27 июля Божественную литургию и отпевание по монашескому чину совершили архиепископ Рязанский и Касимовский Симон и архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий в сослужении многочисленных клириков Орловской епархии. Перед началом отпевания надгробное слово произнес архимандрит Вениамин (Зарицкий). В частности, он сказал: «Свершилась воля Начальника жизни – Господа. От нас ушел тот, кто в течение одиннадцати лет был душою епархии. Много сил отдавал архиепископ Глеб на ее благоустроение. По его благословению и попечительству отремонтированы почти все храмы Орловской области и многие Брянской. Восстановлены Покровская церковь в селе Архарово и Воскресенский храм в Брянске. Построена новая Владимирская церковь в поселке Клетня. Свое архипастырское служение владыка Глеб благодатно сочетал с монашеским деланием... Поистине он был печальником за всю вверенную ему Господом паству. «Надо научиться жить, никого не раздражая», – говорил покойный владыка и сам с великим смирением относился к каждому человеку, который оказывался рядом с ним. Из всех молитв он особенно любил молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному...» Мы осиротели. В траур облеклась вся наша епархия. Пусть же под сводами этого собора и в сердце каждого из нас поднимается горячая усердная молитва: да упокоит Господь душу высокопреосвященного архиепископа Глеба и даст ему вечное блаженство в Своем Небесном Царствии». По совершении чина отпевания гроб с телом почившего архипастыря доставили в село Летово и установили в Космодамианском храме, настоятелем которого в то время являлся иерей Иоанн Аверин, который и до сих пор служит в этом же храме в должности настоятеля. Утром архиепископ Рязанский и Касимовский Симон в сослужении духовенства и при стечении множества летовских прихожан совершил заупокойную литургию и панихиду. Протоиерей Петр Кравцов произнес надгробное слово, в котором напомнил о служении владыки Глеба в Космодамианской церкви, о его заслугах в благоустроении этой церкви и конечно же о его неустанном окормлении летовских прихожан. Духовенство «единеми усты и единем сердцем» пропели «Со святыми упокой...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Праздничный день в Троице-Сергиевой Лавре. Художник: Владимир Орлов/Музей христианского искусства Фото пресс-службы МДА Работы Орлова, написанные с 1940 по 1959 год, в коллекции Музея христианского искусства отсутствуют, совсем. А в 1959 году художник создает серию работ, посвященных как раз Троице-Сергиевой лавре – эти рисунки сохранились. «В 1959 году шла реставрация самого большого храма Троице-Сергиевой лавры, Успенского собора, которая закончилась в 1960–1961 годах, – рассказывает Оксана Зарицкая. – Тогда в лавру были приглашены многие архитекторы, реставраторы, знатоки архитектуры. Я предполагаю, что и Владимир Орлов был среди приглашенных, потому лавра и появилась в его рисунках. Последние его работы из нашей коллекции отличает необычайная яркость, насыщенные цвета». Орлов бережно запечатлевал русскую церковную архитектуру, чтобы донести до зрителей неразрывную связь прошлого и настоящего Выставка в каком-то смысле символична. Владимир Орлов бережно запечатлевал русскую церковную архитектуру, стремился точно передать ее облик, чтобы донести до зрителей неразрывную связь прошлого и настоящего. И вот теперь работники музея, предлагая нам познакомиться с его наследием, тоже словно устанавливают, а точнее – освещают, выводят из тени еще одно звено в этой цепочке времени. Я уже не говорю о том, что смотреть грамотные профессиональные работы мастера – это всегда полезно… Выставка будет работать в Музее христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» до 31 августа 2023 года по адресу : Московская область, Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра. Рейтинг: 10 Голосов: 198 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Игумен Всеволод 17 мая 2023, 17:20 Не в тему. На последней фотографии видны купола Успенского собора Т-С Лавры. Они сейчас в лесах. Вспомнил леса 70-х годов и рассказ одного из старейших насельников архим. Илии Рейзмира.он вспоминал, что в 70-годы леса на купола строил всего лишь один человек: архимандрит, пом эконома о. Виталий. Он же и красил купола, он же и леса снимал. Он же и ежедневно приходил на Братский молебен в 5:30, а потом весь день за рабочими приглядывал. И за могилками усопших братьев ухаживал. Угодниче Божий отче Виталие, моли Бога о нас.

