Зная будущее, Господь долготерпит, соблюдая грешников на день обращения и покаяния. III. Заключение: Итак, не смущайтесь безнаказанностью безбожников и хулителей, а удивляйтесь долготерпению Божию и прославляйте Его крайнее снисхождение и неизреченную любовь к грешнику. 7. Православная Церковь – училище благочестия «Поминайте наставников ваших, которые проповедали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ) В житиях святых указано, как можно спастись во всяком звании I. Как спастись богатому? 1) Филарет Милостивый (память 1 декабря). Всё свое имущество раздаёт бедным; отдаёт последнего вола, корову с телёнком, ульи пчёл и последнюю меру пшеницы, а также верхнюю одежду. Когда его внучка стала царицей, Филарет даёт обед «царедворцам» – т.е. нищим. Он исполнил завет Христов: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» ( Лк. 16:9 ), и по молитвам нищих был принят в «вечные обители». II. Как спастись неимущему? 1) Симеон Верхотурский (память 12 сентября). Будучи сам неимущим, он бесплатно работает на полях у бедных вдов и сирот. Научившись портняжескому мастерству, из дома в дом переходил; обошьёт всех в доме и ночью уходит, чтобы не взять платы. 2) Мученик Фока – садовник (память 22 сентября). Содержит бедных плодами своего сада. Правитель города Синопа посылает воинов убить его за исповедание Распятого. Фока, встретив воинов на пути, приводит их к себе, кормит ужином. Ночью готовит себе гроб, делает все распоряжения, поутру открывается воинам и настаивает на том, чтобы они не подвергали себя опасности из-за неисполнения приказания. Воины убивают св. Фоку. 3) Св. Евлогий (память 27 апреля) на зарабатываемые деньги принимает и питает странников, большую часть ночи проводит в молитве. 4) Св. мученица Анастасия Узорешительница (память 22 декабря) посещает в тюрьмах заключённых за веру Христову, перевязывает им раны, укрепляет молитвою и беседами их дух, приносит им пищу; упрашивает стражу – и проводит к заключённым священнослужителей со Св. Тайнами. Наконец и сама сподобляется мученического венца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

И самая молитва его, смотри, какого исполнена смирения. Так говорили и три отрока: «…согрешили мы, и поступили беззаконно…» (Дан 3:29), и всегда проявляли свое смирение. Даниил имел безчисленное множество поводов превозноситься, но знал, что все это было у него потому, что он не превозносился, и не губил сокровища. Все люди и вся вселенная прославляли его не потому только, что царь, повергшись ниц пред ним, принес ему жертву, но потому, что признавал его богом тот, кого самого считали богом вселенной, как видно из слов пророка Иеремии: одевающий землю, как ризу, и еще: « Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора» рабу моему (Иер 27:6). И из его писаний также видно, что ему удивлялись не только там, где он жил, но и везде, и когда он писаниями засвидетельствовал рабство и чудо, то стал еще более известным, нежели как если бы прочие народы сами видели его у себя. Равным образом, удивлялись и мудрости его: «…вот», — говорит (пророк), — «ты премудрее Даниила» (Иез 28:3)? И после всего этого он был так смирен, что готов был тысячу раз умереть за Владыку. Кроме того (Навуходоносор) наперед поклонился, и потом уже поступил так; а поклонился он ему не как Богу, но как мудрому человеку. Впрочем и не видно, чтобы он принес жертву; если же и принес, то против воли Даниила. Также: почему Навуходоносор назвал его Валтасаром — именем самого Бога? Так мало (язычники) уважали богов своих, что и пленнику дал это имя тот, кто всем повелевал поклоняться различным и разнообразным истуканам и почитал дракона. При том вавилоняне были гораздо неразумнее листрян; потому невозможно было тотчас же образумить их. И многое можно было бы сказать здесь, но пока и этого довольно. Итак если мы хотим получить все блага, то будем искать благ Божиих. Как ищущие мирских благ теряют и те, и другие, так и предпочитающие блага Божии получают и те, и другие. Будем же искать последних, а не первых, чтобы нам сподобиться обещанных благ во Христе Иисусе Господе нашем. БЕСЕДА 27 «Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

http://bible.predanie.ru/nedelya-30-aya-...

