Имена этих святых упоминаются во многих календарях, начиная с 875 г. Фабрегас Грау полагает, что их житие было написано или, по крайней мере, получило распространение до середины X в. 348 Сейчас мощи святых пребывают в монастыре Сантос-о-Ново в Лиссабоне. Память их, согласно «Кордубскому календарю», – 1 октября. 349 Страдание святых мучеников Христовых Вериссима, Максимы и Иулии Страдание святых мучеников Христовых Вериссима, Максимы и Иулии, которые претерпели мученичество в городе Лиссабоне в октябрьские календы. В те времена, когда по всем провинциям. принадлежащим Римскому государству, по приказу языческих правителей свирепствовали гонения и не было ни уголка, где идолопоклонство не стремилось бы истребить пыл истинной веры, в городе Лиссабоне, основанном на берегу Океана Улиссом, как помнит и утверждает предание, языческий наместник даровал нашему Христу троих мучеников. Получив императорский указ умерщвлять при помощи различных пыток тех, кто отказался приносить жертвы идолам, нечестивый исполнитель кощунственного приказа приказал своим слугам привести жителей к алтарям для совершения жертвоприношения, которое должно было вскоре состояться по языческому обычаю. Он пообещал возражающим наказание, а согласным награды. Среди собравшихся были и те, кого лесть мирских вещей обманным путем привела к воскурению на языческих алтарях. Там же оказались Вериссим, Максима и Иулия, разного пола, но одинаковой душевной доблести. Они объявили, что они христиане, верят во Христа и не могут отказаться от Его таинств. Судья, узнав об их заявлении, приказал подготовить место для допроса, велел привести ликторов, повергнуть на землю мучеников, принести плети, привязать крючья, поставить силки дыбы. Но ничто из этого не напугало слуг Божьих, когда им сулили пытки, и не одолело их, когда пытки были применены. Телесными терзаниями лишь увеличивалась душевная доблесть, и через умножающиеся и усиливающиеся пытки укреплялась вера в Бога и стремление к обетованному блаженству. Пылал гнев преследователя, когда он видел веру мучеников во время придуманных им пыток, и разум, посвященный дьяволу , обдумывал все злокозненные уловки, но хитрость нечестивца не могла победить в поединке тех, кому божественное страдание тайно уготовало венец небесной награды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРИССИМ, МАКСИМА И ИУЛИЯ [лат. Verissimus, Maxima et Iulia] (III - нач. IV в.), мученики Олисипонские (Лиссабонские) (пам. зап. 1 окт.). Наиболее ранним свидетельством почитания этих мучеников является гимн в честь них, восходящий к VII в. и вошедший в мосарабскую литургию. В IX в. их имена вошли в Мартиролог Узуарда , к-рый следовал в данном случае устной испан. традиции. К периоду араб. завоевания Испании (VIII-IX вв.) относится упоминание об этих мучениках в надписи из Ла-Мореры, близ Бадахоса (Испания). С X в. имена В., М. и И. появляются в большинстве испан. календарей; к тому же столетию относится и составление их «страстей» (passio). Согласно «Страстям», В., его сестры М. и И. были жителями г. Олисипо. Их схватили по приказу префекта скорее всего в период Диоклетианова гонения в 303-305 гг. Префект предлагал святым различные почести и награды, если они отрекутся от Христа, однако они смело исповедовали себя христианами, не прельстившись почестями и не устрашившись угроз. После этого их заключили в темницу, подвергли различным пыткам, а затем привязали к лошадям и протащили по городу, побили камнями и обезглавили. Тела мучеников были оставлены на месте казни без погребения на растерзание диким зверям, но те не причинили им никакого вреда. Тогда тела были брошены в море, и первый же корабль, вошедший в гавань Олисипо, привез их обратно; позднее их похоронили местные христиане. Почитание В., М. и И. известно с VII в., большое распространение их культ получил с сер. XIII в., когда Лиссабон стал столицей Португалии. В городе существовал храм, посвященный мученикам, перестроенный в 1475 г. Ист.: ActaSS. Oct. T. 1. P. 26-29. Лит.: Fábrega Grau A. Pasionario hispánico. Madrid, 1953. T. 1. P. 216 sqq.; García Rodrígues C. El culto de los santos en la España Romana y visigoda. Madrid, 1966. P. 279 sqq.; Jiménez Pedrajas R. Verissimo, Massima e Giulia//BiblSS. Vol. 12. Col. 1035-1037. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/150423.