Д. изображен вполоборота вправо, по пояс, облачен в клобук и мантию, правая рука с четками у груди, в левой высокий посох, внизу - пространный текст с его биографией. Индивидуальные черты лица старца переданы условно: большие глаза, четкая линия бровей, тонкий прямой нос, впалые щеки, на лбу над переносицей неск. морщин, слегка вьющиеся с проседью волосы до плеч, длинная окладистая борода. Портрет был воспроизведен погрудно на литографии кон. XIX в. (сохр. фотография из архива Далматовского мон-ря - Пашков. 2000. С. 231. Ил. 1). В 40-х гг. XVIII в. была создана деревянная раскрашенная скульптура Д. (не сохр.), к-рая стояла внутри пещеры в виде ниши в сев. стене трапезной нижней ц. Рождества Христова Успенского собора обители («…выкладена печера, в ней двери, против оных, в печере патрет в человеческий рост, резной, начального здешней обители монаха Далмата, размалеван по приличности красками» - Там же. С. 59, 105, 256. Ил. 38). Эта 3-мерная композиция в 70-х гг. XVIII в. стала центром живописного цикла, иллюстрирующего историю Далматова мон-ря: над нишей были написаны изображения каменного Успенского собора, по сторонам к-рого - фигуры Д. и архим. Исаака, вверху - чтимая икона монастыря «Успение Пресв. Богородицы», поддерживаемая 2 ангелами, а также стихи на эту тему. История Далматова мон-ря была представлена также в иконостасах ц. Рождества Христова (70-е гг. XVIII в., художники Матвей Волков и Александр Шапочников из Верхотурья) и придела прп. Димитрия Прилуцкого (работа 1768 г. Ильи Асламова) - в обоих случаях в «томбах» под иконами Пресв. Богородицы в местном ряду слева от царских врат. В 1793 г. иконописец малороссийского происхождения Иван Соколовский (прибыл в мон-рь в 1777) расписал гробницу над могилой Д. На 3 боковых панелях надгробия были изображены сюжеты из жизни преподобного, сопровождавшиеся подробными надписями на свитках: татарин Илигей, замыслив убить Д., направляется из Тюмени на Белое Городище; явление Божией Матери Илигею в сонном видении «с претящею розгою»; Илигей с родственниками исповедует перед Д. свое злое намерение и уступает ему вотчину; на 4-й стороне помещалась стихотворная летопись монастыря, излагающая историю обители в бытность Д. и его сына архим. Исаака. В иконостасе ц. Рождества Христова находилась икона преподобных Исаакия, Далмата и Фавста (изображен небесный покровитель Д.), исполненная в 70-х гг. XVIII в. иконописцами М. Волковым и А. Шапочниковым. Аналогичный образ преподобных Исаакия, Далмата и Неофита упомянут в описи мон-ря 1905 г. в перечне лампад, висевших перед местными иконами Успенского собора (Там же. С. 335). Сюжеты Жития Д. были представлены в росписи интерьера каменной усыпальницы (1896) над могилой святого при ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

