От Иоанна Гл.12 ст.45 «И видящий Меня видит Пославшего Меня». От Иоанна Гл.14 ст.9 «...видевший Меня видел Отца;...» Требуется дополнительная цитата по поводу Отца как Бога, Отца Пославшего Иисуса на служение Ему. От Матфея Гл.23 ст.9»И Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах. »Еще одно упоминание об образе Христа и образе-облике современного человека. К Филипийцам Гл.2 ст.6-7 «Он (Иисус Христос) будучи образом Божиим, не посчитал хищением быть равным Богу: Но уничжил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. » Видимо достаточно для однозначного вывода, Бог-Человек и Его облик соответствует нашему, при закономерных различиях этнического и расового характеров в нашей среде. В первой главе книги Бытия (в греческом варианте эта книга значилась как Генезис, то есть Рождение либо Зарождение, что очень важно), говорится о создании Богом окружающего нас мира. Способен ли человек наших габаритов и возможностей создать столь внушительные материальные объекты за шесть дней? Если мыслить реально, то конечно нет. Следовательно, Бог, являясь Человеком, гораздо больше Своих созданий и творений. Его время отличается от нашего, и процесс создания отличается от нашего понимания рукотворности деяния. В русском языке существует слово, определяющее действия Бога по сотворению мира и человека. Слово полностью отражает суть содеянного и соответствует нашим действиям в аналогичных обстоятельствах. «ОПЛОДОТВОРЕНИЕ». Творение, сотворение (совместное творение) плода, где плод есть человек, будущий человек, будущий образ и подобие творца (творцов). Сотворенный Богом человек, на момент его сотворения, являлся оплодотворенной яйцеклеткой, а не взрослым человеком. Русский обиходный язык сохранил слово, соответствующее сущности процесса развития человека в обозначенный период. Происхождение (человека). Про исхождение. В какой период развития происходит исход человека? При рода, родах. При чем? Природа является не только окружающим нас материальным пространством, это еще и процесс.

http://bogoslov.ru/article/5585517

Первое: Он (Сын Божий) и создал этот мир. Сказано: «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол.1:16 ). Второе: именно Его Словом создано Божественное Откровение (книг Ветхого Завета). Сказано: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов…» ( 1Пет.1:10–11 ). Третье: Он и есть обетованный еще в Раю Спаситель мира. Сказано было о Нем: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт.3:15 ). Блаженный Феофилакт писал: «Имя Иисус не греческое, а еврейское, и значит: Спаситель, ибо «яо» у евреев означает «спасение»» . В Толковой Православной Библии сказано о слове генезис («родословие»): «вообще оно обозначает сравнительно медленное рождение, более процесс рождения, чем самый акт, и в слове подразумевается зарождение, возрастание и окончательное появление на свет» 1 . Наиболее точно этот процесс явления в мир Христа Спасителя передает следующее пророчество из Пятикнижия Моисеева: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» ( Чис.24:17 ). Последнее пророчество о сынах Сифовых заслуживает нашего особого внимания. Именно мы – сифиты (индоарийские народы) были покорены, сокрушены радостной вестью Святого Евангелия. Как мы видим, в пророчествах Библии есть и скрытый таинственный смысл, который не лежит на поверхности повествования и открывается только вдумчивому читателю. Впрочем, преп. Амвросий Оптинский учил: «Советую тебе почаще и подолгу читать Евангелие… Читать так, чтобы только твои уши слышали: понимаешь – не понимаешь, читай. Благодатное слово евангельское сильно прогоняет скуку и уныние и успокоит тебя, только читай побольше и подольше» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Подписание томоса для «СЦУ» Введение Томосы Константинопольской Православной Церкви (КПЦ) об автокефалии различных Православных Церквей – это не просто документы, это памятники истории и экклесиологии. По ним можно проследить изменения учения КПЦ о себе и автокефалиях, о роле Христа в Церкви, о значении канонов и Соборов. Обычно Вселенские Соборы, утверждая формулы ранее не сформулированных догматов, лишь оформляли Предание Церкви в тех вопросах, которые вызывали споры. В случае же с томосами КПЦ мы видим изменение содержания учения о Церкви. Мы видим не только новые формулы, но прямое их противоречие как формулам прежним, так и каноническому наследию Вселенских Соборов. Мы можем проследить генезис формирования нового учения о Церкви, которое вначале заполняло «бреши» в каноническом праве, потом начало вытеснять его и в конечном счете вступило с ним в противоречие. После чего посягнуло и на экклесиологические догматы, утвержденные не только Вселенскими Соборами, но и изложенные непосредственно в Евангелии и посланиях святых апостолов: Христос глава Церкви (Еф. 5: 23); все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви (Еф. 1: 22); Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12: 4–5). Может быть, в силу именно очевидного противоречия друг другу томосов КПЦ различных годов, в 2020 году они стали недоступны на сайте самого Константинопольского Патриархата, где их без труда можно было найти еще год назад. Уж слишком большое внимание к этой теме возникло после предоставления томоса об автокефалии «Православной церкви Украины». Томосы, в отличие от различных статей и высказываний иерархов КПЦ, включая ее патриарха, нельзя счесть частными богословскими мнениями или субъективным пониманием канонов. Томос – это официальный документ, выражающий «согласие отцов» КПЦ, принимаемый ее Священным Синодом, который фактически обладает в константинопольской традиции правами, аналогичными правам Архиерейского Собора в Русской Церкви и некоторых других Церквях. То есть томос является если не официальным выражением, то официальным отражением учения КПЦ.

