Вениамин, митрополит Казанский и Свияжский (Пуцек-Григорович Василий Григорьевич) Родился в начале 18 века в Полтавской губернии в семье значкового товарища (чин унтер-офицера в казачьих войсках – прим. ред.) малорусского казачьего Лубенского полка. Окончил Киевскую духовную академию. В 1733 году назначен учителем Казанской духовной семинарии. В 1740 году пострижен в монашество. С 1741 года – префект семинарии. 6 декабря 1744 года возведен в сан архимандрита Спасо-Преображенского Казанского монастыря и назначен ректором Казанской духовной семинарии. Уже в годы преподавательской деятельности отец Вениамин отличался даром проповедничества и неоднократно по поручению епархиальной власти ездил в качестве миссионера к магометанам и инородцам-язычникам и в короткое время просветил большое количество татар, черемис, мордвы и вотяков, обратив их в христианство . В 1746 году вызван на чреду священнослужения и два года находился в Санкт-Петербурге. 14 августа 1748 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. 2 марта 1753 года переведен епископом в Тверь и назначен членом Святейшего Синода. С 2 апреля 1758 года – епископ Псковский. С 15 сентября 1761 года – архиепископ Санкт-Петербургский и священно-архимандрит Александро-Невской лавры. С 26 июля 1762 года – архиепископ Казанский и Свияжский. 26 января 1775 года возведен в сан митрополита. 17 марта 1782 года уволен на покой с правом управления Казанской Седмиезерной Вознесенской пустынью. Скончался 21 июня 1785 года (по Строеву – 1783 года). Погребен в соборном храме (в нише с южной стороны) в Казанской Седмиезерной Вознесенской пустыни. Мощи его, по свидетельству очевидцев, нетленны. Деятельность преосвященного Вениамина на архиерейской кафедре началась в тот период, когда малороссийское духовенство имело в России монополию иерархической власти. Но с самого начала царствования императрицы Екатерины II на высшие иерархические посты стали назначать воспитанников Московской духовной академии, а малороссы теряли свое прежнее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИНГИСЕППСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ленинградской епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия ), названо по г. Кингисепп (Ленинградская обл.); существовало в 1897-1928 гг., до 1922 г. Кингисепп назывался Ямбург, викариатство - Ямбургское. Резиденцией Ямбургских (Кингисеппских) архиереев была Александро-Невская в честь Св. Троицы лавра в С.-Петербурге. 14 окт. 1897 г., при С.-Петербургском и Ладожском митр. Палладии (Раеве) , был утвержден синодальный доклад «О восстановлении в Санкт-Петербургской епархии кафедры 3-го викария с присвоением ему именования епископа Ямбургского». Первым епископом Ямбургским стал архим. Вениамин (Муратовский) , настоятель Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря , хиротонисанный митр. Палладием в Троицком соборе Александро-Невской лавры 26 окт. 1897 г. Важной сферой полномочий нового епископа стала цензура проповедей: в соответствии с распоряжением консистории всем священникам, служившим в Исаакиевском и Казанском соборах, было предписано представлять свои проповеди после цензуры благочинных на утверждение Ямбургскому еп. Вениамину. Еп. Вениамин поселился в Александро-Невской лавре, при этом некоторое время оставался настоятелем Череменецкого мон-ря. Новый архиерей занял должность председателя с.-петербургского епархиального братства Пресв. Богородицы, заведующего школой Об-ва распространения духовно-нравственного просвещения, возглавил совет с.-петербургского Исидоровского жен. училища и комитет Александровского дома призрения бедных духовного звания. 3 дек. 1898 г. еп. Вениамин (Муратовский) был назначен епископом Гдовским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 9 мая 1899 г. в Исаакиевском кафедральном соборе С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) возглавил хиротонию ректора СПбДА архим. Бориса (Плотникова) во епископа Ямбургского. С тех пор все последующие Ямбургские епископы занимали должность ректора СПбДА до закрытия последней в 1918 г. и жили в ректорском флигеле академии. 20 янв. 1901 г. еп. Борис был уволен с Ямбургской кафедры. 24 янв. новым ректором СПбДА стал архим. Сергий (Страгородский) , к-рому 26 янв. определено также быть епископом Ямбургским; хиротония состоялась 25 февр. того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Архиерейская хиротония архим. Сергия почти совпала по времени с синодальным определением «О графе Льве Толстом», в котором Л. Н. Толстой провозглашался отпавшим от Церкви (20-22 февр. 1901); в подготовке этого определения архим. Сергий сыграл большую роль. 24 февр. 1901 г. вышел 8-й номер «Санкт-Петербургского духовного вестника», содержавший проповедь архим. Сергия «Смысл и цель церковной анафемы», сказанную им в Неделю Православия; в ней содержалось обоснование синодального определения.

