Так как мне стало известным, что Церковь антиохийская в Сирии, по молитвам вашим, наслаждается миром, то и я в Божией беспечальности стал благодушнее, только бы прийти мне к Богу чрез страдание, дабы в воскресении явиться мне вашим учеником. Тебе, богоблаженнейший Поликарп, надобно созвать боголепнейший совет и избрать кого-нибудь особенно вам любезного и усердного человека, который мог бы назваться Божиим послом: ему поручить, чтобы, отправившись в Сирию, он прославил там неослабную любовь вашу к славе Божией. Христианин не имеет над собою власти; он принадлежит Богу. А это дело – Божие и ваше, когда вы исполните его. Ибо я уверен в благодати Божией, что мы готовы на всякое доброе дело Божие. Посему-то, зная ваше согласие с истиною, я и предложил вам наставление в кратком послании. Глава VIII. Пусть и другие Церкви отправят в Антиохию послов или письма. Приветствия Так как я, по причине внезапного, по воле начальства, отплытия из Троады в Неаполь, не мог написать ко всем Церквам, то к ближайшим Церквам напишешь ты, как знающий волю Божию, чтобы и они сделали то же самое. Кто может, послали бы нарочных, а другие отправили бы письма чрез посланных тобою, чтобы прославиться вам бессмертным делом, как ты и достоин того. Приветствую всех поимённо, и жену Епитропа со всем её домом и детьми. Приветствую возлюбленного моего Аттала. Приветствую того, кто удостоится быть отправленным в Сирию. Да будет всегда благодать с ним и с посылающим его Поликарпом! Желаю вам всегда укрепляться в Боге нашем Иисусе Христе. Пребывайте чрез Него в единении с Богом и епископом. Приветствую Алкия, вожделенное мне имя. Укрепляйтесь в Господе. Святой Иустин Мученик Апология первая 1 . К императору Титу Элию Адриану Антонину Благочестивому Августу Кесарю, – сыну его Вериссиму философу, и Люцию философу, родному сыну Кесаря и усыновлённому сыну Благочестивого, любителю наук и к священному сенату и всему народу римскому, обращаясь с моим словом и прошением за людей им, всех народов несправедливо ненавидимых и гонимых, – я из числа их, Иустин, сын Ириска, внук Вакхия, уроженцев Флавии Неаполя в Сирии Палестинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Святитель Фруктуозо Бракарский За первым португальским святым следуют мученики: свв. Павел, Гераклей, Секондилла и Януарий из Порто (память — 2 марта), свв. Вериссим, Максима и Юлия Лиссабонские (память — 1 октября), все замученные в 300 году, и святой Виктор Бракарский (память — 12 апреля), принявший крещение в своей крови за отказ поклонится идолам в 303 году. В V веке после вторжения на полуостров германского племени свевов и визиготов, принявших арианство, просиял в Португальской Церкви другой мученик — св. Петр, архиепископ Бракарский (26 апреля), а затем еще один мученик, св. Манций, епископ Эворский (15 марта), который был замучен в V веке от Рождества Христова. После них прославился великий португальский святой и наставник монахов, святитель Мартин, архиепископ Бракарский (+579), память которому совершается 20 марта, известный как Апостол Галисии, который обратил короля свевов от арианства в Православие и который вместе со своим учеников Паскасием, перевел с греческого «Изречения отцов пустынников». Вместе с ним, мы не можем не сказать о еще одном великом отце монашествующих, святителе Фруктуозо Бракарском (+665), память которому совершается 16 апреля, который, просвещая визиготов, составил монашеский устав. К этому периоду относятся сохранившиеся до нашего времени церковь святителя Фруктуозо в Монтелиош близ Браги, построенная в форме греческого креста, как усыпальница святителя, церкви святого Петра в Бальшемао и святого Амаро в Бехе. Этот первый период истории и духовного расцвета Португалии закончился в 711 г. вторжением на полуостров из северной Африки мавров. Они покорили большую часть Иберийского полуострова, и угроза их вторжения нависла даже над народами, жившими на территории современной Франции, однако они были остановлены поражением в битве при Пуатье в 732 году. К этому времени относится легенда о семи епископах, которые отплыли через Атлантический океан к Антилии, острову Семи городов, легенда, которая вспоминалась португальцами на протяжении многих веков. Маврское вторжение дало начало христианскому сопротивлению в IX и X вв., которое привело к освобождению северной и центральной частей нынешней Португалии от магометанского ига. Два святых выделяются в это время: святитель Розендо Думийский (+967) возобновитель монашеской жизни в Галисии (память 1 марта), и его родственница, преподобная аббатиса (игумения) Сеньорина Бастская (+982) (память 22 апреля). К этому времени относится также другой и последний сохранившийся до нашего времени храм, построенный в Православный, доримский период в Португалии — возведенная в 913 году церковь в Лоуросе.