http://pravenc.ru/text/168654.html

82 . Дело об изъятии в Палехе старообрядческих икон у крестьянина Андрея Михайлова. 1759. ВОТ, ф. 560, оп. 1, ед. хр. 235, л. 1–2. 83 . Следственное дело о продаже суздальскими офенями старообрядческих икон и постановление об исправлении двуеперстия. ВОГА, ф. 560, оп. 1, ед. хр. 109, л. 1–2. 84 . Протокол допроса офени-иконщика. 1752. ВОГА, ф. 560. оп, 1, ед. хр. 109, л. 156–156 об. 85 . Богоматерь Державная. Москва. 1917. 31х27. ГМЗК. 86 . Патриарх Гермоген. После 1913 года. 13,5х10,5. ЦМиАР. 87 . Анна Кашинская. После 1909 года, 13,5х11. ЦМиЛР. 88 . План расположения образов и икон в бывших опочивальнях Их Императорских Величеств в Большом Кремлевском дворце. Архив ГММК, ф. 20, ед. хр. 5, л. 2 89 . Граф Сергий Дмитриевич Шереметев. Фотография начала ХХ в. Архив ОБ. Шереметевои. 90 . Никодим Павлович Кондаков . Фотография около 1914 г. Архив ГИ. Вщорнова. 91 . Чудо о жене. фрагмент росписи Грановитой палаты в Московском Кремле. В.Е., ИВ. и В.В. Белоусовы. 1882. 92 . Серебряная медаль «За усердие». Собрание З.И. Холиной, Палех. 93 . Богоматерь «Достойно есть». Литография, наклеенная на доску. Типография Е.П. Фесенко в Одессе. 1890-е годы. Собрание автора, Москва. 94 . Оптовый каталог хромолитографированных икон на жести фирмы А. Жако. Архив ГМПИ, ф. Сафонов, д. 15, оп. 296. 95 . Симеон Верхотурский. Икона «под Жако». Холуй. М.М. Блинничев. Начало ХХ века. ГМИН 96 . Реклама-афиша Лицевого иконописного подлинника «Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». 1905. Архив автора, Москва. 97 . Спас. Прокопий Чирин. Прорись. Таблица из первого тома Лицевого иконописного подлинника (СПб., 1905). 98 . Ангел-хранитель. Прорись. Таблица из того же Лицевого подлинника. 99 . Ангел-хранитель. Москва. В. П. Гурьянов. 1912. ГМИР. 100 . Василий Тимофеевич Георгиевский . фотография начала ХХ века. Архив ГИ. Вщорнова. 101 . Благословение детей. Н. Харламов. 1890-е годы. MXI. 102 . Господь Вседержитель. Учебно-иконописная мастерская в Холуе. А. Соловьев. 1895. 44.3х38. Из каталога: Косцова, Побединская, М, 1990,

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Когда я только приступил к созданию музея, то предполагал собирать экспонаты через антикварные магазины или «блошиные» рынки. Для меня стало открытием, что сейчас почти все можно приобрести по интернету и за очень непродолжительное время, привлекая относительно скромные средства, создать целостную экспозицию. Благодаря такой возможности фонды нашего монастырского музея оформились довольно быстро. Из предметов, имеющих непосредственное отношение к монастырю, в музее имеются литографии видов обители, несколько документов, брошюры и книги с печатью монастырской библиотеки. Часть из этих вещей в свое время передал в дар архимандрит Тихон (Затекин), наместник Вознесенского Печерского монастыря Нижегородской епархии, блестящий специалист по церковному краеведению. Мы с ним знакомы еще с тех времен, когда он был наместником Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, а Далматовский и Верхотурский монастыри издревле были связаны. Сейчас во многом упущено время: если в конце прошлого века старинные иконы и церковные книги люди безвозмездно приносили в храмы, то сейчас чаще несут уже в антикварные магазины. Хотя, вот относительно недавно местные жители принесли в наш музей двустороннюю икону на металле – вероятно, хоругвь или запрестольный образ, которую нашли, копая огород. В другой раз две молодые женщины специально приехали из Екатеринбурга, чтобы вернуть в монастырь небольшую деревянную икону мучеников Кирика и Иулитты народного письма, исполняя завещание своей почившей бабушки, спасшей образ из костра в 30-е годы. Эти иконы мы тоже поместили в экспозицию монастырского музея. В прошлом году монастырю на временное хранение передали очень значимые для нас реликвии – кольчугу и шлем, подаренные, по преданию, основателю обители преподобному Далмату Исетскому татарином Илигеем в середине XVI века после видения иноверцу Божией Матери. Несколько столетий эти реликвии находились на гробнице преподобного Далмата, а после разорения обители в 30-х годах прошлого века попали в музеи Свердловской области. Передача музейных экспонатов для длительного экспонирования в стенах действующего храма стала возможной благодаря содействию Полномочного представителя Президента РФ в УрФО Н.Н. Цуканова и Губернатора Курганской области В.М. Шумкова и проведению большой подготовительной работы в монастыре. На средства благотворителей изготовили и установили соответствующую всем требованиям и украшенную снаружи резьбой с позолотой музейную витрину, позволяющую поддерживать необходимый температурно-влажностный режим.

