Богоматерь с Младенцем, с пророками. Икона. 1651 г. (?). Иконописец Эммануил Цанес (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Богоматерь с Младенцем, с пророками. Икона. 1651 г. (?). Иконописец Эммануил Цанес (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) «Иаков и Ревекка у источника». Эта сцена встречается в памятниках раннехрист. искусства, гл. обр. на резных саркофагах (напр., фрагмент саркофага из рим. катакомб Сан-Каллисто, IV в.) или на миниатюрах из визант. Октатевхов. Позднее воспринималась как сцена, прообразующая встречу Христа и самарянки. «Борьба Иакова с ангелом». В раннехрист. памятниках обе стоящие фигуры изображались в профиль, обхватившими друг друга за плечи, воспроизводили т. о. античные композиции борьбы (липсанотека (реликварий из слоновой кости), 360-370, музей Санта-Джулия, Брешиа; «Венский Генезис» (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 12)). Иногда тела могли перекрещиваться. В памятниках визант. времени ангел может изображаться гораздо более крупным, нежели И. (Гомилии Григория Назианзина - Paris. gr. 510. Fol. 2r), чем подчеркивалось Божественное покровительство И. Эта композиция воспроизведена на бронзовых вратах (1076) в ц. арх. Михаила в Монте-Сант-Анджело, Апулия, Италия. На мозаиках Сицилии был использован др. вариант, когда И. приподнимает ангела над собой (мозаики Палатинской капеллы и собора в Монреале). «Благословение Ефрема и Манассии». Древнейший пример - в росписи синагоги в Дура-Европос, где эта сцена также сопоставлена со сценой «Иаков благословляет своих детей» (фигура И. не сохр.). К основным признакам этой композиции относится изображение И. со скрещенными на груди руками (росписи катакомб на Виа Латина, IV в., фрагмент саркофага из рим. катакомб Сан-Каллисто, IV в.). На миниатюре из «Венского Генезиса» (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 23) И. сидит прямо, перед ним - Ефрем и Манассия, слева - Иосиф. В визант. памятниках встречаются оба варианта - лежащий или сидящий И.- рельеф слоновой кости (Британский музей). Особый тип изображения И. представлен в композиции «Страшный Суд»: И. в облике седого старца в белых одеждах сидит рядом с праотцами Авраамом и Исааком в сцене «Лоно Авраамово» - с XV в. на рус., румын. и серб. фресках (напр., на фресках работы прп. Андрея Рублёва во владимирском Успенском соборе, 1408). С XVI-XVII вв.- на рус. иконах Вознесения Христова с клеймами в числе праотцов и пророков. Известны примеры включения иконы с образом И. в праотеческий ряд рус. высокого иконостаса с кон. XVI - нач. XVII в., напр. икона «Праотец Иаков» из Троицкой ц. Троице-Сергиева мон-ря в Свияжске (нач. XVII в., ГМИИ РТ, Казань).

