношения, то архиерей или священник, отправлявший чреду служения, став на ступенях той части храма, которая вела во святилище и называлась притвором, возносил или поднимал руки ( Лев.9:22 ) – архиерей с плечами равно, а священник выше плеч, – и возглашал изречения, предписанные для благословения, слагая при том персты рук так, что большой палец и указательный были соединены, а два малые от прочих отделены или приклонены для обозначения Имени Иеговы 1 . Впрочем, помимо благословения при богослужении, благословение преподавалось и частным лицам ( 1Цар.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мы, православные, имеем в Церкви полноту истины Христовой, все освящающие таинства, всё духовное богатство даров Святого Духа. Надо ежедневно благодарить Бога за то, что удостоил нас быть членами Его Церкви. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет», – утешает христиан апостол Петр ( 1Пет 2:9 ). Постараемся же в своей жизни оправдать такое высокое звание! Гора Господня «Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева и научит Он нас Своим путям» ( Ис. 2:3 ). Как чада благодатного Царства Божия, мы с детства научены верить в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь . Однако, наверно, не многие из нас знают, что эти драгоценные свойства Церкви еще задолго до начала христианской эры были раскрыты и объяснены ветхозаветными пророками. Когда на богослужениях мы слышим слова: «ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския»... «свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля ... Ненавидящие Сиона посрамитеся от Господа» и другие им подобные, то мы знаем, что здесь речь идет не о возвеличении еврейской нации, но о славе Церкви , к который мы принадлежим. Хотя некоторые все же недоумевают: почему имена «Сион», «Иерусалим», «Израиль» и им подобные ветхозаветные названия не заменить словом « Церковь »? Причина сохранения этих древних имен в наших богослужениях заключается в том, что они с древнейших времен стали дорогими и священными символами Царства Божия среди людей. Эти символы, как увидим, раскрывают нам таинственную природу Церкви Христовой и одновременно образно рисуют ее предстоящую славу. Задолго до христианства ветхозаветные пророки подготовляли духовную почву, закладывали религиозный фундамент Царства Божия среди людей. В то далекое время, когда другие народы еще обоготворяли разные предметы и силы природы, еврейский народ почитал истинного Бога. Город Иерусалим и Храм Божий, воздвигнутые на горе Сион, со времен царей Давида и Соломона стали единственным местом на земле, где прославлялось имя Творца неба и земли. Если не всегда фактически, то во всяком случае по призванию, ветхозаветный Храм, город Иерусалим и гора Сион были священными местами. Здесь, по предсказаниям, должен был явить Себя Мессия – Спаситель человечества; здесь должно было совершиться искупление людей, сошествие Святого Духа и начаться Царство Божие. Израильтяне же были призваны первыми влиться в Царство Божие, и многие из них действительно стали первыми христианами и первыми святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Нет, не в каждом собрании, которое соберется на всяком месте, пребывает Бог, что и подтверждает книга издательства «Протестант» под названием «Обманщики». Авторы убеждают читателя, что в среде еретиков (свидетелей Иеговы, адвентистов Седьмого дня, мунитов и др.) не может быть Христа, и их нельзя считать истинными поклонниками Божиими. Следовательно, и «поклонение в духе» еще не есть «удостоверение истинности» веры. То есть, с точки зрения протестантов, даже если вы отказываетесь от святого предания, даже если отрицаете необходимость добрых дел для спасения, не почитаете святых икон, мощей, этого, оказывается, недостаточно, чтобы заслужить благорасположение «истинных протестантов». Между тем в своей обрядовости еретики – иеговисты весьма близки к традиционным протестантам. Но почему тогда эти «правоверные» протестанты считают неистинными прочие сектантские движения, разве они так же, как и первые, не отвергают иконы, молитвы за умерших и т.д.? Оказывается, их прегрешения состоят в неправильном вероучении, ибо истина держится не формой, а духом.  Да, надо согласиться с тем, что ветхозаветное богослужение, как и поклонение Богу, тогда в целом было несовершенным и недостаточным для спасения. В беседе с самарянкой Спаситель провозвестил, что в Новом Завете поклонение Богу будет иным, более глубоким, как в образе, так и в духе, нежели совершавшееся доселе иудеями. «Настанет время, – говорит Спаситель, – и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» ( Ин. 4:23 ). Могут спросить: разве ветхозаветное богослужение в Иерусалимском храме было неистинным? Разве неведомы были израильтянам слова пророка Исаии: «Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис. 66:2 ). И еще: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом» ( Ис. 57:15 ). Пророк Иезекииль наставляет: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешили вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух» ( Иез. 18:31 ). «Наставь меня, Господь, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего. Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим» ( Пс. 85:11–12 ), – читаем мы у пророка Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Правда, и в Ветхом Завете от молящихся требовалось не только плотское обрезание и принесение жертв, но и внутреннее обрезание строптивого сердца и жизнь по закону Господню. Поэтому если человек по своей жизни и настроению был далек от Бога, то внешнее поклонение его теряло цену. «К чему Мне множество жертв ваших? (говорит Господь через пророка)... Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня: новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть:беззаконие – празднование!.. И когда вы простираете руки ваши, я закрываю от вас очи Мои: и когда вы умножаете моления ваши, Я не услышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды»... ( Ис.1:11–17 ; ср. 26:1–4; Псал.50:16–19 ). «Не тот Иудей, кто таков по наружности, говорит ап. Павел ( Рим. 2:25–29 ), и не то обрезание, которое наружно, на плоти, но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу» (περιτομ καρδας ν πνεματι). И конечно, не ложно, но истинно поклонялись Богу: Авраам, Исаак и Иаков, Моисей и Арон, Давид и Соломон и все ветхозаветные праведники. Нельзя сказать, чтобы ветхозаветное богослужение отжило свой век, как такое, в котором форма взяла перевес над духом, и которое наконец уже не влияло на людей воспитывающим образом. Если многие иудеи и самаряне и полагали всю силу спасения во внешнем обрядовом богослужении, отчего именно самарянка и обратилась с вопросом к Спасителю; то и в это последнее время ветхозаветной истории были такие высокие личности, как Симеон богоприемец и Анна пророчица, Захарий и Елизавета, Иоаким и Анна, Иосиф обручник и даже такие великие люди, каких еще не было во всей ветхозаветной истории: Иоанн Предтеча и Мария Матерь Божия. А все эти великие праведники воспитались при храме. Следовательно, ветхозаветное богослужение отжило свой век не потому, что оно было чуждо «духа и истины», а по-другому. Во-первых, оно имело значение только для одного еврейского народа и было неразрывно связано с городом Иерусалимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010