1894. 17. С. 530. РГИА, ф. 806, оп. 4, д. 217, л. 208. См., например: Сергий (Страгородский), архим. Указ. соч. С. 254; Магдалинский А. В. Указ. соч. С. 91; Обозрение о. протопресвитером…//Вестник военного и морского духовенства. 1912. 15– 16. С. 559; Андреев Д., свящ. Из Гельсингфорса//Вестник военного и морского духовенства. 1913. 1. С. 39. Подробнее см.: Сингх С. С. Особенности богослужебного чтения в судовых церквях на рубеже XIX–XX веков//Сборник студенческих научных работ ПСТГУ 2019. М., 2019. С. 102–108. Подробнее см.: Сингх С. С. Богослужебная деятельность судового священника в мемуарах, дневниках и письмах офицеров Российского императорского флота//Вестник Омской православной духовной семинарии. Вып. 2(7). Омск, 2019. С. 89–96. Зиновий (Дроздов), иером. Указ. соч. С. 10; Левитский Г., свящ. Впечатления и воспоминания священника… С. 530. Никитин Д. В. Указ. соч. С. 185. Левитский Г., свящ. Поездка с новобранцами во Владивосток в 1896 году на пароходе ДФ «Орел». С. 86. Владимир (Гиганов), архим. Указ. соч. С. 332. Левитский Г., свящ. Впечатления и воспоминания священника… С. 530. Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе ДФ «Саратов» весной 1895. С. 427. Касаткин А., свящ. Указ. соч. С. 530. Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе ДФ «Саратов» весной 1895. С. 428. Левитский Г., свящ. Впечатления и воспоминания священника… С. 530. Левитский Г., свящ.Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе ДФ «Саратов» весной 1895. С. 430. Никитин Д. В. Указ. соч. С. 185. ГА РФ, ф. 601, оп. 1, д. 513, л. 76. Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе ДФ «Саратов» весной 1895. С. 427. Очередные или чередные шлюпки предназначались для сообщения с берегом и должны были отходить от корабля и от берега в определённое расписанием время. Касаткин А., свящ.Указ. соч. С. 531. Ляпунова О. А. Указ. соч. С. 4. См., например: Левитский Г., свящ. Впечатления и воспоминания священника… С.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667265/

Таким кодексом, лишенным твердой почвы и объективного характера, и была педагогика, когда она не основывалась на психологических выводах. Курс психологии должен быть только почвой для дальнейшего педагогического приложения общепсихологических положений по сравнению их с данными детской психологии. В „Вестнике Воспитания“ за прошлый год г. Ельницкий рекомендует в II классе женских гимназий Министерства Народного Просвещения, где проходится курс „общей педагогики“, применять при её изучении эвристической метод. Этот метод он с успехом применял в Омской женской гимназии, где преподавал педагогику. Правда, преподавание по этому методу, в виду его несомненных преимуществ, желательно, но, не говоря уже о том, что его применение требует большой опытности от преподавателя и при неблагоприятных условиях может сопровождаться сомнительным успехом, едва ли его применение может быть полезно в VII кл. женских гимназии в виду именно того, что ученицы гимназий не получают никаких знаний по психологии до VII класса. Едва ли поэтому возможно даже при строго обдуманных вопросах применять эвристический метод в значительной мере и с ручательством за успех. Совет и пример г. Ельницкого могли бы оказаться очень полезными при преподавании курса общей педагогики в духовных семинариях. После того, как ученики усвоил курс психологии, рядом вопросов легко привести их к самостоятельному выяснению особенностей психологии ребенка и к са- —620— мостоятельным педагогическим выводам. Польза была бы несомненная. Такая постановка дела проучила бы учащихся и к самостоятельности при выборе и применении того или другого педагогического приема. Дав им знание души ребенка, она научила бы их с пользою применять эти правила в трудном деле воспитания и обучения при самых разнообразных случаях педагогической практики. Педагогика, ведь, и не претендует на классификацию этих случаев, на диктование педагогических рецептов. Она хочет дать звание души человека и ребенка и научить, принимая во внимание все условия времени и индивидуальности в каждом случае, прилагать эти знания к делу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

