Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 762-764; он же. Словарь гравированных портретов. 1887. Т. 2. Стб. 1351-1352; Чечулин Н. Д. Гравированные портреты Нестора летописца//С. Ф. Платонову ученики, друзья и почитатели: Сб. ст. СПб., 1911. С. 70-75; Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Гравюры Леонтия Тарасевича к Патерику Печерскому, изд. в типографии Киево-Печерской лавры в дек. 1702 г. М., 1992 (лист «Прп. Нестор Летописец»); Зарицкая О. И. Портретные гравюры, выполненные по заказам кн. А. М. Белосельского-Белоозёрского.//Гравюра в системе искусств: Сб. ст./ГРМ. СПб., 1995. С. 25-30; она же. Гравированные портреты рус. деятелей, изд. кн. A. M. Белосельским-Белозерским, из кол. Московского митр. Платона//Антиквариат. 2006. 9 (40). С. 92-100; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 177. 356, 357; Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87; Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)

http://pravenc.ru/text/2565114.html

Прп. Нестор Летописец. Литография. Ок. 1801 г. Гравер Н. И. Соколов По мнению Д. А. Ровинского, созданное Тарасевичем изображение Н. «послужило мотивом» для ряда гравюр 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. 1887. Т. 2. Стб. 1351-1352). Однако приведенные далее Ровинским гравюры с единоличным образом Н. представляют собой отдельную, обособленную от традиции лаврской школы линию развития иконографии святого. На примере наиболее ранней такой гравюры Н. Д. Чечулин первым показал независимое от иллюстраций Патерика ее происхождение ( Чечулин. 1911), обратив внимание на ее сходство с гравюрой работавшего в сер. XVIII в. венецианского мастера Бартоломео Фолино ( Le Blanc Ch. Manuel de l " amateur d " estampes. P., 1856. T. 2. P. 242). Оригиналом для гравюры Фолино стала картина итал. худож. Доменико Фетти «Задумавшийся Архимед» (1620, Картинная галерея, Дрезден; ранее атрибутировалась как работа Хосе де Риберы «Философ», что и отмечено в надписи на гравюре Фолино). Доска с этой работой была приобретена кн. А. М. Белосельским-Белозерским, бывшим рус. посланником в Дрездене (1779-1790), затем она была перегравирована др. мастером (очевидно, М. И. Ф. Шрейером), т. е. послужила основой для создания образа Н. (следы перегравировки отмечаются в части не только дополнения изображения (клобук, надпись), но и в зачистке нек-рых элементов). «Новая» гравюра открыла серию портретов рус. исторических деятелей, изданную кн. Белосельским-Белозерским (в 1790 или в нач. 1791 были поднесены митр. Платону (Левшину), см.: Зарицкая. 2006), в к-рую св. летописец был включен в связи с интересом к нему в век рус. Просвещения, а также, возможно, потому, что князь, принадлежавший к роду Белозерских князей, считал Н. своим земляком (на основании ошибочных данных В. Н. Татищева, см.: Татищев В. Н. История Российская. М., 2005. Т. 1. С. 71). На гравюре Н. показан крупно, по пояс, в сложном ракурсе, сидящим за столом. Сохранившиеся от оригинала такие атрибуты, как земная сфера, песочные часы, зеркало (удалены угольник и циркуль), характеризуют его как средневек. мыслителя, но атрибуты, привычные для подобных изображений в зап. искусстве с XV в., чужды для традиц. картины быта рус. монаха. Н.- седовласый старец с пышной бородой - изображен размышляющим над листом с началом текста; он в высоком клобуке с наметкой, голова склонена над столом, согнутой левой рукой подпирает подбородок, кисть правой опирается о сферу. На столе также чернильница с пером в ней и 2 небольшие книги; монашеские одежды трактованы достаточно вольно (напр., от оригинала сохранились светлые рукава рубашки).