http://pravoslavie.ru/134439.html

Позднее Святитель Амфилохий Иконийский скажет: «Христос, Сын Божий, единый Сын из двух совершенных природ, безгранично и неописуемо все обнимающий Божеством и всем управляющий» . Или в другом месте: «Поистине нечестив и чужд истины не исповедающий Христа (…) свободным и независимым в отношении к обеим природам, из которых состоит» . Позднее Церковь отвергнет и патриопассианство, выраженное в словах σταυρωθες δι’μς, предложенных Петром Гнофеем. Наименование Сына Божия Апостол Павел в послании к Колоссянам говорит, что в вопросе, касающемся природы Иисуса Христа, нужно «беречься пустых философий и обольщений», утверждая, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» и что Он «есть глава всякого начальства и власти» (Кол. 2. 8-10). Эта антиномия неразрешима, если пытаться ее осмыслить «по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2. 8). В другом месте Апостол говорит, что Иисуса Христа Бог «превознес» и «дал Ему имя (ονομα) выше всякого имени, чтобы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Филипп. 2.9). Позднее, по мере завершения христологических споров, Церковь начертает это имя, имя Агнца Завета и Царя Славы, непосредственно в Его крещатый нимб, таким образом восполнив семантику развития иконографии креста. В своем исследовании «Имена Иисуса» Винсент Тейлор приводит и анализирует сорок два наименования Христа, встречающихся в книгах Нового Завета . Еще около пяти имен семитского происхождения, более касающихся иудео-христианской традиции, приводит Жан Даньэлу . Самые ранние аллюзии трактовки имени (ονομα) Христа через ветхозаветную традицию в греческой языковой среде показывает Серфо . Уже на ранней стадии тенденции восприятия имени Христа диаметрально различаются в культуре противоборствующих направлений: гностицизме и Церкви. У гностиков, согласно памятнику II века, имя Иисуса принесло Евангелие Истины, то есть «радость для тех, кто получил от Отца Истины благодать познать Его, благодаря силе Слова (Λογος), пришедшего от Плеромы, Того, Кто в разуме и в духе Отца, он, то есть тот, кто обратился к Спасителю» . В этом прочтении природа Слова только лишь инструмент получения «от Отца благодать познать Его», инструмент, подобный логосу Филона, участвовавшему в создании всего .