501 (...Золя, Достоевского. – Золя Эмиль (1840–1902) – французский писатель, основатель натуралистического метода в литературе. В 1875–1880 гг. сотрудничал в петербургском журнале «Вестник Европы». В 1897–1899 гг. в связи с делом Дрейфуса жил в эмиграции в Англии, скрываясь под чужими именами. См.: Золя Э. Собр. соч.: В 20 т. М., 1992–1998; Пузиков А.И. Портреты французских писателей. М., 1981. С. 275–574. Достоевский Федор Михайлович (30.10.1821–28.01.1881) – писатель. В 1838 г. поступил в Петербургское военно-инженерное училище, в 1842 г. произведен в подпоручики. С 1843 г. полевой инженер-подпоручик в инженерном корпусе при Петербургской инженерной команде. В 1844 г. вышел в отставку, занялся литературной деятельностью. С 1847 г. член нелегального социалистического кружка Петрашевского. В 1849 г. в числе других петрашевцев арестован и приговорен к смертной казни, замененной в последний момент четырьмя годами каторги и поселением в Сибири. В 1850–1854 гг. в Омской каторжной тюрьме, затем рядовой в 7-м линейном батальоне в Семипалатинске. В 1859 г. вернулся в Петербург, возобновил литературную деятельность. Подробнее о нем см.: Ф.М. Достоевский и Православие: [Сб.]/Сост. А.И. Стрижев. М., 1997; Летопись жизни и творчества Ф.М. Достоевского, 1821–1881/Сост. И.А. Битюгова, И.Д. Якубович и др.: В 3 т. СПб., 1999; Фудель С.И. Наследство Достоевского. М., 1998.) 502 (Возвел в сан игумена строителя Гефсиманского скита о. Илария. – Иларий (Жирнов Иван, 1842–02.10.1912) – строитель, игумен. Из крестьян Московской губернии. Получил домашнее образование. С 17.10.1869 г. послушник Гефсиманского скита. 18.12.1870 г. пострижен в монашество.01.01.1877 г. рукоположен во иеродиакона. 05.07.1880 г. рукоположен во иеромонаха.С 03.01.1885 г. казначей скита. С 05.06.1896 г. за отсутствием строителя скита исправлял его должность. 06.03.1902 г. утвержден в должности строителя скита. 26.05.1903 г. возведен в сан игумена. Проходил послушание в Ильинской часовне в Москве. Похоронен в Гефсиманском скиту. Подробнее о нем см.: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 25200. Л. 162 об. –163. Подлинник.Рукопись. Послужной список игумена Илария (Жарикова).)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В период «перестройки» и слома общественного строя в стране сосредоточился на работе по обновлению гуманитарного образования, совершенствованию и актуализации его содержания в координатах духовного наследия отечественной и мировой культуры, антропологических оснований и теории социализации личности. В переломные 90-е годы руководил деятельностью Комитета по национальной политике, делам религии и общественных объединений Администрации Омской области. Возглавлял кафедру философии и был председателем диссертационного совета по социальной философии при Омском государственном университете (1994-2001 гг.). Являлся членом диссертационных советов по философии ОмГУ имени Ф.М. Достоевского и Челябинского госуниверситета, научным редактором журнала «Русский экономический вестник». Входит в редколлегию журнала «Позиция» РУТ (МИИТ). Действительный член Академии социальных наук. Лауреат первой премии имени Ивана Александровича Ильина. Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу по философии в номинации «Гуманитарные науки» Фонда отечественного образования России. Почетный профессор Шадринского государственного педагогического университета. Многократно избирался заместителем секретаря ВЛКСМ и партийного комитета вузов, руководителем молодежной комиссии и первым заместителем председателя правления городского общества «Знание». Награждался Министерствами высшего образования СССР и РСФСР, ЦК ВЛКСМ, Правлением общества «Знание» СССР и РСФСР, военным командованием, местными государственными, партийными и общественными организациями. Имеет награды Русской Православной Церкви и Центрального Комитета Коммунистической партии Российской Федерации. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