http://pravenc.ru/text/2565114.html

Arhiva La Serghiev Posad a avut loc lansarea studiul tiinific dedicat istoriei Mnstirii de clugri cu hramurile „Hristos Mântuitorul” i „Sfântul Lazr din Betania, cel a patra zi înviat” (Spaso-Vifansky) 15 februarie 2019 14:27 13 февраля 2019 года в музейном комплексе «Конный двор» в подмосковном Сергиевом Посаде в рамках выставки «Преподобный Сергий — помощник всему государству и государям российским» состоялась презентация книги «Вифания митрополита Платона», выпущенной в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры . Книга посвящена жизнеописанию московского митрополита Платона (Левшина) и основанному им Вифанскому скиту. В настоящее время скит (ныне — Спасо-Вифанский мужской монастырь ), находящийся близ лавры, восстановлен и имеет своих насельников. Активное участие в издании книги принял настоятель обители игумен Аверкий (Лопатюк). Книга стала результатом труда коллектива авторов, среди которых: профессор Российской академии народного хозяйства (Москва) Е.В. Черникова, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиевой лавры XVIII-XIX вв.», музея «Ризница» на территории лавры Л.А. Шитова, сергиево-посадский краевед К.А. Филимонов, ведущий научный сотрудник музея «Ризница» О.И. Зарицкая, литературный редактор издательства лавры А.В. Ключникова. Перед началом презентации перед собравшимися выступил хор Регентской школы Московской духовной академии под управлением К. Тарелкиной. В мероприятии приняли участие насельники лавры, историки, искусствоведы, учащиеся семинарии. Выступающие с удовлетворением и благодарностью отметили завершение кропотливого труда по изданию книги, которая стала, по их словам, достойным примером сотрудничества братии лавры и музейных научных работников в деле сохранения памяти о митрополите Платоне. «Важно возвратиться к тем истокам и задумкам, которые заложены митрополитом Платоном, вложившим всю душу в создание Вифании в Сергиевом Посаде», — сказал игумен Аверкий (Лопатюк). «Особенность этой книги в том, что она одновременно и строго научная, и легкая в чтении, что объясняется глубоким почитанием авторами митрополита Платона, который сам был открытым и добродушным человеком. Поэтому книга получилась и серьезной, и одновременно очень душевной», — отметил настоятель Спасо-Вифанского монастыря. Среди гостей презентации был профессор Московской духовной академии архимандрит Макарий (Веретенников), который охарактеризовал митрополита Платона не только как строителя первого лаврского скита и любителя уединенной жизни, но и как возродителя русских монастырей и просветителя. В завершение мероприятия благочинный Троице-Сергиевой лавры архимандрит Павел от лица братии подарил икону преподобного Сергия Радонежского профессору РАНХ Е.В. Черниковой за особый вклад в издание книги. Свято-Троицкая Сергиева лавра /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5373485...

