Биография Святейшего Патиарха Московского и всея Руси Aлekcuя I 25 апреля 2017 года Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси (Симанский Сергей Владимирович) Родился 27 октября (8 ноября) 1877 г. в Москве. В 1888 г. поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, затем перешел в Николаевский лицей. В 1896 г. поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил за три года. Некоторое время находился на службе в гренадерском Самогитском полку. Осенью 1900 г. поступил в Московскую духовную академию. В феврале 1902 г., будучи студентом второго курса, принял монашество с именем Алексий. В том же году был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1903 г. — в сан иеромонаха. В 1904 г. закончил Московскую духовную академию и был назначен инспектором Псковской духовной семинарии. Впоследствии в сане архимандрита был ректором Тульской, а затем — Новгородской семинарий. 28 апреля 1913 г. в Софийском соборе Новгородского кремля хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. Хиротонию возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV в сослужении архиепископа Арсения (Стадницкого), епископов Никона (Рождественского), Псковского Евсевия (Гроздова), Кирилловского Иоанникия (Дьякова) и Гдовского Вениамина (Казанского). В январе 1921 г. Святейшим Патриархом Тихоном назначен первым викарием Петроградской епархии с титулом епископа Ямбургского. В октябре 1922 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», осужден и в конце того же года сослан на три года в г. Каркаралинск (ныне в Карагандинской области). В марте 1926 г. вернулся в Ленинград. Был назначен управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже Хутынского. В 1927-1935 гг. — член Временного Патриаршего Священного Синода. 18 мая 1932 г. возведен в сан митрополита с титулом «Старорусский». С августа того же года митрополит Новгородский и Старорусский. В октябре 1933 г. переведен на Ленинградскую кафедру с сохранением управления Новгородской епархией.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

Братия Троице-Сергиевой Лавры. Серафим Вырицкий - второй справа (стоит). ЦВ 15-16 (460) август 2011 /  22 августа 2011 г. " Не сетуй на тяжесть креста " . К 90-летию со дня иерейской хиротонии прп. Серафима Вырицкого Петербургский купец Василий Николаевич Муравьев был принят в качестве послушника в число братии Свято-Троицкой лавры 1/14 сентября 1920 года. Ранее под духовным руководством преподобного Варнавы Гефсиманского в течение нескольких десятилетий при весьма напряженных земных трудах он вел жизнь истинного молитвенника. Сокровенная внутренняя жизнь известного коммерсанта и его подвиги во славу Божию были скрыты от посторонних взоров. 16/29 октября 1920 года по благословению будущего священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) он принял монашеский постриг. Новое имя послушник Василий получил в честь святого апостола Варнавы и в благоговейную память о своем духовном отце. Вскоре брата Варнаву (Муравьева) рукоположили в сан иеродиакона, а 29 августа/11 сентября 1921 года, в день Усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи, митрополит Вениамин возвел отца Варнаву в иерейский сан. В 1921–1926 годах отец Варнава последовательно нес послушания главного свечника и казначея монастыря, а на рубеже 1926–1927 годов принял постриг в великую схиму с именем Серафим в честь и память преподобного Серафима Саровского. Вскоре по принятии отцом Варнавой великой схимы на общем собрании братии лавры иеросхимонах Серафим (Муравьев) был избран духовным руководителем лавры и членом ее духовного собора. «В духовнике, по мнению моему, великое достоинство — простота, неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких своих умствований», — отмечает святитель Игнатий Брянчанинов. Эти слова в полной мере можно отнести к служению богомудрого духовника лавры иеросхимонаха Серафима (Муравьева). Сочетая в себе высочайшие духовные дарования с богатым жизненным опытом, отец Серафим был незаменимым наставником. Для всех он был одинаково доступен и находил слова отеческой любви. Была в его образе какая-то особая теплота, так что человек, однажды пришедший к нему, запоминал эту встречу на всю жизнь.

http://e-vestnik.ru/history/ne_setuy_na_...