http://pravenc.ru/text/1684634.html

Митрополит Вениамин Санкт-Петербургский 211 Описание жизни епископа Феофана 212 побуждает меня вспомнить о другом святителе: митрополите Вениамине (Казанском). Это тоже необычайный человек: уже из того это видно, что он из викарного епископа был выбран в митрополита Санкт–Петербургского – на общем епархиальном собрании 213 . Это – редкость; даже, может быть, единственный в истории митрополии факт. Запишу отдельные факты из его жизни. В древности записывали даже отдельные изречения святых людей и из них потом составлялись «Отечники» или «Патерики». Целомудренный Кажется, ничего тут особенного нет. Но быть целомудренным – и трудное, и великое дело. Не так просто сделаться и монахом, но быть целомудренным монахом – святое и великое дело. Особенно – и в помыслах. Один святой отец сказал о себе следующее: «Я – девственник по телу, но не могу назвать себя девственником и по душе». А батюшка отец Серафим сказал: «Божия Матерь – Девственница, и я – девственник». По–видимому, он считал это особым Достоинством. Таковым считал я и епископа Вениамина: не знал я его души, но по телу, – я всегда уверен был в этом, взирая на его чистое лицо, – он производил девственное впечатление. А это, – говорит святой Иоанн Лествичник , – ведет к радости даже в лице. У целомудренного лицо цветет. А епископ Вениамин, кроме этого, почти всегда улыбался. Ольга и Мария Во время его ректорства в Санкт–Петербургской духовной семинарии к нему пришли две молодые девушки из довольно высокого светского общества. Они попросили быть их духовным отцом. По–видимому, он соглашался. Но предупредил их, что это требует послушания. Они обещали это. Тогда он сказал им: «Вот вам первое послушание: никогда больше не заходите в келию к монахам. А спрашивайте лишь в Церкви». Девушки были удивлены, но обещали исполнять это. Впоследствии им случилось быть в одном городе со мною. Я их никогда в лицо не видел. А в этом городе мною было организовано общество религиозно–интеллигентское. Этих Девушек кто–то пригласил посещать собрания. Они мягко, но решительно отказались. И тут–то рассказали о первом послушании епископу Вениамину – тогда он был еще архимандритом – «не заходить в келии монахов».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Первое обретение мощей Указ Святейшего Правительствующего Синода о явившихся святых мощах первого иркутского епископа Иннокентия от 1 декабря 1804 года 152 Святейший Правительствующий Синод, слушав подносимый Его Императорскому Величеству от онаго доклад, которым Синод, о найденном в Иркутском монастыре нетленном теле перваго Иркутскаго епископа Иннокентия, всеподданнейшей представлял следующее: в 1800 году Синоду член онаго, Амвросий, митрополит Новгородский, объявил Высочайшее повеление, о разсмотрении всех обстоятельств, изъясненных в вступившем к покойному       Государю Императору Павлу Петровичу от осматривающих Иркутскую губернию г.г. сенаторов Ржевскаго и Левашева рапорт, о найденном в Иркутском Вознесенском монастыре нетленном теле перваго Иркутскаго епископа Иннокентия, и приложенных при нем доставленных к ним от нынешняго Иркутскаго епископа Вениамина сведения и краткой выписки о чудесах, происходящих от того нетленнаго тела. А в оном рапорте г.г. сенаторов написано о дошедшем по прибытии их в Иркутск сведении, что в Вознесенском монастыре, состоящем от Иркутска, по течению реки Ангары в пяти верстах, существует нетленное тело Иркутскаго перваго епископа Иннокентия, хранящееся под церковию в обложенной кирпичной палатке, которое, приглася они нынешняго епископа Вениамина, по вскрытии гроба, осматривали, и оказалось чрез 70 лет нетленно, даже и одежда на оном такому тлению непричастна, а отзывы многих первейших тамошних жителей о чудесах, происходящих от него, побудили их, г.г. сенаторов, истребовать от Епископа Вениамина, об оном сведении. В сем сведении показано, что как давно сии мощи открылись, тому, по недостатку записок, года, месяца и дня означить не можно, а хотя и известно, якобы были оне открыты около 1755 года, но совершенно достоверно, что в 1766 году были оне явны; открыты же по случаю происходящих работ под алтарем, где святитель Иннокентий погребен был. В следствии чего по воспоследовавший того же года декабря 4 дня на поднесенном от Синода докладе Высочайшей конфирмации, отправлен в Иркутск Казанской епархии бывший викарий, что ныне Пермский епископ Иустин, для надлежайшаго осмотрения с тамошним епископом Вениамином помянутаго нетленнаго тела, и для обстоятельнаго разведения о происшедших от него исцелениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  Он был первым духовным наставником митрополитов священномученика Вениамина Петроградского (Казанского), экзарха Русской Православной Церкви в США Алеутского и Сан-Францисского Вениамина (Федченкова), Японского Сергия (Тихомирова), Ленинградского Григория (Чукова), Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича); архиепископов святителя Серафима (Соболева) Богучарского чудотворца, духовника царской семьи Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова), Казанского и Свияжского Венедикта (Плотникова); священномучеников епископов Ревельского Платона (Кульбуша) и Сарапульского Амвросия (Гудко); протопресвитера военного и морского духовенства Георгия Шавельского и других выдающихся церковных деятелей. Отдавший в годы Первой Мировой войны свой дом под лазарет для раненых воинов, отец Философ постоянно выезжал для совершения богослужений в районы боевых действий на передовые рубежи русской армии с многочисленными подарками для доблестных защитников Отечества. Огромной была народная любовь к этому бескорыстному служителю на ниве Христовой.    Великий исповедник Православия, отец Философ одним из первых встал на защиту Александро-Невской лавры при попытке захвата ее богоборцами в январе 1918 года. Крестный ход по Невскому проспекту в защиту главной обители Петрограда, состоявшийся по призыву батюшки, собрал около полумиллиона верующих. Так удалось отстоять эту дивную святыню северной столицы. Протоиерей Философ Орнатский вызывал у богоборцев лютую ненависть и страх, участь его была предрешена в рамках начинавшегося " красного террора " ...  На заседании Всероссийского Поместного Собора 24 января 1918 года в Москве отец Философ призвал всех верных чад Русской Православной Церкви встать на защиту Ее святынь: " Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами, - сказал он. - Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души - Святая Церковь... На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать. Крестные ходы докажут всем, что верующий народ объединяется. Духовенству надо проповедовать народу не по праздникам только, а всегда и везде, где можно. Все должны говорить, что необходимо защищать святую веру, надо кричать об этом в трамваях, кинематографах, на железных дорогах… "