Пресв. Сердца Иисуса, в поселках Линеевка (Стесселевка) и Келлеровка имелись часовни. Все католич. структуры входили в состав Омского деканата. В 1905-1923 гг. в г. Верный (ныне Алматы (Алма-Ата)) действовала католич. часовня, приписанная к Ташкентскому деканату. В нач. 30-х гг. XX в. в К. в заключении и ссылке находились немцы и поляки, среди которых были католики и католические священнослужители. После депортаций населения Зап. Украины в Сибирь и К. в кон. 40-х гг. XX в. появились общины Украинской греко-католической Церкви (действовали нелегально до нач. 90-х гг. XX в.). Освободившись из мест заключения, нек-рые католич. клирики остались в К. и тайно служили в приходах (в т. ч. блж. католич. Церкви пресв. Алексей Зарицкий, еп. Александр Хира, пресвитеры Владислав Буковинский и Алоизий Кашуба). В 1977 г. было получено разрешение на регистрацию 1-го прихода в Караганде. В 1989 г. в К. существовали уже 40 зарегистрированных общин, в 1992 г.- 48 общин. 13 апр. 1991 г. папа Римский Иоанн Павел II учредил апостольскую администратуру для К., Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении с центром в Караганде. В 1998 г. в Караганде открылась высшая ДС «Мария - Матерь Искупителя» (с 1999 - «Мария - Матерь Церкви»). 24 авг. 1998 г. было подписано соглашение о взаимоотношениях между Папским престолом и К., регулирующее положение Римско-католической Церкви в стране. 7 июля 1999 г. проведена реорганизация структур Римско-католической Церкви в К.: вместо апостольской администратуры учреждено еп-ство с центром в Караганде и 3 апостольских администратуры - в Астане, Алматы и Атырау. 22-25 сент. 2001 г. состоялся 2-й визит в К. папы Иоанна Павла II. 17 мая 2003 г. папа возвел апостольскую администратуру в Астане в ранг архиеп-ства (митрополии) с титулом Пресв. Девы Марии в Астане и преобразовал апостольскую администратуру в Алматы в еп-ство с титулом Пресв. Троицы в Алматы (еп-ства в Алматы и Караганде получили статус суффраганов архиеп-ства Пресв. Девы Марии в Астане), но сохранил прежний статус апостольской администратуры в Атырау.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Шитова Л. А . Живописная школа Троице-Сергиева монастыря в XVIII веке.//Русская поздняя икона от 17 до начала 20 столетия. Сборник статей под редакцией Красилина М. М.: ГосНИИР, 2001. С.87-99 Зарицкая О.И . Литографская мастерская Троице-Сергиевой лавры и ее значение для творческой деятельности монастыря в XIX веке//Материалы международной конференции (29 сентября – 1 октября 1998г.) Троице-Сергиева лавра  в истории, культуре и духовной жизни России. М.: Издательский Дом «Подкова», 2000. С. 412-428 Воронцова Л. М. О некоторых особенностях Троицких икон XVI–XVII вв. К проблеме атрибуции//Материалы международной конференции (29 сентября – 1 октября 1998 г.) «Троице-Сергиева лавра  в истории, культуре и духовной жизни России». М.: Издательский Дом «Подкова», 2000. С. 283-308 Иванова А.В. Кандидатская диссертация на тему: «Подготовка православных иконописцев в России: традиции и современность». СПб., 2005, стр. 82. Арсений II (Могилянский), архиепископ Переславский, впоследствии митрополит Киевский. Был настоятелем лавры в 1744–1752 гг. Иоасаф (Горленко) – архиепископ Белгородский с 1748 г. Канонизирован в 1911 году. Был наместником лавры в 1745–1748 гг. Учредить семинарию в лавре предписала императрица Анна Иоанновна указом от 21 сентября 1738 года. Фактически она была открыта при Елизавете Петровне 2 октября 1742 года, при настоятеле архимандрите Кирилле III (Флоринском), управлявшем лаврой в 1742–1744 гг. Голубинский 2000. С.279. Это помещение находится в казначейском  корпусе, за лестничной башней. С 2001 года там находится лаврская иконописная мастерская. Малышев Иван Матвеевич, бывший штатнослужитель лавры, в 1859 г. удостоенный звания неклассного художника живописи. В 1861 г., по сведениям иеромонаха Антония, пожалован серебряною медалью «за усердие». В 1867 г. он (так же, как и о. Симеон) принял участие во всемирной Парижской выставке. Знакомством с этими последними нововведениями был совершенно потрясен посетивший зимой 1859 года Троицкую лавру известный французский писатель и путешественник Теофиль Готье. Он описывает свои впечатления в книге «Путешествие по России» (М., 1988 г., стр. 287).

