Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Упадок папства в эпоху просвещения, просвещенного абсолютизма и буржуазных революций (1648-1815) Е. Гергей. История папства С середины XVII века (со времени заключения Вестфальского мира) религии уже не оказывают всеохватывающего влияния на общество. Вера постепенно оттесняется в сферу личной жизни. Воинствующий католицизм контрреформации закосневает и выдыхается; церковь и папство занимают по отношению к идеям эпохи оборонительную позицию. В результате завершившихся в середине XVII века религиозных войн католики и протестанты стали равноправными. В то время как начавшаяся в Англии в 1640 году буржуазная революция в первую очередь радикально покончила с феодальным обществом и феодальной церковью, по всей Европе пошатнулось опиравшееся на Библию средневековое миропонимание. Это был час рождения мира, основанного на точном, достоверном его знании, которое в первую очередь связано с идеями Декарта. Развитие буржуазного общества, центр экономического развития и политической борьбы перемещаются на северо-запад. Точно так же и центр идеологической борьбы перемещается в регион Атлантики. Вопреки этому папы, претендовавшие на руководство латиносредиземноморской культурой, вплоть до 1822 года сохраняли приверженность Птолемеевой системе мира, средневековому миросозерцанию! К середине XVII столетия в католической Европе, признававшей еще век - полтора века назад примат папы, возникли три религиозные сферы: Сфера, где верховенство духовной и религиозной власти папы не подвергалось сомнению: Италия, Испания, Португалия; католический мир. Сфера, где сосуществовали католицизм и протестантизм: Франция, Германия (и Венгрия), но где решения Тридентского собора никогда не были полностью осуществлены; это сфера сосуществования разных религий.

http://sedmitza.ru/lib/text/441665/

И. Розов Первая эпоха от начала реформации до Вестфальского мира (1517 – 1648 г.) Глава I. Реформаторские движения в Германии и основание лютеранства Лютер Руководителем германской реформации был Лютер. Он был сын рудокопа, родился в саксонском городке Эйслебене в 1483 году. Родители его, при всей ограниченности своих средств, старались дать ему приличное воспитание. Лютер учился дома, а потом в школе, среди нужд и лишений бедности; много вытерпел он от сурового обращения в родительском доме и, особенно, в школе, где в те грубые времена беспощадно били и секли учеников. Безотрадная жизнь в родительском доме и бесприветном училище рано пробудила в нем стремление к вечности, заставляя его сосредоточиваться в самом себе, беседовать с Богом и совестью. В 1501 году Лютер поступил в Эрфуртский университет, где, по желанию отца, должен был изучать юридические науки, чтобы занять выгодное место в гражданской службе. Но собственная склонность влекла Лютера к философским и богословским наукам, изучению которых он и посвятил большую часть своей университетской жизни. В 1505 году Лютер оставил свет и вступил в монастырь августинского ордена в Эрфурте, к великому огорчению своего отца. Ближайшим поводом к отречению его от мира были следующие обстоятельства: однажды он пришел к одному из своих друзей и нашел его убитым в его комнате; вскоре после этого страшная гроза, заставшая Лютера в горах, едва не убила его самого. Оба эти обстоятельства потрясли его до глубины души, и он решился посвятить свою жизнь на служение Богу вдали от мира. Лютер расставался с миром не без сожаления; впоследствии он сам сознавался, что неохотно и не по доброй воле принимал пострижение, но в минуту отчаяния, среди ужасов смерти, принес насильственный обет. Сообразно с господствовавшими в то время понятиями католиков о Боге, Лютер представлял Бога грозным Судией, карающим грешников. Чтобы умилостивить Бога карающего, он обрекает себя на все лишения монашеской жизни: усиленные молитвословия, бдения, посты, голод и холод, жесткое ложе и пр., подтачивали его силы. Лютер хотел достигнуть своими подвигами совершенного бесстрастия в мыслях и чувствованиях, и невозможность привести в исполнение это желание была для него источником величайших страданий. Скорби и лишения лишь только сильнее возбуждали в нем осознание своей греховности и невозможности достигнуть оправдания пред Богом собственными заслугами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евграф Иванович Смирнов Период четвертый. От падения Византийской империи на Востоке (1453 г.) и начала реформации на Западе (1517 г.) до настоящего времени § 1. Характер этого периода С падением