http://mitropolia.spb.ru/docs/umeret-na-...

Закрыть Святая земля Казанская Казанский Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь и его некрополь 10.05.2007 347 Время на чтение 14 минут Дивное место, созданное природой, на высоком берегу озера Средний Кабан выбрал в 1665 г. митрополит Лаврентий1 для строительства Казанского Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Это было своего рода подражание построенному патриархом Никоном Истринскому Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. Основное каменное строительство монастыря развернулось на рубеже XVII-XVIII вв. После секуляризации в 1764 г. монастырь оказался за штатом и практически был закрыт. Но в 1789 г. митрополит Вениамин2 переехал из казанского кремля в обитель и с этого времени весь комплекс стали называть загородным Архиерейским домом. Екатерина II, чувствуя свою вину перед Вениамином за то, что в октябре 1774 г. он был ложно обвинён в сотрудничестве с бунтовщиком Пугачевым и провёл несколько месяцев в казанском остроге, выделила на обустройство дома крупную денежную сумму. Монастырский ансамбль отчасти возводился по чертежам умершего к тому времени видного представителя русского барокко, известного архитектора Варфоломея Растрелли (1700-1771) под руководством казанского зодчего Василия Кафтырева (? - 1807).3 Императрица лично ознакомилась с делом, которое вёл председатель следственной комиссии, генерал П.С.Потёмкин (троюродный брат светлейшего князя Г.А.Потёмкина-Таврического). Найдя Вениамина невинно оклеветанным, она повелела Указом Синоду Вениамина " именовать митрополитом казанским и носить белый клобук " . Затем собственноручно написала ему следующее письмо: " Преосвященный Вениамин, митрополит казанский! По приезде моем в Москву первым попечением было для меня рассмотреть дела бездельника Аристова4, и узнала я к крайнему моему удовольствию, что невинность вашего преосвященства совершенно открылась. Покройте почтенную вашу главу сим отличным знаком чести, да будет он для всякого всегдашним напоминанием торжествующей добродетели вашей; позабудьте прискорбие и печаль, кои вас уязвили; припишите судьбе Божией, благоволившей вас прославить по несчастных и смутных обстоятельствах тамошнего края; принесите молитвы Господу Богу; а я с отличным доброжелательством есмь Екатерина " .5