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛИССАБОНСКИЕ МУЧЕНИКИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вериссим, Максима и Иулия Лиссабонские или Олисипонские , (+ ок. 300 - 304 ), мученики . Память 1 октября . Вериссим (Verissimus, Вериссимо), Максима (Maxima) и Иулия (Iulia, Жулия) считаются одними из первых мучеников, пострадавших в Лиссабоне за Христианскую веру. На сестер и брата донесли, что они не приносили жертв к идолам, что было в то время обязательно. Вериссимо и его сестры без ропота вынесли изощренные пытки, которым были подвергнуты: несколько дней в темнице без окон, без воды и пищи; терзание скорпионами, каленым железом - ничто не могло обратить непокорных, и заставить поклониться идолам. В назидание другим мучеников привязали за ноги к собачьим хвостам и гнали свору по всему городу. Несломленных мучеников обезглавили. Их не удостоили погребения: бросили тела на съедение псам. Поскольку животные не притрагивались к ним, к останкам привязали камни, и бросили их в реку Тагус (совр. Тежо). Чудесным образом тела Вериссима, Иулии и Максимы вынесло на берег близ другой христианской общины, которая и произвела захоронение со всеми почестями. Место, где были похоронены мученики, после освобождения христианства получило название " Сантуш " , по велению короля Афонсу I там была возведена церковь. При сыне его, короле Саншу , на месте почитания Лиссабонских мучеников образовался монастырь. Сегодня там находится Национальный Музей Старинного Искусства. Использованные материалы Редакция текста от: 08.04.2007 20:10:53 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5483.html

 Взбешенные ее признанием, неверные притащили служительницу Христа к наместнику. Когда наместник стал спрашивать ее о положениях ее веры, она неизменно отвечала: «Почему вы непрерывно спрашиваете меня? Разве я засвидетельствовала, что недавно присоединилась к учению христианской веры? Но, согласно апостольскому учению, сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению ( Рим.10:10 ), я признаю при всех, что верю в Бога, единого в Троице, поклоняюсь Ему неделимому по сущности и провозглашаю неслитного в Лицах».  Воспылал на эти слова дьявол и с жутким ревом велел заковать рабу Божию. Блаженная была связана и оставалась в темнице несколько дней, не прекращая поста и непрерывно читая священные книги, пока император не издал указ о казни ее и Вульфурана. Посовещавшись о них обоих, он велел составить им такой приговор: «Если они не поверят в наши обряды, приказываем приговорить их к жестокой смерти. Аргентею же, наглую бунтовщицу, не подчиняющуюся священному обряду и презирающую царские награды, после тысячи ударов плетьми приказываем лишить языка и умертвить стрелой».  Когда блаженная дева услышала свой приговор и ликуя вознесла благодарность Богу, она не испугалась принять человеческую казнь, откуда, она верила, она перейдет в чертог Христа; и, вооружившись именем Царя Бога, как хороший атлет, стремящийся к борьбе, она уверенно прошла на площадь со словами: «Что тебе, жесточайший из правителей, пользы в том, что ты отрежешь часть моего тела, когда невидимый плектр души не перестает провозглашать Христа? Продолжай, несчастный, продолжай, чтобы и мне больше наград собрать, и себе приготовить вечные муки в грядущем. Ибо я радуюсь, что я тем счастливее, чем большим наказаниям оказываюсь подвергнута». He терпя дольше ее речи, наместник, окружив ее вместе с блаженным Вульфураном ликторами, подвел ее к палачам и, когда свирепым образом исполнен был их приговор, мученичество было принято, и они устремились на небесную родину.  А ночью пришли верные христиане, похитили тела обоих и с почестями похоронили в эру 969: Аргентею торжественно погребли в монастыре при базилике трех святых в присутствии епископа и всего клира, а Вульфурана подобным же образом на другом кладбище с почестями предали земле. Их чудеса до сих пор славятся среди нас, они изгоняют из многих тел различные недуги, пусть они в разных местах, однако мы верим, что они заслужили одного блаженства у Господа, (17.) Которому с Отцом и Святым Духом одна и равная слава во веки веков. Аминь. Мученики Вериссим, Максима и Иулия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

