Далее, заготовленный таким образом список представляется правительству, которое имеет право устранить от избрания неугодных ему лиц, если бы они оказались в списке, о чем и извещает собрание чрез 24 часа. Затем начинается самое избрание. Сначала и духовные, и светские члены вместе из кандидатов, означенных в списке, избирают тайной подачей голосов троих, а потом из этих троих одни уже митрополиты и епископы, без светских членов синода, избирают также тайной подачей голосов одного, который и объявляется патриархом. Об избранном немедленно доносят султану, который должен непременно утвердить его в сане. В заключение новый патриарх представляется лично султану. Таким образом, этими правилами совершенно устранилось влияние турок на избрание патриарха. Прежде турецкое правительство пользовалось неограниченным правом утверждения и могло утвердить и не утвердить избранного на патриаршую кафедру; теперь же оно безусловно должно было утверждать избранного и пользовалось только правом отстранения от избрания почему-либо не угодных ему кандидатов на патриаршество. С другой стороны, новыми правилами ослаблялись происки синодальных архиереев при избрании патриарха, так как в избрании принимали участие не только отсутствующие митрополиты, но и множество мирян. В способах содержания Константинопольской патриархии и вообще греко-восточного духовенства в описываемую эпоху турецкого владычества, произошли существенные перемены. Недвижимые церковные имущества, составлявшие некогда один из главных источников содержания духовенства, отошли от церкви в значительном количестве еще во времена византийских императоров; турецкое правительство постепенно отнимало и последние остатки недвижимой церковной собственности. Таким образом, единственным источником содержания духовенства остались сборы за совершение церковных треб. Но эти сборы имели место главным образом в практике низшего духовенства и служили средствами содержания по преимуществу для него одного; высшее же духовенство, патриарх и епархиальные архиереи, или не имели возможности по своему положению пользоваться этим источником доходов, или если пользовались, то он был недостаточен для их содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Даже позорные для христиан названия – гяур, кяфир, даваемые им мусульманами, строго запрещались в этом гатти-гумаюне. После всех этих реформ и узаконений восточным христианам не оставалось ничего более желать: положение их под владычеством турок должно было бы сделаться счаст­ливым. Действительно, это и могло бы быть, если бы все эти узаконения были приведены в исполнение. Но они, к несчастью, остались только на бумаге. Турецкое правительство, издавая упомянутые законы, никогда серьезно не думало об их выполнении; оно действовало под гнетом европейской дипломатии и заботилось только о том, чтобы успокоить обещаниями европейские государства. Для того чтобы выполнить все данные христианам обещания, турецкое правительство должно было сделаться само христианским, равно и все турки должны были сделаться христианами, чтобы допустить такое выполнение. Дух и понятия турок как мусульман не допускали предположенных улучшений быта восточных христиан. Поэтому все гатти-шерифы и гатти-гумаюны имеют значение пустых обещаний на бумаге, никогда не выполняемых. Это подтверждают факты из действительных отношений к восточным христианам турецкого правительства и турок при Абдул-Меджиде. Гюльганский гатти-шериф, поразивший на первых порах турок своей гуманностью, вскоре пробудил в них старый мусульманский фанатизм. Они никак не могли примириться с мыслью, что презренные гяуры сделались гражданами государства, чтобы их нельзя было безнаказанно грабить и убивать как рабов, как врагов ислама . Вследствие этого начались в разных местах Турецкой империи возмущения против христиан. В Адрианополе, Смирне и во многих городах Малой Азии турки совершали вопиющие неистовства против христиан. Турецкие власти относились к этому равнодушно. В Албании в 1843 году фанатизм турок выразился страшным избиением христи­ан. Турки врывались в христианские селения, грабили, жгли их и тому подобное; даже в городе Вране церкви были разрушены, мужчины убиты, жены и дети отведены в плен. Только по настоянию России турецкое правительство озаботилось прекратить такое кровопролитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Португали тоже – покорность добывается оружием, льются потоки золота, потоки крови; сознание народности наказывается смертью даже среди