http://bogoslov.ru/article/1219210

В 2011 г. образована Оренбургская митрополия, в составе к-рой существует О. и С. е. 22 окт. 2015 г. епархию и митрополию возглавил митр. Вениамин (Зарицкий). В нояб. 2018 г. начала свою работу межъепархиальная миссионерская коллегия Оренбургской митрополии. В последние годы в О. и С. е. активно создаются мон-ри: в 2013 г. открылся Успенский женский мон-рь в Оренбурге, в 2015 г. основана монашеская жен. община при Казанском храме в с. Новоникольском Александровского р-на, где в 2002-2010 гг. действовал Николая Чудотворца, святителя, мужской монастырь , в 2016 г. открылся оренбургский во имя великомученика Димитрия Солунского мужской монастырь . С 2016 г. по благословению митр. Вениамина священнослужители епархии совершают регулярные миссионерские богослужения в селах, где нет храмов, постоянные поездки организуются в пенитенциарные учреждения Оренбургской обл. В 2016 г. начало работу Оренбургское правосл. историческое общество. В Оренбургской ДС, епархиальной гимназии им. прав. Иоанна Кронштадтского и в Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия действуют церковно-исторические музеи. Святыни и крестные ходы Крестный ход с чудотворной Табынской иконой Божией Матери в Оренбургском у. Фотография. 1904 г. Крестный ход с чудотворной Табынской иконой Божией Матери в Оренбургском у. Фотография. 1904 г. Самой почитаемой в Оренбуржье всегда являлась чудотворная Табынская икона Божией Матери. В 1856 г. зародилась традиция крестного хода с чудотворной иконой по Уфимской и Оренбургской губерниям, Уральской и Тургайской областям, приграничной части Самарской губ. Крестный ход был самым продолжительным в истории России, икона практически постоянно путешествовала, лишь на недолгое время возвращалась в Табынск. В Оренбурге икону встречали каждый год накануне праздника Рождества Богородицы 7 сент. Традиция прервалась в 1919 г., когда икона была вывезена отступающими войсками атамана Дутова в Китай. Крестный ход со списком чудотворной иконы ненадолго возобновился в 1947 г., в Оренбурге был прославлен список чудотворной иконы. В настоящее время в приходах Оренбургской епархии в день Рождества Пресв. Богородицы и в день празднования Табынской иконы проводятся крестные ходы вокруг храмов (в Оренбурге - по улицам города). С 2010 г. по улицам Оренбурга проходят крестные ходы в день св. прор. Илии, в День славянской письменности и культуры. В течение неск. лет во время Великого поста совершался крестный ход «Исцелись верой», во время которого священники социально-миссионерского благочиния с мощами свт. Николая Чудотворца, блгв. кн. Александра Невского и иконой прп. Илии Муромца посещали приюты, детские дома, дома престарелых и пенитенциарные учреждения Оренбургской обл. С 2016 г. в Оренбурге совершаются пасхальный и крещенский крестные ходы.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

В начале 1970-х гг. началась реставрация колокольни и стен обители, однако работы велись крайне медленно. Территория монастыря, храмы и постройки, в том числе собор, активно использовались для своих нужд поселком Дзержинский. В декабре 1990 г. в монастыре были возобновлены богослужения. Зимой 1991 г. решением Московского областного совета обитель была возвращена Церкви. В том же году монастырь получил статус ставропигии. Наместником был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий) . В 1990-2000-х гг. в обители проходили реставрационно-восстановительные работы. В 1998 г. решением Священного Синода при монастыре было открыто духовное училище, преобразованное через год в Николо-Угрешскую духовную семинарию. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 27 апреля 2021 г. Николо-Угрешский монастырь при сохранении за ним ставропигиального статуса предоставлен митрополиту Крутицкому и Коломенскому для размещения в нем резиденции и Управления Московской митрополии и Коломенской епархии . Согласно указу, имя митрополита Крутицкого и Коломенского возносится за всеми богослужениями в обители в соответствии с порядком, принятым в Русской Православной Церкви. Храмы и часовни Святыни Мощи прп. Пимена Угрешского, частица мощей свт. Николая, частицы мощей св. Иоанна Крестителя, вмч. Пантелеимона, свт. Игнатия Брянчанинова, Киево-Печерских преподобных отцов и др., крест-мощевик VII в. Чтимые иконы: Божией Матери «Взыграние» Угрешская, список с Тихвинской иконы, список с иконы свт. Николая Чудотворца, явившейся Димитрию Донскому на месте монастыря, икона прп. Пимена Угрешского. Богослужение Ежедневно — Литургия в 6.45 и 9.00, по воскресным и праздничным дням — в 6.30, 8.00 и 9.30. Вечернее богослужение в 17.00. Наместник — игумен Мефодий (Зинковский) ( поставлен во игумены Святейшим Патриархом Кириллом 18 апреля 2023 г.). Страна: Россия Город: Дзержинский Адрес: 140090, Московская обл., г. Дзержинский, пл. Свт. Николая, д. 1 Телефон: +7 (495) 551-26-43 Web-caйm: www.ugresha.org E-mail: ugresha@rambler.ru

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244592...