http://pravoslavie.ru/153661.html

Сергия Радонежского. По приказу царя Феодора доски гроба святого были сохранены и использованы для написания на них икон. Эта работа была поручена Е., принимавшему участие в молении о рождении наследника престола. Сохранились 2 написанные Е. на гробовых досках иконы. Первая икона - «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» (1588, СПГИАХМЗ) - была средником складня, находившегося в иконостасе Троицкого собора мон-ря над юж. дверями; его створки с изображениями св. Иоанна Предтечи, арх. Михаила и Ангела-хранителя исполнены др. иконописцем. На боковых полях иконы имеется позднейшая надпись. Серебряный оклад складня относится к XVIII в. Складень брали в военные походы, летопись к-рых, вырезанная на одной из его створок, упоминает войну царя Алексея Михайловича с польск. королем (1654-1667), походы Петра I, русско-япон. войну, первую мировую войну, когда складень находился в ставке главнокомандующего. При написании 2-й иконы - «Прп. Сергий Радонежский с житием» (1591, СПГИАХМЗ) - Е. опирался на житийные образы, восходящие к иконе прп. Сергия кон. XV в. из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря. Дополнив традиц. состав клейм изображением Св. Троицы, помещенным в центре верхнего регистра, Е. создал иконографический вариант житийной иконы, к-рый заменил прежний и получил распространение в образах прп. Сергия, выходивших из мастерской мон-ря ( Воронцова, Зарицкая, Шитова. 1992. Кат. 6; Воронцова. 1996. Кат. 12). На клеймах иконы представлены сюжеты: рождества прп. Сергия; благословения отрока Варфоломея старцем; прихода старца к родителям прп. Сергия; Св. Троица; пострижения прп. Сергия во иноки; изгнания беса; поставления прп. Сергия в игумены; моления прп. Сергия над умершим младенцем; изведения источника; встречи с неверующим поселянином; возвращения исцеленного младенца отцу; явления Богоматери прп. Сергию; прихода послов от К-польского патриарха Филофея; видения ангела во время литургии; исцеления ослепшего греч. епископа; погребения прп. Сергия; обретения мощей; исцеления Симеона Антонова; исцеления Захария Бороздина; исцеления слепого.

http://pravenc.ru/text/187458.html

8 авг. 2010 г. еп. Вениамин (Зарицкий) освятил великим чином главный верхний престол храма в честь Преображения Господня. В авг. 2012 г. на территории П. П. м. началось строительство часовни-усыпальницы, 21 сент. 2013 г. в ней были перезахоронены останки пензенских благотворителей А. Г. и М. М. Киселёвых, 26 сент. того же года митр. Вениамин совершил освящение часовни. К июню 2019 г. в мон-ре проживали 13 насельников, наместник - игум. Сергий (Зайчиков). В сент. 2010 г. учрежден скит в Семиключье, в окрестностях сел Русская Норка и Мордовская Норка Шемышейского р-на Пензенской обл., на берегу р. Черекай (левый приток р. Уза). По преданию, в нач. XIX в. здесь была обретена Тихвинская икона Божией Матери, вскоре поставлена деревянная часовня, при которой к нач. XX в. сформировалась монашеская община. К роднику совершались паломничества, в т. ч. и после 30-х гг. XX в., когда власти разогнали общину и пытались не допускать богомольцев (см. подробнее: Белохвостиков Е. П. Семь Ключей: Св. уголок Пензенской земли. Пенза, 2014). С 2000 г. родник в Семиключье благоустраивался, 8 июня 2007 г. на нем была освящена бревенчатая часовня. В 2010-2011 гг. в Семиключье построена ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери и блгв. вел. кн. Александра Невского, в 2012-2014 гг. - братский корпус. Также П. П. м. имеет подворье в г. Каменка, где 25 нояб. 2016 г. митр. Пензенский и Нижнеломовский Серафим (Домнин) совершил великое освящение домового храма во имя свт. Иоанна Милостивого. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 464-465; Ч. 6. С. 214-215; Хитров Г. В., прот. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. С. 139-140; Быстров Н. [Ф.], свящ. Пензенский Спасо-Преображенский муж. 3-кл. мон-рь//Пензенские ЕВ. 1886. Ч. неофиц. 17. С. 1-8; 18. С. 14-21; Попов А. Е. Церкви, причты и приходы Пензенской епархии. Пенза, 1896. С. 242-243; Корольков К. [Н.] Памяти почившаго настоятеля Пензенского Спасо-Преображенского мон-ря, о. архим. Кирилла (Щеглова)//Пензенские ЕВ. 1897. Ч. неофиц. 4. С. 124-129; Хохряков В.

http://pravenc.ru/text/2579946.html

Проректор по учебной работе профессор М. С. Иванов сделал доклад об итогах вступительных экзаменов на 2001/2002 учебный год в Семинарию и Академию. Заведующий сектора заочного обучения священник Сергий Маратканов сделал сообщение о приёме студентов и о сроках осенней экзаменационной сессии в секторе заочного обучения. Заведующий учебной частью Регентской школы протоиерей Владимир Янгичер и заведующий Иконописной школой преподаватель игумен Лука (Головков) доложили Совету о результатах вступительных экзаменов в Регентской и Иконописной школах. Секретарь Совета Академии профессор архимандрит Платон (Игумнов) сделал сообщение о проходившей 29 августа 2002 года защите кандидатской диссертации выпускника Академии 2002 —408— года Банникова Константина и о защите дипломной работы выпускника Академии по сектору заочного обучения архимандрита Вениамина (Зарицкого), наместника Николо-Угрешского ставропигиального монастыря, ректора Николо-Угрешской духовной семинарии. По предложению проректора по учебной работе профессора М. С. Иванова Совет утвердил кандидатуры стипендиатов памяти Святейшего Патриарха Алексия I среди студентов Академии и принял составленную проректором программу лекций для вновь поступивших учащихся. Эконом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Академии архимандрит Георгий (Данилов) сделал на Совете сообщение о проведённых в летний период хозяйственных и реставрационных работах. По предложению ректора Академии и Семинарии высокопреосвященного архиепископа Верейского Евгения Совет вынес постановление о целесообразности возобновления издания академического журнала «Богословский вестник», призванного отражать научно-богословскую и образовательную деятельность Московской Духовной Академии. Профессор А. И. Сидоров выступил с предложением о присвоении доктору церковной истории профессору К. Е. Скурату звания заслуженного профессора Московской Духовной Академии и Семинарии. Совет единодушно поддержал предложение профессора А. И. Сидорова и постановил: «Присвоить профессору К. Е. Скурату за многолетние труды, понесённые в Московской Духовной Академии и Семинарии, почётное звание почётного профессора Академии».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О свт. Игнатии – с. 229–231:655. [ Пимен (Благово) ] Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря: Биогр. очерк (1810–1880)/Под общ. ред. Вениамина (Зарицкого). – Дзержинский (Моск. обл.), 1998. – 572 с.: ил., портр. О свт. Игнатии -с. 27–29, 159, 164, 165:656. Пимен (Мясников). Оптина пустынь//Благословенная Оптина: Воспоминания паломников об обители и ее старцах/Введен. Оптина пустыня. – М., 1998. – С. 31–37. О свт. Игнатии – с. 31:657. Снессорева С. И. Русская странница Дарьюшка. Рассказ с ее слов/Воскресен. Новодевичий монастырь. – СПб., 1998. – 59 с.: ил. О свт. Игнатии – с. 52:658. Отец современного иночества: Воспоминания современников о свт. Игнатии Ставропольском/Предисл. от ред. – изд.] – М.: изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2001.