http://ruskline.ru/analitika/2007/05/10/...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Казанском кафедральном соборе г. Находки 19 сентября 2012 г. 14:39 19 сентября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, пребывающий с Первосвятительским визитом в Приморской митрополии , посетил   Находкинскую епархию . В Казанском кафедральном соборе Предстоятель совершил чин малого освящения нижнего храма в честь преподобного Сергия Радонежского, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Вениамин! Досточтимый владыка Николай! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Владимир Владимирович, губернатор Приморского края! Уважаемый Олег Геннадьевич, мэр города Находки! Дорогие отцы, братья и сестры! Я с великой радостью взираю на этот храм с золотыми куполами, что вознесся над знаменитой Находкинской бухтой, над этим городом, и с особой радостью взираю на вас. Действительно, то, что сегодня происходит в Отечестве нашем, мы, может быть, в полной мере осознаем по прошествии многих лет. Народ наш поворачивается к Богу сердцем своим и умом своим. Может быть, еще не так энергично, как хотелось бы, — слишком много препятствий нам еще нужно преодолеть, в первую очередь внутри самих себя, чтобы этот разворот был естественным. Как цветок подсолнечника естественно поворачивается к солнцу, так и человек должен естественно обращать свой ум и сердце к Богу, потому что иначе не будет подлинных плодов. Плоды могут быть, как бывают плоды и у деревьев, находящихся в тени, но этим плодам далеко до образца и совершенства. Если человек желает развить все свои способности — умственные, нравственные, физические, если он хочет построить мирную, благополучную, справедливую жизнь, если он хочет воспитать своих детей и внуков, если он хочет сохранить свою страну, окружающий мир, природу, он должен идти за Богом, как цвет подсолнечника идет за солнцем. Запомните этот образ. Может быть, кто-то спросит: а что означает идти за Богом? Я скажу очень коротко: идти за Богом — значит помнить, что Бог всегда рядом с тобой, что Он видит твои дела и прозревает твои мысли, что Он гневается, когда ты совершаешь зло, когда ты совершаешь гадкие безнравственные поступки, в результате которых страдаешь сам и страдают твои родные и близкие.

http://patriarchia.ru/db/text/2479066.ht...