http://pravoslavie.ru/1923.html

Подлинно, если бы Он не говорил ничего такого, то еретик мог бы сказать: если Он был человеком, то Ему надлежало и испытать свойственное человеку. Что же именно? То, чтобы, приближаясь к распятию на кресте, страшиться и скорбеть и не без скорби лишаться настоящей жизни; ибо в природу вложена любовь к жизни настоящей. Посему Он, желая показать свое истинное облечение плотию и удостоверить в истине этого домостроительства, с великою ясностию обнаруживает свои страдания» 99 . Собрался также святой и вселенский собор, созванный по императорскому повелению в сем богохранимом царствующем городе, а именно: почтеннейшие пресвитеры Феодор и Георгий и почтеннейший диакон Иоанн, представители святейшего и блаженнейшего Агафона, архиепископа древнего Рима; почтеннейший и святейший Георгий, архиепископ сего великого Константинополя, нового Рима; боголюбезный пресвитер и инок Петр, местоблюститель престола великого города Александрии; благочестивый пресвитер и инок Георгий; почтеннейший апокрисиарий Феодор, местоблюститель иерусалимского престола; Иоанн, епископ города Порта, Абунданций, епископ города Патерна, Иоанн, епископ города Ригия, представители 125-ти почтеннейших епископов святого собора древнего Рима, что засвидетельствовано собственноручными подписями епископов в их послании к благочестивейшему императору Константину; благочестивый пресвитер Феодор, местоблюститель боголюбезного архиепископа равеннского Феодора; Василий, епископ города Гортины критской; Феодор, епископ ефесский; Сисинний, епископ Ираклии фракийской; Георгий, епископ кизический; Марин, епископ сардийский; Петр, епископ никомидийский; Фотий, епископ никейский; Иоанн, епископ халкидонский; Иоанн, епископ сидский; Феодор, епископ мелитинский; Сисинний, епископ Иераполя фригийского; Макровий, епископ Селевкии исаврийской; Георгий, епископ Визии фракийской; Григорий, епископ митиленский; Сергий, епископ силимврийский; Андрей, епископ мефимнский; Феогний, епископ кийский; Георгий, епископ камулианский, Антоний, епископ ипэпский; Генесий, епископ анастасиопольский; Платон, епископ киннский; Иоанн, епископ даскилийский; Феодор, епископ Юстинианополя гордского; Феодор, епископ верисский; Стефан, епископ Ираклии понтской; Лонгин, епископ тиосский; Дометий, епископ прусиадский; Соломон, епископ кланейский; Георгий, епискол косский; Иоанн, епископ миндский; Иоанн, епископ еризский; Григорий, епископ кантанский; Иоанн, епископ Лаппы: Евлалий, епископ зенонопольский; Константин, епископ далисандский; Феодор, епископ олвийский; Феофан, почтеннейший пресвитер и игумен досточтимой обители сицилийской, именуемой Байя; Георгий, пресвитер и инок находящейся в древнем Риме обители Рената; Конон и Стефан, пресвитеры и иноки находящейся в том же древнем Риме обители, именуемой Арсикийский дом; Анастасий, пресвитер и инок оратории досточтимой константинопольский патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Благочестивейший император Константин сказал: «пусть Феодор, боголюбезнейший епископ мелитинский, скажет, кто те лица которые вместе с ним составили поданную им нам и ныне прочтенную хартию». Феодор, боголюбезнейший епископ мелитинский, сказал: «Петр, епископ никомидийский; Соломон, епископ кланейский; Антоний, епископ ипэпский, и некоторые из секретариата святейшего патриарха константинопольского, а именно: Георгий, диакон и хартофилакс; Анастасий, диакон и нотарий, экдик кораблей; Стефан, диакон и канцелярий; Дионисий, диакон и канцелярий; Анастасий, пресвитер и инок, и Стефан, пресвитер, инок (состоящий при) патриархе антиохийском». Благочестивейший император Константин сказал: «кто подал тебе ту самую хартию, которую ты представил»? Феодор, боголюбезнейший епископ мелитинский, сказал: «тот самый авва Стефан, который (состоит при) патриархе антиохийском». И указал его, стоящего позади кафедры, на которой