Византийской империи под оружием турок-мусульман и образованием на ее развалинах обширного турецкого государства, характер церковной жизни на Востоке изменился в значительной степени. Доселе, в течение одиннадцати с лишком веков, Церковь была религиозным учреждением, господствующим на Востоке, теперь же господствующее положение там заняло мусульманство. Ближайшим следствием измененного положения Церкви было крайнее стеснение и даже ограничение со стороны мусульманского правительства разных прав и преимуществ, которыми она пользовалась при христианском правительстве, а дальнейшим – упадок церковной жизни. Но несмотря на свое бедственное положение под мусульманским игом, Восточная Церковь и в этот период продолжала и продолжает хранить в целости и чистоте как православное учение, так и древнее церковное устройство. На Западе характер церковной жизни в этот период также представляет много особенностей. Римско-католическая Церковь , продолжающая более и более уклоняться от учения и порядков Церкви Вселенской, распадается на части, в ее среде развиваются новые религиозные общества с учением и устройством еще более далеким от древнеправославного. Представители Римской Церкви вступают в борьбу с этими обществами, но так как они ведут ее не во имя древней Вселенской Церкви, а во имя церкви папской, то оказываются бессильными в этой борьбе. А. История Церкви Православно-Кафолической от взятия Константинополя турками до настоящего времени Глава I. Внешнее состояние Церкви под игом турецким § 2. Взятие Константинополя турками и падение Византийской империи К половине XV века турки-османы до того стеснили Византийскую империю, что она заключалась почти в одном только Константинополе с предместьями. Византийским императором в то время был Константин XI Палео­лог (1449–1453 гг.), по своим дарованиям и мужеству заслуживавший лучшей участи, чем какая постигла его и его империю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     Как сообщает Fox News, монумент «Десять Заповедей», находившийся перед зданием Капитолия в в Оклахома-Сити, был демонтирован — чтобы перенести его на частную землю. Это было сделано по решению Верховного Суда штата, который счел его размещение на территории, принадлежащей государству, неконституционным. Решение было принято по иску президента «Американского союза гражданских свобод» (ACLU) из Оклахомы Брэди Хендерсон. Дело в том, что конституция штата говорит, что: «Общественные деньги или собственность никогда не должны употребляться, применяться, жертвоваться или использоваться, прямо или косвенно, для поддержки какой-либо религиозной общины, церкви, деноминации или религиозной системы, или поддержки любого священника, проповедника, служителя или другого религиозного учителя или лидера, или религиозной организации как таковой» С точки зрения ACLU, смысл этого установления понятен. Граждане не обязаны финансировать проповедь чужой веры — и земли, принадлежащие государству (например, общественные места) не должны использоваться для проповеди взглядов какой-то определенной религии. Ну в самом деле, допустим, Духовный Прорицатель Галактического Братства захочет возвести на общественной территории изображение Священной Летающей Тарелки. Люди, которые не являются адептами этого культа, будут совершенно справедливо недовольны. Вот и нехристиане могут быть недовольны тем, что на общественной территории присутствуют Десять Заповедей. Может оказаться непонятным другое — а как же до сих пор тот же монумент не считался нарушающим конституцию? Почему люди только сейчас проснулись и обнаружили, что у них тут долгие годы попирается основной закон? Чтобы понять это, нам понадобится небольшой исторический экскурс. Отделение Церкви от государства — традиция, восходящая к самому основанию США, более того, такое отделение впервые и складывается на американской почве. В Европе, откуда благочестивые пилигримы бежали в Америку, чтобы воздвигнуть там «сияющий город на холме», после вестфальского мира действовал принцип «чья власть — того и вера». Протестантские правители поддерживали протестантские церкви (соответствующих направлений), католические — католическую. На людей, которых в Британии называли «диссентерами», не-членов государственной церкви, налагались различные стеснения — от очень суровых, как на ирландских католиков, до относительно умеренных, как на членов различных протестантских групп. Например, чтобы занимать государственную должность, надо было обязательно быть членом официальной англиканской церкви.

