Разделы портала «Азбука веры» ( 42  голоса:  4.4 из  5) Отзыв о книге «Пасхальная память». Воспоминания об иеромонахе Владимире (Шикине) Снотворное царство (Или чему нас учит книга Е. Ерофеевой «Пасхальная память») Книга о дивеевском священнике Владимире Шикине чрезвычайно популярна в нашей епархии. Её зачитывают до дыр, передают из рук в руки. Ею восхищаются и рекомендуют друзьям. Чему же можно научиться, прочитав эту книгу? Во-первых, уже начиная с титульного листа, нас учат обманывать. Третье издание книги выпущено в Москве храмом Казанской иконы Божией Матери «по благословению Преосвященного Вениамина, епископа Владивостокского и Приморского». Хотя, кажется, для всех должно быть аксиомой, что издавать книги в Москве можно только с благословения правящего архиерея Московской епархии – Святейшего Патриарха Алексия. Но кто-то думает иначе… Во-вторых, нас учат верить снам, своим и чужим, на том лишь основании, что их много и они «необыкновенные». Сны об отце Владимире составляют 80–90% информации в книге. Тем самым, напрочь отметается учение Церкви о том, что снам верить нельзя, потому что можно впасть в прелесть. Втретьих, оказывается, что авторитетом слова в Церкви обладают сугубо женщины, ибо, опять-таки, 90–95% «снотворной» информации исходит от «духовных дочерей». Несмотря на совет апостола Павла «бабьих басен отвращаться». Вчетвёртых, создаётся фантастический образ «настоящего» священника, обладающего главными благодатными качествами: Любовью, прозорливостью и целительством. Читателю внушается коварная мысль, что «золота – его немного и в природе и в людской породе». (1,322) То есть, обычные священники, не старцы-прозорливцы, как бы и не имеют права на существование… «Холодно. К батюшкам очередь. Исповедь формальная. Не заменить! Незаменимый человек» (об о. Владимире). (1,322) Эта идея получила очень широкое распространение: небрежное, хамоватое отношение к священнику стало нормой. Прихожане поучают своего пастыря, что, дескать, батенька, любви-то у вас маловато; чтой-то вы не пронзаете меня светом своея благодати! Не дотягиваете, нда…

http://azbyka.ru/fiction/pasxalnaya-pamy...

С 60-х гг. XIX в. сельцо Головино с 11 дворами принадлежало супруге штаб-ротмистра Варваре Ильиничне Головиной-Батюшковой († 5 дек. 1880), отличавшейся благочестием и радушным странноприимством. Ее дочь - известная духовная писательница Софья Николаевна Слепцова (урожд. Батюшкова). Головина подавала прошение митр. Московскому св. Филарету (Дроздову) об устроении в имении домовой церкви, но святитель не благословил ее намерение; в усадьбе стояла лишь часовня прп. Сергия Радонежского. В 1869 г. Головино посетил гос. крестьянин с. Нов. Келец Скопинского у. Рязанской губ. Иродион Иванович Гулин (по некоторым сведениям, мон. Михаил или схим. Николай?), почитавшийся юродивым старцем-странником. По его просьбе в нач. дек. 1869 г. Головина приютила в своем имении девиц М. М. Стрельникову (из Тульской губ.), Е. Я. Муравьёву (Муравлёву) (из Тамбовской губ.) и чуть позже Е. К. Репкину (из Харьковской губ.). Затем в обитель поступила и бывш. супруга Гулина, в 1887 г. принявшая постриг в рясофор. Сестры поселились в имении на 1-м этаже деревянного флигеля. С 9 дек. того же года в уединенной хижине усадебного парка проживал и сам Гулин. Начальницей девиц считалась Стрельникова. Вскоре после личной встречи Головиной с новым Московским митрополитом - св. Иннокентием (Вениаминовым) на 2-м этаже флигеля была устроена и 17 февр. 1872 г. свящ. Никанором Румянцевым освящена домовая ц. во имя Всемилостивого Спаса (в честь чтимой иконы дома Головиных). Верхняя доска престола Спасского храма была изготовлена из кипарисового ящика, в к-ром Гулин и первые сестры принесли в Головино Казанскую икону, написанную ок. 1860-1862 гг. худож. А. В. Васильевым. Сам образ поставили в Спасском храме за левым клиросом. Первоначально богослужения совершали священники с. Аксиньина, к приходу к-рого была приписана домовая церковь, а иногда и иеромонахи московских обителей. После отъезда на родину и кончины Гулина († 25 июня 1872) проживавшие в Головине сестры (7 чел.) стали молиться об офиц. устроении общежительного мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1319830.html