восседал сам святейший архиепископ антиохийский Макарий. Георгий, епископ камулианский, сказал: «государь! я принимаю послания, присланные Агафоном, блаженнейшим папою римским, и последую им, и таким образом верую и исповедую, что в едином от святой Троицы, Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге нашем, два естественные хотения и два действия». Платон, епископ киннский, сказал: «я слышал послания Агафона, святейшего папы римского, и сам верую также, и следую силе их и верую, и таким образом исповедую два естества (и два естественные хотения и два естественные действия неслитно и) нераздельно в едином от святой Троицы, Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге нашем». Феодор, епископ Вериссы арменской, сказал: «выслушав послания, присланные к нашему благосклонному государю, отцом нашим, папою римским Агафоном, и узнав заключающиеся в них свидетельства, верую так, как верует сам отец наш, папа древнейшего Рима, что в едином от святой Троицы, Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге нашем, два естества в одном лице, и два естественные хотения, а равно два естественные действия».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Высокое положение Церкви К. нашло подтверждение на II Вселенском Соборе в К-поле в 381 г. По итогам Собора имп. Феодосий I издал эдикт, в котором перечислялись хранители православной веры на Востоке Римской империи,- к этим наиболее авторитетным епископам следовало обращаться за решениями, если возникали нестроения. Епископы Евладий Кесарийский и свт. Григорий Нисский из К. были названы таковыми для всего диоцеза Понт ( Greg. Nyss. Ep. 1. 31; Sozom. Hist. eccl. VII 9). На IV Вселенском Соборе в Халкидоне (451) присутствовало 14 епископов из бывш. Б. Каппадокии (Кесария, Тиана, Мелитина, Нисса, Василика-Ферма, Кивистра, Колония, Назианз, Парнасс, Арависс, Арка, Ариаратея, Комана, Кукус). В это время весь регион К. окончательно переходит в юрисдикцию К-польского Патриархата, а митрополичья кафедра Кесарии ввиду ее особого значения в церковной истории получает ранг первопрестольной. С нач. V в. резко сужается круг письменных источников, позволяющих реконструировать подробности церковной истории К. С этого времени регион сильно пострадал от нападений исавров, цаннов, гуннов-сабиров (нач. VI в.). В К. прекратилась активная богословская и лит. деятельность, прославившая ее в предшествующий период. Но тем не менее в V-VI вв. продолжилось церковное развитие, о чем можно судить по нек-рым сохранившимся или исследованным археологами храмам этого периода. О состоянии монашества в ранневизантийский период в К. практически ничего не известно. С V в. и на протяжении почти всего позднейшего византийского тысячелетия единственными надежными источниками сведений о положении Церкви К. служат акты церковных Соборов со списками участвовавших в них иерархов, а также нотиции К-польского Патриархата, представляющие собой перечни действующих церковных кафедр разного времени. 1-я нотиция К-польского Патриархата (VII-IX вв., старейший сохранившийся перечень визант. епархий) на 1-е место в числе митрополий, подчиненных К-полю, ставит К. с центром в Кесарии. Армения Первая (Севастия) стоит на 11-м месте; Армения Вторая (Мелитина) - на 13-м; Каппадокия Вторая (Тиана) - на 14-м; Каппадокия Третья (Мокисс) - на 26-м. Митрополии Кесарии подчинялись 5 епархий: Василика-Ферма, Нисса, Камулиана, Кискисс, а также Феодосиополь (ныне Эрзурум, вероятно титулярно). Армения Вторая (Мелитина) состоит из 5 епархий: Арка, Кукус, Арависс, Ариарафия и Команы. В Армении Первой (Севастия) - также 5 епархий: Севастополь, Никополь, Сатала, Колония, Верисса. В Каппадокии Третьей (Мокисс) - 4 епархии: Назианз, Колония, Парнасс и Доара ( Darrouz è s. Notitiae. P. 204-215). Этот перечень воспроизводит структуру церковных епархий К., сохранявшуюся с VI по IX в. (TIB. Bd. 2. S. 114).