http://bogoslov.ru/article/6176142

- полисемичность образа креста Итак, крест для первых христиан вмещает в себя понятия «печать Бога Живого» (Ап. 7.2), «тав» - «знак Иезекииля» (Иез. 9.4), то есть «личный знак Бога» и знак Мессии, имя Бога Отца и Его Агнца (Ап. 14. 1), славу Яхве (Иез. 43. 2), (Мессию) Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1. 23-24), Который имеет имя написанное и которого никто не [знает], кроме Его Самого (Ап. 19. 12). Имя Ему «Слово Божие» ( λγος το θεο) (Verbum Dei) (Ап. 19. 13). И человеческое явление имени Мессии (Иисуса Христа), который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (какое имя выше всякого другого? - только имя Божие), дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флпс. 2. 9-10). То есть Слава имени Бога Отца дарована Иисусу Христу (Мессии) через Крест. Здесь крест не только как форма, но и как образ. Не случайно в самом крещении при освящении воды священник говорит: «Да сокрушатся подъ знамениемъ образа креста твоего вся сопротивныя силы» . Не под знаком креста Твоего, а под знаком образа креста Твоего, так как крест - образ славы Божией и образ имени Яхве, явленном в Сыне Его, образ Бога. Это особенно видно в молитвах Кресту Господню, где идёт прямое обращение: «Радуйся Живоносный Кресте...» или «Радуйся Пречестный и Животворящий Кресте Господень» , где через образ креста христиане обращаются к Богу. Обращение ко Кресту как существу одушевлённому объясняется тем, что он печать Яхве и Его Мессии. Эта традиция весьма древняя. Автор Апологии в защиту христианства, направленной около 170 года императору Марку Аврелию, святитель Мелитон Сардийский, известный своими изысканиями подлинности книг Ветхого Завета, в проповеди «О Страстях Господних», возможно, одним из первых сохранившихся до нас авторов прямо говорит о «живом кресте»: «иногда не верят живому кресту и Слову, распятому на нём (...), но Он воскрес из мёртвых, потому что Он Бог. И потому, что Он был Богом и есть Бог, (...) этот человек, который был послан Отцом в мир, ибо Он Бог и Человек на земле и Бог на небесах» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Протестантское богословие, хотя и признает божественность Отца, Сына и Святого Духа, но радикально отличается от католического и православного богословия, и даже от лютеранского и англиканского. Есть феномен «радикального протестантизма», он еще называется евангелическое движение, к нему относятся евангелические, баптистские, харизматические церкви. В XX веке протестанты стали отказываться от догмата о вечном рождении Сына Божия. Они стали утверждать, что этот догмат – оригеновское изобретение, что на самом деле учения о вечном рождении Сына Божия и сущности Отца никогда не было. Сын Божий – из вечности Слова Отца (Слово существует рядом с Отцом), но сказать, что Сын рождается от Отца, нельзя, и Сыном Он стал называться с момента воплощения. И именно против этого евангелического движения направлена аргументация Свидетелей Иеговы, против православных она не работает. Мы говорим: «Да, конечно, Он рожден от Отца прежде всякой твари – все правильно» и продолжаем: «Ибо Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Кол. 1, 16 ). Рожденный прежде всякой твари и, конечно, не сотворенный. Написано «сотворенный»? Генезис? Протогенезис? Написано «перворожденный». Он первородный – между многими братьями. Он рожденный, а все остальные рождаются от воды и Духа Святого как Его младшие братья. Мы, православные – братья Божии, это чистая правда. Первенец среди нас – Христос. Он не стыдится называть нас братьями, говоря: «Возвещу имя Мое, братия, посреди Церкви». Итак: перворожденный – да! Но не сотворенный! 5 . Еще один текст, который используется сектантами против учения о Пресвятой Троице – из Евангелия от Марка: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мар. 13, 32 ). Мы должны помнить, что сказано не «Сын Божий», а просто «Сын» потому, что незнание того дня и часа обусловлено рамками человеческой природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Секты можно рассматривать как сообщества, объединенные, несмотря на кажущиеся разобщенность и многообразие доктрин, служением одному и тому же «духу». Чтобы понять сущность современного сектантства, чрезвычайно важно осознать это «духовно-идеологическое родство», убедительным доказательством коего служит взаимосообщаемость всех сектантских общин, и, что еще более важно, несомненность их происхождения одной из другой. Секты не появляются сами по себе, как может показаться, если читать игнорирующие духовный генезис справочники с поверхностным описанием истории отдельных культов. Непредвзятый анализ убедительно показывает, что все последующие секты возникали из недр предыдущих, посему «генетически» и духовно тесно взаимосвязаны. В качестве современного примера такого духовного единства можно сравнить биографии (особенно хронику и описания странствий) сатаниста А. Кроули и основателя «Церкви саентологии» Л.Р. Хаббарда. 1.3.5. Коренная причина появления сект С одной стороны, секты – действие сатаны. «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» ( 2Кор. 11, 1415 ). Но сатана не может без нашей свободной воли проникнуть в наши души и сердце. Секты – действие не только духов зла, но и нашей воли, последствие вольного принятия греховного помысла. Итак, коренные причины зарождения сект кроются в торжестве слепой самости, саморазрушении целостности человека и принятии греховных помыслов. Здесь начинаются внутренние и внешние источники всех расколов и ересей, духовных обманов, заблуждений и болезней. В грехе кроется причина существования зла и смерти в нашем мире. Дальше происходит три этапа самооправдания грешника : – попытка доказать якобы объективную неизбежность своего проступка; – поиск «возмещения» отпадения от Бога и Его Церкви; – привыкание и приспособление к происшедшему. Поэтому современная цивилизация основана на жизни как бы в протезах (идеологические, мировоззренческие, технические и иные искусственные «возмещающие» системы). Это заявление вовсе не направлено против науки и техники. Однобокий культ подобных протезов пропагандирует восхищение собой, взращивает ложную гордость человеческим гением (вспомним хотя бы «научный» коммунизм – интернационал-социализм и «научный» фашизм – национал-социализм). Однако это все тот же «удобный» сатанизм, представший ранее перед Адамом и Евой, – ложь, правдоподобие, духовный маскарад, самооправдание, человекобожие. «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2, 89 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