«Мы всегда хотели только святости и мира»: митрополит Кирилл озвучил позицию по строительству собора святой Екатерины Екатеринбург, 16 июня 2019 г.      Сегодня, в день Святой Единосущной и Животворящей Троицы в храмах Екатеринбургской митрополии озвучено архипастырское послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла о ситуации вокруг строительства собора святой Екатерины. В обращении говорится об отказе от права строить храм в сквере у Театра драмы и о строительстве собора святой великомученицы Екатерины на достойном её святости месте, сообщает пресс-служба Екатеринбургской епархии . «89 лет Екатеринбург живёт без храма, посвященного своей небесной покровительнице. Его стены не мешали построению справедливого общественного устройства, его колокола не тушили доменных печей, а его иконы не снижали урожайность пшеницы. Почему же новая власть, якобы в интересах рабочих и крестьян, снесла с лица земли этот величественный собор, даже не пытаясь прикрыть бессмысленность своего действия сооружением чего-либо на его месте? Они говорили, что не веруют в Бога, но тем не менее сражались с Ним и Его Алтарями, ибо по слову Псалмопевца Давида «во храме Его всё возвещает о Его славе» (Пс 28:9) " , - отмечается в Послании. В обращении с прискорбием отмечается, что сегодня протестующие против строительства собора - устами говорят, что не протестуют против храма, но делами показывают ненависть к присутствию Бога в их жизни. «Не храм, а Бога они вытесняют из своей жизни. И вот Спаситель, Источник воды живой - мешает фонтану; Христос, освятивший Своими стопами Генисаретское озеро - изгоняется с Исетского пруда, а Господу, произрастившему «из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая» (Быт. 2:9) - не находится места среди Его собственных деревьев. А Христос, Который был рожден в пещере, потому что у людей не нашлось для Него дома, не обрёл пристанища и потом, о чём Он Сам говорил: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9: 58).

http://pravoslavie.ru/121866.html

Несмотря на то, что смысл термина «равнодушие» со временем менялся, и в своем современном значении он стал использоваться, относительно недавно (по меркам истории), обозначаемое им состояние привлекало внимание пастырей и проповедников Церкви с раннехристианских времен. В современной православной публицистике понятие «равнодушие» подчас понимается в значении «теплохладность» ( «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 ). В частности, в небольшой статье ( «О духовных ошибках воцерковленных людей: “религиозное равнодушие” и как от него избавиться?» ) прот. Андрей Чиженко указывает на религиозную индифферентность современного человека 3 . Также и в статье протодиакона А. Кураева «Толерантность – форма равнодушия» равнодушие рассматривается как теплохладность относительно моральных и нравственных норм в современном западном мире 4 . Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в 2009 году указывал на разницу между смирением и равнодушием 5 . Ключевым отличием смирения, по мнению владыки, является осознание своей грешности и ничтожности перед Богом, что отсутствует у людей равнодушных. Равнодушие в современном смысле слова, если речь идет об отношении к другому человеку, может рассматриваться как антоним любви (к ближнему). В то время, как любовь предполагает активное стремление сотворить благо ближнему ( «кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» ( Мф.5:41 )), равнодушие предполагает, что судьба ближнего меня не интересует. Разумеется, равнодушие не столь пагубно для христианина, как прямая ненависть к ближнему, так как не включает в себя активного желания зла. В этом смысле равнодушие может даже оказаться шагом в верном направлении, если отправной точкой явилась ненависть: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». ( Рим.12:19 ). Однако это состояние нельзя считать нормативным для христианина.