составление и перевод А.А. Бурова Святые Вериссим, Максима и Иулия, мученики Лиссабонские или Олисипонские, († около 300–304, память 1 октября) Вериссим (Verissimus, Вериссимо), Максима (Maxima) и Иулия (Iulia, Жулия) считаются одними из первых мучеников, пострадавших в Лиссабоне за христианскую веру. На сестер и брата донесли, что они не приносили жертв к идолам, что было в то время обязательно. Вериссимо и его сестры без ропота вынесли изощренные пытки, которым их подвергли: несколько дней в темнице без окон, без воды и пищи; терзание скорпионами, каленым железом – ничто не могло обратить непокорных, и заставить поклониться идолам. В назидание другим мучеников привязали за ноги к собачьим хвостам и гнали свору по всему городу. Несломленных мучеников обезглавили. Их не удостоили погребения, бросив тела на съедение псам. Поскольку животные не притрагивались к ним, к останкам привязали камни, и бросили их в реку Тагус (совр. Тежо). Чудесным образом тела Вериссима, Иулии и Максимы вынесло на берег близ другой христианской общины, которая и произвела захоронение со всеми почестями. Место, где были похоронены мученики, позднее христианства получило название «Сантуш», по велению короля Афонсу I там была возведена церковь . При сыне его, короле Саншу, на месте почитания Лиссабонских мучеников образовался монастырь. Сегодня там находится Национальный Музей Старинного Искусства. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Точно год написания установить невозможно. «Первая апология» адресована «Императору (ατοκρτορι) Титу Элию Адриану Антонину, Пию, Августу Цезарю; и Вериссиму, его сыну, философу [то есть Марку Аврелию (усыновленному им)]; и Луцию, философу [?] – родному сыну Цезаря [то есть Цезарю Элию Веру (Коммоду)] и Пия по усыновлению; и священному Сенату – и всему римскому народу» и т.д. Стиль обращения, принятый в курии, нарушен; возможно (как предполагают Моммсен и Фолькмар), обращение добавлено позже, но никто не сомневается в его правильности в целом. Что касается титула «Вериссим», который Марк Аврелий перестал употреблять после своего усыновления Антонином в 138 г., и отсутствия титула «Цезарь», который он принял в 139 г., то раньше критики делали из этого вывод, что апология была написана вскоре после смерти Адриана (137), и Евсевий в своей «Хронике» относит ее к 141 г. Ранняя дата подтверждается тем фактом, что в «Разговоре», написанном после апологий, восстание Бар–Кохбы (132 – 135) представлено как еще продолжающееся или, по меньшей мере, случившееся совсем недавно (φυγν τν νυν γενμενον πλεμον, ex bello nostra aetate profugus, с. I; см. также гл. 9). Но, с другой стороны, Марк Аврелий не считался соправителем Антонина до 147 г., а, судя по самой книге, Иустин обращается к двум правителям. Более того, Луций Вер родился в 130 г. и на восьмом году жизни не мог считаться «философом»; однако Евсевий читает это место как «сын философа кесаря»; что касается термина φιλσοφος, то он использовался в самых разных значениях. Большим весом обладает тот факт, что первая апология была написана после Syntagma против Маркиона, пользовавшегося популярностью в Риме в 139 – 145 г., хотя эта хронология тоже не совсем точна. Иустин говорит, что пишет через 150 лет после рождества Спасителя; если это не просто круглая дата, она помогает установить время написания. По этой причине современные критики выбирают дату 147 – 150 г. (Фолькмар, Баур, фон Энгельгардт, Хорт, Дональдсон, Холланд), или 150 (Липсиус и Ренан), или 160 (Кейм и Обэ). Малая апология была также написана при Антонине Пии (так считают Неандер, Отто, Фолькмар, Хорт, вопреки Евсевию, IV. 15, 18, и прежней точке зрения, согласно которой она относилась к правлению Марка Аврелия); ибо в ней предполагается существование двух правителей, но только одного императора, в то время как после его смерти было два «Августа», или императора. См. хронологию в Volkmar, Die Zeit Just, des M., в «Theol. Jahrb.», Tübingen 1855 (Nos. 2, 4); Hort, On the Date of Justin M., «Journal of Classic and Sacred Philology», June 1856; Donaldson, II. 73 sqq.; Engelhardt, I.c., 71–80; Keim, Rom. и. d. Christenth., p. 425; Renan, I.c., p. 367 note; Harnack, Texte und Unters., etc. I. 172 sq.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Снова проехали к мосту имени 25 апреля, похожему на Голден Гейт. Он назван так в память о «революции гвоздик» 1974 года, когда был низложен Салазар. Ехали мы вдоль набережной через Торговую площадь с памятником королю Жозе Первому. Здесь до землятрясения находился королевский дворец.   