См. об этом: Danielou J. Théologie du Judéo-Christianisme. Paris. Cefr. 1991, p. 35-37. Simon M. Verus Israel. Étude sur les relation entre Chrétiens et Juifs dans l’Empire roman (135-425), Bibliothèque des Écoles Françaises d’Athènes et de Rome, Paris, 1964, p. 66. Brandon S. G. F., The Fall of Jerusalem and the Christian Church, London, 1951, p. 126-153. Dix G., Jew end Greek, London, 1953, p. 65. Brandon S. G. F., The Fall of Jerusalem and the Christian Church, London, 1951. «Вар отрядил часть войска вовнутрь страны против мятежников; многие из них были схвачены (…), виновных в числе около двух тысяч человек он велел распять». Иосиф Флавий. Иудейская война. Книга 2, гл. 5. 2. Также: «Многих спокойных граждан они также схватили живыми и притащили к Флору, который велел их прежде бичевать, а затем распять. Общее число погибших в тот день с женщинами и детьми достигало около 3600. (…) Флор отважился на то, чего не позволял себе никто из его предшественников; лиц всаднического сословия, хотя иудейского происхождения, но носивших римское почетное звание, он приказал бичевать перед трибуналом и распять их», гл. 14. 9. Там же. Кн. 5, гл. 11, 1. 10. «За то, что ты не служил Господу, Богу твоему, с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, который пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе, и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя. Пошлет на тебя народ издалека, от края земли; как ор ел (выделено нами) налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши. И будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься, и будешь есть плод чрева твоего…. И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли…» (Втор. 28.47-66). Тертуллиан. Против Иудеев. XIII. Святой Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем. Гл. LXXXVI. Святой Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем. Гл. XXXVIII.