– 64 с.: ил. – Содерж.: Игнатий (Малышев) . Из воспоминаний архимандрита Игнатия (Малышева), первого келейника епископа Игнатия Брянчанинова ; Леонид (Краснопевков) . Из записок высокопреосвященного Леонида, архиепископа Ярославского; Путинцев М. П. Черта из жизни епископа Игнатия Брянчанинова ; Потемкина Т. Б. Из повествований Татианы Борисовны Потемкиной о современных ей подвижниках христианского благочестия; Филарет (Дроздов) . Из писем святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского; Кончина преосвященного епископа Игнатия; Василий (Павлов). Воспоминания последнего келейника святителя Игнатия Василия (Павлова), впоследствии иеромонаха Александро-Невской Лавры; Антоний (Бочков). Из письма настоятеля Череменецкого монастыря о. игумена Антония (Бочкова); Михаил (Чихачев). Два видения: Из зап. схимонаха Михаила (Чихачева). О сочинениях и письмах свт. Игнатия 667 . Феофан (Говоров). Душа и ангел – не тело, а дух: (Против брошюр «Слово о смерти» и «Прибавление к сему слову»). – М.: тип. И. Ефимова, 1891. – 211 с. Др. изд.: М., 1902, 1913, 1999:668. Аверкий (Таушев) . «Соль обуевает " – знамение приближения конца: К столетию блаженного преставления епископа Игнатия (Брянчанинова) /Свято-Троицкий монастырь. – Jordanville; New York.: тип. прп. Иова Почаевского , 1963. – 16 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Решением Священного Синода от 6 октября 2010 г. ( журнал 105 ) назначен ректором Пензенской духовной семинарии. Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. ( журнал 169 ) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Нижнеломовского Казанского Богородицкого мужского монастыря с. Норовка Пензенской обл. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. ( журнал 64 ) присвоен титул «Пензенский и Нижнеломовский», назначен главой новообразованной Пензенской митрополии . С июля 2012 г. по август 2013 г. временно управлял  Сердобской епархией  (Пензенская митрополия). 1 августа 2012 г.  возведен  в сан митрополита. Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. ( журнал 126 ) назначен Преосвященным Рязанским и Михайловским. Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. ( журнал 23 ) утвержден в должности священноархимандрита Свято-Троицкого мужского монастыря г. Рязани. Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. ( журнал 35 ) поручено временное управление Скопинской епархией . Также решением Синода освобожден (журнал 51) от должности ректора Пензенской духовной семинарии. Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. ( журнал 62 ) назначен Преосвященным Оренбургским и Саракташским, главой Оренбургской митрополии . Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. ( журнал 43 ) утвержден в должности священноархимандрита Димитриевского мужского монастыря г. Оренбурга. С декабря 2017 г. по март 2018 г. временно исполняющий обязанности ректора Оренбургской духовной семинарии. Скончался 6 сентября 2023 г. Отпевание в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря 9 сентября возглавил управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Воскресенский Дионисий . Митрополит Вениамин был погребен в нижнем храме Никольского собора Николо-Угрешской обители. Образование: 1985 г. — Московская духовная семинария. 2002 г. — Московская духовная академия. Награды: Церковные: Portal publications Патриархия.ru Обращение митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина [Greetings and addresses] Митрополит Пензенский Вениамин: Создание Пензенской митрополии раскрыло громадный потенциал, который был под спудом [Interview]

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198081...