Скачать epub pdf Протоиерей Философ Орнатский. Саровские поучения. Во всех воспоминаниях, приведенных в этой книге, упомянуты, а часто и пересказываются замечательные проповеди протоиерея Философа Орнатского , которые врезались в душу всем, кто слышал их в те дни в Сарове. Как и главные участники прославления преподобного Серафима – Царственные страстотерпцы, Великая княгиня Елизавета Феодоровна, священномученик Серафим (Чичагов) ,– отец Философ вошёл в светлый сонм новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Философ Орнатский родился в Новгородской губернии в семье священника. Один из его братьев был женат на племяннице св. прав. Иоанна Кронштадтского . Св. Иоанн Кронштадтский очень любил отца Философа и часто бывал в его доме. Философ Орнатский окончил Петербургскую Духовную Академию и принял священство. Через несколько лет был назначен настоятелем Казанского собора в Петербурге. Его проповеднический талант привлекал искавших живого слова. Не раз он призывал свою паству не внимать идеям «равенства». Во время революции на его глазах был расстрелян протоиерей Петр Скипетров, муж сестры его жены – один из первых новомучеников Российских. Мученика отпевал митрополит Вениамин с духовенством. Проповедь при отпевании произнес отец Философ. В 1918 г. в канун праздника пророка Илии его и двух сыновей – Николая, военного врача, и Бориса, тоже офицера, арестовали. В ту же ночь их вместе с другими заключенными повезли на расстрел. По дороге он читал вслух отходную над приговоренными. Из его паствы с ним было 22 человека. Все убитые были брошены в море 20 июля/2 августа 1918 г. Знаменательно, что отец Философ был арестован в день памяти преподобного Серафима и сподобился мученической кончины спустя ровно 15 лет после великих дней прославления Преподобного, когда говорил свои «Саровские поучения»...   1. Святой Серафим – идеал жизни во Христе Слово, произнесенное в Успенском соборе Саровской пустыни 13 июля, за поздней литургией «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» ( Мф. 9, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Слово митрополита Варсонофия на заседании епархиального совета сентября 2023 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на епархиальном совете с участием благочинных (Портретный зал епархиального управления, 4 сентября 2023 года, 11:00) ___ Ваше Преосвященство, дорогие члены епархиального совета, отцы благочинные! Сердечно вас приветствую на очередном заседании епархиального совета, который по традиции проходит в расширенном составе. Повестка дня сегодня довольно обширная. Мы всегда рассматриваем общецерковные документы, следуя словам Святейшего Патриарха Кирилла, который сказал: " Чтобы " проповедь наша была актуальной, нужно питаться мудростью не только святых отцов, живших более тысячи лет назад, но и быть знакомым с документами, которые принимают наши Соборы и Священный Синод, формулируя отношение Церкви к проблемам современности " . Сегодня также ознакомимся и с материалами состоявшегося 19 июля Архиерейского совещания. В период между заседаниями нашего совета общецерковная работа и деятельность Патриарха, несмотря на летний период, велась интенсивно. Среди епархиальных вопросов мы затронем празднование 12 сентября - дня памяти святого Александра Невского - и проведение общегородского крестного хода по Невскому проспекту. Богослужения пройдут в Благовещенском храме Лавры, куда доступа людей не будет ввиду его небольшого размера, и в Казанском кафедральном соборе. Мы приглашаем в собор на Литургию всех желающих с тем, чтобы можно было пройти с крестным ходом по главной исторической улице города. Большая ответственность лежит на благочинных, которым необходимо приложить максимум усилий не только по информированию в храмах и в интернете об этом праздновании, но и организовать своих прихожан. Хочу в вашем присутствии поздравить нового наместника нашей лавры - епископа Кронштадтского Вениамина - с назначением на последнем заседании Синода и пожелать ему благодатной помощи Божией в предстоящих трудах. В первую очередь это относится к попечению и поддержанию в целом монашеской жизни, соблюдению устава, организации хозяйственной деятельности и наблюдению за реставрационными работами. Монастырь исторический, находится в центре большого города, притягивает паломников и туристов, не обделен вниманием высоких лиц, что накладывает большую ответственность на наместника за все, что в нем происходит. Владыка Вениамин более десяти лет управлял Ардатовской епархией и имеет положительный опыт церковного руководства. Он также будет нести в епархии обязанности председателя церковного суда, богослужебной комиссии и благочинного монастырей.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