http://azbyka.ru/ravnodushie

Но, прославляя святых и прибегая к их молитвенной помощи, мы должны сами быть добродетельными или, по крайней мере, ревновать о добродетели и чувствовать отвращение к своим порокам и грехам. А иначе святые отвратят от нас свое лицо и не будут за нас посредниками перед Богом, потому что они любят чистоту, святость и одно только доброе. Святых, просиявших благочестивой и праведной жизнью, очень много. По слову одного церковного историка, как звезды на небе просвещают все концы земли и указывают путь путешествующим и плавающим на морях, так и подвиги святых сияют и духовно просвещают и указывают путь хотящим спастись. И пусть никто не отчаивается в своем спасении, ибо примеры святых свидетельствуют, что люди всякого звании, сословия, пола при разных обстоятельствах и условиях жизни достигли вечного блаженства. Не место спасает человека, не условия, но одно только требуется — чтобы работой и жизнью нашей не нарушались требования совести и закона Божия. Из жизни святых угодников Божиих мы видим, что человека спасает вовсе не место, не тот или другой род службы и занятий. Спасают человека единственно добрая совесть и честное исполнение своих обязанностей. Кто слушается закона Божия и своей совести, тот спасется, где бы он ни был и в каких бы условиях ни жил. В житиях святых каждый найдет для себя пример, подходящий для его образа жизни, указание, каким путем надо идти ко спасению. Вот перед нами пример земледельца Филарета Милостивого, пример богатых Авраама и Иова. Бедный же пусть взирает на нищего Лазаря и древокола с острова Кипра, жившего ежедневным трудом и не имевшего даже крова и притом хвалившего Бога. Ремесленник да смотрит на швеца — святого Симеона Верхотурского, который своей иглой совершал дела милосердия и сеял слово Божие. Вот огородник Конон. Вот бродячий певец, флейтист, подвиг которого ставится наравне с подвигом великого подвижника — преподобного Пафнутия. Вот пастух Евхарист, вот кожевник Усмарь и прочие, и прочие. Вот бедная женщина, святая Тавифа, которая также своей иглой достигла праведной жизни. Вот две женщины, вся заслуга которых состояла в том, что они, будучи невестками, в семейной жизни сохраняли согласие и мир. Вот святая Нонна, спасшаяся смиренным несением своего жребия замужней женщины, и множество других примеров. Поэтому святой апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении и говорит:  Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия  ( Евр.12:1-2 ). Ему же от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-vosk...

Там нужны не эти золотые одежды, а другие. Какие же? Те, о которых говорит пророк: «одежда ее шита золотом» (Пс 44:14). Не тело нужно делать белым и блестящим, но украшать душу, потому что она подвизается и борется. «Вся слава дщери Царя внутри», — говорит (пророк). Так украшай себя. Тогда ты избавишься от множества и других зол, освободишь и мужа от забот и себя от хлопот; тогда ты будешь и почтенна в глазах мужа, — если не станешь нуждаться во многом. «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор 11:2). Не девам сказал он это, а целому обществу Церкви. Нерастленная душою есть дева, хотя бы она и имела мужа; она девственна истинною, чудною девственностью; самое телесное девство есть последствие и тень этой девственности, а она есть истинное девство. Будем же приобретать ее, и мы тогда будем в состоянии взирать на жениха с светлым лицом, войти с горящими светильниками, если у нас не оскудеет этот елей, если мы растопим золотые (украшения) и извлечем из них елей, который делает светильники горящими; а этот елей есть человеколюбие. Если мы уделим другим из нашего имущества, если соделаем из него елей, тогда он поможет нам, и мы не станем говорить в то время: «…дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут», не будем нуждаться в других, не будем исключены, отошедши к продающим, и не услышим, стуча в двери, тех страшных и ужасных слов: «не знаю вас»; но будем признаны, войдем вместе с женихом и, вошедши в духовный брачный чертог, будем наслаждаться безчисленными благами (Мф 25:8–12). Если и здесь чертог жениха бывает так блестящ и брачные покои так прекрасны, что никто из зрителей не может насмотреться, то не тем ли более там? Небо есть брачный покой, а чертог Жениха лучше неба; туда мы и войдем. Если же так прекрасен чертог Жениха, то каков сам Жених? Но что я говорю: сняв золотые (украшения), отдадим их нуждающимся? Если бы нужно было даже продать самих себя, из свободных сделаться рабами, для того, чтобы иметь возможность быть вмести с этим Женихом, наслаждаться Его красотою, или только взирать на лице Его, то не должно ли было бы с охотою исполнить все это? Для того, чтобы видеть только земного царя, мы часто за взгляд на него бросаем все, что у нас под руками, и даже самое необходимое; для Царя же и вместе Жениха небесного, для того, чтобы не только удостоиться видеть Его, но и предшествовать Ему со светильниками, быть близ Него и оставаться с Ним навсегда, чего не должно делать, чего совершить, чего перенести? Потому, увещеваю вас, будем хотя несколько стремиться к этим благам, будем любить этого Жениха, будем девственными истинным девством; а Владыка желает от нас девственности душевной.

http://bible.predanie.ru/nedelya-30-aya-...