самого португальского духовенства, бывшего с тем вместе римским и католическим; 2,000 священников и монахов убиты. К какому же результату приводят все эти убийства, вся эта расточительность жизней и сокровищ, все эти завоевания? К тому, чтоб увидеть, как в 1640 г. всему этому придет коне 300 . В итоге: битва проиграна на всей линии от Киева, Копенгагена, Стокгольма, Гаги, Лондона, Парижа, Лиссабона и до Триполи, Туниса и Алжира; долг Испании превысил миллиард народ испанский истощен потерями, обращен в труп Римом и Эскуриалом; из его колоний, рудников и дикарей выжаты соки двойным латинским цезаризмом; они осуждены отныне сделаться добычей предприимчивых Голландии и Англии. Этим очерк истории собственно папства у автора оканчивается, дальнейшие главы его книги посвящены критике европейской дипломати, начиная с 1648 г., т.е. с Вестфальского мира. В последней главе автор. Исходя из той справедливой мысли, что наши политические и государственные учреждения должны пересоздаться в духе христианском, предлагает свой проект международных конгрессов; они, по его мнению, положат начало проведению в жизнь христианского духа; он уверен, что стоит только дать хорошие государственные учреждения, и люди исправятся; тогда как по христианскому воззрению, следует начинать не снаружи, а изнутри, с человеческой лисчности как заповедал начинать Сам спаситель наш Христос. Вообще, много есть у автора взглядов глубоко справедливых. Но много и таких, с которыми нельзя согласиться. И так, дело папства было проиграно на всей линии; в чем же заключалась причина этого? В том, что самая постановка папства была фальшива: оно выдавало себя не тем, чем было на самомо деле, оно руководилось не христианством, а эгоистическими побуждениями хищного города, языческого Рима. Дух папства не есть дух христианства, а дух язычества, «Демон Семи Холмов», как характеристично обозначает автор дух древнего Рима. Повесть Симеона суздальского об осмьмом (флорентийском собор 301 )

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Относительно церковных владений и прав исходным моментом было взято 1 января 1624 г.: что тогда было протестантским или католическим владением, то должно было оставаться таковым и на будущие времена. Духовные лица, переменяющие свое исповедание, должны оставлять свои места. Избирательное право духовенства должно оставаться неограниченным. Избираемые из принимающих «Аугсбургское исповедание» в архиепископы, епископы и прелаты должны быть тотчас утверждаемы императором. Имперские чины, зависящие от духовенства, пользуются защитой их исповедания. Протестантские подданные католических имперских чинов, которые в 1624 г. «вследствие ли договора или привилегий, вследствие ли долгого обычая или простого соблюдения держались ‘Аугсбургского исповедания”, сохраняют это исповедание со всеми принадлежностями», то есть с правом утверждать консистории, церковное и училищное управление и т. д. Католические подданные протестантских земских чинов пользуются той же свободой. На обыкновенных имперских депутатских собраниях число представителей обеих религий должно быть равное. В экстраординарных комиссиях, которые должны решать споры, католики или протестанты или та и другая сторона вместе должны иметь представителей своих исповеданий. В делах веры большинство голосов не должно иметь силы. К статье, дающей реформатам равные права с католиками и лютеранами, было прибавлено: «Из вышеупомянутых религий никакая другая не должна быть допускаема или терпима в Священной Римской империи». В XVIII столетии этой оговоркой воспользовались против пиетистов. Таковы основные религиозные положения Вестфальского мира 1648 г., которым закончилась опустошительная Тридцатилетняя война между католиками и протестантами и которым надолго была упрочена свобода протестантизма. Вестфальский мир показал, что возврата к прежнему быть не может. Таким образом, начиная с первой половины XVI столетия среди разнообразных церковных течений лютеранство стремится четко определить свои границы и добиться юридического права на свое существование. Эта борьба сплотила лютеранство и позволила ему не только отделиться от Римско-католической Церкви, но и отмежеваться от таких сопутствовавших ему движений, как баптизм, меннонитизм, спиритуализм, то есть от всего «левого» крыла Реформации и даже от цвинглианства и кальвинизма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Между тем несогласие этих двух партий в самых важных вопросах, внутреннее несогласие разных оттенков