Содержание Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) Архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) 1. Гавриила (Петрова), митрополита Новгородского 2. Самуила (Миславского), митрополита Киевского 3. Платона (Левшина), митрополита Московского 4. Иннокентия, архиепископа Псковского 5. Кирилла (Флоринского), викария Севского 6. Симона (Лагова), епископа Рязанского 7. Вениамина (Румовского-Краснопевкова), епископа Архангельского 8. Иринея (Братановича), епископа Вологодского 9. Тихона (Малинина), епископа Воронежского, впоследствии Тверского 10) Павла (Зернова), епископа Костромского 11. Амвросия (Подобедова), архиепископа Казанского 12. Виктора (Онисимова), епископа Владимирского и Суздальского 13. Дамаскина (Семенова-Руднева), епископа Нижегородского 14. Амвросия (Серебреникова), архиепископа Екатеринославского 15. Феоктиста (Мочульский), епископ Севского 16. Феофила (Раева), епископа Тамбовского 17. Арсения (Тодорского), епископа Вологодского 18. Не известного 19. Серапиона (Александровского), архимандрита Московского Богоявленского монастыря, потом епископа: Дмитровского, впоследствии митрополита Киевского 20. Арсения, архимандрита Тверского Успенского Желтикова монастыря 21. Варлаама (Миславского), архимандрита Киево-Братского монастыря и Ректора Академии 22. Иринея (Клементьевского), архимандрита Новгородского Юрьева монастыря и члена Св. Синода 23. Иннокентия (Лаврова), архимандрита Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря 25. Варлаама архимандрита Богоявленского Голутвина монастыря и ректора Коломенской Дух. Семинарии 25. Иоанна (Терликова), архимандрита Ниловой Пустыни, потом настоятеля Московского Симонова монастыря 26. Михаила (в монашестве Августина) Сахарова     Архиепископ Арсений (Верещагин), к которому адресованы были напечатанные ниже письма, был один из видных деятельных и уважаемых русских архипастырей второй половины XVIII столетия 1 . Он родился 27-го января 1736 года 2 в г. Кашин от священника Успенского собора Иоанна Алексеева (Верещагина) 3 и при крещении наречён Василием.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

сост. Ю.П. Зуев Именной указатель Алексей (Алексий) (Бяконт Елевферий-Симеон; около 1304–1378) – митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г.; фактически глава московского правительства при малолетнем князе Дмитрии Донском и сподвижник князя в борьбе за укрепление политического единства Руси. Алексий I (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970) – Патриарх Московский и всея Руси (1945–1970); ему выпало быть предстоятелем РПЦ в годы хрущевских гонений на религию. Алексий II (Ридигер Алексей Михалович; 1929–2008) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1990 г.); возглавлял Церковь в первые годы ее институционального возрождения в постсоветский период. Андрей (Шептицкий Роман; 1865–1944) – митрополит Галицкий, предстоятель Украинской греко-католической церкви в 1901–1944 гг. В 1941 г. приветствовал вторжение немецких войск на территорию СССР; в 1942 г. выступил против геноцида евреев фашистами, организовал кампанию спасения евреев; в 1944 г., сразу после вступления во Львов Советской армии, направил Сталину поздравительную телеграмму. Антоний (?–1581) – митрополит всея Руси (1572–1581); при нем по воле Ивана IV церковными соборами 1572 и 1580 гг. были приняты установления о запрете Церкви приобретать или брать в качестве вклада земельные владения. Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936) – архиепископ Псковский (1903– 1910), Новгородский (1910–1920); один из трех кандидатов на Патриарший престол на Поместном соборе 1917–1918 гг.; осужден на три года (1927 г.) за антисоветскую деятельность с высылкой в Среднюю Азию; митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933–1936). Бердебек – хан Золотой Орды в 1357 г. Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) – Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1960–1964), Первый (с 1964), Генеральный (с 1966) секретарь ЦК КПСС. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) – философ, богослов, депутат 2-й Государственной Думы (февраль – июнь1907), православный священник (с 1918), выслан из СССР (1923). Вениамин (Пуцек-Григорович Василий Григорьевич; ок. 1700–1785) – архиепископ (с 1762), митрополит (с 1775) Казанский, проводил активную миссионерскую работу среди коренных народов Казанского края, разоблачал Ем. Пугачёва как самозванца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старое Шамордино. Казанская Амвросиевская пустынь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преп. старца Амвросия. Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С.В. Шервуда. Величественный, 15-главый собор выполнен в «русском стиле» - с декоративными кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. На северном и южном фасаде – стилизованные крыльца с шатровыми завершениями с крестами. В 1902 году 11/24 октября Калужский Преосвященный Вениамин совершил его освящение. В годы лихолетья храм, как и весь монастырь, сильно пострадал: был осквернен и обезглавлен. С возрождением обители началось его восстановление. В 2005 году 31 июля/13 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери и два придела: правый – в честь свят. Николая Мирликийского и свят. Амвросия Медиоланского, левый – в честь свщмуч. Игнатия Богоносца и свщмуч. Поликарпа Смирнского. Большая часть внутреннего убранства в настоящее время, как и прежде, выполнена в мастерских обители. Для благолепного украшения Божия храма сестры пишут иконы для иконостаса и в киоты, вышивают бисером оклады, изготавливают витражи, в чеканной мастерской делают басменные киоты, в золотошвейной - вышивают плащаницы и хоругви. Информация о постройках монастыря на Официальном сайте Казанской Амвросиевской женской пустыни www.shamordino-m.ru Собор Казанской иконы Божией Матери – главная постройка Казанского Свято-Амвросиевского монастыря в Шамордино, сердце обители. Грандиозный 15-главый собор построен в русском стиле и выглядит как дворец из сказки. Кокошники, полуколонны, подзоры, узорчатые наличники – вот далеко не все детали, украшающие постройку. Освящен собор в 1902 году. Кроме основного престола, было еще 4. Большая часть внутреннего убранства собора создавалась в мастерских обители. Иконы, вышитые бисером руками насельниц монастыря, производили особое впечатление на молящихся.  Перед главным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери стоял великолепный золотисто-белый иконостас в 4 яруса. За алтарем располагался иконостас витражный. Солнце, отражаясь и дробясь в цветных стеклах, создавало в соборе атмосферу праздничную и радостную.