http://pravoslavie.ru/86652.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР урегулирование отношений между католич. и протестант. князьями в Свящ. Римской империи герм. нации путем предоставления права имперским чинам выбирать вероисповедание, что означало правовое и институциональное признание протестантизма. Был заключен 25 сент. 1555 г. на рейхстаге в г. Аугсбурге. По соглашению из 22 пунктов между имп. Карлом V , после заключения А. р. м. отрекшимся от престола, и герм. курфюрстами, только католичество и лютеранство (но не кальвинизм , цвинглианство , баптизм и др.) признавались 2 офиц. вероисповеданиями в границах империи. Религ. принадлежность жителей того или иного княжества определялась волей князя (лат. jus reformandi, позднее сформулированное как принцип «cujus regio, ejus religio» - чья власть, того и вера). Те из подданных, кто не соглашались вслед за правителем принять др. исповедание, должны были покинуть пределы княжества (jus emigrandi), предварительно распродав свое имущество. В имперских городах допускалось сосуществование обеих конфессий (в том случае, если там до этого уже были и католич., и протестант. общины). Архиепископы, епископы и прелаты при переходе в лютеранство теряли свой сан, должности, церковные права и бенефиции (т. н. reservatum ecclesiasticum - мера по защите интересов католич. Церкви). Бывшие церковные имущества, находившиеся во владениях протестантов на момент заключения договора в Пассау (1552), сохранялись за новыми владельцами. Замещение должностей католиками и протестантами в центральных имперских органах управления (в первую очередь в имперской судебной палате - Reichskammergericht) осуществлялось на паритетной основе. А. р. м. первоначально задумывался как временное соглашение до окончательного урегулирования на Тридентском Соборе , однако из-за того, что Собор не решил этого вопроса, он регулировал межконфессиональные отношения в Германии вплоть до заключения Вестфальского мира в 1648 г.

http://pravenc.ru/text/76804.html

Выступление Валерия Зорькина на 17-м Всемирном русском народном соборе РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_102799.html 11 ноября 2013 Выступление Валерия Зорькина на 17-м Всемирном русском народном соборе Председатель Конституционного Суда России Валерий Дмитриевич Зорькин: Судьбу своей страны можно воспринимать по-разному. Можно сосредоточиться на внутренних процессах, настаивать на независимости этих процессов от всего, что происходит в мире. И зачастую для этого могут быть самые серьезные основания. Но рано или поздно этот подход демонстрирует свою недостаточность. Значит, мы возвращаемся к тому, что называется глобальным контекстом. Глобализация – термин популистского плана – часто дополняется другим определением, которое предпочитают использовать только компетентные эксперты и представители так называемой глобальной элиты " глокализация " (то есть соединение в происходящем глобального и локального измерения). Если глобальное измерение носит очевидный характер, то локальное приходится детально осмысливать. Например, сопрягая это измерение с заявлениями крупнейших международных интеллектуалов уровня Генри Киссинжера. В действительности, что значат его слова о крахе вестфальской системы? Именно вестфальская система определила содержание понятия " национальное государство " , " национальный суверенитет " и т.п. Все те понятия, которые являются фундаментом современного права: и международного и конституционного. Если вестфальская система действительно приказала долго жить, то правовой фундамент мира расползается. И что дальше? Должны ли мы уходить в поиск иных принципов равновесия, или жить в беспонятийном мире? Все сегодняшние конституции являются производными от вестфальской системы и ее основополагающих понятий. Создавая конституцию, наполняя ее определенным содержанием, пытаясь соотнести внутреннюю специфику страны с глобальным контекстом, мы все время исходим из ключевого понятия " нация " . Недопустима даже мысль о демонтаже этого понятия. Главная международная структура, благодаря которой соблюдаются (пусть несовершенные, рыхлые, не безусловные), но жизненно важные для всех нормы международного права – называется Организация Объединенных Наций (!)