Высокопреосвященный Филарет в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий, и его время. Том 2 Источник Отдел I (вступление). Глава I. Прибытие Высокопреосвященного Филарета в Казань «Верую, что блаженный дух бывших ангелов (Епископов) Церкви Казанской, каковы – Ефрем, великий Гермоген, Вениамин, Амвросий и Филарет еще живо памятуемый многими здесь живущими и приснопамятный своею святою жизнью и Апостольскими трудами, – носится и теперь над сею бывшею их паствою с живым участием в судьбах её и не престает немолчно вопиять перед Престолом Господним на небесах о помощи и благопоспешении позднейшим преемникам их Святительской кафедры» 1 . Читатели уже видели, что высокопреосвященный Филарет должен был отправиться из С.-Петербурга и ехать прямо в Казань в наивозможной скорости: ему не привелось даже заехать и в Рязань, чтобы проститься в последний раз со своею бывшею паствою. Такая поспешность требовалась повелением Самого Государя Императора. В указе св. Синода читаем: «Государь Император, 25 Февраля 1827 г. Высочайше утвердив доклад Св. Синода о назначении Архиепископа Рязанского Филарета в Казанскую епархию, с сим вместе изволил повелеть, – немедленно ехать ему на новую епархию для устранения тех затруднений относительно крещённых инородцев, какие оказались в сей епархии по смерти преосв. Ионы 2 . Монаршую волю преосв. Филарет исполнил во всевозможной точности и исправности. Когда именно он выехал из С.-Петербурга доподлинно не известно: но, не смотря на расстояние в полторы тысячи верст и на неудобство в тогдашние времена путей сообщения, и к тому же в наступавшую уже весеннюю распутицу, (во второй половине Марта) представляющую особенные затруднения и опасности на пути между Нижним Новгородом и Казанью, где дорога идет в зимнюю пору, обыкновенно, по льду реки Волги, и где, как рассказывал сам в Бозе почивший, экипаж его однажды провалился и едва был вытащен с опасностью для его собственной жизни – несмотря на все это, он прибыл в Казань ко времени св. Пасхи, которая в этом году была 25 Марта. Приехал он, как раз, в самые последние дни перед Св. Пасхою, так что первое служение в Казани совершал высокопреосв. Филарет именно в первый день Светлого Христова Воскресения, а вместе» и Благовещения Пресвятой Богородицы 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Вятская Основана в 1657 г. (местопребывание – в г. Вятка, с 1934 г. – Киров). Выделена по соборному определению в 1657 г. из территории Казанской епархии, с включением в нее Новгородской четверти территории Великой Перми. Прот. Г. Никитников сообщает об утверждении епархии следующее: «В 1658 году, по указу Государя и Великого князя Алексея Михайловича и по благословению Святейшаго Патриарха Никона , учреждена была епархия в Вятке с присоединением к ней Великой Перми; почему и архипастыри ее, до восстановления особой епархии в последней (1799), назывались Вятскими и Великопермскими» (Иерархия Вятской епархии, состав- ленная Ректором Вятского Духовного училища Протоиереем Герасимом Никитниковым. Вятка, 1863. С. 5). Архиепископия с 12.03.1682 по 1719 (с 1719 г. обычно замещалась епископами). С 1733 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Вятская и Великопермская; с 16.10.1799 – Вятская и Слободская; с 23.08(05.09)1918 – Вятская и Глазовская; с 1934 г. – Кировская и Слободская; с 08(21)04.1994 – Вятская и Слободская. Викарные кафедры: Сарапульская, Глазовская, Слободская, Уржумская, Яранская, Котельническая, Нолинская. 05.12.1657 08.01.1674 23.08.1674 08.10.1699 04.08.1700 07.02.1718 Дионисий (в сх. Димитрий) Ушаков 07.02.1718 25.01.1719 25.01.1719 26.09.1733 26.09.1733 09.04.1737 31.12.1737 18.05.1739 18.05.1739 02.12.1742 Вениамин Сахновский Серб 27.02.1743 28.02.1748 Варлаам Скамницкий 25.05.1748 16.11.1755 19.06.1758 05.06.1774 06.08.1774 13.03.1796 01.06.1796 29.01.1804 Амвросий Яковлев-Орлин 29.01.1804 07.07.1805 Серафим Глаголевский 15.07.1805 03.05.1817 15.07.1817 28.10.1822 Амвросий II Рождественский-Вещезеров 27.05.1823 19.03.1827 Павел Морев-Павлов (Платонов) 26.03.1827 24.01.1832 Кирилл Богословский-Платонов 03.04.1832 16.11.1835 Иоанникий Образцов 08.12.1835 23.04.1838 Нил Исакович 23.04.1838 29.03.1851 Неофит Соснин 29.03.1851 07.01.1860 Елпидифор Бенедиктов 18.05.1859 25.03.1860 06.02.1860 17.06.1866 Агафангел Соловьев 17.06.1866 05.10.1866