Пришлось покружить по узким улицам, где движение возможно лишь в один ряд. Есть в Лиссабоне и более узкие улочки: как говорили в старину «на ширину одного осла». По ним теперь можно лишь гулять. За окном мелькали красивые здания, бесчисленные памятники и величественные монументы. На некоторых площадях можно увидеть не один памятник. Мы решили оставить знакомство с национальными героями, запечатленными в камне, на следующий день. В первый день нашего пребывания в Португальской столице нам не удалось пообщаться с ее жителями.   Не удалось   узнать, где находятся мощи лиссабонских святых Вериссима, Максимы и Юлии, замученных в трехсотом году. В 1475 году был построен   храм в честь этих мучеников. Но, похоже, и он был разрушен великим лиссабонским землетрясением. Оставалось уповать на то, что за оставшийся день мы сможем полнее почувствовать дух этого замечательного города и найти место, где можно ощутить пасхальную радость. На закате немного поплавали в океане. В конце апреля вода здесь еще прохладная. Португальцы не купаются. Но русским и украинским молодым людям 16 или даже 17 градусов в радость. Пока отец Арсений качался на волнах со своими духовными чадами, я собрал половину полиэтиленового мешка мидий. А затем стал снимать закат. К сожалению, видеокамера не передает гамму постоянно меняющихся оттенков сгущающихся сумерек. Прибывающая с каждой минутой вода прилива растекается тонкой пленкой по песку, отражая свет гаснущего неба. Золотой цвет на горизонте быстро становится красным, затем багровым и на глазах темнеет, как гаснущая головешка. И вдруг на дальнем конце мыса, далеко выступающего в океан, начинает что-то слабо мигать. Потом, по мере уплотнения темноты, все сильнее и ярче. Это начинает ночную работу маяк.

http://radonezh.ru/analytics/lissabon-de...

Немного ранее, вероятно, и произошло его обращение в христианство. После своего обращения Иустин продолжал носить свой философский плащ и постоянно переходил с места на место, защищая христианство как единственную истинную и достоверную философию. Однако о его миссионерских странствованиях известно мало достоверного. Он часто бывал в Риме, так что Евсевий называет Рим местом его жительства. Здесь он имел диспут с киником Крискентом. После этого диспута Крискент сделался его злейшим врагом и был причиной его мученической смерти. Вместе с шестью другими христианами Иустин был обезглавлен после предварительного бичевания. Согласно «Acta Ss. Justini et sociorum», которые (исключив некоторые позднейшие прибавки) можно отнести ко II веку, святой Иустин пострадал при префекте римском Юнии Рустике, то есть между 163 и 167 годами. Беря среднюю цифру, годом смерти Иустина можно признать 165-й. 2 . Сведения о сочинениях. Святой Иустин был плодовитым писателем. Но большинство его сочинений не сохранилось до нашего времени. Наоборот, в позднейшее время ему были приписаны некоторые произведения, в действительности ему не принадлежавшие. Несомненно принадлежат Иустину только три сочинения: две «Апологии» и «Диалог с Трифоном иудеем». A. «Первая Апология» адресована Антонину Пию, его сыну Вериссиму (Марку Аврелию) Философу, Люцию Философу, сенату и всему народу римскому. Апология распадается на три части. В первой Иустин доказывает, что несправедливо наказывать христиан за одно имя, без расследования, справедливы ли возводимые на них обвинения. Затем он говорит о возвышенности нравственного и догматического учения христиан. Во второй части доказывается истинность христианского вероучения на основании ветхозаветных пророчеств и ложность политеизма как произведения злых демонов. В третьей части святой Иустин описывает обряды христианского богослужения, особенно Крещения и Евхаристии. Заключением служит увещательная речь к императору. «Апология» составлена в середине II века. Сам Иустин говорит в ней, что со времени рождения Спасителя прошло уже 150 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