одной и той же партии, несогласие разных представителей одного и того же оттенка, и наконец, нападения чистых рационалистов, уже не принадлежащих к числу верующих, на все эти партии и оттенки вместе взятые, – все это возбудило в общем мнении сознание необходимости более основательного изучения Священного Писания , нежели как оно совершалось до того времени, и более всего: необходимости твердого определения границ между разумом и верою. С этим требованием сошлось и частью им усилилось новое развитие исторического и особенно филологического и философского образования Германии. Вместо того, что прежде студенты университетские едва разумели по-Гречески, теперь ученики гимназии начали вступать в университеты уже с готовым запасом основательного знания в языках: Латинском, Греческом и Еврейском. Филологические и исторические кафедры занялись людьми замечательных дарований. Богословская философия считала многих известных представителей, но особенно оживило и развило ее блестящее и глубокомысленное преподавание Шлейермахера, и другое, противоположное ему, хотя не блестящее, но не менее глубокомысленное, хотя едва понятное, но, по какому-то невыразимому, сочувственному сцеплению мыслей, удивительно увлекательное преподавание профессора Дауба. К этим двум системам примкнула третья, основанная на философии Гегеля. Четвертая партия состояла из остатков прежнего Брейтшнейдеровского популярного рационализма. За ними начинались уже чистые рационалисты, с голым философствованием без веры. Чем ярче определялись различные направления, чем многостороннее обрабатывались частные вопросы, тем труднее было их общее соглашение. Между тем сторона преимущественно верующих, строго держась своих символических книг, имела великую внешнюю выгоду над другими: только последователи Аугсбургского исповедания, пользовавшегося государственным признанием, вследствие Вестфальского мира, могли иметь право на покровительство государственной власти. Вследствие этого многие из них требовали удаления противомыслящих от занимаемых ими мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Schwegler, “Der Montanismus u. die christliche Kirche des 11 Jahrhunderts” (Тюбинг., 1841); Baur, “Wesen des Montanismus” (“Theologische Jahrbücher”, 1841, IV); J. de Soyres, “Montanism and Primitive Church” (Кэмбридж, 1878); Bonwetsch, “Geschichte des Montanismus” (1881); Belck, “Geschichte des Montanismus”, (Лпц., 1883); Harnack, “Novatian” (“Realencyclopädie der protestantischen Religion u. Kirche” Герцога, X, 652); W. Möller, “Meletins” (т. же, X, 534), Ribbeck, “Donatus u.Augustinus” (1858); Völter, “Ursprungdes Donamismus”(Фpeйб., 1883), Jacobi, “Ueber die Euchiten” (“Zeitschriftfür Kirchengeschichte”, IX, вып. 4); Lindner, “De Joviniano et Vigilantiodissertatio” (Лпц., 1839); W. Schmidt, “Vigilantius, sein Verhältrisszu Hieronymus und zur Kirchenlehredamaliger Zeit” (1860); В) По истории средневековых сект: Karapet Ter-Mkrtschian, «Die Paulicianer». О богомилах см. «Богомилы». О варлаамитах: Ф. Успенский, «Очерки по истории византийской образованности». Об арсенитах: И. Е. Троицкий , «Арсений, патриарх Константинопольский, и арсениты» («Христ. Чтение», 1870). Вообще о средневековых западных сектах: L. Flathe, «Geschichteder Vorläuferder Reformation» (1835); Hahn, «Geschichteder Ketzerim Mittelalter» (1835); Fel. Tocco, «L’eresianelmedioevo» (Флор., 1889); Döllinger, «Beiträgezur Sektengeschichte des Mittelalters» (1890)... О сектах новейшего времени (после Вестфальского мира): Cramp, «Geschichtedes Baptismus» (1873); А. G. Bichley, «G. Foxandtheearly Quakers» (1884); Lods, «Etudessurle Quakerisme» (1857); J. Rowntree, «Quakerismpastandpresent» (1859); MaxGöhel, «GeschichtederInspirationsgemeinden» («Zeitschriftfürhistorische Theologie», 1855); A. Ritschl, «Geschichtedes Pietismus». Для сект XIX b.: Nippold, “Handbuch der neuesten Kirchengeschichte” (1893); Carove, “Der Messianismus der neuen Templer” (1835); Wilke, “Die Templerei” (1835); Wiedemann, “Die religiöse Bewegung in Ober-Oesterreichim Beginn der XIX Jahrhunderts”; Schaft “Church and State in the United-States” (Нью-Йорк, 1888).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