http://sobory.ru/article/?object=05230

Февраля 4 (17) Преподобномученик Серафим (Вавилов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Преподобномученик Серафим родился 27 июля 1899 года в городе Ярославле в семье Александра Васильевича Вавилова, сына ефремовского купца второй гильдии, и его супруги Параскевы Ивановны и в крещении был наречен Владимиром. Александр Васильевич работал приказчиком у купца Перлова. Со временем семья Вавиловых переехала в Санкт-Петербург. Первоначальное образование Владимир получил дома; когда мальчику исполнилось десять лет, отец подал прошение директору СанктПетербургской 7-й гимназии. Однако, ввиду того, что Владимир тяжело заболел воспалением легких, сдачу экзаменов в гимназию пришлось отложить, и он поступил туда в следующем, 1910-м году. Обучение в гимназии показалось, однако, юноше недостаточным, и 22 августа 1917 года он подал прошение директору Петроградской консерватории о допущении к экзаменам для поступления в консерваторию по классу рояля, а 30 сентября 1918 года он отправил прошение ректору Петроградского университета с просьбой зачислить его на юридический факультет. Живя в Петрограде, Владимир был прихожанином СвятоТроицкой Александро-Невской Лавры, и его духовником стал иеросхимонах Серафим (Богатов), происходивший из крестьян Тамбовской губернии, начинавший монашескую жизнь в Саровской пустыни, ас 1882 года подвизавшийся в АлександроНевской Лавре в Петрограде; в 1905 году он был пострижен в схиму. Скончался отец Серафим 2 октября 1919 года и был погребен на лаврском братском кладбище. На следующий день после кончины духовника Владимир подал прошение митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому) о принятии его в число насельников Лавры и постриге в монашество. Он писал: «Это мое давнее желание, которое неоднократно одобрял ныне почивший иеросхимонах Серафим, оставивший мне как бы в исполнение своего завета клобук и параман. Оставшись на положении сироты после кончины моего старцанаставника и духовника, я очень желаю начать новую жизнь его смертью». Митрополит Вениамин благословил принять Владимира послушником и назначить пономарем. Помимо послушания в алтаре, он дежурил у святых мощей святого благоверного князя Александра Невского. С декабря 1919 года ему пришлось, кроме того, нести послушание сторожа при лаврской НиколоКладбищенской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Фото Олеси Василенко ЖМП 6 июнь 2018 /  15 июня 2018 г. 12:20 Берег левый, берег правый 17 июня в г.Тутаев состоится традиционный правобережный крестный ход с древней чудотворной иконой Всемилостивого Спаса, пребывающей в городском Воскресенском соборе. Крестный ход с этой иконой бывает два раза в году — на правом и на левому берегу Волги. Причем правый крестный ход совпадает с семнадцатидневным Казанским, который уже начался в Ярославской митрополии. Тутаевский крестный ход собирает прихожан не только Воскресенского храма и жителей Тутаева, но и многих паломников из других городов.Об особеностях этого крестного хода нам рассказал настоятель Воскресенского собора протоиерей Василий Мозяков. ПДФ версия   У Тутаевского крестного хода есть как минимум три особенности. «Первая в том, что в течение каждого лета у нас совершается два крестных хода с иконой Всемилостивого Спаса. Сначала по правой (Борисоглебской), затем по левой (Романовской) стороне Волги, так как река рассекает наш город на две части (до революции это было два города — Борисоглебск и Романов. — Примеч. ред.). Вторая особенность в том, что Борисоглебский крестный ход совпадает с 17-дневным крестным ходом с Казанской иконой Божией Матери, который начинается в Ярославле, доходит до Рыбинска по левой стороне Волги и обратно идет по правой», — говорит настоятель Воскресенского собора протоиерей Василий Мозяков. Третье его отличие от других известных крестных ходов в том, что у Борисоглебского — «плавающая» дата, и люди путают не только день его проведения, но и не могут сказать, по какой стороне Волги он проходит.                                                          Три рейса вместо одного        На самом деле, крестный ход по Борисоглебской стороне совершается в 10-е воскресенье по Пасхе и приурочен ко дню возвращения иконы Всемилостивого Спаса из Ростова Великого в Тутаев. В этом году он состоится 17 июня и, как всегда, начнется после Литургии в Воскресенском соборе. Его участники обходят весь город, посещая два храма (в честь священномученика Вениамина и Благовещения Пресвятой Богородицы) и социальные учреждения — центр социального обслуживания «Милосердие», центральную районную больницу, Дом-интернат для ветеранов войны и труда, а также Тутаевскую православную школу. Везде совершаются молебны о здравии. Обычно в этом крестном ходе участ­вует около полутора тысяч человек.