- 2019 г. В нач. 90-х гг. при мн. храмах, особенно в городах и районных центрах, были открыты воскресные школы как для детей, так и для взрослых; детская воскресная школа при Вознесенском соборе Кузнецка, открытая в дек. 1993 г., вскоре стала крупнейшей в регионе. В 1995 г. воскресная школа для взрослых при Успенском кафедральном соборе преобразована в Богословские курсы. На 1 янв. 2019 г. при храмах епархии действовали 70 воскресных школ. В окт. 1998 г. в Пензе открылась правосл. гимназия во имя свт. Иннокентия Пензенского, первоначально в нее поступили 75 учеников. Основная программа гимназии, как муниципального образовательного учреждения, полностью соответствует курсу средней школы; гимназисты также изучают Закон Божий, церковное пение, церковнослав. язык. 1 сент. 2000 г. в здании бывш. духовной консистории открыто Пензенское ДУ. Первым ректором уч-ща стал свящ. В. Т. Родайкин (ныне еп. Краснослободский и Темниковский Климент ), инспектором - иером. Серафим (Домнин; ныне митрополит Пензенский и Нижнеломовский). В окт. 2010 г. по решению Синода уч-ще было преобразовано в семинарию, ее ректором стал еп. Вениамин (Зарицкий). 18 нояб. 2013 г. семинария (1-я в России) получила гос. аккредитацию образовательной программы по направлению подготовки «Теология» (уровень бакалавриата); 27 дек. 2016 г. аккредитацию получила и магистратура. С 2014 г. ректор семинарии - митр. Серафим. Подготовка студентов ведется на пастырском, регентском и иконописном отд-ниях. С 2015 г. ежеквартально издается семинарский ж. «Нива Господня». При поддержке Пензенской ДС с 2014 г. ежегодно в окт. проводится Международная научно-практическая конференция «Роль Русской Православной Церкви, общества и государства в сохранении исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий». С 2017 г. ежегодно в нояб. организовывается Международная научно-практическая конференция «Христианство и педагогика: история и современность». С 2014 г. ежегодно в февр. Пензенская ДС устраивает Сретенский бал, приуроченный ко Дню правосл. молодежи, а в окт.-нояб.- Георгиевский фестиваль военно-патриотических клубов Пензенской обл. Церковная благотворительность и социальное служение в 90-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Arhiva La Serghiev Posad va fi prezentat studiul tiinific dedicat istoriei Mnstirii de clugri cu hramurile „Hristos Mântuitorul” i „Sfântul Lazr din Betania, cel a patra zi înviat” 8 februarie 2019 17:25 В январе 2019 года в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры вышла в свет монография «Вифания митрополита Платона». Над книгой работали научные сотрудники Сергиево-Посадского музея-заповедника О.И. Зарицкая, К.А. Филимонов, Л.А. Шитова. В научный оборот вводится обширный материал, включающий целый ряд неизвестных ранее архивных документов о митрополите Платоне (Левшине) и восстановленном ныне из руин Спасо-Вифанском монастыре .   Многие аспекты истории Вифании, особенно начального этапа существования обители, впервые освещены в этом издании. Завершает книгу рассказ о восстановлении Спасо-Вифанского монастыря после долгих лет запустения. Идание увидело свет усилиями настоятеля обители иеромонаха Аверкия (Лопатюка) при поддержке профессора, заведующей кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Е.В. Черниковой. 13 февраля в Сергиевом Посаде в рамках выставки выставка «Преподобный Сергий Радонежский — помощник государству и государям российским» пройдет презентация монографии.   Организаторы мероприятия — Министерство культуры Московской области, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Спасо-Вифанский монастырь. Начало в 15.00. Место проведения: м/к «Конный двор». Адрес: г. Сергиев-Посад, ул. 1-й Ударной Армии, д. 2. Известно, что с 1763 по 1773 г. архиепископ Платон (Левшин) почти неотлучно проживал в Санкт-Петербурге, исполняя должности придворного проповедника и законоучителя наследника престола Павла Петровича. Находясь при царском дворе, владыка сумел внушить императрице глубокое чувство благоговения перед древним Троице-Сергиевом монастырем и его основателем. Не случайно на праздник памяти преподобного Сергия в сентябре 1767 г. из Москвы в Лавру государыня шла пешком. Однако роскошная и суетная жизнь при дворе всегда тяготила архиерея, он не раз подавал прошения об уходе на покой, но получал отказ. Стремление к уединенному иноческому подвигу все же не покидало его.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5370838...