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гжель. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Построен на месте каменного храма 1701 года, который в свою очередь на месте деревянной церкви XVII века. С первой половины XIX века был центром благочиния. В 1889 году церковь Успения Богородицы перестраивается: видоизменяется колокольня и пристраиваются две каменные часовни. Храм имеет три придела: центральный - во имя Успения Богородицы, северный - в честь святителя Николая Мирликийского, южный - во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм был закрыт в 1938, сильно пострадал. Было полностью уничтожено внутреннее убранство храма, разобраны колокольня и купол, уничтожены церковная ограда и погост. Богослужения возобновились в храме в феврале 1998 года. В настоящее время ведутся восстановительные работы. Первое упоминание об Успенской церкви в селе Гжель относится к первой половине XVII века. По писцовым книгам 1631-1633 гг. к Успенской церкви значится пустошь, «…а владеет ныне тою всею пустошью успенский поп Василий». В то время в селе существовала еще одна церковь - церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского. По дозорным книгам Казенного приказа 1680 года «в селе Гжели, на речке Гжелке, церковь Успения Пресвятой Богородицы деревянная, у церкви…дьячок Петрушка Иванов и попы Кирилл и Фаддей». В 1701 году на месте деревянной церкви строится каменная, для которой 11 сентября того же года священнику Карпу Кириллову был выдан антиминс. В 1736 году храм постигло бедствие. «Июня во 2 день… в селе Гжели Божиим изволением ночною порою церковь Божия погорела во имя Успения Пресвятыя Богородицы». Но в 1737 году выходит Указ Синодального Казенного Приказа (после резолюции Преосвященного Вениамина, епископа Коломенского и Каширского) о необходимости восстановления пострадавшего от пожара храма. Ровно через сто лет Ведомость «О церкви Успения Божия Матере, состоящей Бронницкаго уезда в селе Гжели за 1837 год» так скажет о церкви: «Зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка. Утварию достаточна».

http://sobory.ru/article/?object=01397

Годы патриаршества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 7 июня 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви на Московский Патриарший престол избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Интронизация состоялась 10 июня 1990 года. 25-27 октября в Свято-Даниловом монастыре заседал первый Архиерейский Собор, прошедший под председательством Его Святейшества. В центре внимания Собора: церковная ситуация на Украине, раскол, инициированный Синодом Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), а также правовой статус Русской Православной Церкви, обусловленный новыми законами о свободе совести и вероисповедания. Архиерейский Собор принял решение о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в управлении при сохранении юрисдикционной связи с Московской Патриархией. В конце 1990 года в одном из служебных помещений Музея истории религии и атеизма в Казанском соборе Санкт-Петербурга обретены мощи преподобного Серафима Саровского. 11 января Святейший Патриарх прибыл в Петербург, а 6 февраля святые мощи в сопровождении Первосвятителя были перенесены в Москву. 23-30 июля святые мощи крестным ходом в сопровождении Святейшего Патриарха были перенесены в Дивеевскую обитель. Второе обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского. Учреждение Синодальных отделов по религиозному образованию и катехизации и по церковной благотворительности и социальному служению. 12 июня 1991 года Президентом Российской Федерации избран Б.Ельцин . Начало церковного прославления новомучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора. 31 марта – 5 апреля в Свято-Даниловом монастыре прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который принял решение о канонизации преподобных схимника Кирилла и схимонахини Марии, родителей преп. Сергия Радонежского , а также о канонизации новомучеников митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), митрополита Петербургского и Ладожского Вениамина (Казанского) Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

http://pravmir.ru/sluzhenie-patriarxa-al...