http://e-vestnik.ru/church/tutaev_krestn...

Сын священника шацкой округи, Вениамин, в мире Василий Ант. Благонравов, родился в 1825 г. Пройдя шацкие училища и тамбовскую семинарию, он в 1846 г. поступил в казанскую академию, которую и окончил в 1850 г. В академии он выделялся из среды товарищей своим благочестием, исполнением всех требований тогдашней дисциплины, талантливостью и редкою любовью к наукам, преимущественно историческим. Еще на студенческой скамьей он поражал обширностью эрудиции и широтой исторического образования. Окончив курс первым магистром, иеродиакон Вениамин был оставлен при академии бакалавром по церковной истории. В качестве бакалавра, а потом профессора он обнаружил большое усердие и немалую ученую производительность. В немногие годы он успел скомпоновать полный курс лекций, составляющий три больших фолианта (хранятся в библиотеке казанской академии). Его лекции, богатые фактическими данными, и его пример оживили в студентах заглохнувший было интерес к изучению истории. При своем «ученом трудолюбии и весьма живых дарованиях с течением времени он мог бы сделаться для казанской академии (по выражению ее историка, П. В. Знаменского ) таким же дорогим профессором истории, каким для Московской академии был известный профессор А. В. Горский, если бы он не был лицом монашествующим и, следовательно, более или менее кратковременным гостем на своей кафедре». Но и помимо непродолжительного пребывания на кафедре (1850–1858), архим. Вениамин был отвлекаем от прямого дела второстепенными и побочными должностями – библиотекарством (1854–1858), преподаванием немецкого языка (1855–1856) и нравственного богословия (1858), ревизией вятской и уфимской семинарии (1856), редакторскими, цензорскими и особенно – инспекторскими обязанностями. В вакат 1851 г. он исправлял должность помощника инспектора академии, летом 1852 г. и в начале 1858 г. – инспектора, а с 30 сентября 1852 по 3 июля 1856 г. был помощником инспектора. Верный исполнитель правил академической инструкции еще на студенческой скамье, архим. Вениамин с неуклонною строгостью держался их и после, работая над проведением их в студенческую жизнь. При таком его отношении к делу, ему приходилось тратить много сил, когда академическая дисциплина стала падать, отчасти под влиянием духа времени, отчасти благодаря противоположным ему взглядам на нее новых инспекторов, в роде известного архим. Феодора Бухарева. «Гроза формализма», и в тоже время человек очень добрый, с характером вовсе не тяжелым, Вениамин должен был много страдать при своих столкновениях со студентами, постигшими уже сладость свободы 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010