По прошению митр. Владимира постановлением Синода от 16 апр. 2016 г. Омское ДУ преобразовано в семинарию, ректором назначен митр. Владимир. В 2017 г. по итогам проверки Рособрнадзора Омской ДС выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности по направлению подготовки «теология» (уровни образования бакалавриат и магистратура; профиль - «церковно-государственные отношения»; руководитель магистратуры - д. и. н. Н. В. Воробьёва). В 2017/18 уч. г. в Омской ДС работали 38 преподавателей (из них 10 в священном сане; 4 д-ра наук, 10 кандидатов наук), на очном и заочном отд-ниях бакалавриата и магистратуры обучались 114 студентов. В 2018 г. получено представление Учебного комитета РПЦ на право проведения курсов повышения квалификации для священнослужителей Омской митрополии. С сент. 2016 г. в Омской ДС издается научный ж. «Вестник Омской православной духовной семинарии». 9 марта 2017 г. журнал вошел в общецерковный перечень рецензируемых изданий, в к-рых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней д-ра богословия, д-ра церковной истории и кандидата богословия. С 2016 г. в Омской ДС регулярно проводятся Всероссийские конференции с международным участием, студенческие круглые столы. Реализуются совместные партнерские проекты с духовными учебными заведениями (напр., с Нижегородской ДС - Историко-культурный «Нижегородский клуб» им. митр. Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова)), с Омским обл. историческим архивом, с Омской гос. обл. научной б-кой им. А. С. Пушкина. С 2016 г. осуществляется культурно-просветительский проект «Уроки духовного наследия», в рамках к-рого действует открытый лекторий. В рамках проекта проводятся еженедельные лекции, книжно-иллюстративные выставки из фондов б-ки Омской ДС, концерты духовной и патриотической музыки, подготовленные фак-том церковных искусств. К 2018 г. в О. и Т. е. действовали православные Славянская школа во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (открыта в 1992, за 25 лет работы школа осуществила 14 выпусков), школа «Возрождение», клуб семейного воспитания при храме во имя сщмч. Сильвестра Омского «Русская классическая школа», 2 правосл. детские студии, 51 детская воскресная школа и 58 воскресных школ для взрослых. Работают учебно-воспитательные группы при храмах, омская региональная детская общественная орг-ция «Витязь» в с. Красноярка Омского р-на, военно-патриотический десантный клуб им. св. кн. Александра Невского, правосл. театр О. и Т. е. «Преображение», детско-юношеские хоры. В епархиальных образовательных учреждениях в 2017/18 уч. г. обучались свыше 2 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

—730— нить до конца дней своих горячих обетов служить ближнему и беспомощно падают почти в начале своего доброго пути под тяжестью жизненного креста? Почему не влияет на о. Иоанна пресловутая «среда»? В чем – секрет его жизни? Село Казнево 23 июня 1893 года. В.М. (Окончание следует). Мышцын В.Н. Эмеритальные кассы духовенства//Богословский вестник 1900. Т. 1. 4. С. 731–754 (3-я пагин.) —731— Одним из прекраснейших епархиальных учреждений, обязанных своим происхождением епархиальным съездам духовенства, по справедливости следует признать эмеритальные кассы. Последние призваны удовлетворить сугубо вопиющей нужде духовенства по обеспечению вдов и сирот, часто в буквальном смысле оставляемых под открытым небом, так как вдова, оставшаяся с сиротами, законом обязывается или снести в известный срок с церковной земли свой дом, в большинстве случаев составляющий единственное ее имущество, или продать его преемнику своего мужа за цену, какая благоугодна будет ему. Какую тревогу должна вносить в душевный покой пастыря одна мысль о возможности такого будущего для его семьи, понять может всякий. Отсюда, помимо своего прямого назначения – обеспечения вдовых и сирых, эмеритуры духовенства несомненно имеют для него большое нравственное значение. Однако, не смотря на очевиднейшую целесообразность свою, эмеритальные кассы духовенства далеко еще не вошли в окончательную норму. В некоторых епархиях они еще не открыты. В епархиях омской и иркутской на съездах текущего года предположено обсудить пока представленные в прошлом году проекты эмеритуры. Там, где эмеритура существует и уже открыла выдачу пенсий, она действует по уставам, имеющим весьма существенные различия, которые лишь в малой степени объясняются местными условиями, в большинстве же случаев являются следствием самостоятельного и независимого происхождения —732— уставов. Как видно из отчетов эмеритур и из журналов епархиальных съездов, отличительные особенности местных уставов нередко дают повод духовенству сомневаться в их полной пригодности. Самые уставы, предвидя это, разрешают съездам в известные сроки, через 5 или 10 лет, подвергать их пересмотру и, если нужно, изменениям. Некоторые уставы (напр. Московский и Кишиневский) были уже изменяемы в довольно существенных чертах. Устав московский и в настоящее время подвергается горячей критике со стороны многих членов кассы. Одним словом, не смотря на быстрый рост эмеритальных касс духовенства, вопрос о них и по настоящее время находится в процессе своего разрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