http://pravenc.ru/text/200151.html

Л. 484), «                      » (Седален утрени праздника Нерукотворного Образа Спасителя, 16 авг.//Минея (СТ). Август. Л. 139об.), «                                                    » (Стихира на хвалитех Благовещения Пресв. Богородицы//Минея (СТ). Март. Л. 111). Память А.- в Неделю святых Праотец и в Неделю святых Отец (Сергий (Спасский). Месяцеслов.Т. 3. С. 582). М. С. Желтов Иконография Изображения А. и Евы основаны на текстах кн. Бытия (Быт 2. 7-25; 3. 1-24; 4. 1-2). Наиболее ранний и распространенный сюжет в памятниках христ. искусства - грехопадение А. и Евы, напр.: росписи катакомб Сан-Дженнаро в Неаполе, III в., и святых Петра и Марцеллина в Риме, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.; роспись синагоги Дура-Европос (Сирия), ок. 250 г.; роспись гробницы Аврелия в Риме, III в.; саркофаг Юния Басса , 359 г. (Музей " Сокровищница Св. Петра " ). Обнаженные А. и Ева изображены стоящими у Древа познания добра и зла, вокруг к-рого обвился змей. На саркофаге Юния Басса рядом с А. сноп колосьев, около Евы овца, что указывает на их труды после изгнания из рая. Сцены из жизни А. и Евы представлены в визант. резных пластинах из слоновой кости (створка диптиха, ок. 400 г. (Музей Барджелло. Флоренция) - сотворение А. и Евы; пластина-антепендиум, 1100 г. (собор в Салерно),- сотворение Евы, грехопадение; ларец, XI в. (ГЭ)). Сошествие во ад. Дионисий. 1502-1503 гг. (ГТГ) Сошествие во ад. Дионисий. 1502-1503 гг. (ГТГ) История А. и Евы обычно включает следующие сюжеты: сотворение А. (2. 7), заповедь А. о древе познания добра и зла (2. 16-17), наречение А. имен животным (2. 20), сотворение Евы (2. 21-25), грехопадение (эта сцена может состоять из неск. эпизодов: Ева, слушающая змея (3. 1-5); Ева, вкушающая плод и дающая его А. (3. 6-7)), обличение Богом А. и Евы (3. 8-13), осуждение Евы и А. (3. 16-17), облачение А. и Евы в кожаные одежды (3. 21), изгнание из рая (3. 23) и др.; подробно иллюстрируется в миниатюрах ранних рукописей (Венский Генезис (Vien. gr. 31. VI в.); Коттон Генезис (London.

http://pravenc.ru/text/63452.html

Разделы портала «Азбука веры» Нативизм (от англ. native — «коренной», «урожденный»; от лат. nativus — прирожденный) – определенная мировоззренческая позиция, предполагающая противопоставление «исконной», «оригинальной», «народной» религии (и культуры в целом) того или иного народа (этноса) религии (или элементу культуры) заимствованной извне – привезенной иностранцами-миссионерами, или приобретенной в ходе культурного обмена. Религия в рамках нативизма рассматривается как этнокультурная особенность, а не как надэтническое, наднациональное мировоззренческое явление (в частности, за счет присущим любой религии национальным локальным проявлениям и особенностям). Иногда понятие «религиозный нативизм» прилагают к таким понятиям как «язычество», «неоязычество», «паганизм». Нативизм противоречит православному мировосприятию и православному вероучению, свидетельством чему является Предание Церкви, провозглашающее универсальность вести Иисуса Христа для всех народов и безоговорочное преобладание в религиозном отношении общехристианского мировоззрения, а также некоторые места из Священного Писания, например: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал.3:26-28 ). Данный термин имеет и другие значения: Нативистские секты и движения в современной России Классические нативистские секты и движения перечислены в работе российского религиоведа А.Л. Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты», в главе «Неоязычество в России; нативистские секты». Однако, необходимо отметить, что упомянутые в работе Дворкина течения или уже прекратили своё существование, или крайне пассивны и малочисленны (например, «Калужская славянская община» В. Казакова). Помимо этого, появилось множество новых течений, которые могут быть квалифицированы как нативистские. В своей работе автор обозначает генезис нативистских движений – корнем их является движение «Нью Эйдж». Нативистские (и конкретно неоязыческие) движения описывают свой генезис как восстановление утраченного вследствие принятия христианства мистического и/или религиозного знания 3 .