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Тогда Иулий единодушным согласием пятидесяти епископов, собранных в Риме, оправдал Афанасия и Маркелла, обвиняемого за неправильные выражения о Лице Сына Божия; в пространном послании к епископам Восточным он с должным смирением излагал им всю неправильность их поступков против Афанасия на двух соборах и насильственное отнятие его кафедры, ознаменованное неистовствами Григория, который не имел на нее никакого права даже и потому, что сам не был родом из Египта и не избран своим клиром. Оправдывая мнения Маркелла Анкирского, Иулий укорял их самих за то, что, несмотря на решение Вселенского Собора, приняли в общение Ария, и говорил, что дело Афанасия, как святителя первостепенной кафедры, не могло решиться без общего суда Римской и всех Церквей, по издревле принятому обычаю. Не довольствуясь одним посланием, папа обратился к императору Константу, прося его ходатайства в пользу низверженных Афанасия и Павла, и Констант написал о том царственному брату, который со своей стороны послал в Галлию четырех епископов, самых ревностных врагов Афанасия. Но их льстивые речи не могли убедить Константа, и Максимин, епископ Тревирский, не хотел с ними сообщаться, потому что сами они чуждались общения с Афанасием. Протекло три года, в продолжение их епископы арианские издали в Антиохии еще два изложения веры, чтобы только избежать Символа Никейского, и послали четвертое свое исповедание, весьма пространное, в Медиолан, где несколько епископов собрались в присутствии императора Константа и великого Афанасия. Но, несмотря на все убеждения Восточных епископов, никто из Западных не хотел принять нового изложения веры, потому что оно отклонялось от простых выражений Символа Никейского, признанного всей Церковью; тогда просили они императора убедить брата своего к созванию собора на границах обеих империй, для соединения Церквей Запада и Востока. Иллирийский город Сардики избран был местом собрания духовного ста епископов Западных и семидесяти Восточных. Именитейшими почитались: Осий Кордубский, председательствовавший здесь как и на Соборе Никейском, Протоген Сардийский, Протасий Медиоланский, Максимин Тревирский, Север Равенский, Вериссим Лионский, Евфрат Колонийский, Грат Карфагенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Иуст, архиепископ Лиона и монах в пустыне Скитской (Египет) Святой Иуст (Iustus) родился в Турноне, на берегах Роны, в первой половине IV-oro века. Отец его был администратором окрестной провинции, называвшейся в ту пору Виварэ. Когда молодому Иусту пришло время учиться, его родители, которые хотели ему дать христианское воспитание, поместили его под руководство Святого Пасхасиуса, архиепископа Вены, который был одним из наиболее больших епископов своего времени. Святому владыке нравилось смотреть, как его молодой ученик постигает премудрости и мужает. Достижения Иуста в молитве и в изучении Святых Писаний, сделанные им в школе, были столь велики, что Клаудий, преемник святого Пасхасия, назначил Иуста диаконом. Немного позже, в 350 году, вслед за кончиной Вериссима, когда епископство Лиона было вакантно, святой Иуст был избран на это место, несмотря на напрасные усилия, которые он прилагал, чтобы избежать этой чести. Он управлял своим народом с таким усердием, скромностью и мягкостью, что все в нем видели ангела, спущенного Небом. Усердие его наводило ужас на демонов и язычников. Милосердие его было столь велико, что его называли Отцом бедных, защитником вдов и сирот, прибежищем больных. Он был внимателен ко всем, и