сочинение " Del Beneficio del Cristo " было составлено в протестантском духе. Это движение было задавлено реакцией, начавшейся в сороковых годах. В Испании связь с Германией, установившаяся вследствие избрания Карла V в императоры, содействовала распространению сочинений Лютера. В середине XVI в. здесь существовали тайные протестантские общины в Севилье, Вальядолиде и некоторых других местах. В 1558 г. властями было открыто случайно одно из таких протестантских сообществ. Инквизиция тотчас же произвела массу арестов, и Карл V, бывший тогда еще в живых, потребовал самого строгого наказания виновным. Сожжение осужденных инквизицией еретиков происходило в присутствии Филиппа II, его побочного брата Дона-Хуана Австрийского и сына, Дона Карлоса. Даже примас испанский, архиепископ толедский Варфоломей Карранза, на руках которого скончался Карл V, был арестован (1559) за склонность к лютеранству, и только папское заступничество спасло его от костра. Такими энергичными мерами в самом начале своего царствования Филипп II сразу " очистил " Испанию от " еретиков " . Отдельные случаи преследований за отпадение от католицизма встречались, впрочем, и в следующие годы. Религиозные войны реформационной эпохи Религиозная Р. XVI в. вызвала целый ряд войн как междоусобных, так и международных. За непродолжительными и имевшими местный характер религиозными войнами в Швейцарии и Германии (см. выше) в конце первой половины XVI в. наступает эпоха страшных религиозных войн, получивших международный характер — эпоха, охватывающая собой целое столетие (считая от начала шмалькальденской войны в 1546 г. до вестфальского мира в 1648 г.) и распадающаяся на " век " Филиппа II Испанского, главного деятеля международной реакции во второй половине XVI столетия, и времена тридцатилетней войны, в первой половине XVII в. В это время католики отдельных стран протягивают друг другу руки, возлагая свои надежды на могущественную Испанию; испанский король становится во главе международной реакции, пользуясь не только средствами, какие доставляла ему его громадная монархия, но и поддержкой католических партий в отдельных странах, а также нравственной и денежной помощью папского престола.

http://drevo-info.ru/articles/3393.html

     Как сообщает Fox News, монумент «Десять Заповедей», находившийся перед зданием Капитолия в в Оклахома-Сити, был демонтирован — чтобы перенести его на частную землю. Это было сделано по решению Верховного Суда штата, который счел его размещение на территории, принадлежащей государству, неконституционным. Решение было принято по иску президента «Американского союза гражданских свобод» (ACLU) из Оклахомы Брэди Хендерсон. Дело в том, что конституция штата говорит, что: «Общественные деньги или собственность никогда не должны употребляться, применяться, жертвоваться или использоваться, прямо или косвенно, для поддержки какой-либо религиозной общины, церкви, деноминации или религиозной системы, или поддержки любого священника, проповедника, служителя или другого религиозного учителя или лидера, или религиозной организации как таковой» С точки зрения ACLU, смысл этого установления понятен. Граждане не обязаны финансировать проповедь чужой веры — и земли, принадлежащие государству (например, общественные места) не должны использоваться для проповеди взглядов какой-то определенной религии. Ну в самом деле, допустим, Духовный Прорицатель Галактического Братства захочет возвести на общественной территории изображение Священной Летающей Тарелки. Люди, которые не являются адептами этого культа, будут совершенно справедливо недовольны. Вот и нехристиане могут быть недовольны тем, что на общественной территории присутствуют Десять Заповедей. Может оказаться непонятным другое — а как же до сих пор тот же монумент не считался нарушающим конституцию? Почему люди только сейчас проснулись и обнаружили, что у них тут долгие годы попирается основной закон? Чтобы понять это, нам понадобится небольшой исторический экскурс. Отделение Церкви от государства — традиция, восходящая к самому основанию США, более того, такое отделение впервые и складывается на американской почве. В Европе, откуда благочестивые пилигримы бежали в Америку, чтобы воздвигнуть там «сияющий город на холме», после вестфальского мира действовал принцип «чья власть — того и вера». Протестантские правители поддерживали протестантские церкви (соответствующих направлений), католические — католическую. На людей, которых в Британии называли «диссентерами», не-членов государственной церкви, налагались различные стеснения — от очень суровых, как на ирландских католиков, до относительно умеренных, как на членов различных протестантских групп. Например, чтобы занимать государственную должность, надо было обязательно быть членом официальной англиканской церкви.