http://pravoslavie.ru/127078.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла 22.04.2020 504 Время на чтение 4 минуты Источник: Екатеринбургская Епархия Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4:4). ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Отдавая Господу по Его заповеди десятину года и посвятив покаянное время Четыредесятницы приобретению необходимых духовных даров: целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, в пасхальный период мы ничуть не должны ослабевать в украшении себя божественными одеждами праведности, трудясь над ещё одной добродетелью, к которой призываемся ныне Ангелом - благовестником Воскресения Христова. Сегодняшний наш труд – добродетель радости. В наших обстоятельствах это именно труд и как раз сейчас мы можем прочувствовать радость как добродетель, а не как эмоцию. И быть может именно стеснённые обстоятельства празднования Пасхи Господней в этом году покажут нам как в действительности мало в нашей жизни было подлинной духовной радости и как легко мы принимали за неё вполне земной эмоциональный подъем. Для земного веселья достаточно шутки и хорошего настроения. Духовной же радости нужно пробиться сквозь боль наших страстей, сквозь терния наших страхов, сквозь каменные глыбы грехов и трясины земных привязанностей. Дважды повторённый призыв апостола Павла к радости – это не его доброе пожелание, а заповедь. И может быть одна из самых трудных. Дьявол же предлагает человеку простой путь страхов и тревог, мучительный, но обладающий для многих какой-то удивительной притягательностью. Господь Вседержитель через пророка Исаию говорит: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!» (Исаия 8:12-13). Так и первоверховный апостол Пётр поучает, говоря: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:13-15).

http://ruskline.ru/opp/2020/04/22/pashal...

12/25 мая Церковь чтит святого Симеона Верхотурского . В богоугодной жизни святого, простой и обыденной, не было ничего чудесного. И все же с именем святого связано не одно чудо. И всегда скора его помощь тем, кто прибегает к нему с молитвой. Занятие святого праведного Симеона рыболовством Когда люди поверили в свои 15 минут славы, о которых им рассказал Энди Уорхолл, они перестали смотреть на Небо и стали смотреть в экраны, надеясь увидеть там себя. Едва проснувшись, современный человек спешит написать в социальных сетях: «Я проснулся!», «Вот я пью кофе, а вот спешу на работу!», «Посмотрите, какая у меня грязная машина!» «А это я в храме! Смотрите, я исповедуюсь!», «Ах, вы еще не видели моих котиков!»… Современный человек боится забвения, как когда-то его благочестивый предок боялся ада. Духовная жизнь, наоборот, не терпит чужих глаз и всегда сокровенна. Все святые как огня бежали публичности и откровений о своей внутренней жизни. Просвещенные Богом, они опытно знали, что жизнь напоказ делает духовные подвиги невозможными и смертельно вредными для души, отравляя ее гордыней и тщеславием. Как говаривал преподобный Амвросий Оптинский : «Только рот открыл – туда галка и залетела!» Святые считали лучшим для себя прослыть невеждами и чудаками, чем быть прославленными среди людей. На Афоне до сих пор жива традиция, когда монахи, о чьих добрых делах узнают окружающие, несут за эти дела покаяние, как за совершенный грех. Ибо свою жизнь и дела они посвятили Христу, сказавшему: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 2–4). О жизни святого праведного Симеона Верхотурского неизвестно почти ничего. Соблазн для скептиков и безумие для циников разбивается о тысячи тысяч исполненных молитв и воздыханий верующих – святой праведный Симеон известен скорой помощью и заступничеством о всякой просящей душе. Мы не знаем, как звали его родителей и где он учился, но точно знаем, что ст о ит от сердца ему помолиться – молитва будет услышана…

http://pravoslavie.ru/93598.html

Архиепископ Викентий разъяснил недопустимость " заочного отпевания " и кремации Екатеринбург, 14 марта 2006 г . Послание Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о необходимости церковного погребения усопших, а также недопустимости практики " заочного отпевания " и кремации. Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (1Сол.4, 13-14) Дорогие братья и сестры! В жизни всех нас неизбежно наступают дни, когда близкие наши, наши друзья и знакомые завершают свое земное существование. Эти минуты расставания порождают немало проблем и житейских хлопот, связанных с устроением похорон. Но при этом мы должны помнить, что каждый православный христианин должен заботиться не только о должном погребении тела усопшего, но и – в значительной и даже большей степени! – об упокоении души близкого ему человека. К сожалению, годы гонений на Церковь привели к тому, что и в этом благочестивые традиции наших предков были нарушены, а многим они даже не известны. Православный христианин должен стремиться отойти в жизнь вечную примиренным с Богом и людьми, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Тайн. Уже в момент кончины начинается усердная молитва Церкви о ее верном чаде: совершается Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господней при разлучении души от тела. А тотчас же после смерти совершается Последование по исходе души от тела. Затем над телом усопшего начинается чтение Псалтыри. После необходимого приуготовления и положения почившего в гроб его всегда доставляли в храм Божий. В вечернее богослужение вносились особые дополнения, прошения об усопшем. Всю ночь гроб находился в церкви, продолжалось чтение Псалтыри. Затем усопший как бы последний раз пребывал на утреннем богослужении, на Божественной литургии, когда вновь все прихожане соборно молились о нем. И, наконец, совершался чин отпевания и похоронная процессия с пением молитвы " Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас " оправлялась на кладбище. Здесь над свежей могилой совершалась лития.