его милосердие распространялось на всякую тварь. Он принял участие в двух церковных соборах, в Валенсии в 374 году, а затем в Аквилее в 381 году. Этот собор было созван для того, чтобы осудить арианскую ересь. Два епископа из этой партии, Палладий и Секондиан, поддержанные Иустиной, женой императора Валентиниана Старого, настаивали на общем церковном соборе, чтобы восстановить то, что уже было остановлено и определено. Святой Амвросий Медиоланский этому противился и согласился только на проведение провинциального церковного собора. Тем не менее, император Грациан позволил и другим епископам присутствовать там. Те из Галлов, которые были приглашены, но не желали оставлять свои епархии, довольствовались тем, чтобы от каждой епархии туда отправились три депутата.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После этого к М. стали приходить посетители. Чтобы избежать общения с людьми, он поселился на вершине горы и провел границу, к-рую запретил пересекать всем, особенно «женщинам и вообще существам женского пола». Затем святой построил келью и ц. св. Петра. Это вызвало негодование некоего Вериссима, сына благородной вдовы Фелициссимы. Он пришел к М. и стал ругать его, но по молитве святого был сразу же разбит параличом и онемел. Слуги отнесли его к матери, к-рая догадалась, что Вериссим оскорбил отшельника. Фелициссима поднялась на вершину горы и попросила М. вернуть ее сыну здоровье. Святой согласился, но потребовал, чтобы мать и сын приняли крещение и передали ему ту часть горы, где он жил. Женщина обещала подарить ему всю гору и даже окрестные земли. М. исцелил Вериссима; тот раскаялся в содеянном и принял крещение вместе с матерью, с родственниками и со слугами («уверовали во Христа примерно 53 человека»). Для проповеди христианства из Рима в Аримин был прислан св. Гауденций, к-рый узнал о подвигах М. и Льва. Епископ призвал их и рукоположил Льва во пресвитера, а М.- во диакона, чтобы они помогали ему в миссионерских трудах. Вернувшись на гору Титан, М. обнаружил в саду свирепого медведя, пожиравшего его единственного осла. Святой велел зверю выполнять работу, к-рую выполнял осел; с этого времени медведь стал таким кротким, что слушался даже детей, он, подобно травоядным животным, пасся на лугу. Вскоре св. Лев скончался, а на христ. общину Аримина обрушились бедствия. Пресв. Марциан стал проповедовать ересь; св. Гауденций созвал Собор, предал еретика анафеме и отлучил его от Церкви. Наместник города, родственник Марциана, велел убить всех ариминских христиан, к-рые из-за этого бежали в горы и леса. Св. Гауденцию также пришлось 3 суток скрываться в пещере св. Меркуриала, еп. г. Форум Ливия (ныне Форли). М. оставался в своей келье, не обращая внимания на эти события, и проводил время в молитвах и трудах. Когда святой скончался (3 сент.), его похоронили в построенной им ц. св. Петра. Рукописи и издания текста

http://pravenc.ru/text/2562048.html

400 Об апологиях Кодрата и Аристида см. Евсев. Церк. Ист. Кн 4, гл. 3, Hieronym. Lib. De vir. Illystr cap. 19 et 20, – cf. Epist. Ad Magnum oratorem: Photis Biblioth. Cod. 162, pag. 348, edit. Rothomagi, 1653 ann. 401 Мелитоне – Евсев. Ц. Ист. кн. 4. гл. 13 и 26; Hieronym de vir. Illustr. Cap. 24 elegans et declamatorium ingenium. 402 О Клавии Аполлинарии – Евсев. Ц. И. кн. 4, гл. 26 и 27; кн. 5, гл, 5. 16 и 19; cf Hieronym. Epist. Ad Magnum oratorem. Nec non lib. De vir. Illustr. Cap. 26: insigne volumen pro fide christianorum dedit. 