http://pravoslavie.ru/86652.html

В правление Отто Генриха, сделавшего лютеранство гос. религией (1556), в Г. был совершен иконоборческий погром (1557), а последние 2 профессора-католика были лишены кафедр в ун-те. Проводимые Отто Генрихом реформы, направленные на создание единой системы образования, затронули систему финансирования ун-та и структуру его управления, факультетскую организацию, изменили количество, тематику и структуру предметных курсов. Фак-т свободных искусств был приравнен к «высшим» фак-там. В качестве подготовительного отд-ния при ун-те была открыта грамматическая школа (1560). Также изменился порядок назначения профессоров, из числа к-рых позднее стали выбирать проректора. Главными вдохновителями реформы стали Ф. Меланхтон и брат курфюрста гр. Георг-Иоганн, ставший в 1556 г. ректором ун-та. В результате проводимой Отто Генрихом и его преемниками конфессиональной политики ун-т превратился в учебное заведение сначала лютеран., а затем кальвинист. толка. Начало «кальвинистского этапа» в истории ун-та связано с разработкой преподававшими там профессорами-кальвинистами доктрин, сформулированных в Гейдельбергском катехизисе 1563 г. (сост. З. Урсин и К. Олевиан ). При курфюрсте-лютеранине Людвиге VI (1576-1583) из Пфальца было изгнано 500 кальвинист. семей, а из ун-та удалены все профессора-кальвинисты. Но в правление его преемника курфюрста Иоганна Казимира (1583-1592) кальвинисты были возвращены в ун-т, а лютеране изгнаны. Ун-т пережил относительный упадок в годы Тридцатилетней войны . В сент. 1622 г. город и замок Г. были взяты И. Тилли, а ун-т практически прекратил работу. В 1629 г. началась его реорганизация в духе католицизма. Большинство кафедр было занято иезуитами . Однако в 1631-1652 гг. ун-т фактически прекратил существование. После Вестфальского мира (1648) курфюрст Карл I Людвиг (1649-1680) восстановил ун-т. 1 нояб. 1652 г. состоялось открытие ун-та, среди приглашенных в ун-т для преподавательской деятельности был представитель нем. Просвещения С. Пуфендорф, Б. Спиноза не принял приглашения, посчитав, что религ. конфликты будут мешать занятиям философией.

http://pravenc.ru/text/161906.html

Что же касается темы т.н. покаяния, то она представляется мне не столь важной в условиях резко меняющейся в последние годы геополитической ситуации, а именно: вырисовывающемся на наших глазах новом мировом порядке и связанной с ним проблемы национального государственного суверенитета. Мне на страницах журнала " Международная жизнь " 5, 2011 г.) уже приходилось оспаривать получивший в последние годы широкое распространение тезис о том, что в условиях наступающего нового мирового порядка проблема государственного суверенитета в международных отношениях утрачивает свое прежнее значение (этот тезис отстаивает Г. Киссинджер в австрийской " Die Welt " , а из публицистов, например, американский гражданин Н. Злобин в " Российской газете " ). Мне представляется, что из международного права рано ещё списывать в утиль принципы, которые были разработаны по условиям Вестфальского мира 1648 года (суть которых - приоритет национального интереса). В условиях нынешнего факта расширения НАТО на восток прибалтийские республики, да и Швеция с Норвегией, из кожи вон лезут, убеждая весь мир, но прежде всего самих себя, что Российская Федерация угрожает их национальному суверенитету. Получается при этом, что они-то национальным суверенитетом располагают, а вот Российская Федерация - нет. Между тем в истории международных отношений такого никогда не было, чтобы в соприкосновении друг с другом одни страны суверенитетом обладали, а другие - нет. В полной мере это проявлялось и в восприятии международным сообществом Советского Союза, даже на рубеже 1930 -1940-х гг. Тот же Сталин ещё в 1940 году умел поставить дело так, что даже после войны с Финляндией международное общественное мнение относилось к СССР как к авторитетному члену международного сообщества, имеющего право защищать свою безопасность (свои границы). Просматривая сегодня переписку бывших послов царской России в период советско-финской войны, читаю в письме временного поверенного в делах бывшей царской России в Лондоне Е.В. Саблина председателю Эмигрантского Совета российских (царских) послов В.А. Маклакову из Лондона от 19 марта 1940 г., что, вступая в войну с Финляндией, Сталин прежде всего заботился не о приращении территорий за чужой счет, а о безопасности российских (советских) границ. И международное сообщество абсолютно не волновало при этом мнение по этому поводу руководителей прибалтийских лимитрофов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010