http://religare.ru/2_102799_1_21.html

Кроме того, Магомет на первых порах опасался восстания греков, так как их все-таки было больше турок. Поэтому как скоро он завоевывал то или другое христианское государство – греческое или славянское, – оставлял свои жестокости и делался благосклонным к жителям. Благосклонность Магомета к христианам бывшей Византийской империи выразилась прежде всего и главным образом в веротерпимости, так как он понимал, что вера всегда имела важное значение в их государственной жизни. Вслед же за завоеванием Константинополя, он издал указ, которым, приглашая разбежавшихся жителей возвратиться в город, предоставлял им свободу в делах веры и совести. Вследствие этого многие из греков действительно возвратились в Константинополь, а другие даже добровольно переселились сюда из других областей империи. В конце 1453 года Магомет еще определеннее заявил свое покровительство христианской вере и Церкви. Узнав, что в Константинополе нет патриарха, он дозволил христианам избрать его. По этому случаю в Константинополе составился собор из соседних епископов, членов и должностных лиц патриаршего синода, а также из знатных мирян, на котором единодушно выбран был в патриархи ученый и благочестивый монах Геннадий Схоларий († 1464). По обычаю прежних времен, он посвящен был ираклийским мит­рополитом. Затем новый патриарх представился султану, который принял его весьма благосклонно. Магомет II в этом случае старался показать грекам, что он заменил для них их христианских государей. Он не только признал Геннадия в сане патриарха и утвердил за ним все патриар­шие права и преимущества, но подарил еще ему – как это делали византийские императоры при представлении новоизбранных патриархов – омофор, серебряный жезл, мантию, богато убранного белого коня и 1000 червонцев. На подаренном коне, в сопровождении знатных турецких сановников, Геннадий торжественно возвратился из султанского дворца в свою патриархию, которая назначена была султаном при храме святых Апостолов 291 . Новый патриарх весьма понравился Магомету, так что он впоследствии несколько раз бывал в его патриархии и вступал с ним в рассуждения о христианской вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На местах своего жительства были оставляемы только принявшие магометанство. К принятию последнего турки принуждали жестокостями и наси­лиями, и если кто оставался непоколебимым в вере, того предавали мучительной смерти. Особенно жестоким преследованиям за веру подвергались христиане, зачисленные в полки янычар, – волей-неволей они делались магометанами. § 3. Отношение турецкого правительства к Церкви при Магомете II (1451–1481 гг.) Турки смотрели на покоренных ими христиан с крайним презрением. Воспитанные в правилах Корана, они были твердо убеждены, что магометанство есть единственно истинная религия и что они, содержащие эту религию, истинные правоверные; все же другие народы, содержащие иную веру, и особенно христиане, не больше как неверные, райя, гяуры. Отсюда им представлялось делом естественным и угодным Богу или обращать всех в магометанство, даже огнем и мечом, по заповеди и примеру своего пророка, или – если это не удавалось – покорять и порабощать как врагов своей религии. Восточные христиане, не принявшие магометанства, по мнению турок, необходимо должны были поэтому поступить к ним в рабство; турки думали, что христиане, как неверные, именно и предназначены быть рабами, а они, правоверные, господствовать над ними. Магомет II разделял общие мусульманские воззрения на христиан. Но при всем своем религиозном фанатизме он, как хороший политик и притом человек, не чуждый естественного чувства справедливости, находил, что, в интересах государственных, весьма неудобно тотчас же по завоевании Византийской империи налагать на греков рабство со всеми его ужасными последствиями. На развалинах Византийской империи Магомет хотел создать империю Турецкую со всеми отправлениями государственной жизни. Для этого нужно было прежде всего заселить опустошенный Константинополь и его окрестности, устроить государственное управление, особенно над покоренным народонаселением, восстановить промышленность, торговлю, завязать сношения с европейскими государствами и тому подобное. Всего этого он не мог сделать со своей полудикой ордой, способной только на грабежи и убийства; греки были ему необходимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1849 году Николаю I казалось более опасным возникновение под боком у России революционно-демократической Венгрии, чем