шитье, история и современность/Изд. златошвейной мастерской при Успенском подворье Оптиной пуст. СПб., 2007. Вып. 7. С. 68-75). Е. западноевроп. работы с изображениями апостолов и святителей принадлежала патриарху Московскому Никону (2-я четв. XVII в., ИАХМНИ). После XV в. центральный образ Христа на иордани часто исключают. Единственным новым типом иконографии в XVI в. стало изображение на Е. Акафиста Богородице, впрочем не получившее впосл. распространения. Епитрахиль. 1913-1914 гг. (ГММК) Епитрахиль. 1913-1914 гг. (ГММК) В позднем средневековье, как это было и прежде, художественный облик Е. согласовывался с др. богослужебными одеждами. В XVII в. лицевые Е. были поднесены в комплекте облачений Г. Д. Строгановым в дар митр. Ростовскому Ионе (Сысоевичу), вложены им в Софийский собор Вологды ( Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. С. 75). В Новое время предпочитали изготовлять комплекты церковных одежд, единые по материалу украшения,- Е. из «жемчужной ризницы» Троице-Сергиевой лавры ( Зарицкая О. И. «Жемчужная ризница» 1767-1771 гг. из ТСЛ//СПГИАХМЗ: Сообщ. ТСЛ, 2000. М., 2000. С. 301-328); из тканей одного типа - Е. в составе дара Соловецкому мон-рю имп. Александра II (1859; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. Кат. 230. С. 133). Фрагменты декорации обветшавших облачений переносили на новую основу: в описи Коломны 1577 г. среди риз из Бобренёва в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря указана Е. из камки с золотым шитьем, с 4 жемчужными крестами на серебряных цатах, 5-й крест «с жемчуги на ожерелье. А та потрахель ветха, и те кресты сняты, положены на новую потрахель» (Города России. 2002. С. 63). Таковы и Е. посл. четв. XVII в. (СПГИАХМЗ) с дробницами новгородской работы кон. XIV - нач. XV в.; Е. 1700 г., украшенная перенесенными с др. предметов поясными фигурами апостолов Петра и Павла кон. XVI в. в верхней части и ростовыми образами святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа на полотнищах (ГММК).

http://pravenc.ru/text/190057.html

Утром я решил встретиться с отцом Вениамином и поблагодарить его за гостеприимство. Нашёл его в одноэтажном игуменском доме, что рядом с колокольней. Но это был уже немного другой человек – более сдержанный, более серьёзный и не такой порывистый, как раньше. Может, просто уставший с дороги? Но по-прежнему он был очень добр и приветлив ко всем. Я поблагодарил его за ночёвку и напомнил о нашей давнишней встрече в Ульяновске. Но он… не узнал меня. Или не хотел узнать? Или сделал вид, что не узнал – не хотел ставить меня в неловкое положение? – Ну, может, оно и к лучшему, – подумал я, направляясь к автобусной остановке. Напоследок оглянулся на красавец-монастырь – в лучах восходящего солнца он был просто великолепен! Все последующие годы я с интересом следил за его архиерейской карьерой – в Пензе, в Рязани, в Оренбурге. Очень уважал и радовался его росту. Записал владыку в свой домашний синодик, и ежедневно, всей семьёй, мы молились и за него. И вот сейчас его жизненный путь прервался. Да, по земным меркам рановато. Но, видимо, Господь счёл, что свою земную миссию владыка выполнил вполне. Безвременных кончин не бывает. Это только мы, люди, считаем, что чья-то смерть преждевременна. «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4,7) – это про него, про замечательного церковного труженика наших дней, владыку Вениамина (Зарицкого). Рейтинг: 10 Голосов: 597 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Юрий Фролович Горячев († 2010) тогда – губернатор Ульяновской области –  С.С.  «…существует предание, которое издавна хранится в обители и указывает именно на князя Дмитрия Ивановича Донского, как на основателя в 1380-м году Угрешского монастыря. Это предание было изложено в рапорте, отправленном игуменом Варнавой в Духовную консисторию в августе 1871 года в ответ на указ представить данные по истории монастыря: Благоверный Великий князь Дмитрий Иванович Донской вышел из града Москвы против нечестивого Мамая, царя татарского, и, отойдя от Москвы на пятнадцать верст с воинством своим, установил шатры на месте, поросшем густыми травами, для отдыха. (Князь двигался на битву в сторону Коломны, где намечался общий сбор русских войск). И явился ему на этом месте пречудный образ Николая Чудотворца, красками разукрашенный, звездами светло окруженный и ярким светом осиянный, стоящий сам по себе в воздухе над деревом, называемым сосной, здесь растущим, никем не поддерживаемый. Молящемуся ему Великому князю Дмитрию Ивановичу сошла сама с высоты эта святая икона и далась в честные руки его. Проснувшись поутру после видения иконы, князь сказал: „Сия вся угреша сердце мое“» (угреша – согрела, обогрела –  С.С. ).  http://www.tourister.ru/responses/id_35716