http://bogoslov.ru/article/6176142

Точка зрения некоторых протестантских текстологов, полагающих, что слова Христа «возьми крест свой и следуй за Мною» поздняя вставка, так как Христос ещё не был распят, противоречит данным истории. Во времена Спасителя эти слова были понятны каждому иудею: во-первых, другого слова «крест» кроме «тав» не было (современное [tzlav] «цлав»), а во-вторых, «знак Иезекииля» (тав - крест) обозначал духовное возрождение и следование за Мессией, к чему и призывал Христос. «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: " Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною " » (Мф. 16. 24). Здесь слово «крест» говорит об ожидаемом мессианском пришествии Сына Человеческого. Эти слова Евангелия («возми крест свой») напрямую связаны с другими, где Христос непосредственно употребляет так известное всем словосочетание «знак Мессии» (слав. «зhaмehie» «Сына Человеческого»).Это передаётся в единственной первоначальной еврейской редакции Евангелия (от Матфея). По-видимому, при позднейших переложениях на греческий и латинский переводчики, понимая, что речь идёт уже о кресте Иисуса Христа, стали употреблять слово «знак» - σημεον взначении (с оттенком), котороев христианском мирестало устойчиво относиться к кресту прославленному («крестное знамение»). Но и во времена Христа слушатель, без сомнения, понимал, что речь идёт о том же «знаке Иезекииля», то есть - о кресте. «Тогда явится знамение σημεον (signum) Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24. 30). Что слушатель-современник Христа понимал как: «тогда явится на небе знак Мессии; и тогда восплачут все народы земли...». Такое прочтение мы видим в апокрифическом Апокалипсисе Петра, тексте II века, согласно канону Муратори считавшемся подлинным: «Я приду на облаке небесном с великим воинством во славе Моей. Крест Мой будет идти пред лицом моим (...) дабы судил я живых и мёртвых, и воздам каждому по делам его» 10а .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Христианин – духовный воин В Послании к Ефесянам апостол Павел приводит целый абзац с воинской терминологией. Вот он: «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы (κρτος – potentia) Его. Облекайтесь во всеоружие (πανοπλα) Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Потому что наша брань (πλη) не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие (πανοπλα) Божие, дабы вы могли противостоять (νθστημι) в день злый и, все преодолев, устоять (στημι). Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню (θραξ) праведности и обув ноги в готовность благовествовать миру; а паче всего возьмите щит (θυρες) веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы (βλος) лукавого; и шлем (περικεφαλα) спасения возьмите, и меч (μχαιρα) духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6.10-17). А во втором послании к Тимофею он прямо призывает последнего быть как «добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2.3). У священномученика Игнатия Богоносца та же воинская терминология: быть христианином значит «воинствовать». Он обращается к пастве словами: «Благоугождайте Тому, для Кого воинствуете вы, от Кого получаете и содержание. Пусть никто из вас не будет перебежчиком. Крещение пусть остается с вами как щит, вера – как шлем, любовь – как копье, терпение – как полное вооружение» . Тертуллиан в первой «Апологии» говорит, что христиане собираются для общей молитвы, чтобы окружить Бога «как бы войском» собранном в одном месте (manu facta), и эта сила угодна Богу (haec vis deo grata est)» .      У Оригена термин «христианин» отождествляется с термином «воин»: «Доблестным Христовым воинам надлежит всячески подвизаться за истину и, насколько возможно, никоим образом не допускать входа ложного убеждения» . А сама Церковь отождествляется с воинством Божиим, расположенным в своем стане. Так, святитель Лев Великий в толковании на Второе послание к Тимофею говорит: «Тому, кто был причислен к Божьему воинству, надлежит быть свободным от прочего, чтобы он не отвлекался никакими узами необходимости от Господнего стана, к которому приписано его имя» .

http://bogoslov.ru/article/6194948

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010