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: «Епископ — это не директор предприятия» На прошлой неделе архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл дал свое первое в новом статусе интервью. 29 августа, 2011 На прошлой неделе архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл дал свое первое в новом статусе интервью. На прошлой неделе архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл дал свое первое в новом статусе интервью. Владыка стал гостем Максима Путинцева, ведущего программы «События. Акцент» на телеканале ОТВ. АиФ опубликовал самые интересные, на взгляд издания, отрывки этого интервью. — Владыка, насколько я знаю, раньше вы были архиепископом Ярославским и Ростовским. Что вы можете сказать об этом времени, каким было ваше главное достижение на этот посту? — О достижениях объективно не мне судить — были они или не было их вообще. Скажу только, что мне было очень радостно и почетно служить на Ярославской кафедре (я был ее 93-м архиереем). Эта кафедра самая древняя в Российской Федерации, ей в этом году исполняется 1020 лет. Да и сам Ярославль нравился мне — это замечательная русская земля, наполненная историей и традициями. Дай Бог ей развиваться и дальше. — Я правильно понимаю, что из Ярославля вы практически на родину вернулись? Вы ведь родом отсюда, из уральских мест? — Да, я родился в Чусовском районе Пермской области. Это совсем рядом — 400 км отсюда. «Нам нужны храмы шаговой доступности» — Вы знакомы с нашим предыдущим владыкой, Викентием? — Конечно. Мы познакомились очень давно, еще до Екатеринбурга, до его и до моего архиерейства — лет 30 назад, а может и больше. Должен сказать, владыка Викентий — гениальный человек, и он составил после себя след на века. — Архиепископ говорил о том, что нам сегодня не хватает храмов, что нужно построить еще 300 церквей только в Екатеринбурге. Вы согласны с этим? В какую цифру вы бы оценили эту нехватку? — Давайте о цифре сейчас говорить не будем, но я могу сразу сказать, что церквей сегодня действительно не хватает. И не только в Екатеринбурге. Храмы нужно строить в шаговой доступности, как об этом заявляет наше священноначалие. Конечно, это должна быть программа не на один год и даже не на десять. Нужно собирать общины, привлекать людей, которые способны эти храмы построить.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-ekaterinbu...

— Ты блефуешь, — Яковлев остановил запись разговора. — Угу, а от моего блефа у тебя счет в Промстройбанке ломится. — Что нужно? — Вадим Григорьевич ещё не придумал, как ему избавиться от нового шантажиста. — Деньги обратно и ещё два раза по столько — за моральный ущерб. — Сразу скажу, таких денег у меня нет. Тем более — два раза по столько. У меня зарплата советского инженера. — Ага, ты ещё заплачь, что тебе детское пособие вовремя не выплачивают. Нет денег? Ты ракету чеченам продай. Или китайцам. Мне без разницы. — Какие гарантии, что этот разговор не провокация? — опомнился вдруг Яковлев. — Хорошо, придешь сегодня в одиннадцать на то самое место, где встречался с чеченом, но без конторских хвостов. Все. Время вышло. — И дал отбой. Третий телефон Верхотурцев положил в карман джинсовой куртки. Затем подошел к зеркалу и приклеил под плоский боксерский нос русую полоску усов. Сверху взгромоздил смешные, круглолинзовые очки в металлической оправе. Ухмыльнулся. Получился битый в нос интеллигент. Яковлев на стрелку пришел один. Это Верхотурцев перепроверил несколько раз. Он приблизился к Вадиму Григорьевичу, когда тот уже собрался уходить из сквера и, озираясь по сторонам, оторвался от скамейки. Верхотурцев неслышно вышел из кустов со спины и сразу предупредил: — Сядь, лысый, и сиди тихо, не поворачивайся. Короче, я тут, типа, грибы собираю, а тебе до меня дела нет. — Мне кажется, — спокойно заговорил Яковлев, — мы должны быть союзниками… — Мои союзники сейчас показания дают, — зло оборвал Верхотурцев. — Ты бабки гони. — Триста тысяч долларов — это не сумма, которая может фигурировать в таком деле, — с напускным безразличием продолжал Вадим Григорьевич. — Вы же утверждаете, что у вас есть пленка с записью моего разговора с кавказцем. Там он упоминает значительно большие суммы. Верхотурцев сверху вниз посмотрел на ненавистную, покрытую мелкими капельками пота лысину Яковлева. — Пленки у меня нет, но фотографии — как в аптеке. — Ну и пусть они у вас будут. Кроме вас за этой беседой наблюдали офицеры ФСБ, курирующие наше предприятие.