сохранение лоскутной Австрийской империи. И ведь неизвестно, какую политику повела бы большая независимая Венгрия, возникни она тогда. Не стала бы она вести пропаганду на Украине с целью её отделения от России, что в реальной истории делала Австрия? Не стала бы она, вместо Австрии, сама соперницей России на Балканах? Ну, а победу Пруссии над Францией Наполеона III у нас воспринимали как историческое возмездие за Севастополь и Черноморский флот. И - самое главное - ещё долгие десятилетия после всех этих событий мир на западной границе России сохранялся. Это - важное историческое достижение внешней политики России того периода, а что было бы при иных её действиях, мы не знаем. Итак, мы снова возвращаемся к принципам добрососедства, составлявшим главную тенденцию взаимоотношений между Россией и германскими странами в 1814-1913 гг. Громадный импульс им был дан совместной борьбой против Наполеона I и Венским конгрессом. Этот европейский форум монархов и дипломатов, впервые со времён Вестфальского мира (1648 г.), попытался ввести международные отношения в рамки некоей законченной и незыблемой системы, содержавшей гарантии от возникновения новой всеевропейской войны. Венский конгресс вот уже почти двести лет подвергается разгромной, но не всегда справедливой критике как в левой, так и в весьма умеренной либеральной историографии. Для примера приведу цитату из соответствующей статьи классической дореволюционной энциклопедии Брокгауза и Ефрона: «Уже в то время общее впечатление было такое, что участники конгресса заботились больше о выгодах династий, чем о судьбе народов. Главная задача, к которой направлены были все усилия конгресса - установление политического равновесия между державами - не была и не могла быть достигнута. Все исчисления производились только по числу квадратных миль и душ (или, как выражались члены конгресса, по количеству голов) народонаселения, без всякого внимания к историческим судьбам национальностей, их племенному родству, особенностям языка и быта. [...] Никого не удовлетворив, постановления Венского конгресса заключали в себе семена новых смут и беспорядков, и самые державы, подписавшие этот акт, не стеснялись нарушать его каждый раз, когда это требовалось их частными интересами».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Красная армия Так, за короткое время революционным агитаторам удается собрать идеально выдрессированную, железно дисциплинированную армию фанатиков, настоящую «армию машин» – первую такого рода армию в Европе. В Средние века война была делом исключительно дворян, рыцарского сословия. Но крестьянские войны в Германии времен Лютера показали, какой мощный потенциал сокрыт в революционной энергии масс. Армия Кромвеля и стала таким собранным из крестьянских масс тараном для сноса старого мира. Любопытно, что в народе соединения Кромвеля получат название «Красная армия» (за красный цвет строго регламентированных мундиров). Войско же Карла за белый цвет рыцарских кафтанов окрестят «Белой гвардией». Американские южане будут считать себя потомками кавалеров короля Карла и возводить к нему свою аристократическую традицию. В то же время северяне – янки – очевидные потомки пуритан Кромвеля, как и вся «синагога Линкольна», как презрительно называли своих врагов южане. Вся эта «рифма» красных и белых может показаться курьезом истории. Но это, конечно, не курьез. Классики марксизма много внимания уделяли Английской революции и первой серьезной революционной войне в Европе. А прилежно учившийся у Кромвеля Троцкий не только заимствовал название и идеологический принцип армии своего революционного предшественника, но и политический институт комиссаров-пропагандистов. Но вернемся к Кромвелю. 14 июня 1645 года в битве у деревушки Нэзби его «Красная армия» разобьет «Белую гвардию» Карла. Пытаясь собрать новую армию, Карл в январе 1646-го будет выдан Кромвелю шотландскими наемниками-протестантами за огромную сумму (называют от 100 до 400 000 фунтов стерлингов). Через три года после беспрецедентного судебного процесса суд, состоящий целиком из людей Кромвеля, приговорит Карла к смертной казни. 30 января 1649 года король будет казнен. Символично, что принесением этой «сакральной жертвы» будет ознаменован первый же год Вестфальского мира. Так убийство закланного «по закону» короля (ведь все прочное строится, как известно, на жертвенной крови) ляжет в основание нового порядка Европы.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/21/krovoz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010