http://azbyka.ru/nativizm

            Первая глава заканчивается таким длинным пассажем об извращенцах, о тех, которые перестали пользоваться противоположным полом как Бог благословил, а распалились похотью друг на друга, женщины на женщин, мужчины на мужчин. И стали соделывать грех друг на друге, разжигаясь, теряя разум, и вообще с ума сходя, попросту говоря. «Делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение». Это о тех, которые докатились, что называется. Так вот, перед тем как клеймить их, Павел говорит: «Они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное сердце их». Каждое слово как гвоздь. Что такое «Возблагодарить Бога»? Это значит служить Литургию. «Благодарим Господа» - это центральные слова Евхаристии. Когда мы собираемся на Литургию, когда мы говорим «Благодарим Господа», мы благодарим Бога о всех и за вся. За то, что Он мир сотворил. За то, что Он мир грешный не оставил, но спас его посланием в мир Своего Сына. За то, что мир будет изменён и преображён. За то, что Царство Святых есть. За то, что мы предназначены к вечной жизни. За всё это Церковь благодарит Бога. Те, которые «познав Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили (т. е. не совершили Евхаристию), но осуетились в умствованиях своих (как легко осуетиться в умствованиях, проще простого - кто умеет умствовать, тот знает), и омрачилось несмысленное сердце их». Вот «и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела». Т.е. кто не совершает Евхаристию, не благодарит Господа, кто умствует и осуетился в умствованиях, у кого омрачилось несмысленное сердце, того Бог предаёт в похоти сердец их в нечистоту, и они сквернят сами свои тела. Вот вам генезис всех этих перверсий, всех этих гадостей невместимых, которые у всех на памяти и на глазах, потому что об этом речь идёт постоянно, это новая мораль нового садомского человечества. По крайней мере в европейском измерении. Далее Павел говорит очень важные вещи.

http://radonezh.ru/text/14-11-14-pryamoy...

Ангелы с нами невидимо служат литургию. Общение с ангелами возможно. Есть такая книга в Ветхом Завете, которая называется «Товит» по имени главного героя. Там рассказывается довольно сложная семейная история, я вам ее пересказывать не буду, сами можете прочитать, и там говорится о том, что в конце концов этот Товит встречается со своим ангелом лицом к лицу, и ангел ему говорит такие слова: «Не скрою от вас ничего; я сказал уже: тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою. И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою. И ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру. Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» ( Тов. 12:11-15 ). Главное, о чем здесь ангел сообщает человеку – «я был с тобой, когда ты молился; когда ты благотворил, я был с тобой». Мы ангелов не видим в силу того, что наше зрение ограничено, но они соприсутствуют с нами, они не так далеки от нас, как это может показаться. Мы можем прочесть в Книге Деяний множество историй о том, как первые христиане общались с ангелами: ангелы приходят в день Вознесения и говорят: «Мужи израильские, что вы стоите и смотрите на небо?», ангел освобождает Петра и братьев его из темницы, ангел велит Филиппу идти и крестить эфиопского вельможу. Очень возможно, что общение с ангелами было повседневной реальностью для древней Церкви. К миру невидимому принадлежат не только ангелы святые, но и падшие ангелы, духи зла или бесы, как хотите, скажите. О них мы много говорить не будем, поскольку ни Священное Писание, ни Символ веры этого не делают. И последнее: считается, что видимый мир сотворен был после невидимого. В то время, когда творится видимый мир, духовный мир уже есть. Теперь перейдем, может быть, к самому для нас актуальному вопросу о сотворении человека и о его положении в мироздании. Как мы есть люди, нам очень важно знать, откуда мы пришли, каково наше происхождение, генезис. Книга Бытия содержит два рассказа о сотворении человека. Один из них мы с вами уже прочли. Человек создан на шестой день творения. После того как Господь создал животных, животный мир, Он говорит:

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

Апостол Павел в послании к Ефесеям пишет: «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Ефес. 3. 18-19). Вот как это место понимает священномученик Ириней Лионский: «Послушанием, в котором Он был тверд до смерти, повешенный на древе, Он разрушил древнее, связанное с деревом непослушание. Ибо Он Сам — Слово всемогущего Бога, Которое невидимым образом распространилось в нас и вообще во всем этом мире и проходит его долготу и ширину, и высоту, и глубину, ибо через Слово Божие поддерживается прочность бытия всей вселенной , и в ней Сын Божий распят, крестообразно запечатленный на всем. Ибо надлежало Ему, после того, как Он сделался видимым, открыть крестное общение с Ним всех, чтобы показать то Свое действие в видимом, посредством видимого образа. Ибо Он есть Тот, Который поставил во свет высоту и продолжил глубину, которая лежит далеко под землей, и длину простер от востока до запада, и прошел север и юг, и рассеянных со всех сторон созвал к познанию Отца» . Здесь Крест уже не ужасное деревянное орудие страданий, но орудие, « поддерживающее прочность бытия всей вселенной ». В том же послании апостол Павел говорит, что распятие разрушило преграду, стоявшую между людьми Ветхого Завета и язычниками, а также стоявшую между Богом и человеком, объединив собою всех. «Вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовой. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду (φραγμσ), упразднив вражду Плотию Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Ефес. 2. 14-16). Образ этого единения во Христе святитель Ипполит Римский объясняет через образ крестообразного благословения Иаковом своих детей: «Тем, что [Иаков] поменял руки, и младшего сына [из сыновей] Иосифа (…) переместил в правую руку, а Манассию, первородного, в левую, он указал на два признания и на два народа, [ныне] существующих: на младший народ, который через веру оказался в правой руке Христа, и на старший [народ], хвалящийся законом, который был перемещен в левую руку .