http://pravoslavie.ru/16621.html

Будем так рассуждать всегда, и мы станем выше оскорблений; а каким образом, это я объясню. Если бы мы стали враждовать против носящего порфиру, то оскорбления, направленные на него, обратились бы на нас самих, так как, порицая его, мы сами делаемся достойными порицания. Что же, скажи мне, твои слова значат? Будучи гражданином неба, обладая горним любомудрием, для чего ты унижаешь себя самого наравне с тем, который помышляет только о земном? Хотя бы у врага твоего было несчетное имущество, хотя бы у него была власть, он не знает твоего добра. Не унижай же себя, оскорбляя его; пощади себя, не его; воздай честь себе, не ему. Не говорит ли пословица: кто почитает (другого), тот почитает самого себя? И справедливо: не его он почитает, а себя самого. Послушай слов Премудрого, который говорит: «кротостью прославляй душу твою и воздавай ей честь по ее достоинству» (Сир 11:31). Что значит: «по ее достоинству»? Если кто, говорит, обманул тебя из любостяжания, не делай того же; если оскорбил, не оскорбляй. Скажи мне, прошу тебя: если какой-нибудь бедняк возьмет кусок грязи, валявшийся на дворе твоем, то неужели ты поведешь его за это в судилище? Нет. Почему? Чтобы не унизить себя самого, чтобы не стали все осуждать тебя. Так и здесь. Богач есть бедняк; и чем более он богатеет, тем более становится бедным истинною бедностью. Золото — это грязь, брошенная на двор, а не лежащая в твоем доме; дом же твой — небо. Потому, если ты за это позовешь его в судилище, то не осудят ли тебя горние граждане? Не извергнут ли они тебя из своего отечества, — тебя, который так низок, так презрен, что из-за малого куска грязи решаешься вести тяжбу? Если бы даже весь мip был твоим и кто-нибудь отнял его у тебя, то и тогда тебе следовало бы только отвернуться от него. БЕСЕДА 26 «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих» (Евр 11:20–22).

http://bible.predanie.ru/nedelya-30-aya-...

Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными» (Евр 11:28–31). Видишь, что эти силы существуют для служения и исполняют определенное назначение? Такое дело больше Моисеева. Что именно? То, что не одно и то же повелевать морем, и силами небесными. И первое важно, даже весьма важно, но не может сравниться с последним. А отчего это совершилось, послушай. Отчего же? Имя Иисуса было прообразом Христа. Потому-то, т.е., так как он имел преобразовательное имя — Иисус, творение устрашилось самого имени. Как, разве никто другой не назывался Иисусом? Но он был назван этим именем, как прообразом; его звали прежде Авсием, а потом переменено ему имя, и это было предсказанием и пророчеством. Он ввел народ (израильский) в землю обетованную, как Иисус Христос (вводит нас) на небо. Ни закон, ни Моисей не сделали этого, но остались вне; закон не может вводить туда, но благодать. Видишь, как прообразования были предначертаны издревле? (Иисус Навин) повелевал природою, или лучше, главною частью природы, сам находясь на земле, чтобы ты, видя Иисуса (Христа) в образе человека, изрекающего то же самое, не смущался и не изумлялся. Тот, еще при жизни Моисея, обращал в бегство врагов; этот, и при существовании закона, управляет всем, хотя и не открыто. Впрочем посмотрим, как сильна добродетель святых. Великое оружие — молитва, если она совершается с надлежащими мыслями. Чтобы тебе уразуметь ее силу, обрати внимание па следующее: непрестанная молитва преодолела безстыдство, несправедливость, жестокость и грубость: «слышите» — сказал (Господь), — «что говорит судья неправедный» (Лк 18:6). Она преодолела леность, и чего не сделала дружба, то сделала непрестанная молитва: «Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» (Лк 11:8). И недостойную (жену) непрестанная молитва сделала достойною: «нехорошо», — сказал (Господь), — «взять хлеб у детей и бросить псам.

http://bible.predanie.ru/nedelya-30-aya-...