Сусанино. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Сусанино, Казанская церковь. Построена в 1910 г., архитектор Б. Басин. Была закрыта в 1939-41. Ныне действует. Казанская церковь в с.Сусанино была заложена в 1908г. и строилась по проекту петербургского арх. Бориса Николаевича Басина на средства известной столичной благотворительницы Александры Герасимовны Семеновой(сконч. 10.XII.1912r.). Храм был торжественно освящен 5 Сентября 1910г. епископом Гдовским Вениамином(Казанским). В том же году в Сусанино была открыта церковно-приходская школа, также выстроенная на средства А.Г.Семеновой. Ко храму была приписана находящаяся неподалеку деревянная часовня, а его настоятелем в 1911-1920гг. являлся свящ. Александр Васильевич Медведский(1890-1973). В 1939г. церковь была закрыта, а ее купол и колокольня разобраны, однако в 1941г. после оккупации Гатчинского р-на немецкими войсками она была открыта и 22 Октября 1941г. освящена иеромонахом Сергием и действует до сих пор. В 1950г.ее прихожане возбудили ходатайство перед местным сельсоветом о возвращении на территорию близ церкви дер. часовни, которая была перенесена на кладбище и которую власти, тем не менее, разобрали. В 1951г. был составлен проект восстановления нового(несколько видоизмененного) купола и колокольни, которые к Ноябрю 1953г., благодаря тщанию настоятеля храма о.Николая Андреева были восстановлены, а в 1960г. был переустроен и иконостас, до этого представлявший собой обычную досчатую перегородку. Церковный дом при храме был построен в 1947-1949гг. Старые фотографии внешнего вида храма и его интерьера можно найти в журнала " Bceмiphoe oбoзpehie " (приложение к журналу " Родина " ), 1910, сс.2-3. ЦГИА СПб, ф.256, оп.28, д.568. ЦГИА СПб, ф.19, оп.113, д.4253, л.280, 1912г. Архив СПб епархии, ф.1, оп.7, папка 35, дела 1944-1962гг. В поселке Сусанино Гатчинского района Ленинградской области расположен православный храм Казанской иконы Божией Матери. История его строительства связана с тем, что в канун празднования 300-летнего юбилея царского дома Романовых жители небольшого поселка Малая Ковшовка обратились с просьбой к представителям местной власти изменить название родного села и одноименной с ним железнодорожной станции в Сусанино, в честь подвига крестьянина Ивана Сусанина.

http://sobory.ru/article/?object=01274

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. в Свято-Даниловом московском монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Во вступительном слове Патриарх Алексий II обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, ситуация в церковной жизни на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и общества. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), в котором были изложены одобренные Священным Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, а также новомучеников митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архимадрита Сергия (Шеина), мч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, убиенных в Алапаевске. По докладу митрополита Ювеналия Архиерейский Собор принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873–1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), великой княгини Елизаветы (1864–1918) и инокини Варвары (1918)».

http://sedmitza.ru/lib/text/429442/

А.И. Белашов Духовное перерождение (митрополит Нестор (Анисимов) и иеромонах Кириак) Скачать epub pdf К 220-летию со дня рождения Святителя Иннокентия (Вениаминова) – епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, митрополита Московского. К 110-летию приезда на Камчатку иеромонаха Нестора (Анисимова) – достойного наследника святых дел Апостола Сибири и Америки Иннокентия (Вениаминова) .  Начало этой удивительной истории ведет нас в начало ХХ в. – в 1907 год. В Петропавловск-на-Камчатке, а потом в Гижигу 110 лет назад приехал молодой иеромонах Нестор (Анисимов) . Среди первых аборигенов Чукотки и Камчатки у него был крестник (о. Нестор называет его коряком и гижигинским камчадалом), которому миссионер дал имя Илия. Спустя полвека, уже митрополиту Нестору, Илия открыл  свой грех , совершенный им в момент Таинства Святого Крещения. Из письма  иеромонаха Кириака: «Когда Вы приехали к нам, разговору у нас инородцев было много о Вас. Особенно ненавидели Вас шаманы. И я, окаянный, захотел над Вами посмеяться – ради забавы принять от Вас крещение. Вы дали мне имя Илья. И это мое надругательство над Вами перевернулось взаправду. Что-то светлое осенило весь мой разум. Буквально я переродился духовно в несколько дней и мне так сильно захотелось быть таким же, как Вы». И по воле Божией Илия (Илья) стал таким же, как его воспреемник при крещении, иеромонах Нестор. Он прожил жизнь, похожую на жизнь Владыки Нестора. Илья со знакомым купцом в 1908 г. оказался в Благовещенске. Там рассказал, что крестился от о. Нестора и исповедался перед епископом Приамурским Владимиром в грехе кощунства и просил его постричь в монахи. Епископ Владимир отправил его в Казань учиться на миссионера. Определили его, как и послушника Николая Анисимова на монгольское отделение. В монахи постриг Илью с именем Кириак Преосвященный Алексий (Дородницын) – ректор Духовной академии.  Да, тот самый  архиерей, который рукоположил в 1907 г. иеродиакона Нестора в сан иеромонаха. В том же самом Казанском мужском Спасо-Преображенском монастыре. После окончания курсов о. Кириак был направлен миссионером к епископу Николаю (Касаткину) Японскому , будущему Святителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010