http://bogoslov.ru/article/6176142

В Древнем Риме печатью (σφραγις) обозначался тот предмет, которым делали печать и тот отпечаток, который был этой печатью сделан. Печать обозначала подлинник предмета, вещи, договора. Саму печать (печатку) часто делали из драгоценных камней, оправляли благородными металлами и носили на руке как перстень. Документы могли скреплять печатью из воска. В целом носитель печати являл собой представителя лица, давшего ему эту печать. Печать была знаком принадлежности. Так, Климент Александрийский рекомендовал христианам следующие печати (σφραγιδες): «Для печати же мы должны пользоваться изображением голубя или рыбы, или корабля с надутыми парусами, или же музыкальной лиры, какая изображена была на перстне Поликрата, или же корабельного якоря, какой на своем перстне приказал вырезать Селевк. Если кто рыбак, то перстень должен тому напоминать об апостолах или же о детях, воспринятых от вод крещения. Идольских же изображений на своих перстнях мы не должны гравировать; не должно и с каким-то почтением относиться к таким перстням; и перстней с изображением меча или лука не должны мы носить» . Хотя все эти символы и употреблялись христианами Древней Церкви, однако, ни один из указанных Климентом не стал главным в христианской религии. Это место (печати Христа - Мессии) прочно занял крест - знак Иезекииля и Апокалипсиса. В крещальной практике христиан печать (крест) стал обозначать собственность Христа (Мессии). Для христиан из язычников образ принадлежности стал формироваться из практики пастухов клеймить своих животных или военных отличать своих солдат . Клеймение как знак посвящения В послании к Галатам апостол Павел, заканчивая тему об обрезании, пишет: «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (...). Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.(...) Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы (stigmata - лат.) Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6.14,15,17). Для апостола последователи Христа - это совершенно новые люди, новая тварь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