2015, с 25 февр. 2004 в сане митрополита; с 5 окт. 2011 именовался Оренбургским и Саракташским). Оренбургский и Саракташский: митр. Вениамин (Зарицкий; с 22 окт. 2015). Монастыри на территории Оренбургской обл. Действующие: Бузулукский Спасо-Преображенский (мужской, недалеко от Бузулука при Атаманском ключе, учрежден в 1853 из общины, существовавшей с 20-30-х гг. XIX в., закрыт в 1929, возрожден в 2003), бузулукский Тихвинский (женский, в Бузулуке, учрежден в 1859 из общины, существовавшей с 1835, закрыт в 1930, возрожден в 2000), оренбургский Успенский (женский, в Оренбурге, учрежден в 1872 из общины, существовавшей с 1854, закрыт в 1923, возрожден в 2013), Николаевский пещерный (близ с. Покровка Оренбургского у., ныне Новосергиевского р-на, первоначально мужской, учрежден в 1913 из общины, существовавшей с 1906 (утверждена Синодом в 1909 как скит оренбургского Успенско-Макариевского (Мещеряковского) мон-ря), закрыт в 1925, возобновлен в 2002 как женский, официально открыт в 2018), Елисаветинская община при Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия (женская, в пос. Саракташ, учреждена в 1996 как сестричество, с 1999 община), Свято-Андреевский (мужской, в с. Андреевка Саракташского р-на, учрежден в 1996), Николая Чудотворца, святителя (в с. Новоникольском Александровского р-на, в 2002-2010 муж. мон-рь, с 2015 жен. община, с 2018 жен. мон-рь), Димитрие-Солунский (мужской, в Оренбурге, учрежден в 2016), орский в честь Иверской иконы Божией Матери (женский, в Орске, учрежден в 2016). Закрытые: оренбургский Богодуховской Иоанно-Предтеченский (мужской, на горе Маяк недалеко от Оренбурга (ныне в черте города), учрежден 7 янв. 1867, закрыт в 1929), Михаило-Архангельское подворье оренбургского Успенского женского мон-ря (близ с. Бродецкого Оренбургского у., существовало в 1868-1923), оренбургский Успенско-Макариевский (Мещеряковский) (мужской, близ с. Подгородняя Покровка Оренбургского у. (ныне Оренбургского р-на), учрежден в 1895, закрыт в 20-х гг. XX в.), орский в честь Покрова Пресв. Богородицы (женский, в Орске, учрежден в 1898 из общины, существовавшей с 1885, закрыт в 1925), илецкий Николаевский (женский, близ г. Илецка (ныне Соль-Илецк), учрежден в 1900 из общины, утвержденной Синодом в 1893, закрыт в 20-30-х гг. XX в.), Покровский (Разгуляевский) (женский, близ деревень В. и Ср. Каинкуловых Оренбургского у. (совр. пос. Шар Александровского р-на), учрежден в 1904 из общины, существовавшей с 1894, закрыт в 20-х гг. XX в.), подворье афонского Пантелеимонова муж. мон-ря (в Оренбурге, существовало с кон. XIX - нач. XX в., закрыто в 20-х гг. XX в.), Пантелеимоновское подворье Николаевского (пещерного) муж. мон-ря (в Оренбурге, учреждено в 1916, закрыто в 1929).

http://pravenc.ru/text/2581499.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010