«Верою прииде Авраам на землю обетования, якоже на чужду, во кровы вселися со Исааком и Иаковом, снаследниками обетования тогожде». Да и пришедши в обетованную землю, не стал ее владетелем, но и сам, и сын, и внук вели жизнь переселенцев, на собственной по обетованию земле обитая, как на чужой. Потому и домов не строили, но проводили жизнь, вселяясь в кровах. Однако же веровали, что Обетовавший истинен, даже и не видя свидетельства событий, согласующихся с верою. Евр 11:9.  Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования. «Верою прииде Авраам на землю обетования, якоже на чужду, во кровы вселися со Исааком и Иаковом, снаследниками обетования тогожде». Да и пришедши в обетованную землю, не стал ее владетелем, но и сам, и сын, и внук вели жизнь переселенцев, на собственной по обетованию земле обитая, как на чужой. Потому и домов не строили, но проводили жизнь, вселяясь в кровах. Однако же веровали, что Обетовавший истинен, даже и не видя свидетельства событий, согласующихся с верою. Евр 11:10.  Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. «Ждаше бо основания имущаго града, ему же художник и содетель Бог». Авраам не настоящего желал, но вожделевал будущего, потому что будущее поистине твердо и прочно. Ибо словом «основания» Апостол означил долгое пребывание, а «градом» нерукотворенным назвал небесное житие. Сие же сказал он и выше: «Не в рукотворенная бо святая вниде Христос, …но в самое небо» ( Евр 9:24 ). Евр 11:17.  Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного. Евр 11:18.  О котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. «Верою приведе Авраам Исаака искушаемь, и единороднаго приношаше, обетования приемый», «к немуже глаголано быст: яко о Исааце наречется тебе семя». Бог обетовал множество потомков Исааковых соделать подобными песку морскому, и Сам повелел Исааку стать жертвою. Посему патриарх, осаждаемый двумя противоположными помыслами, когда, притом, и естество терзало его жесточае всякого исполнителя казни, все преодолел без труда и принес жертву. Но Апостол показывает и тот помысл, водясь которым Авраам рассеял все другие помыслы.

http://bible.predanie.ru/nedelya-30-aya-...

Вспомните о величайшем из русских писателей, отце русской литературы и современного русского языка — Александре Сергеевиче Пушкине. Знаменитый оптинский старец, преподобный Варсонофий, будучи дворянином и человеком образованным, интеллигентным, с большим уважением относился к этому великому писателю и молился за его упокоение. Преподобный Варсонофий рассказывал, что у него было однажды видение во сне: он оказался в какой-то сумрачной местности, погода стояла пасмурная, и вся природа была наполнена грустью и тоской. Среди этой плачущей природы шел Александр Пушкин. И преподобный Варсонофий, как ему представилось во сне, догоняет его и говорит: «Александр Сергеевич, а вы знаете, как вас сейчас все прославляют?» А тот ему отвечает с невыразимой грустью: «Слава? На что мне она теперь?» Вот что значит слава человеческая: в свете Божественной истины, в свете Евангелия она — ничто. Так не лучше ли приобрести славу Божию, совершенно не думая ни о чем земном, пустом, временном и суетном? Пусть даже нас будут помнить многие поколения людей, но в конце концов и это пройдет и предастся забвению, потому что наступит вечность, где по совсем иным критериям будет избрано то, что достойно уважения, одобрения, прославления и похвалы. Вот чему учит нас жизнь святого праведного Симеона Верхотурского: совершать свой подвиг в безвестности, втайне, ища славы лишь от Единого Бога, и совершать этот подвиг искренне — не перед людьми только, но прежде всего перед самим собой, перед своей собственной совестью, перед Богом. И Господь прославит нас присутствием Своей Божественной благодати, дарованием возможности и способности вести добродетельную жизнь, миром и благодатным утешением в нашей душе. Он прославит нас таким блаженством, о котором сказано в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие». Аминь. В то время первосвященники и старейшины имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти, и привели Его к Пилату и говорили: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010