http://pravoslavie.ru/156044.html

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 2. С. 295. 606; Воронцова Л. М., Зарицкая О. И., Шитова Л. А. Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. М., 1992; Чугреева Н. Н. Прп. Сергий Радонежский: Альбом. М., 1992; она же. Прп. Сергий Радонежский. СПб., 2014. (Рус. икона); Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 81-82, 164-165. Кат. 93, 95; Лифшиц Л. И. Иконография явления Богоматери прп. Сергию Радонежскому и мотивы теофании в искусстве кон. XIV - нач. XV в.//ДРИ. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 79-94; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455, 480-481, 486-489; Т. 2. С. 173; Маясова Н. А. Образ прп. Сергия Радонежского в древнерус. шитье: (К вопросу об иконографии)//ДРИ. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 40-53; Гусева Э. К. Особенности сложения иконографии «Сергиева видения» («Явления Богоматери преподобному Сергию»)//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневек. Руси. С. 120-138; Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры: Альбом. Серг. П., 2003; Костромская икона XIII-XIX вв./Авт.-сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. С. 475, 611. Кат. 20, 263. Ил. 28, 420; Шитова Л. А. Русские иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005; Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого: Кат./ГМЗРК. М., 2006. С. 204-209, 304-307. Кат. 57, 86; Лицевой летописный свод: Факс. изд. рукописи XVI в. М., 2006-2007. Кн. 7; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. С. 264-265, 460-463. Кат. 108, 196; Житие прп. и богоносного отца нашего игум. Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием: Факс. изд. [Серг. П.], 2010. 2 т.; Святые земли Русской: [Кат. выст.]/ГРМ. СПб., 2010; Прп. Сергий Радонежский и образ Св. Троицы в древнерус. искусстве: Кат. выст./Сост.: Г. В. Попов, Н. И. Комашко. М., 2013; «И свеча не угасла…»: Произведения изобр. и декоративно-прикладного искусства XV - нач. XXI в., памятники истории и археологии: Кат. выст./СПГИАХМЗ. М., 2014; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014; От прп. Сергия Радонежского до прп. Серафима Саровского: Монастырские традиции в рус. искусстве/Авт.-сост.: Л. И. Алехина, С. В. Гнутова, Я. Э. Зеленина. М., 2014. С. 4-5, 7-9; Прп. Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости: Иконография XV - нач. XX в.: Альбом-кат. М., 2014; Ризница Св.-Троицкой Сергиевой Лавры/Сост.: Л. М. Воронцова, Г. П. Черкашина, Л. А. Шитова. Серг. П., 2014. 2 т.; Русские святые: Кат. выст./Авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 109, 118-119, 145, 255-256, 261. Кат. 5, 20, 83; Русское искусство. М., 2014. 2: Сергий Радонежский и его эпоха. С. 53, 76, 83-84; Образы рус. святых в собр. Исторического музея/ГИМ; авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2015. С. 176-185. Кат. 43-44.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010