перестали издаваться почти все дореволюционные журналы. Нек-рые новые издания возникли на территориях, занятых белыми войсками: «Вестник Омской церкви» (1919), «За родную землю» (Уфа, 1918), «За Русь святую» (Омск, 1919), «Знамя веры» (Челябинск, 1919), «К свету» (Барнаул, 1918-1919), «Свободное слово христианина» (К., 1918), «Сибирский благовестник» (Омск, 1919), «Церковные ведомости» (Таганрог, 1919), «Церковь и жизнь» (Р.-н/Д., 1919). На советской территории во время гражданской войны появились издания «Благовестник» (М., 1918), «Возрождение» (М., 1918), «Современная проповедь» (Н. Новг., 1918) и др. В 1918-1931 гг. в стране выходило ок. 100 новых церковных периодических изданий на рус. и укр. языках, почти все они были недолговечными, ок. половины составляли издания раскольнических групп, прежде всего обновленцев: «Живая Церковь» (М., 1922-1923), «Соборный разум» (Пг., 1922-1923), «Церковное обновление» (Рязань, 1922-1926), «Христианин» (М., 1924), «Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви» (М., 1925-1931; с 1928 «Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР» ), «Голос православной Украины» (Х., 1925; в 1925-1928 «Украïнський православний блarobichuk» ), «Церква i життя» (Х., 1927-1928) и неск. десятков епархиальных изданий. В 30-х гг. XX в. был основан офиц. орган РПЦ «Журнал Московской Патриархии» (М., 1931-1935), который после закрытия обновленческих журналов оставался единственным церковным изданием в СССР, но выходил недолго. Прот. Александр Троицкий 1943-1989 гг. События Великой Отечественной войны предопределили перемены в политике Советского гос-ва в отношении РПЦ. В сент. 1943 г. возобновился выпуск «Журнала Московской Патриархии», до 1989 г. остававшегося единственным церковным журналом в РСФСР. Он был рассчитан на духовенство, его функция заключалась в передаче информации: освещении событий церковной жизни (в т. ч. в епархиях и за границей), публикации постановлений Свящ. Синода, указов и посланий Патриарха и проч. Также на страницах ЖМП печатались проповеди, исследования на богословские и церковно-исторические темы и др.