«Самодержцу Титу Элию Адриану, Антонину Благочестивому, кесарю Августу; сыну Вериссиму, философу; Луцию, родному сыну кесаря философа и усыновленному Благочестивым, любителю просвещения, к священному сенату и ко всему народу римскому обращается с прошением за людей, несправедливо всеми народами ненавидимых и обижаемых, Иустин, сын Приска, сына Вакхия, уроженец Флавия Неаполя в Палестинской Сирии, один из этих людей». Тот же император, получив подобные же прошения и от других братьев наших, живущих в Асии и всячески притесняемых от местного населения, обратился к асийскому Собранию со следующим распоряжением: Глава 13 1. «Самодержец, кесарь Марк Аврелий Антонин Август Армянский, верховный жрец, народный трибун в пятнадцатый раз и консул в третий, приветствует асийское Собрание. 2. Я знаю, что сами боги озабочены тем, чтобы такие люди от них не укрылись. Гораздо сильнее, чем вы, могут наказать они людей, не желающих им поклоняться. 3. Тех, кому вы не даете покоя, вы только укрепляете в их вере, хотя обвиняете в безбожии. Допустим, что при обвинении у них есть свободный выбор: они предпочтут умереть за своего Бога. Потому они и одерживают победу, готовые скорее отдать душу свою, чем сделать то, что вы от них требуете. 4. Что же касается землетрясений, бывших и нынешних, то уместно вам напомнить, что при таких бедствиях вы всякий раз падаете духом: сравните поведение их и свое. 5. Они полны надеждой на Бога, а вы за все время о богах и не думаете, и не служите Бессмертному; христиан же, которые Ему служат, гоните и преследуете до смерти. 6. Заступаясь за них, многие правители провинций писали нашему божественному отцу, и он ответил им, приказывая не беспокоить христиан, если окажется, что они ничего не замышляют против римского владычества. И мне многие давали знать о них, и я отвечал им согласно с мнением нашего отца. 7. Если кто-то будет упорно обвинять христианина как такового, то с обвиняемого снимается обвинение, если он и действительно христианин, а обвинитель подлежит суду. Прочтено в Эфесе асийскому Собранию».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

70 и 71). Когда была написана и представлена эта апология — на этот вопрос ученые отвечают весьма несогласно между собою. Из надписания ей, в котором Марк Аврелий (Вериссим) еще не называется соправителем, ни кесарем, заключали. что она явилась вскоре после восшествия на престол императора Антонина Благочестивого, но до объявления Марка Аврелия кесарем, последовавшего в 139 году: таким образом время происхождения первой апологии относили к концу 138 или началу 139 г. Но такое заключение несогласно с следующими обстоятельствами: 1) Марк Аврелий, упоминаемый Иустином в числе царственных лиц, к коим обращается апология, в означенное время был молодым человеком 18-ти лет, еще не пользовавшимся известностью и правительственной властью; между тем в апологии дело представляется так, что не только благочестие в лице императора Антонина, но и мудрость в лице Марка Аврелия, прозванного философом, восседали на престоле правителей римской империи. Так, обращаясь к ним в самом начале апологии, Иустин говорит: вы называетесь благочестивыми и философами (гл. 2, снес. 3), — и переносит нас в то время, когда оба они славились повсюду, как благочестивые и философы. А Марк Аврелий был сделан соправителем Антонину в 147 году. Опущение же в титуле Марка Аврелия наименования кесарем могло произойти или от ошибки переписчиков или от самого Иустина, не заботившегося о дипломатических тонкостях. 2) В этой апологии встречается замечание о том, что по сказанию христиан Христос родился за 150 лет перед сим при Киринее, а учил при Понтии Пилате (1 апол. гл. 46): это показание ослаблять предположением, что Иустин здесь хотел только приблизительным и круглым числом обозначить время, протекшее от появления Основателя христианства, и особенно сокращать это число, нет достаточного основания. 3) Иустин говорить о Маркионе, как о своем современнике, представляя его лжеучителем, который уже обольстил многих повсюду (1 ап. гл. 26 и 58). Хотя показания о времени деятельности Маркиона у древних писателей довольно неопределенны; но в этом случае заслуживает предпочтения свидетельство Иринея (adv. haer. 3, 4): он говорит, что Маркион, ученик Кердона, усилился при римском епископе Аниките, который, по Евсевию (Церк. Ист. IV, 19), правил церковью от 158 до 169 г.—4). Наконец Евсевий, говоря о славной деятельности Иустина в защиту Веры против еретиков и язычников, когда он находился в Риме, относить ее ко времени епископа Аникиты (Церк. Ист. IV, 11). Все это говорит против мнения писателей, относящих 1-ю апологию Иустина к 139 году, и указывает на гораздо позднейшее время ее происхождение. Посему вероятнее мнение других ученых, которые относят ее к 150-му.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3814...

  001     002    003    004