Документы. Часть I. Первые шаги большевиков по формированию политики в отношении Православной Российской Церкви. октябрь-декабрь 1917 г. Раздел I. Создание законодательной базы и реализация начальных мероприятий в отношении Православной Церкви. Реакция Церкви I.1. Письмо митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) в Священный Собор Православной Российской Церкви 139 о пожелании приходского совета храма Успения Пресвятой Богородицы с. Феофилова пустынь Петроградской губ. сохранить единение Церкви и государства 25 октября (7 ноября) 1917 г. В Священный Поместный Собор Православной Всероссийской Церкви Вениамина, Митрополита Петроградского и Гдовского рапорт Долгом своим поставляю почтительнейше представить при сем на благоусмотрение Священного Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви поступивший к Петроградскому епархиальному начальству приговор прихожан церкви села Феофиловой пустыни Лужского уезда 140 о неотделении Православной Церкви от Российского государства и об обеспечении православного духовенства жалованием из средств казны. Вашего Святейшества покорнейший послушник Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский 141 6229 25 октября 1917 года. Помета: 9 ноября. Направляется в Отдел о правовом положении Церкви в государстве. А[рхиепископ] Арсений 142 . [Приложение. Заявление членов Феофилопустынского приходского совета в Петроградский епархиальный совет по поводу отделения Православной Церкви от государства. 8 сентября 1917 г.] Приговор 1917 года, сентября 8 дня, мы, нижеподписавшиеся члены Феофилопустынского совета, будучи на собрании при Пустынской церкви, имели суждение о церковных делах и о содержании духовенства и постановили покорнейше просить, чтобы Церковь от государства не отделялась и духовенство было бы обеспечено жалованием в необходимых размерах из сумм казны. Председатель совета:            Василии Николаев Члены: Иван Павлов, Тимофеи Савельев, Николаи Михайлов, Константин Егоров, Афанасий Степанов, Василий Гаврилов Делопроизводитель совета

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В крови русского народа – социальная справедливость, соборный дух» В Александро-Невской Лавре состоялась стратегическая сессия «От русской идеи до суверенного будущего России» 20.10.2023 734 Время на чтение 7 минут Фото: послушник Стефан Феличи фон Райхенбах В пятницу, 20 октября, в духовно-просветительском центре Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры «Святодуховский» в рамках подготовки I Идеологического форума Всемирного русского народного собора состоялась стратегическая сессия «От русской идеи до суверенного будущего России». Ее организатором и ведущим выступил член Правления СПб отделения ВРНС, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия, член Экспертного совета ФАДН России протоиерей Александр Пелин. Соведущими стратегической сессии были наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин и член Правления СПб отделения ВРНС, Председатель совета директоров ГК «РосСтройИнвест», председатель Совета МОПД «Вечно живые», соучредитель ВПП «Земля героев» Федор Туркин. На сессии выступили: заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Дмитрий Вольвач ; доктор исторических наук, профессор, директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, член Экспертного совета ФАДН России Дмитрий Функ; председатель Правления РОО «Балтийский Авангард» (Санкт-Петербург) Александр Кузнецов; директор Института Хо Ши Мина СПбГУ, доктор исторических наук Владимир Колотов; член Общественного и Экспертного советов Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН России), директор АНО ДПО Институт социальных и этнокультурных исследований (Москва) Николай Григорьев; главной редактор информационно-аналитического портала «Русская народная линия», председатель Русского Собрания Анатолий Степанов; директор НИИ социальной философии Казанского инновационного университета, доктор философских наук (Казань) Олег Агапов и другие эксперты Один из организаторов мероприятия, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии митрофорный протоиерей Александр Пелин поделился своими впечатлениями и размышлениями о прошедшей сессии в телефонном интервью «Русской народной линии»:

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/20/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дорогами единства Многонациональный народ России – блеф или реальность? 03.11.2022 3394 Время на чтение 17 минут Фото: Предоставлено автором Приближается очередной День народного единства. Для меня это светлый праздник. И очень личный. Во-первых, это День Казанской иконы Божией Матери, Спасительницы России, коей неустанно молюсь. Во-вторых, именно Нижегородское ополчение под предводительством моего земляка земского старосты Кузьмы Минина и доблестного воеводы князя Дмитрия Пожарского четыре столетия назад освободило Россию. В-третьих… Имел автор этих сток непосредственное отношение к учреждению на земле Русской истинно всенародного празднества – Дня народного единства. В связи с чем кое-что и кое о чем еще теперь расскажу… В далеком уже от нас 2012 году встретилась мне заметка в областной газете «Земля нижегородская», автор – мой давнишний друг еще с «младых ногтей» известный нижегородский журналист Вячеслав Федоров. «Старый, посохший уже давно дуб преградил нам дорогу, – писал Вячеслав Вениаминович. – А больше и некуда идти – мы были у цели. Дуб наклонился над озерцом и уже много веков отражался в его водах. Когда-то он был могучим, с густой шапкой листвы, а сейчас окаменевшие корни едва удерживали его на обрыве... Дуб иссох, но не поклонился времени...». И возмечтал я у этого древнего дуба побывать. Потому как непрост дуб, ох, непрост! Расположен у озерца в селении Шобашкаркасы в 17 километрах от Чебоксар, нынешней столицы Чувашии. По преданию, у этого дуба скончался русский народный герой нижегородский земский староста Кузьма Минин. Случилось это весной 1616 года. По заданию Царя Михаила Романова Кузьма Минин, тогда уже думный дворянин, ездил в Казань и близлежащие края, где «черемиса заворовала». С проблемой на месте Кузьма разобрался, А на обратном пути в Москву занедужил. Остановилась их команда во владениях чувашского князя и воеводы Буртаса (это как раз и есть Шобашкаркасы). Князь Буртас был давним другом и соратником Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, по преданию – «третьим человеком в ополчении» 1612 года, с немалым чувашским войском влился в общие ряды ополченцев ради освобождения Москвы от иноземных оккупантов.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/03/do...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Радуйся, святый благоверный великий княже Александре» В Санкт-Петербурге отметили праздник перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского 12.09.2023 696 Время на чтение 3 минуты Фото: spb.mk.ru В праздник перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, 12 сентября, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Благовещенской Церкви, посвященном благоверному князю, в Александро-Невской лавре, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий, епископ Петергофский Силуан, наместник обители епископ Кронштадтский Вениамин, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Патриарха архимандрит Алексий (Туриков), братия лавры в священном сане. Среди молящихся был губернатор Александр Беглов. Богослужение транслировалось на экране перед храмом. В Казанском кафедральном соборе Божественную литургию совершил епископ Выборгский и Приозерский Варнава в сослужении епископов Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава и Гатчинского и Лужского Митрофана, сонма духовенства и клира собора. Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой. Среди молящихся была глава администрации Центрального района Елена Федорова. Богослужение транслировалось на УоиТиве-канале собора. После Божественной литургии состоялся крестный ход по Невскому проспекту с Казанской иконой Божией Матери и копией Годеновского креста, 9 сентября принесенной в Санкт-Петербург. В молитвенном шествии участвовали священнослужители митрополии, представители приходов города, области и других регионов, общественных организаций, братств, учащиеся духовных школ, горожане – всего 55 тыс человек. В полдень у памятника святому Александру Невскому после встречи с малым крестным ходом от Свято-Троицкого собора был отслужен молебен небесному покровителю Санкт-Петербурга, который возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/12/ra...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010