http://pravenc.ru/text/182371.html

Инспектор академии о. Серафим и бывший помощник его по должности инспектора о. Вениамин, которого заменил потом в этой должности иеромонах Григорий, были монахи по образу жизни безукоризненные; но всякий новый Савл, – ревнитель праведности по закону, чем более являлся „по правде законной непорочным“ ( Флп.3:6 ), тем сильнее должна была действовать проповедь самой его жизни, тем успешнее должен был он своим примером закреплять и других в направлении – возлагать надежду спасения на исполнение закона. Такой именно живой проповедью ново-иудейства, – оправдания законом, а не благодатью являлась о. Феодору инспекция Казанской Духовной Академии в лице образцовых монахов о. Серафима и о. Вениамина. И наоборот, всё, что доходило до их слуха из бесед о. Феодора с студентами, – в аудитории ли, в профессорской ли его квартире об иудейском направлении и фарисейском самооправдании, если и не истолковывалось в смысле прямых намёков на лица, тем не менее болезненно затрагивало чувствительность предшественников о. Феодора и должно было казаться несправедливым перетолкованием истинно-православного направления; они видели в о. Феодоре опасного мечтателя, который своей проповедью о спасении благодатью и умалением закона пред благодатью может подорвать существующие порядки академической —538— жизни, – расшатать укреплённую целыми годами строгой дисциплины добропорядочность студенческого поведения. Здесь же, несколько упреждая порядок времени, скажу, что на стороне духовного направления, поддерживавшегося в Казанской Академии преемством архим. Антония, архим. Серафима, архим. Вениамина, был и иеромонах Григорий, – бывший потом помощником по инспекции самого о. Феодора и доселе проживающий на покое в одном из монастырей Москвы, в сане епископа, после управления епархиями Туркестанской, а потом Омской. В своих лекциях по Священному Писанию о. Григорий являлся как бы учеником о. Феодора, потому что широко пользовался его Московскими лекциями; но по духу и направлению это был такой же ставленник о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Очерки Новейшего периода истории Русской Православной Церкви (1917 – 1944 гг.). С. 28. 89 Маленков В.В. Государственная политика в области религии на Дальнем Востоке России (1917–1937 гг.). (дата обращения: 30.11.2020). 90 См.: Дестивель И. свящ. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. и принцип соборности./Православная энциклопедия «Азбука веры». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 02.11.2020). 91 См.: Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917–1997)./Православная энциклопедия «Азбука веры». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 15.11.2020). 92 Соколов А.В. Государство и православная Церковь в России, февраль 1917 – январь 1918 гг.: дис. … док. ист. наук: 07.00.02. – СПб, 2014. С. 691. (Эл. вариант: 94 Там же. С. 692. В Туле во время расстрела крестного хода был ранен епископ Каширский Корнилий (Соболев) и много других лиц, убиты 13 верующих (в т. ч. 2 рабочих оружейного завода), десятки ранены (http://genby.livejournal.com/734956.html). 95 Новомученики Солигалича/Русская линия. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://rusk.ru/st.php?idar=59765 (дата обращения: 01.12.2020). 96 Сизов С.Г. Крестные ходы в Омске в 1918–1919 годах как способ выражения гражданской позиции Церкви в условиях смуты//Вестник Омской православной духовной семинарии. 2016. С. 125–126. 100 См.: Коростелев В.А. Крестьянские восстания в Рязанской губернии в 1918 году. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://62info.ru/history/node/7495 (дата обращения: 12.11.2020). Осипова Т.В. Российское крестьянство в революции и гражданской войне. М.: Стрелец, 2001. С. 267, 275. О религиозной составляющей тамбовского восстания см.: Абрамова Г.А. Тамбовская Вандея. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://gazetakifa.ru/content/view/4276/202/(дата обращения: 12.11.2020). 101 Худобородов А.Л., Яшина М.А. Репрессивная политика советского государства в отношении Русс кой православной церкви (1920–1930-е гг.).//Вестник ЮУрГУ. – 2011. 30 (247). С. 63. 102 Документ. Приказы Тухачевского во время подавления Антоновского восстания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

283408.html (дата обращения: 10.12.2020). Загл. с экрана. 56 . Приказ наркома внутренних дел СССР 00447/Открытая православная энциклопедия «Древо». [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://drevo-info.ru/ articles/3915.html (дата обращения: 02.11.2020). Загл. с экрана. 57 . Приказы Тухачевского во время подавления Антоновского восстания/Дилетант. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://diletant.media/ articles/34265090/(дата обращения: 12.11.2020). Загл. с экрана. 58 . Проскурина А.В. Советское законодательство о религиозных культах в 1920–1930-е гг. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.pskgu.ru/ projects/pgu/storage/wt/wt101/wt101_29.pdf (дата обращения: 12.11.2020). Загл. с экрана. 59 . Протоколы по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП (б) – ВКП (б) (Антирелигиозной комиссии) 1922–192 гг./сост. В.В. Лобанов. М.: ПСТГУ, 2014. 60 . Русак В. История российской Церкви/Православная энциклопедия «Азбука веры». [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://azbyka.ru/ (дата обращения: 16.11.2020). Загл. с экрана. 61 . Русак В.С. Пир сатаны. Русская Православная Церковь в «ленинский» период (1917–1924)/В.С. Русак. London (Canada): Заря, 1991. 62 . Священник Днепровский Иван Михайлович. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://map.mefodiy-kirill-hram.ru/ person.php?id=5 (дата обращения: 27.11.2020). Загл. с экрана. 63 . Священномученик Александр Телемаков, пресвитер/Православная энциклопедия «Азбука веры». [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://azbyka.ru/ days/sv-aleksandr-telemakov (дата обращения: 20.04.2021). Загл. с экрана. 64 . Сизов С.Г. Крестные ходы в Омске в 1918–1919 годах как способ выражения гражданской позиции Церкви в условиях смуты//Вестник Омской православной духовной семинарии. 2016. 1. С. 124–128. 65 . Синельников С.П. Отмена православного образования в Советском государстве в 1917–1929 годах//Вестник церковной истории. 2013. 1–2. С. 320–334. 66 . Соколов А.В. Государство и православная Церковь в России, февраль 1917 январь 191 гг.: дис. ... док. ист. наук: 07.00.02. СПб., 2014. (Эл. вариант: http://disser.spbu.ru/

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010