- ветхозаветное понимание эры Мессии и результат Его дела В прямой связи с ветхозаветным культом Яхве стоит Мессия - Помазанник ( Машиах). В Библии этим термином названы первосвященники ( Лев 4.3,5 ,16), пророки и цари ( Пс 105.15 ). В книге Пророка Исаии мессией Бога назван даже царь Кир ( Ис 45.1 ). В Библии имя Яхве непознаваемо, а имя Мессии (человека) неизвестно. Но оно будет явлено. Ожидаемая эра Мессии провозвещается самим Духом Господа Бога (Яхве) ( )(Ис. 61.1) и мыслится как эра исключительных даров этого Духа Божия. « Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны и юноши ваши будут видеть видения (Иоиль 2.28). Эти дары Духа как праведнику будут дарованы Мессии: «И почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис. 11. 2-3). Образ самого Мессии мыслится как вечно существующий. «Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не пройдёт, и царство Его не разрушится» (Дан.7.13-14). Как человек Мессия испытает страдания (Ис. 53.2-11), понесёт «на Себе грех многих и за преступников сделаестя ходатаем» (Ис.53.12). Мессия принесёт победу, потому что «победа от Господа» (Яхве ) (Пртч. 21. 31; 1Прлп. 29.11). Итак, из контекста пророчеств следует, что результатами дела Мессии будут: явление Его человеческого имени, наступление в мире окончательной победы Господней и раздаяние праведникам трофеев этой победы - даров Духа Господа Бога (Яхае). - осмысления знака Иезекииля и знака креста в первые годы иудео-христианской евангельской традиции Латинский язык знает более десяти наименований-разновидностей креста (crux): (crux ansata, crux capitata, crux commissa, crux decussata, c rux dissimulata, crux florida, crux gammata, crux gemmata, crux immissa, crux patibula, cruxquadrata). Евангельская фраза πνω τς κεφαλς - super caput eius - «над головою Его» (Мф. 27.37) свидетельствует о том, что Христос был распят на кресте либо capitata, либо immissa. На этом кресте вертикальное древо поднималось над горизонтальным. На уровне таза могла делаться небольшая подставка, на которую осуждённый мог опереться, чтобы облегчить боль в руках и освободить диафрагму для дыхания. После длительной агонии он умирал от удушья.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Воплощение у апостола Павла Воплощение Логоса — одна из центральных тем, обсуждаемых по мере распространения Евангелия. Оно неразрывно связано с ангельским миром, в иконографии которого оставило свой уникальный существенный след. И этот след также связан со знаком креста. Полемика той эпохи отражена в посланиях апостола Павла: «[Мы] проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал» (1 Кор. 2. 7-8). И кто же эти «власти века сего»? В другом месте он говорит: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6.12; 2 1-2). И еще: «Открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалось известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе…» (Ефес. 3.11). Таким образом, боговоплощение и спасение, содеянные через крест-распятие, показаны апостолом как тайна Божия, сокрытая от духовных сил. Эта тема позднее будет очень развита в литургических рождественских текстах Церкви. Разрушение власти князя века сего через воплощение у Игнатия Богоносца Святитель Игнатий Богоносец говорит: «От князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа, три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии Божьем. Как же они открылись векам? Звезда воссияла на небе ярче всех звезд, и свет ее был неизреченным, а новость ее произвела изумление. Все прочие звезды, вместе с солнцем и луною, составили как бы хор около этой звезды, а она разливала свет свой на все. И было смущение, откуда это новое, не похожее на те звезды, явление. С этого времени стала падать всякая магия, и все узы зла разрываться, неведения проходить, и древнее царство распадаться: так как Бог явился по-человечески и для обновления вечной жизни, и получало начало то, что было приготовлено у Бога. С этого времени все было в колебании, так как речь шла о разрушении смерти» .

http://bogoslov.ru/article/6176142

Генезис различий совершил уже свой естественный путь (ανϑρωπογενεσις), предуказывавший на исход разделения. День этого противонравственного, перстного развития имел свой вечер, положенный творчески (всемирный потоп). Однако утро нового дня застает человечество еще не разделенным, но соединенным в одном семействе. Но в этом семействе лежат уже резкие различия, два различия мира допотопного – сынов Божиих (Сим с Иафетом) и сынов человеческих (Хам). 102 На основе этих различий выступает пророчество о будущем разделении. Величественное явление представляет Патриарх всемирного потопа, видящий пред собою семейство и прозревающий в своих сыновьях основные черты позднейшей истории человечества, распавшегося на резкие племена. Пророчество, следственно, слово творческое, изрекло будущее разделение. Будущая судьба стала известна людям, и страх разделения объял их сердца. «И случилось, что люди, двигнувшись с Востока, нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. Но вся земля говорила одним языком и одним наречием. И сказали друг другу: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, чтобы нам не рассеяться по лицу всей земли. Но Господь сошел посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ и один у всех язык, и вот что начали они делать, и не будет у них остановки ни в чем, чт о они вздумали делать. Смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. Тогда Господь рассеял их оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» ( Быт. 11:1–10 ). Вот решительный момент! Чт о же такое случилось? – Смешение языка и рассеяние по земле полагаются одновременно. Сопоставим с этим факт нового времени: взаимное усвоение народами чужих языков ведет за собою то, что исчезает и резкий облик национальностей, – народы соединяются в семью народов. Это дар нового единства, дар Пятидесятницы, восполняющий бездну Вавилонского разделения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sergie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010