http://azbyka.ru/fiction/vremya-lyubit/

Город Верхотурье и его церкви Город Верхотурье находится от Екатеринбурга на с. в 300 верстах, а от станции «Кушва» П.-Тюменской железной дороги – в 100 верстах. Название своё этот город получил от реки Туры, в верховьях которой он расположен (в 100 верстах от её истока) по обеим её сторонам (слово «тура» – татарское; «туре» или «тури» – перед, переднее место; так называлась эта река, потому что она служила преддверием Сибири. [Журн. М. Нар. Проси. 1841 г., ч. 13, стр. 93]) . Большая часть города находится, впрочем, на левом берегу. Местоположение города холмистое, прорезанное множеством оврагов. В самом городе вливаются в Туру с левой стороны протекающие через него малые речки: Калачик, Свияга и Дорнейка. Река Тура не судоходна, так как по течению её встречаются каменные переборы, а летом мели, и только вёрст 70 ниже Верхотурья могут ходить по ней лёгкие пароходы. Верхотурье – один из древнейших городов Зауралья: основание его относится к 1595–1598 годам. Поводом к основанию Верхотурья послужило открытие новой дороги из Руси в Сибирь. Дорога эта проходила от Соликамска к верховьям Туры, причём на конечном пункте этой дороги явилась необходимость основать новый город. В 1598 году отыскано удобное место на Туре, между речками Неромкой и Вогулкой, собственно, средина этого пространства. Местом же для городской крепости была избрана скала в 10–12 саж. высоты, на левом берегу Туры, как удобная для защиты города от инородческих набегов. В 1600 году на сказанном пространстве появился новый городок – Верхотурье. Чтобы заселить новое место правительство делало «клич» – оповещение жителей смежных с Сибирью областей: Вятской, Вологодской и Новгородской. Эти-то «выкликанцы», или «выходцы» и были строителями Верхотурья; они же были и первыми насельниками этого города. Некоторые же из них, «ища приволья», разошлись по окрестностям, и образовали новые поселения, каковы: Меркушино, Красная гора, Нехорошково, Каменка, Ванюшино, Вологино, Титово, Романово, Денисово и др. Так. обр., первыми обитателями Верхотурья и его окрестностей были великорусские переселенцы. Кочующее же здесь Вогульское население частью было обращено в христианство и осталось на жительство в окрестных селениях вместе с великорусскими переселенцами, а частью оттеснено было ими на север.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриаршее приветствие участникам III молодежной соборной встречи ВРНС «Верхотурье город будущего» 13 июля 2011 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие организаторам и участникам III молодежной встречи Всемирного русского народного собора «Верхотурье город будущего», которая проходит в Екатеринбурге 13 июля 2011 года. Организаторам и участникам III молодежной соборной встречи Всемирного русского народного собора «Верхотурье город будущего» (Екатеринбург, 13 июля 2011 года) Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех устроителей и участников молодежной соборной встречи, посвященной обсуждению вопросов возрождения Верхотурья духовной столицы Урала и общенациональной православной святыни. За последние десятилетия наша страна пережила немало перемен, затронувших практически все сферы жизни российского общества. Многие из этих перемен повлекли за собой не только качественное изменение социального и материального статуса наших сограждан, но и глубинный сдвиг в области моральных норм и ценностей, привели к нравственной дезориентации общества. Люди оказались в своеобразном духовном вакууме, в значительной мере была нарушена культурная преемственность между поколениями. А повреждение этой жизненно важной для любой цивилизации цепочки может обернуться разрушительным нравственным кризисом и даже катастрофой. Милостью Божией этого не произошло. Сегодня все большее число наших соотечественников приходит к пониманию того, что в бережном сохранении непреходящих нравственных идеалов, в следовании высоким моральным принципам залог гармоничного развития социума, залог жизнеспособности Российского государства. Отрадно, что ныне, объединенные общей заботой о духовно-нравственном состоянии нашего народа, плодотворно взаимодействуют с Православной Церковью и светская власть, и все здоровые общественные силы. Важно осознавать, что базовые ценности это не просто абстрактные философские категории, не имеющие живой связи с действительностью. Базовые ценности это реальная сила, способная вдохновлять на подвиг и побуждать к принятию правильных решений; сила, определяющая образ жизни и ее целеполагание; наконец, сила, способная объединить разрозненных индивидуумов в одну нацию. С этими вечными истинами особенно важно научиться соотносить свое бытие молодежи, тем, кому завтра придется нести ответственность не только за себя, но и за своих ближних, за своих друзей и товарищей, за свою семью и Отечество.

http://patriarchia.ru/db/text/1574168.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010