405 Gallandii Biblioth. Vet. Patr. Tom. I, edit. 1788, Venetiis, pag. 413–458; в русск. Переводе см. Христ. Чт. 1825 г., ч. 17. кн. 1, стр. 12–108. Она была написана около 139 года, – несколько прежде, чем был провозглашен кесарем Марк Аврелий; потому что посвящена имератору Антонину Нежному, кесарю Антонину философу, носившему имя Анания Вериссима, и девятилетнему кесарю Лющию Антонину Веру, сыну умершего кесаря Лющия Элия Вера Философа, – Δουκ φιλοσφου κασαρος φσει υ. В русском переводе эта апология спутана и неполна. Сведения о Маркионе и Маркионитах, сообщаемого в апологии (num. 26 et 58, см. Евсев. Ц. Ист. кн. 4. гл. 11), совсем нет надобности считать противным изложенному хронологическому указанию, равно как и общего выражения о числе лет протекших от Рождества Христова (Apol. 1, num. 46). 406 Евсевий пишет, что император Антонин получил подобные прошения и от других братий, терпевших в Азии всякого рода несправедливости со стороны народа. Церк. Ист. кн. 4, гл. 12. 407 Galland. Biblioth. Tom. 1, pag 593–606, в русск. Переводе см. Христ. Чт. 1840 г., ч. 3, Июль, стр. 3–28. Евсевий называет эту апологию то первой (Ц.И. кн. 2, гл. 13 и кн. 4, гл 17), то вторую (кн. 4, гл. 16); из первой апологии приводит место, как будто бы на Иустинова сочинения против Маркиона, а потом говорит особо об аполоии, поданной Антонину Нежному, указывая между тем на нее же (кн. 4, гл. 11 и 12; сн. Гл 8), и наконец пишет (гл. 18): «во первых есть у Иустина апология, посвященная им Антонину Нежному….

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

с. 6): gavde pallium et exsulta: melior jam te philosophia dignata est, ex quo christianum vestire coepisti. Разговор с Триф. § 1. 297 Иустин Апол. 1 § 26 и 58. Евсевий Н. Е. 4, 11. Ириней adv. haer. 4, 14 p. 233, Фотий Biblioth. cod. 125. Кедринъ hist. compend. p. 205. 298 Начало Апологии: «Самодержцу Титу Елию Адриану Антонину благочестивому Августу Кесарю, и Вериссиму сыну Философу, и Лукию, природному сыну Философа Кесаря и усыновленному сыну благочестивого» и пр. Здесь Марк Аврелий, которого Адриан повелел именовать Вериссимом, назван только Философом, но еще не Кесарем; поскольку же Консулом был он в 140 г. и Кесарем назван в 139 г. (Capitolin. vita Marci § 6): то и Апология подана, конечно, не позже 139 г. Евсевий в хронике (ed Mecci in Coll. vet. avit. T. 4) относит ее к третьему году Антонина 1, т.е. к 140 г. Это весьма близко к заключению из надписи Апологии. Положение христиан, каким представляется оно в Апологии, также заставляет относить Апологию к первым годам Антонина. Иустин пишет: «мы говорим, что Христос родился при Кириние за 150 лет». (Аполог. 1 § 46. d. 71): но Apologet, не хронолог. См. о Давиде Apol. 1. § 42. р. 62. 300 H. Е. 4, 18. То же Свида. – Капитолин in vita Антон. § 5. У Иудеев Рабби Тарфон, богатый Священник, сотоварищ Рабби Акибы, известного восстанием против Империи (Сл. жизнь Тарфона в кн. Juchasin in Zemach. David и разговор. с Тарфоном § 2, (вероятно тот же «зваменитейший из Евреев» Трифон. Кроме свидетельства Евсевия слова Иустина в разговоре (§ 80 p. 77),порядок разговора, так часто перерываемый внезапными вопросами – показывают, что разговор с Трифоном – исторический случай, а не сочинение. 301 Мучен. Св. Иустина «Я живу, отвечал Иустин, над Марцианской баней, и во все это время (а в Рим пришел я теперь в другой раз) не знаю другого сборного места, кроме того». – Христианск. Чтение 1841 г. ч. 2. 467. Ruinarti acta Martyrum simera Veronœ 1731. 303 Надпись Апологии: «Марку Аврелию и соправителю Веру», у Евсевия H. Е. 4, 16. р. 136 и во 2-й Апологии Иуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004